Раздел 3. Обладал ли Христос как человек силой произведения внутреннего следствия таинств?

С третьим, дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что Христос как человек обладал силой произведения внутреннего следствия таинств. Об это свидетельствуют слова Иоанна Крестителя: «Пославший меня крестить в воде сказал мне: «На Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым»» (Ин. 1:33). Но крестящий Святым Духом внутренне сообщает благодать Святого Духа. И при этом Святой Дух сошел на Христа как человека, а не как Бога, поскольку Бог Сам дарует Святого Духа. Следовательно, похоже, что Христос обладал силой произведения внутреннего следствия таинств как человек.

Возражение 2. Далее, Господь сказал: «Чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи» (Мф. 9:6). Но прощение грехов является внутренним следствием таинств. Следовательно, похоже, что Христос как человек обладал силой произведения внутреннего следствия таинств.

Возражение 3. Далее, учреждение таинств приличествует тому, кто при произведении внутреннего следствия таинств действует как главный действователь. Но очевидно, что таинства учредил Христос. Следовательно, Он же и производил внутреннее следствие таинств.

Возражение 4. Далее, сообщать следствие таинств без сообщения самого таинства может только тот, кто производит следствие таинств посредством собственной силы. Но Христос сообщал следствие таинств без сообщения самого таинства, как это имело место в случае Магдалины, которой Он сказал: «Прощаются тебе грехи» (Лк. 7:48). Следовательно, похоже, что Христос производил внутреннее следствие таинств как человек.

Возражение 5. Кроме того, главным в обусловливании внутреннего следствия действователем является тот, сила которого обусловливает действенность таинств. Но таинства черпают свою силу в страстях Христовых и во имя Его, согласно сказанному [апостолом]: «Разве Павел распялся за вас? Или во имя Павлово вы крестились?» (1 Кор. 1:13). Следовательно, Христос производил внутреннее следствие таинств как человек.

Этому противоречит сказанное Августином о том, что «сила Божия внутренне действует в таинствах, производя их спасительное следствие». Но сила Божия — это Христос как Бог, а не как человек. Следовательно, Христос производит внутреннее следствие таинств не как человек, а как Бог.

Отвечаю: Христос производит внутреннее следствие таинств и как Бог, и как человек, но по-разному. Как Бог Он действует в таинствах посредством Своей силы, а как человек Он содействует произведению внутреннего следствия таинств посредством заслуги и действенно, хотя и инструментально. В самом деле, мы уже показали (48, 1, 6; 49, 1), что страсти Христовы, которые приличествуют Ему со стороны Его человеческой природы, являются причиной оправдания и посредством заслуги, и действенно, но не как их основная причина или Его собственная сила, а как орудие, поскольку Его человечество, как уже было сказано (13, 2), явилось орудием Его Божества.

Однако коль скоро речь идет об орудии, объединенном с Божеством в единстве Лица, то оно некоторым образом главенствует и наделено действенностью в отношении внешних орудий, каковыми, как было разъяснено выше (1), являются служители Церкви и сами таинства. Поэтому подобно тому, как Христос как Бог обладает силой «власти» над таинствами, точно так же как человек Он обладает главенствующей силой служения, или силой «превосходства», которая заключается в четырех вещах. Во-первых, в том, что, как уже было сказано (62, 5), в таинствах действует заслуга и сила Его страстей. А так как силе Страстей мы причащаемся чрез веру, согласно сказанному [в Писании]: «Которого Бог предложил в жертву умилостивления в крови Его чрез веру» (Рим. 3:25), то мы объявляем о своей вере, обращаясь к имени Христа. Таким образом, во-вторых, сила превосходства Христа в таинствах состоит в том, что они освящаются посредством обращения к Его имени. Затем, поскольку своею силой таинства обязаны своему учреждению, то, в-третьих, превосходство силы Христа состоит в том, что учреждать таинства может только Тот, Кто дает им их силу. А так как не причина зависит от следствия, но, пожалуй, наоборот, то к превосходству силы Христовой относится также и то, что Он может даровать следствие таинств без сообщения самого внешнего таинства.

Из сказанного очевидно, как разрешить все разногласия, поскольку, как видим, аргументы обеих сторон в определенной степени являются истинными.