1 Паралипоменон

1:1–54

Родословия израильтян и других народов от Адама

1:1–4. Сыновья Адама. Более подробно это родословие рассматривается в Быт. 5.

1:5-27. Сыновья Ноя. Более подробно это родословие рассматривается в Быт. 10 и 11.

1:13. Потомки Ханаана. Информацию об этих народах см. в коммент. к Исх. 3:8.

1:29-54. Потомки Авраама, не относящиеся к израильтянам. Описание этих родословий см. в Быт. 25:12-18 (Агарь, Измаил); Быт. 25:1–6 (Хеттура); Быт. 36 (Исав).

2:1 — 7:40

Родословия двенадцати колен

2:42-55. Выдающаяся роль Халева.Халев и Иисус Навин были единственными представителями из всего поколения времен исхода, которые вошли в землю Ханаанскую. Халев получил удел в земле колена Иуды, в окрестностях Хеврона (Нав. 14:6-15).Поскольку родословия используются как подтверждение прав на земельную собственность, для Халева было важно признание его статуса.

3:1–16. Царская ветвь Давида. Другой важный клан в колене Иуды был, разумеется, связан с царской династией. Некоторые из перечисленных имен представлены в иной форме, по сравнению с 3 Цар. и 4 Цар.: Авия/ Иорам; Азария/Узия; Селлум/Иоахаз. Это объясняется тремя причинами: 1) вариациями в произнесении божественного имени в составном имени; 2) наличием разных слов с одинаковым значением; 3) указанием династического имени вместо личного.

3:17–24. Потомки Давида после вавилонского плена. Большинство из этих имен в Библии нигде больше не упоминаются. Исключение составляют Зоровавель, о котором известно гораздо больше (см. коммент. к Езд. 3:2), и Хаттуш (ст. 22), который известен только как возвратившийся вместе с Ездрой(Езд.8:2).

4:21. Ткачи из дома Ашбеи. Упоминание Мареши в данном стихе позволяет полагать, что Ашбея тоже должна находиться в районе Шфелы, между холмистой областью Иерусалима и прибрежной равниной, но точнее определить ее местоположение невозможно. Гильдии мастеров обычно были связаны с определенными городами, в которых развивались важные производства. Профессиональные секреты передавались из поколения в поколение. В текстах из Алалаха приводятся более шестидесяти таких домашних производств, которые известны еще с XV в. до н. э. Ткани в небольших количествах изготавливали практически в каждом доме, но существовали и крупные производственные центры. Процесс изготовления тканей требовал обработки льна, а также прядения, крашения и ткачества.

4:23. Горшечники при садах и огородах. Можно предположить, что во дворец или в храм приглашали лучших мастеров для исполнения разного рода работ. Они обычно находились на денежном содержании, их обеспечивали инструментами и оборудованием, а также, возможно, рабами для исполнения тяжелой физической работы. Кроме того, их кормили, одевали и предоставляли все необходимое для повседневной жизни.

Значение родословий для послепленного поколения

Хотя большая часть 1 Пар. и 2 Пар. охватывает историю допленного периода, они написаны для тех, кто вернулся из Вавилона в VI и V вв. до н. э. и снова поселился на своей земле. Для них родословие было своеобразным удостоверением личности. Завет израильтян с Господом возвел их в ранг избранного народа Божьего, живущего на земле, обещанной им Богом. Семейная хроника была документом, который свидетельствовал о принадлежности к народу Божьему. Это было их наследие и законное право. В Древнем мире родословия часто служили социологическим целям, а не носили исторический характер. Вместо того, чтобы предоставлять документальную запись о строгой последовательности сменявших друг друга поколений, они предназначались для удостоверения непрерывной связи с прошлым, что позволяло понять социальную структуру и условия жизни современных поколений. Израиль придавал этому и дополнительный теологический смысл и подчеркивал важность этих генеалогических древ. Неразрывная связь с прошлым подчеркивала для них сущность современной им религиозной ситуации. В Древнем мире людям был чужд индивидуализм, ибо они определяли свою личность только через принадлежность к определенной группе. Эта группа включала не только живущих родственников, но и связь с ними во всех поколениях. Родословия, таким образом, отражали общность и единство, неразрывную связь всех поколений. Необязательно было представлять все поколения. Достаточно посмотреть на избранных героев веры в Евр. И. Американцы ныне испытывают гордость, если им удается обнаружить своих предков среди тех, кто пересек океан на борту корабля «Мейфлауэр», или тех, кто подписывал Декларацию независимости. Разница в том, что в Израиле эти родственные связи дают права и привилегии, а не просто символизируют определенный статус.

4:41. Меанитяне. (0 В русском переводе это название отсутствует.) Существуют разные точки зрения по поводу этой группы. Иногда этих людей отождествляют с племенем из Южной Аравии. В IV в. они контролировали торговые пути, по которым провозили ладан — вплоть до Палестины. Некоторые исследователи отождествляют их с племенем Mu’unaya, которое упоминается в надписях Тиглатпаласара III. Высказывается предположение о том, что они связаны с городом Маон, к югу от Хеврона, в холмистой местности Иудеи.

4:42,43. Новый удел сынов Симеона. Новые земли, на которых поселились потомки Симеона, расположены к югу от предназначенной им территории в пустыне Негев, но, вероятно, далее к западу от равнины Арава и к востоку от Кадес–Варни. Чтобы добраться туда, требовалось преодолеть расстояние в 40-50 миль.

5:1. Лишение Рувима права первородства. Более подробные сведения об этом приводятся в Быт. 35:21,22.

5:8,9. Область поселения. Земля рувимлян в Трансиордании простиралась вдоль северной половины Мертвого моря, от реки Арнон на юге до плато Медева и горы Нево на севере. Эта территория, часто находившаяся во владении моавитян, составляет около 20 квадратных миль.

5:10. Агаряне. В надписях Тиглатпаласара III упоминается арамейское племя Hagaranu, которое ряд исследователей отождествляют с агарянами. О них в тот период, однако, практически ничего неизвестно.

5:16. Земля Гадова колена. Галаад и Васан тянутся с севера на юг почти на 100 миль. Галаад — это холмистая местность в ТрансИордании от реки Иавок на юге и почти до реки Ярмук на севере. На севере Васана (ныне известного как район Голанских высот) расположена гора Ермон, на востоке — гора Jebel Druze (Авран), на западе к нему примыкает Галилейское море, а на востоке — долина реки Ярмук. Собственно Васан ограничен районом верхнего течения реки Ярмук и представляет собой обширное плодородное плато, которое славится своими пастбищами. Салха (ст. 11) находится примерно в 60 милях к востоку от Галилейского моря, к югу от горы Авран. Пастбищные угодья Саронской долины расположены в Трансиордании, точное место их не установлено. Надпись на Моавитском камне также связана с этой областью, хотя не приводит точных данных о ее местонахождении.

5:19. Война с агарянами и их союзниками. Союзниками агарян были племена из Аравии. Иетур (в новозаветное время — Итурейская область, к юго–востоку от Галилеи, см.: Лк. 3:1) и Нафиш были потомками Измаила (Быт. 25:15). Район Нафиша упоминается в письме VII в. до н. э. ассирийскому царю Ашшурбанипалу. Надав (возможно, Адбеел в Быт. 25:13), по–видимому, тоже присутствует в ассирийских анналах Тиглатпаласара III как племя в Трансиордании. Об этих народах и об этой войне, помимо данных упоминаний, больше ничего не известно.

5:21. Военные трофеи. Указанное количество захваченного скота и людей неимоверно велико. Для сравнения, в ходе всей, весьма успешной военной кампании Салманасара III, продолжавшейся около двадцати лет, было захвачено в плен 110 610 пленных, около 10 тыс. лошадей и мулов, свыше 35 тыс. скота, почти 20 тыс. ослов и около 185 тыс. овец. Сеннахирим захватил в Вавилоне 20 тыс. военнопленных, 11 тыс. ослов, 5 тыс. верблюдов и 800 тыс. овец.

5:26. Переселение жителей Трансиордании ассирийцами. Тиглатпаласар III захватил в 733 г. до н. э. Верхнюю и Нижнюю Галилею и, по его утверждению, выселил оттуда 13 520 человек (см. коммент. к 4 Цар. 15:29). Во время этой кампании территория Северного царства Израиль сократилась до Самарии и ее окрестностей и сохраняла независимость в течение двенадцати лет после вражеского нашествия. Новые места поселения израильтян были сосредоточены в среднем течении Евфрата, в районе Гозана (Guzanu = Tel Halaf, примерно в 100 милях к востоку от Кархемиша), расположенного у реки Хавор. Халах, который отождествляют с Halahhu на ассирийских надписях, находился в 8 милях к северо–востоку от Ниневии.

6:31–46. Левитские музыканты. Все главные музыканты Давида — Еман, Асаф и Ефан — прослеживают свое родословие от Левия, по разным линиям. В Древнем мире существовали музыкальные гильдии, которые служили при храмах и святилищах. В Египте уже в 3–м тыс. до н. э. существовали жрецы, которые осуществляли надзор за музыкантами, участвовавшими в богослужении. Хетты и вавилоняне держали музыкантов среди персонала храма. Многие религиозные индивидуальные обряды и гражданские церемонии, а также праздники сопровождались музыкальными представлениями (вокальными и инструментальными). Более подробная информация об этом приводится в коммент. к Ам. 5:23.

6:48,49. Обязанности левитов и священников из рода Аарона. Священники из рода Аарона были непосредственно заняты в обряде жертвоприношения и совершали другие действа в святом отделении святилища. В обязанность левитов входили всякие службы при доме Божьем. Они контролировали доступ к священной территории, охраняли ее и занимались обеспечением нужд и хозяйственными работами, ремонтом и поддержанием в порядке святилища (см. более подробно в 9:22-33).

6:55,56. Предместья и поля. Земли, окружавшие Хеврон, были отданы левитам. Здесь подчеркивается, что поселения в окрестностях Хеврона, включая пахотные земли вокруг них, были собственностью Халева.

6:64. Левитские города. Более подробная информация о левитских городах приводится в коммент. к Чис. 35:1–5 и Нав. 21:3–40.

7:28,29. Земли Ефрема и Манассии. Территория Ефрема простиралась от Вефиля на юге до Сихема на севере, не включая прибрежную равнину (Газер был пограничным пунктом на западе) и долину Иордана. Манассия поселился к северу от Ефрема и занимал холмистую местность в районе Самарии (до горы Гелвуй) и окрестности горы Кармил, расположенной на южной окраине Изреельской долины (включая Фаанах и Мегиддон). Территория Манассии охватывала долину Иордана (Беф–Сан) и прибрежную равнину Дор, вплоть до мыса Кармил.

9:1. Книга царей израильских. Списки родов хранились в официальных дворцовых архивах. На то были свои причины. Во–первых, независимо от того, была ли дарована земля в собственность по царскому указу, или это был божественный дар, она связывалась с определенным родом. Поэтому в случае возникновения споров о наследстве, они разрешались на основании записей родословных в царских книгах. Во–вторых, призыв на государственную службу, будь то трудовая или воинская повинность, производился на основании учета численности населения или переписи, равно как и налогообложение. Перепись проводилась по генеалогическим категориям: по родам и семействам.

9:3. Значение переписных листов.Этот перечень включает тех, кто поселился в Иерусалиме. Такой переписной лист отличался от вышеуказанных записей в архивах, поскольку все они предназначались для регистрации родовых владений, которые ныне вновь заселялись. Вследствие того, что множество семей в Иерусалиме были истреблены во время вавилонского нашествия, в нем оставалось мало жителей. Люди из других колен, если они хотели поселиться в Иерусалиме, должны были покинуть (иногда навсегда) земли своих предков на территории своего колена. Готовность принести такую жертву ради того, чтобы снова заселить Иерусалим, заслуживает особого внимания.

9:22-27. Привратники. Одной из самых важных задач священников была охрана храмовой территории, внутреннего круга «священного пространства» (об этом см. в коммент. к Лев. 16:2 и Чис. 18:1-7). Осквернение святилища требовало очистительной жертвы (жертвы за грех, см. коммент. к Лев. 4:1–3) и могло повлечь за собой наказание как отдельного человека, так и всего народа. Привратники должны были закрывать доступ на территорию храма посторонним. В храмовых пределах находились также ценные вещи. Изобилие золота и серебра было большим соблазном для нечестных людей, которые не боялись наказания Бога за внедрение на храмовую территорию и кражу храмового имущества. Эти ценности тоже нужно было охранять. Незаконное присвоение того, что считалось священным, требовало принесения жертвы повинности (см. коммент. к Лев. 5:14–16). Привратники должны были охранять имущество храма от любого рода посягательств.

9:28-33. Другие обязанности левитов. Священники и служители исполняли все необходимые работы при храме. Ответственные за служебные сосуды (как правило, золотые) должны были заниматься их инвентаризацией, следить за их использованием и заботиться об их хранении. Служители должны были постоянно учитывать и пополнять запасы материалов, используемых при богослужении, и составлять смеси из благовонных веществ по особым священным рецептам (см. коммент. к Исх. 30:23–25).

10:1–14

Смерть Саула

Более подробные сведения о содержании этого раздела см. в коммент. к 1 Цар. 31.

11:1–9

Воцарение Давида и завоевание Иерусалима

Более подробные сведения о содержании этого раздела см. в коммент. ко 2 Цар. 5.

11:10–47

Сильные люди Давида и их подвиги

Более подробные сведения о содержании этого раздела см. в коммент. ко 2 Цар. 23:8–39.

12:1–40

Первое войско Давида

12:2. Свободно владеющие обеими руками. Левшей в Древнем мире сторонились, поскольку свободное владение левой рукой связывали с силами зла или с бесами. В результате, левши обычно вынуждены были учиться владеть и правой рукой, поскольку в ряде ситуаций работать левой рукой не разрешалось. Однако на поле сражения умение одинаково свободно владеть обеими руками считалось большим преимуществом. Например, тактика боя состояла в том, чтобы заставить врага двигаться влево во время сражения. В такой ситуации правша должен был держать щит (в левой руке) в стороне от врага, обнажая себя во время атаки. Воин же, одинаково владевший обеими руками, спокойно мог взять щит в правую руку, а потому имел преимущество в этом поединке с врагом. Лучник, одинаково владевший обеими руками, скрываясь за деревом или скалой, имел больший диапазон для обстрела противника, с обеих сторон, при этом он был лучше защищен.

12:15. Переход через Иордан во время разлива. В первый месяц (примерно соответствует марту по нашему календарю), когда происходит таяние снегов в горах, уровень воды в Иордане повышается, и река выходит из берегов. Есть любопытная надпись ассирийского царя Саргона II (VIII в. до н. э.), в которой он заявляет, что провел свои войска через Тигр и Евфрат в момент наводнения, как посуху. С одной стороны, такая водная переправа чрезвычайно опасна, но с другой (и в этом причина) — этот неожиданный маневр часто помогает застигнуть противника врасплох.

12:23-40. Союз племен и образование царства. Израиль еще был на стадии племенного развития, вопреки решению поставить во главе израильских колен царя. В результате, всякий претендент на престол должен был обеспечить себе поддержку старейшин всех колен и необходимый воинский контингент.

13:1–14

Неудачная попытка переноса ковчега Господня в Иерусалим

Более подробные сведения о содержании этого раздела см. в коммент. ко 2 Цар. 6:1-11.

14:1–17

Победа над филистимлянами

Более подробные сведения о содержании этого раздела см. в коммент. ко 2 Цар. 5:17-25.

15:1 — 16:43

Перенос ковчега Господня в Иерусалим

15:1. Строительные проекты Давида в Иерусалиме. Библия упоминает лишь о строительстве царского дворца. Археологические раскопки, к сожалению, не обнаружили никаких других сооружений времен Давида в Иерусалиме. О царском дворце см. в коммент. ко 2 Цар. 5:11.

15:20,21. Певцы и музыканты. Приводятся технические музыкальные термины, которые используются в заголовках ряда псалмов, например, «аламоф» в Пс. 45 и «sheminith» в Пс. 6-12 (0 опущенные в русском переводе). «Тонкий голос», вероятно, соответствует сопрано. Аккадские тексты обнаруживают знакомство с семью нотами и нотными ключами (музыкальной настройкой), а также с интервалами, необходимыми для исполнения аккордов (напр., терциями). Более подробно эти вопросы рассматриваются в коммент. ко 2 Цар. 6:12-23.

16:26. Все боги — идолы.См. коммент. к Лев. 26:1 и Втор. 4:15–18.

16:39. Святилище на высоте в Гаваоне. Нигде, кроме 1 Пар., не упоминается святилище в Гаваоне. Гаваон расположен в 6 милях к северо–западу от Иерусалима, а в 3 Цар. 3:4 говорится, что там был главный жертвенник.

16:42. Музыкальные инструменты, которые использовались при богослужении на древнем Ближнем Востоке. См. коммент. к 6:31-46.

17:1–27

Обетования завета Давиду

Более подробное изложение этой темы см. во 2 Цар. 7.

18:1–17

Установление царства Давида

Более подробное изложение этой темы см. во 2 Цар. 8.

19:1–19

Война с аммонитянами

Более подробное изложение этой темы см. во 2 Цар. 10.

20:1–3

Завоевание Раввы

Более подробное изложение этой темы см. во 2 Цар. 11:1; 12:29–31.

20:4–8

Война с филистимлянами

Более подробное изложение этой темы см. во 2 Цар. 21:15–22.

21:1–30

Исчисление народа при Давиде

Более подробные изложение этой темы см. во 2 Цар. 24.

22:1–19

Приготовления к строительству храма

22:2. Каменотесы. В тот период в строительстве использовалась кладка из тесаного камня. Камни обтесывались с помощью зубила по краям, а остальная часть оставалась необработанной. В окрестностях Иерусалима находились богатые залежи известняка, но более твердые сорта камня привозили издалека. Определенное количество базальта добывали в Галилее и в районе Голанских высот; гранит привозили из Южной Аравии, из окрестностей Эйлата, где он залегал под покровом песчаника. Крупные блоки породы вырубались путем забивания глубоких деревянных клиньев, которые затем пропитывались водой. Набухая, дерево раскалывало горную породу. Тяжелые блоки ставили на место, раскладывая на поверхности нижележащего блока свинцовые шары, а блоки, установленные в следующем ряду кладки, расплющивали эти шары своей тяжестью.

22:3. Железные гвозди и связи. Железо в ту эпоху использовалось широко, но, в основном, в декоративных целях. Связи, вероятно, представляли собой декоративные пластины или полосы, прикрепленные к двери гвоздями.

22:3. Работы по меди. Медь расплавлялась в специальных тиглях, а затем ей придавалась нужная форма в отливках.

22:4. Кедровые деревья. Древесина кедра шла на внутреннюю отделку — из нее изготавливали панели. Кроме того, из нее делали строительный брус, использовали при производстве каменных работ. Часто вместо кедра для резных орнаментов брали древесину масличного дерева.

22:14. Сто тысяч талантов золота. Это неимоверно большое количество золота. По современным ценам 3750 тонн золота может стоить около 45 млрд долларов США, но его коммерческая стоимость гораздо выше. Это самое большое количество золота, которое упоминается в Ветхом Завете. В другом месте говорится о 3 тыс. талантов (112 тонн) золота (1 Пар. 29:4). Кроме этого, упоминается еще одно крупное количество золота — 666 талантов (25 тонн), которое, как известно, Соломон получал ежегодно. В Египте самое большое количество золота и серебра (200 тонн) пожертвовал богам фараон Сусаким (который вывез значительную часть этих сокровищ из Иерусалима). В ассирийских надписях такие цари, как Тиглатпаласар II, Саргон II и Салманасар III, редко сообщают о количестве золота, полученного в качестве дани или награбленного, но иногда упоминают цифры от 10 до 50 талантов. Столетиями позже считалось, что Персеполь обладает самыми богатыми скрытыми запасами золота в Древнем мире. Когда город был завоеван Александром Македонским, золото и серебро, найденное в его сокровищнице, было оценено в 120 тыс. талантов (4500 тонн) серебра.

22:14. Сколько же золота? Поданным1993 г., основные мировые запасы золота составляли 55 435 тонн. Золотой фонд Центрального банка США был около 9 тыс. тонн. Куб чистого твердого золота (в пересчете на куб с длиной грани в один фут) весит 1200 фунтов (ныне его рыночная цена более 7 млн долларов). Золотом, пожертвованным Соломоном, можно было бы заполнить до потолка стандартный гараж для двух автомобилей (туда поместилось бы 6250 кубов). Если бы строители использовали эти золотые кубы как строительные блоки, то возвели бы из них внешние стены (толщиной около одного фута) двух главных помещений храма вокруг трех их сторон (размером 90 х 30 х 30).

22:14. Миллион талантов серебра.Это невообразимо большое количество (почти 40 тыс. тонн), и оно превышает все цифры, упоминаемые в библейских и небиблейских источниках.

23:1 — 26:32

Левиты и их обязанности

23:28–31. Обязанности левитов. См. коммент, к 9:22–33.

24:6. Писец. Писцы в Древнем мире были счетоводами, журналистами, личными секретарями, воспитателями и библиотекарями. Подготовка писца заключалась главным образом в обучении письму и языкам, но в период ученичества он мог приобрести и другие профессиональные навыки. Хотя многие писцы были не более чем клерки или специалисты средней руки, некоторые из них обрели известность как книжники и мудрецы, а ряд из них достигли поста премьер–министра, как об этом свидетельствуют тексты из Угарита.

25:1. Связь между музыкой и пророческой деятельностью. Обычно пророки совершали разные процедуры перед произнесением пророчеств. Музыка играла важную роль для достижения экстатического состояния, транса, который способствовал восприятию божественного послания. В текстах из Мари говорится о целом классе храмовых служителей, которые могли находиться в исступлении и часто провозглашали пророческие вести.

26:15. Кладовые. Этот термин встречается только здесь и в Неем. 12:25. В аккадском языке он описывает внешние строения при храмовых воротах, или «порогах ворот», что соответствует более конкретному применению этого термина в Неем. 12.

26:16. Ворота Шаллехет. Эти ворота упоминаются только здесь, и нам неизвестно их местоположение и назначение. Из данного контекста следует, что они были на западной стороне храма (в его задней части), но это не были западные ворота. Поскольку к западу находилось место сборов, форум (см. коммент. к 26:18), возможно, эти ворота вели на западный край этой территории, тогда как западные ворота — от форума к храмовой территории.

26:16–18. Роль привратников. Одной из самых важных задач священников была охрана храмовой территории, внутреннего круга «священного пространства» (об этом см. в коммент. к Лев. 16:2 и Чис. 18:1–7). Осквернение святилища требовало очистительной жертвы («жертвы за грех», см. коммент. к Лев. 4:1-3) и могло повлечь за собой наказание как отдельного человека, так и всего народа. Привратники должны были закрывать доступ на территорию храма посторонним. В храмовых пределах находились также ценные вещи. Изобилие золота и серебра было большим соблазном для нечестных людей, которые не боялись наказания Бога за проникновение на храмовую территорию и кражу храмового имущества. Эти ценности тоже нужно было охранять. Незаконное присвоение того, что считалось священным, требовало принесения жертвы повинности (см. коммент. к Лев. 5:14–16). Привратники должны были охранять от посягательств имущество храма.

26:18. Притвор. Значение этого термина не совсем понятно, обычно его относят (опираясь на свидетельства «Храмового свитка» из свитков Мертвого моря) к открытому пространству (похожему на место сбора, форум) непосредственно к западу от святилища (т. е. в его задней части), где находятся три свободно стоящие колонны.

26:20. Храмовые сокровища. См. коммент. к 26:16–18.

27:1–24

Военные подразделения и начальники

27:1. Значение переписи. В обязанность израильтян входила военная служба на благо царю и во славу родины; кроме того, они могли отбывать и трудовую повинность, часто в специально сформированных рабочих бригадах. В последнем случае принудительный труд был своеобразной формой налогообложения. Указанные списки, однако, касались организации воинской службы, при этом состав воинских подразделений не определялся строго по семействам или родам. В регулярной армии были подразделения, в которых помесячно служили призывники, и, тем самым, создавалась система постоянно действующей армии, в дополнение к профессиональным военным и наемникам.

27:24. Гнев Божий на Израиля. Более подробное изложение этой темы см. в коммент. ко 2 Цар. 24.

27:25–34

Система управления

27:25–31. Царские сокровища. Эти управляющие осуществляли контроль за движимым и недвижимым имуществом и владениями царя. Царские владения существовали по всей стране, поскольку собственность, которая не могла быть передана по наследству, отчуждалась в пользу царской казны. Аналогичным образом, должники царя, независимо от причин своего долга, должны были отрабатывать свой долг на царских землях. Помимо недвижимости и производимой продукции на своей земле, царь также владел стадами скота, который пасли на его пастбищах по всей стране.

28:1–21

Поручение Соломону построить храм

28:1. Царское управление на древнем Ближнем Востоке. Категории начальствующих, перечисленные в данном стихе, включают представителей всех колен (система двенадцати колен, которая предшествовала монархии), всех военачальников (царской гвардии и национальной армии), царских управителей, дворцовый управленческий аппарат (писцов, евнухов, советников, «кабинетных» чиновников) и приближенных Давида (отряд отборных воинов, действовавший вне официальных военных структур). Здесь не упоминаются священники и левиты, но, возможно, их присутствие подразумевается (ст. 21). Бюрократические структуры на Ближнем Востоке известны уже с 4–го тыс. до н. э. Магистраты, судебные приставы, герольды и инспекторы входили в состав городской и сельской администрации. Но в данном стихе приводится состав царской и государственной администрации — царского управленческого аппарата, а не социальной администрации. Можно провести сопоставление этих структур с более поздней, возникшей через несколько столетий после Давида, — ассирийской структурой управления, в которой главенствующая роль принадлежала трем чиновникам царя, по статусу примерно равных Государственному секретарю США, главе президентской администрации. Второй эшелон чиновников составляла значительная часть дворцовой администрации.

28:2. Подножие Бога. Ковчег Завета представлял собой деревянный ларец, с крышкой наверху, длиной примерно в 4, а шириной и высотой более 2 футов. На золотой крышке ковчега были два херувима, прочно прикрепленные к ней и охранявшие ковчег, внутри которого находились каменные скрижали закона. Главное назначение крышки ковчега — охранять скрижали и служить подножием ногам Бога. В Египте обычно важные документы подтверждались клятвой (напр., международные договоры), которая хранилась в подножии божества. В «Книге мертвых» приводится формула, написанная на металлическом кирпиче рукой бога; она хранилась в подножии его ног. Такая египетская практика подножия/хранилища и была взята на вооружение израильтянами. Во время египетских праздников в ходе процессии несли изображения богов на ладьях. В живописи они изображены размером с ковчег, который переносился на шестах и был украшен или обрамлен охраняющими его животными. Близкий по размерам ларец с кольцами по бокам (в которые вставлялись шесты) был найден в гробнице Тутанхамона.

28:11. Храмовая архитектура. Археологи обычно классифицируют храмы по расположению комнат, которые ведут во внутренние части храма, и по ориентировке главной комнаты, где являет свое присутствие божество. «Прямая ось» в архитектуре позволяет пройти по прямой от жертвенника до внутреннего помещения, святыни (целлы). «Изогнутая ось» требует поворота на 90° — между жертвенником и местом, где помещен истукан. Дверь, через которую входят в прямоугольную целлу, при прямом доступе может располагаться либо на короткой стене («длинной комнаты»), либо на длинной стене («широкой комнаты»). Храм Соломона относится к типу архитектуры «прямой оси», но в нем нет ни длинного, ни широкого помещения, поскольку святая святых (целла) представляет в плане квадрат, а не прямоугольник. В храме Соломона также находилось помещение между жертвенником и целлой, а также портик, двор и много боковых комнат. В храмовой архитектуре древнего Ближнего Востока много общих элементов. Храм IX в. до н. э. в Tell Tayanat в Сирии обнаруживает наличие характерных элементов: отчетливую структуру портика (размером 38 х 83 фута; в храме Соломона — 30×90) с двумя отдельно стоящими колоннами, длинным вестибюлем и небольшой, расположенной на прямой оси целлой.

28:15–17. Храмовая утварь. Археологи раскопали много предметов храмовой утвари по всему древнему Ближнему Востоку, в том числе были найдены разнообразные жаровни, лопатки и сосуды. Дополнительную информацию об этих предметах см. в коммент, ко 2 Пар. 4.

28:18. Колесница с золотыми херувимами. Это единственное место в Библии, где объясняется связь между херувимами и колесницей. В Иез. 1 и 10 описываемые создания отождествляются с херувимами, которые сопровождают подвижный престол Яхве, но он нигде не назван колесницей. Библейские описания, а также археологические находки (в том числе прекрасные изделия из слоновой кости из Нимруда в Месопотамии, Арслан–Таше в Сирии и Самарии в Израиле) позволяют полагать, что херувимы представляют собой мозаичные (мифические) создания (они сочетают в себе черты различных существ, наподобие египетских сфинксов), часто с телами четвероногих животных с крыльями. Эти херувимы появляются в древнем искусстве довольно регулярно, часто в качестве обрамлений царских или божественных тронов, например, на подножии трона, изображенного на саркофаге Ахирама.

29:1–9

Приношения в храм

29:2. Оникс. Иногда переводится как «сердолик» или «лазурит»; какой именно камень имеется в виду, неясно.

29:2. Камни вставные. В других переводах — «бирюза» или «антимонит»; некоторые авторы полагают, что речь вообще идет об известковом растворе, которым скрепляли вставные камни в виде мозаики (см. ниже).

29:2. Разноцветные камни. Они указывают на мозаику из разных камней. Мозаики были очень популярны в классическом мире. Камни были натуральные, разных оттенков и привозились из разных мест. Самые древние мозаичные полы выстилались из разноцветных галек в виде орнаментов.

Лишь позднее камни стали разрезать на кубики для мощения полов и создания мозаичных картин. Самые древние из сохранившихся образцов мозаики на Ближнем Востоке относятся к VIII в. до н. э. (Гордион в Малой Азии), хотя искусство мозаики известно уже с 3–го тыс. до н. э. («Царский штандарт» из Ура).

29:2. Мрамор. В некоторых переводах — алебастр. Мрамор вывозили из Греции, и в Древнем мире он появился впервые в Финикии в персидскую эпоху. Мраморные капители (декоративные украшения в верхней части колонн) археологи обнаружили на Ближнем Востоке лишь в виде фрагментов, относящихся к I или II в. н. э., хотя «мраморные столбы» упоминаются в Есф. 1:6, при этом известно, что в то время мрамор использовался для мощения полов. Восточный алебастр по составу был близок к мрамору (карбонат кальция), в отличие от европейского, который представляет собой гипс. Алебастр на Ближнем Востоке повсеместно использовался для изготовления сосудов в библейский период, а также для архитектурных колонн. Во дворце Сеннахирима, который не имел себе равных по красоте, в основном использовался известняк, хотя алебастр и был доступен в то время.

29:4. Драгоценные металлы. Указанные количества соответствуют более 100 тоннам золота и 250 тоннам серебра. В Египте самое крупное из известных приношений золота и серебра принадлежало фараону Сусакиму (Шишаку), который даровал своим богам 200 тонн этих металлов (частично захватив их в Иерусалиме). В ассирийских надписях Тиглатпаласар III, Саргон II и Салманасар III редко приводят количества золота и серебра, полученного ими в качестве дани или награбленного, а когда называют их, то эти цифры обычно невелики: от 10 до 50 талантов. Более впечатляющими являются цифры в 9 тыс.талантов золота и 40 тыс. талантов серебра, которые, как считают, Александр Македонский вывез из столицы Персии, города Сузы.

29:4. Золото офирское. Офирское золото упоминается в надписи VIII в. до н. э. из Телль–Касиле. Точное местонахождение Офира неизвестно. Тот факт, что золото было привезено в Ецион–Гавер морским путем, позволяет полагать, что он находился на Аравийском полуострове, хотя рассматриваются также варианты Индии и Восточной Африки.

29:7. Пожертвования старейшин и начальников. Пять тысяч талантов золота составляют около 200 тонн, а серебра — вдвое больше. Иногда количество золота измерялось в дариках — персидских золотых монетах. Автор 1 Пар. перевел эти цифры в современные ему единицы измерения (0 в русском переводе — «драхмы»). Дарик, золотая монета, вероятно, обязана своим названием персидскому царю Дарию Великому, который ввел ее в обращение в VI в. до н. э. Это были первые металлические деньги, которые вошли в обращение на Ближнем Востоке (хотя в греческом мире такие деньги имели хождение уже более столетия перед этим). На дарике было изображение лучника, и он весил около 0,3 унции. Десять тысяч дариков весили, таким образом, около 185 фунтов (около 2,5 таланта). Возможно, автор 1 Пар. не включает это количество в другие приношения золота, поскольку эта часть даров уже учтена в слитках при расчетах, совершавшихся в ходе торговых операций. Даже до эпохи выпуска монет количество металла иногда определялось в стандартных весовых долях — либо в слитках (определенной формы, но не в виде украшений), либо в кольцах (различной формы) — уже во 2–м тыс. до н. э.

29:10–30

Коронация Соломона

29:21. Жертвоприношения по случаю восшествия на престол царя. Жертвы всесожжения и жертвы от всего Израиля были наиболее распространенными видами приношений. Первые часто сопровождали просьбы, тогда как последние служили целям проведения праздничных торжеств и общей трапезы перед Господом. Обычно такие жертвоприношения совершались при заключении международных договоров или при возобновлении завета. В данном случае жертвоприношения сопровождали обращенную к Богу молитву с просьбой о благословении Израиля, и в то же время служили основой праздничной трапезы, призванной укрепить союз между Соломоном и присутствовавшими на церемонии представителями народа.

29:29. Документальная основа Первой и Второй книг Паралипоменон. Летописец ссылается на множество источников, которые он использовал при создании своего труда. Большинство из них не сохранились, хотя канонические книги 1-4 Цар. были среди них. Источники, которые упоминаются здесь, представляют собой записи трех известных пророков эпохи Давида, хотя нам неизвестны жанры этих произведений: были ли это мемуары, собрания пророчеств или какие–либо другие документы. За исключением некоторых библейских текстов, до наших дней не дошли литературные произведения Древнего мира, создание которых приписывают придворным пророкам, поэтому определить характер этих источников не представляется возможным.