Раздел IV. Преодоление обычных препятствий

13. Изменяется ли со временем язык похвалы конкретного человека?

Когда мы работаем с компаниями по применению модели Мотивации похвалой, нас часто спрашивают: «Может ли основной язык похвалы человека измениться в зависимости от ситуации?» Если ответ на этот вопрос положительный, тогда возникает другой вопрос: «Как понять, что основной язык признательности человека изменился?» Ответ на этот вопрос и станет главной темой данной главы.

Начнем с того, что основной язык похвалы человека, как правило, остается неизменным в течение всей жизни. Это можно сравнить с основными характеристиками его личности. Человек организованный всегда будет хорошим организатором. С другой стороны, есть люди, которые полжизни тратят на поиски собственного мобильника. Так называемые «жаворонки» всегда с наибольшей продуктивностью используют утреннее время до одиннадцати часов, а «совы» по-настоящему приходят в себя после десяти вечера. Эти свойства личности обычно сохраняются на всю жизнь. Они являются неотъемлемой частью каждого из нас.

Однако следует пояснить, мы не утверждаем, что человек с течением жизни вообще не изменяется. Мы знаем, что неорганизованные люди могут сделать определенные шаги и стать более организованными. Совы с помощью небольшой дозы кофеина, может, не увидят рассвет, но встанут вовремя, чтобы услышать пение птиц за окном.

И хотя основной язык признательности может быть характерной чертой для человека всю жизнь, существуют определенные факторы и периоды жизни, когда второй язык похвалы может занять более важное место, а основной на этот период понизится в рейтинге эмоциональной ценности. Также могут быть ситуации, в которых наименее значимый язык признательности может стать значимым. Мы хотим обсудить две ситуации, в которых главный язык похвалы может сдвинуться по шкале ценности.

ЭТАПЫ ЖИЗНИ И ЖИЗНЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

Во-первых, большое значение имеют этапы жизни и ее обстоятельства. Многие из нас на личном опыте или на опыте других людей столкнулись со значительными медицинскими проблемами. Возможно, кто-то из родных или близких пережил несчастный случай, или его жизни угрожает смертельный диагноз, в результате чего он попал на больничную койку или находится на пути к выздоровлению. В таких ситуациях мы напрягаем все силы, пытаемся справиться с тяжелой нагрузкой на время и эмоциями. Мы беспокоимся о неизвестном и задаемся вопросом о том, что будет с нашими любимыми.

В такое время исключительно важна эмоциональная поддержка и ободрение со стороны семьи и друзей, а также коллег по работе. В такие непростые периоды жизни наш язык признательности может измениться.

Например, Майкл — добросовестный бухгалтер в одной аудиторской фирме. Когда он впервые прошел тестирование MBA, его основным языком были признаны слова ободрения. Майкл согласился с этим результатом. Его наибольшим образом вдохновляли именно добрые слова людей и их словесная признательность.

Через полгода после тестирования его жене поставили диагноз рак. Следующие два года были отмечены постоянными визитами к врачу, двумя операциями и химиотерапией. В это время коллеги Майкла сплотились вокруг него и во всем его поддерживали. Две женщины с работы оставались с детьми Майкла, когда он возил жену на встречи с врачами. Две другие сотрудницы после каждой операции готовили обеды в доме Майкла.

Майкл позже сказал этим четырем коллегам: «Я никогда не забуду того, что вы для нас сделали. Я бы не справился без вашей помощи». Он по сей день оглядывается на этот период в своей жизни, испытывая глубочайшую признательность своим коллегам за их заботу и готовность служить. В тот период жизни языком, говорившим к нему наиболее эффективным образом, были не слова ободрения, а дела служения. Когда мы заглянули в результаты его тестов, оказалось, что дела служения были его вторым языком признательности. И во время личного кризиса второй язык занял место первого.

Конкретные шаги в рамках излюбленного языка признательности также могут измениться на разных этапах жизни. Брайан — менеджер по продажам в производственной фирме. Ему за тридцать, и он много ездит по стране, посещая потенциальных заказчиков. Для проведения деловых встреч он часто с этими людьми посещает хорошие рестораны. Раньше, как и многие другие молодые пары, Брайан со своей женой Сэнди жили довольно скромно, и посещение ресторана для них было праздником. В то время сертификат на посещение ресторана для Брайана с женой был бы реальным подтверждением признательности за его хорошую работу. Но теперь такой подарок не представляет ценности для Брайана, хотя его основным языком являются конкретные подарки. Он со своей женой очень любит и ценит музыку, и поэтому в качестве подарка они предпочитают билеты на концерты. Это пример того, как конкретные детали в рамках одного языка похвалы могут измениться с течением времени и с изменением жизненных обстоятельств.

Или возьмем, к примеру, Бренду. Она добилась наивысших показателей в стране среди специалистов по продажам в своей компании. Ее основным языком признательности являются слова ободрения. Когда ее впервые чествовали как «продавца месяца», она позвонила маме и рассказала о своих успехах. Она даже прочитала благодарственные слова на полученной ею награде. Она была счастлива и чувствовала себя по-настоящему ценимой. Через четыре года таких призов и памятных табличек за многочисленные достижения стало так много, что она не знала, куда их девать. Теперь она относится к подобным знакам внимания почти равнодушно и редко делится этим с мамой или другими людьми. Она просто укладывает очередной приз в кладовку и устремляется к следующим достижениям.

Недавно ее руководитель зашел к ней в офис и сказал: «Бренда, я выдал тебе больше призов и наград, чем кому-либо еще в истории нашей компании. Я могу выдать тебе еще столько же, если хочешь. Но я специально пришел к тебе, чтобы ты знала, что я действительно ценю твой вклад в дело нашей компании. Ты не только несравнимый продавец, ты самый значительный человек в нашем отделе сбыта. Хочу, чтобы ты знала, что я искренне ценю твой вклад в развитие нашей организации. На следующей неделе, если ты не возражаешь, я преподнесу тебе очередную награду. Но я хочу, чтобы ты знала, что я делаю это не потому, что должен, но потому что искренне ценю все то, что ты для нас делаешь». Бренда поблагодарила своего начальника за эти слова. Когда он вышел из ее офиса, у нее из глаз полились слезы, и она сказала про себя: «Похоже, он действительно ценит мои усилия».

Слова ободрения для Бренды — основной язык похвалы, однако ее начальник нашел время, чтобы зайти к ней и лично выразить ей свою признательность, что глубоко тронуло Бренду. Подобная похвала оказалась намного эффективнее, чем публичное признание ее заслуг перед коллегами. Ее начальник говорил на языке особого времени в сочетании со словами ободрения.

Но как узнать, не изменился ли основной язык признательности человека за истекшее время, и как быть уверенным, что практические шаги, которые следует предпринять в связи с этим, тоже изменились? Иногда это можно заметить, просто обратив внимание на конкретные обстоятельства. Коллеги Майкла знали о болезни его жены, а самые близкие сотрудники видели, что он нуждается в помощи, и инстинктивно откликнулись на эту нужду. Они не пытались разгадать, на каком языке признательности следует говорить с Майклом. Но они подумали о том, чем они могли бы помочь в создавшейся ситуации. Ответив на его нужду, они на деле самым убедительным образом показали Майклу, насколько они его ценят как личность. Если мы просто будем в курсе жизненных обстоятельств коллег, мы сможем интуитивно понять, какая помощь окажется для них наиболее актуальной.

С другой стороны, руководитель Брайана или его коллеги могли не знать, что сертификат на посещение ресторана более не значит для него того, что означал прежде. Начальник и коллеги должны были узнать от него, что он теперь предпочитает билеты в театр вместо сертификата в ресторан. Вот почему мы призываем людей, прошедших тестирование по программе MBA и указавших конкретные шаги, которые они хотели бы видеть со стороны окружающих, каждые полгода перепроверять и предоставлять своему окружению информацию о действиях, которые они считают для себя наиболее эффективными. Если сам руководитель каждые полгода будет перепроверять эти данные, его сотрудникам вслед за ним будет намного легче это сделать.

Начальник Бренды, возможно, не догадывался, что его визит к ней в офис и время, которое он посвятил ей, стали таким значительным выражением признательности. Но если Бренда скажет ему, насколько важными она считает его визит и слова, начальник будет знать, что особое время и слова ободрения для Бренды значат намного больше, чем публичное признание.

ТОНЯ, ГЛЕНН И ДИНАМИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Позвольте нам немного порассуждать как психологам. На раннем этапе развития психологии (с начала 1900-х и до 1970-х годов) психотерапевты основное внимание уделяли отдельным лицам — их личностным характеристикам, поведенческим моделям, привычкам и тому, как они мыслят. Но со временем психологи пришли к пониманию, что поведение человека происходит в контексте — внутри системы (или взаимоотношений), а не в изоляции. Это открытие привело к развитию того, что было названо Теорией систем. Основная ее идея сводится к тому, что поведение людей и их мысли лучше всего можно понять тогда, когда вы понимаете систему, в которой они живут. Это откровение привело к развитию семейной и брачной терапии и социальной психологии. Эти отрасли науки стремятся дать более глубокое понимание того, как социальный контекст человека (люди, с которыми он взаимодействует) изменяет поведение человека. Например, есть разница между тем, как девочка-подросток приветствует своих друзей или свою бабушку.

Ключевой момент нашей дискуссии заключается в том, что основной язык похвалы человека может сдвигаться в зависимости от того, с кем этот человек общается. Например, люди могут ожидать от коллег одного и совсем другого от своего начальника. Личность начальника также оказывает влияние на то, чего ждет сотрудник в плане выражения признательности. При исследовании этого вопроса было совершенно очевидно, что наши языки похвалы, продолжая оставаться актуальными для нас, также подвергались влиянию человека, с которым мы общаемся. Чтобы наглядно представить это, вспомните, как вы общаетесь со своим сегодняшним начальником, и сравните свое общение с предыдущим руководством. Вы все тот же человек (хотя, конечно, вы тоже в чем-то изменились), но вы общаетесь и реагируете на этих людей по-разному в зависимости от личных характеристик этих людей.

Эта динамика межличностных отношений также оказывает воздействие на язык признательности. Подумайте вот о чем. Тоня любит комплименты и другие словесные выражения признательности, поскольку это ее основной язык похвалы. Однако сегодняшний начальник Тони — это энергичный и многословный профессионал в области маркетинга. Гленн, так его зовут, — активный человек и всегда готов высказать позитивный комментарий практически каждому, кого встре-чает. «Сегодня отличный день! Как дела, Джозеф? Я восхищаюсь работой, которую ты вчера для меня сделал. Просто великолепно!» После этого он переходит к следующему работнику с восторженной похвалой в его адрес.

Люди любят Гленна, потому что он такой позитивный и добрый. Но он так много хвалит, что его многословие уменьшает ценность произносимых им добрых слов. И когда Гленн делает очередной комплимент Тоне, она ему благодарна за это, но в то же время относится к сказанным словам с большим скептицизмом.

Но если Гленн останавливается рядом с рабочим столом Тони и не только спрашивает, как у нее идут дела, но просит поделиться с ним предложениями и идеями, способными улучшить эффективность работы во всем отделе, — вот тогда Тоня искренне радуется. Когда он задерживается рядом на достаточно долгое время, чтобы поговорить с ней, она видит, что он искренне ценит ее старание и стремление к достижениям. Она знает, что Гленн — человек активный и занятой. Он редко засиживается с долгими разговорами. Ему постоянно звонят, присылают текстовые сообщения, либо подходят люди, желающие с ним переговорить. К его чести он быстро отвечает на звонки, однако он может быть немного рассеянным. Посреди разговора он может вспомнить, что ему нужно срочно кому-то позвонить, и тут же делает это. «Не забудь, что хотела сказать, — говорит он ей. — Мне нужно обязательно позвонить Кевину, я быстро. Всего секунду». Но когда он находит время, чтобы подтвердить свою признательность Тоне не только на словах, она видит его искренность.

Интересно отметить, что особое время — это второй по значимости язык похвалы для Тони. Во взаимоотношениях с Гленном он явно становится важнее, чем ее первый язык признательности. И хотя результаты тестирования MBA покажут Гленну, что Тоня ценит слова ободрения, на самом деле в общении с Гленном она в большей степени оценит особое время, которое он может ей уделить.

Но кто может осознать подобный сдвиг в значимости языков? Сама Тоня. Со временем, если она обратит внимание на свои внутренние позывы, она поймет, что на самом деле хочет, чтобы ее руководитель уделял ей особое время. Поэтому ей очень важно уяснить это для себя и Гленна тоже. Возможно, она заведет с ним разговор на эту тему:

«Гленн, можно тебя на минутку? Мне нужно сказать тебе кое-что. Помнишь, мы все прошли анкетирование по языкам признательности, чтобы ты знал, как эффективнее всего воодушевить и мотивировать нас? Может, ты помнишь, что мой язык — слова ободрения? Мне нравятся комплименты и похвала, мне нравится слышать, что я хорошо справляюсь, и ты здорово умеешь подбадривать людей добрыми словами. Но я недавно поняла, что поскольку ты так много нас воодушевляешь и вдохновляешь и поскольку ты всегда такой занятой, что я намного больше стала ценить моменты, когда ты уделяешь время, чтобы остановиться рядом с моим рабочим местом и поговорить. Ты спрашиваешь, как мои дела, и ты готов выслушать мои мысли и предложения относительно повышения эффективности нашей компании. Пойми меня правильно. Мне по-прежнему нравится, когда ты хвалишь меня за работу. Но для меня значит еще больше, когда я вижу, что тебе действительно интересны мои мысли о том, как сделать нашу работу лучше. Ты меня понимаешь?»

Теперь у Гленна есть информация для более эффективного выражения своей похвалы в адрес Тони. Благодаря этой динамике основной язык Тони в общении с Гленном сдвинулся от слов ободрения к особому времени. Однако во взаимоотношениях Тони с коллегами ее основной язык слова ободрения остался прежним.

Есть еще один фактор, который иллюстрирует ситуацию с Тоней. Когда человек получает нужную дозу похвалы на своем основном языке, тогда его второй язык может стать более значимым, чем раньше. Основной язык Тони — слова ободрения. Этот язык выражает ее суть. Но учитывая, что Гленн щедро и с избытком осыпает ее добрыми словами признательности, они стали для нее менее важными, а язык особого времени — более ценным. Мы полагаем, что если бы Гленн перестал постоянно произносить в ее адрес хвалебные слова, на место основного языка признательности сразу же вернулись бы слова ободрения.

Или другая ситуация, с Тимом. Он любит и умеет работать и предъявляет к себе высокие требования. Но учитывая природу его работы и тот факт, что компания сократила объемы производства, ему иногда становится действительно трудно, поскольку от него ожидают намного большего объема работ. Исходя из результатов тестирования MBA можно увидеть, что его основным языком похвалы являются дела служения. Когда коллеги помогают ему с проектом, он искренне этому радуется. Однако есть один коллега, помощи которого Тим не рад. Этот человек говорит не переставая, а Тим по сути своей человек спокойный и молчаливый. Когда этот коллега берется помочь ему, он рассказывает шутки и истории не закрывая рта. Тима это отвлекает и раздражает, и он не может сосредоточиться на работе. Поэтому, с учетом динамики их взаимоотношений, основным языком Тима с этим человеком уже не являются дела служения. Когда этот человек подходит к нему с предложением помочь, Тим говорит: «Нет, спасибо. Я справлюсь. Спасибо, что спросил».

Мы надеемся, что эти иллюстрации помогли вам яснее увидеть влияние динамики межличностных отношений на языки признательности. Остается один вопрос: «Как разговорчивый коллега Тима узнает, что его основным языком в общении с ним уже не являются дела служения?» В конце концов он видел распечатки результатов Тима в тестировании MBA и был искренним в своем желании выразить ему свою признательность через помощь в работе. Мы думаем, что прежде чем начать говорить с человеком на языке, который вы считаете для него основным, спросите его: «Хочешь, я тебе помогу?» Если он отвечает отрицательно, и если так вам ответили хотя бы дважды, значит, его основной язык в общении именно с вами — не дела служения.

Подобное откровенное выяснение может быть использовано со всеми языками признательности. Если вы думаете, что основным языком похвалы человека являются слова ободрения, вы можете спросить: «Я хотел выразить тебе свою признательность, но много ли значат для тебя слова ободрения?» Если человек ответит утвердительно, тогда помните, люди достаточно хорошо себя знают. Пусть их ответ поможет вам понять, как именно вы сможете выразить им свою признательность. Если вы считаете, что с ними лучше говорить на языке конкретных подарков, вы можете сказать: «Когда я был в Далласе, я купил тебе небольшой подарок, потому что хотел, чтобы ты понял, как я ценю твой вклад в работу нашей компании. Но если ты равнодушен к подаркам, я отдам его кому-нибудь другому. Или ты примешь мой дар?» Поскольку вы спросили его об этом, даже если конкретные подарки не являются его языком похвалы, он все равно убедится в вашей искренней признательности в его адрес. Тот факт, что вы спрашиваете, значит ли что-нибудь для него подарок, уже говорит о вашей искренности.

Тем самым в этой главе мы хотим сказать, что не следует удивляться, если вы обнаружите изменения и сдвиги в вашем основном языке похвалы в разных обстоятельствах и с разными людьми. Также не стоит удивляться тому, что подобные вещи могут происходить с вашими коллегами. Однако это не значит, что концепция основного, второго и наименее значимого языка потеряла свой смысл. Скорее, с этой информацией мы осознаем факт наличия переменных величин, понимая, что мы люди, а потому мы можем меняться.

Мы призываем вас к наблюдению за своей внутренней реакцией и реакцией ваших коллег. Жизнь не статична, люди и обстоятельства со временем меняются. Мы уверены, что самые лучшие руководители — это люди, которые хорошо знают своих подчиненных, продолжают изучать их, делая необходимые корректировки, когда это нужно. Реальность факторов, которые мы здесь обсудили, снова указывает на важность постоянной перепроверки информации о своих сотрудниках. В результате такой перепроверки вы быстро обнаружите любые изменения в их основном или втором языке и будете говорить на языке, который они понимают и ценят.

КАК ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ЯЗЫКИ ЛЮБВИ СООТНОСЯТСЯ С ЯЗЫКАМИ ПРИЗНАТЕЛЬНОСТИ

Люди, которые знакомы с книгой «Пять языков любви» и уже определили свои предпочтительные языки в личных взаимоотношениях, часто спрашивают о взаимосвязи между двумя сферами применения этих языков (более подробно об этих книгах можно узнать на сайте www.5lovelanguages. com). Нас часто спрашивают: «Какова связь между личными языками любви и языками признательности? Идентичны ли они? Они как-то связаны между собой? Или это совершенно разные языки?»

Во-первых, давайте поясним кое-что для людей, не знакомых с книгой «Пять языков любви». Я (Гэри) в своей работе с супружескими парами (часто в контексте семейной консультации) обнаружил, что муж и жена по-разному выражают свою любовь друг к другу. В течение нескольких лет я собирал данные, в результате чего выяснил, что эти выражения любви делятся на несколько категорий, или языков. Результатом моих исследований и практического опыта в оказании помощи супружеским парам стали мои объяснения этого феномена в книге «Пять языков любви». После этого мы обнаружили, что эти языки любви и признательности также применимы к другим видам взаимоотношений между людьми, поэтому мы стали исследовать эту проблему дальше, в результате чего была написана книга «Пять языков любви ребенка» (в соавторстве с Россом Кэмпбеллом), затем «Пять языков любви подростка» и для одиноких людей. За прошедшие девятнадцать лет мы получили массу отзывов, и за это время было продано более шести миллионов экземпляров наших книг на сорока языках мира. Основополагающие концепции этого явления, применимые в восстановлении отношений, были изложены в «Пяти языках любви в прощении», в книге, написанной в соавторстве с Дженифер Томас.

В связи с этим возникает вопрос: «Каким образом предпочитаемые языки любви в личных и семейных отношениях сравнимы с излюбленным языком на рабочем месте?» У нас имеется три разных источника информации, чтобы ответить на этот вопрос. Во-первых, исходя из теоретической перспективы и природы человеческого поведения. Во-вторых, из практического опыта, приобретенного в многолетней работе с пятью языками любви. И, наконец, исследовательские данные и информация, любезно предоставленная нашими клиентами и практикантами.

Исследования человеческого поведения показывают две достаточно распространенные и постоянные темы: (а) люди обычно ведут себя привычным для себя образом до тех пор, пока в их жизни не происходит какое-то важное событие, которое оказывает на них определенное воздействие; (б) конкретные поступки человека варьируются в зависимости от обстоятельств, а также в ответ на действия людей, с которыми мы взаимосвязаны. Вся концепция личности построена на уверенности в том, что люди ведут себя и реагируют друг на друга в соответствии с общепринятыми моделями поведения настолько, что можно предугадать их поведение или реакцию, так что они становятся характерной особенностью этого человека. Но мы также знаем, что действия человека могут варьироваться в значительной степени в зависимости от людей, с которыми этот человек вступает во взаимодействие, — их супруги, дети, начальник, друг или мать.

Можно сказать, поэтому, что, в общем, способы, которыми люди предпочитают выражать воодушевление, признательность или привязанность, одинаковы в разных обстоятельствах и ситуациях. Но мы также утверждаем: существует вероятность того, что их отношение к другим людям и предпочтения, связанные с отношениями к ним других людей, могут изменяться в зависимости от того, с кем они общаются и какие у них складываются взаимоотношения.

Вторым источником понимания соотношения между языками любви и языками признательности на рабочем месте стал практический опыт, который мы приобрели в результате работы с этими концепциями. Естественно, что один из нас (Гэри) имеет больше опыта в контексте языков любви в рамках личных взаимоотношений, в то время как другой (Пол) больше работал с взаимоотношениями и языками похвалы в рабочей обстановке. Мы оба независимо друг от друга пришли к одному заключению. Со временем мы выяснили, что между предпочитаемыми языками людей существует определенная взаимная связь независимо от обстоятельств, в которых люди общаются. Мы также утверждаем, что не может быть точного повтора модели языков в разных сферах общения, поскольку тогда возникают различные варианты и наиболее и наименее предпочитаемые языки пересекаются между собой. Именно это мы обнаружили в своих исследованиях.

Клиенты — это люди, которые посещали наши занятия и впоследствии постоянно сообщали, что действительно существует определенное, но неполное совмещение языков признательности с языками любви. Например, Бетси, ведущая учительница в средней школе, рассказала: «Словесная похвала для меня важна в любом окружении. Так что это один из двух главных языков дома и на работе. Однако особое время, которое уделяет мне муж, намного важнее, и этот язык выделяется на фоне остальных пяти языков любви».

Крис, инспектор в одной корпорации, заявил: «Думаю, я говорю на одном и том же языке дома и на работе, однако от своей жены я ожидаю выражений привязанности, которых, естественно, не жду от коллег по работе. Поэтому в моем случае наблюдается вариация этих двух языков в обоих видах взаимоотношений». С другой стороны, многие люди утверждают, что их основной язык любви и признательности совпадает, но второй язык изменяется в зависимости от окружения.

В исследовании, проведенном среди преподавателей одного университета, мы обнаружили, что 38 процентов участников имеют в двух сферах общения одинаковый язык, согласно анкетированию MBA и тестированию пяти языков любви. Так что для большей части этой группы основные языки в этих двух областях не совпадали. Однако когда мы внимательнее посмотрели на результаты, мы увидели следующее: для 69 процентов преподавателей основной язык любви является главным или второстепенным языком признательности. То есть, если для кого-то особое время было наиболее предпочитаемым языком, тогда этот язык либо оставался главным, либо занимал место второго языка похвалы. Результаты были такими же, когда проверка предпочтений проводилась в обратном направлении. Если словесная похвала была главным языком признательности, тогда в 67 процентах случаев слова ободрения были либо основным, либо вторым языком любви у этих людей. Эти результаты подтвердили то, в чем мы были уверены ранее, и то, что сообщали нам предыдущие участники нашей программы.

В заключение мы можем сказать: вполне разумно ожидать, что предпочитаемые языки признательности могут со временем измениться в связи с разными жизненными обстоятельствами, на различных этапах жизни и в зависимости от людей, с которыми мы взаимодействуем. Точно так же большая часть людей использует одни и те же предпочитаемые языки дома и на работе, но и здесь также могут возникнуть изменения, связанные с разным отношением к разным людям.

НЕМНОГО О ЛИЧНОМ

1. Вы можете вспомнить обстоятельства в своей жизни, когда ваш основной язык признательности немного изменился? Какие обстоятельства привели к этому сдвигу?

2. Если вы пережили болезненные события в своей личной жизни, каким образом коллеги оказали вам поддержку в этот трудный период? Можно ли сказать, что их поддержка была действенной?

3. Если вы увидели сдвиг в своем основном языке признательности или в действиях, которые вы хотели бы увидеть со стороны окружающих, вы говорили об этом людям, с которыми вы работаете?

4. Вы можете объяснить динамику отношений с коллегой, выражение признательности которого вы не хотели бы получать?

5. Сравнивая сегодняшнего начальника с предыдущим, вы можете увидеть разницу в языке похвалы, который вы хотели бы увидеть в общении с каждым из них? Как вы можете объяснить эту разницу?