Вступление

Ценят ли вас люди, с которыми вы работаете? Если да, то вы, возможно, каждый день идете на работу с радостью. Но если вы не видите такого к себе отношения, тогда ваша работа превращается в средство добывания куска хлеба для семьи, и только. Мы всегда рассчитываем на оплату своего труда, если только не работаем на общественных началах. Чем больше денег получают специалисты, тем больше они хотят зарабатывать. Однако главным фактором в деле удовлетворения является не количество получаемых денег, но ощущение или отсутствие ощущения, что их ценят и уважают за ту работу, которую они выполняют. Результаты исследований, проведенных Департаментом труда в США, показывают, что 64 процента американцев, оставляющих свою работу, объясняют свое решение тем, что их не оценили по достоинству1. Эта причина актуальна для любого работника, начиная с исполнительного директора и заканчивая домработницей. Глубоко внутри человеческой души что-то настоятельно требует признания и похвалы. И когда эта потребность игнорируется, человек перестает испытывать удовлетворение от работы.

Ниже приводятся слова трех человек, работавших в разных организациях, и все они говорят о потребности видеть себя признанными.

«Я бы не ушел с работы, если бы знал, что меня там ценят», — сказал Дейв. Дейву тридцать один год, он работал помощником директора в агентстве недвижимости. Он проработал на этой фирме около полутора лет и сначала был вдохновлен возможностями для личностного роста и карьеры, которые ему открылись. Но со временем он все больше разочаровывался в своей работе.

Дейв рассказал нам, что он переходит в другую фирму. «Дело не в деньгах. Дело в том, что чем бы я ни занимался, сколько бы ни работал и сколько бы ни сделал, — я никогда не слышал ни одного доброго слова. Если я делал ошибки, я тут же слышал комментарии на эту тему, но если я работал хорошо, все молчали».

* * *

На встрече, которую мы проводили в одной успешной производственной компании, Синди фыркнула: «Ну, это вряд ли!»

Мы только что выдали всем работникам этой организации результаты тестирования Мотивации похвалой, и они знакомились с полученными данными, после чего мы перешли к групповому обсуждению этих результатов. Результаты Синди показали, что ее основным языком похвалы были дела служения. Синди может вдохновиться именно тогда, когда ее коллеги готовы помочь ей справиться с делами, особенно когда нагрузка для нее оказывается слишком тяжелой.

Синди работает личным помощником главы и исполнительного директора семейного бизнеса. Она проработала с ним более двадцати лет и хорошо его знает. И хотя теперь мистер Стивенс, которому уже за семьдесят, работает неполный рабочий день, у Синди по-прежнему много работы. Она планирует его многочисленные поездки, следит за его личным расписанием и постоянно докладывает о том, как идут дела на предприятии.

В своей анкете Синди указала, что если бы ее коллеги (или начальник) захотели показать, что ценят ее, они могли бы помочь ей с работой в тех случаях, когда она была перегружена. Она сказала: «Если бы мистер Стивенс хотя бы пальцем пошевелил, чтобы мне помочь, я думаю, мое сердце просто переполнило бы счастье». Конечно, она шутила, но в этой шутке есть немалая доля правды.

Мы знаем, как и ее коллеги, что Синди решила продержаться до конца. Она хорошо зарабатывала (говорят, что она была самым высокооплачиваемым из всех личных помощников в округе) и приближалась к пенсионному возрасту. И хотя она не получала удовлетворения от своей работы и испытывала недовольство, скорее всего, она не собиралась увольняться — к большой досаде своих коллег.

* * *

«Мне нравится здесь работать!» — воскликнула Тамми.

«Не могу представить, чтобы я могла работать где-то в другом месте, кроме как на доктора Джонса, — продолжала она, широко улыбаясь. — Однако поймите меня правильно. Доктор Джонс очень строгий. Он требует, чтобы работа была выполнена качественно. Мы много работаем, принимаем массу пациентов и постоянно отчитываемся за проделанную работу и за высокий уровень качества в отношениях с пациентами».

Из других источников мы также слышали о том, что доктор Джонс, офтальмолог, — человек строгий. Он много и качественно работает, окружая своих пациентов исключительной заботой. Мы также слышали, что медицинские работники буквально стоят в очереди, желая попасть к нему в штат.

— Почему вам так нравится здесь работать? — спросил я (Пол).

— Потому что он прекрасно относится ко всем нам. И хотя работа здесь напряженная и нелегкая, он делает все, чтобы мы чувствовали его заботу о нас.

Меня заинтересовали ее слова о заботе доктора.

— Правда? А что вы имеете в виду? Как ему удается проявить свою заботу к вам и остальным работникам?

— Ну, прежде всего, мы проводим еженедельные рабочие собрания, на которых обсуждаем все, что происходит у нас в офисе: что идет хорошо и в чем у нас имеются затруднения. Мы также обсуждаем, как изменить ситуацию к лучшему.

Раз в месяц он заказывает ланч для всех сотрудников (в такие дни нам выделяют дополнительные полчаса). Иногда за ланчем он рассказывает о новых открытиях или новых технологиях в нашей сфере. Перед Рождеством он оплачивает нам один день, чтобы мы могли пройтись по магазинам, а также дарит каждому стодолларовый сертификат, чтобы мы что-то купили для себя. Он часто говорит, что мы отлично справляемся, — как по отдельности, так ив команде.

— Я ни за какие деньги не смогла бы работать в другом месте!

ПЯТЬ ЯЗЫКОВ ЛЮБВИ ИДУТ НА РАБОТУ

Эти три примера, взятые из реальной жизни, демонстрируют ситуации, когда людей на работе ценят или не ценят. Подобные отзывы вы можете услышать повсюду, по тысяче раз и в самых разных ситуациях. Реальность такова, что условия, вызывающие чувство удовлетворения у одного человека, не нравятся другому. Таким образом, даже в компаниях, где признание провозглашается важным фактором, попытки выразить признательность часто оказываются неэффективными.

Учитывая огромное влияние, которое «Пять языков любви» оказали на взаимоотношения миллионов людей, а также исключительную важность эффективной демонстрации уважения и признательности на рабочем месте, мы решили применить эти концепции во взаимоотношениях на работе. В данной книге мы поставили перед собой следующие цели:

• информировать вас о концепции языков похвалы, предложив вам их практическое описание и показав, как они действуют в реальной жизни;

• помочь вам определить свой основной, второй и наименее значимый для вас язык похвалы (используя тестирование Мотивации похвалой);

• помочь увидеть, как можно использовать язык похвалы для улучшения рабочих отношений в самых разных ситуациях;

• предложить вам средства и методы применения этих принципов в вашей повседневной жизни.

Давайте начнем с объяснения концепции похвалы на рабочем месте и важности признательности для развития и сохранения позитивных отношений на работе.