9. Незнакомый вам язык похвалы — Потенциально белое пятно

Мы все по своей природе склонны говорить на своем языке признательности. Если я чувствую себя признанным именно через дела служения, тогда это язык, на котором я предпочел бы видеть других людей говорящими со мной. Все будут знать меня как человека, который всегда готов услужить. Я всегда буду готов прийти на помощь и всегда смогу пройти с вами второе поприще. Если меня вдохновляет особое время, тогда я буду вовлекать других людей в разговоры, интересуясь их делами и мыслями. Если я чувствую себя признаваемым через слова ободрения, тогда можно предположить, что я сам словесно поддерживаю тех людей, с которыми работаю. Если я ценю конкретные подарки, значит мне нравится их дарить. Если поглаживание по спине или поднятая ладонь меня вдохновляют, тогда я, скорее всего, выражаю мое принятие других через физические прикосновения.

И напротив, если я делаю то, что является для меня естественным, тогда я редко буду использовать язык признательности, менее всего мной ценимый. Если подарки для меня практически ничего не значат в смысле признания меня ценной личностью, тогда, скорее всего, я буду игнорировать этот язык. Он будет для меня белым пятном. Я могу прийти к мнению, что поскольку он для меня ничего не значит, он также не представляет никакой ценности для других людей тоже. Таким образом, мои коллеги, для которых получение подарков является их основным языком, будут думать, что я их недооцениваю, хотя я буду уверен, что всегда выражаю им свою признательность и одобрение. Например:

СТЕЙСИ — ЯСНОЕ СОЛНЫШКО

Стейси Грант работает менеджером отдела в фирме компьютерной графики. Она руководит группой дизайнеров, которые разрабатывают сайты для корпоративных клиентов. Стейси — сама великолепный дизайнер и одновременно талантливый руководитель. Ей нравится координировать команду дизайнеров и руководить производственным процессом.

Стейси — положительный и доброжелательный руководитель, и ее все любят. Ее основной язык признательности — слова ободрения. Ей нравится говорить сотрудникам комплименты, и хотя она может в этом не признаться, ей нравится, когда ее хвалят перед руководителями и членами команды. Ей никогда не надоест слушать, как хорошо она справляется с работой.

Естественно, Стейси старается ободрить членов своей команды на том же языке. Она исключительно щедра на хвалу, часто говорит сотрудникам, как прекрасно они справляются с работой и как талантливо используют свои творческие способности. Это хорошо, особенно для тех, чей язык совпадает с ее языком признательности. Ее стиль общения создает в коллективе позитивную атмосферу.

Но наименее признаваемым для Стейси является язык служения. Она не любит, когда кто-то предлагает ей помощь в работе. Она все предпочитает делать сама. Более того, она считает предложения о помощи вторжением в ее зону ответственности и думает, что таким образом люди лишь причиняют ей дополнительные проблемы. Именно поэтому Стейси редко сама предлагает помощь сотрудникам даже тогда, когда она могла бы помочь им быстрее и лучше справиться с проектами. Этот фактор создает напряженность в ее отделе среди тех, для кого дела служения являются основным языком признательности.

Кэролайн, одна из дизайнеров в отделе Стейси, является опытным и ценным работником. Она добилась высокого профессионализма в деле создания сайтов для компаний, которые продают свою продукцию через Интернет. У нее имеется целый ряд крупных, серьезных клиентов. Кэролайн, как и многие графические дизайнеры, иногда отстает с проектами, и тогда ей приходится задерживаться на работе допоздна.

Основной язык Кэролайн — дела служения. Она высоко ценит ситуации, когда другие люди предлагают ей помощь в осуществлении проекта, тем более если она не успевает со сроками. Поэтому когда никто ей не помогает, она страдает из-за отсутствия подобной поддержки. Кэролайн нельзя назвать безответственным человеком, вообще она редко нуждается в помощи других. Но когда она не успевает, она была бы весьма благодарна коллегам за помощь. Когда проект оказывается под угрозой, а Стейси приходит и начинает поддерживать ее своим красноречием, легче ей не становится.

— Ты молодец, у тебя все прекрасно получается, — говорит Стейси, подходя к Кэролайн и глядя на ее работу.

— Спасибо, — довольно угрюмо отвечает Кэролайн. — Но мне еще многое нужно успеть к девяти утра до презентации проекта клиенту. Мне сегодня снова придется задержаться допоздна.

— О, я уверена, ты все успеешь, — говорит Стейси. — Ты всегда все успеваешь. Я ценю твою преданность работе, и мне нравится, что ты продумываешь все мелочи.

Она гладит Кэролайн по плечу и возвращается в свой офис.

— Большое спасибо, — про себя бормочет Кэролайн. — Немного помощи мне бы не помешало. Но нет, мисс Стейси-ясное солнышко все бегает и бегает, и всем говорит, как мы хорошо работаем. Хотелось бы увидеть немного больше дел и меньше слов.

Стейси уверена, что она достаточно активно поддерживает своих работников и что она реально воодушевила Кэролайн своим словесным одобрением. Но Кэролайн не ощутила поддержки со стороны Стейси и даже испытывает обиду за ее «несообразительность». Это классическое недопонимание в общении и, как следствие, напряжение во взаимоотношениях.

Если бы Кэролайн решилась сказать, что в трудные моменты не чувствует со стороны руководителя отдела поддержки, Стейси, скорее всего, удивилась бы и смутилась.

— Что? Как ты можешь не чувствовать моей поддержки? Кэролайн, я всегда замечаю и хвалю твою работу. Я говорила о тебе даже на одном из наших корпоративных собраний! Я тебя просто не понимаю!

Кэролайн могла бы ответить:

— Стейси, ты действительно говоришь мне много добрых слов, а я, со своей стороны, делаю все, чтобы хорошо выполнить работу. Но должна сказать, что мне иногда бывает трудно уложиться в сроки, и в таких ситуациях мне необходима помощь. Слова — это здорово, но реальную помощь я оценила бы еще больше.

В этом вся проблема. Стейси проявляет инициативу и выражает свое восхищение работой Кэролайн, но не так, как того хочет ее подчиненная. Кэролайн не чувствует поддержки, и потому обижается. Стейси, в свою очередь, может почувствовать, что тратит слова впустую, ободряя Кэролайн, и ее самооценка руководителя тоже может от этого пострадать. Поскольку дела служения почти ничего не значат для Стейси, ей очень трудно понять, что они много значат для Кэролайн.

ЧЕРНАЯ ДЫРА

В астрономии существует такое явление, как черная дыра, и она засасывает в себя практически все, что ее окружает, — свет, материю, энергию. Все, что в нее попадает, никогда назад не возвращается. Черная дыра забирает и забирает, и никогда ничего не отдает.

Наименее ценимый человеком язык признательности можно сравнить с черной дырой в рабочей обстановке. Когда коллега менее всего ценит слова ободрения, не важно, как часто вы его будете хвалить, ни одно из ваших слов в нужную цель не попадет. Такие люди все равно не почувствуют ни поддержки, ни радости от ваших комплиментов, благодарственных записок или признания их заслуг перед всем коллективом. Словесная похвала им безразлична. Вы просто зря потратите собственные силы. То же можно сказать о любом языке, — если вы посвятите особое время человеку и попытаетесь помочь ему в работе, когда ему это не нужно, или подарите билеты на матч, хотя это ему глубоко безразлично.

Понимание этого может сэкономить вам массу времени и эмоциональной энергии, если вы готовы это признать, — наименее ценные языки для людей вообще ничего не значат.

Это не значит, однако, что этот человек странный и даже ненормальный. Просто он совсем другой, не похож на вас. Мудрый руководитель и коллега поймет и признает эту разницу.

Понимание и принятие различий, имеющихся у ваших сотрудников, осознание того, от чего именно они чувствуют себя признанными и ценными личностями, очень важно для вашего успеха как руководителя. Если вы этого не поймете и не внедрите в практические взаимоотношения со Своими работниками, вы потратите уйму времени и сил, пытаясь подбодрить их способами, которые не окажут на них никакого воздействия.

В таких случаях вы невольно начнете избегать или отталкивать от себя членов команды, говорящих на иных языках признательности. Вы можете решить, что это неблагодарные, всем недовольные люди, которые не ценят ни вас, ни того, что вы для них делаете. Вы можете прийти к выводу, что угодить им вообще невозможно, как невозможно показать, что вы их работой довольны. Конечно, это не так, именно поэтому важно знать свой наименее ценимый язык признательности и понять, что это ваше потенциально белое пятно, и тогда вы сделаете важный шаг к тому, чтобы эффективно выражать свою признательность практически любому человеку. Пожалуйста, прочитайте статью «Почему наименее ценимый вами язык похвалы может оказать наибольшее влияние на вашу карьеру» в Приложении в конце книги или на сайте: www. appreciationatwork.com/resources.

ПРЕОДОЛЕТЬ БЕЛОЕ ПЯТНО

Первым шагом на пути к избавлению от белого пятна является ваше осознание его наличия. Предположим, что вы ответили на вопросы анкеты Мотивации похвалой и определили самый незначительный для себя язык, и теперь обладаете этой информацией. Однако, скорее всего, вы действительно не понимаете этого языка признательности.

Для меня (Пола) на работе или во взаимоотношениях с другими людьми язык конкретных подарков — наименее приемлемый. Конечно, мне нравится, когда мне дарят сертификат на посещение кофейни «Старбакс», но на самом деле я не вижу в этом ничего особенного. Я могу взять этот сертификат, а могу и отказаться. Поэтому мне сложнее поставить себя на место другого человека и по-настоящему понять, как можно ценить какие-то подарки. Я часто ловлю себя на таких мыслях: «Отчего они так радуются тому, что никакой ценности не представляет?» Или: «Я действительно этого не понимаю. Я бы больше радовался, если бы меня искренне похвалили, чем подарили бесплатное посещение фитнесс-клуба».

Поэтому я сам завожу разговор с некоторыми из моих коллег, для которых конкретные подарки являются основным языком признательности. Я спросил одного из членов моей команды:

— Тебе действительно нравится, когда тебе дарят билеты на спортивные матчи? Почему тебе это кажется таким важным?

Его ответ помог мне увидеть ситуацию с его позиции.

— Дело в том, — ответил Джо, — что, во-первых, это показывает, что мой руководитель нашел время и желание выяснить сферу моих интересов и то, что мне действительно нравится. Если бы он подарил мне билеты на балет, он бы прогадал и потратил свое драгоценное время зря. В колледже я играл в бейсбол и по сей день люблю ходить на игры. Во-вторых, он взял на себя инициативу, потратил силы и нашел нужные билеты. Мне нравится не столько вложение денег в этот билет, а тот факт, что человек посвятил время и силы на поиск этого подарка. Он показал, что готов сделать все, чтобы поощрить и ободрить меня. Теперь я убедился, что он действительно ценит и уважает меня как работника.

Если вы уже определили свой наименее ценный язык, мы советуем вам поговорить со своими коллегами, чтобы выяснить, для кого этот язык является самым важным. Спросите их, что означают для них такие способы выражения признательности, и действительно ли они позволяют им почувствовать вашу поддержку и ободрение. Постарайтесь глубже понять, как именно можно повлиять на них при помощи этого языка. Тогда вы легче научитесь разговаривать на нем с теми сотрудниками, для которых этот язык является самым важным.

РЕШЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ, КОТОРУЮ ВЫ ПОЛУЧИЛИ

Всем известно, что успешные менеджеры и руководители стараются понять позицию другого человека. Если руководитель не способен посмотреть на мир с перспективы другого человека, он может прийти к неверным выводам, а в результате этого примет неверные решения, базируясь на неточной информации.

Так, если результаты анкетирования Мотивации похвалой указывают, что для них наиболее важным является особое время, мудрый менеджер или коллега очень серьезно отнесется к этой информации. Возможно, вы не до конца понимаете, почему им так важно проводить с вами время, но вы идете на это, потому что решили серьезно отнестись к тому, что они говорят. Если вы решите добиться полного понимания того, почему для них это важно, вы потеряете уйму времени и возможностей выразить этим людям свое признание и в процессе можете потерять ценного работника.

ПЛАНИРУЙТЕ ГОВОРИТЬ НА ИХ ЯЗЫКЕ

Даже если мы принимаем позицию другого человека и ценим его отличие от нас, все равно трудно постоянно действовать так, как надо. Мы по своей природе склонны возвращаться к своему пониманию и предпочтениям. Поэтому руководитель, который ценит слова ободрения, автоматически начнет нахваливать членов своей команды.

Мы обнаружили, что для того, чтобы постоянно и эффективно выражать свою признательность коллегам на языке, который для нас является белым пятном, нам нужно конкретно запланировать говорить на нем. Общение на языке, наименее ценном для нас, потребует от нас больше усилий, все это не дается нам легко и естественно. Нам нужно помнить об этом и стараться искать возможности, чтобы поговорить с людьми на их языке.

Для достижения успеха вам нужно запланировать, как именно вы будете выражать похвалу своему сотруднику, который говорит на языке, для вас непривычном. Например, если особое время для руководителя — это наименее ценный язык, он не станет спонтанно проводить время со своими коллегами. Ему и в голову не придет, что кому-то это важно и нужно. Поэтому член команды, для которого этот язык является основным, может «голодать» из-за отсутствия признания со стороны своего начальника. Мудрый руководитель возьмет на себя инициативу и запланирует регулярные встречи с этим человеком. Он может сказать самому себе: «Я знаю, что для Гленды это основной язык признательности. Для меня он не имеет никакого значения. Поэтому мне лучше внести наши беседы с ней в расписание, и тогда я смогу хотя бы раз в неделю остановиться у ее стола, чтобы поговорить с ней». Мы обычно делаем то, что планируем.

Язык, который мы не ценим, может стать «белым пятном» в выражении нашей признательности тем людям, для которых он исключительно важен. Понимание этой динамики и осознанные шаги по правильному пути помогут создать такую обстановку, когда все члены команды чувствуют себя нужными и важными людьми в глазах своего руководителя и других работников.

НЕМНОГО О ЛИЧНОМ

1. Какой язык признательности для вас является для вас самым важным?

2. Есть ли у вас сотрудники, результаты анкеты Мотивации похвалой которых, что язык, наименее ценный для вас, является их основным языком похвалы?

3. Можете ли вы вспомнить, когда в последний раз вы говорили со своими коллегами на этом языке? Готовы ли вы включить в свои планы общение на основном языке признательности этого конкретного человека уже на следующей неделе? Если да, то запишите это решение в свои планы.

4. Когда вы разговариваете на их основном языке, внимательно наблюдайте за их реакцией. Мы думаем, что вы сразу увидите результаты своих стараний и желания выразить признательность на их языке.