Притчи

1:1–9:18

Наставления мудрости

1:1. Мудрецы на древнем Ближнем Востоке. Традиция «литературы премудростей» имеет длительную историю в древних культурах Ближнего Востока. Приемы, которые используются в таких произведениях, как «Изречения Птахотепа» и «Наставления Аменемопе», позволяют полагать, что в Древнем Египте и Месопотамии существовали школы премудрости. Мудрец выступал в роли «отца» учеников, который не только передавал им сущность культурного наследия, но и сам являлся источником мудрости, развивавшим и обогащавшим традицию. Ассирийский литературный памятник VIII в. до н. э. «Поучения Ахикара» указывает на то, что некоторые из этих мудрецов были определенным образом связаны с дворцовой бюрократией, возможно, как члены сословия книжников или писцов. «Слова» мудрецов включали правила поведения в различных житейских ситуациях, а также краткие наставления, касающиеся политической и дипломатической деятельности. Таким образом, они служили одним из средств передачи культурной памяти и утверждения основных ценностей общества.

1:1. Соломон в роли мудреца. Согласно 3 Цар. 3:7–12, Соломон попросил мудрости у Бога и получил «сердце мудрое и разумное», чтобы лучше управлять своим народом. Таким образом, предание о Соломоне как о мудром царе отражено в заголовке к Книге Притчей. Проявление его мудрости в разных сферах детально описывается в 3 Цар. 4:30-33 (см. коммент. к этим стихам).

1:6. Формы выражения премудрости. В этом стихе перечисляются три из многих видов литературы мудрости. «Притча» — это перевод древнееврейского словаmashal, что означает афоризм, краткое изречение, часто состоящее из антитез в двух параллельных строфах. Обычно притча носит характер поучения, нравственного наставления. «Замысловатая речь» (или иносказание, притча) представляет собой пространное сравнение, которое в повествовательной форме преподносит историю и одновременно направляет внимание аудитории на ее двойной или скрытый смысл (см. коммент. ко 2 Цар. 12:1 — 10). Хотя в Книге Притчей нет загадок, они, вероятно, были достаточно широко распространенной формой интеллектуальных развлечений (см. коммент. к загадке Самсона в Суд. 14:12-14). Слово, обозначающее в 1:6 загадку, больше нигде не встречается и происходит от корня, который обычно переводится как «презрительный», «насмешливый» или «циничный». Возможно, здесь автор пытается принизить значение загадки как мудрого изречения. Образцом более пространной формы литературы премудростей является Книга Екклесиаста, в которой встречаются как отдельные изречения, так и серия размышлений об иронии человеческой жизни. Самым крупным образцом этого жанра во всей древнееврейской литературе премудростей являются философские речи в Книге Иова. Обсуждая тему страдания, Иов и его друзья исследуют и даже подвергают испытанию свое понимание того, почему боль и страдание приходят к праведнику.

Эхо притчей в культуре древнего Ближнего Востока

Некоторые произведения египетской и месопотамской литературы премудростей содержат параллели (лингвистические, стилистические и содержательные) с Книгой Притчей. В хронологическом порядке это следующие египетские произведения: «Изречения Птахотепа» (ок. 2500 г. до н. э.); «Повесть о красноречивом поселянине» (ок. 2000 г. до н. э.); «Наставления Аменемопе» (ок. 1200 г. до н. э.) и «Наставления Анкшешонги» (ок. 200 г. до н. э.). Есть также ряд параллелей в «Мемфисском сказании о сотворении мира» (ок. 2200 г. до н. э.) и в «Споре о самоубийстве» (ок. 2000 г. до н. э.). Близкие по характеру краткие изречения можно также найти в ассирийских «Поучениях Ахикара» (ок. 700 г. до н. э.) и в угаритских эпосах о Ваале и Анат и об Акхате (ок. 1400 г. до н. э.). Сходства, которые обнаруживают эти произведения нравоучительной литературы, по большей части объясняются универсальным характером мудрых изречений и общей практикой заимствования изречений, образов, пословиц и даже целых притч или историй. Вот несколько примеров такого рода:

• В Прит 1:12 о преисподней и могиле сказано, что они глотают свои жертвы, и это перекликается с эпосом о Ваале и Анат, где бог смерти Мот представлен как «пожирающий свои жертвы».

• В Прит. 6:23-29 и 7:24-27 дается наставление мудрому сыну победить свое вожделение к женщине, которая принесет ему беду и разорение, точно так же, как Птахотеп призывает мужчин «держаться в стороне от хозяйки дома» и «думать о деле».

• В Прит. 16:8 и 21:9 каждый из примеров житейской мудрости начинается со слова «лучше», что характерно и для «Наставлений Анкшешонги»: «Лучше жить в собственном доме, чем в чужом дворце», а также в «Наставлениях Аменемопе»: «Лучше иметь одну буханку хлеба и счастливое сердце, чем все богатства в мире и скорбь».

• В Прит. 6:16–19 перечисляются свойства, которые ненавидит Господь: «Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его», и это находит параллели у Ахикара: «Два сорта людей, которые приятны Шамашу, и есть еще третий сорт, который он любит».

• Образцовая жена, описанная в Прит. 31:27-31, удостаивается похвалы и у Птахотепа, равно как и сын, желающий прислушиваться к словам своего отца (см. Прит. 2:1–5).

• «Изречения Премудрости», которые появляются в Прит. 21:17 — 24:22, обнаруживают композиционное сходство с «Наставлениями Аменемопе». И те, и другие содержат введение, за которым следуют тридцать глав очень похожих по характеру советов на разнообразные темы. Например, и у Аменемопе, и в Прит. 22:22 запрещается притеснение бедного и слабого, а в египетском наставлении и в Прит. 23:10 дается совет не переносить фаницы межи на поле, иначе «совесть твоя уничтожит тебя».

1:8. Наставления сыну. Призыв слушать наставления родителей по необходимости вытекает из закона, требующего от детей почтения к своим родителям (Исх. 20:12). Таким образом, мудрость матерей, которые обычно становятся первыми учителями своих детей, приравнивается к мудрости отцов. Это изречение контрастирует с высказываниями подобного рода у Птахотепа и Ахикара, которые говорят только о сыне, внимающем словам своего «отца». В каждом из этих случаев «сын» не обязательно является родственником изрекающего наставления мудреца. Ученики должны были запоминать изречения и высказывания своих учителей, но мудрыми были те, кто умел применять на практике то, чему они научились (см.: Ос. 14:9). Отсутствие упоминания дочерей отражает реальную ситуацию, когда образование получали только царские отпрыски мужского пола.

1:9. Венок и украшение для шеи. Слова отца и матери, в которых воплощена народная мудрость, могут стать венком для головы сына и драгоценной цепью на шее государственного мужа. Как победитель состязаний получает в награду венок, а назначенный на новую должность служащий — цепь и знаки отличия, так и почтительный сын получает уверенность в будущем преуспеянии и достойной жизни (см.: Прит. 4:1-6). Как говорит Птахотеп: «Мудрый следует совету своего учителя, и потому его замыслы не терпят провала». В египетской литературе Маат, богиня мудрости, истины и справедливости, награждает богов венком победы, а эмблемой судей была статуэтка Маат, которую они носили на груди.

2:18. Стези к мертвецам. В древней литературе Ближнего Востока есть несколько примеров подобного рода размышлений. В эпосе о Гильгамеше богиня Иштар, восхищенная проявленной героем доблестью в сражении с Хувавой, предлагает ему стать ее мужем. Несмотря на выгоды, которые сулит ему богиня, Гильгамеш хорошо представляет преисподнюю, которая неизбежно ожидает его, если он поддастся на ее обольщения. В угаритском эпосе об Акхате богиня Анат предлагает Акхату золото, серебро и вечную жизнь в обмен на его чудодейственный лук. Как и Гильгамеш, Акхат видит ее ложь и рассуждает о неизбежности смерти. Тема преступной любви, затронутая во многих произведениях литературы премудростей, трактуется как верный путь к погибели. Анкшешонги говорит: «Тот, кто вступает в любовную связь с замужней женщиной, будет казнен на пороге ее дома» (см. также: Прит. 6:25,26). Об этой опасности напоминает и судьба Думузи, возлюбленного шумерской богини Иштар, который был вынужден проводить по полгода в преисподней в качестве выкупа за нее. Мир теней, где пребывают духи, был крайне непривлекательным местом. Согласно эпосу о Гильгамеше, в «жилище праха» нет света, мертвецы одеты «как птицы», а «прах и глина служат им пропитанием». Тем не менее в древности считалось, что живые могут спрашивать у мертвых духов совета (см.: 1 Цар. 28:11–15).

3:3. Обвяжи ими шею твою. См. коммент. к Втор. 6:8 об использовании амулетов в напоминание о законе и для защиты от зла. Использование слова hesed («милость») из терминологии завета можно сопоставить с его использованием в Иер. 31:3, где Бог говорит о Своей «вечной любви» к Израилю.

3:3. Скрижали сердца. Казалось бы, автор подразумевает обычай носить на груди небольшую глиняную табличку в качестве амулета (ср.: печать и перевязь в Быт. 38:18). Однако параллель с Иер. 31:33 позволяет с уверенностью утверждать, что здесь речь идет о познании закона Божьего сердцем: «на сердцах их напишу его».

3:15. Дороже драгоценных камней.Хотя и рубины, и сапфиры представляют собой разновидности минерала корунда, который по составу является сложным оксидом алюминия, рубины встречаются реже, а потому ценятся значительно выше. Египетский мудрец Птахотеп также сравнивал мудрость с редкими драгоценными камнями (изумрудами). В Древнем мире алмазы не были известны.

3:18. Древо жизни. Древо жизни — традиционная тема литературы и искусства древнего Ближнего Востока. В эпосе о Гильгамеше одну из сюжетных линий составляют поиски растения под названием «старик становится молодым», которое произрастает на дне космической реки. Изображения деревьев часто встречаются в древнем ближневосточном искусстве, в том числе на месопотамских и хананейских печатях. Многие исследователи считают, что эти изображения представляют древо жизни, однако для подтверждения подобного толкования необходимы более убедительные доказательства из литературных источников. В Книге Притчей это дерево трансформировалось в образ Премудрости. Как и в Прит. 11:30, мудрость, воплощенная в образе «древа жизни», предоставляет ключ к более полной и богатой жизни. Мысль об «объятиях» мудрости окрашена эротическими коннотациями, встречающимися в ряде мест (8:17; 18:22), и соотносится с размышлениями о добродетельной жене (31:10), безрассудной женщине (9:13–18) и чужой жене (5:3-14). Таким образом, плодородие и довольство, присущие и доброму браку, и цветущему дереву, изображаются как желанная цель.

3:19,20. Язык древней космогонии. Как и в Пс. 103:2-9, Яхве предстает в Книге Притчей как Господь творения, Божественный Зодчий, который сконструировал и возвел мироздание (ср.: Иов. 38:4–7). Дополнительную глубину придает этим стихам отождествление Бога с Премудростью (см.: Пс. 103:24 и Иер. 10:12). Если божественное «желание» можно приравнять к мудрости, то аналогичную концепцию можно отыскать в египетском «Гимне Атону», где сказано: «Ты создал мир по своему желанию, когда ты еще был один!» Согласно мудрецам, за творческим актом, призванным продемонстрировать присутствие и заботу Бога, следует акт поддержания мироздания — структур неба и земли. «Бездны» — евр. слово tehom,которое описывает первозданный космический океан. В вавилонском мифе о сотворении мира «Энума элиш» Мардук рассек богиню этого вселенского океана Тиамат на две части, разделив тем самым воды на «верхние» и «нижние».

Как использовали притчи

Как и в наше время, притчи использовали в разговорной речи как особое выразительное средство, и люди относились к ним как к древней мудрости, которой не следует пренебрегать (см.: 1 Цар. 24:13). Так, произнося поговорку «копейка рубль бережет», мы подчеркиваем мудрость бережливости. Когда Иезекииль приводит пословицу «какова мать, такова и дочь» (Иез. 16:44), он обвиняет Иерусалим за то, что тот последовал по стопам своей «матери», Самарии. Иезекииль часто использует поговорки и притчи, чтобы показать изменения в политике или судьбе. Так, приведенная в Иез. 18:2,3 известная пословица просто указывает на хорошо известный факт, что у человека, который видит, что кто–то ест кислое, может возникнуть оскомина. В Израиле, однако, эта пословица имела иной смысл и напоминала о том, что по закону дети несут ответственность за грехи своих отцов (см.: Исх. 20:5). Иезекииль отвергает эту идею, утверждая, что человек должен отвечать не за чужие, а только за свои собственные грехи, и потому «не будут впредь говорить пословицу эту в Израиле».

Естественно, всякая пословица должна быть уместной. По этому поводу автор Книги Притчей замечает, что «неровно поднимаются ноги у хромого, — и притча в устах глупцов» (26:7). Изречения такого рода вообще характерны для литературы премудростей. Так, например, египетский мудрец Анкшешонги утверждал, что «глупцы не способны учить, ибо чувствуют себя оскорбленными», а в «Наставлениях Аменемопе» сказано, что нельзя «полагаться на советы глупцов», поскольку их слова «налетают как буря», и нет в них смысла. Совершенно очевидно, что пословицы и притчи были не просто изречениями для запоминания, понятными каждому. Предполагалось, что их смысл должен раскрываться и разъясняться мудрым учителем.

4:9. Венок/венец. Образ брачного пира представлен в виде наделения невестой (мудростью) своего жениха традиционными символами брачного союза. В данном случае брачная символика прекрасного венца (см.: Ис. 61:10) сопоставима с благоухающими брачными одеждами в Песн. 4:11. В метафорическом смысле это перекликается с Ис. 28:5, где Бог изображается «великолепным венцом» и «славной диадемою» для израильтян.

4:23. Сердце как источник жизни.Сердце в традициях древнего Ближнего Востока было синонимом интеллекта, разума (см.: Прит. 14:33) и источником стабильности для того, кто привержен справедливой и мудрой жизни (см. просьбу Соломона в 3 Цар. 3:5–9). В религиозном сознании египтян сердце (ib) отличалось от души (Ьа) и рассматривалось как сама сущность человеческого бытия. Именно сердце взвешивалось на весах истины, когда человек после смерти испытывался богами Анубисом и Тотом. В «Книге мертвых» приводятся заклинания, которые помогают защитить и укрепить сердце при подготовке к этому испытанию.

5:3. Отношение к супружеской измене на Ближнем Востоке. Связь с замужней женщиной каралась смертной казнью, как по библейским установлениям, так и по древним ближневосточным законам. В египетской «Сказке о двух братьях» супружеская измена названа «великим преступлением», о котором честные мужчины и женщины не смеют и думать. Это было посягательством на право мужчины производить потомство и угрозой законной передаче владений его наследникам (см. коммент. к Исх. 20:14). Этот поступок осквернял обоих участников (Лев. 18:20). Прелюбодеяние не только угрожало святости домашнего очага, но и было источником общего осквернения, побудившего Бога прогнать народы с этой земли (Лев. 18:24,25). В египетском «Наставлении Ани» (середина 2–го тыс. до н. э.) есть параграф, в котором дается совет избегать чужой жены, которая удаляется от своего мужа и стремится уловить человека в свои сети.

6:1. Ручательство за ближнего. Эта мысль перекликается с высказанной в 11:15 и 17:18 и касается распространенной практики поручительства за деловых партнеров, в том числе за его займы и долги. В законах Эшнунны и в кодексе Хаммурапи детально описываются правила проведения этих деловых операций и последствия их нарушения. Пагубность необдуманного ручательства ярко демонстрирует высказывание ассирийского мудреца Ахикара: «Я перевозил песок и тащил на себе соль, но нет ничего тяжелее долга». Притчи, таким образом, призывают платить свои собственные долги и не обременять себя чужими долгами, дабы не превратиться в кредитора, который может потерять все, необдуманно поручившись за партнера (см.: Прит. 22:26,27).

6:6. Пример поведения муравья. Изучение природы предоставляет возможности наблюдать примеры разумного и глупого поведения. Обеспечивая себя запасами на будущее, муравей стал олицетворением трудолюбия и прозорливости (ср.: Прит. 30:25). Другой аспект поведения муравья отмечается в одном письме из архива Эль–Амарны, где говорится о том, что, несмотря на свой малый размер, он готов при необходимости защитить себя.

6:21. Навяжи их на сердце твое, обвяжи ими шею твою. В этой вступительной фразе, как ивЗ:1-Зи7:1-3, подчеркивается важность запоминания мудрых изречений с помощью предметов такого рода. Так, «шема» (исповедание веры) во Втор. 6:6-9 должна быть навязана «в знак на руку» и быть «повязкою над глазами». См. коммент. к Втор. 6:8 об использовании соответствующего амулета, предохраняющего от зла.

7:4. Навяжи их на персты твои. См. коммент. к 3:3 и 6:21.

7:8,12. Угол. В вавилонских текстах упоминаются небольшие святилища, или ниши, расположенные на перекрестках и во дворах. В одном тексте сказано, что в Вавилоне было 180 таких святилищ, посвященных богине Иштар. В святилищах имелись жертвенники, и посещали их, по–видимому, преимущественно женщины. В данном контексте слово «угол», вероятно, можно соотнести с культовой нишей.

7:13. Бесстыдное лицо. Описанное здесь поведение «чужой жены» сравнимо с поведением «необузданной блудницы» в Иез. 16:30. Древнееврейское прилагательное, обозначающее выражение ее лица, чаще переводят как «суровое» или «жестокое» (напр., в Еккл. 8:1). Это значение также соответствует контексту и создает образ коварной блудницы, заманивающей жертву в свои сети. Ближайшую параллель этому наставлению составляет одна из статей кодекса Хаммурапи, где говорится о женщине, которая «не блюдет себя» и «унижает своего мужа».

7:16. Разноцветные ткани египетские. Льняные ткани, которые производились в Египте, составляли важную статью его дохода (см.: Иез. 27:7). В царских текстах и в личных письмах упоминаются льняные ткани, которые использовались как средство обмена и платежа. В одном тексте, относящемся ко времени 11–й династии, сообщается о крестьянине, который использовал полотно из выращенного им льна в счет оплаты аренды земли. Разноцветные ткани, естественно, стоили дороже, поскольку процесс окрашивания требовал дополнительных расходов, и в данном случае эта деталь свидетельствуют о богатстве женщины.

7:17. Надушенная спальня. Наряду с дорогими тканями блудница использует заморские благовония, стремясь создать в своей спальне экзотическую и заманчивую атмосферу. Благовония (такие, как смирна, алоэ и корица; см.: Песн. 3:6; 4:14) привозились в Палестину караванным путем из Индии и Аравийской пустыни. Флаконы для благовоний были обнаружены при раскопках во многих местах на Ближнем Востоке. В настенной живописи египетских гробниц изображен процесс изготовления пряностей и благовоний, но многие секреты этого древнего искусства утрачены.

7:23. Стрела, пронзающая печень.В настенной живописи египетских гробниц часто встречается сцена охоты в прибрежных зарослях. Птицу вспугивают из укрытия, и град стрел настигает взлетевшую стаю. С такой же опасностью сталкиваются ничего не подозревающие или беспечные жертвы блудницы. Печень считалась одним из самых важных жизненных органов, поэтому здесь она упоминается как мишень.

8:22-29. Мудрость как предвечное начало. Подобно Евангелию от Иоанна, начинающемуся с утверждения «В начале было Слово», автор Книги Притчей провозглашает, что Мудрость предшествовала творению и была с Богом до начала времен. Мудрость присутствовала при сотворении всего сущего. По–видимому, Мудрость является спутницей Яхве, древнейшим из созданных Богом существ, подобно египетской богине Маат, которая считалась постоянной спутницей Ра, бога солнца и творца мироздания. Возможно, представление о предвечной Мудрости связано с вавилонским эпосом о творении или с изображением Эла в угаритских мифах, но эти связи не могут быть четко прослежены.

8:30. Премудрость как художница.Мерфи (R. Murphy) правомерно связывает этот стих с использованием выражения «Я есмь» в Исх. 3:14 как указание на Бога–Творца. Если роль мудрости в том, чтобы служить «художницей» или творческим началом, тогда это корректная параллель с образом в Прит. 3:19. Если же рассматривать Премудрость как «малое дитя» (как это сделано в некоторых переводах), играющее у ног Бога, то и этот образ передает радость пребывания в присутствии Божьем и трепетное чувство созерцания появляющегося творения, когда нет никаких других забот. Маат в египетских текстах также рассматривается как «дитя богов», игра которого их восхищает. Древняя литература содержит немало примеров уподобления акта творения художественному процессу. В вавилонском эпосе «Энума элиш» Мардук лепит людей из глины, как скульптор, тот же мотив встречается в описании состязания между Нинту–Мами и Эа–Энки, когда они создают человека из глины в вавилонском эпосе об Атрахасисе. В египетских текстах о сотворении мира из Мемфиса бог–творец Птах изображен как художник, погруженный в процесс творчества. В аккадской литературе говорится о семи великих «мастерах», которые были древними мудрецами, пришедшими сразу после всемирного потопа, и которые передали свою мудрость древним царям.

9:1. Семь столбов в доме Премудрости. Высказывалось много гипотез, объясняющих пребывание Премудрости в таком доме с семью столбами. Столбы истолковывали как основания небес, планеты, дни творения, книги законов, семь мудрецов Древней Месопотамии. В угаритском эпосе о Ваале и Анат верховный бог Эл обитает в «семи чертогах мудрости, в восьми залах судебных заседаний». Предположение Р. Мерфи о том, что сама Книга Притчей с ее разделением на главы представляет дом Премудрости, также не лишено привлекательности. В шумерском «Плаче об Эриду» сказано, что Эанна, храм Энки (бога мудрости), имеет семь альковов и семь очагов.

9:3. Возвышенности городские. В 8:3 Мудрость «взывает у ворот при входе в город» — там, где обычно делались публичные заявления. Но «возвышенность» в городе обычно отождествляют с храмом или дворцом, акрополем. Призыв к учению, мудрости и праведности также обнаруживается в Ис. 2:2, где храм Господень в Иерусалиме поставлен «во главу гор» и привлекает «все народы» посетить его (см. также: Мих. 4:1). Добрые вести должны быть провозглашены тем, кто возвращается из плена (Ис. 40:9), и они произносятся с возвышенных мест.

10:1 — 22:16

Притчи Соломона

10:6. Принцип воздаяния. Сравнение мудреца и неразумного человека — характерная тема литературы премудростей древнего Ближнего Востока. Основной ее целью было убедить людей в том, что греховное или безрассудное поведение не может остаться без последствий. Так, одно из изречений египетского мудреца Птахотепа (XXV в. до н. э.) гласит: «Мудрый встает рано, чтобы приступить к работе, глупец же встает рано, что размышлять о том, сколько предстоит сделать». О способности жить в обществе, не причиняя зла окружающим, говорит другой египетский мудрец, Аменемопе (XI в. до н. э.): «Слова глупца опаснее шторма в открытом море». Более поздний представитель египетской традиции премудрости, Анкшешонги (VIII в. до н. э.), замечает: «Мудрец ищет друзей, а глупец врагов». В каждом из этих утверждений отчетливо выражена мысль, что в мире действует принцип воздаяния, который уравновешивает зло, причиненное необдуманными словами и поступками глупца, благотворными словами и поступками мудрого или праведного человека. См. также статью «Принцип воздаяния» в коммент, к Книге Иова, статью «Общие сведения» в коммент. к Псалтири и «Введение» к разделу «Поэзия и литература премудростей».

Притчи как обобщенная истина

Несмотря на универсальный характер мудрости, выраженной в Книге Притчей, многие из ее изречений отражают здравый смысл, присущий жителям Ближнего Востока того времени. Следует также иметь в виду, что такие утверждения, как «храни заповеди мои, и живи» (7:2) или «не допустит Господь терпеть голод душе праведного» (10:3), не являются безусловными обещаниями или всеобщими истинами. Ценности, существовавшие в библейском мире, не всегда соответствуют современным представлениям. Помимо того, существуют такие реалии, как бедность, нужда и потребности, которые не указывают на отсутствие праведности, а просто отражают экономические проблемы, несовершенство сознания и социальные трудности.

Таким образом, признавая истинными современные пословицы, следует отдавать себе отчет, что в такой же мере отражали истину и древние притчи (как библейские, так и другие). Они представляют не абсолютную истину, а разумную точку зрения на те или иные жизненные обстоятельства. «Апрельские дожди приносят майские цветы» — это не обещание и не гарантия. Иногда зло действительно приносит пользу. Эта особенность пословиц проявляется в библейских притчах в том, что одна и та же проблема может иметь абсолютно разные решения. Прит. 26:4 рекомендует не отвечать глупому, чтобы не уподобиться ему, а уже в следующем стихе тот же совет получает другое обоснование: «чтобы он не стал мудрецом в глазах своих». Все зависит от ситуации, и мудрый человек всегда знает, какой совет предпочесть. Современные пословицы обнаруживают сходную тенденцию к «противоречивости»: «риск — благородное дело», но «семь раз отмерь, один раз отрежь», или «рыбак рыбака видит издалека», но «противоположности сходятся».

10:10. Мигание глазами. В сводах предсказаний аккадских мудрецов содержатся интересные наблюдения, касающиеся глаз. Согласно одному из них, человек, закрывающий глаза, собирается солгать. Неясно, правда, подразумевается ли здесь частое моргание, или прищуривание глаз во время разговора. Об этом же идет речь и в 16:30.

10:11. Источник жизни. Как утверждает египетский мудрец Аменемопе, полнота жизни проявляется в мудрых речах и поступках, а «глупцы, разглагольствующие в храме, подобны дереву, посаженному в закрытом помещении», которое чахнет и гибнет от недостатка света. С другой стороны, «мудрецы, которые блюдут себя, подобны посаженному в саду дереву», которое приносит сладкие плоды, дает тень и расцветает «в саду вечности».

11:1. Неверные весы. Многие торговцы и ростовщики древности постоянно испытывали искушение использовать неверные весы. В вавилонском кодексе Хаммурапи предпринимались попытки препятствовать этой практике посредством высоких штрафов и запрещения провинившимся ростовщикам впредь заниматься этой деятельностью. Но литература премудростей преследовала иную цель — побуждать людей к честным поступкам. Так, красноречивый поселянин из египетской нравоучительной повести предупреждает царя и его чиновников об опасности ситуации, когда «те, кого уполномочили отпускать полной мерой, обманывают народ». Он надеется, что царь оценит разумность избавления от столь вредной практики. См. также коммент. к Ам. 8:5,6.

11:15. Ручательство. См. коммент. к 6:1.

11:30. Древо жизни. См. коммент. к 3:18.

13:24. Воспитание детей в Древнем мире. В древних законах (см. свод шумерских законов и Исх. 20:12) и в нравоучительных произведениях большое внимание уделяется тому, чтобы научить детей почитать и слушаться родителей. Так, например, стало крылатым изречение ассирийского мудреца Ахикара: «Пожалеешь розгу, испортишь дитя». Он также отмечает, что те, «кто не почитает своих родителей, будут прокляты за этот грех Шамашем, богом справедливости». В обязанность родителей входит забота о своих детях. Об этом ясно говорится в египетских «Наставлениях Анкшешонги»: «Дети глупцов бродят по улицам, дети же мудрых сидят рядом с родителями» (ср. предписание закона о блудном сыне во Втор. 21:18–21).

14:19. Преклонение у ворот. В данном случае речь идет о воротах дома праведника, а не о городских воротах (ср. преклонение слуг у царских ворот в Есф. 3:2). В этом смысле параллелизм стиха указывает на то, что нечестивцы будут вынуждены выражать свое почтение праведникам, т. е. превратятся в их рабов. Описание ситуации, в которой почтение вынуждены выказывать те, кто ранее не замечал своих «новых господ», встречается в Исх. 11:8, где Моисей предсказывает, что египетские вельможи преклонятся перед ним.

15:4. Древо жизни. См. коммент. к 3:18.

15:25. Межи вдовы. Перемещение межевых знаков рассматривалось как серьезное преступление, нарушение завета, поскольку земля составляла часть обетования завета (Втор. 19:14). В вавилонских ритуальных текстах одной из причин болезней названо нарушение запрета перемещения межевого камня. В египетской «Книге мертвых» просьба передвинуть межевой знак соседа получает решительный отказ. В случае совершения этого преступления против вдовы его тяжесть усугублялась тем, что вдова была лишена правовой защиты мужа, и потому ее легко можно было притеснить. Таким образом, эта притча направлена на защиту ее прав. Сходная идея встречается в «Наставлениях Аменемопе»: «Не посягай на поле вдовы».

16:10. Вдохновенное слово царя. Слова царя имеют больший вес, чем любого другого, обычного гражданина. Это высокая ответственность, которая возложена на монархов, и, как говорит Ахикар, слова правителей — «мечи обоюдоострые». Мало кто, если это вообще возможно, может оспорить слова царя, а посему как глашатай истины, выступающий от имени Бога (богов), правитель не должен нарушать прав народа или допускать существование несправедливости. Как говорит красноречивый поселянин своему фараону, «ты мой господин, моя последняя надежда, мой единственный судья».

16:11. Весы и гири. См. коммент. к 11:1. Следует отметить, что в египетской «Книге мертвых» процедура суда, на котором боги загробного мира решают судьбу души умершего человека, предусматривает особую клятву о том, что он «не использовал неверные гири для весов».

16:33. Жребий. См. коммент. к 1 Цар. 14:40–43 о бросании жребия как способе принятия решения. Это форма гадания, основанного на том, что его результат определяет Бог и тем самым дает ответ (положительный или отрицательный) на поставленный вопрос.

17:3. Очищение драгоценных металлов. Золото и серебро расплавлялись в графитовых тиглях. Золото плавится при температуре 1945,4° по Фаренгейту. Необходимо нагреть его еще на 338°, чтобы металл мог свободно литься, не остывая, и быть не слишком раскаленным, чтобы препятствовать образованию кристаллической структуры или рассеянию примесей до остывания металла. Также важно избежать по возможности инфильтрации кислорода в процессе плавления, чтобы металл не стал пористым. Процесс очищения требует большого опыта и знания поведения металлов и инструментов, с которыми приходится работать. Это очень точная метафора, описывающая испытание Богом человеческого сердца (ср. «взвешивание сердца» в процессе суда над душой в египетской религиозной традиции).

17:18. Ручательство. См. коммент. к 6:1.

18:18. Жребий прекращает споры. См. коммент. к 1 Цар. 14:40–43 и Нав. 7:14–18 об использовании жребия для определения истины в какой–то конкретной ситуации. С одной стороны, жребии использовались, когда требовалось выбрать случайное решение (как в случае подбрасывания монеты). С другой стороны, вопреки этому считалось, что Бог контролирует бросание жребия (см.: 16:33).

19:12. Сравнение царя со львом. В аккадской литературе уже в 3–м тыс. до н. э. царь (Саргон) уподобляется рыкающему льву.

20:8. Роль царя. Одной из главных обязанностей царя было вершить справедливость с высоты своего престола (ср.: 2 Цар. 15:2–6, где говорится о проблемах, возникших из–за нежелания Давида заниматься этим делом, и 3 Цар. 3:16–28, где говорится о мудром правлении Соломона). Несмотря на постоянно повторяющееся в «Наставлениях Аменемопе» утверждение, что справедливость — это «дар богов», за этим скрывается мысль, что царь как представитель богов является выразителем их воли. Вот почему Ахикар, ассирийский мудрец, утверждает, что «язык правителя мягок, но он может сокрушить кости дракона».

20:16. Залог. Закон о принятии одежды в залог содержится в Исх. 22:26,27 и Втор. 24:10-13 (см. соответствующие коммент.). Осуждение небрежного отношения к одежде, взятой в залог, выражено в Ам. 2:8 и в надписи из Yavneh Yam. Эта притча касается тех, чья репутация либо неизвестна, либо сомнительна. По существу, это предупреждение кредитору не быть излишне мягким, иначе он рискует потерять свои средства (ср.: Прит. 27:13).

20:23. Гири и весы. См. коммент. к 11:1.

20:26. Колесо. См. коммент. к Ис. 28:28 о молотильных санях с колесами. Этот тип саней (драп ‘agalah) без камней и металлических зубьев, характерных для morag (плоских саней), не повреждал зерно так сильно, поэтому после молотьбы требовалось отделять мякину от зерна посредством веяния.

21:2. Господь взвешивает сердца.Согласно религиозным верованиям египтян, мертвый должен был предстать перед окончательным судом богов. Тот, бог, ведавший записями, фиксировал ответы тех, чье дело исследовалось, в то время как сердце умершего взвешивалось на весах с помощью пера, которое символизировало истину. Если ответы были правильными и сердце не перевешивало пера, тогда душа допускалась в обитель Осириса и жила там вечно. В противном случае ей угрожало истребление, поскольку бог Себек, чудовище с головой крокодила, пожирал душу. «Тексты пирамид» и «Книга мертвых» содержат заклинания и перечень правильных ответов, которые должны даваться в ходе «последнего разбирательства». В израильском мышлении тоже присутствуют подобного рода образы: Бог изображается как взвешивающий «сердце» — вместилище разума, определяющего склонность человека к добру или к злу (см.: Еккл. 3:17; Иер. 20:12).

21:9. В углу на кровле. Изречения, начинающиеся со слова «лучше», предлагают выбор — отдать предпочтение злу или ущемить себя в чем–то. Угол на кровле или горницу на чердаке под крышей (см.: 3 Цар. 17:19) вряд ли можно назвать уютным местом, но его неудобства или недоступность могут предостеречь страдальца от гораздо более неприятного контакта со сварливой женой (см.: Прит. 21:19; 25:24). В учении Аменемопе тоже встречаются высказывания такого типа: «Лучше одна буханка хлеба и счастливое сердце, чем все богатства мира и беды».

22:16 — 24:34

Слова мудрости

22:20. Тридцать изречений. Часть Книги Притчей (22:17 — 24:22) воспроизводит, по крайней мере частично, литературную структуру египетских «Наставлений Аменемопе». В обоих произведениях имеется общее вступление, за которым следует тридцать глав или изречений с очень сходными советами по поводу надлежащего поведения. Среди исследователей нет единого мнения по поводу идентификации всех тридцати отрывков в библейском тексте, поскольку в этих разделах есть перерывы, которые содержат включения иного рода (см. варианты с обращением «сын мой» в 23:15,19 и 26). Необходимо отметить и тот факт, что каждый из тридцати разделов в Книге Притчей состоит всего из нескольких стихов (от четырех до шести строк), тогда как в «Наставлениях Аменемопе» соответствующие разделы содержат от двенадцати до шестнадцати строк. Близкое сходство между указанными текстами завершается в 23:11, а последующие притчи обнаруживают тесные связи с другими произведениями этого жанра, в том числе с «Поучениями Ахикара». Возможно, это указывает на то, что библейский автор (или школа, к которой он принадлежал) был хорошо знаком с трудом Аменемопе и другими произведениями литературы премудростей, что не помешало ему проявить известную творческую самостоятельность.

22:26. Ручательство.См. коммент. к 6:1.

22:28. Межи. Границы земельных наделов на Ближнем Востоке в древности отмечались пограничными камнями, установленными по углам. В Месопотамии на таких камнях (kudurru) высекались надписи, грозившие проклятиями тем, кто осмелится преступить или сместить пограничные знаки. Кроме того, землевладельцы обычно ставили на этих камнях знак своего бога–покровителя. В некоторых произведениях литературы премудростей и в юридических источниках содержатся предостережения против подделки пограничных камней, в том числе в «Книге мертвых», «Наставлениях Аменемопе» и во Втор. 19:14 (см. коммент. к Прит. 15:25).

23:10. Поля сирот. В израильском законе предписывается не обижать бедного и слабого, вдову и сироту (Исх. 22:22; Втор. 27:19). Однако такие обиды имели место. Так, например, в Мих. 2:2 обвиняются люди, которые захватывают поля и обманывают своих собратьев, лишая их наследства. В законах Среднеассирийского царства, где иждивенцам военнопленных и вдовам также уделено большое внимание, указано, что власти обязаны обеспечивать нужды этих людей по их прошению.

23:13,14. О наказании детей. Наказание детей, в том числе физическое, считалось мудрым средством воспитания, необходимым для их собственной пользы. Арамейские притчи Ахикара содержат весьма сходные по содержанию изречения: «Не оставляй своего сына без розги, иначе ты не сможешь спасти его. Если я ударю тебя, сын мой, ты не умрешь, но если я позволю тебе потворствовать желаниям твоего сердца [тебя не будет среди живых]».

23:21. Чревоугодие. Чревоугодие осуждалось и в египетской литературе премудростей. Ближайшую параллель этому стиху составляет поучение в Papyrus Insinger: «Откажись от чревоугодия, иначе подружишься с бедностью».

23:30. Вино приправленное. Опьяняющее действие вина, обычно разбавлявшегося водой, усиливалось добавлением меда или перца, в результате чего получалось «вино приправленное». Как и в Прит. 20:1, глупец тот, кто слишком доверяется вину. Пьянство несовместимо с традициями мудрости. Так, например, в греческой традиции на «симпозиумах», или пирах, вино подавалось в умеренных дозах, дабы было возможно поддерживать разумную беседу и общую атмосферу, в которой все участники могли бы свободно высказать то, что их заботит, и проявить свои таланты в пении и в поэзии. См. коммент. к Еккл. 9:7.

23:31. Вино краснеет. Неясно, идет ли речь о таинственном изменении цвета вина, или реакции, вызванной сильным опьянением (как предполагает чтение Септуагинты). «Искристость» вина указывает либо на его особые вкусовые свойства, ценимые знатоками (см.: Песн. 7:9), либо имеет отношение к понятию, обозначающему вино, в угаритском эпосе о Ваале. В египетском «Наставлении Ани» также встречаются предостережения против пьянства, которое ведет к глупым речам, травмам, потере друзей и к утрате чувства реальности

24:13. Мед и мед из сот. Как и в Пс. 18:11 и Иез. 3:3, мудрец следует традиции, по которой слова Бога отождествляются с мудростью, а потому желанны. В большинстве ветхозаветных текстов под «медом» подразумевается сироп из фиников, а не пчелиный, сотовый мед. Нет данных о том, что в Древнем Израиле было развито пчеловодство, хотя хетты им занимались и использовали пчелиный мед в культовых целях (так же как и хананеи). В Библии мед упоминается в списках вместе с другими сельскохозяйственными продуктами (см.: 2 Пар. 31:5). В данном случае речь идет о пчелином меде, из сот. Следует также отметить, что мед из сот — это свежий продукт отменного качества. В аккадских текстах это понятие также используется в фигуральном смысле, когда говорят о хвале, которая слаще меда или вина.

25:1 — 29:27

Притчи Соломона, собранные мужами Езекии

25:1. Мужи Езекии. Имена этих царских советников или писцов неизвестны. Несколько советников иудейского царя Езекии упоминаются в 4 Цар. 18:18, но мы не располагаем данными, позволяющими отождествить их с собирателями «притчей Соломоновых».

Смутное время всегда заставляет людей задуматься, и, возможно, Езекия попытался обрести благорасположение Божье, обращаясь к традиционным источникам мудрости, записанным и хранящимся в устном предании (ср. поучения Ахикара, которые были представлены царю Ассирии как средства возвращения его благоволения к мудрецу). Текст этого раздела Книги Притчей не оставляет сомнений, что Езекия держал при дворе мудрецов–советников, которые собирали и сочиняли мудрые изречения.

25:4. Отделение примеси от серебра. Чтобы использовать серебро для изготовления ювелирных изделии и декоративных работ, его требуется очистить от окислов железа, которое встречается в руде. В противном случае серебро будет ржаветь или при охлаждении станет слишком хрупким. Необходимо также позаботиться, чтобы в процессе плавки серебра в него не попали посторонние примеси. Для получения стандартного сплава (содержащего 7,5 процентов примеси меди) требуется нагревание в графитовом тигле до 1640° по Фаренгейту. Таким образом, надлежащее очищение металла во многом напоминает усилия царя, направленные на очищение своего двора от зла путем удаления неверных и глупых советников. Красноречивый поселянин из египетской нравоучительной повести также увещает фараона быть справедливым правителем, «искореняющим алчность» и «истребляющим ложь».

25:11. Золотые яблоки в серебряных сосудах. Как и в 15:23, удачному слову или мудрому изречению придается большое значение. Автор сравнивает красноречие с изящным изделием золотых дел мастера, которому удалось поместить золотые яблоки в серебряное обрамление сосуда. Филигранная работа мастера радует глаз точно так же, как меткое изречение воздействует на разум. Некоторые исследователи полагают, что здесь речь идет скорее об абрикосах, чем о яблоках, но это не влияет на общее впечатление от образа.

25:13. Снег во время жатвы. Согласно последовательности сезонных работ, записанных в календаре из Газера (евр. надпись конца X в. до н. э.), сбор урожая осуществлялся весной и летом. Таким образом, мечта о прохладном ветерке, не говоря уж о снеге, вероятно, не оставляла сезонных рабочих, труд которых проходил под жарким солнцем. Другая трактовка этого стиха в том, что «снег» — это талая вода, которая приносит прохладу и свежесть. Есть и такая точка зрения, что снег и лед доставляли с горных вершин в тщательно упакованном виде. В любом случае, эта метафора как нельзя лучше выражает облегчение, которое приносит долгожданный вестник (в «Изречениях Птахотепа» ценность вести посланника описывается аналогичным образом).

25:20. Уксус на рану. В этом стихе слишком много текстуальных проблем, чтобы обсуждать их здесь, к тому же разногласия относительно некоторых деталей обнаруживают даже древние переводы (LXX, сирийский). (В NIV — «уксус на соду».) Известны исторические примеры, когда исполнение музыки или пение в тяжелых для кого–то ситуациях приводило к неожиданной реакции и перемене решения, например, когда Саул намеревался убить Давида.

25:22. Горящие угли на голову его. Аменемопе также советует мудрому человеку устыдить глупцов или врагов, вытащив их из воды и накормив хлебом, чтобы они почувствовали себя постыженными. В вавилонских образцах литературы премудростей встречается высказывание, что человеку следует «не воздавать злом тому, кто спорит с ним», а «улыбаться своему противнику». Не вызывает сомнений, что данная притча выражает ту же мысль, однако объяснить происхождение метафоры собирания горящих углей на голове весьма затруднительно. Гипотезы, основанные на вероятности культурного заимствования, таковы: 1) по египетскому обычаю (упоминаемому в позднем демотическом тексте III в. до н. э.), человек публично свидетельствовал о своем раскаянии, вываливая на свою голову целую сковороду горящих углей, прося прощения у того, кого обидел; 2) законы Среднеассирийского царства предусматривали такой вид наказания, как выливание горячего асфальта на голову нарушителя. Однако доказать связь этих примеров с метафорой в библейской притче нелегко. Первый из них относится к более позднему времени, к тому же смысл описанной в этом тексте акции истолковывается по–разному. Во втором случае речь идет о горячем варе, а не об углях, а наказание, подобное обмазыванию дегтем (и обваливанию в перьях), также относится к более поздней эпохе. Павел цитирует это изречение в Рим. 12:20.

25:23. Северный ветер. В Израиле северный ветер приносит не дождь, а хорошую погоду. Поэтому высказывают предположения, что это изречение возникло в Египте, где северный ветер приносит дождь со Средиземноморья (от 5 до 10 дюймов осадков в год в районе дельты Нила).

25:24. В углу на кровле. См. коммент. к 21:19.

26:1. Климат Палестины. Летом в Палестине никогда не выпадает снег, а дождь крайне редок во время сбора урожая весной и летом. В средиземноморском климате сиро–палестинского региона дожди и понижение температуры (ниже нуля в возвышенных районах, напр., в Иерусалиме) наблюдаются в зимние месяцы (с октября по февраль), а в остальное время года стоит сухая погода, с крайне редкими дождями. Таким образом, эта притча подобна множеству других мудрых изречений древности (напр., Аменемопе и Анкшешонги), в которых глупец изображается как «неподдающийся обучению» и бесчестный. Как отмечает Ахикар, незачем посылать бедуина к морю, потому что не там его место обитания.

26:16. Семеро. Клиффорд предположил, что здесь речь идет о семи знаменитых мудрецах, которые принесли цивилизацию и мудрость в месопотамский мир. Считалось, что до потопа было семеро apkallu, которых после потопа сменило семеро ummanu. Такое толкование не исключено, но требует при этом определенного артикля перед словом семеро.

26:23. Серебром обложенный сосуд. Глазурь может служить украшением или скрывать дефекты керамического изделия, а тем самым обманывать покупателя. Серебряная пыль или покрытие, сделанное из нечистого, окисленного металла, может поначалу выглядеть красиво, но со временем тускнеет или дает трещины. Так и «пламенные уста» (см.: 16:27) злобного человека призваны скрыть его ненависть и преступные намерения с помощью лукавых речей.

26:24. Уста/сердце. Аккадская пословица проводиттакое же различие, отмечая, что человек может говорить дружелюбные слова, но сердце его полно убийственной ненависти. В серии заклинаний Shurpu говорится о человеке, чья речь кажется открытой и честной, но имеющем неискреннее сердце.

27:9. Масть и курение. Едкие и острые запахи сопровождали израильтян в повседневной жизни. Чтобы заглушить эти навязчивые запахи, усилить сексуальную привлекательность (Есф. 2:12; Песн. 1:13; см. египетские любовные песни XIII в. до н. э.), а также в качестве приношений Богу (см. коммент. к Исх. 30:34-38) использовались разного рода притирания и курения. Среди наиболее известных благовоний и ароматных трав были ладан, мирра, шафран и смеси корицы, кассии и оливкового масла. Столь приятное благоухание составляет уместную параллель мудрому совету друга.

27:13. Поручительство и залог. См. коммент. к6:1.

27:21. Плавильня для серебра. См. коммент. к 17:3.

28:8. Взимание процентов. Израильский закон запрещал взимать со своих собратьев проценты за предоставленные им в долг деньги или имущество (см. коммент. к Исх. 22:25). Однако в деловых операциях с пришельцами и чужеземцами, не принадлежавшими к обществу израильтян, закон допускал взимание процентов (Втор. 23:20). Так, в кодексе Хаммурапи предусматривались высокие процентные ставки, вплоть до 20 процентов (см. коммент. к Исх. 22:25). Ростовщичество как средство обогащения для израильтян считалось неприемлемым, поскольку займы предназначались для помощи нуждавшимся собратьям, а не для того, чтобы воспользоваться их финансовыми трудностями (см. коммент. к Неем. 5:7).

30:1 — 31:9

Слова Агура и матери Лемуила

30:25. Муравьи. См. коммент. к 6:6.

30:26. Горные мыши. Скорее, речь идет о дамане, копытном животном, которое обитает на крутых склонах и горных утесах, в недоступных местах, где он находит защиту от врагов и живет в изоляции (см.: Пс. 103:18). Помимо того, это свидетельствует об умении приспособиться в практически непригодных для жизни местах и о высоких потенциальных возможностях организма этого животного.

30:27. Саранча. См. коммент. к Ам. 4:9 и Иоил. 1:4-7 о разрушительной силе саранчи. Тот факт, что саранча перемещается огромными стаями без видимого вожака, делает ее еще более зловещей.

30:28. Ящерица (0 в русском переводе — «паук»). Способность ящерицы быстро перемещаться по земле (Лев. 11:29), находя самые безопасные места, в том числе в царском дворце, вызывает зависть у некоторых людей, которые хотели бы попасть в такие хоромы.

31:4–7. Пьянство в Древнем мире.Производство разного вида пива и вин из фиников и винограда в Месопотамии и Египте известно с древнейших времен (ок. 4000 г. до н. э.). В ассирийском искусстве часто изображаются сцены пиров: мужчины и женщины едят за уставленными яствами столами и пьют из чаш и через соломинку. В вавилонском эпосе «Энума элиш» боги пируют, потягивая через трубочку сладкий ликер (что было вызвано необходимостью, поскольку напитки оставляли на дне сосуда густой осадок). В шумерском «Гимне Нинкаси» воспевается процесс брожения и возносится благодарение за напиток, который утоляет жажду и в изобилии изливается, подобно водам Тигра и Евфрата. Вред, причиняемый пьянством, отмечается в Пс. 68:13 и Прит. 20:1, описывается в Есф. 1:3-8 и Дан. 5:1-4, а также во всей древней литературе Ближнего Востока. Египетская литература премудростей предостерегает против злоупотребления вином, чреватым потерей самоконтроля и неизбежным осуждением со стороны общества. В текстах из Мари, однако, опьянение рассматривается как благоприятное условие для получения божественного откровения.

31:10–31

Добродетельная жена

31:10. Жемчуг. См. коммент. к 3:15.

31:13. Добывает шерсть и лен. Идеальная жена в этой пространной притче имеет возможность умело выбрать лучшие сорта шерсти и льна, чтобы самой соткать из них ткани (обратите внимание на запрет одновременного использования шерсти и льна, записанный во Втор. 22:11). Лен выращивался для получения семян и волокна и использовался для изготовления одежды, поясов и фитилей для светильников. Шерсть и лен упоминаются в Ос. 2:9 наряду с хлебом и вином, которые Бог как супруг Израиля дарует Своему народу по обетованию завета (об обязанности мужа обеспечивать жену продуктами и одеждой говорится также в кодексе Хаммурапи и законах Среднеассирийского царства).

31:16–24. Женская трудовая деятельность. В кодексе Хаммурапи содержится несколько законов, регулирующих трудовую деятельность вавилонских женщин, содержавших гостиницы или таверны. Однако это далеко не то же самое, что иметь возможность приобрести поле или заниматься производством и продажей тканей и одежды. Идеализированный образ «добродетельной жены» в этой притче выходит далеко за рамки тех возможностей, которые предполагаются доступными для женщины в других местах библейского текста. Обычно женщины не имели законного права покупать землю, хотя, конечно, упорно трудились на ней вместе со своими семьями. Как явствует из древних ближневосточных текстов, единственным видом предпринимательства, доступным для женщин, было ткачество, и это могло послужить образцом для всех остальных видов деятельности.

31:19. Прялка и веретено. Слова, переведенные как «прялка» и «веретено», встречаются только здесь. Однако контекст позволяет предположить, что перевод верен, и эти слова — просто технические термины, связанные с процессом прядения и ткачества. О напряженности труда этой решительной женщины, изготавливающей ткани не только для своей семьи, но и на продажу, говорит то, что «светильник ее не гаснет и ночью».

31:21. Двойные одежды. (0 В оригинале — «червленые».) См. коммент. к Исх. 25:4 и 25:5 о красителях для тканей, особенно льна. Пурпурная краска стоила дорого и была доступна лишь состоятельным людям.

31:22. Виссон и пурпур. Виссон (льняное полотно) был ценным и весьма необходимым товаром, который шел как на покрывала, так и на шитье одежды (см.: Суд. 14:12,13 и Ис. 3:23). Пурпурная краска добывалась из морских моллюсков и была очень дорогой, и в данном контексте символизирует меру преуспеяния семьи, достигнутую усилиями идеальной жены.

31:23. Старейшины у ворот. Это традиционное место, где городские старейшины собирались для обсуждения деловых вопросов (см.: Лот у ворот Содома в Быт. 19:1) и участия в судебных разбирательствах (см.: Руф. 4:1-4). В старовавилонских хрониках отмечается, что старейшины играли важную роль в разрешении земельных споров, присутствовали при принятии обетов и выступали в качестве свидетелей при заключении различного рода деловых соглашений (см.: Иер. 32:12).

Книга Екклесиаста, или Проповедника

1:1. Сын Давидов. Определение «сын» может указывать как на политическую преемственность, так и на принадлежность к царскому роду (потомок в любом поколении может называться сыном). В данном контексте это позволяет отождествить Проповедника с одним из наследников Давида, среди которых Соломон представляется наиболее вероятным кандидатом.

1:2. Суета. Начиная со времен шумеров, во всех литературных традициях древнего Ближнего Востока признавалась бессмысленность существования, и особенно человеческой участи: от дней древности суета и пустота (ветер).

1:9. Нет ничего нового под солнцем. Как явствует из ассирийских царских надписей, цари постоянно стремились совершить то, что не удалось другим и чем они могли бы гордиться. Таким способом царь мог причислить себя к «творцам» или «основателям», прославившим свои имена великими свершениями. К подобным свершениям относятся географические открытия и завоевания, строительство городов, дорог, храмов и дворцов, технические нововведения и учреждение новых праздников.

1:13. Роль мудреца. Мудрецы, по–видимому, составляли особое, не связанное с книжниками сословие, хотя точное определение сферы их деятельности представляется затруднительным. Они, несомненно, были учителями, но занимались ли они профессиональным преподаванием, неизвестно. Мудрецы существовали и в других культурах древнего Ближнего Востока и нередко выступали в роли царских советников. Более подробная информация об этом приводится в коммент. к Прит. 1:1.

2:5. Сады и рощи. (0 В оригинале — «сады и парки».) В садах, окружавших дворцы, росли фруктовые и декоративные деревья, устраивались каналы, пруды и аллеи, что делало их похожими на парки. В дендрарии выращивались экзотические деревья и цветы. Такие сады были обнаружены при раскопках в Пасаргадах, столице Кира Великого.

2:6. Водоемы для орошения. Моавитский царь Меша (IX в. до н. э.) также перечисляет в списке своих достижений строительство резервуаров для воды в царском доме. Историк Иосиф Флавий сообщает в «Иудейской войне», что Царский пруд в Иерусалиме был построен Соломоном.

2:7. Рабство в Израиле. В Израиле существовали индивидуумы, которые, по крайней мере частично, были лишены свободы и подлежали купле и продаже. В Торе раб чаще всего обозначается понятием ‘ebed. Это определение, однако, довольно расплывчато (как и его аккадский эквивалент wardu), поскольку применялось ко всем лицам, занимающим подчиненное положение, т. е. обозначало зависимость в самом широком смысле. Часто его переводят как «слуга». Даже патриархи и монархи были «слугами» Божьими, а все жители Израиля и Иудеи были «рабами» или подданными царя, включая членов царской семьи. Давид был одно время рабом (вассалом) филистимского царя Анхуса, а иудейский царь Ахаз был вассалом ассирийского царя Тиглатпаласара III. Главным источником рабской силы были военнопленные, проданные в рабство. Однако закон Моисея запрещал израильтянам превращать своих собратьев в рабов. Единственное, что могло низвести израильтянина до положения раба, — его разорение и вынужденное поступление в услужение к кредитору для отработки долгов. Это рабство завершалось после выплаты долга. О домашних слугах и рабах в Древнем Израиле известно очень мало. Так, например, согласно переписи, проведенной после вавилонского плена (V в. до н. э.), на сорок тысяч свободных граждан приходилось семь тысяч рабов. В состоятельной семье могло быть несколько слуг. Хотя рабы считались собственностью, они обладали при этом определенными правами. Раб считался членом семьи, о чем свидетельствует необходимость совершения над ним обряда обрезания. Нельзя сказать, что рабский труд широко использовался в сельском хозяйстве, ремеслах или любой другой отрасли хозяйства, однако в период царств (ок. 1000–586 гг. до н. э.) государственное рабство, по–видимому, имело место. Давид привлекал население на временные принудительные работы по производству кирпичей, а Соломон использовал «рабов» в разработке медных копей в Ецион–Гавере и на строительстве царского дворца и храма. Большинство этих рабов были не израильтянами, а хананеями.

2:8. Певцы и певицы. Музыкантов держали для увеселения царей и для музыкального сопровождения культовых церемоний. В Египте и Месопотамии как светское, так и религиозное музыкальное искусство имело давнюю традицию, вероятно, хорошо знакомую израильтянам. В настенной живописи египетских гробниц изображены танцоры, музыканты и самые разнообразные музыкальные инструменты. Почти все цари древнего Ближнего Востока держали при дворе музыкантов, как мужчин, так и женщин. О музыкантах в царствах долины Тигра и Евфрата, хеттской Анатолии и Египта свидетельствуют многочисленные тексты (в том числе из Урука и Мари). Как явствует из списков распределения продовольствия, музыканты входили в число постоянного дворцового персонала.

3:5. Разбрасывать и собирать камни. Камни убирали с полей, очищая их для сельскохозяйственных целей (см.: Ис. 5:2). Поля же врагов забрасывали камнями, чтобы на них не мог быть выращен урожай (4 Цар. 3:19,25; Ис. 5:2).

3:16. Беззаконие в суде. Автор сетует по поводу того факта, что бывшая некогда справедливость оборачивается нечестием. Другими словами, естественный ход нарушился, «обратившись вспять», — распространенная тема месопотамской литературы, получившая наиболее яркое воплощение в произведении, известном под названием «Вавилонский Иов». Более детальная информация об этом приводится в коммент. к Ис. 5:23.

4:12. Нитка, втрое скрученная. Это изречение, вероятно, было широко известно в древности на Ближнем Востоке. В шумерском мифе «Гильгамеш и земля живых» Гильгамеш ободряет своего побратима Энкиду накануне битвы с чудовищем Хувавой, вызывающей у них тяжелые предчувствия. Он замечает, что вдвоем они сумеют защитить друг друга, и потому победят.

4:17. О поведении в храме. Аналогичные предостережения встречаются и в древней ближневосточной литературе. В египетском «Наставлении Мерикаре» сказано, что добродетель праведного радует богов больше, чем жертва грешника. В одной угаритской надписи комментируются действия глупца, который торопится вознести молитвы, дабы умилостивить своего бога, даже если не чувствует за собой никакой вины. В этом стихе противопоставляются два типа поведения. Глупец приносит жертву, надеясь получить благорасположение Бога и исполнение своей просьбы. Обычно в храме можно было услышать оракул, с помощью которого Бог выражал Свое расположение или недовольство. В египетских «Поучениях Птахотепа» целых пятьдесят строк уделяется восхвалению добродетели того, кто умеет слушать, и порицанию глупости того, кто торопится говорить.

5:2. Сновидения. Сны в Древнем мире считались средством передачи информации от божества, а потому воспринимались очень серьезно. Некоторые сны пророков и царей рассматривались как божественные откровения. Большинство снов, однако, были обычными снами обычных людей, и считалось, что в них могут быть предзнаменования, которые сообщают сведения о деяниях, совершаемых божествами. В откровении обычно раскрывалось само божество. В снах, заключавших в себе предзнаменования, обычно не было указания на божество. В снах часто присутствовали символы, которые нуждались в истолковании, хотя подчас эти символы носили вполне очевидный характер. Информация, которая поступала через сны, не рассматривалась как непреложная, но сон мог вызвать озабоченность, если не тревогу у человека. Данный стих, вероятно, следует понимать именно так, как он дается в переводе.

5:3,4. Обеты. Сведения об обетах можно найти в хеттских, угаритских, месопотамских и реже в египетских источниках. Обет был добровольным соглашением с божеством. Обеты могли быть условными и сопровождаться просьбой к богу. По существу, обет был религиозным обязательством: почитатель обещал совершить определенные действия, если Бог ответит на его просьбу. Во многих местах археологических раскопок в Леванте найдены предметы, служившие посвятительными приношениями. Кроме того, практика принесения обетов подтверждается вотивными стелами, найденными в Финикии, и письменными свидетельствами (молитвами и благодарственными текстами) из Месопотамии, Египта и Анатолии. Более подробная информация по этому вопросу приводится в коммент. к 1 Цар. 1:11.

5:5. Ангел в храме. Исследователи не пришли к единому мнению относительно того, что представлял собой этот «ангел», или вестник, храма, поскольку библейский текст об этом умалчивает. На основании данного стиха можно заключить, что в храме был служитель, в обязанности которого входила проверка исполнения обетов. Возможно, подобные служители упоминаются на финикийских надписях.

5:7. Коррумпированные власти. Главной обязанностью царя на древнем Ближнем Востоке была защита прав народа. Ответственность за поддержание справедливости несли царские чиновники. Однако на деле все обстояло далеко не столь идеально. После того как все должностные лица иерархической лестницы, вплоть до храма и дворца, получали свою долю урожая (в виде натурального налога), земледелец был обречен на полуголодное существование.

5:16. Есть впотьмах. Когда человек работает в поле от зари до зари, ему приходится завтракать и ужинать в темноте. Поэтому те, кто стремится обрести богатство, не получают удовлетворения.

6:3. Значение надлежащего погребения. В Месопотамии считалось, что те, кто не погребен надлежащим образом, будут вечно блуждать по земле, нарушая покой живых. Это представление отражено в библейских текстах, рассказывающих о людях, которые умерли насильственной смертью и не были погребены. В древности верили, что надлежащее и своевременное погребение оказывает влияние на загробную жизнь покойного. См. коммент. к 3 Цар. 16:4. В эпосе о Гильгамеше Энкиду, вернувшись из преисподней, сообщает Гильгамешу, что те, кого не предали земле, не обретают покоя, а те, у кого нет живых родственников, которые могли бы позаботиться о них, питаются отбросами, найденными на улице. В одном вавилонском заклинании погребение рассматривается как соединение духа умершего с теми, кто был ему дорог. Даже израильтяне верили, что надлежащее погребение влияет на посмертное существование. Как и их соседи, израильтяне хоронили своих близких, снабжая всем необходимым в будущей жизни, в том числе глиняными сосудами, наполненными пищей, драгоценностями для отвращения зла, орудиями и предметами личного пользования.

6:6. Все пойдут в одно место. Согласно представлениям древних израильтян (разделявшихся многими соседними народами), у человека не было выбора между небом и адом; единственной альтернативой жизни была смерть. В этом стихе говорится о человеческом уделе, следовательно, место, куда пойдут все, — это шеол, обитель мертвых. Дополнительную информацию см. в коммент. к Иов. 3:13-19 и в статье «Концепция загробной жизни в Израиле и на Ближнем Востоке в древности» в коммент. к Ис. 14.

7:1. Дорогая масть. В Древнем мире щедрые хозяева нередко помазывали гостей, приглашенных на пир, драгоценными благовониями. Это не только придавало блеск лицам гостей, но и разносило приятный запах и благоухание по всему помещению. Так, в одном ассирийском тексте сообщается, что Асархаддон «смачивал лбы» своих гостей на пирах «отборнейшим маслом».

7:6. Треск тернового хвороста под котлом. Тонкий терновый хворост создает шум и треск при горении, когда его подбрасывают в огонь. В действительности, однако, он не дает обильного и постоянного огня и жара.

7:7. Взяточничество в Израиле. В Древнем Израиле было принято дарить подарки. Жертвы и другие приношения считались дарами Богу. Преподнесение подарков друг другу было широко распространено, хотя иногда считалось неправильным (из–за побуждений дарителя), поскольку подарок мог рассматриваться и как взятка. Именно об этом говорится в данном стихе, где подразумевается, что израильтяне не должны приносить даров (т. е. взяток), поскольку подарки «ослепляют мудрых» (см. коммент. к Исх. 23:8). Как явствует из преамбулы к кодексу Хаммурапи (1750 г. до н. э.) и высказываний «красноречивого поселянина» из египетской нравоучительной повести (2100 г. до н. э.), долг тех, кто облечен властью, состоит в защите прав бедных и слабых членов общества. Эффективность управления государством зависела на древнем Ближнем Востоке от надежности закона и возможности его проведения в жизнь. С этой целью в каждом государстве создавался институт судей, призванных решать гражданские и уголовные дела. Они выслушивали свидетельские показания, расследовали обвинения, анализировали доказательства и выносили приговор (их функции подробно описаны в среднеас–сирийских законах и в кодексе Хаммурапи). Искушение принимать взятки подстерегало судей и государственных чиновников во все времена. В «бюрократических» ситуациях, связанных с попытками конкурирующих сторон перехитрить друг друга, взяточничество превратилось на древнем Ближнем Востоке чуть ли не в официально признанное явление. Впрочем, на теоретическом уровне взяточничество осуждалось, и эту проблему пытались решить или, по меньшей мере, сгладить. Так, кодекс Хаммурапи предусматривает суровое наказание (большой штраф и отстранение от должности) судье, изменившему свое решение после получения взятки.

7:12. Под сению серебра. Сень, спасающая от жаркого солнца, — это метафора защиты. Возможно, это известная пословица, однако в других местах она не встречается. Очевидно, смысл этого выражения в том, что деньги, как и мудрость, могут обеспечить человеку защиту.

7:13. Выпрямить кривое. Мыслителей древнего Ближнего Востока постоянно мучил вопрос, почему боги поступают именно так, а не иначе. В шумерском гимне Энлилю поэт говорит: «Твои непостижимо великие дела завораживают, а их смысл — запутанная нить, которую невозможно распутать» (ANET, 575).

8:2,3. Поведение царедворца. Рекомендации относительно поведения царедворца можно встретить в «литературе премудростей», поскольку ее основной целью было обучение будущих придворных. В египетских «Поучениях Птахотепа» несколько разделов адресовано людям, занимающим высокие государственные посты. «Наставления Анкшешонги» во многом напоминают советы, приведенные в данном разделе Книги Екклесиаста: «Не суди о том, чего не знаешь» (16:17); «Не спеши, когда говоришь перед своим господином» (17:10). Кроме того, нельзя не отметить сходство этих рекомендаций с «Поучениями» Ахикара, советника ассирийского царя в VII в. до н. э.

8:11,12. Наказание за уголовные преступления в Израиле. В том, что касалось уголовных преступлений, Израиль примыкал к общей правовой традиции древнего Ближнего Востока. Наиболее распространенными видами наказания были: побивание камнями, сожжение и нанесение увечья. В древних источниках Ближнего Востока (напр., в кодексе Хаммурапи, в законах Среднеассирийского царства) иногда упоминаются такие виды наказания, как утопление, нанесение увечья и сажание на кол. Заточение в темницу не считалось наказанием за преступление, хотя были долговые тюрьмы и политические узники. Кроме того, тюрьма использовалась, если говорить современным языком, как камера предварительного заключения.

9:5,10. Воздаяние. Здесь понятие «воздаяние», вероятно, относится к преимуществам жизни, которых лишены мертвые. Они не могут наслаждаться всем тем, что составляет прелесть этой жизни. Кроме того, это показывает, что религия израильтян не предусматривала небесной награды за праведность или добрые дела. Они верили в то, что справедливость Божья осуществляется в этой, а не в загробной жизни.

9:7–10. Ешь, пей и веселись. Греческий философ Эпикур не был первым, кто приветствовал такое отношение к жизни. Еще Гильгамеш получил совет наполнять свой желудок, веселиться день и ночь, держать свои одежды чистыми и свежими, поддерживать чистоту тела. Он должен был радоваться своим детям и жене. Египетская «Песнь арфиста», датируемая первой половиной 2–го тыс. до н. э., призывает к наслаждению жизнью и погоне за удовольствиями, в том числе такими, как умащение благовониями и облачение в тончайшие одежды.

9:7. Вино. В Древнем Израиле существовало много сортов вина. Наиболее известное из них производилось из винограда Vitus vinifera L Это было красное вино (Быт. 49:11,12; Прит. 23:31); белое вино упоминается только в раввинских источниках. В Ветхом Завете упоминается «сладкое вино», вероятно, произведенное из винограда, который перед помещением в пресс не менее трех дней оставлялся на солнце. Винный уксус (кислое вино) использовался как приправа и для медицинских целей. Чаще всего вино употребляли, разбавляя его водой, хотя к этому напитку примешивали обычно специи. Как и на всем Ближнем Востоке, вино употреблялось только по особым случаям, в том числе во время праздников, коронации и свадебных церемоний. Существовали определенные библейские ограничения в употреблении вина, которые носили преимущественно религиозный (напр.: Лев. 10:9) или посвятительный характер (напр., обет назорейства). Вино использовалось в религиозных ритуалах (напр., жертва возлияния) и было важным предметом торговли: так, Соломон поставлял вино Хираму, царю тирскому, в качестве компенсации за строительные работы по возведению храма (2 Пар. 2:10,15).

9:8. Светлые одежды. Ученые сходятся во мнении, что белый цвет символизирует чистоту, праздничность или высокое социальное положение. В Египте («Повесть о Синухете) и в Месопотамии (эпос о Гильгамеше) чистые или блестящие одежды служили символом богатства. Кроме того, в жарком климате Среднего Востока белым одеждам отдают предпочтение по той причине, что они отражают солнечные лучи.

9:8. Елей на голове. Масло предохраняло от жары на Среднем Востоке. Некоторые персонажи египетской «Песни арфиста» и месопотамского эпоса о Гильгамеше облачены в одежды из белого льняного полотна, а их головы помазаны миррой.

9:11. Концепция судьбы. Судьба, фатум — это та безличная сила, которая контролирует назначение вещей. Энки, бог мудрости, носил головной убор предсказателя, указывавший на то, что он стремился контролировать и предсказывать судьбу, во многом напоминая обычного гадателя из числа людей. Судьба была записана на скрижалях, и те, кто осуществлял надзор за ними, вершил судьбы вселенной. Если они находились в неверных руках, в мире царил хаос. В одном мифе бог–птица (Анзу) крадет таблицы судеб, что приводит к смуте в божественном сообществе, которая продолжалась, пока его не убили. Израильская концепция человеческой судьбы отличалась от месопотамской. Вместо того, чтобы рассматривать нечто как явление случайное (фатум), они рассматривали это просто как неожиданное событие (игра счастливого случая). «Время» и «случай», представленные здесь, не являются двумя изолированными категориями, но составляют единое целое. «Вовремя происшедшее совпадение» рассматривалось как непреложный исход.

9:12. Охота и рыболовство. Хотя Измаил и Исав были охотниками, охота не была типичным занятием в Израиле, если не считать периодов неурожая или необходимости уничтожить хищников, представлявших опасность для домашнего скота. В Ассирии и Египте, однако, сохранилось немало рельефов с изображением сцен охоты. Дичь, добытая на охоте, поставлялась и к столу Соломона (3 Цар. 4:23). Это занятие в Израиле было известно издавна, о чем свидетельствует использование некоторых метафор. Рыбная ловля не была в Древнем Израиле средством развлечения. В Книге Иова упоминается рыбачья острога (40:26), а в Книге Пророка Исайи — сети и уда (Ис. 19:8). Как и охота, рыбная ловля служила источником метафор, особенно для описания Божьего суда над отдельными людьми или целыми народами.

10:1. Мертвые мухи портят благовонную масть. Эта фраза напоминает современное выражение «одно гнилое яблоко портит целую бочку» (или «ложка дегтя в бочке меда»). Такие ничтожные существа, как мухи, могут испортить даже самые лучшие благовония, которые после этого можно просто выбросить.

10:2. Правая и левая сторона. Не вызывает сомнения, что правая сторона рассматривалась как почетное место и наиболее защищенная позиция, однако нет никаких данных о том, что левая сторона ассоциировалась в Израиле и на древнем Ближнем Востоке со слабостью или злом. Место слева от царя было вторым по значимости, хотя неожиданное нападение слева считалось более опасным. Глупец уязвим и не способен добиться высокого социального статуса.

10:8,9. Опасность некоторых действий. Ямы предназначалось для поимки крупных зверей. С этой целью яму маскировали, принимая предосторожности, чтобы не попасть туда самим. При разрушении или пробивании каменной стены с целью устройства ворот человек мог потревожить живущую там змею. Работа с топором также таит в себе опасности, если делается непрофессионально. В оригинале речь идет о разработке каменного карьера, но использованный там глагол может обозначать и такие действия, как подрубка корней. С другой стороны, здесь может подразумеваться земледелец, очищающий свое поле от камней. Можно получить увечье от разлетающихся осколков или нажить грыжу, перетаскивая камни. Нельзя не признать, что опасность таит даже рубка бревен. Если топор соскочит с топорища, можно получить серьезную травму.

10:11. Заклинание змей. Змеи, как существа таинственные и ядовитые, вызывали в древности большой страх. Заклинание змей было искусством, известным по всему древнему Ближнему Востоку. Заклинатели змей изображены на египетских амулетах–скарабеях (см. коммент. к Исх. 7:11,12). И в египетской, и в месопотамской литературе содержатся заклинания против змей и их укусов. Слово, переведенное здесь как «заговаривание», не должно вызвать в воображении змею, раскачивающуюся под звуки свирели заклинателя. Здесь речь идет о тех змеях, которые не поддаются заклинаниям. В аккадских текстах также упоминаются змеи, которые «не поддаются действиям чародеев».

10:20. Птицы, передающие секреты. Тема разоблачения тайн «птицами небесными» встречается в «Птицах» Аристофана, классической греческой комедии, а также в хеттском мифе об Элькухирши. В «Поучениях Ахикара» утверждается, что слово подобно птице, и тот, кто не умеет его хранить, неразумен.

11:1. Отпускай хлеб по водам. Сходная мысль выражена в египетских «Наставлениях Анкшешонги» («Сделай доброе дело и брось его в реку; когда она высохнет, ты найдешь его») и в некоторых арабских пословицах. Если Екклесиаст рассуждает в том же ключе, что и Анкшешонги, это означает, что добрый поступок не гарантирует отдачи, ибо «все возвращается на круги свои».

12:1–8. О старости. Каждую строку этого раздела можно истолковать как намек на происходящие в старости физиологические изменения:

ст. 2: зрение слабеет, наступает депрессия;

ст. 3: дрожащие руки, согбенная фигура, потерянные зубы, катаракта;

ст. 4: потеря слуха, раннее вставание;

ст. 5: усиление страхов, седые волосы, замедленные движения, отсутствие полового влечения;

ст. 6: ухудшение осанки, ухудшение умственных способностей; слабость мочевого пузыря; сердечная слабость;

ст. 7: смерть.

Некоторые из этих ассоциаций восходят к таргумам (арамейским пересказам книг Ветхого Завета, датируемым I в. до н. э.), но эти толкования трудно подтвердить, поскольку многие из них нигде больше не встречаются. Так, например, трудно усмотреть в «золотой повязке» указание на мозг, поскольку в Древнем мире функция мозга была неизвестна. Может ли серебряная цепочка обозначать аорту, а золотая повязка — сердце? Невозможность ответить на эти вопросы отчетливо демонстрирует умозрительный характер этих толкований. В египетских «Поучениях Птахотепа», датируемых временем Среднего царства (первая половина 2–го тыс. до н. э.), в двенадцати строках описываются симптомы старения (ухудшение зрения, слуха, боли в костях, ухудшение памяти и др.), но прямым текстом, без использования метафор.

12:3. Стерегущие дом. На древнем Ближнем Востоке домашние рабы нередко становились управителями и приобретали значительное влияние (напр., Иосиф в доме Потифара).

12:3. Мелющие. Мелющими были обычно женщины–рабыни, которые выполняли эту повседневную работу, размалывая зерно, чтобы испечь хлеб для всего дома. Зерно мололи с помощью жерновов, и эту работу часто поручали людям, занимавшим самое низкое положение в социальной иерархии. Одним из основных «бытовых приборов» древности была ручная мельница (см. коммент. к Суд. 9:53). В Месопотамии на крупных мукомольных предприятиях обычно работали пленники, но каждый из них использовал ручную мельницу.

12:3. Смотрящие в окно. Популярный сюжет «женщина в окне» представлен прекрасными образцами резьбы по слоновой кости, найденными в Нимруде, Самарии и Арслан–Таше (где женщина изображена в египетском парике). В литературе женщина, вглядывающаяся вдаль, ждет новостей от мужа или сыновей, которые ушли на войну (см. коммент. к Суд. 5:28). Возможно, это источник использованной здесь метафоры.

12:4. Звуки жизни. Закрывающиеся двери — это, вероятно, городские ворота, на площади перед которыми целый день бурлила жизнь. Ни городской шум, ни звуки мельничных жерновов уже не слышны. Эти звуки замирают на исходе дня.

12:5. Миндальное дерево. Цветущий миндаль, вероятно, символизирует седые волосы. Миндальное дерево достигает в высоту 15–20 футов и первым зацветает в конце января — начале февраля. Цветы миндаля белые, с оттенком розового, сменяются плодами десять недель спустя. Другая древняя метафора изображает старость как обнажение белого гипса на склоне черной горы.

12:6. Серебряная цепочка, золотая повязка (0 в оригинале — «чаша»). Слово, обозначающее чашу, встречается также в Зах. 4:2,3, где оно относится к чашечке светильника.

Некоторые исследователи полагают, что речь идет о драгоценной золотой чаше, подвешенной на серебряной цепочке, и если цепочка порвется, чаша разобьется вдребезги. Это символизирует процесс старения и смерти. Иосиф Флавий оставил описание золотого светильника, подвешенного на золотой цепи в иудейском храме в Леонтополисе в Египте.

12:6. Кувшин у источника, колесо над колодезем. Оба предмета ассоциируются с колодцем или водоемом. Колесо, по–видимому, представляет ворот, с помощью которого поднимают ведро из колодца, хотя такие приспособления не были широко распространены. С другой стороны, слово, переведенное как «колесо» (galgal), может относиться к котлу. Такое толкование основано на его сходстве с аккадским понятием gulgullu,которое, вероятно совсем не случайно, означает еще и «череп».