Ездра

1:1–11

Указ и повеление Кира

1:1. Хронология. Судя по надписи на «цилиндре Кира», в которой сообщается о восстановлении святилищ богов, удерживаемых в плену в Вавилоне, «первый год Кира» приходится на 539 г. до н. э., когда был завоеван Вавилон и издан знаменитый указ. Кир стал царем Персии (Аншана) в 559 г. до н. э., но, прежде чем выступить против Вавилонского царя Набонида, в течение двадцати лет расширял свое царство, продвигаясь на север, вплоть до Лидии в Малой Азии (Сардис был захвачен в 546 г. до н. э.).

1:1. Кир.Тщательное изучение «Персидских войн» Геродота (см. статью «Геродот» в коммент. к Есф.) и вавилонских хроник показывает, что в 550 г. до н. э. Кир, происходивший из персидской царской династии Ахеменидов, одержал победу в борьбе за власть над Астиагом, последним царем Мидии. Объединив силы Персии и Мидии (располагавшихся на территории совр. Ирана, к востоку от Тигра), Кир смог начать кампанию против Лидии (547 г. до н. э.), а после захвата Сардиса — против Ионии на западе Малой Азии. В период между 546–м и 540 гг. до н. э. Кир укрепил северную и восточную границы своего царства, а затем повернул на запад, выступив против Вавилона и расширив свою территорию путем присоединения Нововавилонского царства в 539 г. до н. э. В октябре того же года город Вавилон открывает свои ворота Киру, который в ответ на это защищает святилище Мардука от разрушения и осквернения. Административная политика Кира была гибкой; он разрешал поклоняться местным богам и признавал национальные культуры. Прекрасный пример воплощения в жизнь такой стратегии сохранился на так называемом «цилиндре Кира» (см. коммент. ниже). Кир погиб, сражаясь со скифскими племенами на северо–восточной границе своей империи в 530 г. до н. э., и персидский престол перешел к его сыну, Камбизу.

1:2–4. «Цилиндр Кира» и политика Персии. Совершенно ясно, что административная политика Персии по отношению к вассалам и к культуре покоренных народов отличалась от стратегии Ассирии или Нововавилонского царства. На «цилиндре Кира» сохранился указ, который отражает его терпимое отношение к определенной автономии, независимости народов, входящих в состав его империи. Несмотря на отсутствие прямого упоминания об Иудее, указ провозглашает необходимость возмещения ущерба пострадавшим святилищам и храмам и восстановления всего, что было разрушено, а также возвращения на место священных статуй, которые были увезены в Вавилон. При раскопках храма в Уруке были найдены кирпичи, которые использовались при его перестройке, с написанным на них именем Кира. Пленникам было разрешено вернуться на родину, при условии, что они будут служить Персидской империи под руководством царских наместников, которые во многих случаях были местными уроженцами. Все это позволяет полагать, что персы избрали более мягкий подход к местному населению, не попирая национальных устоев и не нарушая самобытной культуры завоеванных ими народов. Суть этой политики состояла в том, что признание и подтверждение права на существование местных обычаев и культуры, наряду с предоставлением определенной автономии в форме религиозной свободы разным народам, должно было предотвратить распад империи и практически непрерывные мятежи и внутренние конфликты, с которыми сталкивались в свое время ассирийцы и вавилоняне. Возможно, такая стратегия отчасти определялась особенностями зороастризма, официальной религии персидского двора. Необходимо также подчеркнуть, что персы строго присматривались к местным правителям, которые превышали свои полномочия или выступали с осуждением или критикой персидских властей (см. нежелание Зоровавеля приступить к решительным действиям, вопреки увещаниям пророков Аггея и Захарии).

1:2. «Бог небесный» в зороастризме. На «цилиндре Кира» царь Кир благодарит за свою победу над Вавилоном верховного бога Вавилона, Мардука. В Ис. 45:1-5 также звучит эта тема, но там покровительство Киру приписывается Яхве, хотя Кир Его и не «знает». Оба утверждения хорошо согласуются с природой зороастризма, в котором главный бог Ахурамазда непрерывно борется с темными силами злого бога Ахримана. Тех богов, которых считали помогающими персидскому царю (таких, как Мардук и Яхве), персы признавали членами небесного воинства Ахурамазды, сил света. Автор Книги Ездры выражает ту же мысль, что и Исайя, и провозглашает Яхве Богом небесным, не упоминая Ахурамазды. Выражение «Бог небесный» встречается также в Элефантинском папирусе, еврейском документе из Египта, который датируется концом V в. до н. э. Тот факт, что Яхве назван здесь Богом небесным, не отражает личную веру Кира. Издавая указы о восстановлении святилищ других богов, Кир выказывал к ним такое же почтение. 1:3. Бог, Который в Иерусалиме. Упоминание Бога в Иерусалиме отражает характер послания на «цилиндре Кира», призывающего порабощенные народы и их богов к возвращению на родину. В этом стихе проявляется и почтение к Богу всей вселенной, который побуждает к действию самого могущественного правителя того времени, и к Богу, который пребывает, как всегда, в Иерусалиме.

1:4–6. Предоставление средств и другие приношения. Поскольку не все израильтяне захотели вернуться из плена, это утверждение может относиться либо к тем, кто остался на чужбине, либо к их соседям нееврейского происхождения. В последнем случае наблюдается несомненная связь с «обиранием» египтян во время исхода, когда израильтяне забирали у них золото и серебро перед своим уходом из Египта (Исх. 11:2; 12:35,36). «Доброхотные» даяния можно сравнить с теми, которые приносились для устройства скинии собрания в пустыне (Исх. 25:2–9). Таким путем удовлетворялись нужды возвращавшихся из плена (скот, провизия и др.) и добывались средства, необходимые для восстановления храма в Иерусалиме.

1:7-10. Храмовая утварь. Как явствует из текстов из Мари и надписи на «цилиндре Кира», священные предметы, в том числе статуи и разнообразные сосуды, которые использовались при богослужении, обычно захватывались победителями. Превосходство одного бога над другим часто демонстрировалось путем осквернения священных предметов завоеванного народа или оскорбления святости этих предметов неправильным использованием (см.: Дан. 5:1–4 и 1 Цар. 5:1,2). Теперь же, в рамках восстановления храма и надлежащего культа Яхве, все священные предметы подверглись инвентаризации и пересчету, дабы убедиться, что ничего не исчезло и возвращено в Иерусалим (см. коммент. ко 2 Пар. 4:8-11, где описываются некоторые из сосудов).

1:11. Шешбацар. Вопреки попыткам отождествить Шешбацара с Шенацаром (1 Пар. 3:18), чтобы связать его с линией Давида как «князя Иудина», или с Зоровавелем, чтобы согласовать события, описываемые в книгах Ездры, Аггея и Захарии, представляется, что эта малоизвестная личность не имеет никакого отношения к указанным фигурам. Возможно, титул «князя Иудина» действительно указывает на царское происхождение, и в таком случае он должен рассматриваться как потомок Давида. С другой стороны, этот титул может относиться к некому персиянину, который занимал официальную должность, сопровождая возвращавшихся из плена на родину и осуществляя надзор за передачей их местным властям (среди них оказался и Зоровавель). Он был первым губернатором (областеначальником), назначенным персами управлять Иудеей, который должен был отвечать за священные сосуды и закладку фундамента для нового Иерусалимского храма. Археологи обнаружили ручки от кувшинов и печати с именами еще трех правителей Иудеи, о которых нам ничего неизвестно и которые даже не упоминаются Ездрой и Неемией.

1:11. Маршрут следования из Вавилона в Иерусалим. Наиболее вероятный путь, которым пленники возвращались на родину, шел вверх по Евфрату, до Мари или Кархемиша, затем на юго–запад, к Дамаску, и далее по караванному пути или по приморской дороге. Впрочем, возможно, пройдя мимо Дамаска, бывшие пленники повернули назад и добрались по Иорданской долине до Иерихона и далее, в северо–западном направлении, — до Иерусалима. Расстояние между Вавилоном и Иерусалимом составляет около 900 миль, так что все путешествие могло занять от восьми до десяти недель.

2:1–70

Возвращение из плена

2:1. Иудея. Провинция Иудея (Yehud) входила в Вавилонскую сатрапию до начала правления Ксеркса, когда она стала частью «заречной» сатрапии (за рекой Евфрат). Таким образом, здесь идет речь о возвращении в Иерусалим пленников, которые были родом из провинции Иудея. Археологические данные, полученные на основании изучения распространения монет, показывают, что провинция Иудея простиралась на юг до Беф–Цура (в 6 милях от Хеврона), на запад — до Газера, на север — до Мицфы и на восток — до Иордана.

2:2. Сведения о предводителях народа. Зоровавель был губернатором при Дарий, а Шешбацар предшествовал ему на этом посту. Бигвай (персидское имя) был губернатором Иудеи после Неемии. Среди других наместников широко известен Иисус, который служил первосвященником во времена Зоровавеля (Зах. 3:1-10). Интересно отметить знакомые имена — Неемии и Азарии (другая форма имени Ездра) — в этом списке, но, возможно, это были широко распространенные имена в то время. Мардохея не следует путать с родственником Эсфири, а имена Мисфара и Билшана нигде, кроме этого места, не встречаются. Рехум упоминается в Езд. 4:7–24 как один из «советников», которые написали Артаксерксу жалобу о строительстве в Иерусалиме.

2:3–67. Список возвратившихся из плена. Основные группы возвратившихся из плена состояли из представителей разных семейств или кланов (ст. 3-20); уроженцев той или иной географической местности, главным образом, к северу от Иерусалима (ст. 21-35); членов священнических родов (в общей сложности 4289 в ст. 36–39) и небольшого числа левитов (74 человека в ст. 40). Остальные из перечисленных имен принадлежат тем, кто был связан с храмом или прислуживал священникам: музыкантам, привратникам и 35 служащим при храме (ст. 43-54), которые, вероятно, не были по происхождению израильтянами (что позволяет сравнить эту группу с угаритскими и вавилонскими гильдиями служителей при храме). Лица, ведущие свое происхождение от «рабов Соломоновых» (ст. 55–58), также не были израильтянами (об «оброчных работниках» см.: 3 Цар. 9:20,21) и, вероятно, приписывались к храмовой общине по мере возрастания потребности в рабочей силе. Представители последней группы (ст. 59–63), не сумевшие доказать, что их родословная прослеживается достаточно далеко, чтобы они имели право претендовать на принадлежность к священству, во всяком случае, избежали ассимиляции вавилонской культурой.

2:69. Размеры даров. Драхма равнялась примерно одному сиклю. Вавилонский сикль весил около 8,4 грамма и был представлен в Персии монетой «дарик», названной так в честь Дария (через несколько десятилетий после Кира). Таким образом, на восстановление храма было даровано около 565 фунтов золота и 3 тонны серебра.

3:1–13

Перестройка жертвенника и храма

3:1. Седьмой месяц. Седьмым месяцем календарного года был тишри (сентябрь–октябрь). Его связь с Праздником кущей отмечается также в церемонии обновления завета Ездрой в Неем. 7:73 — 8:2.

3:2. Иисус. Иисус был первосвященником в начале послепленного периода. Его дед Сераия был убит Навуходоносором, когда вавилоняне захватили Иерусалим (4 Цар. 25:18–21; следует отметить, что Ездра также был потомком Сераии, см.: 7:1). Зоровавель, который занимал должность губернатора, мог претендовать на иудейский престол (см. ниже), но, поскольку Иудея еще находилась под контролем Персии, его власть была ограничена (во избежание соперничества с персидским царем). Впоследствии власть в провинции была поделена между губернатором и первосвященником, при этом последний играл более важную роль. Помимо того, что Иисус был одним из начальников, который оказывал помощь в перестройке храма, о нем почти ничего неизвестно. В небиблейских источниках он не упоминается.

3:2. Зоровавель. Наследник Давидова престола (внук Иехонии; см.: 1 Пар. 3:17), Зоровавель был губернатором Иудеи при персидском царе Дарий I. С ним были связаны настолько большие надежды, что это придавало его личности некий мессианский ореол. Несомненно, многие видели в нем того, кто установит обетованное царство и освободит народ от персидского рабства. Хотя власть Зоровавеля носила преимущественно светский характер, в Книге Ездры он изображен наряду с Иисусом как сила, благодаря которой был восстановлен храм в Иерусалиме. Управляя Иудеей под эгидой персидского царя, он нес ответственность за поддержание закона и порядка и сбор налогов. Хотя Зоровавель был последним из династии Давида, кто служил на посту губернатора, археологи обнаружили печать Шеломифи (дочери Зоровавеля, см.: 1 Пар. 3:19), где она упоминается либо как жена, либо как подчиненная Елнафана, которого считают преемником Зоровавеля на посту губернатора.

3:2. Всесожжения. Восстановление храма и надлежащего поклонения Яхве началось с сооружения жертвенника и возобновления жертвоприношений (см. прецедент во Втор. 27:6,7). Интересно отметить, что Элефантинские папирусы свидетельствуют о желании этого религиозного сообщества восстановить свой разрушенный храм, но они обещали не совершать всесожжения на своем жертвеннике, признавая, что это исключительное право принадлежит Иерусалиму. Более подробные сведения о жертве всесожжения приводятся в коммент. к Лев. 1.

3:3. Основание жертвенника. Для поддержания преемственности богослужения в новых условиях с тем, что совершалось в Иерусалимском храме до плена, жертвенник полагалось соорудить на старом основании (см. об аналогичной реконструкции во 2 Пар. 24:12,13). Благодаря этому священное пространство возрождалось как единственно истинное место для совершения ритуалов, связанных с поклонением Яхве. В Древнем мире выбор места для святилища или храма всегда играл важную роль и никогда не был произвольным. Уже в 2000 г. до н. э. на табличках Гудеа был записан сон, в котором царю были показаны все детали, касающиеся места, размеров и ориентировки храма. В результате, после того как подходящее место для храма было определено, последующие восстановительные работы должны были проводиться на том же месте и в строгом соответствии с первоначальным планом. Набонид, последний вавилонский царь, сообщает в одной из своих надписей, что перестроил храм Сиппара на основании, заложенном Саргоном почти столетием ранее, не отклоняясь ни на один дюйм от старого плана. Археологические раскопки в Месопотамии нередко обнаруживают более десятка уровней со следами строительства и восстановления храмов на одном и том же месте.

3:3. Утренние и вечерние жертвоприношения. Неукоснительное соблюдение установления о ежедневных утренних и вечерних жертвоприношениях знаменовало полное восстановление распорядка служения в храме. Согласно Исх. 29:38–42 и Чис. 28:3–8 (см. соответствующий коммент.), в жертву приносились годовалые агнцы наряду с хлебным приношением, маслом и вином — каждое утро и каждый вечер. Эту практику пришлось восстанавливать еще в двух случаях (Иоасом во 2 Пар. 24:14 и Езекией во 2 Пар. 29:7,27-29) — после периода отступничества и после запрета со стороны ассирийцев.

3:4. Праздник кущей. См. коммент. к Исх. 23:16; Лев. 23:33–43 и Втор. 16:13–17, где приводятся сведения об этом важном религиозном празднике. Праздник кущей связан также с освящением храма Соломона (2 Пар. 5:3) и церемонией обновления завета Ездрой (Неем. 8:13–18). Во всех трех случаях это означало национальное возрождение, а праздник всегда знаменовал собой торжество, связанное с заключением завета или договора (см. коммент. к Быт. 31:54).

3:5. Новомесячия и другие священные праздники. См. коммент. к Чис. 28:1-30, где рассматривается религиозная основа этих праздников в религиозном календаре израильтян (см. также: 1 Цар. 20:5). Что особенно бросается в глаза, так это решимость упорядочить религиозную жизнь народа с помощью восстановления всех ритуалов допленного периода.

3:7. Пища, питье и масло. Расчеты заработной платы всегда основывались на дневной норме пищи, питья и оливкового масла (см. перечень во 2 Пар. 2:10). Подобные сведения содержатся также в документах о выдаче продовольствия (как вольнонаемным работникам, так и рабам) из Вавилона, Мари и многих других месопотамских городов.

3:7. Доставка кедровой древесины морем.

Подобно тому, как в XI в. до н. э. египетский жрец Ун–Амун заключил контракт с правителем Сирии о поставке кедровых бревен по морю, здесь представлен вариант договора о поставке древесины в портовый город Яфу для восстановления храма (см. коммент. ко 2 Пар. 2:16, где приводятся дополнительные примеры подобной практики).

3:8. Хронология. Как и храм Соломона, второй храм начали сооружать весной, во второй месяц сиф (3 Цар. 6:1,37). Сказано, что работа началась «во второй год по приходе [Зоровавеля] к дому Божию». Но в данном тексте нет никаких разъяснений по поводу того, когда пришел Зоровавель. Он никогда со всей определенностью не рассматривается как современник Шешбацара или Кира (хотя это можно предположить на основании 4:1–5), но всегда связывается с Дарием. Многие считают, что в Езд. 2 описывается эпизод возвращения из плена, имевший место примерно через пятнадцать лет после первого возвращения, о котором говорится в гл. 1. В такой ситуации трудно установить, какой год был вторым.

3:10. Важная роль основания. См. коммент. к 3:3 о значении основания, заложенного на священном месте. Кроме того, в Месопотамии издавна сложилась традиция совершать при закладке фундамента особое жертвоприношение и замуровывать в основании таблички или цилиндры с именем царя, повелевшего начать строительство (наша практика заложения капсулы с посланием под краеугольный камень здания во многом напоминает этот древний обычай). Так, например, надпись, заложенная в XIX в. до н. э. в фундамент царем Мари Яхдунлимом, рассказывает не только о сооружении храма Шамаша, но и об экспедициях в Кедровые горы и на Средиземное море. О значении, которое придавали фундаментам в традиционных священных местах персы, свидетельствует тот факт, что царь Камбиз лично участвовал в торжествах по случаю закладки нового основания храма богини Нейт в Египте ок. 525 г. до н. э.

3:10. Трубы и кимвалы. Музыкальные инструменты, такие, как трубы, кимвалы, лиры и арфы, часто упоминаются как знаменующие собой начало шествия, сопровождающего религиозный ритуал (см.: 2 Пар. 11:5,6; 2 Пар. 5:11–13). Возможно, бряцание кимвалов символизировало раскаты грома или использовалось как средство для отсчета времени, в течение которого продолжалось шествие. Звук трубы призывал к сбору на сражение или возвещал о важных событиях.

3:12. Сравнение первого и второго храмов. Великолепие древних храмов зависело от многих факторов. Хотя размер храма имел немаловажное значение, существенная роль традиционно принадлежала материалам, из которых он был построен, и искусству мастеров. У Соломона было гораздо больше возможностей получить нужные материалы для храма, чем у общины послепленного периода — даже при материальной поддержке персидского правительства. Количество золота, качество и размер камней, искусство камнерезов и мастеров по металлу в первом храме — обо всем этом при сооружении второго храма невозможно было и мечтать. Разочарование старшего поколения отнюдь не связано с навязчивой идеей о том, что храм должен поражать внешним великолепием. Следовательно, дело в том, что, как и во времена исхода, великолепие святилища и роскошь его убранства были призваны воздать славу Господу, Который пребывал в его стенах. Народ же был опечален тем, что не может создать великолепие, соизмеримое по масштабам и красоте со славой Божьей.

4:1–24

Сопротивление планам сооружения храма

4:1. Враги вернувшихся с чужбины пленников. Когда пленники вернулись на родину в Израиль и Иудею, они попали не на необитаемую территорию. Потомки тех, кто был уведен в вавилонский плен, а также тех, кто был насильственно уведен сюда ассирийцами (4 Цар. 17:1-6), неравномерно, разрозненными группами заселили эту землю. Тот факт, что автор Книги Ездры называет их «врагами», уже показателен сам по себе (3:3). Он свидетельствует о том, что их предложение помощи в восстановлении храма не было искренним до конца. В любом случае, вполне вероятно, что их понимание поклонения Яхве отличалось от такового у возвратившихся из плена (см.: 4 Цар. 17:33). Этим можно объяснить резкую отповедь, которую дал Зоровавель в ответ на их предложение о помощи.

4:2. Переселение народа, совершенное Асархаддоном (Асарданом). После падения Самарии в 722 г. до н. э. ассирийский царь Саргон II переместил основную массу израильского населения в Халах и Мидию (см. коммент, к 4 Цар. 17:6). На их место в Израиль были переселены народы из Ассирийской империи (см. коммент. к 4 Цар. 17:24). Последующее переселение, вероятно, произошло в царствование Асархаддона (681- 669 гг. до н. э.; см. коммент. к Ис. 7:8). Потомки этих людей, возможно, депортированных из Сидона после военной кампании 676 г. до н. э., описываются как «враги Иуды и Вениамина», но в тот ранний период персидского владычества их еще не отождествляли с самарянами.

4:5. От Кира до Дария. Персидский царь Кир находился на престоле до 530 г. до н. э., когда он был убит в сражении со скифами на северо–восточной границе империи. Его преемником стал его сын Камбиз, главным достижением которого было завоевание Египта. Однако вскоре после этого он был убит, а борьба за власть завершилась победой Дария, которому удалось получить поддержку большей части персидской знати и жениться на дочери Кира. Он вступил на престол в 522 г. до н. э., и во время его правления (до 515 г. до н. э.) было завершено восстановление Иерусалимского храма.

4:6–23. Хронологическая последовательность. Эта книга была написана во времена Ездры и Неемии, примерно в 440 г. до н. э. В первых главах ретроспективно рассматриваются события, которые имели место столетием ранее, между 538–м и 518 гг. до н. э. Упоминая об оппозиции и задержке строительства в ст. 5, автор делает отступление, чтобы рассказать о долгой истории противостояния, начавшегося с этого инцидента и продолжавшегося до его времени, а затем снова возвращается к своему повествованию, к событиям ок. 520 г. до н. э. Лейтмотивом этого отступления является постоянное противодействие желаниям возвратившихся в Иерусалим пленников. В своем отступлении автор продвигается от Дария через Ксеркса до Артаксеркса (который был царем в то время). Ксеркс начал царствовать в 486 г. до н. э. и сразу же попытался подавить мятеж в Вавилоне. Это событие могло стать искрой, из которой грозило разгореться пламя восстаний в западных провинциях, возможно даже в Иудее. В любом случае, даже в царствование Артаксеркса (465-424 гг. до н. э.) ощущение нестабильности было достаточной причиной, чтобы отложить реализацию строительных проектов в Иерусалиме и бросить на предводителей народа тень подозрения, породившего нескончаемый поток писем с обвинениями израильтян в неверности персидскому монарху.

4:6. Ксеркс. Ксеркс, сын Дария, вступил на персидский престол в 486 г. до н. э. В первые годы правления ему пришлось подавлять мятежи в Вавилоне и Египте. В результате Вавилон стал отдельной сатрапией под непосредственным контролем персидского правительства. После этого Ксеркс принялся за воплощение честолюбивых замыслов своего отца по завоеванию Греции. Преодолев Геллеспонт, его мощная армия проникла в Северную Грецию и, дойдя до Афин, сожгла город. Однако потеря флота в морском сражении при Саламине оставила его армию без снабжения, а смерть генерала Мардония в 479 г. до н. э. в битве при Платеях положила конец всяким надеждам на победу. Ксеркс прославился своими монументальными строительными проектами, но многим из них не суждено было свершиться: он был убит в результате заговора в 465 г. до н. э. Дополнительные сведения о нем см. в коммент. к Есф. 1:1.

4:7. Артаксеркс. Это имя носили три персидских царя. Первый из них упоминается вКниге Неемии и, скорее всего, был преемником Ксеркса I, Артаксерксом I (465–424 гг. до н. э.). Из небиблейских источников о нем известно немного. Греческий историк Геродот приводит перечень налогов и сообщает о непопулярных экономических мерах, которые относятся ко времени правления этого царя. Греческие города–государства, воодушевленные своими победами над персами при Саламине и Платеях (480–479 гг. до н. э.), пользовались любыми возможностями, чтобы подорвать авторитет Персии на Ближнем Востоке. Таким образом, Артаксеркс пережил два мятежа во время своего царствования (см. примечание к Неем. 1:1). Вместе с тем, он держался у власти в течение сорока лет.

4:7. Использование арамейского языка. Родственный древнееврейскому, арамейский язык получил широкое распространение уже в ассирийский период. В Вавилонии и Персии он использовался как международный язык дипломатического общения (см. коммент, ко 2 Пар. 32:18). Хотя для внутренней документации персы продолжали использовать персидский язык (нередко делая перевод с арамейского), корреспонденция от должностных лиц, подобных Табеелу, обычно составлялась на арамейском языке. Благодаря этому у чиновников во всех частях империи был единый язык для проведения в жизнь политики царя (ср. использование римлянами греческого языка или французского языка современными дипломатами).

4:9,10. Должности составителей письма. Рехум назван советником, т. е. чиновником, в обязанности которого входила подготовка текстов распоряжений или царских указов. Шимшай занимал должность писца, или «секретаря» (sapar), и готовил копии официальных документов, переводил их на арамейский или другие языки и вел налоговую документацию. Этих должностных лиц можно было встретить во всех концах империи, в том числе в Элефантине, поскольку в их услугах всегда нуждались представители власти более высокого ранга. Остальные должности (в NIV — «судьи и чиновники»; 0 в русском переводе — «прочие товарищи») охарактеризованы менее определенно и, вероятно, относятся к помощникам Рехума.

4:10. Переселение народов Аснафаром. В библейском тексте не содержится никаких дополнительных сведений об этом переселении израильтян ассирийским царем. Однако известно много военных кампаний, в ходе которых каждый ассирийский царь подавлял мятежи или расправлялся с коалициями своих оппонентов (напр., восстание в Азоте в 711 г. до н. э., о котором говорится в Ис. 20:1-4). Вполне возможно, что военная кампания Ашшурбанипала в 648 г. до н. э. против Вавилона нашла свое продолжение и в западных провинциях и привела к переселению израильтян, участвовавших в мятеже.

4:12–16. Обвинение, предъявленное Иерусалиму. Возможно, здесь идет речь о пленниках, возвратившихся в Иерусалим при Кире и Дарий, или о тех, кто вернулся во времена Артаксеркса I. Озабоченность официальных лиц тем, что город может быть восстановлен, по–видимому, была связана с прошлым опытом, с историей Иерусалима как города мятежного, который мог стать искрой, способной зажечь пламя восстаний по всему региону. Возможно также, что истинная угроза исходила от мятежного сатрапа Мегабиза (ок. 448 г. до н. э. [0 ахеменидского военачальника]), который мог легко найти общий язык с Иерусалимом. Обвинение в неуплате налогов было равносильно обвинению в измене (аналогичное обвинение было предъявлено Езекии в ассирийских анналах Сеннахирима). Утрирование ситуации могло быть дипломатическим приемом, призванным привлечь внимание царя и заставить народ Иерусалима пройти через множество бюрократических инстанций в их стремлении получить разрешение царских чиновников на начало строительства.

4:15. Царские архивы. В архивах хранились различные документы и летописи событий. Царские анналы велись по всему Ближнему Востоку с древнейших времен, но наиболее обширный корпус подобных документов составляют анналы хеттских царей середины 2–го тыс. до н. э., а также ассирийские и вавилонские летописи IX–VI вв. до н. э. Иногда анналы представлены в виде исторических царских надписей, содержащих подробное описание военных кампаний. Помимо официальной летописи при дворе велись дворцовые хроники, где отмечались все важные события текущего года. Однако археологам пока не удалось обнаружить летописей персидских царей династии Ахеменидов, хотя, вероятно, персидские чиновники также стремились собрать, по возможности, все официальные документы ассирийцев и вавилонян. Это дало бы им возможность оценить историю народов, которыми они управляли. Повеление найти памятную книгу, вероятно, связано с тем, что в ней могли содержаться сведения о прошлом Израиля и Иудеи (особенно в анналах Саргона II, Сеннахирима и Навуходоносора), а также о более поздних событиях, записанных персидскими летописцами.

4:16. За рекою. Заречье (область к западу от Евфрата, исключая Вавилон, который был отдельной сатрапией) охватывало огромную персидскую провинцию под управлением губернатора (сатрапа), а также подчиненных ему чиновников, pahat («заречный областеначальник», как Фафнай в 5:3), и царских инспекторов, patifrasa. Сатрапия подразделялась на более мелкие административные единицы, такие, как Иудея, которые управлялись наместником, назначенным царем.

4:18. Внятно прочитано. Арамейский язык использовался для дипломатических документов (корреспонденции, договоров), но официальным языком персидского двора был персидский. Чтобы соблюсти требования придворного этикета и выказать почтение к царю, писец, прежде чем прочитать письмо Артаксерксу, должен был перевести его с арамейского языка на персидский.

4:24. Второй год Дария. Здесь рассказ возобновляется, и тема восстановления стен, затронутая в отступлении, продолжается сообщением об остановке работ в храме и о правлении Дария. Второй год Дария приходится на 520–й или начало 519 г. до н. э. К этому времени споры о его праве на престол после смерти Камбиза утихли, и он был готов рассматривать текущие дела, например, о восстановлении Иерусалимского храма.

5:1–17

Письмо Фафная Дарию

5:1. Аггей.Среди вернувшихся из плена были пророки Аггей и Захария. Оба они выражали пламенную надежду на Зоровавеля как мессианского вождя народа и оба активно способствовали восстановлению храма в Иерусалиме. Аггей был особенно озабочен тем, как проводили свое время вернувшиеся из плена евреи, которые отдавали все силы обустройству своих домов и пренебрегали храмом (Агг. 1:2-11). Имя Аггей несколько раз упоминается в Элефантинских папирусах (написанных через сто лет после этих событий), что, однако, может просто свидетельствовать о широком распространении этого имени в тот период.

5:1. Захария. Имя Захария, которое означает «Яхве помнит», было широко распространено в эпоху плена и после плена. Этот пророк VI в. до н. э. был выходцем из известной священнической семьи, потомком Адды (см.: Зах. 1:1). В его вести подчеркивается важность восстановления Иерусалимского храма, но вместе с тем она способствовала возрастанию политической роли первосвященника, наряду с назначенным персами губернатором провинции Иудея.

5:3. Фафнай, заречный областеначальник. Фафнай занимал должность pahat, или pehu, и служил под началом сатрапа Уштанну. Позднее он был назначен сатрапом, судя по вавилонским источникам от 502 г. до н. э. Как представитель власти, он был обязан контролировать процесс строительства храма и получить от Дария подтверждение, что эта деятельность не противозаконна. Получив такое подтверждение, он продемонстрировал свои организаторские способности, прилежно исполняя повеления царя (Езд.6:13).

5:3. Шефар–Бознай. Если это личное имя, то оно относится к помощнику Фафная (возможно, писцу), который участвовал в надзоре за восстановительными работами по строительству храма. Возможно также, что это имя является титулом Фафная и означает «начальник канцелярии».

5:8. Большие камни и дерево в стенах. Относительно значения арамейского выражения, переведенного как «большие камни», мнения расходятся. Некоторые комментаторы связывают его с корневым значением глагола «катить» и отсюда заключают, что крупные камни раскалывали на отдельные куски и перекатывали на место, где им придавалась нужная форма. Другие указывают на аккадское выражение aban galala, «тесаный камень». Древесина могла предназначаться либо для защиты от подземных толчков, либо служить средством имитации стиля Соломонова храма (см. коммент, к 3 Цар. 6:36).

5:12. Бог небесный. См. коммент. к Езд. 1:2.

5:12. Разрушение Иерусалима Навуходоносором. Небезынтересно сравнить аргументы старейшин Израиля в пользу восстановления храма с теми, которые приводятся в Элефантинском письме, содержащем просьбу о разрешении восстановить храм в этой египетской военной колонии (ок. 400 г. до н. э.). В обоих случаях призывается «Бог небесный» и совершается экскурс в историческое прошлое. Автор Книги Ездры объясняет разрушение храма вавилонянами неверностью народа Иудеи и необходимостью пройти через период очищения (см.: Иер. 25:8-14). Теперь же призывается персидский царь, который должен стать инструментом религиозного возрождения народа, как и в случае с его предшественником Киром (см.: Ис. 45:1–3).

5:14. Шешбацар. См. коммент. к Езд. 1:11.

6:1–12

Дарий дает разрешение на строительство храма

6:1. Книгохранилище, куда полагали сокровища. См. коммент. к Езд. 4:15 о системе документации в Персидской империи. Во время правления Дария Вавилон еще оставался столицей заречной сатрапии, а потому там должны были храниться все архивы, связанные с ее административными провинциями. Многие из этих записей были на глиняных табличках или на цилиндрах, другие же — на папирусе или на кожаных свитках.

6:2. Цитадель в Екбатане. До550 г. до н. э. Экбатана была столицей Мидии. Она находилась в Загросских горах на северо–западе Ирана, у подножия горы Оронт. После захвата Киром Экбатана стала служить летней резиденцией персидских царей, переезжавших со своим двором из Суз в Экбатану в поисках более благоприятных климатических условий. Когда в региональном центре в Вавилоне не было найдено царских архивов, поиски документов Кира, в которых были отражены события, связанные с израильскими пленниками, были расширены и направлены в указанные места. В Персии того времени были широко распространены кожаные свитки.

6:3. Размеры храма. Обычно приводимые здесь цифры рассматриваются как ошибка переписчика, поскольку храм Соломона имел меньшие размеры: 60x20x30 локтей. Поскольку храм должен был перестраиваться на прежнем основании, он не мог иметь другие размеры. Можно также предположить, что эти цифры отражают некие идеальные или максимально допустимые размеры храма. Интересно отметить, что Кир и Дарий выступали инициаторами восстановления храма, поскольку известно (как из литературы, так и по археологическим данным), что в зороастризме, персидской религии эпохи Ахеменидов, храмы не играли важной роли. Отсутствие храмов в персидской религиозной практике отмечается и Геродотом.

6:7. Строительство храма на старом месте. В месопотамских царских анналах восстановление храмов весьма часто изображается как одна из важнейших задач (напр., в анналах Ур–Намму из династии Ура III или касситского царя Куригальзу). Место, однажды определенное как священное пространство и использованное в религиозных целях, непременно должно было использоваться в этом качестве и в дальнейшем. Таким образом, многие цари, по примеру Кира, считали, что единственно подходящее место для строительства нового храма — это основание старого храма (см. коммент. к Езд. 3:3 и 3:10). Эта практика также объясняет, почему соперничающие между собой народы или религии стремятся установить свои святыни на местах прежних храмов и церквей.

6:8. Оплата работ за счет средств из царской казны. Включение в указ размеров восстанавливаемого храма (см.: ст. 3) отражает озабоченность персидского правительства возможным превышением стоимости строительства. Весьма вероятно, что на заречную сатрапию был наложен специальный налог, предназначенный на восстановление храма, но эти средства вначале должны были поступить в главную казну, а затем выделяться по мере необходимости на иерусалимский проект. Этому проекту был придан официальный статус, поскольку он оплачивался из царского бюджета. Из надписи на «цилиндре Кира» (см. коммент. к 1:2-4) неясно, какие именно средства были выделены на восстановительные проекты из царской казны, хотя раскопками в ряде мест по всей Вавилонии найдены кирпичи, которые использовались для восстановления святилищ и на которых стоит имя Кира. Это позволяет полагать, что этот проект финансировался из царской казны.

6:9,10. Обеспечение жертвоприношений. Щедрость Дария была общеизвестной, что явствует из надписей, распространенных по всей империи. Так, египтяне, которые обильно пользовались его щедростью, дали ему титул «друг всех богов». Перечисленные здесь животные предназначались для всесожжения (см. коммент. к Лев. 1:3,4). Пшеница, соль, вино и масло распределялись между священниками и строителями, поскольку эти продукты составляли дневную норму довольствия, но, возможно, использовались и в приношениях. Хлебные приношения (из масла и манны) часто добавлялись к другим жертвоприношениям, и определенная доля причиталась священникам, совершавшим служение (об использовании пшеницы, масла и соли в этих жертвоприношениях см. в коммент. к Лев. 2). Об использовании вина для возлияний см. в коммент. к Лев. 23:12,13. Иосиф Флавий сообщает, что несколько столетий спустя Антиох Великий также снабжал иудеев средствами на строительство храма и совершение жертвоприношений.

6:10. Молитва о благоденствии царя. Эта просьба обнаруживает сходство с надписью на «цилиндре Кира», где высказывается пожелание, чтобы боги и, предположительно, их почитатели «рекомендовали» Кира и его сына богу Мардуку, чтобы им была дарована «долгая жизнь». Казалось бы, это обращение отражает естественное желание получить благословение от Мардука, однако, с другой стороны, оно могло иметь целью помешать богам обратиться к Мардуку с просьбой о низложении или проклятии царя. На деле, как сообщает Геродот, молитвы о царе должны были сопровождать каждое жертвоприношение. В Элефантинских папирусах также представлены обращенные к персидскому должностному лицу молитвы о помощи в восстановлении разрушенного храма. Одним из примеров указов, отражающих осведомленность и заботу царя о религиозных нуждах своих подданных, является так называемая «Хартия Ксанфа». Этот документ 358 г. до н. э. из Ликии (в совр. Турции) узаконивает поддержку персами местного культа по некоторым из тех вопросов, которые затрагиваются здесь.

6:11. Наказание за неповиновение. В договорах и царских указах часто в конце высказывались проклятия или угроза наказания за неповиновение официальному повелению. Напрашивается сравнение с проклятием Иисуса Навина (Нав. 6:25,26) в адрес того, кто перестроит Иерихон, или князя, который переместит ворота, построенные царем Азитаваддой из Каратепе, вопреки его запрету. Аналогичного рода заявление записано также в эпилоге кодекса Хамураппи, где на будущих правителей возлагается ответственность вершить справедливый суд, дабы не навлечь на себя проклятие богов. Сажание на кол — казнь, которая изображена на ассирийских рельефах из Лахиса и отражена в ряде царских архивов. Эта казнь известна и в Персии, например, так поступила Аместрис с Инаром (вождем ливийского восстания) во время правления своего сына Артаксеркса. Жертву обычно не хоронили, и ее останки уничтожались птицами и насекомыми. Одно проклятие Дария, которое он использовал в своих надписях, гласит: «Если ты не изгладишь эти слова, пусть Ахурамазда поразит тебя и разрушит твой дом», тогда как в другом случае написано: «Путь поразит тебя Ахурамазда за твои дела».

6:12. Проклятие именем местных божеств. Поскольку многие в Древнем мире верили, что боги связаны с определенными местами и народами, мысль о том, что все происходящее в пределах данной божественной «юрисдикции» подвластно местному божеству, представляется вполне закономерной.

6:13–22

Освящение храма и празднование Пасхи

6:15. Дата завершения строительства. Такое важное событие, как завершение строительства второго храма, требует точной датировки. Указанные здесь данные позволяют определить, что речь идет о двенадцатом месяце вавилонского календаря, адаре, который приходится на февраль–март. Шестой год Дария, вероятно, падает на 515 г. до н. э., а третий день месяца адара указывает на то, что строительство завершилось 15 марта 515г. до н. э. Следует отметить, что автор 1 Езд. 7:5 и Иосиф Флавий приводят дату 23 адара, и некоторые исследователи отдают ей предпочтение, поскольку 3 адара была суббота.

6:17. Посвятительные жертвоприношения. См. коммент. ко 2 Пар. 7:5–7 об освящении храма Соломона. Количество жертвоприношений при освящении второго храма было значительно меньше, чем при освящении первого (3 Цар. 8:63): 22 тыс. против 100 волов и 120 тыс. овец против 200 овнов и 400 агнцев. Двенадцать козлов, принесенных в соответствии с жреческим кодексом в жертву за грех (Лев. 4:22–26; см. коммент. к Лев. 4:13–32), отражают основную идею Книги Ездры о восстановлении союза двенадцати колен, прошедших испытание вавилонским пленом и готовых возобновить свой завет с Яхве в Иудее и Иерусалиме.

6:19. Пасха. Со времени Иосии (т. е. столетием ранее) не было упоминания о праздновании Пасхи (см. коммент. ко 2 Пар. 35:18). Но теперь этот ритуал (см. коммент. к Исх. 12:1–28), как неотъемлемый элемент возрождения еврейской общины в Иудее, напоминающий недавно вернувшимся на родину пленникам об освобождении из рабства, требовал немедленного восстановления. Четырнадцатое нисана (первого месяца года) — дата по религиозному календарю (Исх. 12:2-6; Лев. 23:5). См. в коммент. ко 2 Пар. 30 о предыдущем праздновании Пасхи после очищения или обновления храма.

6:21. Отделившиеся от нечистоты народы земли. К этой группе могут быть отнесены разные категории людей. Возможно, они были уроженцами Северного царства или жителями Иудеи, которые не были угнаны в плен (см.: 2 Пар. 30:17-21). Их связи в период вавилонского плена с другими народами могли рассматриваться как осквернение, от которого им следовало сознательно очиститься, «отделиться». Возможно также, что в праздновании Пасхи, как и в Исх. 12:48, участвовали прозелиты (gerim),которые обратились в веру в Единственного Яхве.

6:22. Праздник опресноков. См. коммент. к Исх. 12:14-20 и Лев. 23:6-8. Поскольку при Езекии (2 Пар. 30:13) и Иосии (2 Пар. 35:16,17) этот праздник также праздновался вслед за Пасхой, это происходит и здесь. Радость и ликование в течение семи дней праздника связаны с деянием Бога, Который «обратил к ним сердце царя Ассирийского» (символ персидских правителей Месопотамии), что сделало возможным национальное возрождение.

7:1–28

Ездра выполняет поручение Артаксеркса

7:1,7,8. Хронология. Если эти события имели место во времена Артаксеркса I, то седьмой год его царствования приходится на 458 г. до н. э. Это произошло почти через шестьдесят лет после событий, описанных в предыдущей главе. Как сообщается, Ездра вышел из Вавилона первого нисана (8 апреля), а прибыл в Иерусалим в первый день пятого месяца ава (4 августа). В это время, от весны до середины лета, погода стоит сухая и жаркая, а потому Ездра и его спутники, вероятно, возвращались северным путем, избегая пустыни и тщательно продумывая, как обеспечить людей водой по пути следования.

7:1–5. Генеалогия Ездры. Чрезвычайно важно было признать высокие полномочия Ездры, дабы его миссия была освящена, а его действия имели силу закона. В отличие от Иисуса (см. коммент. к 3:2), Ездра не был первосвященником, но его принадлежность к священническому роду Аарона (между Ездрой и его праотцем Аароном было всего шестнадцать поколений; полный перечень потомков см. в 1 Пар. 6:5–53) указывает на его знатное происхождение. Из текста следует также, что он был потомком Сераии, бывшего первосвященником во время разрушения храма в 586 г. до н. э. Поскольку Иисус в его родословной не указан, вероятно, он вел свое происхождение от другой ветви рода Сераии, или это вообще другой Сераия (распространенное имя в тот период).

7:6-12. Круг обязанностей Ездры.Ездра был человеком образованным. Он владел искусством писца, был книжником и учителем закона Бога небесного. Как писец, Ездра, вероятно, состоял на службе в персидском государственном аппарате. Вообще, на древнем Ближнем Востоке было принято использовать образованных людей не только в канцелярии, но и как дипломатов и юристов. Они работали с документами и разъясняли людям их содержание. Их также посылали с разными поручениями в помощь царю и его советникам для проведения в жизнь принятых решений (более подробная информация об этом приводится в коммент. к Неем. 8:1). Ассирийский писец VII в. до н. э. Ахи кар является одним из наиболее известных героев ближневосточной литературы, а профессия писца удостаивается самой высокой оценки в египетской «Сатире на ремесла» периода Среднего царства.

7:8. Четыре месяца пути. Как это часто бывает, реальные события, происходившие во время длительного путешествия, подробно не описываются (см.: Быт. 12:1-9). Поскольку они вышли в апреле и прибыли в начале августа, это был длительный переход в сухую и жаркую погоду. Скорее всего, они избрали северный караванный путь (длиной около 900 миль) вверх по Евфрату, затем повернули на запад в Мари, через Фадмор, а оттуда — на юго–восток, через Дамаск в Палестину. Учитывая количество людей, в том числе целые семьи, в среднем скорость их передвижения могла составлять около 10 миль в день.

7:14. Семь советников царя. Согласно данным из Есф. 1:14 и свидетельству древнегреческих историков Ксенофонта и Геродота, персидские цари имели при себе личный совет, состоящий из семи князей или советников. Вполне естественно, что миссия Ездры могла совершаться от имени царя и его советников.

7:14. Характер миссии Ездры. Персидские цари постоянно стремились убедиться в том, что их подданные не теряют благорасположения своих богов. Восстановление храмов было одним из путей достижения этой цели, но, как мы убеждаемся на этом примере, другим путем было повиновение божественным повелениям. Если Богу Израиля было угодно, чтобы народ повиновался Его повелениям, то их во что бы то ни стало следовало исполнить. Для этого требовался определенный штат людей на местах, чтобы наставлять людей, а также постоянно контролировать и оценивать сложившуюся обстановку. Именно поэтому Ездре было поручено определить, повинуются ли евреи, живущие в персидской провинции Иудея, закону, изложенному в Торе. Множество жалоб и просьб, поступавших оттуда, свидетельствовало о том, что подобная инспекция совершенно необходима. Как книжник, Ездра обладал специальными знаниями и навыками, чтобы выполнить порученное ему дело и сделать вывод о духовном состоянии общества. Таким путем персидский царь использовал своих подданных (среди них можно упомянуть, напр., Неемию), стремясь обеспечить постоянное благорасположение Бога к своей империи и избежать Божественного гнева (см.: ст. 23).

7:15-17. Персидские жертвоприношения Богу. Персидские цари уделяли большое внимание совершению пышных жертвоприношений в честь местных богов в знак своего почтения к ним, а также из стремления получить политическую выгоду, которую давало умиротворение недавно покоренных народов (таковы, напр., действия Кира по отношению к Мардуку, описанные на «цилиндре Кира»). Перечень пожертвований, наряду с хлебным приношением и возлияниями (см.: Чис. 15:2-10), не оставляет сомнений, что персы советовались с иудеями при составлении проекта своего указа. Такая практика существовала и во время правления Камбиза (530–522 гг. до н. э.). Важным советником царя по вопросу восстановления святилища богини Нейт и надзора за процессом строительства был египетский жрец из Саиса Узахор. Это восстановление включало заложение основания, возобновление прежних ритуалов и праздников и предоставление правительственных дотаций действующему храму.

7:22. Размер приношений. Перечень даяний, утвержденный Артаксерксом для чиновников в провинциях, ограничен, но цифры все же поражают своей величиной: 3,75 тонны серебра, 650 бушелей пшеницы,600 галлонов вина, 600 галлонов масла и соли «без обозначения количества». Эти подсчеты не всегда основывались на оценке всего необходимого для функционирования храма. Скорее, как видно из следующего стиха, они определялись тем, что якобы могли отвратить гнев Бога Израиля.

7:23. Особенности религиозного мышления. Разделяя распространенное в Древнем мире представление о необходимости умилостивлять богов, персы полагали, что если они разгневают Бога, то мятежные группировки в Израиле заявят, что их действия против Персии предприняты по инициативе Яхве. Во времена Ездры в Персидской империи как раз разгорался мятеж. Инар, ливиец, захватил контроль над Египтом в 460 г. до н. э. и заручился поддержкой Афинского флота в Средиземном море. Это восстание было подавлено Мегабизом между 456–м и 454 гг. до н. э., так что путешествие Ездры (458 г. до н. э.) как раз пришлось на его пик. Выказывая великое почтение к Яхве, храму и священникам, Артаксеркс следовал традиционной персидской политике («цилиндр Кира»), признавая власть Бога небесного и подчеркивая непреложность Его повеления, которое должно исполняться «со тщанием».

7:24. Служащие при храме освобождаются от налогов. Освобождение от налогов преследовало две цели. Ездра пришел как незнакомец, который ассоциировался с чужеземной силой. Освобождение от налога помогало ему найти поддержку среди служителей храма в Иерусалиме. Такой прецедент известен в практике персов, судя по Гадатской (Gadatas) надписи эпохи правления Дария, когда жрецы греческого бога Аполлона были освобождены от налога.

7:25. Назначение на официальные должности. Весьма знаменательно, что Ездра имел право назначать на должность местных чиновников и судей на территориях, находящихся под его юрисдикцией. Таким образом, ему не нужно было бороться с противостоянием судебной власти и он мог гарантировать проведение единой политики местной власти (см. о судебной реформе Иосафата во 2 Пар. 19:4-11). В структуре персидской администрации были представлены чиновники двух уровней: одни занимались решением местных и обычных дел, а другие проводили в жизнь царские указы и постановления. Возможно, Ездра имел право назначать на должность чиновников обоих уровней, в пределах заречной сатрапии, но, учитывая упоминание о законах его Бога, в компетенцию Ездры входила, прежде всего, работа с местным магистратом, судьями, которые повсеместно имели дело с иудейским законом.

7:26. Наделение правом судить. Поскольку Ездра действовал под эгидой персидского правительства, данный перечень наказаний соответствует мерам, предусмотренным персидским уголовным кодексом. Смертная казнь и конфискация имущества предусматриваются и в израильском законе, но заключение в темницу, кроме домашнего ареста (Лев. 24:12), в нем применялось только к военнопленным и лицам, представлявшим опасность для государства (Иер. 37:11-16). Слово, переведенное как «изгнание», следует, скорее, передать как «телесное наказание», основываясь на его обычном использовании в персидском законе. Право на наказание подчеркивает важность миссии Ездры, независимо от того, пользовался он им на деле или нет.

8:1–36

Ездра ведет часть народа в Иерусалим

8:2-14. Список мужей, пришедших с Ездрой. Общее число мужчин, возвратившихся вместе с Ездрой, составляет 1513, а с учетом женщин и детей численность этой группы достигает почти 5 тыс. человек, что примерно в восемь раз меньше, чем в Езд. 2:64,65 (42 360).

8:15. Река Агава. Скорее всего, речь идет об одном из многочисленных каналов, отходящих от реки Евфрат вблизи Вавилона (по меньшей мере, в радиусе около 90 миль). Не исключено также, что имеется в виду поселение на берегу этих каналов, но вариации в исходных текстах (LXX; 1 Езд. 8:31) не позволяют однозначно решить этот вопрос и определить точное местоположение Агавы.

8:17. Касифье. Если это географическое название, то Касифье находится в окрестностях Агавы, однако к северу от Вавилона здесь не было обнаружено ни одного поселения. Возможно также, что это существительное, если судить по LXX (вариант евр. слова kesep,«серебро»), и в таком случае оно может указывать на Иддо как на главного казначея в данной местности или на главу гильдии серебряников.

8:20. Прислуга при храме. Помимо 38 левитов, которые были в составе группы Ездры, в этот список включены и 220 нефинеев, прислужников в храме. Трудно переоценить ту помощь, которую они оказывали левитам в их служении. При таком малом числе левитов, на их долю приходился большой объем повседневной работы для надлежащего совершения религиозных ритуалов. Ездра подчеркивает их значение, упоминая их родословные.

8:21. Пост. Кроме Библии, пост редко упоминается в древних ближневосточных источниках. Пост обычно соотносили с трауром. В Ветхом Завете религиозное использование поста часто связывается с молитвенной просьбой к Богу. Суть заключается в том, что важность просьбы заставляет просителя сконцентрироваться на своем духовном состоянии, оставляя в стороне физические нужды. В этом смысле пост рассматривается как процесс, ведущий к очищению и смирению перед Богом (Пс. 68:11). Как следует из текста, евреи здесь обеспокоены вопросом своей безопасности. Эта просьба подразумевает защиту Бога, приглашение сопровождать их на всем пути следования.

8:21-23. Опасность ограбления в пути. Поскольку группа Ездры следовала без сопровождения войск (ср.: воинское сопровождение в Неем. 2:9), на пути их могли подстерегать серьезные опасности. На западе Персидской империи зрели политические силы, готовые развязать войну. Кроме того, невооруженный отряд, перевозивший большое количество золота и серебра, подвергался реальной угрозе нападения со стороны разбойников.

8:26,27. Количественная оценка даров. Взвешивая и учитывая приношения персидского царя, Ездра выполняет одну из задач своей миссии. Шестьсот пятьдесят талантов серебра эквивалентны 24,5 тонны, а 100 талантов серебряных изделий и 100 талантов золота составляют примерно по 3,75 тонны. Вес 20 золотых чаш «в тысячу драхм» (дариков) равен 19 фунтам. Хотя это очень большое количество, в него входили не только царские дары, но и приношения не возвратившихся из плена еврейских семейств.

8:13. Длительность перехода. Переход начался в апреле, но кратким путем, прямо через пустыню (ок. 500 миль), идти было невозможно из–за жары. Поэтому путешественники выбрали более длинный, северный путь: вверх по Евфрату, на запад к Дамаску, а затем в Палестину (в целом ок. 900 миль). См. коммент. к 1:11 и 7:8.

8:35. Жертвоприношения. См. коммент. к Езд. 6:17 об освящении второго храма. Персидский царь приказал совершить жертвоприношения по возвращении пленников в Иерусалим (Езд. 7:17). Теперь Ездра выполняет его повеление. Упоминание о жертве за грех, как и в Езд. 6:17, служит еще одним указанием на необходимость очищения каждой возвращающейся из плена группы.

8:36. Сатрапы и областеначальники. Персидская империя была разделена на двадцать одну сатрапию (их стало двадцать две после того, как Вавилон приобрел статус самостоятельной провинции). Во главе каждой сатрапии стоял губернатор, или сатрап. Однако, вследствие огромных размеров этих провинций, возникала необходимость иметь чиновников второго уровня, или peha, чтобы более эффективно собирать налоги и проводить в жизнь царские указы (см. коммент. к Езд. 5:14).

9:1–15

Проблема смешанных браков

9:1,2. Суть обвинения. Ездра вскоре узнает о серьезном нарушении закона, который он пришел установить: смешанные браки с иноплеменниками угрожали культурной и религиозной самобытности Израиля. Эндогамия, или браки внутри отдельной группы (в которую, правда, входили новообращенные), стала важным принципом в жизни еврейской общины в плену (см. коммент. к 9:10-12). Евреи осознавали, что смешанные браки чреваты культурным размежеванием и могут ослабить их религиозное самосознание, избранничество Израиля. Особое негодование Ездры вызвало то, что священники и левиты, которые должны были знать закон (ср.: Ос. 4:6), тоже участвовали в этом «неправедном» деле.

9:1. Перечень народов. В этом перечне названы знакомые со времен завоевания народы (которых Бог повелел израильтянам изгнать), а также племена, противостоявшие Израилю в период исхода (Втор. 23:3-6). Таким образом, этот перечень скорее отражает времена установления закона, о котором говорит Ездра, а не послепленную эпоху. Некоторые из упомянутых здесь племен во времена Ездры уже не существовали. Назначение этого перечня не в том, чтобы осудить названные народы, а в том, чтобы установить определенные категории. В послепленной ситуации существовали те, кого необходимо было изгнать, а также те, кто выказывал враждебное отношение к евреям. Поэтому браки с людьми, относящимися к любой из этих категорий, рассматривались как нежелательные.

9:3. Реакция Ездры. Непосредственная реакция Ездры на сообщение о смешанных браках была традиционной, свойственной траурному ритуалу: он раздирал на себе одежду и рвал на себе волосы. Этот широко распространенный по всему древнему Ближнему Востоку обычай нашел отражение в настенной живописи египетских гробниц и в литературе (угаритский миф об Акхате). Более подробная информация об этих и других траурных ритуалах приводится в коммент. к Есф. 4:1.

9:10-12. Запрет экзогамии. Хотя прямой запрет экзогамии — заключения браков вне пределов строго обозначенной группы — исходит непосредственно из Втор. 7:1-5, описанная здесь ситуация является обобщенным вариантом нескольких текстов из книг Левит и Второзаконие. На Ближнем Востоке в древности были приняты браки внутри одного клана (эндогамия) или браки с представителями другой, дружественной группы. Экзогамия порицалась, с точки зрения культуры, еще шумерами. В мифе «Брак Марту» бедуины описываются как варвары, которые едят сырое мясо и не хоронят своих покойников, поэтому цивилизованные люди не должны вступать с ними в брачные союзы. Израильтянам рекомендовалось заключать брак с представителями своего «духовного» клана (т. е. с верующими в Господа). Ту эпоху, однако, трудно назвать духовно однородной. Избранничество и владение землей были важными теологическими факторами. Смешанные браки угрожали целостности землевладения, а вместе с ним и исполнению благословений завета. Элефантинские тексты (еврейские тексты, отстоящие от времени Ездры и Неемии менее чем на полвека) показывают, что земля была перераспределена и оказалась потерянной из–за женитьбы на иноплеменных женщинах, которые через свой брак получали права гражданства. Брачный союз с коренными жителями способствовал смешению израильской культуры с языческой, ослабляя религиозное самосознание избранного Богом народа и заставляя его нарушать завет, который давал израильтянам возможность насыщаться произведениями земли (Втор. 6:11).

10:1–44

Решение проблемы смешанных браков

10:3. Развод в персидскую эпоху. В иудейском законе нет специальной статьи о необходимости развода с иноплеменной женой. Согласно Втор. 7:1–5, такой брачный союз вообще не должен иметь место изначально. Все, что известно о разводе в персидскую эпоху, исходит из еврейских документов, обнаруженных на острове Элефантина (на реке Нил). В брачных контрактах часто оговаривались моменты, связанные с приданым, выкупом за невесту, собственностью и детьми, — в случае развода. Развод, по–видимому, был явлением обычным, не вызывавшим особых осложнений, при этом экономическим вопросам придавалось первостепенное значение. На Элефантине не требовалось обосновывать причины развода.

10:8. Лишение прав собственности, изгнание из общества. Трех дней было достаточно для каждого гражданина, чтобы добраться до Иерусалима и ответить на вопросы, связанные со смешанным браком. Конфискация имущества в пользу храма (см. об этом также в 1 Езд. 9:4) и изгнание из общества были дополнительными наказаниями, поскольку принадлежность к обществу сама по себе давала право на собственность (о смертном приговоре за неверие см.: 2 Пар. 15:3). Смешанные браки считались нарушением завета и признаком противостояния обществу. Еще в кодексе Хаммурапи сексуальные преступления требовали изгнания из общества. И в том, и в другом случае речь шла об аморальном поведении и нарушении социальных норм.

10:9. Хронология. Это событие имело место двадцатого кислева (девятый месяц), в третью неделю декабря458 г. до н. э., через четыре месяца после прибытия Ездры в Иерусалим. Холодная промозглая погода в это время года в Иерусалиме, несомненно, причиняла собравшемуся народу особые неудобства. Нервное состояние присутствующих, связанное с расторжением их браков, усугублялось погодой.

10:13. Сезон дождей. С октября по февраль в Иудее и Иерусалиме обычно стояла холодная, дождливая погода. Оборот «время дождливое» часто используется для описания проливных дождей. В это время года температура воздуха опускалась до 40° по Фаренгейту. Возможно, что собрание людей на открытом воздухе в холодную дождливую погоду умерило их пыл, так что они были готовы пойти на компромисс и принять решение Ездры по вопросу смешанных браков. С другой стороны, долгое пребывание под открытым небом в промозглую погоду могло вызвать у народа раздражение. Предложение поручить рассмотрение дела специальной комиссии, по крайней мере, избавляло их от необходимости стоять под дождем.

10:16,17. Хронология. Десять дней потребовалось для создания специальной комиссии. Она начала работать первого числа десятого месяца (тебева) и закончила первого числа первого месяца (нисана). Таким образом, для решения этой задачи ей потребовалось около 75 дней (с конца декабря до 27 марта 457 г. до н. э.).

10:16,17. Результаты исследования. При исследовании браков установили, что у 110 человек жены действительно были иноплеменными. Несомненно, возникли сложности, касающиеся вопросов происхождения и народов, подразумевающихся в новых установлениях закона. Среди тех, кто подвергся исследованию, были священники, левиты, певцы, привратники и лица, не относящиеся к персоналу храма. Поскольку среди них было немало людей влиятельных, можно предположить, что комиссии пришлось проявить немалую долю дипломатии при решении этих вопросов. С каждым нужно было тщательно разобраться, чтобы решить вопрос о детях, родившихся в смешанном браке, поскольку это было связано с правом наследования внутри израильского общества. Затем каждый должен был дать клятву (см.: 1 Пар. 29:24), что отпустит свою жену и лишит рожденных ею детей права наследства. В дополнение ко всему требовалось вынести решение о том, какой должна быть соответствующая жертва за грех (см.: Лев. 5:14–26).