Приложение

Таблица 1. Основные клинописные материалы, связанные с Ветхим Заветом

Наименование материалов Количество табличек Язык Автор открытия Место находки Дата находки, гг. Содержание Время создания до н. э. Связь с Библией
Тексты из Эблы 17000 Эблаитский Матиэ Телль–Мардих 1976 Царские архивы с текстами различного характера XXIV в. Историческая информация о Сирии в конце 3–го тыс. до н. э.
Эпос об Атрахасисе 3 Аккадский Различные части находили многие Различные места 1889- Рассказ о сотворении мира, росте народонаселения и потопе XVII в. Параллели библейскому повествованию в Книге Бытие
1967
Тексты из Мари 20 000 Аккадский (старовавилонский) Парро Телль–Харири 1933 Царские архивы Зимри–Лима, содержащие тексты различного характера XVIII в. Ценная историческая информация и крупнейшее собрание пророческих текстов
«Энума элиш» 7 Аккадский (новоассирийский) Лэйярд Ниневия (библиотека Ашшурбанипала) 1848–1876 Рассказ об избрании Мардука главой пантеона VII в. Параллели библейскому рассказу о творении в Книге Бытие
Эпос о Гильгамеше 12 Аккадский (новоассирийский) Рассам Ниневия (библиотека Ашшурбанипала) 1853 Приключения Гильгамеша и Эн–киду в поисках бессмертия VII в. Параллели библейскому рассказу о потопе в Книге Бытие
Тексты из Богазкёя 10 000 Хеттский Уинклер Богазкёй 1906 Архивы хеттских царей периода Нового царства XVI в. Хеттская история и примеры международных договоров
Тексты из Нузи 4000 Хурритский диалект аккадского языка Кьера и Спейсер Йорган–Тепе 1925–1941 Архивы, содержащие семейные хроники XV в. Информация о повседневной жизни и обычаях во 2–м тыс док а
Тексты из Угарита 1400 Угаритский Шеффер Рас–Шамра 1929–1937 Царские архивы Угарита XIII в. Хананейская религия и литература
Тексты из Амарны 380 Аккадский (западно–семитский диалект) Египетский крестьянин Телль–эль–Амарна 1887 Письма хананейских вассалов египетскому фараону 1370- Обстановка в Палестине в середине 2–го тыс. до н. э.
1340 гг.

Окончание табл. 1

Наименование материалов Количество табличек Язык Автор открытия Место находки Дата находки, гг. Содержание Время создания до н. э. Связь с Библией
Вавилонские хроники 4 Аккадский (нововавилонский) Вайсман Вавилон 1956 Летописи Нововавилонского царства 626–594 гг. Описание осады и захвата Иерусалима в 597 г. до н. э. и история этого периода
Тексты из Эмара 800 Аккадский Маргерон Телль–Мескене 1975 Архивы царского храма и семейные архивы XIII в. Семейные обычаи и религиозные ритуалы
Тексты из Алалаха 500 Аккадский Вулли Телль–Атшана 1939 Архивы царского храма и «Статут Ид–рими» XVIII–XVII вв. Договоры и контракты, проливающие свет на культуру той эпохи

Таблица 2. Важные надписи ветхозаветной эпохи

Название Язык Автор открытия Место находки Дата находки, гг. Содержание Время создания до н. э. Связь с Библией
Гробница в Бени–Хасане Египетские иероглифы Ньюберри Бени–Хасан 1900 Настенная живопись гробницы Хнумхотепа II 1920 г. Изображение семитов в египетском искусстве
Законы Хаммурапи Аккадский (старовавилонский) Де Морган Сузы 1901 Свод вавилонских законов 1725 г. Пример древнего ближневосточного законодательства
Стела Мернептаха Египетские иероглифы Питри Фивы 1896 Военные победы Мернептаха 1207 г. Первое упоминание названия «Израиль»
Надпись Шешонка (Сусакима) Египетские иероглифы Храм Карнак 1825 Военные победы Шешонка (Сусакима) 920 г. Подтверждение военного похода против Ровоама

Окончание табл. 2

Название Язык Автор открытия Место находки Дата находки, гг. Содержание Время создания до н. э. Связь с Библией
Надпись «Дома Давидова» Арамейский Биран Дан 1993 Завоевание территории сирийцами IX в. Самое раннее упоминание Давила в современных ему источниках
Надпись Меши Моавитский Клейн Дивон 1868 Военные победы Меши, царя Моава 850 г. Отношения между моавитянами и израильтянами в IX в. до н. э.
«Черный обелиск» Аккадский (новоассирийский) Лэйярд Ниневия 1845 Военные победы Салманасара III 840 г. Изображение принесения дани израильтянами
Тексты Валаама Арамейский Франкен Дейр–Алла (Суккот) 1967 Пророчество Валаама о недовольстве божественного совета VIII в. Связь с известным провидцем из Библии
Серебряные свитки Древнееврейский Баркай Гробница в долине Енномовой 1979 Амулет с текстом из Чис. 6:24–26 VII в. Древнейший экземпляр библейского текста
Силоамская надпись Древнееврейский Крестьянский мальчик Иерусалим 1880 В память об окончании строительства туннеля (акведука) Езекии 701 г. Образец древнееврейского языка того времени
Призма Сеннахирима Аккадский (новоассирийский) Тейлор Ниневия 1830 Военные победы Сеннахирима 686 г. Описание осады Иерусалима
Черепки из Лахиса Древнееврейский Старки Телль эд–Дувейр 1935 18 писем начальника крепости в Лахисе 588 г. Положение в городе во время вавилонской осады
Цилиндр Кира Аккадский Рассам Вавилон 1879 Указ Кира о восстановлении храмов 535 г. Благожелательная политика по отношению к Иудее

Таблица 3. Юридические тексты древнего Ближнего Востока

Название Век Описание

Шумерские

Реформа Урукагины, царя Лагаша XXIV в. до н. э. (раннединастический период 111) Социальная реформа
Законы Ур–Намму, царя Ура XXI в. до н. э. (Ill династия Ура) Сохранилось около 30 законов
Закон Липит–Иштара, царя Исина XIX в. до н. э. (Исин–Ларса) Фрагменты 38 статей гражданского законодательства с прологом и эпилогом

Аккадские

Законы Эшнунны XVIII в. до н. э. (старовавилонский период) 60 параграфов гражданского и уголовного права
Законы Хаммурапи, царя Вавилона XVIII в. до н. э. (старовавилонский период) 282 закона (35-40 стерты), пролог и эпилог
Среднеассирийские законы (Тиглатпаласар I?) XII в. до н. э. (среднеассирийский период) Около 100 гражданских и уголовных законов на 11 табличках

Хеттские

Хеттские законы (Муре ил и 1 или Хатгусили 1) XVII в. до н. э. (древнехеттский период) Около 200 статей гражданского и уголовного права

Таблица 4. Литературные произведения древнего Ближнего Востока, содержащие ветхозаветные параллели

Литературное произведение Язык Дата до н. э. Книга ВЗ Тематические параллели
Эпос об Атрахасисе Аккадский Ок. 1635 г. Бытие Сотворение мира, потоп, ковчег
«Энума элиш» Аккадский Ок. 1100 г. Бытие Рассказ о сотворении мира
Эпос о Гильгамеше Шумерский, аккадский Ок. 2000 г. Бытие Рассказ об окончании потопа, о ковчеге и выпускании птиц
Мемфисское сказание о сотворении мира Египетский XIII в. Бытие Творение словом
Законы Хам мура пи Аккадский Ок. 1750 г. Исход Законы, сходные с синайскими по форме и содержанию
Гимн Атону Египетский Ок. 1375 г. Пс. 103 Сюжетное сходство и общность выразительных средств
Ludlul bel Nemeqi Аккадский XIII в. Иов Страдалец сомневается в справедливости божества
Вавилонская теодицея Аккадский Ок. 1000 г. Иов Диалог между страдальцем и его другом о справедливости божества
Наставления Аменемопе Египетский Ок. 1200 г. Прит. 22:17–24:22 Словарь, образы, тематика, композиция
Хеттские договоры (36) Хеттский 2–е тыс. Второзаконие; Нав. 24 Форма и содержание
Плачи о падении шумерских городов (5) Шумерский XX в. Плач Фразеология, образы и тематика
Египетские «Любовные песни» (54) Египетский 1300–1150 гг. Песнь Песней Содержание и литературные приемы
Пророческие тексты из Мари (ок. 50) Аккадский XVIII в. Пророчества доклассического периода Тематика (военная деятельность и отправление культа)

Таблица 5. Хронология древнего Ближнего Востока (10000 — 2100 гг. до н. э.)

Таблица 6. Хронология древнего Ближнего Востока (2100 — 332 гг. до н. э.)

Таблица 7. Единицы измерений

Древний Ближний Восток

Ассирийское царство

Нововавилонское царство в 625-529 гг. до н. э.

Персидское царство и другие государства в VI в. до н. э.

Дороги Палестины

Реки и вали Палестины

Реки и вади Египта и Синайского полуострова

Словарь терминов

В этом словаре объясняются некоторые термины, часто встречающиеся в наших обсуждениях. Для удобства читателей мы снабдили эти термины звездочкой (*) по всему тексту. Не все термины приведены здесь в той же форме, в какой они встречаются в тексте.

Адапa. Жрец бога Эа в шумерском городе Эреду. В посвященном ему мифе рассказывается о том, как, вняв коварному совету, он отказался вкусить божественной пищи и лишился возможности обрести бессмертие.

Аккадский. Термин, применяющийся к месопотамской культуре и языку примерно с 2500–го до 500 г. до н. э.

Акхат. Сын Даниэла. Он является героем угаритского эпоса, где изображен как прославленный охотник, убитый богиней Анат за то, что отказался подарить ей свой лук. Эпос обнаруживает параллели с рассказом о патриархах и с Книгой Судей.

Алалах. Город на севере Сирии, в южной части Антиохийской равнины, процветавший в начале 2–го тыс. до н. э. Здесь обнаружено множество текстов, описывающих политику и экономику этого региона. Город упоминается в текстах из Мари, Нузи и Хеттского царства.

Амарна. См. Эль–Амарна.

Аморреи. Народ семитского происхождения, обитавший в западных районах Месопотамии и распространившийся во 2–м тыс. до н. э. до побережья Средиземного моря.

Амулет. Резное украшение, носимое на шее и предназначенное для отвращения зла, исцеления от болезней и принесения удачи его владельцу.

Анат. Богиня плодородия и войны, супруга бога Ваала в хананейской и угаритской религиях.

Анатолия. Территория, приблизительно соответствующая Малой Азии в Новом Завете и современной Турции. В середине 2–го тыс. до н. э. была заселена хеттами.

Анахронизм. Деталь или слово в повествовании, не соответствующие описываемому хронологическому периоду. Анахронизмы часто истолковываются как пояснения или уточнения, внесенные в текст в более поздний период.

Аподиктическое право. Изложение законов в форме повелений, требующих беспрекословного исполнения.

Апокрифы. Книги, написанные в эллинистическую эпоху, в период между двумя заветами. Эти четырнадцать книг не вошли в иудаистский и протестантский каноны, но признаются католической традицией.

Арам. Северо–западная часть Месопотамии и побережье Средиземного моря в начале 1–го тыс. до н. э. были владением арамеев.

Ассирия. Государство на севере Месопотамии, в бассейне реки Тигр. На протяжении своей истории Ассирия пережила несколько периодов расцвета, среди которых наиболее значительный приходится на 1000–612 гг. до н. э., когда ей подчинился весь Ближний Восток и был издан кодекс законов («Законы Среднеассирийского царства»), имеющий много общего с библейским законом.

Астарта. Хананейская и финикийская богиня, супруга бога Ваала, ассоциирующаяся с плодородием и известная как богиня войны.

Ахикар. Советник ассирийского царя Сеннахирима (704-681 гг. до н.э.), который был осужден на изгнание и написал ряд поучений о «мудрых» и «неразумных» мужах, обнаруживающих сходство с некоторыми положениями из Книги Притчей.

Бронзовый век. Историческая эпоха (разделяющаяся на ранний, средний и поздний периоды), охватывающая приблизительно 3000-1200 гг. до н. э. и характеризующаяся распространением металлургии бронзы.

Ваал. Хананейский и угаритский бог бури и плодородия.

Вавилон. Крупный месопотамский город, расположенный в месте наибольшего сближения Тигра и Евфрата и доминировавший в истории этого региона на протяжении нескольких периодов.

Гадание. Процесс распознавания воли божества (богов) с помощью исследования природных явлений (формы облаков, внутренностей животных) или бросанием жребия.

Генотеизм. Религия, приверженцы которой признают существование других богов, но настаивают на превосходстве одного бога.

Геродот. Греческий историк, живший в V в. до н. э. Он прославился своей «Историей» (ок. 445 г. до н. э.), посвященной описанию греко–персидских войн, в том числе сражений при Марафоне, Фермопилах и Саламине.

Гесиод. Греческий философ VIII в. до н. э. Его основной труд, «Теогония», — древнейшее из дошедших до нас греческих произведений о сотворении мира и происхождении богов.

Гильгамеш. Шумерский царь Урука, ставший прототипом знаменитого героя месопотамской литературы. В посвященном ему эпосе содержатся рассказы о потопе и о поисках бессмертия.

Глиптика. Разновидность искусства резьбы, особенно широко представленная на печатях, где вырезалось зеркальное изображение, с тем чтобы отпечаток на глине или воске выглядел правильно.

Демотическое письмо. Скорописная форма египетского письма, появившаяся примерно в 700 г. до н. э. и представляющая более практичное курсивное письмо по сравнению с предшествующей пиктографической иероглификой.

Думузи (Фаммуз). Месопотамский бог, супруг богини Иштар, чья смерть и пребывание в подземном мире символизируют смену времен года.

Единопочитание (monolatry). Положение, при котором человек или группа решают поклоняться только одному Богу, независимо оттого, существуют другие боги или нет.

Завет. Договор, ассоциирующийся в Библии с соглашением, которое Яхве заключил с израильтянами, пообещав им землю и потомство в обмен на повиновение и поклонение Ему одному.

Железный век. Эпоха в истории древнего Ближнего Востока, охватывающая 1200- 300 гг. до н. э. и характеризующаяся распространением металлургии железа.

Иероглифика. Пиктографическое силлабическое (слоговое) письмо, разработанное в Древнем Египте.

Иконография. Изобразительная, а не словесная информация, запечатленная на памятниках древней материальной культуры. Эти изображения включают трехмерные объекты, рельефы, живопись, печати и даже граффити. Они являются важным источником информации, дополняющим текстуальные данные.

Иосиф Флавий. Римский историк иудейского происхождения, живший в I в. Его основные труды — «Иудейские древности» и «Иудейская война» — дают исчерпывающее представление о взглядах иудеев на свою историю.

Иштар. Месопотамская богиня любви, супруга Думузи, фигурирующая в рассказе о потопе в эпосе о Гильгамеше.

Казуистическое право. Право, положения которого излагаются в форме «если… то».

Касситы. Народ, первоначально населявший горную местность на севере Месопотамии. Примерно в 1595 г. до н. э. касситы завоевали Старовавилонское царство и правили в Вавилоне до 1157 г. до н. э.

Керет. Царь, герой угаритского эпоса, в котором боги наставляют его относительно того, как приобрести жену и наследника престола. Но это лишь малая часть тех проблем, с которыми пришлось столкнуться Керету, среди которых такие, как болезнь и мятеж одного из сыновей.

Клинопись. Клинообразное силлабическое (слоговое) письмо, изобретенное шумерами и использовавшееся всеми последующими цивилизациями Месопотамии вплоть до прихода греков.

Колофон. Высказывание, выражение или литературный фрагмент, помещенные в конце документа в качестве резюме или указателя.

Ксенофонт. Греческий историк, работавший в IV в. до н. э. Его наиболее известный исторический труд, «Анабасис», посвящен войне Кира Младшего с Артаксерксом II.

Культ. Деятельность религиозной группы, включающая жертвоприношения и другие ритуалы.

Культ плодородия. Преобладающая религиозная практика у большинства народов Древнего мира. Божества плодородия были представлены богами и богинями, а совершавшиеся в их честь ритуалы имели целью обеспечить обильные дожди, благоприятное созревание, богатый урожай и приплод скота. Этот культ мог быть связан с жертвоприношениями и сакральной проституцией. В обществе, зависящем от земледелия и скотоводства, плодородию придавали огромное значение.

Лагаш. Шумерский город–государство (el–Hiba) 3–го тыс. до н.э., объединявший несколько городских центров, боровшихся за господство над регионом с Уром, Уруком и Кишем.

Ларса. Шумерский город начала 2–го тыс. до н. э., в 10 милях к востоку от Урука и в 20 милях к северу от Ура.

Левант. Регион в Восточном Средиземноморье, включающий Сирию и Палестину.

Липит–Иштар. Царь династии Ура III в Месопотамии, издавший кодекс законов, обнаруживающий параллели с библейским законом.

Мардук. Бог–покровитель Вавилона, одержавший победу над Тиамат в поэме о творении «Энума элиш» и ставший главой собрания богов.

Мари. Месопотамский город в верховьях Евфрата, процветавший в 2500-1700 гг. до н. э. Сохранились тысячи клинописных табличек, описывающих политические события, деятельность пророков и жизнь скотоводов–кочевников в Северной Сирии.

Митанни. Хурритское царство в Центральной Месопотамии в середине 2–го тыс. до н. э.

Назореи. Израильтяне (мужчины и женщины), давшие обет воздерживаться от любых продуктов виноградарства, не стричь волосы и избегать прикосновения к мертвым.

Наложница. Неполноправная жена, вышедшая замуж без приданого. Дети наложницы не могли рассчитывать на получение доли наследства, за исключением тех случаев, когда отец публично признавал их своими наследниками.

«Народы моря». Представители различных народов Средиземноморья, служившие наемниками в египетской и хеттской армиях примерно до 1200 г. до н. э., когда они совершили массированное нападение на основные цивилизации Ближнего Востока и нанесли им настолько существенный урон, что в Ханаане смогли появиться новые народы.

Ниневия. Столица Ассирийской империи в верховьях Евфрата.

Нузи. Хурритский город XVI-XV вв. до н. э., в котором сохранился архив семейных и деловых документов, содержащих сведения о брачных и наследственных обычаях, подобных обычаям, описанным в рассказах о патриархах.

Обрезание. Религиозный ритуал, заключающийся в удалении крайней плоти. Израильтяне совершали обрезание в знак своей принадлежности к народу завета.

Осирис. Египетский бог подземного царства.

Поздняя бронза. Хронологическая эпоха (1550- 1200 гг. до н. э.), связанная амарнским периодом, Новым царством в Египте, Хеттским царством в Анатолии и нашествием «народов моря».

Псевдоэпиграфы. Литературные произведения, выпущенные под именем почитаемого или прославленного человека. Ветхозаветные псевдоэпиграфы приписываются таким людям, как Енох и Ездра, и датируются периодом между двумя заветами или более поздним временем.

Ранняя бронза. Исторический период, охватывающий примерно 3300-2300 гг. до н. э. и характеризующийся появлением городов, высокой цивилизацией раннединастического Египта и Шумера, а также распространением металлургии бронзы.

Ритуальные действия. Строго регламентированный порядок действий, совершаемых с религиозной целью, например, жертвоприношение.

Ритуальная проституция. Религиозная церемония, включающая совершение полового акта с целью обеспечения плодородия или обогащения святилища.

Родственные языки. Языки, входящие в семитскую семью и обладающие лексикой и грамматическим строем, имеющими много общего с древнееврейским языком. Основными родственными ивриту языками являются аккадский, арамейский и угаритский. К прочим, менее важным родственным языкам, относятся: арабский, моавитский, аммонитский, аморрейский, эфиопский и сирийский. Созданная на этих языках литература определяется как родственная древнееврейской.

Симпатическая магия. Ритуальное замещение реальности каким–либо объектом. Чтобы оказать воздействие на человека или на ход событий, могут использоваться имя, волосы или кровь. Идея состоит в том, чтобы связать или «перенести» сущность человека на этот символический объект.

Синкретизм. Заимствование культурных представлений, обычаев и верований и сочетание их с собственными представлениями, обычаями и верованиями.

Синухет. Высокопоставленный придворный, попавший в немилость к фараону Аменемхету I (1991–1962 гг. до н. э.) и проведший долгие годы в изгнании в Ханаане, прежде чем получил прощение и смог возвратиться в Египет. Его история обнаруживает некоторые параллели с рассказом о патриархах и историей Моисея.

Скверна. Ритуальная нечистота, вызванная прикосновением к нечистым предметам или вкушением запрещенной пищи. Очиститься от нее можно только с помощью ритуалов, предназначенных для удаления скверны и возвращения человека из нечистого в чистое состояние.

Средняя бронза. Хронологическая эпоха (2300–1550 гг. до н. э.), включающая период израильских патриархов, Старовавилонское царство и египетское господство над Сирией–Палестиной.

Старовавилонский период. Период в истории Месопотамии (2025–1595 гг. до н. э.), отмеченный царствованием Хаммурапи (1792- 1750 гг. до н. э.), который издал кодекс законов и объединил все города–государства Вавилонии под своей властью.

Телль. Искусственный холм (курган), образованный последовательным наслоением поселений в данном месте.

Теофания. Явление Бога человеку, например, в «горящем кусте».

Теофорные имена. Личные имена, в состав которых входит имя божества. В таких теофорных именах, как Исайя, Иезекииль, Езекия, Иероваал или Навуходоносор,часто содержатся высказывания о божестве.

Тйамат. Древнейшая месопотамская богиня соленых вод, супруга Апсу, бога пресных вод. Выступает в качестве противника Мардука в поэме о творении «Энума элиш».

Тот. Египетский бог луны.

Траурные обряды. Ритуалы и обряды, связанные с погребением мертвых и составляющие часть более широкой системы культа предков.

Угарит. Город–порт на севере Сирии, контролировавший средиземноморские торговые перевозки примерно с 1600–го по 1200 г. до н. э., когда он был разрушен «народами моря». Обнаружено несколько угаритских эпосов, проливающих свет на библейские рассказы о патриархах и о завоевании. Считается, что угаритская культура во многом тождественна хананейской.

Ун–Амун. Египетский жрец бога Амона (ок. 1100 г. до н. э.), посланный фараоном к правителю финикийского Библа за кедровым лесом для священной барки. Исполнение его миссии надолго задержалось, что объясняется слабостью позиций Египта в то время и политическим хаосом, царившим в регионе, подвергшемся вскоре после этого вторжению «народов моря».

Ур III. Период в истории месопотамского города Ура (2120-1800 гг. до н. э.), начинающийся с царствования Ур–Намму и характеризующийся непродолжительным возрождением шумерской культуры.

Ур–Намму. Основатель третьей династии Ур, отец Шульги, создавшего кодекс законов, обнаруживающий некоторые параллели с библейским законом.

Урук. Шумерский город 3–го — начала 2–го тыс. до н. э., в котором правил Гильгамеш. Утнапиштим.Герой рассказа о потопе в эпосе о Гильгамеше.

Хабиру. Понятие, применявшееся в Месопотамии по отношению к людям, не имеющим гражданства.

Халдейский период. Период истории Месопотамии, охватывающий приблизительно 700–540 гг. до н. э., связанный с Нововавилонским царством и царем Навуходоносором.

Халколит. Историческая эпоха, охватывающая приблизительно 4300-3000 гг. до н. э. и характеризующаяся распространением медной металлургии.

Хаммурапи. Вавилонский царь (1792- 1750 гг. до н. э.), составивший кодекс законов, содержащий ряд параллелей библейскому закону.

Хамос. Моавитский бог, часто ассоциирующийся с войной.

Хетты. Народ индоевропейского происхождения, появившийся в Анатолии после 2000 г. до н. э. и создавший империю, соперничавшую с Египтом в борьбе за господство над Сирией–Палестиной в середине 2–го тыс. до н. э. Хетты также создали кодекс законов, обнаруживающий сходство с библейским законом.

Хурриты. Несемитский народ, создавший царство Митанни в Центральной Месопотамии в середине 2–го тыс. до н. э.

Шумер. Южная часть Древней Месопотамии. Именно здесь примерно в 3500 г. до н. э. зародилась первая истинная цивилизация, была изобретена клинопись и появилось множество мифов, на которых зиждилась религия в течение нескольких следующих тысячелетий.

Эа. Месопотамский бог рек и потоков, фигурирующий в рассказе о потопе в эпосе о Гильгамеше и в вавилонской поэме о творении «Энума элиш».

Экзорцизм. Ритуал, включающий заклинания и направленный на «изгнание бесов» из людей или из помещений.

Эл. Верховный бог угаритского пантеона, чье имя является в то же время общим понятием для обозначения божества. Наличие этого элемента в географических названиях (напр.: Вефиль или El Elohe–Israel [Быт. 33:20, евр. текст]) выделяет их как места, где божество явило себя во всем могуществе.

Элам. Древнее государство к востоку от Тигра, на территории современного Ирака.

Элохим. Одно из имен израильского Бога, обычно переводимое как «Бог», но иногда использующееся для обозначения других богов или сверхъестественных существ.

Эль–Амарна. Столица фараона Эхнатона (XIV в. до н. э.), где археологи обнаружили сотни царских писем, в которых описываются бурные события в Ханаане этого периода.

Эмар. Город бронзового века (Tell Meskene/ Balis), расположенный в верховьях Евфрата, в Сирии. Обнаруженные здесь тексты предоставляют информацию о повседневной жизни в XIV-XII вв. до н. э.

Энлиль. Месопотамский бог бури, глава собрания богов и инициатор потопа в эпосе о Гильгамеше.

«Энума элиш». Вавилонская поэма о сотворении мира.

Этана. Древний месопотамский царь, персонаж легенды, в которой он пытается достичь неба на крыльях орла, чтобы добыть растение, обеспечивающее плодовитость, и родить сына, который унаследует его царство. Полет Этаны на орле часто изображался на древних печатях.

Этиология. Объяснение происхождения имени, обычая или текущих событий, например, смерти или тяжелых родов.

Эшнунна. Месопотамский город в бассейне Даялы, к востоку от современного Багдада, где возникло недолго существовавшее царство (2100-2000 гг. до н. э.), от которого остался кодекс законов, содержащий параллели кодексу Хаммурапи и библейскому закону.

Яхве. Одно из имен израильского Бога, иногда читающегося как «Иегова» и переводимого как «Господь».

In situ. «В месте нахождения» — выражение, применяющееся к месту, на котором был открыт и описан археологами какой–либо памятник древней материальной культуры.