Введение

Центральной Личностью ветхозаветных пророчеств, безусловно, является грядущий великий Царь, Который воссядет на престоле обещанного Божьего Царства. Снова и снова в Библии приводятся пророчества об особенном Человеке, Который будет обладать мудростью, силой, праведностью, властью и правом стать Царём не только Израиля, но и всей земли.

Грядущий Царь сможет поразить сатану в голову (Быт. 3:15), вернуть человеку владычество, утерянное по причине греха, и, наконец, установить на земле Царство, которому не будет конца. В Нём «не отойдёт скипетр от Иуды и законодатель от чресл его» (Быт. 49:10). Такого нельзя было сказать ни об одном из ветхозаветных монархов, поскольку относятся эти пророчества только к грядущему Царю всех царей. Да и множество других предсказаний о царствовании вечном и нескончаемом, конечно же, не могут относиться к обыкновенному земному царю.

Слова «Будет непоколебим дом твой и царство твоё на веки пред лицом Моим, и престол твой устоит вовеки» (2 Цар. 7:16), сказанные Господом через Нафана, не относились к Давиду. Царство Давида ослабело и разделилось, как только умер его преемник, Соломон, – и оно до сих пор не восстановлено.

Однако во 2-м Псалме Господь говорит: «Я помазал Царя Моего над Сионом, святой горой Моей. Возвещу определение: „Господь сказал Мне: «Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе»“» (ст. 6-8). Сам Давид называет Грядущего «Царём славы» и «Господом сил» (Пс. 23:10). Похожие титулы встречаются в Псалмах 44, 71, 109 и других.

Пророки отзываются о великом Царе и как о Боге, и как о человеке. Исаия повествует, что этот Царь родится от девы (7:14). Он будет презрён, умалён, унижен, изъязвлен, мучим, наказан, изранен, истязаем и будет тяжко страдать (Ис. 53:3-7). Даниил описывает Его «подобным Сыну Человеческому» (7:13). Но в то же время Исаия заявляет, что «владычество на плечах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела…» (9:6-7) и что имя Его будет Эммануил, означая «С нами Бог» (Ис. 7:14; Матф. 1:23). Через пророка Михея Господь дал обещание Вифлеему: «Из тебя произойдёт Мне Тот, Который должен быть Владыкой в Израиле и Которого происхождение изначала, от дней вечных» (5:2). Пророк Софония говорит, что грядущий Царь будет «Господом и Царём над Израилем» (3:15). А Захария утверждает, что Он будет «праведным и спасающим» (9:9) и что во дни Его правления каждое племя сможет пойти «в Иерусалим для поклонения Царю, Господу Саваофу» (14:17). Таким образом, грядущий великий Царь будет Богочеловеком.

Никто из этих древних пророков, впрочем, не мог до конца постигнуть сущности Того, о Котором писал. «К этому-то спасению, – говорит Пётр, – относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, исследуя, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу» (1 Пет. 1:10-11).

В полной мере природа и личность предречённого Царя являют себя и раскрываются прежде всего в Евангелиях, среди которых первым является Евангелие от Матфея. Подобно божественному прожектору, они привлекают наше внимание к Христу и шаг за шагом показывают, что только в Нём исполнились все требования древних пророчеств. В равной мере они изобличают самозванцев, исходя из их неспособности исполнить пророчества.

Весь Новый Завет признаёт Иисуса обещанным великим Царём. В двадцати семи книгах Нового Завета термин басилейа (царство) употребляется сто сорок четыре раза по отношению к царствованию Христа; слово басилеус (царь) применяется непосредственно к Христу по крайней мере тридцать пять раз, а басилеуо (царствовать) – порядка десяти раз.

Авторство

Ко времени рождения Христа Израиль уже более шестидесяти лет находился под гнётом Рима. Одним из самых неприятных аспектов римского владычества была безжалостная система налогообложения. С людей взимались два основных налога: налог на продажу, сравнимый с современным подоходным налогом, и земельная пошлина, то есть налог на право владения землёй и имуществом.

Римские сенаторы и прочие высокопоставленные особы имели право покупать у центральной власти права на сбор торговых налогов в какой-либо стране, провинции или области в установленном объёме сроком на пять лет. Всё собранное сверх требуемого они забирали себе. Владеющие правом сбора налогов назывались публикани (т.е. откупщики). Публикани, в свою очередь, нанимали посредников для сбора денег, как правило, из местных граждан.

Последние заключали с откупщиками такую же сделку, как те – с Римом. Всё, что удавалось собрать сверх установленной откупщиками нормы, оставалось им в награду. Так что и откупщики, и мытари стремились во что бы то ни стало собрать больше денег, зная, что римская власть, в том числе власть военная, их поддержит.

Народ ненавидел мытарей (греч. телонес), потому что они были не только вымогателями, но и изменниками. В Израиле мытари причислялись к низшему классу общества, включавшему грешников, блудниц и язычников (Матф. 9:10-11; 18:17; 21:31-32; Марк. 2:15-16; Лук. 5:30 и др.).

Матфей, также прозванный Левием, был сборщиком податей, когда Иисус призвал его в число двенадцати учеников (Матф. 9:9; Марк. 2:14). Нам мало известно о том, каким был Матфей до встречи с Иисусом. Трудно предположить, что он был очень религиозным, поскольку мытарей ненавидели и, если не прямо, то косвенно, изгоняли из синагог, а порой даже из храма. Несомненно, что это одна из причин, почему Матфей так быстро откликнулся на призыв Иисуса и почему многие мытари собирались вокруг Христа (Матф. 9:9-10; 11:19; Лук. 15:1). Не так уж часто их принимали в свой круг иудеи вообще, а тем более раввины или религиозные учители, как Иисус.

В описании евангельских событий Матфей проявил незаурядную скромность. Он неизменно пишет о себе в третьем лице и ни разу не называет себя автором. О его авторстве известно из тех соображений, что во всех ранних копиях манускрипта значится его имя, да и все отцы Церкви единодушно приписывают эту книгу ему.

Из текста становится очевидным, что Матфей написал своё Евангелие до разрушения Иерусалима и иудейского храма в 70-м году. Назвать более точную дату не представляется возможным.

Содержание

Первые четыре книги Нового Завета передают одни и те же евангельские события, но с разных углов зрения. Они несут ту же весть, но с различными, взаимодополняющими акцентами. Матфей показывает Иисуса Царём, в то время как Марк представляет Его в противоположной роли – роли Слуги. Лука изображает Его как Сына Человеческого, а Иоанн – как Сына Божьего. Таким образом, Иисус показан одновременно в качестве полновластного Бога и Человека-Слуги.

Показывая царственное происхождение Иисуса, Матфей открывает своё Евангелие Его родословной. Он ведёт родословную Иисуса от Авраама, родоначальника еврейской нации, через Давида, величайшего из израильских царей. Марк же, описывая Иисуса как слугу, и вовсе пренебрегает родословной, потому что происхождение слуги существенной роли не играет. Показывая Иисуса Сыном Человеческим, Лука прослеживает Его родословие до первого человека – Адама. Иоанн же, представляя Его Сыном Божьим, опускает человеческую родословную Иисуса и рассказ о Его рождении и детстве. Он начинает своё Евангелие непосредственно с Божественной родословной Иисуса: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Иоан. 1:1).

В центре Евангелия от Матфея – образ Христа как Царя. Подобно тому, как чуть ли не каждый параграф Евангелия от Иоанна указывает на ту или иную сторону божественности Иисуса, почти каждый параграф у Матфея раскрывает Его царственные черты.

Матфей показывает Мессию Царём – коронованным, отвергнутым и грядущим снова. В этом Евангелии, как ни в каком другом, Иисус изображён в царских красках. Его происхождение определяется по царской линии Израиля, Его жизни угрожает завистливый царь, волхвы с Востока приносят младенцу Иисусу царские подарки, а Иоанн Креститель провозглашает Его Царём и возвещает, что приблизилось Его Царство. Даже искушения в пустыне достигают своего апогея, когда сатана предлагает Христу во владение все царства мира. Нагорная проповедь являет собой манифест Царя, чудеса подтверждают Его царские регалии, а многие из притч раскрывают тайны Его Царства. В одной из притч Иисус сравнивает Себя с сыном царя, а позже царственно входит в Иерусалим. Перед лицом смерти на кресте Он предрекает Своё будущее правление и заявляет о власти над ангелами небесными. Последние Его слова утверждают, что Ему дана всякая власть на небе и на земле (28:18).

В то же время Матфей обращает особое внимание на то, что Иисус был отвергнут как Царь. Ни в каком другом Евангелии не упоминается о таких злобных и подлых нападках на Иисуса и на Его учение, как у Матфея. Тень неприятия не сходит со страниц его Евангелия. Ещё до рождения Иисуса Иосиф чуть не прогнал Марию, Его мать. Вскоре после рождения Иисуса Ирод угрожал Его жизни, вынудив родителей с младенцем бежать в Египет. Его предтеча, Иоанн Креститель, был брошен в темницу и затем обезглавлен. Иисусу во дни Его земного служения негде было преклонить голову – Он не имел уголка, который мог бы назвать Своим домом. В Евангелии от Матфея раскаивающийся разбойник не называет Христа Господом, и у подножия креста не упоминаются друзья и близкие – только палачи да насмешники. Даже женщины упоминаются стоящими вдалеке (27:55-56), а перед самой смертью Иисус восклицает: «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты оставил Меня?» (27:46). И только сотник из язычников отзывается хорошо о Распятом: «Воистину Он был Сын Божий» (27:54). Когда же охранявшие могилу Христа стражники донесли иудейским властям, что могила пуста, последние, хорошо заплатив страже, велели распространить молву, что тело было украдено учениками (28:11-15).

Однако Иисус также показан как Царь, Который в итоге вернётся, чтобы судить и властвовать. В один прекрасный момент вся земля «увидит Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силой и славой великой» (24:30), Его пришествие будет «в который час не думаете» (ст. 44), и придёт Он во славе, чтобы вершить суд (25:31-33).

Читателю трудно окунуться в события этого Евангелия без того, чтобы не испытать смешанного чувства: с одной стороны, предвечного величия Господа Иисуса Христа, а с другой – мерзостной власти греха и сатаны над отступническим Израилем, отвергнувшим Своего Господа.

Ни в одном другом Евангелии не содержится столько наставлений для учеников Господа, призванных свидетельствовать о Нём в этом мире. Уроки ученичества непременно изменят жизнь серьёзного читателя, как они изменили жизнь первых одиннадцати последователей Христа. Таким образом, Евангелие от Матфея очень практично; в нём темы высокого духовного свойства, – о величии и славе, отвержении и отступничестве, – постоянно переплетаются с откровениями и практическими наставлениями, важными для представителей Господа на земле.

План

Происхождение Царя – Его родословие (1:1-17)

Приход Царя – Его рождение от девы (1:18-25)

Почтение к Царю – поклонение волхвов (2:1-12)

Ожидание Царя – исполнившиеся пророчества о Его пришествии (2:13-23)

Провозвестник Царя – Иоанн Креститель (3:1-12)

Коронация Царя – Его крещение; подтверждение Его сыновства Отцом (3:13-17)

Превосходство Царя – Его победа над сатаной (4:1-11)

Деятельность Царя – Его служение и чудеса (4:12-25)

Воззвание Царя – Его манифест: Нагорная проповедь (5–7)

– Праведность и блаженство (5:1-12)

– Праведность и ученичество (5:13-16)

– Праведность и Священное Писание (5:17-20)

– Праведность и моральные нормы (5:21-48)

– Праведность и практическое благочестие (6:1-18)

– Праведность и мирские ценности (6:19-34)

– Праведность и межчеловеческие отношения (7:1-12)

– Праведность и спасение (7:13-29)