Раздел 4. Даруются ли человеку посредством крещения благодать и добродетели?

С четвертым, дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что благодать и добродетели не даруются человеку посредством крещения. В самом деле, мы уже показали (62, 1), что таинства Нового Закона «производят то, что означают». Но крестильное очищение обозначает очищение души от вины, а не оформление души благодатью и добродетелями. Следовательно, похоже, что благодать и добродетели не даруются человеку посредством крещения.

Возражение 2. Далее, никто не нуждается в том, чем он уже обладает. Но иные из крестимых уже обладают благодатью и добродетелями; так, мы читаем, что «в Кесарии был некоторый муж, именем «Корнилий», сотник из полка, называемого «Италийским», благочестивый и боящийся Бога» (Деян. 10:1, 2), и что он, тем не менее, впоследствии был крещен Петром. Следовательно, благодать и добродетели не даруются посредством крещения.

Возражение 3. Далее, добродетель является навыком, который определяется как «качество, которое с трудом поддается изменениям, позволяющее действовать легко и с удовольствием». Но и после своего крещения человек сохраняет устраняемую добродетелью склонность к злу, а также испытывает затруднения в отношении того, что связано с актом добродетели, а именно совершения добра. Следовательно, при крещении человек не получает благодать и добродетели.

Этому противоречат следующие слова апостола: «Он спас нас… банею возрождения», то есть крещением, «и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно» (Тит. 3:5. 6). то есть, по разъяснению глоссы, «для отпущения грехов и полноты добродетели». Следовательно, при крещении мы получаем благодать Святого Духа и полноту добродетели.

Отвечаю: как говорит Августин в своей книге о крещении младенцев, «следствием крещения является соединение крестящихся с Христом в качестве Его членов». Затем, полнота благодати и добродетелей проистекает от Христа как Главы ко всем Его членам, согласно сказанному в Писании: «От полноты Его все мы приняли» (Ин. 1:16), из чего следует, что человек при крещении получает благодать и добродетели.

Ответ на возражение 1. Подобно тому, как крестильная вода посредством очищения обозначает очищение от вины и посредством освежения — освобождение от наказания, точно так же посредством своей естественной чистоты она обозначает сияние благодати и добродетелей.

Ответ на возражение 2. Как уже было сказано (1; 68, 2), человеку перед крещением отпускаются его грехи постольку, поскольку он явно или неявно желает креститься, когда же он крестится актуально, то получает более полное отпущение, а именно освобождение от всего наказания. Поэтому до своего крещения такие люди как Корнилий обладают благодатью и добродетелями благодаря своей вере в Христа и своему явному или неявному намерению креститься, а после крещения они получают гораздо большую полноту благодати и добродетелей. В связи с этим глосса на слова [Писания]: «Он… водит меня к водам тихим» (Пс. 22:2), говорит: «Он крещением водит нас к возрастанию добродетели и добрых дел».

Ответ на возражение 3. Затруднения при делании добра и склонность к злу сохраняются в крещеном не из-за недостаточности навыка к добродетелям, а из-за не устраняемого крещением вожделения. Но подобно тому, как крещение ослабляет вожделение так, чтобы мы уже не были его рабами, оно точно так же умаляет и два вышеуказанных изъяна так, чтобы человека не был побежден ими.