Раздел 7 Даруется ли в этом таинстве освящающая благодать?

С седьмым, дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что в этом таинстве не даруется освящающая благодать. В самом деле, освящающая благодать определена против греха. Но это таинство, как мы уже показали (6), сообщается только крещеному, который очищен от греха. Следовательно, в этом таинстве не даруется освящающая благодать.

Возражение 2. Далее, в освящающей благодати больше всего нуждаются грешники, которые могут быть оправданы только ею. Таким образом, если бы в этом таинстве даровалась освящающая благодать, то, похоже, его нужно было бы сообщать пребывающим в грехе. Однако это совсем нет так.

Возражение 3. Далее, освящающая благодать определена только к одному следствию, и потому вид у нее может быть только один. Но в одном и том же субъекте не может наличествовать две формы одного и того же вида. Следовательно, коль скоро человек получает освящающую благодать при крещении, то дело представляется так, что при конфирмации, которая сообщается только крещеным, освящающая благодать не даруется.

Этому противоречат следующие слова папы Мельхиада: «Святой Дух дарует в купели полноту невинности, а при конфирмации Он сообщает возрастание благодати».

Отвечаю: в этом таинстве, как уже было сказано (1), крещеному для его укрепления дается Святой Дух, как Он был дан апостолам в день Пятидесятницы, о чем читаем во второй [главе] «Деяний апостолов», и как Он был дан крещеным, на которых апостолы возложили руки, как сказано в восьмой [главе] «Деяний апостолов». Но еще в первой части мы доказали (I, 43, 3), что Святой Дух не посылается и не дается без освящающей благодати. Отсюда очевидно, что в этом таинстве даруется освящающая благодать.

Ответ на возражение 1. Освящающая благодать, действительно, устраняет грех, однако она обусловливает и другие следствия, поскольку ее достаточно для того, чтобы шаг за шагом вести человека к жизни вечной. Поэтому Павлу было сказано: «Довольно для тебя благодати Моей» (2 Кор. 12:9); и сам он говорит о себе: «Благодатию Божиею есмь то, что есмь» (1 Кор. 15:10). Следовательно, освящающая благодать сообщается не только для отпущения греха, но и для возрастания и утверждения в праведности. И именно так она даруется в этом таинстве.

Ответ на возражение 2. Как явствует из самого имени этого таинства, оно сообщается ради «утверждения» в том, что уже есть. Следовательно, его нельзя сообщать тому, кто не находится в состоянии благодати. Поэтому оно не сообщается некрещеным, а также тем взрослым грешникам, которые не были возрождены покаянием. В связи с этим в постановлении Орлеанского собора сказано, что «люди должны подойти к конфирмации через пост и исповедание своих грехов, чтобы, очистившись, они смогли принять дар Святого Духа». К тому же рассматриваемое таинство совершенствует следствие не только крещения, но и покаяния, поскольку благодаря сообщаемой этим таинством благодати покаявшийся получает более полное отпущение своих грехов. Но если кто-либо из подступающих [к этому таинству] взрослых находится в состоянии греха, который им не осознан, или раскаяние в котором несовершенно, то благодаря даруемой в этом таинстве благодати он [все равно] получит отпущение своих грехов.

Ответ на возражение 3. Как уже было сказано (62, 2), благодать таинств добавляет к освящающей благодати в широком смысле этого слова нечто такое, что производит особое следствие, к которому определено [то или иное] таинство. Таким образом, с точки зрения благодати в широком смысле слова даруемая в этом таинстве благодать не отличается от той, что даруется при крещении, но [просто] укрепляет то, что уже есть. С другой стороны, если понимать благодать как добавляющую что-то сверх того, что уже есть, то тогда каждая благодать отличается по виду от другой.