6. Четвертый язык похвалы — Конкретные подарки

Джону нравится его работа. Он работает менеджером на заводе, где производят спортивное снаряжение, — шлемы для футболистов, бейсболистов и велосипедистов; наплечники для футболистов, различные виды снаряжения для хоккеистов, лакросса и других видов спорта. За долгие годы Джон прошел путь от механика до мастера, а потом и начальника цеха, и вот уже пять лет как он работает директором-распорядителем транспортного подразделения.

Завод, на котором работает Джон, принадлежит одной семье, и его владельцы высоко ценят людей, долгое время проработавших на заводе. Ему хорошо платят, и все в его работе ему нравится. Ему нравится, как его начальник время от времени хвалит его, особенно тогда, когда дела на работе идут превосходно.

Но особенное удовольствие он получает тогда, когда его босс делится с ним билетами на различные спортивные мероприятия, которые постоянно присылают им в компанию. Два или три раза в год ему дарят билеты на игры разных местных команд. Особенно ему нравится, когда он получает билеты на игры в Огайо, и может поехать туда, поскольку он сам вырос в этом штате.

Для семьи владельцев завода нетрудно дарить ему билеты на спортивные мероприятия, но для Джона много значит, когда он может повести сына на игру или пойти на матч с парой своих друзей. Поскольку владельцы нечасто дарят билеты людям вне семьи, тот факт, что он их получает, означает, что Джона действительно ценят очень высоко. Совершенно очевидно, что основным языком Джона являются конкретные подарки.

СИЛА КОНКРЕТНЫХ ПОДАРКОВ

Выбор правильных подарков для человека, который предпочитает именно этот язык, явно говорит о вашей признательности, высокой оценке этого человека и вашем желании его вдохновить. Кстати сказать, ваши подарки человеку, который их не ценит, не произведут на него никакого впечатления, а неверный выбор может его даже обидеть. Проблема подбора нужного подарка нужному человеку стала причиной того, что многие руководители перестали делать подарки своим работникам на Рождество, на годовщины и в дни их рождения. Однако если полностью отказаться от подарков как способа выражения признательности, ваши работники почувствуют себя ущемленными.

Джулия, работающая администратором в зубоврачебной клинике, сказала: «Словесная похвала — это хорошо. Что касается особого времени, мне все равно, с кем проводить время на работе (кроме, пожалуй, пары самых близких друзей). Если кто-то предложит мне свою помощь в работе, меня это тоже не впечатлит. Я предпочитаю свою работу делать сама.

Но если я получу подарочный сертификат на обед в ресторане или билеты в театр или кино — вот это действительно признак того, что меня ценят и хотят сделать мне приятное».

Когда мы рассказываем людям о концепции выражения признательности в виде конкретных подарков, глаза многих загораются, и они говорят: «Да, действительно. Лучше получить признание в виде конкретного подарка!» Однако мы не говорим о повышении зарплаты или бонусов. Конечно, многие люди оценили бы прибавку к зарплате. Однако для подавляющего большинства организаций в современных условиях это просто невозможно.

Финансовая компенсация обычно напрямую зависит от должности человека и от выполнения им четко оговоренных обязательств. Кроме того, многие организации не могут позволить себе финансовое поощрение хороших работников, тем более что такое поощрение со временем увеличивается. В сегодняшней экономике многие работники не ждут большого прибавления к зарплате, они благодарны за то, что имеют работу. Тем не менее они все же хотят чувствовать свою значимость. В случае работы на общественных началах, например в некоммерческой организации, в служении при церквях или в бесплатных столовых, поощрение деньгами вообще не принято. Нелепо, если волонтеру вручают благодарственную открытку с вложенной в нее купюрой в двадцать долларов, если он в праздничные дни кормит бездомных людей. Здесь признательность следует выразить на приемлемом для него языке, и в данном случае речь идет о конкретных подарках.

ПОДАРКИ: КТО И ЧТО

Есть два ключевых компонента, которые сделают подарки настоящим воодушевлением для получателей.

Во-первых, подарки следует дарить только тем людям, которые их ценят. Если работник равнодушен к подобным знакам внимания, тогда вам лучше выяснить его основной язык похвалы. Для некоторых людей подарки действительно важны, а для других они почти ничего не значат. В данной книге мы особо подчеркиваем, что если вы хотите, чтобы ваши работники увидели, что вы их цените, вам нужно научиться говорить на их языке благодарности. Если это подарки, тогда вам нужно выбрать такой подарок, который будет многое значить для этого человека.

Если к Рождеству вы покупаете подарки для всех своих работников, кто-то из них оценит ваше внимание больше, чем остальные. Более того, некоторые постараются тут же избавиться от ваших даров, потому что они лишены для них всякого смысла. Ваши усилия и деньги в таком случае пропали даром. Намного лучше поэтому определить, кто именно относится к категории людей, для которых язык конкретных подарков является основным, после чего нужно подобрать для них соответствующий подарок.

Второй ключевой компонент для эффективного выражения признательности через конкретные подарки таков. Дарить следует только то, что человек ценит. Два билета на балет не согреют и не будут иметь смысла для некоторых людей. Некоторым женщинам станет холодно всего лишь при одной мысли о том, что кто-то предлагает им отправиться в холодный зимний день на футбольный матч. Но если подарить билеты на балет человеку, который его любит, тогда вы сможете выразить ему свою признательность таким образом, что он надолго запомнит ваши знаки внимания. То же можно сказать о билетах на футбол. Если вы менеджер, вы, возможно, думаете: «Но это слишком сложно. У меня нет времени вычислять, кто чего хочет. Поэтому лучше вообще никому ничего не дарить». Мы понимаем вашу растерянность, но если вы примете такое решение, некоторые из ваших работников почувствуют себя обойденными.

Исключительная важность дарения правильных подарков правильным людям побудила нас составить Актуальный список для Мотивации похвалой. Хорошо, если вы знаете, что основным или второстепенным языком у человека являются конкретные подарки, однако вы все еще стоите перед дилеммой, что именно подарить такому человеку.

Но если руководитель знает, какой подарок человек оценит, тогда у него появилось средство, при помощи которого он сможет выразить сотруднику свою признательность. Мы обнаружили, что менеджеры и руководители готовы инвестировать время, силы и деньги, чтобы подарить людям то, что им понравится. Актуальный список подарков поможет вам в этом.

НЕ ПРОСТО КРУЖКА

Люди, не понимающие истинного духа дарения подарков, часто ошибаются в своих попытках что-то подарить другим людям. Они не понимают, что важно не просто вручить свой дар. Дело в том, что конкретные подарки — это очень эффективный способ, позволяющий показать, что даритель потратил время и силы, обдумывая, что именно подарить этому человеку. Он пытался понять, что ему понравится, чем он интересуется и как именно можно показать, что его ценят и уважают?

И наоборот, бездумные подарки, купленные второпях как дань традиции или из чувства долга, так сказать, без души, не только не попадают в цель — они передают негативное послание. Такой подарок становится формальным действием, но никак не выражением искренней признательности. Он не способствует улучшению отношений между людьми. Многие компании дарят своим работникам и клиентам кофейные кружки, календари, ручки с информацией о себе. Для компании, возможно, это умный рекламный ход, однако знаком внимания и признательности такие подарки не станут. Если вы хотите, чтобы ваш клиент почувствовал себя значимым, лучше подарить ему то, что он действительно оценит. Потребуются ли для этого дополнительное время и силы? Да, конечно. Вы можете получить нужную вам информацию, проведя опрос среди своих сотрудников и клиентов:

• Кого из музыкантов вы можете причислить к категории любимых артистов?

• Какой журнал вы можете назвать любимым?

• Чем вы любите заниматься в свободное время?

• Назовите любимые спортивные команды.

• Назовите любимые рестораны.

• Какие мероприятия вы любите посещать?

С такой информацией вы сможете выбрать подходящий подарок, и ваши сотрудники и клиенты их обязательно одобрят.

Когда мы говорим о конкретных подарках как средстве демонстрации признательности, очень важно понять, что подарок далеко не всегда «вещь». На самом деле чаще всего подарки, подпадающие под категорию «переживаний», ценятся больше, чем вещи. К таким подаркам относятся, например:

• Билеты на спортивные мероприятия (баскетбол, хоккей, футбол).

• Подарочные сертификаты или купоны в рестораны.

• Билеты на культурные мероприятия (театр, художественная выставка, концерт).

• Сертификаты для посещения СПА, маникюрного салона или игры в гольф в местном клубе.

• Купоны для приобретения товаров со скидкой.

• Подарочные купоны в магазины хозяйственных товаров или спортивного инвентаря.

Именно такие подарки являются наиболее популярными среди наших сотрудников. Пожалуйста, посмотрите также информацию «Искусство дарения подарков без приобретения „вещей»» в нашем Приложении в разделе «Инструменты похвалы» в конце книги или на нашем сайте (www. appreciationatwork.com/resources).

Есть еще одна проблема, возникающая у руководителей. Им нужно найти время для приобретения подарочных сертификатов или купонов на те или иные события. К счастью, многое из этого можно купить через Интернет. Но для людей, чья работа не позволяет в течение рабочего дня получить доступ к Интернету, приобретение подарков может стать действительно непростой задачей (а значит, этого может просто не произойти). Честно говоря, у некоторых руководителей просто нет лишних денег, чтобы лично финансировать приобретение подарков для своих работников.

На одной фабрике мы работали с лидерским составом для разрешения этой проблемы. Руководство пришло к выводу, что следует поддержать начальников среднего звена, которые хотели выразить признательность рабочим в виде конкретных подарков. Для этого они выделили небольшую сумму денег (сначала всего 500 долларов) и направили директора отдела кадров вместе с начальниками среднего звена на выяснение того, какие подарки и билеты на какие мероприятия могут понравиться рабочим. После этого директор отдела кадров купила подарки и передала начальникам, чтобы те раздали их подчиненным. Причем начальникам предложили также написать от руки благодарственные записки, чтобы дары были индивидуализированными и показали, что на их выбор были затрачены силы и время. Начальники оценили практическую и финансовую поддержку со стороны компании, а рабочие были откровенно в восторге от подарков и того признания, которое они демонстрировали.

КСТАТИ: «СВОБОДНЫЙ ДЕНЬ»

В КАЧЕСТВЕ ПОДАРКА

Нам часто задают один вопрос: «А можно получить в подарок свободный день? Есть ли такая альтернатива в вашей Мотивации похвалой?» Такой вопрос чаще задают молодые работники, поскольку эта группа высоко ценит свободное время.

При обсуждении этого вопроса с молодыми работниками, а также владельцами бизнеса и руководителями мы поняли, что свободный день вполне вписывается в категорию преимуществ, которые получают люди. Это и есть подарок. И если после завершения серьезного проекта людям позволяют уйти с работы раньше или предоставляют оплачиваемый свободный день, они воспринимают его как полноценный и значимый подарок.

МАРИЯ: НЕТ ВРЕМЕНИ НА МАГАЗИНЫ

Мария любит ходить по магазинам. Однако она весьма экономная особа. Ее дети уже учатся в колледже, и она занимает ответственную позицию в качестве начальника управления взаимоотношений с клиентами в крупной финансовой фирме. Ей трудно найти время для магазинов.

Однажды ее руководитель Жермен обнаружил, что Мария любит получать подарки и очень любит ходить по магазинам, но на это у нее нет времени. Тогда он организовал ей свободный оплачиваемый день и подарил сертификат стоимостью в пятьдесят долларов для посещения самого большого молла в городе. Мария была так рада, словно она была ребенком-сластеной, которого привели в мороженицу и сказали, что можно есть, сколько хочешь. Она с нетерпением стала ожидать того дня, когда сможет отправиться в магазин, и неделями до этого события только о нем и говорила. Жермен стал для нее самым лучшим начальником в мире. Конечно же, она получила огромный заряд мотивации и готова была работать еще лучше.

Такова сила конкретных подарков для тех, кто их ценит. Когда вы найдете правильный подарок для человека, он почувствует себя счастливым и получит энергетический заряд, чтобы работать еще лучше.

КАКИЕ ПОДАРКИ ДАРИТЬ КОЛЛЕГАМ?

В этой главе мы в основном говорили о подарках, которые дарят руководители своим подчиненным. Однако подарки среди коллег тоже имеют большой смысл. Если вы знаете, что кто-то из ваших сотрудников ценит подарки, и вы решите таким образом проявить к нему внимание, вы тем самым начнете созидать дружеские отношения, а они, в свою очередь, сформируют в коллективе позитивный рабочий климат. Иногда люди готовы расстаться с деньгами, если знают, что кто-то из их коллег оценит их подарок. Именно поэтому так важно, чтобы люди делились друг с другом результатами, которые они получили в результате ответов на вопросы анкеты Мотивации похвалой и Актуального списка. С этой информацией люди будут точно знать, какой подарок будет иметь смысл для их товарища. Они также будут знать, кому из коллег подарки кажутся неважными в качестве выражения им признательности. Мы уверены, что эта ценная информация поможет коллегам создать климат взаимного принятия в искренней и открытой манере.

НЕМНОГО О ЛИЧНОМ

1. Исходя из десятибалльной, скажите, насколько важным вы считаете получение подарков?

2. Если вы присудили получению подарков семь баллов и выше, какого рода подарки вы назвали бы стоящими?

3. Какие подарки вы получали от коллег или начальства за последний год? Что вы почувствовали при этом?

4.Какие подарки вы дарили своим коллегам за прошедший год? Как отреагировал человек, получивший ваш подарок?

5. Есть ли у вас коллега, которого особенно цените? Дарит ли он что-нибудь другим людям на работе? Если да, возможно, вам стоит спросить его: «Если бы я захотел подарить тебе что-то в знак моей признательности тебе, то какой подарок ты бы хотел получить?» Либо прислушайтесь к его комментариям в обычных разговорах. Когда такие люди говорят: хотелось получить то-то и то-то», отметьте это про себя, и руководствуйтесь этой информацией в процессе приобретения для них подарков.