Иоиль

1:1-12 Нашествие саранчи

1:2. Обращение к старцам. Обращение к старцам, приведенное здесь, позволило многим исследователям высказать предположение об отсутствии царя в то время. На основании этого некоторые исследователи датируют данную книгу серединой IX в. до н. э., когда Иудея управлялась нечестивой царицей Гофолией (см. коммент. ко 2 Пар. 22,23), а праведные в стране отказывались признавать законность ее правления. Такое толкование сталкивается с трудностью: дело в том, что книга Иоиля представляет собой классическое пророчество, а этот этап пророческого движения наступил только в VHI в. до н. э. (см. коммент. к 4 Цар. 14:27). Если же обращение к старейшинам народа действительно указывает на отсутствие царя, то книгу можно датировать после- пленным периодом (возвращением иудеев из вавилонского плена). Это далее подтверждается в 3:3, где о рассеянии говорится в прошедшем времени. Вместе с тем, время написания книги представляет собой сложную проблему.

1:4. Нашествие саранчи. Нашествие саранчи на древнем Ближнем Востоке было явлением широко известным из-за тех опустошений, которые она приносила. Источником распространения саранчи является Судан. Миграция насекомых начинается в феврале-марте, когда они попутными ветрами переносятся в Египет или Палестину.

Одна особь саранчи в день поглощает количество пищи, равное собственному весу. Стаи (рои) саранчи могут покрывать площадь до 400 квадратных миль, при этом плотность насекомых на одну квадратную милю может составлять более 100 млн особей. Если саранча откладывает яйца до того, как они могут быть снесены ветрами в море, тогда в их развитии проявляется цикличность. Одна особь, которая откладывает свои яйца в июне, может за четыре месяца дать начало 18 млн потомков.

День Господень

В Месопотамии ежегодно (а нередко и дважды в год) отмечался праздник восшествия на престол царя богов, верховного божества. В процессе этого праздника akitu, бог определял судьбы своих верноподданных и вновь утверждал порядок, который он установил некогда, в некую отдаленную эпоху, когда он одолел силы хаоса. Во время торжеств обычно читался миф о сотворении мира из эпической поэмы «Энума элиш», которая повествует о победе Мардука над Тиамат и его инаугурации как верховного божества, главы пантеона богов. Хотя праздник akitu нигде не называется «Днем Мардука», нельзя не заметить его сходства с Днем Господним. День Господень описывает воцарение на престоле Яхве, Который обуздывает силы хаоса и приносит справедливость в мироздание. Судьбы Его народа определяются следующим образом: праведные получают награду, а нечестивым воздается соответственно их злодеяниям и греху. В Израиле, насколько позволяют судить имеющиеся1:4. Описание саранчи. Поскольку саранча была хорошо знакома сельскому населению древнего Ближнего Востока с его аграрной экономикой, она описывается подробным языком. Четыре термина, которые использованы в этом стихе (а всего их в Ветхом Завете девять) для описания саранчи, лишь бледное отражение богатства аккадской терминологии (восемнадцать терминов). Исследователи выделяют четыре слова, которые описывают разные стадии развития саранчи: 1) личиночная (черная, бескрылая, скачущая форма); 2) черная и желтая форма с крыльями и челюстями; 3) желтая и полностью развитая форма; 4) половозрелая особь. Иногда этими терминами описываются разные виды саранчи (gregaria и solitaria). 1:6. Метафорический язык. В древней ближневосточной литературе войска нередко сравнивались со стаями саранчи. Такие метафоры встречаются в шумерских текстах, например, в «Проклятии Аккада», в угаритском эпосе об Акхате, в египетских текстах 19-й династии и в новоассирийских текстах. Здесь перед нами совершенно иная картина — стаи саранчи изображаются как нашествие вражеской армии (как явствует из 2:4,5). Обычное для ближневосточной литературы сравнение саранчи со львом объясняется сходством цвета и строения челюстей.

1:7. Виноградная лоза и смоковница. Саранча не жалует эти растения, а потому уничтожает их только тогда, когда все остальное уже съедено. Это указывает на масштабы бедствий. Кроме того, виноград и смоквы были символами безопасности и процветания, поэтому их уничтожение символизирует уныние среди населения. Идиллическая картинка мира и процветания на Ближнем Востоке — каждый сидит под своей виноградной лозой и смоковницей. В египетской надгробной живописи, на ассирийских рельефах и у библейских авторов обычно используется этот образ по отношению к людям, которые контролируют собственную судьбу, не допуская постороннего вмешательства, и способны обрабатывать землю, которую Бог/боги даровали им (3 Цар. 4:25; Ис. 36:16). Эти деревья давали не только плоды, но и отбрасывали тень, в которой можно было укрыться, а это свидетельствует о том, что прошло несколько лет до достижения этими деревьями возраста плодоношения.

данные, не было постоянного ритуала такого рода, скорее это было историческим ожиданием грядущего. Как это часто бывает в таких случаях, в Израиле обрело некоторые черты историчности то, что относилось к области мифологии и ритуалов. День 1осподень также несет в себе элементы теофании, обычно связанные с образом Небесного воителя, который одолевает деструктивные силы (см. коммент. к 1 Цар. 4:3—7). Иногда теофания сопровождается космическими явлениями (см. коммент. к 3 Цар. 19:11—13). В космических явлениях мир часто изображается в перевернутом виде (см. коммент. к Иер. 4:23—26). День Яхве был величественным событием, и подобного рода явления обычно сопровождают такие торжественные моменты. Все это помогает нам понять суть Дня Яхве с позиций древнееврейского мышления и пророческих посланий, которые тесно переплетаются с широким спектром особенностей культуры. Оригинальность литературы Израиля определяется не нововведениями, а необычными путями сочетания и применения известных идей.

1:7. Ободрал догола. Саранча, как известно, не только поедает листья растений, но и дочиста обгладывает кору деревьев. Если кора серьезно повреждена, то растение может не выжить, а если выживет, то не сможет нормально плодоносить.

1:8. Молодая жена. Здесь речь идет о женщине, которая еще официально не покинула дом своего отца. Она, возможно, уже обручилась с «мужем», и брачный контракт был подписан, если был отдан выкуп за невесту, но брак еще не совершился окончательно. Метафора, использованная здесь, относится к женщине, которая была обручена, но потеряла своего мужа. 1:9. Прекращение приношений. Ассирийский гимн времен Саргона И (конец VIII в. до н. э.) обращен к богу (Нанне) с просьбой положить конец нашествию саранчи. Как и Иоиль, автор гимна упоминает несколько категорий саранчи и сокрушается, что они прекратили приношения богам. 1:10—12. Нашествие саранчи опустошает поля страны. Экологическая катастрофа может нарушить экономику страны на многие годы. Иногда структура почвы нарушается столь основательно, что ее плодородие сильно уменьшается. Вред, нанесенный деревьям, в еще большей степени нарушает экологическое равновесие. Земля, лишенная деревьев, страдает от палящего солнца, а возникающая в результате этого сильная эрозия верхнего слоя почвы приводит к потере нормального воспроизводства леса, что в свою очередь чревато серьезными последствиями — превращением благодатной земли в пустыню. Некоторые фруктовые деревья (напр., финиковая пальма) начинают плодоносить лишь на двадцатом году жизни. Опустошение сельскохозяйственных земель и вырубка лесов были обычной тактикой оккупационных войск — наказать побежденных и скорее привести их к осознанию своего поражения. В ассирийских письменных источниках и на рельефах детально изображаются сцены наказания, например: вырубка деревьев, уничтожение лугов и ирригационных сооружений.

1:13-20

Призыв к покаянию

1:13. Вретище. Вретище делалось из козьей или верблюжьей шерсти и было грубой и неудобной одеждой. Во многих случаях вретище прикрывало лишь бедра. На саркофаге Ахирама изображены плачущие женщины, на которых, вероятно, надеты вретища, опоясывающие их по бедрам, поверх юбок. 1:14. Святой пост. В небиблейских источниках древнего Ближнего Востока о посте говорится мало. Обычно пост соблюдали в связи с трауром. В Ветхом Завете пост имеет религиозное значение и, как правило, сопровождает просьбу перед Богом. Принцип заключается в том, что важность просьбы требует от человека сосредоточения всех духовных сил, так что физические потребности отходят на второй план. В этом свете пост можно рассматривать как процесс, ведущий к очищению и смирению перед Богом (Пс. 68:11). Призывая к покаянию, Иоиль тем самым призывает народ поститься, чтобы удалить любой грех или другие препятствия, которые привели к бедствиям, от которых они страдают.

1:14. Священное собрание. Священные собрания служили пели совместного поклонения Богу. Они чаще всего проходили во время ежегодных праздников, но могли созываться и в другое время по требованию обстоятельств. В данном контексте, вероятно, речь идет о собрании старейшин, где могли приниматься некоторые решения и совершаться определенные ритуалы.

2:1-27

Нашествие саранчи и покаяние

2:17. Между притвором и жертвенником. Доступ к месту между притвором и жертвенником был ограниченным. Только священник для особых надобностей мог пройти за жертвенником по направлению к храму. Но оно использовалось также для совершения публичных актов. Согласно Иез. 8:16, в этом месте совершали поклонение солнцу двадцать пять мужей. Во 2 Пар. 24:21 это место, где до смерти забили Захарию, сына Иодая (см.: Мф. 23:35).

2:20. Враг с севера. Север нередко считался символом темных сил. Враги часто шли именно с севера, поскольку основные подступы к Иерусалиму были оттуда. 2:20. Восточное и западное моря. Восточное море — это Мертвое море, которое служило восточной границей на суше. Западной границей страны было Средиземное море. 2:23. Осенние и весеииие дожди. В Израиле были дождливые (зимние месяцы) и засушливые времена года (летние месяцы). Сезон дождей начинался осенью («ранний дождь», октябрь-ноябрь) и завершался весенними дождями («поздний дождь», начало апреля). Эти дожди увлажняли почву и подготавливали ее для пахоты. Урожай зерновых собирали весной (ячмень в мае, пшеницу в июне), а в летние месяцы зерно молотили и провеивали. Виноград собирали осенью, тогда как сбор урожая маслин затягивался до зимы.

2:28

День Господень

2:28. Излитие Святого Духа ведет к пророчеству, снам и видениям. В религиозной практике Израиля помазание было знаком избрания и часто связывалось с наделением Духом, поэтому о помазании Святым Духом говорили как об «излитии Духа». В Месопотамии считалось, что царь наделен melammu (видимым присутствием славы божьей) . В древнееврейском языке слово «дух» может одновременно означать и «ветер». В древности на Ближнем Востоке слово «ветер/дух» использовалось в контексте снов и видений уже со времени древних шумеров. Бог сновидений назывался «ветром». В аккадском языке имя бога, приносившего сны, было Закику, и оно происходит из слова, обозначающего ветер/дух. Таким образом, длинная цепь традиций связывает дух и откровение через сны и видения, которые часто ведут к пророчеству.

2:30. Кровь, огонь и столпы дыма. Эти явления всегда идут вместе с ужасами войны. Кровь течет по улицам городов, дома горят, и дым пожарищ виден за сотни миль от города. Это приметы бедствий и суда на земле, на небе же свои знамения, о чем говорится в следующем стихе. 2:31. Тьма иа солнце, кровавая луиа. Это описание солнечного и лунного затмений. В ходе солнечного затмения солнце покрывается мраком, когда луна проходит между ним и землей. Это происходит только в фазу новолунил. При лунном затмении, в момент полной интерференции, поглощаются все лучи, кроме красных, поэтому луна выглядит в мрачных красно-оранжевых, а не черных тонах. Это происходит только в полко- луние.

2:31. Затмения на Ближнем Востоке в древности. В новоассирийскую эпоху затмения считались самыми мощными и зловещими предзнаменованиями смертельной опасности, которые рассматривались как «первичные откровения». Они служили основной причиной совершения заместительного ритуала, когда царя, которому, как считалось, угрожала опасность, заменяли дру, им (см. коммент. к Ис. 53:4—10). Характер этой опас — носги определялся поточному времени появления знамений, их положения на небе в момент затмения и направл гния распространения самого затмения. Сочетание поймет на небе и на земле могло особо указывать на то, что это знамение проявится в полную силу.

3:1-21

Суд Божий и благословение

3:2. Долина Иосафата. Долины с таким названием в Израиле не находят ни в библейских, ни в каких-либо других источниках, в том числе в преданиях. На этот счет высказываются два предположения: 1) это название каким-то образом связано с именем иудейского царя IX в. до н. э. Иосафата (в этой связи можно сослаться на 4 Цар. 3) и 2) название этой долины отвечает месту суда (букв.: «Яхве судит»). Если принять вторую версию, которой придерживаются большинство комментаторов, то это должна быть одна из долин вблизи Иерусалима. 3:3. Pa6oi орговля. Одним из наиболее крупных доходов во время войны и военных пограничных набегов была торговля людьми. Пленников продавали посредникам, которые затем переправляли их подальше от дома. Истинное число таких проданных в рабство людей нельоя сравнить с огромным количеством рабов в греческих и римских городах. Торговля габами существовала на Ближнем Востоке с древнейших времен. Рабами становились военнопленные или захваченные в плен во время набегов. Часто эти пленники передавались торговцам живым товаром, которые переправ тяли их в другие районы и там продавали. Подавляющее большинство людей становились рабами либо в результате того, что были продангт в рабство своей семьей, либо в результате войны. 3:4. Возмездие со стороны Ikpa, Сидона и Филистии. В этих прибрежных районах Восточного Средиземноморья находились самые крупные портовые города, торговые центрш. На основании ряда текстов можно заключить, что эти города служили перевалочными пунктами в торговле рабами (в данном случае из Иудеи). Определенный про цент военнопленных отбраковывался как не’ заслуживающий дальнейшей трап спортч- ровки. и эти люди отдавались в руки работорговцев, которые сами определяли, как с ними поступить.

3:6.Греки. В оригинале здесь еврейское слово «Иаван», которое, вероятно, отвечает греческому имени Иония: так называлось западное побережье Турции и острова в Эгейском море. Греки-ионийцы поселились в этом районе в самом начале 1-го тыс. до н. э. Есть сведения об их связях с асси- риГ.цами до VIII в. до н. э. 3:8. Савеи. Савеи, которые упоминаю 1ся в Писаниях, относят< я к тр и группам. Первая группа из Савы (совр. Йемен), района с высокой с гепенью урбанизации, который на тот период был вполне цивилизованной страной (3 Цар. 10). Там было обнаружено много надписей. Савеяне (савеи) также жили в Эфиопии (Ис. 43:3). В Иов. 6:19 Савея отождествляется с Фемой на севере Аравии и, вероятно, с Савой на ассирийских надписях Тиглатпаласара III и Саргона II в конце VIII в. до н. э. О каких именно савеях идет речь здес„, точно неизвестно, хотя большинство комментаторов предпочитают первый из указанных вариантов.

3:10. Перековка металлических орудий. В

оригинале речь скорее идет не об «оралах», а только об их металлических наконечниках, которые «вспарывают» почву и проводят в ней борозду. Этот наконечник обычно был около семи дюймов в длину. Однако то же самое слово в 4 Цар. 6:5 эбозначает опреде — ленный род топора. Для обрезки листьев и новых побегов виноградной лозы использовались кривые ножи. Археологи находя’) простые тонкие куски металла с закругленным концом, который заточен с внутренней стороны, наподобие серпа. По форме это напоминает острие, наконечник копья, которое было популярно в бронзовом веке. Эти сельскохозяйственные орудия во время войны перековывались на оружие. 3:15. Солнце, луна и звезды померкнут. Заявляя, что в День Господень померкнут небеса и все небесные тела, Исаия утверждал, что слава Яхве воссияет и погасит блеск всех остальных богов (Ис. 13:10; см. также язык Пс. 103:19—22, в котором говорится, что Господь управляет луной и солнцем). Поскольку Ассирия и Египет поклонялись богу солнца (Шамашу и Амону, соответственно) как верховному божеству, а бог луны Син был главным богом в Вавилонии, пророк имеет в виду этих богов и эти враждебные народы, полные высокомерия и гордыни. Такие затмения (напр., известные по надписи Валаама из Дейр-Алла) обычно предвещали большие бедствия.

3:18. Холмы потекут молоком. Параллель между вином и молоком уникальна. Хорошо известная метафора молока и меда образным языком описывает потенциальные возможности скотоводства в экономике данной области (см. коммент. к Исх. 3:7—10). Слово, которое переведено как «вино», здесь относится к свежевыжатому соку и молодому вину. В Ам. 9:13 также говорится, что горы будут источать виноградный сок, но это вполне понятно, так как виноградники часто располагались на склонах холмов.

3:18. Из храма выйдет источник. Связь между храмами и источниками хорошо известна на древнем Ближнем Востоке. Фактически некоторые храмы в Месопотамии, Египте и в Вавилонии (судя по угаритско- му мифу о Ваале) были построены над источниками воды (уподоблявшимися первичным водам), которые иногда вытекали из-под самого здания. Таким образом, символическая космическая гора (храм) стоит на символических первичных водах (источник).

3:18. Долина Ситтим. Ситтим (акация) растет в засушливых и пустынных районах. В вади, сухой эрозионной долине, идущей от долины Кедрон по восточной стороне от Иерусалима к Мертвому морю, до сих пор существуют заросли акаций, а потому название это уместно.

3:19. Египет и Эдом. Оба этих народа были враждебно настроены по отношению к Израилю и в древние времена, и в период вавилонского пленения. Эдом стал вассалом Ассирии во время правления Тиглатпаласара III и оставался им в течение столетия до смерти Ашшурбанипала. Вероятно, они подчинились Навуходоносору в 605 г. до н. э. Хотя некоторые иудейские беженцы нашли убежище в Эдоме, самих эдомлян судьба осажденного Иерусалима нимало не заботила (см.: Пс. 136:7 и Авд. 11). Пророки Иеремия и Иезекииль обличали в своих пророчествах и Египет, и Эдом.