Заключение

Теперь ваша очередь

Способность передать свою признательность и поддержку коллегам по работе — очень сильное средство позитивного влияния, независимо от вашего положения в организации. Мы все осознаем, однако, что умение и готовность выразить признательность и передать воодушевление нельзя назвать магической формулой, способной разрешить все проблемы на рабочем месте.

Мы пришли к выводу, что здоровая рабочая обстановка характеризуется рядом факторов, среди которых:

• Трудолюбивые члены команды.

• Эффективные коммуникационные навыки и процедуры, необходимые для осуществления постоянного общения.

• Доверительные отношения.

• Общее видение и цели для всех членов команды.

• Стандартизированные процессы и процедуры, включающие в себя достижение нужных стандартов, и постоянная проверка работы.

• Здоровые методы разрешения конфликтов.

• Четкие сферы ответственности с использованием подотчетности и поощрений за результаты.

Чем дольше эти характеристики будут господствовать в организации, тем скорее она осуществит свои цели, а члены команды начнут получать удовольствие от работы.

Мы также знаем, что совершенных организаций не бывает. У каждой есть свои сильные и слабые стороны. Но мы также обнаружили, что когда члены команды начинают выражать друг другу поддержку и благодарность на понятном коллеге языке, тогда происходят самые положительные изменения:

• Взаимоотношения между коллегами приобретают положительный тон.

• Ранее существовавшая напряженность в отношениях начинает исчезать.

• Работники (не волонтеры) сообщают, что обстановка на работе становится более благоприятной.

• Добросовестные работники (включая волонтеров) дольше работают в организации.

• Качество работы повышается.

• Клиенты сообщают о более высоком уровне удовлетворения от своих взаимоотношений с организацией.

ПРИЗНАТЕЛЬНОСТЬ, ВИТАМИНЫ И АНТИБИОТИКИ

Давайте поделимся с вами образным описанием, которое поможет проиллюстрировать силу вдохновения и признательности в преображении рабочих отношений. Постоянное использование поддержки (готовность встать рядом и оказать необходимую помощь) и признательности (выражение благодарности за работу и характер человека) можно сравнить с разнообразными витаминами и антибиотиками.

Оба этих вида химических соединений помогают нашему организму сохранить здоровье. Регулярный прием витаминов формирует полезную привычку, которая обеспечивает организм строительными блоками для его развития. Если у человека появляется ранка, на помощь приходят антибиотики, и их химические элементы вступают в борьбу с инфекцией. Поэтому витамины с антибиотиками помогают нам сохранить тело здоровым.

Следует отметить некоторые интересные характеристики, относящиеся к этим соединениям. Во-первых, химические вещества, из которых состоят витамины и/или антибиотики, обычно не настолько сильны, чтобы одна доза удовлетворила потребности тела (конечно, есть сильные антибиотики, однако это исключение, а не правило). Прием одной таблетки витамина (и даже нескольких) не повлияет на ваше физическое состояние. Сила и влияние этих соединений проявляется в постоянном и достаточно долгом их употреблении. Регулярный и ежедневный прием многих витаминов в течение долгого времени может обеспечить ваш организм химическими соединениями, необходимыми для здоровья тела. Таким же образом, когда в организм попадает инфекция, повторный прием антибиотиков также необходим для исцеления раны или общего выздоровления.

Во-вторых, разным людям нужны разные элементы и в разных количествах. Не может быть поливитаминов «одного размера», которые удовлетворили бы нужды всех людей в одинаковой степени. Кому-то нужен кальций, кому-то больше железа, третьим — малоизвестные минералы в малых дозах. Не может быть антибиотика, который мог бы убить все бактерии, способные возбудить инфекцию. Местные антибиотики могут исцелить порез на коже, в то время как для борьбы с острым фарингитом потребуется принимать антибиотики внутрь. Очень важно в каждом конкретном случае применять нужные лекарства. Иначе организм не получит необходимых питательных веществ в виде витаминов или поддержки антибиотиков, чтобы быть здоровым.

И, наконец, о витаминах и антибиотиках можно легко забыть. Если вы пропустите день или два, то большого урона здоровью вы не причините. Но если вы будете забывать принимать нужные вам витамины или предписанные антибиотики, со временем вашему здоровью будет нанесен серьезный вред.

Эту ситуацию можно сравнить с признательностью и поддержкой. Единственный случай выражения благодарности не изменит окружающий мир и не принесет реальных перемен в жизнь вашего коллеги. Но когда признательность и воодушевление становятся постоянной частью жизни и продолжаются долгое время, причем так, чтобы человек понимал этот язык коммуникации, — результаты будут впечатляющими. Когда организация состоит из здоровых частей, которые эффективно взаимодействуют между собой, и когда физическая система снабжена защитой, способной отразить нашествие нездоровых элементов, мы увидим разницу между выживанием в трудные времена и капитуляцией перед болезнями.

ПРИМЕНЕНИЕ КОНЦЕПЦИЙ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ

Мы хотим, чтобы независимо от своего положения в организации вы в своей повседневной жизни использовали информацию, предложенную в этой книге. Мы видели, как отдельные люди производили реальные перемены на работе, начав воодушевлять коллег и выражать им признательность. Вы также можете рассказать о результатах тестирования MBA своему начальнику, предложив ему общую идею нашей концепции. Вы можете рассказать коллегам о материалах, которые мы изложили в Приложении к данной книге. Наш опыт показывает, что руководство проявляет интерес к таким вещам и проводит свою команду через процесс ознакомления с пятью языками признательности. Иногда это начинается с одного отдела. В некоторых организациях и компаниях этот процесс выходил за пределы отдела и захватывал всю организацию.

КЭТИ: «Я ДУМАЛА, ЧТО ЗНАЮ СВОЮ КОМАНДУ»

Мы хотим рассказать вам еще одну, последнюю историю. Кэти, будучи региональным руководителем международной социальной компании, прекрасно понимала необходимость обучения ключевых лидеров на территории трех штатов. Учитывая, что компания была некоммерческой, работники приходили туда в основном из желания служить другим людям. И хотя сотрудники, в общем, были здоровыми людьми, она понимала, что они рискуют пострадать от перенапряжения из-за высоких требований к выполняемой ими работе и ограниченных ресурсов организации. В процессе лидерского курса, который Кэти посетила сама, она познакомилась с принципами пяти языков похвалы на рабочем месте. Она почувствовала, что ее лидерам недостает поддержки и одобрения и что она не умеет благодарить их за старание.

Мы договорились провести вступительные занятия через видеоконференцию с людьми, разбросанными по разным офисам. Во время этих занятий мы представили концепции Мотивации похвалой, и все десять членов команды прошли тестирование MBA. После этого мы провели еще одну видеоконференцию, чтобы обсудить результаты тестов и более полно объяснить применение языков похвалы в повседневной жизни, а также помогли им разработать план первых шагов для внедрения этого процесса в жизнь. Мы показали ее группе схему, в которой был представлен основной, второй и наименее важный язык каждого из членов команды. Далее в течение трех месяцев по два раза в неделю мы писали им электронные письма с предложениями и напоминаниями.

Результаты были замечательными. Кэти рассказала, что используя полученные знания о конкретном языке каждого человека, она намного успешнее могла выразить свою признательность всем работникам.

Позже Кэти сказала: «Я думала, что знаю моих работников и то, что для них важно, поскольку мы вместе работаем уже несколько лет. Однако я поняла, что некоторых из них я просто не знала. Когда я познакомилась с их основными языками похвалы, и тем более когда я узнала, какие конкретные действия для них важны, мне стало намного легче попасть в цель даже на расстоянии».

Далее она сказала: «Изменения в нашей команде замечательные. Мы намного лучше ладим и искренне ценим друг друга. Я вижу, как члены команды поддерживают друг друга и не скупятся на слова одобрения, когда кто-то из них сталкивается с проблемами. Для нас подобное отношение стало радостью. И мы учимся эффективно выражать друг другу свою признательность».

Когда мы работали с Кэти, ее перевели на должность руководителя в крупном регионе. Она сказала нам: «С новой командой я обязательно пройду тестирование MBA. Они испытывают в этом огромную нужду. Отношения среди них здоровыми назвать нельзя — там существует сильное внутреннее соперничество и даже ссоры. Им нужны помощь и способы, которые научат их общаться позитивно. Не могу дождаться, когда все это произойдет. Давайте начнем быстрее!» В настоящее время мы работаем вместе с Кэти над осуществлением этой цели.

ДАВАЙТЕ НАЧНЕМ!

Один из самых важных уроков, которые мы извлекли из работы с разными организациями и широким диапазоном характеристик работников, сводится к следующему принципу:

Главная разница между успешным и безуспешным планами заключается в том, что успешный план и все необходимые меры коррекции обязательно осуществляются и с течением времени продолжаются.

Выразить признательность и поддержку совсем нетрудно. Эти идеи легко понять. Ключ к успеху, как в других случаях изменения поведения, состоит в том, чтобы начать применение этих концепций, возобновить работу, когда не получается исполнить задуманное, и дойти до конца, даже если произошла остановка. Тогда вы обязательно увидите положительные результаты своих усилий.

Мы уверены, что человеческой природе присуще желание работать (имея в виду осмысленную и продуктивную деятельность, не важно, оплачиваемую или нет). Удовлетворение работой приходит от сочетания нескольких факторов: нашего отношения, здоровых привычек во взаимоотношениях, поддержки со стороны других и понимания, что радость от работы дана нам Самим Создателем.

Мы хотим, чтобы тысячи работников и волонтеров убедились в полезности этих концепций для создания на работе позитивной атмосферы. Мы уверены, что улучшение эмоционального климата в организации поможет людям эффективнее достигать поставленных целей. Если люди удовлетворены своей работой и если руководство и коллеги их ценят, они намного вероятнее проявят лояльность к своей организации и будут еще усерднее трудиться, чтобы помочь ей достичь успеха.

Если эта книга оказалась для вас полезной, мы надеемся, что вы поделитесь ею со своими друзьями в других организациях, а также поделитесь своими мыслями и историями успеха на сайте .

Посредством выражения своей признательности и поддерживая других, вы станете движущей силой, которая создаст позитивную рабочую атмосферу для вас и окружающих людей.

ИНСТРУМЕНТЫ ПОХВАЛЫ

Что можно использовать и чем поделиться с другими

Когда мы работали с предприятиями и организациями по модели Мотивации похвалой, мы обнаружили, что некоторые вопросы и проблемы повторялись снова и снова. Поэтому мы разработали определенные разделы информации, которые помогут разобраться с этими часто возникающими вопросами. В дополнение к доступному материалу, представленному в данной книге, мы также разместили эти ресурсы на сайте (), так что вы можете распечатать их для себя (сайт на английском языке) и поделиться ими с другими людьми. Мы также подготовили видеоклипы, в которых рассматриваются многие темы, и все они также доступны желающим на нашем сайте.

Здесь мы исследовали такие вопросы, как:

• Как мне знать, что моя команда нуждается в поддержке ?

• Как лучше всего (и эффективнее с позиции финансовых затрат) дарить подарки?

• Нуждаются ли в признательности мужчины?

• Что можно сказать о волонтерах?

Мы надеемся, что это будет полезно вам и вашей команде.

Выявить эффективные средства, чтобы ваши люди почувствовали себя значимыми

Возможно, вы окружены коллегами, которые нуждаются в знаках внимания, а вы этого не знаете. Никто не скажет вам, что нуждается в словах похвалы и признательности, никто не сообщит, что находится на грани эмоционального истощения и ему абсолютно необходимы слова поддержки и ободрения.

Некоторые из нас, впрочем, действительно «носят» подобные признаки на лице, и тогда другие легко могут догадаться об их усталости или разочаровании. И, как мы надеемся, наши коллеги отреагируют на безмолвный крик о помощи. Однако многие люди умеют хранить свои чувства в себе. Некоторые из нас не всегда умеют распознать явные признаки негативных чувств. Может, люди и показывают их, но мы не умеем распознавать такие сигналы.

Вот некоторые признаки, которые должны вас насторожить. Они покажут, что люди, с которыми вы работаете, нуждаются в вашей поддержке и воодушевлении.

РАЗОЧАРОВАНИЕ

Разочарование фактически означает «отсутствие смелости». Иногда люди в каких-то обстоятельствах «падают духом». Они начинают задаваться вопросом, а зачем им вообще стараться, или говорят, что ничего все равно не изменится. Когда вы слышите такие вопросы, вы должны понять, что человеком овладевает чувство отчаяния.

РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ ИЛИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ

Когда член команды постоянно раздражается, обычно это означает, что он расстроен чем-то или возмущен. Возможно, это из-за работы или из-за обстоятельств дома. Но проблема еще сложнее, когда работник проявляет противодействие, например, противится приказу начальства или нововведениям и не хочет ничего изменять.

Работники часто раздражаются и сопротивляются, когда видят, что другие люди не ценят то, что они делают.

ПОСТОЯННЫЕ ОПОЗДАНИЯ ИЛИ НЕЯВКА НА РАБОТУ

Некоторые люди посылают явные сигналы, когда они несчастливы. Когда человек регулярно опаздывает на работу или пропускает ее, он тем самым как бы говорит: «Я не хочу здесь работать», «Я здесь никому не нужен». Конечно, подобными нарушениями дисциплины должно заняться его непосредственное начальство, однако руководителям также нужно подчеркнуть значимость и ценность этого человека для организации, ибо то, что этот человек делает, конечно же, имеет большое значение.

ЦИНИЗМ ИЛИ САРКАЗМ

Мы часто слышим, как руководители говорят о том, насколько циничными стали работники. Саркастические замечания относительно нововведений и процедур достаточно распространены. Цинизм и сарказм часто выявляют прячущиеся за ними гнев и недоверие. Однако постоянное применение подлинной признательности может обратить вспять этот процесс офисного негативизма.

АПАТИЯ И ПАССИВНОСТЬ

Люди становятся пассивными, когда уверены, что их действия не имеют никакого значения и что их деятельность ничего не изменит. Апатия («зачем вообще стараться?») часто приводит к пассивности. Работники прилагают все меньше усилий, когда они думают, что начальство и коллеги не ценят их трудов. Когда вы замечаете усиление пассивности в своей команде, обратите на это внимание, потому что очень скоро ей на смену придет некачественная работа.

СОЦИАЛЬНАЯ ИЗОЛЯЦИЯ

Когда человек отдаляется от своего окружения, вы видите явный предупреждающий сигнал показывающий, что ваш коллега думает, что его не ценят, не уважают и не считают частью команды. Такие люди все меньше общаются, не принимают активного участия в разговорах, уклоняются от совместного ланча или общения после работы. Они вообще ведут себя не так, как раньше, отгораживаясь от остальной части команды. Они отдаляются, потому что не видят искреннего участия к себе со стороны других людей. Таких людей нужно поддержать и ободрить, они должны видеть, что окружающие их любят и ценят.

НЕГАТИВНАЯ РАБОЧАЯ ОБСТАНОВКА

И, наконец, когда рабочая обстановка характеризуется негативными разговорами, тогда все работники отчаянно нуждаются в поддержке и словах ободрения. Позитивные комментарии между коллегами могут со временем уменьшить резкие выпады и колкости, негативную реакцию и чрезмерно критические замечания среди членов команды, но для этого нужны постоянные объединенные усилия всех работников.

ИТОГИ

Если вы будете внимательными, то вы заметите, что ваши коллеги постоянно посылают вам сигналы, показывающие, что им нужны ваши слова поддержки и воодушевления. Использование разных языков похвалы и конкретных практических шагов, которые они понимают и принимают, обеспечат «попадание в цель».

Все это поможет улучшить нравственный климат в коллективе и обеспечит фундамент для того, чтобы ваши работники чувствовали, что их ценят и уважают как неотъемлемую часть команды. Результаты станут очевидными и полезными для всех.

Как поощрять труд добровольцев

Волонтеров одновременно очень легко и очень трудно поддержать и выразить им признательность. Их легко воодушевить, потому что они часто не ждут от своего окружения слишком многого (кроме подростков-волонтеров!). Поэтому любое позитивное общение ими воспринимается хорошо.

Однако волонтерам одновременно сложно выражать благодарность по ряду причин. Во-первых, их часто рядом не оказывается. Они могут приходить в течение недели, чтобы оказать помощь, или на какие-то конкретные мероприятия. И когда они находятся рядом, у них обычно много работы, и руководитель тоже занят тем, что руководит большим количеством людей. Во-вторых, если эти люди проработали волонтерами недолгое время (потому что долгая работа скорее исключение, чем правило), тогда их руководители обычно не знают их достаточно хорошо. Так что вы просто не знаете, как именно выразить им свое признание.

Мы поняли, что организациям будет полезно при приглашении волонтеров на работу сразу тестировать их Мотивацией похвалой и потом уже объяснять им концепцию языков признательности. Мы уже имеем опыт успешного использования такого подхода в начале отчетного года организации* (например, осенью, в начале учебного года). Ваши волонтеры сразу поймут, что вы цените их и хотите узнать, как именно воодушевлять их на служение.

Но если вам прямо сейчас понадобятся какие-нибудь подсказки о том, как показать поддержку волонтерам, вот предложения, которые вы можете использовать сразу:

• Как можно чаще хвалите их.

• Часто и сразу говорите им «спасибо».

• Укрепляйте такие виды поведения, которые могут стать примером для других людей.

• Указывайте на положительные примеры конкретных волонтеров — рассказывайте о них истории.

• Хвалите их перед другими людьми или теми, кому они

• Узнайте их имена и называйте их по именам.

• Поговорите с ними сразу после прихода на работу и перекиньтесь парой слов в конце дня, перед их уходом.

• Во время разговора смотрите им прямо в глаза.

• Давайте им четкие и ясные указания, а также стандарты хорошей работы, а потом хвалите, когда они будут стараться их выполнять.

• Спросите или оцените сами, в чем они хороши и что им нравится делать. Если можно, совмещайте их способности интересы с соответствующими заданиями.

• Работайте вместе с ними. Так вы сможете лучше их узнать.

• Спросите, чем вы можете им помочь, чтобы они могли лучше работать.

• Подарите им небольшие подарки с логотипом организации или ее символом (однако проследите, чтобы это было им на пользу или по нраву). Так они почувствуют себя еще более связанными с организацией.

• Организуйте волонтеров в небольшие команды, чтобы они не работали по отдельности.

• Обеспечьте им легкую закуску или прохладительные напитки во время или после работы.

• Проводите с ними какое-то время. Дайте им возможность задать вам вопросы об организации или вашей роли в ней.

• Дайте им видение того, как их служение вписывается в общую цель организации и помогает достичь поставленных задач.

• Если в вашей организации работает достаточно большое количество волонтеров, вы можете пройти с ними пятинедельный тренировочный курс «Appreciation at Work» («Похвала на работе»), чтобы они задержались дольше на работе в вашей организации. Дополнительную информацию вы можете получить на сайте

/resources.

Искусство дарения подарков без приобретения «вещей»

Дарение подарков на работе все больше становится обычаем прошлого. Раньше организации и предприятия дарили своим сотрудникам подарки по случаю какого-либо юбилея, дней рождения или в качестве признательности за хорошую работу. Но эта практика встречается сегодня все реже.

Эти изменения объясняются рядом причин:

• Количество бессмысленных мелочей, которые мы получаем, превратили слово «подарок» в понятие с негативным оттенком.

• Мы часто не знаем, чего хотят наши коллеги.

• Многие люди не хотят получать «подарков» (кому нужна еще одна кофейная кружка?).

• Подарки, которые имели бы смысл для сотрудников, часто дорогие, и они не предусмотрены бюджетом организации.

• По причине злоупотреблений в корпоративном мире люди часто боятся услышать обвинения в использований подарков в качестве взятки.

• Многие руководители не имеют ни времени, ни сил на поиски соответствующих подарков.

Однако мы должны признать тот факт, что многие люди, с которыми мы работаем, предпочитают в качестве выражения признательности в свои адрес получить подарки, ибо именно подарки являются их предпочитаемым языком похвалы. Но как удовлетворить такую нужду? Вот несколько идей на эту тему:

1. Если вы этого не сделали раньше, определите людей, для которых конкретные подарки являются основным или вторым языком похвалы. ВНИМАНИЕ! Очень немногие люди имеют конкретные подарки в качестве основного языка, поэтому исследуйте также вторые языки вашего персонала. Люди часто ценят подарки, но основным у них является какой-то другой язык.

2. Со временем вы выясните те виды деятельности, которыми ваши сотрудники предпочитают заниматься в свободное время. Так вы определите их основную сферу интересов. Проследите, нравится ли им спорт (какой именно) или они предпочитают искусство, активный отдых на лоне природы, или, может, чтение. Послушайте также (и даже расспросите) о том, нравятся ли им походы в ресторан или в мороженицу, например.

3. Как мы отмечали в главе о конкретных подарках, люди в нашей культуре склонны ценить переживания больше, чем материальные вещи. Очень часто такие переживания можно организовать за небольшие деньги. Поэтому сделать коллеге подарок можно, подарив ему небольшую сумму денег на то, что ему хотелось бы получить или сделать. Многим из нас не нравится давать или получать деньги, поэтому лучше всего сделать такой подарок в виде бонусных купонов, билетов или подарочных сертификатов. Любой подарок — от товаров в Amazon или iTunes до СПА-процедур, в зависимости от их интересов, будет им приятен.

Счастливых покупок!

Может ли похвала стать проблемой

Выражение признательности и поддержки вашему коллеге может вызвать обратную реакцию и создать больше проблем, как, например, в такой ситуации:

Когда ваши отношения с этим человеком напряжены. Если вы работаете с человеком, отношения с которым в прошлом были напряженными, попытка выразить свою признательность, не разрешив прежних проблем, обречена на прохладный прием.

Когда вы действуете торопливо. Иногда в обычной обстановке на работе у нас происходят трудные разговоры с коллегами. Мы можем не согласиться с их решением или возмущаемся, когда они не доводят дела до конца. Такие разговоры вести, конечно, можно, но если вы поторопитесь и начнете сразу высказывать свою признательность, все это будет выглядеть нелепо и неестественно.

Когда вы слишком быстро меняетесь. Некоторые люди в попытке позитивно отреагировать на нашу программу могут слишком резко поменять свой стиль поведения. Например, всегда сдержанный и неразговорчивый начальник вдруг решит стать общительным и начнет всех хвалить до такой степени, что его будет просто трудно узнать.

Когда вы говорите разные вещи в разной обстановке. Если вы отругали сотрудника наедине, а при всех начинаете его хвалить, вы можете показаться ему лицемером, словно пытаетесь произвести впечатление на других людей, особенно если вы хвалите подчиненного перед высшим руководством.

Когда ваши слова говорят одно, а выражение лица другое. Эту ситуацию можно сравнить с поведением ребенка, которого родители заставляют просить прощения, в то время как его голос, нежелание посмотреть в глаза товарищу и сердитое выражение лица показывают, что сожаления он не испытывает. Выражение признательности тогда, когда вы ее не чувствуете, может восприниматься другими людьми как фальшь и неискренность.

Когда объект вашей хвалы уже «обжигался» в общении с другими людьми. К сожалению, на работе могут находиться люди, которые переживают непростые обстоятельства, — кто-то вырос в сложной семье, пережил, может быть, насилие или предыдущий начальник относился к нему предвзято. Люди в таких случаях часто занимают оборонительную позицию и перестают верить другим. Любые позитивные действия они могут рассматривать как попытку взять над ними верх.

Когда выражение признательности следует за сокращением штатов или понижением зарплаты. Когда организация или компания из-за финансовых трудностей сокращает производство или когда оплата работников вынужденно понижается, попытки похвалить работников будут выглядеть бессмысленными и пустыми. Людям больно, они испытывают тревогу и боятся за свое будущее, а может, переживают из-за уволенных коллег. Если начальник ,в этот момент попытается выглядеть слишком позитивным среди подобных проблем и трудностей, люди могут решить, что он человек бесчувственный и жестокий или равнодушный и лживый.

КАК ИЗБЕЖАТЬ ПОДОБНЫХ ОШИБОК?

1. Проверяйте собственные мотивы. Постарайтесь выражать подлинную, искреннюю признательность своим людям.

2. Учитывайте контекст ситуаций. Выражение похвалы или поддержки — это хорошо, но бывают моменты, когда лучше промолчать и подождать.

3. Посоветуйтесь с надежным коллегой. Если вы сомневаетесь в чем-то — во времени, в самом послании или в том, как его могут воспринять, — сначала поговорите с кем-нибудь, кто хорошо знает вас и ситуацию и кто сможет дать вам разумный совет. Люди могут подсказать вам, как и когда будет лучше поделиться с коллегами своим посланием.

4. Если сомневаетесь, лучше выждать. Почти всегда лучше подождать, чтобы оценить ситуацию и убедиться в том, что ваши слова будут хорошо восприняты. Пусть лучше отсроченная и хорошо принятая признательность, чем торопливые слова, которые будут восприняты неправильно.

Почему наименее ценимый вами язык похвалы может оказать наибольшее влияние на вашу карьеру

Хороший руководитель обращает внимание на потребности членов своей команды. Другими словами, мы лучше ладим с теми людьми, которые похожи на нас, — нам легче высказать похвалу и поддержку людям с основным и вторым языком, сходными с нашими языками признательности.

Но в результате мы не сможем эффективно помочь и вдохновить людей на языке, который является для нас наименее значимым, и для руководителя такая ситуация провоцирует дополнительные трудности.

Мы не можем говорить на таком языке легко и естественно. Скорее всего, мы упустим важные детали, которые значимы для людей, говорящих на этом языке. Так что мы рискуем оказаться неспособными выразить им признательность на языке, который они понимают. Скорее всего, мы будем говорить на языке, который предпочитаем сами, но он будет непонятен для наших коллег.

Со временем они начнут думать, что их не ценят и не признают. Мы, в свою очередь, тоже расстроимся, потому что пытались показать, что они много для нас значат, но нам это не удалось. В конце концов начнет страдать качество работы этих людей, начнется негативное общение в команде, и мы даже можем потерять ценных работников.

К счастью, мы можем предпринять кое-какие действия, которые помешают этому процессу.

1. Признайте, что наименее признаваемый вами язык не важен для вас, и, возможно, это ахиллесова пята в вашем общении с другими людьми.

2. Определите коллегу, для которого наименее принимаемый вами язык является основным или вторым.

3. Составьте список конкретных действий, важных для каждого члена команды (например, слова ободрения). Сделайте так, чтобы этот список всегда был под рукой.

4. Составьте список действий с учетом конкретного времени, когда вы будете выполнять эти действия для своих коллег (например, запланируйте каждую неделю записывать эти действия в свой календарь). Если вы этого не сделаете, вы забудете сделать что-нибудь на этом языке!

5. Время от времени убеждайтесь, что люди чувствуют вашу поддержку, и находите другие способы, которыми вы можете выразить им свою поддержку. Помните, это зона вашего потенциального роста.

ИТОГИ

Нет нужды говорить о том, что руководители, чьи люди не работают в полную силу, создают негативную рабочую обстановку и в разочаровании уходят с работы, не будут успешны в своей организации так, как успешны те руководители, у которых люди хорошо, слаженно и подолгу работают в этой организации. Для вас и вашей карьеры очень важно обращать внимание на свой менее ценимый язык похвалы. Наблюдая, как он влияет на ваши взаимоотношения с коллегами, а также предпринимая некоторые активные шаги, вы сможете обратить эти слепые пятна себе на пользу, чтобы преуспевать и быть более эффективным руководителем.

Признание и использование фактора странности

В: Что значит «фактор странности»?

О: Фактор странности — это обычная реакция сотрудников на языки похвалы, когда они впервые сталкиваются с этим явлением и когда команда начинает использовать языки на практике.

В: Каковы самые распространенные признаки того, что люди чувствуют себя странно в процессе выражения признательности друг другу?

О: Страх. Страх — самый обычный симптом, связанный с фактором странности. Человек боится, что другие воспримут его признательность, как формальное выполнение долга. Он боится, что другие не поверят в его искренность или что он не сможет все сделать, как надо, и другой человек не отреагирует на его попытки позитивно. Второй, наиболее распространенный аспект странности — ощущение неловкости. Мы предлагаем людям сделать что-то новое, и люди почти всегда испытывают дискомфорт, пытаясь вести себя непривычно.

В: Почему это происходит?

О: Большая часть людей хочет, чтобы их окружение относилось к ним позитивно. Нам не нравится, когда другие сомневаются в наших мотивах, поэтому мы предпочитаем воздержаться от каких-то действий, пока другие не поверят, что мы делаем это вполне обоснованно. Во-вторых, мы не хотим чувствовать себя неловко по причине того, что сделали что-то, что нам не нравится. Поэтому мы опять ждем, пока это не будет восприниматься нами как нечто «вполне естественное», — а это не произойдет без практики.

В: Что делать, чтобы избавиться от «странности», которую ощущают люди?

О: Просто признать это явление. «Да, мы чувствуем себя немного странно». И потом нырнуть в это, потому что ожидание не заставит это ощущение исчезнуть. Мы часто советуем людям произносить такие, например, вступительные фразы: «Возможно, ты думаешь, что я делаю это потому, что мы решили осуществить новый проект, но мне действительно очень нравится, когда ты…» Через какое-то время люди начинают осознавать, что все участвующие в этом проекте совершают новые, непривычные для них действия, которые вскоре становятся нормой.

В: Есть ли что-то еще, что мы должны знать о факторе странности и о том, что с ним делать?

О: Расслабьтесь и ни о чем не беспокойтесь. Идите вперед и действуйте — сделайте что-нибудь, чтобы применить концепции признательности в своих взаимоотношениях с коллегами. Практикуйте эту модель постоянно, и тогда ощущение странности исчезнет намного быстрее (страхи исчезают в результате повторения действий, а не со временем). И, наконец, дайте коллегам право на сомнение, но учтите, что они искренне хотят понять, что происходит. Вам понадобится определенная смелость, чтобы выразить свою признательность в рабочей обстановке, поскольку этого никто раньше не делал. Поэтому скажите им «спасибо» за все их старания.

Настоящие мужчины не нуждаются в признании (неправда)

Бывает, мы слышим, как люди, с которым мы работаем, говорят: «Я не нуждаюсь в словах благодарности». «Мне не нужно, чтобы кто-то говорил, что я хорошо работаю. Я способен сам себя мотивировать. Другие, может, нуждаются в словах поддержки, но мне этого не надо».

Однако мы выяснили, что если копнуть глубже, то такие независимые личности (обычно это мужчины) очень узко смотрят на понятие признательности или поддержки. Они думают, что они не нуждаются в словесной похвале или комплиментах со стороны других людей (возможно, это действительно так). Другие и вправду научились мотивировать себя сами и не ищут у других людей поддержки или признательности, и это прекрасно.

Но давайте взглянем на эту ситуацию с другой стороны. Во-первых, признаем тот факт, что работа по своей сути трудна, особенно если вы работаете в организации достаточно долгое время. Было бы легче, если бы вам нужно было просто выполнять свою работу — и все. Но реальность такова, что работу усложняют самые разные сопутствующие трудности и препятствия. Вспомним лишь некоторые из них:

• Проблемы с компьютером.

• Сотрудники, не сделавшие свою работу вовремя или правильно.

• Клиенты, которые уходят от вас к конкурентам.

• Оплата, приходящая с опозданием.

• Финансовые проблемы (непоступившие деньги, отказ в кредите).

• Проблемы со штатными работниками, увольнение сотрудников.

• Личные/семейные вопросы, проблемы со здоровьем.

• Проблемы с транспортом (опоздания из-за пробок, задержки авиарейсов).

• Поломка принтера или копира.

• Истощение материалов, необходимых для продолжения работы.

• Отсрочка важных встреч.

• Изменения, которые руководство организации требует произвести.

• Экономические трудности, негативно отражающиеся на продажах или финансировании.

• Изменения в законодательстве, повлекшие для организации больший объем работы.

Мы все сталкиваемся с подобными проблемами каждую неделю. Именно они усложняют работу и изнуряют нас.

Следует признать, что действительно существуют люди, не нуждающиеся в словесном признании. Но если мы полностью устраним разные формы поощрений, присущих нашей работе, тогда реальность станет для всех очевидной. Нам всем нужна признательность, без нее мы не сможем двигаться дальше — просто она облекается в разные формы. Посмотрите на следующие преимущества, которые мы извлекаем, выполняя свою работу:

• Глубокое чувство удовлетворения и довольства, когда мы решаем какую-либо задачу.

• Объяснение услуг или условий новым клиентам.

• Рост в мастерстве и опыте.

• Способность выполнять работу еще лучше (иногда через нами совершаемые ошибки).

• Финансовое поощрение (оплата товаров и услуг).

• Получение прибыли.

• Слова благодарности от клиентов и заказчиков.

• Комплименты от других людей (коллег, продавцов, клиентов, конкурентов, друзей по бизнесу).

• Предложения по усовершенствованию товаров и услуг, которые вы обеспечиваете.

• Создание положительной репутации в обществе.

• Признание со стороны своих сверстников (профессиональных организаций, ассоциаций, награды от гражданских организаций).

• Публичное признание со стороны местных или региональных СМИ (газет, деловых публикаций, телевидения).

• Возможность роста в бизнесе/организации с увеличением числа людей, которым вы служите.

• Качественные продукты или высококачественные услуги, вами предоставляемые.

• Люди, желающие встретиться с вами (деловой завтрак или обсуждение бизнеса).

• Словесные комментарии и комплименты от людей, с которыми вы работаете.

Итак, такова реальность. Вспомните обстоятельства из первого списка. Уберите все позитивные моменты из второго и честно скажите себе, что на самом деле за долгое время работы вы не истощились и не испытываете полного разочарования. Работа действительно отнимает время, ментальную и физическую энергию, требует эмоционального участия. И без позитивной обратной связи мы бы «сгорели» на работе.

На всем нужна признательность — просто разным людям она нужна в разной форме. Поэтому не обманывайтесь и не позволяйте себя одурачить крутым парням, которые говорят, что настоящие мужчины не нуждаются в признательности. Просто такой человек, возможно, не нуждается в словах похвалы, как и многие другие, кстати. Поэтому выясните его подлинный язык благодарности. В какой-то момент он тоже испытает потребность в поддержке.

Как вознаградить своих работников, не потратив ни копейки

Одна из наиболее серьезных проблем, с которыми сталкивается сегодня бизнес любого типа, — это недостаток финансовых ресурсов. Мы живем в новом мире, где прибыль в коммерческом секторе небольшая, финансирование в некоммерческом секторе все меньше, а бюджет в правительственном секторе сокращается. Практически каждой организации приходится довольствоваться малым. Подобная ситуация провоцирует сильный стресс в организациях — как для руководителей, так и для передовых работников и даже волонтеров. Все меньше финансов выделяется для повышения зарплат сотрудников, выплат премий и льгот, которые так были распространены в прошлом (машина от работы, билеты на спортивные мероприятия, и даже на корпоративные вечеринки).

В то же время работники вынуждены справляться с частым сокращением штатных сотрудников, поэтому рабочая нагрузка на оставшихся работников увеличивается. Бюджет на обучение и техническое усовершенствование тоже сокращается. Ресурсы повсюду истощены. Больший объем требований в сочетании с сокращением ресурсов стали основной причиной стрессов. А стресс в течение долгого времени приводит к эмоциональному истощению и отчаянию.

ВЫРАЗИТЬ ПРИЗНАТЕЛЬНОСТЬ НА ПОНЯТНОМ ЯЗЫКЕ

Исследования показали, какие способы выражения признательности и поддержки можно считать эффективными и не требующими больших финансовых затрат:

1. Сделайте так, чтобы ваше общение было исключительно на личностном уровне и соответствовало предпочтениям человека. Ключом к эффективному выражению признательности и поддержки является уверенность человека в том, что ваши слова искренни и что вы специально выбрали время, чтобы вспомнить и подумать о нем. Мы также выяснили, что в случае, когда по организации всем работникам рассылается электронное письмо со словами «Спасибо, отлично выполненная работа», оно фактически вызывает негативную реакцию со стороны большинства работников. Это происходит в основном по причине формализма такого способа выражения признательности и, как понимают люди, минимальных усилий со стороны руководства.

2. Говорите на языке человека, которому вы хотите выразить свою поддержку. Если действия, выбранные нами для выражения признательности коллеге, ему не кажутся важными, вы потратили время и силы зря. Вот почему мы разработали тестирование MBA, чтобы определить предпочитаемые языки каждого человека и запланировать конкретные действия, которые они посчитают для себя важными.

3. Языки признательности, которые люди ценят, не стоят больших денег. Конечно, каждый хотел бы получить повышение или премию, но для многих организаций такая форма поощрения невозможна. Повторяем, способы, которыми люди предпочитают получить признательность на работе, делятся на пять категорий:

• слова ободрения;

• особое время;

• дела служения;

• конкретные подарки;

• приемлемые физические прикосновения.

Большая часть этих языков не потребует от вас никаких финансовых вложений (даже конкретные подарки не стоят дорого). Вот примеры:

• Открытка от руководства со словами благодарности за хорошую работу.

• Сотрудник, на минуту остановившийся рядом с вашим столом, просто чтобы поднять вам настроение.

• Коллега, заметивший, что вы «закопались», и решивший вам помочь.

• Подарочная открытка, которую вы получаете после окончания большого проекта.

• Рукопожатия и поздравления коллег после окончания важной презентации.

Все это не стоит никаких денег. Главное, чтобы вы могли использовать нужную форму выражения признательности для нужного человека, в нужное время и с искренним духом благодарности. Тогда ваши действия попадут точно в цель и будут эффективной поддержкой людям, с которыми вы работаете.

Десять самых легких способов выразить признательность практически любому человеку

1. Выразите словами свою благодарность или сделайте комплимент, например, «Спасибо за…» или «Я так рад, что ты часть нашей команды».

2. Отправьте ему e-mail: «Хочу сказать тебе…» или «Ты мне действительно помог, когда…»

3. Остановитесь рядом и спросите, как у него идут дела. Проведите с ним несколько минут, просто поговорите и убедитесь, что у него все в порядке.

4. Сделайте что-нибудь вместе со своими коллегами, например, вместе отобедайте.

5. Спонтанно сделайте для него доброе дело (придержите дверь, предложите что-то поднести).

6. Остановитесь рядом с его рабочим столом и выясните, не нужна ли ему помощь.

7. Купите коллеге кофе, напиток, легкую закуску или десерт.

8. Принесите ему журнал, связанный со сферой его интересов (спорт, хобби, места, которые он хотел бы посетить).

9. Поздравьте его, когда он завершил очередной (или важный) проект, особенно если он был трудным или долгим.

10. Тепло приветствуйте его. Скажите что-нибудь доброе: «Рад видеть тебя!» или «Как дела?»

??

??

??

??