Раздел 4. Правильной ли является [словесная] форма этого таинства: «знаменую тебя крестным знамением…» и так далее?

С четвертым, дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что [словесная] форма этого таинства: «Знаменую тебя крестным знамением и утверждаю тебя помазанием спасения, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь», является ненадлежащей. В самом деле, таинства мы унаследовали от Христа и апостолов. Однако Христос не устанавливал эту форму, и при этом нигде не сказано о том, что ее использовали апостолы. Следовательно, такая форма не приличествует этому таинству.

Возражение 2. Далее, подобно тому, как таинство повсюду одинаково, точно так же должна быть одинаковой и форма, поскольку все получает свое единство и бытие от своей формы. Но эта форма используется не всеми; так, некоторые говорят: «Утверждаю тебя помазанием освящения». Следовательно, вышеупомянутая форма не приличествует этому таинству.

Возражение 3. Далее, мы уже показали (2), что это таинство должно быть сообразовано с крещением как совершенствование с тем, что совершенствуется. Однако в [словесной] форме крещения нет никакого упоминания ни о знамении и кресте Христа, хотя при крещении, по словам апостола, человек умирает с Христом (Рим. 6:3 — 8), ни о следствии, каковым является спасение, хотя крещение необходимо для спасения. Кроме того, в крестильной форме имеет место только одно действие, которое крестящий обозначает словами: «Я крещу тебя», чего нельзя сказать о рассматриваемой нами форме. Следовательно, она не является надлежащей формой этого таинства.

Этому противоречит авторитет Церкви, которая всегда использует эту [словесную] форму.

Отвечаю: вышеупомянутая форма приличествует этому таинству. В самом деле, подобно тому, как форма естественной вещи сообщает ей ее вид, точно так же форма таинства должна содержать в себе все, что относится к виду таинства. Затем, из того, что уже было сказано (2), очевидно, что в этом таинстве сообщается Святой Дух ради укрепления в духовной борьбе. Поэтому для этого таинства необходимы три вещи, и все они содержатся в вышеупомянутой форме. Первой из них является причина сообщения полноты духовной силы, каковой причиной является Пресвятая Троица, и она обозначена словами: «Во имя Отца…» и так далее. Второй является духовная сила, даруемая человеку ко спасению посредством видимой материи таинства, и о ней упоминают слова: «Утверждаю тебя помазанием спасения». Третьей является знак, который получает сражающийся, как это имеет место в телесном бою, когда солдаты отмечаются знаком своего командира. К этому знаку, с которым, так сказать, одержал победу наш Царь, относятся слова: «Знаменую тебя крестным знамением».

Ответ на возражение 1. Как уже было сказано (2), подчас следствие этого таинства, то есть полнота Святого Духа, сообщалось посредством апостольского служения, сопровождаемого некоторыми видимыми знаками, чудесно соделанными Богом, Который может даровать следствие таинства без самого таинства. В таких случаях не было никакой необходимости ни в материи, ни в форме этого таинства. С другой стороны, иногда они сообщали это таинство как служители таинства, и тогда они использовали материю и форму согласно заповеди Христа. Ведь апостолы при сообщении таинств соблюдали немало такого, что не нашло отражения в общеизвестных священных текстах. В связи с этим Дионисий в конце своего трактата «О церковной иерархии» говорит: «Что же касается совершительных призываний, то непозволительно истолковывать их письменно и таинственное значение их, равно как и совершаемые через них Богом действия, выводить из тайны к общеизвестности. По чину нашего священного предания мы узнаем их из тайных наставлений»-. Поэтому апостол, рассуждая о службе Евхаристии, пишет: «Прочее устрою, когда приду» (1 Кор. 11:34).

Ответ на возражение 2. Причиной спасения является святость. Поэтому независимо от того, говорим ли мы помазание «спасения» или «освящения», мы говорим одно и то же.

Ответ на возражение 3. Крещение является возрождением к духовной жизни, которую человек проживает внутренне. Поэтому в крестильной форме упомянуто только одно действие, относящееся к освящаемому человеку. Это же таинство определено не только к внутреннему освящению человека, но и к укреплению его в его внешней борьбе. Поэтому помимо упоминания о внутреннем освящении, выраженном словами: «Утверждаю тебя помазанием спасения», человек означается внешне крестным знамением для внешней духовной борьбы, на что указывают слова: «Знаменую тебя крестным знамением».

Затем, само слово «крещение», которое означает «очищение», указывает и на материю, каковой является вода очищения, и на следствие, каковым является спасение. В то же время слово «конфирмация» на них не указывает, и потому их следует упомянуть отдельно.

Кроме того, мы уже показали (66, 5), что местоимение «я» в крестильной форме не является обязательным, поскольку оно подразумевается глаголом от первого лица. То же, что его добавляют, связано с желанием выразить намерение. Однако это не столь уж и важно для конфирмации, которая сообщается только совершеннейшими служителями, о чем мы поговорим ниже (11).