Раздел 8. Необходимо ли, чтобы крестимый веровал?

С восьмым, дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что со стороны крестимого необходима вера. В самом деле, таинство крещения было установлено Христом. Но Христос, сообщая форму крещения, помещает веру впереди крещения: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» ( Мк. 16:16). Следовательно, похоже, что таинство крещения невозможно без веры.

Возражение 2. Далее, в таинствах Церкви ничего не делается всуе. Но согласно церковному обряду пришедшего креститься человека спрашивают о его вере: «Веруешь ли в Бога, Отца всемогущего?». Следовательно, похоже, что крещению необходима вера.

Возражение 3. Далее, для крещения необходимо намерение получить таинство. Но это невозможно без правой веры; действительно, крещение является таинством правой веры, поскольку, как говорит Августин в своей книге о крещении младенцев, его следствием является «соединение крестящихся с Христом», что невозможно без правой веры, согласно сказанному [в Писании]: «Верою вселиться Христу в сердца ваши» (Еф. 3:17). Следовательно, похоже, что тот, у кого нет правой веры, не может получить таинство крещения.

Возражение 4. Кроме того, как мы уже показали во второй части (ИИ-ИИ, 10, 3), неверие является тягчайшим грехом. Но нельзя крестить тех, кто пребывает в грехе; следовательно, тех, кто пребывает в неверии, крестить нельзя.

Этому противоречит следующее: Григорий в письме к епископу Квирику говорит: «Нам известно, что по староотеческим обычаям обратившихся к святой Церкви еретиков, кои прежде были крещены во имя Троицы, допускали к ее груди после или миропомазания, или рукоположения, или простого исповедания веры». Но этого не могло бы быть, если бы для получения крещения человеку была нужна вера.

Отвечаю: как явствует из вышесказанного (63, 6; 66, 9), крещение производит в душе двоякое следствие, а именно печать и благодать. Поэтому что-либо может быть необходимым для крещения [тоже] двояко. Во-первых, как то, без чего не может быть получена благодать, которая является конечным следствием таинства. И в этом смысле для крещения необходима правая вера, поскольку, как явствует из слов [Писания], «правда Божия чрез веру в Иисуса, Христа» (Рим. 3:22).

Во-вторых, что-либо может быть необходимым для крещения потому, что без него не может быть запечатлена крестильная печать. И в этом смысле при исполнении всего того, что присуще таинству, правая вера крестимого необходима не больше, чем [правая вера] крестящего, поскольку таинство совершается благодаря силе Божией, а не праведности служителя или получателя крещения.

Ответ на возражение 1. Эти слова Господа сказаны о крещении как о ведущем нас к спасению путем сообщения освящающей благодати, для чего, конечно же, необходима правая вера. Поэтому Он недвусмысленно говорит: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет».

Ответ на возражение 2. Намерением Церкви при крещении людей является очищение их от греха, согласно сказанному [в Писании]: «Плодом сего будет снятие греха» (Ис. 27:9). Вследствие этой своей заботы она не желает крестить кого-либо помимо имеющих правую веру, без которой отпущение грехов невозможно. Поэтому она спрашивает пришедших креститься, веруют ли они. Тот же, кто, не имея правой веры, получает крещение вне Церкви, не получает его ко спасению. В связи с этим Августин говорит: «От Церкви, уподобляемой раю, мы знаем, что люди могут быть крещены и в сообществах, отделенных от Церкви, но что в другом месте никто не может получить или сохранить свою часть среди святых».

Ответ на возражение 3. Даже тот, у кого нет правой веры в отношении всего остального, может, имея правую веру в отношении таинства крещения, беспрепятственно обладать намерением это таинство получить. Но даже если он и заблуждается в отношении этого таинства, ему для его получения достаточно иметь общее намерение креститься в соответствии с установлением Христа и сообщением его Церковью.

Ответ на возражение 4. Подобно тому, как таинство крещения не должно сообщать не желающему оставить другие свои грехи, точно так же его не должно сообщать не желающему отречься от своего неверия. Тем не менее, если кому-либо из таких сообщается это таинство, то он получает его, хотя и не ко спасению.