Раздел 4. Может ли быть устранен простительный грех без [устранения] смертного греха?

С четвертым, дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что простительный грех может быть устранен без [устранения] смертного греха. Так, глосса на слова [Писания]: «Кто из вас без греха, — первый брось на нее камень!» (Ин. 8:7), говорит, что «все эти люди пребывали в состоянии смертного греха, поскольку простительные проступки были прощены им посредством законных обрядов». Следовательно, простительный грех может быть устранен без [устранения] смертного греха.

Возражение 2. Далее, для отпущения простительного греха не требуется никакого всевания благодати, однако для прощения смертного греха оно необходимо. Следовательно, простительный грех может быть устранен без [устранения] смертного греха.

Возражение 3. Далее, простительный грех отличается от смертного греха больше, чем от другого простительного греха. Но мы уже показали (3; 87, 3), что один простительный грех может быть прощен без другого. Следовательно, простительный грех может быть устранен без [устранения] смертного греха.

Этому противоречат следующие слова [Писания]: «Истинно говорю тебе — ты не выйдешь оттуда», а именно из темницы, в которую человек ввергнут за смертный грех, «пока не отдашь до последнего кодранта» (Мф. 5:26), которым обозначен простительный грех. Следовательно, простительный грех не прощается без [прощения] смертного греха.

Отвечаю: как мы уже говорили (86, 3), никакой грех не может быть отпущен иначе, как только силою благодати, поскольку, по словам апостола, лишь по благодати Своей Господь не вменяет человеку греха (Рим. 4:8), каковые слова, как разъясняет глосса, сказаны о простительном грехе. Но пребывающий в состоянии смертного греха лишен благодати Божией. Следовательно, ему не прощается никакой простительный грех.

Ответ на возражение 1. Те простительные проступки, о которых сказано в приведенном тексте, обозначают несоблюдения и нечистоту, которые имели место у людей с точки зрения Закона.

Ответ на возражение 2. Хотя отпущение простительного греха не нуждается в каком-либо новом всевании благодати по навыку однако оно нуждается в исполнении некоторого акта благодати, которого в том, кто является субъектом смертного греха, быть не может Ответ на возражение 3. Простительный грех не препятствует каждому акту благодати, посредством которого могут быть устранены все простительные грехи, тогда как смертный грех полностью исключает навык к благодати, без которого не может быть отпущен ни смертный, ни простительный грех. Следовательно, приведенная аналогия неудачна.