Раздел 12. Можно ли крестить сумасшедших и слабоумных?

С двенадцатым, дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что сумасшедших и слабоумных крестить нельзя. В самом деле, как мы уже показали (7), для получения крещения необходимо намерение крестимого. Но сумасшедшие и слабоумные лишены возможности пользоваться разумом, и потому их намерения неупорядочены. Следовательно, их крестить нельзя.

Возражение 2. Далее, превосходство человека над неразумными животными связано с его разумом. Но сумасшедшие и слабоумные не могут надлежащим образом пользоваться своим разумом, более того, подчас от них не ожидают этого даже в той мере, в какой ожидают от детей. Следовательно, похоже, что при таких обстоятельствах сумасшедших и слабоумных не должно крестить точно так же, как никто не крестит неразумных животных.

Возражение 3. Далее, использование разума приостановлено в сумасшедших и слабоумных в гораздо большей степени, чем в тех, кто спит. Но спящих крестить не принято. Следовательно, сумасшедших и слабоумных тоже не надо [крестить].

Этому противоречит следующее: Августин говорит, что его [находящегося в бреду] друга «окрестили, когда отчаялись в его выздоровлении»-, и при этом крещение оказалось действенным. Следовательно, подчас нужно крестить и тех, кто лишен возможности пользоваться разумом.

Отвечаю: в отношении сумасшедших и слабоумных должно проводить различение. Ведь некоторые из них являются таковыми от рождения, лишены периодов ясного сознания и не подают никаких признаков того, что могут пользоваться разумом. В отношении них, похоже, нам надлежит действовать также, как и в отношении младенцев, которые, как мы уже показали (9), крестятся через посредство веры Церкви.

Но есть и другие, впавшие в состояние безумия из [предшествовавшего] состояния здравомыслия. В отношении них мы должны руководствоваться их пожеланиями, выраженными ими тогда, когда они были нормальны, так что если тогда они желали креститься, то их нужно крестить в состоянии сумасшествия или слабоумия даже в том случае, если они отказываются. С другой стороны, если они при здравом уме не выказывали желания получить крещение, то их крестить не должно.

Затем, есть и такие, которые, будучи сумасшедшими или слабоумными от рождения, тем не менее, не лишены периодов ясного сознания, когда они могут пользоваться своим разумом. И если они в такие периоды выражают желание креститься, то их можно крестить и тогда, когда они актуально безумны, хотя, конечно, сообщение им таинства в таком состоянии уместно только в случае какой-либо опасности, иначе лучше дождаться времени их просветления, чтобы они могли получить таинство с большей набожностью. Но если в периоды ясного сознания они не проявляют никакого желания креститься, то во времена их безумия их крестить не должно.

Наконец, есть и такие, которые хотя и не являются в целом разумными, однако все же могут использовать свой разум для того, чтобы задумываться о своем спасении и понимать силу таинства. С ними надлежит обращаться как с людьми здравомыслящими, крестя их исключительно по их воле.

Ответ на возражение 1. Слабоумные, никогда не умевшие и не умеющие ныне пользоваться разумом, крестятся в соответствии с намерением Церкви, равно как в соответствии с церковным обрядом они веруют и раскаиваются, как это имеет место в случае младенцев (9). Те же, которые когда-то умели пользоваться разумом или умеют в настоящий момент, крестятся в соответствии с собственным намерением, которое у них есть теперь или было тогда, когда они были нормальны.

Ответ на возражение 2. Сумасшедшие и слабоумные не умеют пользоваться разумом акцидентно, то есть по причине какого-то препятствия в телесном органе, а не так, как неразумные животные, которые лишены разумной души. Следовательно, приведенная аналогия неудачна.

Ответ на возражение 3. Человека не должно крестить во сне иначе, как только если ему угрожает опасность смерти. В таком случае, если он прежде проявлял желание получить крещение, его надлежит крестить (как и тех сумасшедших, о которых мы говорили выше). О подобном случае рассказывает Августин, говоря о своем друге, который крестился, когда «бредил в предсмертном поту»-.