Глава 10

 Евангелие от Луки 10:1-7

1 После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти,
2 и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою.
3 Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков.
4 Не берите ни мешка, ни сумы, ни обуви, и никого на дороге не приветствуйте.
5 В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему;
6 и если будет там сын мира, то почиет на нем мир ваш, а если нет, то к вам возвратится.
В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои; не переходите из дома в дом.

Это событие описывает только св. Лука в своем евангелии. В отрывке рассказывается о том, как наш Господь призвал еще семьдесят учеников “перед лицом Своим” вдобавок к двенадцати апостолам. Мы не знаем имени ни одного из этих семидесяти. Мы не знаем, что с ними произошло потом. Но те указания, которые они получили, содержат много поучительного и заслуживают самого пристального внимания всех служителей и учителей Евангелия.

Во-первых, наставляя этих людей, наш Господь указывает на важность молитвы и ходатайства. С этой важной мысли наш Господь начинает Свою речь. Прежде, чем рассказать Своим посланникам, что они должны делать, он призывает их молиться. “Молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою”.

Молитва — это самое лучшее, самое могущественное средство, помогающее распространять Царство Христа в мире. Молиться могут все, кто имеет Духа усыновления. Не у всех верующих есть деньги, чтобы поддерживать миссионеров материально. Мало у кого есть выдающиеся интеллектуальные способности и мало кто может оказывать большое влияние на людей. Но каждый верующий может молиться об успехе дела Евангелия и не только может, но и должен делать это ежедневно. Для нашего назидания в Библии содержится множество примеров того, каким чудесным образом Бог отвечает на молитву. “Много может усиленная молитва праведного” (Иак. 5:16).

Молитва — это оружие, которое должен использовать служитель Евангелия. Если он хочет по-настоящему следовать примеру апостолов, то должен посвятить себя молитве точно так же, как он посвящает себя служению словом (Деян. 6:4). Он должен не только пользоваться мечом духовным, но и молиться “со всяким постоянством и молением” (Еф. 6:17, 18). Только так можно получить благословение Божье на служение. Кроме того, таким образом можно обрести помощников в труде на ниве Господней. Школа может научить их. Епископ рукоположить. Покровители могут поддержать их деньгами. Но только Бог может послать “делателей”, которые будут трудиться для душ человеческих. Будем же молиться, чтобы Бог их “поставлял”.

Во-вторых, наставляя семьдесят избранных, наш Господь говорит, что труд, к которому они призваны, очень опасен. Он не скрывает, что их ждут трудности. Христос не дает им ложных надежд и не обещает, что впереди у них сладкая жизнь и постоянный успех. Наоборот, Иисус открыто говорит им, что их ожидает: “Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков”.

Безусловно, эти слова в первую очередь были адресованы именно тем людям, которым были непосредственно сказаны. Мы знаем, что они исполнились (время гонений описано в Деяниях апостолов). Но не успокаивайте себя тем, что слова Господа относятся только к тому времени. Пока существует Церковь, верующие в любой момент могут стать овцами среди волков. Христиане должны смириться с тем, что неверующие их будут ненавидеть, гнать, злословить. Необращенные люди не будут проявлять к ним своей расположенности — не стоит ее ждать. Истинно сказал Мартин Лютер: “Каин будет убивать Авеля, если сможет, до скончания века”. “Не дивитесь, — говорит апостол Иоанн, — если мир ненавидит вас” (1 Ин 3:13). “Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы” (2 Тим. 3:11).

В-третьих, Господь говорит, что эти семьдесят призванных должны полностью посвятить себя служению. Они не должны любить деньги или роскошь: “Не берите ни мешка, ни сумы, ни обуви”. Они должны были вести себя так, как будто у них нет лишнего времени, чтобы тратить его на пустые комплименты и ненужную вежливость: “Никого на дороге не приветствуйте”.

К толкованию этих замечательных слов нельзя подходить без некоторых оговорок. Пришло время, и Господь в конце Своего служения сказал Своим ученикам: “Кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму” (Лк. 22:36). Апостол Павел не стыдился приветствовать, а апостол Петр заповедал: “Будьте… дружелюбны” (1 Пет. 3:8). Тем не менее в словах нашего Господа, обращенных к семидесяти ученикам, заложен глубокий смысл — нам не следует пренебрежительно относиться к ним. Служители и проповедники Евангелия не должны позволять миру полностью поглощать их время и мысли, препятствовать их духовному служению. Забота о деньгах и чрезмерное внимание к правилам вежливости — это ловушка, стоящая на пути служителя.

Будем же помнить об этом. Хотя эти слова в первую очередь адресованы служителям, они в той или иной мере касаются всех христиан. Старайтесь показать неверующим людям, что жизнь слишком ценна для вас, чтобы растрачивать ее на бесконечные обеды, посещения, приемы и тому подобное, как будто не существует смерти, суда и жизни вечной. Будьте вежливыми, но не делайте из вежливости идола, перед которым должно преклониться все остальное. Открыто заявите, что вы ищите вечную страну и что у вас нет времени на застолья, покупку нарядов, обмен комплиментами и любезностями. Воспользуйтесь принципом Неемии: “Я занят большим делом, не могу сойти” (Неем. 6:3).

В-четвертых, Господь призывает семьдесят избранных к простоте и довольству тем, что у них есть. Останавливаясь у кого-нибудь в доме, они не должны были привередливо относиться к пище и крову. Господь заповедал им: “…ешьте и пейте, что у них есть… не переходите из дома в дом”.

Эти наставления, без сомнения, в первую очередь относятся к служителям Евангелия, ведь они — это те люди, которые в свей жизни должны остерегаться духа мира. Скромность в пище и жилье, готовность жить в любых условиях, но не в ущерб здоровью, всегда была отличительной чертой “людей Божьих”. Если проповедник прославился своей любовью к еде и к комфорту, считайте, что его служение подошло к концу. Проповедь о “невидимом” не даст никакого результата, если жизнь проповедника свидетельствует, что для него важно то, что “видимо”.

Но не думайте, что наставления нашего Господа относятся только к служителям. Они должны затронуть каждого верующего, всякого, кто Духом Святым призван и соделан святым Божиим. Христос призывает нас к скромности и простоте в жизни. Не стоит слишком много думать о пище, мебели, доме и всех тех многочисленных вещах, которые заботят тело. Нужно стремиться жить как люди, которые думают только о своей бессмертной душе. Идите по миру как люди, которые еще не достигли дома и которых не заботит огонек в окне придорожной гостиницы. Блаженны те, которые знают, что в этой жизни они странники и пришельцы, что лучшее ждет их впереди!

Примечания Лк. 10:1-7

Греческое слово, употребленное здесь, встречается еще раз в Новом Завете — в Деян. 1:24, где переводится словом “покажи”. Согласно Паркхурсту, этот греческий глагол означает “выделить, назначить на служение с помощью внешнего знака. Это слово часто использовали и светские авторы, и авторы апокрифических книг”. Существительное “явление”, употребленное в Лк. 1:80 (“явление” Иоанна Крестителя Израилю), образовано от этого глагола.

Мы не знаем ни как звали этих людей, ни что с ними произошло потом. О них нигде больше не говорится в Новом Завете. Большинство комментаторов хотят понять, почему Иисус избрал именно семьдесят учеников. Гротий говорит, что Христос избрал их по числу членов иудейского синедриона, которых было семьдесят два (по шесть представителей от каждого колена израильского). Уордсворт отмечает, что “в Израиле было семьдесят больших семей (Быт. 46:27), Моисей собрал семьдесят мужей-старейшин (Числ. 11:16, 25) и в Елиме, где расположились израильтяне, было семьдесят финиковых деревьев (Исх. 15:27). Кроме того, иудеи полагали, что в мире существует семьдесят языков”.

Современным миссионером следует помнить, что Христос посылал учеников по двое. “Двоим лучше, нежели одному” (Еккл. 4:9).

Здесь употреблено особенное греческое слово. Буквально оно означает “бросить, послать с силой”. Оно употреблено в этом месте для того, чтобы показать, что только Бог Своей силой и влекущим зовом может подвигнуть человека стать служителем и трудиться на ниве Божьей.

В этом выражении намеренно подчеркивается местоимение “Я”, чтобы указать на достоинство служения учеников.

(В англ. переводе “ни туфлей”. — Прим. пер.). У св. Марка мы читаем, что, когда наш Господь послал учеников проповедовать, Он заповедал им обуваться в простую обувь — сандалии. Нужно помнить, что у иудеев туфли и сандалии представляли собой разную обувь. Сандалии закрывали только ступню и представляли собой подошву, привязанную ремешком за лодыжку. Туфли же закрывали всю стопу, и их как правило носили богатые. В этом отрывке Иисус запрещает носить туфли, а не сандалии. Такое объяснение дает Мэйджер, и выглядит оно вполне правдоподобным. Людям, чье единственное занятие — проповедь, было намного удобнее носить сандалии.

Это выражение объясняется по-разному. Но одно очевидно: наш Господь не хотел, чтобы Его ученики пренебрегали правилами вежливости. К тому же, прямо в следующем стихе Иисус призывает вежливо приветствовать хозяев дома, в который ученики будут заходить.

Шоттген полагает, что Христос здесь имеет в виду иудейский обычай, по которому путешествовавшие, молящиеся или размышляющие имели право не отвечать приветствием на приветствие.

Другие думают, что здесь наш Господь выступает против длинных церемониальных приветствий, которые были приняты в восточных странах. Христос не хотел, чтобы Его ученики тратили много времени на них. Барнес говорит: “Если встречаются два араба одного ранга, они протягивают друг другу правую руку и в рукопожатии поднимают их, как будто для поцелуя. Затем они разжимают руки и целуют свою руку вместо руки друга, а затем кладут ее на лоб один другому. Потом они целуют друг друга в бороду и благодарят Бога за то, что он дал им возможность встретиться. После этого они молятся Всевышнему друг за друга. Иногда они пожимают руки и целуются не менее десяти раз”.

Объяснение Ефима кажется более правдоподобным. Он полагает, что Иисус запретил приветствовать встречных для того, чтобы ученики не забывали главного: они посвятили себя служению и должны проповедовать Царствие Божье, не растрачивая драгоценное время на ненужные приветствия. Ефим также вспоминает о Елисее, который сказал Гиезию: “Опояшь чресла твои и возьми жезл мой в руку твою, и пойди; если встретишь кого, не приветствуй его, и если кто будет тебя приветствовать, не отвечай ему” (4 Цар. 4:29).

Служители всегда должны помнить о времени. Им не следует тратить его на бесконечные утренние визиты и рассылку разного рода открыток, как то делают те, кому нечем заняться. У человека Божия не должно быть свободного времени на какие-либо другие дела, кроме дела его Господа. Если человек из мира думает, что служитель будет тратить много времени на разного рода знаки вежливости, значит, он не знает, каким должен быть настоящий служитель.

Возможно, эти слова были обычным иудейским приветствием (см. 1 Цар. 25:6; Пс. 121:7, 8).

Епископ Пирс объясняет это выражение следующим образом: “Обычно иудеи называли человека, у которого было то или иное качество, сыном этого качества. О сыне мира говорится здесь, а в Мтф. 9:19 и Лк. 7:35 люди названы сынами мудрости. Точно так же, если человека осуждали на что-то, его называли сыном того, на что осуждали. Нечестивых людей называли чадами гнева (Еф. 2:3). Иуда был сыном погибели (Ин. 17:12). Человек, который желал умереть, был сыном смерти (2 Цар. 12:5). Таким образом, это выражение означает: “Если будет там достойный человек, заслуживающий пожеланий добра, мир ваш пребудет на нем”. Заключительная часть этого стиха похожа на слова из псалма: “…молитва моя возвращалась в недро мое” (Пс. 34:13).

Значение этого повеления объясняется в конце стиха: “не переходите из дома в дом”. Ученики должны были быть довольны любым кровом, который им предлагали, и не быть привередливыми в пище.

Более точно это выражение можно перевести как “то, что от них”. Мэйджер полагает, что оно означает следующее: “то, что принадлежит им, то, что они сами едят”.

Это выражение-притча — единственное, которое процитировано в посланиях. Св. Павел использовал его в письме к Тимофею вместе с припиской “Писание говорит” (1 Тим. 5:18). Этот факт позволил многим предположить, что Евангелие от Луки было закончено ко времени написания письма к Тимофею и уже считалось Священным Писанием.

Форд приводит очень интересны замечания Сесила и Скоугала, касающееся обязанностей служителей. Так, Сесил говорит: “Одно дело быть смиренным и снисходительным, но совсем другое — льстивым, угодливым и заслуживающим презрения. Люди мира всегда видят, когда служитель занимает не свое место”.

Скоугал замечает: “Вызывает сожаление и тот факт, что слишком часто собираются компании, которые ведут праздные светские разговоры. Как мудро заметил Иероним Непотиану, церковнослужителя очень скоро начинают презирать, если он принимает все приглашения на обед”.

 Евангелие от Луки 10:8-16

8 И если придете в какой город и примут вас, ешьте, что вам предложат,
9 и исцеляйте находящихся в нем больных, и говорите им: приблизилось к вам Царствие Божие.
10 Если же придете в какой город и не примут вас, то, выйдя на улицу, скажите:
11 и прах, прилипший к нам от вашего города, отрясаем вам; однако же знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие.
12 Сказываю вам, что Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому.
13 Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они, сидя во вретище и пепле, покаялись;
14 но и Тиру и Сидону отраднее будет на суде, нежели вам.
15 И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься.
Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня.

В этих стихах изложена вторая часть наставлений Христа семидесяти ученикам. Этот отрывок, как и предыдущий, адресован в первую очередь служителям и учителям. Тем не менее в нем содержатся уроки, важные для всех членов Церкви Христовой.

Во-первых, заметьте, что весть, которую наш Господь повелевает провозглашать одним из первых Своих посланников, очень проста. Мы читаем, что Он поручил им говорить: “Приблизилось к вам Царствие Божие”.

Эти слова должны были быть основными в проповеди каждого из семидесяти. Конечно, скорее всего, они добавляли к этому одному предложению еще что-то от себя. Слова о приближении Божьего царства для евреев того времени имели больше смысла, чем для нас сегодня. Для израильтян эти слова означали, что приближается время прихода Мессии, что давно обещанный Спаситель скоро явится, “придет Желаемый всеми народами” (Агг. 2:7). Все это, безусловно, так. Когда внезапно семьдесят человек начали возвещать среди большого количества людей, что приблизилось Царство Божие, на них не могли не обратить внимания, их словам не могли не поверить. Но все же весть их была очень простой.

К сожалению, сегодня христианское учение не преподается так же просто. Вряд ли Бог одобряет использование сложных философских рассуждений или витиеватых аргументов в разговоре с неверующими людьми. Простые, ясные утверждения, сказанные с верой, всегда оказывают на сердце человеческое большое воздействие. Об этом должны помнить родители и учителя воскресных школ, служители и миссионеры. Не следует беспокоиться, что евангельская весть может выглядеть недостаточно доказанной. Доказательства не приводят души ко Христу. Евангельские истины нужно излагать просто и с чувством. О них нужно сказать, а остальное они сделают сами за себя. Они пронзают сердце как стрелы Божьего лука, вызывая отклик даже у самого равнодушного слушателя.

Во-вторых, заметьте, что те, кто отвергают Евангелие Христа, совершают страшный грех. Наш Господь говорит, что “Содому в день оный будет отраднее”, чем тем, кто не принял весть Его учеников. Вина Хоразина и Вифсаиды, городов галилейских, в которых Христос часто проповедовал и совершал чудеса, но в которых люди все равно не покаялись, намного больше вины Тира и Сидона.

Эти слова ужасают. Они напоминают об истине, которую люди часто забывают. Эта истина заключается в том, что каждый будет судим в соответствии с тем духовным знанием, которое получил. Чем больше было дано, тем больше спросится. Эти слова показывают, что неверие и ожесточенность живут в человеческом сердце. Люди слушали проповедь самого Христа, видели, как Он творил чудеса, но все равно не обратились. Также эти слова указывают на ответственность человека за состояние своей души. Не стоит жалеть тех, кто отверг Евангелие, не пожелав раскаяться и поверить: в глазах Бога они виновны и достойны порицания. Бог говорил к ним, но они не обратили на это внимания. Бог остается справедливым, когда осуждает неверие. Кровь необращенных лежит на их голове. Судья же всей земли поступает праведно.

Сохраните все сказанное в своем сердце и остерегайтесь неверия. Не только открытый грех и распутство разрушают душу. Если Евангелие стучится в дверь вашего сердца, а вы сидите и ничего не делаете, то однажды вы обнаружите, что оказались в яме. Не надо совершать большого греха и открыто выступать против веры. Достаточно оставаться холодным и безразличным к Евангелию, чтобы оказаться в конце концов в аду. Так погибли Хоразин и Вифсаида. Так погибают тысячи людей на протяжении всей мировой истории. Неверие — самый тихий грех, но самый опасный.

И последнее. Заметьте, что Господь Иисус удостаивает Своих верных служителей великой чести. Об этом мы узнаем из слов, завершающих наставление семидесяти ученикам. Христос говорит им: “Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня”.

Эти слова поистине удивительны, особенно если вспомнить, что сказаны они были не двенадцати апостолам, а семидесяти ученикам. В них совершенно отчетливо просматривается одна мысль: грешный мир должен считать служителей посланниками Христа. Пока они будут трудиться верно, их будут уважать ради их Господина. А кто будет презирать их, будет презирать не их, а их Господина. Тот, кто отвергнет спасение, которое они провозглашают, оскорбит не их самих, а их Царя. Когда Аннон, аммонитский царь, дурно обошелся с послами Давида, последний воспринял это как личное оскорбление (2 Цар. 10:1-19).

Помните же об этом и правильно относитесь к служителям Евангелия. К сожалению, с этим вопросом связано множество заблуждений. Иногда случается, что служителю поклоняются как идолу и суеверно почитают его. А бывает, что на служителя не обращают вообще никакого внимания. Такие крайности заслуживают осуждения. Они возникают из-за того, что верующие плохо знают Писание. Служитель, который верно не служит Христу или искажает Его послание, не имеет право на уважение людей. Но служитель, который провозглашает все советы Божии, ничего не скрывая, — это такой человек, чьими словами нельзя пренебрегать, не совершая великого греха. Верный служитель выполняет поручение Царя. Он глашатай, посол. Он знаменосец. Он несет добрую весть о мире. Именно о таком человеке говорил Иисус. Богатые могут притеснять его, злые — ненавидеть, любители удовольствий — раздражаться. Но служителя должны утешать слова его Господа: “…отвергающийся вас Меня отвергается”. Последний день покажет, что эти слова не были сказаны напрасно.

Примечания Лк. 10:8-16

Квеснел замечает по этому поводу: “Служитель Евангелия, удовлетворяя свои жизненные потребности, может пользоваться всем, что не запрещено, без показухи и жеманства. Если миссионер, пастор или проповедник проявляют полнейшее безразличие к физическим нуждам, они никогда не смогут достигнуть большого успеха в своем служении”.

На основании этой фразы можно сделать вывод, что в аду будут существовать разные меры наказания, точно так же, как разные меры благодати и славы на небесах.

Отметим, что наш Господь говорит о Содоме как о реально существовавшем городе и о вине его жителей как об имевшей место. У нас нет оснований считать, что исторические сведения Ветхого Завета — всего лишь мифы, придуманные для того, чтобы преподать нам нравственные или духовные уроки.

Заметим также, что в этом и в трех последующих стихах провозглашается великая истина: человек ответственен за свою веру, а неверие в Евангелие есть грех, который ведет в ад точно так же, как и грех нарушения десяти заповедей. Истинно, что ни один человек не может прийти ко Христу, если не привлечет его Отец. Но истинно и то, что Бог считает человека существом ответственным. Человек виноват в том, что не приходит ко Христу, и вина эта увеличит его наказание в последний день.

В этой местности наш Господь совершил больше всего чудес. Там жили, по крайней мере, пять апостолов: Петр, Андрей, Филипп, Иаков, и Иоанн. Но чудеса не обратили человеческие души.

Эти два города, прославившиеся своим богатством и идолопоклонством, были главными торговыми портами. Иезекииль пророчествовал об их разрушении (Иез. 38). Сейчас от них остались только развалины.

Стоит заметить, что Капернаум, о котором были сказаны эти страшные слова, полностью исчез с лица земли — даже развалин не осталось. До сих пор точно не известно, где он находился.

Еще обратить внимание следует на то, что слова “небо” и “ад” здесь использованы в аллегорическом смысле, и обозначают самое высокое вознесение и самое глубокое падение (см. Ис. 14:13).

Эти слова лучше любых других в Новом Завете описывают то высокое достоинство, которым обладают верные служители Христа. Те же, кто не принимает их послание, навлекают на себя осуждение. Мы должны помнить, что эти слова Иисус адресовал не двенадцати апостолам, а семидесяти ученикам, имена и судьба которых нам неизвестны. Скотт отмечает: “Отвергнуть посланника или отнестись к нему пренебрежительно — значит оскорбить князя, который послал его и сделал своим представителем. Апостолы и семьдесят учеников были посланниками и представителями Христа — тот, кто отвергал их, на самом деле отвергал Господа”.

Одно дело принимать взгляд Римско-католической церкви, которая верит в апостольскую преемственность и считает служителей посредниками между Богом и человеком, благодаря их должности и чину. Совершенно другое дело — презрительно относиться к их служению и не придавать их предупреждениям и увещеваниям никакого значения. Обеих крайностей следует избегать.

 Евангелие от Луки 10:17-20

17 Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем.
18 Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию;
19 се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам;
однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах.

Из этого отрывка мы узнаем, как легко успех может вскружить голову христианам. Мы читаем, что семьдесят учеников возвратились после своего первого миссионерского задания с радостью и “говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем”. Но это была неправильная радость. Они были довольны самими собой. Господь специально сказал о том, что сатана сошел с неба, чтобы предупредить их. Христос видел, что Его молодые и неопытные воины горды первой победой. Он видел, что они возгордились и что нужно умерить их необоснованное ликование. Поэтому Господь учит их не гордиться.

Урок, который преподал Иисус Своим ученикам, должны запомнить все те, кто трудится для Христа. Успеха желают все служители на ниве Божией. И служители поместной церкви, и миссионеры, и евангелисты, и преподаватели воскресных школ — все хотят успеха, все хотят, чтобы царство сатаны разрушилось и чтобы души обратились к Богу. Так и должно быть. Это хорошее желание. Но при этом не следует забывать, что время успеха — это период самой большой опасности для души. Сердце, которое унывает, когда ничего не получается, часто не в меру превозносится, когда все благополучно. Не многие люди могут, как Соломон, убить льва и не сказать об этом никому (Суд. 14:6). Не удивительно, что апостол Павел говорит, что епископ “не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом” (1 Тим. 3:6). Большинство тружеников Христа имеют ту меру успеха, которую может снести их душа.

Будем же молиться о смирении и особенно о смирении в те дни, когда мир и успех пребывают с нами. Когда все благополучно и все получается, когда крест легок и жизнь безоблачна, тогда наша душа находится в самой большой опасности! В это время мы должны особенно тщательно следить за своим сердцем. Именно тогда дьявол сеет в нас семена зла, которые однажды могут дать обильные всходы. Мало чья душа процветает в дни благоденствия. Мы склонны приносить жертвы сети своей и кадить неводу своему (Авв. 1:16). Нам кажется, что своей мудростью и силой мы добились победы, однако это не так. Поэтому никогда не следует забывать того, о чем предупреждает нас Христос в этом отрывке. Торжествуя, будем же взывать: “Господи, дай смирения!”

Во-вторых, из этого отрывка мы узнаем, что дары и власть творить чудеса не выше благодати. Господь сказал Своим ученикам: “Однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах”. Конечно, дар изгонять бесов — это честь. Ученики правильно делали, что благодарили за это Господа. Но самая большая честь — получить прощение и быть записанным в книгу спасенных душ.

Иисус подчеркивает, что между дарами и благодатью есть разница. Великолепные умственные способности, отличная память, ораторское мастерство, умение доказывать и убеждать — прекрасные дары. Но, к сожалению, обладатели, этих даров, иногда слишком почитают их, а те, у кого нет этих даров, безмерно восхищаются ими. Так не должно быть. Люди забывают, что дары без благодати не спасают душу. Дары есть и у сатаны. Благодать же — это непреходящее наследство, и хотя ее владелец может быть самым обычным человеком, она все равно приведет его к славе. Те, у кого есть дары, но нет благодати, мертвы в своих грехах, хотя дары их могут быть совершенными и необычными. Те же, у кого нет даров, но есть благодать, живы для Бога, даже если они необразованны и невежественны. И “псу живому лучше, нежели мертвому льву” (Еккл. 9:4).

Пусть же в нашей вере благодать будет самым главным. Не успокаивайтесь, даже если вы умеете красиво говорить, с силой проповедовать, хорошо убеждать, разумно спорить и смело заявлять во всеуслышание о своей вере. Не удовлетворяйтесь тем, что вы хорошо знаете христианское вероучение и отлично разбираетесь в нем. Все это хорошо, но все это не важнее благодати. Конечно, нельзя недооценивать значение даров. Они должны быть, но все же они не благодать Божья, они не избавят вас от ада. Не успокаивайтесь, пока в сердце не получите свидетельство Святого Духа, что вы оправдались и освятились именем Господа вашего Иисуса Христа и Духом Бога вашего (1 Кор. 6:11). Стремитесь к уверенности, что ваши имена записаны на небесах, что вы во Христе и Христос в вас. Стремитесь быть письмом, узнаваемым и читаемым всеми людьми, стремитесь показать своей кротостью, любовью, верой, что вы дети Божьи. Такое стремление — знак истинного христианства. Человек может обладать множеством даров, но без благодати он может стать последователем Иуды Искариота, или лжеапостола, и отправиться в ад. А с этим знаком человек может быть, подобно Лазарю, бедным и презренным на земле, не имеющим никаких дарований. Но его имя будет записано на небесах, и в последний день он будет среди народа Божьего.

Примечания Лк. 10:17-20

Мы не знаем точно, через какое время вернулись семьдесят учеников. Но с уверенностью можно сказать, что проповедовали они недолго.

Комментаторы, объясняя это выражение, как правило придерживаются одной из двух точек зрения.

Одни думают, что наш Господь говорит здесь о том, какое влияние на царство сатаны оказала проповедь семидесяти учеников: “Я видел в духе, что власть сатаны сошла на нет и что в результате вашего служения он утратил свое господство над людьми”. Такой точки зрения придерживаются многие современные комментаторы, но мне она кажется необоснованной. Вряд ли этим толкованием можно объяснить, почему наш Господь говорит здесь такие серьезные слова.

Другие думают, что здесь наш Господь свидетельствует о том, что сатана и его ангелы, не сохранив своего первоначального достоинства, были сброшены с неба и низвергнуты в ад: “Я видел, как сатана, великий и могущественный, лишился своего высокого положения и стал злым духом”. Это объяснение, на мой взгляд, более верное. Его придерживались Киприан, Амвросий, Иоанн Златоуст, Иероним, Григорий, Беда, Феофилакт, Бернард, Эразм, Пеликан, Доддридж, Гилл и Альфорд.

Предполагая, что в этих стихах наш Господь говорит о падении сатаны, комментаторы извлекают из них разные практические уроки.

Феофилакт, Гейнсий и Гилл полагают, что Господь имел в виду следующее: “Не удивляйтесь, что бесы повинуются вам, ибо я видел, как их князь был низвергнут, и поэтому вы сейчас можете низвергать его слуг”.

Киприан, Иероним, Григорий, Беда, Эразм, и Пеликан полагают, что здесь наш Господь предостерегал Своих учеников против тщеславия: “Не воображайте о себе только потому, что бесы вам повинуются. Помните, что сатана пал из-за гордости, и Я это видел”.

Я верю, что истинна последняя точка зрения, тем более, что ее подтверждает сам апостол Павел, советуя Тимофею не назначать епископа из новообращенных, “чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом” (1 Тим. 3:6).

Точно не ясно, как нужно интерпретировать эти слова — буквально или фигурально. За буквальное толкование говорит обещание нашего Господа, данное в Евангелии от Марка 16:18, и тот факт, что апостол Павел, “стряхнув змею в огонь, не потерпел никакого вреда” (Деян. 28:5). За фигуральное толкование — тот факт, что сатана был назван змием древним, а бесы обладают его природой, и что в Быт. 3:15 обещано, что семя жены будет поражать змея в голову. А в этом, без сомнения, заинтересованы все христиане.

Скорпион — это ядовитое насекомое длиной в четыре дюйма и с жалом на хвосте. Оно живет в странах с тропическим климатом. Укус скорпиона очень опасен. Сворачиваясь, насекомое напоминает яйцо (см. Лк. 9:12).

Здесь идет речь о сатане, главном враге Бога и человека.

Эти слова значат: “на небесах вы числитесь гражданами Божьего царства, вы избраны ко спасению через Христа, прощены, приняты и спасены”. То же выражение использует апостол Павел: “…которых имена — в книге жизни” (Фил. 4:3). См. также Дан. 12:1; Откр. 13:8; 22:12. У Иеремии мы находим выражение с противоположным смыслом: “написаны на прахе”.

 Евангелие от Луки 10:21-24

21 В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение.
22 И, обратившись к ученикам, сказал: все предано Мне Отцем Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.
23 И, обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи, видящие то, что вы видите!
ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали.

Разбирая этот отрывок, мы отметим пять любопытных моментов, которые заслуживают внимания всех, кто хочет стать мудрым.

Во-первых, следует отметить, что в этих стихах описан единственный случай, когда Иисус радовался. Мы читаем, что Он “в тот час возрадовался духом”. Три раза в евангелиях говорится о том, что Иисус плакал, и только один раз — что радовался.

Что же вызвало радость Христа? Обращение душ. Самые слабые и неимущие иудеи принимали Евангелие, в то время как “мудрые и разумные” отвергали. Конечно, многое в этом мире печалило нашего Господа. Большинство людей, которым Христос служил, упрямо не хотели верить. Но когда Господь увидел, что несколько бедных людей приняли радостную весть о спасении, Его сердце наполнилось счастьем. Он увидел и возрадовался.

Пусть же все христиане последуют примеру нашего Господа. Мало что в этом мире может ободрять. Многие, живущие рядом с нами, идут широкой дорогой, ведущей к погибели. Нас окружают равнодушные, ожесточившееся и неверующие люди. И только единицы верят во спасение своей души. Но мы должны быть благодарными Богу даже за этих немногих. Мы должны благословлять Его за то, что вообще кто-то обращается и верует. Мы даже представить себе не можем, насколько человек греховен. Мы не понимаем, что обращение хотя бы одной души — это чудо, такое же великое чудо, как воскрешение умершего Лазаря. Научитесь же у нашего Господа быть благодарными. Всегда среди туч есть просветы, в которых видна голубизна неба. И хотя только немногие получили спасение, все равно у нас есть повод для радости. Только благодатью и незаслуженной милостью человек может спастись.

Во-вторых, обратим внимание на то, что и в спасении грешников Бог проявляет Свое всевластие. Мы читаем, что наш Господь говорит Своему Отцу: “Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам”. Значение этих слов совершенно очевидно. От некоторых спасение скрыто, а некоторым открыто.

Истина, открытая здесь, — это тайна. “Он превыше небес, — что можешь сделать? глубже преисподней, — что можешь узнать?” Мы не можем объяснить, почему одни обращаются, а другие остаются мертвыми во грехах. Мы не можем ответить на вопрос, почему Англия — это христианская страна, а Китай погряз в идолопоклонстве. Мы знаем только то, что так есть. Сказанное Господом смертный человек может только принять со словами: “Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение!”

Но не забывайте, что всевластие Бога не лишает человека ответственности. Тот самый Бог, который творит все по совету воли Своей, относится к нам как творению, которое несет за себя ответственность. Господь относится к нам как к существам, которые сами будут виноваты в своей смерти, если не ответят на Божий призыв. Мы не можем понять Бога. Мы видим все отчасти и знаем отчасти. Будем же утешаться мыслью о том, что судный день все прояснит и что Судья всего и всех не ошибется. Сейчас же будем помнить, что Бог предлагает Свое спасение бесплатно всем, без ограничения, и что “в своих делах мы должны следовать воле Божьей, которая открыта нам в Слове Божьем” (17-я статья Вероисповедания англиканской церкви). Если истина сокрыта от одних и открыта другим, мы можем быть уверены, что на то есть основание.

В-третьих, давайте посмотрим, от кого истина сокрыта, а кому открыта. Мы читаем, что наш Господь сказал: “Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам”.

Эти слова можно понять неверно, поэтому будьте осторожны. Не думайте, что одни люди достойны спасения больше, чем другие. Все — грешники, и все заслуживают гнев и осуждение. Это непреложная истина. Мудрость мира часто делает людей гордыми, увеличивая их естественную враждебность по отношению к Евангелию Христа. Человеку, который не гордится своим знанием или высоконравственным поведением, всегда легче прийти к познанию истины. Мытари и грешники часто первыми входят в Царство Божье, а книжники и фарисеи остаются вне его.

Остерегайтесь же самоправедности. Ничто так не лишает человека способности видеть истину Евангелия, как иллюзия, что он знает больше другого и ведет себя лучше другого и что его жизнь выдержит любую проверку. Блажен тот, кто осознает, что он “несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг” (Откр. 3:17). Понять, что ты испорчен, — значит сделать первый шаг для того, чтобы исправиться. Осознание своего невежества — это начало спасительного знания.

В-четвертых, нужно обратить внимание на величие и достоинство нашего Господа Иисуса Христа. Мы читаем Его слова: “Все предано Мне Отцем Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть”.

Это слова Того, кто был самим Богом, а не просто человеком. Ни патриархи, ни пророки, ни апостолы, ни святые никогда не говорили подобных слов. Эти слова помогают нам лучше узнать природу и личность нашего Господа. Они являют Его Царем царей, Главой всего: “Все предано Мне Отцем Моим”. Эти слова показывают, что Христос это не Отец, но все же Они одно, и Христос знает все об Отце. “Кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына”. Эти слова показывают, что Христос являет Отца сынам человеческим, являет Бога, который прощает беззакония и любит грешников ради Своего Сына. “Кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть”.

Положитесь же на слова нашего Господа Иисуса Христа. Он Тот, кто силен спасти. Он понес на себе все наши тяжкие грехи. И хотя дело нашего спасения — дело нелегкое, Христос может совершить его. Если бы Христос не был Богом так же, как Он был человеком, у нас был бы повод отчаиваться. Но с таким Спасителем, как Он, мы можем с дерзновением и надеждой бесстрашно ожидать смерти и суда. Мы полагаемся на Могущественного. Христос, навечно благословенный Богом, который над всем, не разочарует тех, кто доверился Ему.

Наконец, заметим, что слушающим Евангелие оказана большая честь. Мы читаем, что наш Господь сказал Своим ученикам: “Блаженны очи, видящие то, что вы видите! ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали”.

Скорее всего, христиане полностью не поймут значения этих слов до тех пор, пока не настанет последний день. Мы очень плохо представляем себе, какими многочисленными преимуществами обладают верующие, живущие после пришествия Христа, по сравнению с теми, кто жил до того, как Христос родился. Ветхозаветные верующие отличаются от новозаветных верующих, как день отличается от ночи, а зима от лета, как разум младенца отличается от разума взрослого. Конечно, ветхозаветные святые ждали прихода Спасителя верой. Они верили в воскресение и в жизнь грядущую. Но приход и смерть Христа открыли то, что раньше было скрыто. Эти события разрешили вопросы, которые раньше решить было невозможно. Одним словом, “еще не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния” (Евр. 9:8). Самый скромный христианин может понять то, чего не могли объяснить ни Давид, ни Исаия.

Заканчивая изучать этот отрывок, подумайте, в каком неоплатном долгу вы находитесь перед Богом и какую ответственность накладывает на вас знание полного Евангелия. Проверьте, должным ли образом вы используете свои привилегии. Обладая полным Евангелием, убедитесь, что вы не пренебрегаете им. Никогда не забывайте, что “от всякого, кому дано много, много и потребуется” (Лк. 12:48).

Примечания Лк. 10:21-24

Это выражение значит: “Я благодарю Тебя, что, сокрыв это от мудрых и разумных, Ты открыл это младенцам”. Похожую фразу мы находим в Рим. 6:17: “Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя”. Павел благодарит Бога не за то, что они были рабами греха, а за то, что они стали послушными учению. Кэмпбел замечает, что подобное выражение встречается в Ис. 12:1 и буквально означает: “Господь, благодарю Тебя, что, хотя раньше Ты гневался на меня, сейчас Твой гнев прошел”.

Среди иудеев книжники и фарисеи, священники и старейшины были мудрыми и разумными в своих глазах и поэтому отказались принять Евангелие Христа.

“Младенцами” среди иудеев были рыбаки, мытари и другие бедные, необразованные люди, которые стали учениками Христи и последовали за Ним, когда большинство людей не хотели верить.

Заметьте, что слова этого стиха и следующего Господь повторял неоднократно. Они были сказаны и в Мтф. 11:25, но совершенно при других обстоятельствах.

Процитируем здесь слова Уитби: “Все — значит вся власть на небе и на земле (Мтф. 28:18), весь суд (Ин. 5:22), власть всякой плоти дать жизнь вечную (Ин. 17:2-3). Сейчас это еще и власть воскрешать мертвых, власть судить их по их делам и тайным помышлениям, а значит, божественная власть, а божественная власть может быть только у Бога. Все это доказывает божественность Христа!”

Здесь имеются в виду такие цари, как Давид, Соломон, Езекия, Иесофат.

 Евангелие от Луки 10:25-28

25 И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
26 Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь?
27 Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.
Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.

Во-первых, отметим, что в этом отрывке нашему Господу Иисусу Христу задан очень важный вопрос. Лука пишет, что один законник спросил Его: “Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?” Очевидно, что законник действовал из неправильных побуждений. Он задал свой вопрос, чтобы искусить нашего Господа, спровоцировать Его сказать что-то такое, что бы могли использовать Его враги против Него. Тем не менее этот вопрос остается одним из самых важных и заслуживает самого пристального внимания со стороны каждого человека, живущего на земле. Все мы грешники — умирающие грешники, грешники, которые будут осуждены после смерти. Как простятся наши грехи? С чем мы предстанем перед Богом? Как не попасть в ад? Как избежать будущего гнева? Что нужно делать, чтобы спастись? Эти вопросы должны задавать себе люди любого социального положения, а задав, не должны успокаиваться, пока не получат на них ответы.

К сожалению, вопрос, который задал законник, сегодня волнует не многих. Тысячи людей думают о том, что им есть, что пить, во что одеться, где добыть деньги, как повеселиться, как добиться успеха. Но мало у кого появляется даже мимолетное желание получить спасение для своей души. Люди ненавидят мысль об этом, ведь мысли о спасении лишают их покоя. Верно сказал наш Господь: “…широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими” (Мтф. 7:13).

Не стыдитесь задать вопрос этого законника себе. Думайте, размышляйте, не успокаивайтесь, пока не найдете ответа на него. Ищите внутри себя свидетельства Святого Духа, что вы действительно покаялись, что у вас есть живая вера в Божью милость, которая дается через Христа, и что вы по-настоящему следуете за Богом. Всеми этими качествами обладают наследники вечной жизни, которые однажды войдут в обители, приготовленные для детей Божьих.

Во-вторых, отметим, что наш Господь Иисус Христос высоко почитал Писание. Из разговора с законником видно, что Христос относится к Слову Божьему как к единственному правилу веры и жизни. Отвечая на вопрос законника, Христос не говорит о том, как иудейская церковь понимает вечную жизнь и чему учат книжники, фарисеи и священники. Господь выбирает простой и правильный путь. Христос отправляет законника к писаниям Ветхого Завета: “В законе что написано? как читаешь?”

Пусть принцип, заложенный в этих словах, станет основополагающим принципом нашей христианской веры. Пусть только Библия, вся Библия и ничего, кроме Библии, станет правилом нашей веры и жизни. С этим принципом мы можем безбоязненно путешествовать по дороге жизни. Иногда она может казаться нам узкой, а наша вера может подвергаться суровому испытанию, но все же мы никогда не совершим большой ошибки. Оставив же этот принцип, мы окажемся в пустыне, где нет никаких дорог. Кто знает, во что мы тогда поверим или что будем делать. Никогда не забывайте, что этот принцип — якорь. Он удержит нас. Неважно, что говорят отцы церкви или современные епископы и образованные богословы. Важно, что говорит Библия. Могут ли эти люди подтвердить свои слова Библией? Если нет, не стоит им верить. Если проповедь или книга противоречит Писанию хотя бы в чем-то, она не имеет никакой ценности. О такой проповеди надо забыть, а книгу выбросить. Что говорит Писание — это единственное правило и мера истины. “Обращайтесь к закону и откровению, говорит Исаия. — Если они не говорят, как это слово, то нет в них света” (Ис. 8:20).

Наконец, обратим внимание на то, что иудеи во время земной жизни Христа очень хорошо знали свои обязанности по отношению к Богу и человеку. Мы читаем, что, отвечая на вопрос Иисуса, законник сказал: “Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя”. Он дал хороший ответ. Сегодня даже очень хорошо образованный христианин вряд ли сможет более верно изложить свои каждодневные обязанности.

Слова законника поучительны. С одной стороны, они показывают, что по сравнению с другими языческими народами Израиль во времена Ветхого Завета обладал великой привилегией знания о Боге. Иудеи, которые, подобно этому законнику, так хорошо знали свои обязанности, стояли намного выше греков и римлян. С другой стороны, ответ законника показывает, что человек может обладать ясным рациональным знанием и в то же время иметь сердце, полное нечестия. Так, законник, говоря, что любит Бога всей душой и ближнего как самого себя, пытался искусить Христа и причинить Ему вред, желая оправдать себя и показать себя любящим человеком! Остерегайтесь же подобной веры. Знающая голова и нераскаивающееся сердце — это очень опасное сочетание. “Если знаете, блаженны, когда исполняете” (Ин. 13:7).

Заканчивая разбирать этот отрывок, давайте запомним, что обязанности, о которых в нем идет речь, — это и наши обязанности. Любите ли вы Бога всем своим сердцем, всею душой, всею крепостию и всем разумением? Любите ли своего ближнего как себя? Есть ли человек, который может честно сказать: “Да”? Есть ли человек, который не положит руку свою на уста свои, услышав подобные вопросы? Все мы мало любим Бога и ближнего! Самые лучшие из нас, самые святые, далеки от совершенства. Отрывки, подобные этому, показывают, что мы нуждаемся в крови и праведности Христа. Ко Христу мы должны идти, если хотим с дерзновением предстать пред престолом Бога-Судьи. У Него мы должны искать благодать, чтобы любовь к Богу и человеку стала главным принципом нашей жизни. Во Христе мы должны пребывать, чтобы не забыть об этом принципе, чтобы показать миру, что в соответствии с ним хотим жить.

Примечания Лк. 10:25-28

Законники, о которых говорится в евангелиях, — это люди, посвятившие свою жизнь изучению закона Божьего.

Обратите внимание, что нашему Господу три раза задавали подобный вопрос. Первый раз такой вопрос задал богатый юноша, и об этом говорится во всех трех первых евангелиях. Второй раз, уже в конце служения Христа, Его спросил об этом какой-то человек, которого интересовало, какая самая большая заповедь. Третий случай описал св. Лука в этом отрывке.

Возможно, этот вопрос в то время особенно интересовал иудеев.

Приведем здесь цитату из работы католика Квеснела: “Иисус Христос отправляет нас к закону, хотя Сам был законом Божиим, Он был самой истиной, и поэтому мог святым наставлением наставить душу. Бесполезно искать другие пути и маяки в жизни. Дух Святой дает закон и делает его правилом жизни. Он оскорбляется, когда мы не изучаем его или предпочитаем ему человеческую философию. Каждому христианину на судилище Божием зададут подобные вопросы: “Что написано в законе? О чем ты читал в евангелиях? Как ты использовал то, что читал?” Что сможет ответить человек, который не обращался к Библии, хотя у него были и способность, и возможность постоянно делать это?”

Скорее всего, эти слова были вероисповедной формулой у иудеев.

Витринга замечает: “Законник ответил словами, которые каждый день читали в синагоге”.

Доддридж пишет: “Этот отрывок из Писания все еще читают в синагогах при утренней и вечерней молитвах, и называется он по первому слову — Шемах. При этом фраза “возлюби ближнего как самого себя” опускается”.

Это выражение означает, что, если человек сможет полностью исполнить то, о чем говорил законник, он будет оправдан своей жизнью. Но так не может жить ни один человек, поэтому все люди нуждаются в чужой праведности — в праведности Христа. Это со всей очевидностью следует из Евангелия. Господь хотел, чтобы законник это понял.

 Евангелие от Луки 10:29-37

29 Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?
30 На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.
31 По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.
32 Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.
33 Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился
34 и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем;
35 а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.
36 Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.

В этом отрывке содержится хорошо известная притча о добром самарянине. Чтобы понять ее смысл, мы должны посмотреть на ее контекст. Иисус рассказал эту притчу в ответ на вопрос законника “кто мой ближний?” Закончив повествование, Иисус обратился к совести спросившего. Мы не должны об этом забывать. Цель притчи — показать, что есть истинное милосердие и братская любовь. Если мы упустим из виду эту цель и станем в этой притче отыскивать какие-то аллегории, то исказим смысл Писания и лишим себя ценного урока.

Во-первых, из этой притчи мы узнаем, как редко встречается настоящая братская любовь. Этот урок лежит на поверхности. Наш Господь рассказывает о путешественнике, которого поймали разбойники, избили, раздели и полуживого бросили на дороге. Потом Он говорит о священнике и левите, которые шли тем же путем, видели раненого человека, но даже не подумали ему помочь. Оба они должны были оказать ему милость по долгу службы, но оба оказались бесчувственными эгоистами и не пошевелили даже пальцем, чтобы помочь. Скорее всего, они оправдывали себя тем, что ничего не знают о раненом путешественнике, что, наверно, он сам виноват в своем несчастье и что у них нет времени, чтобы останавливаться: им нужно делать свое дело и не отвлекаться на каких-то странников. В результате они прошли мимо.

То же самое постоянно происходит в мире. Эгоизм — главная черта большинства людей. Дешевое милосердие, не требующее жертв, широко распространено. Но доброта сердца, которую не заботит, с какими проблемами она может столкнуться, совершая благое дело, — это добродетель, встречающаяся нечасто. В мире множество людей, у которых нет друзей и которым некому помочь. Есть также множество “священников и левитов”, которые видят их проблемы, но проходят мимо.

Не ждите многого от доброты человеческой. Если будете слишком на нее надеяться, вас постигнет разочарование. Чем больше мы живем, тем отчетливее видим, что немногие любят других бескорыстно и что чистая братская любовь так же редка, как и драгоценные изумруды. Но, благодарность Богу, Иисус Христос не такой, как другие люди! Его благость и любовь непреходящи. Он никогда не разочарует Своего друга. Блажен тот, кто от всего сердца может сказать: “Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя” (Пс. 61:6).

Во-вторых, мы узнаем, к кому мы должны проявлять доброту и кого любить как своего ближнего. Мы читаем, что бедному израненному путешественнику помог только самарянин. Этот человек был из народа, который с иудеями не сообщался (Ин. 4:9). Он бы мог легко найти себе оправдание и не помочь, подумав, что, поскольку дорога из Иерусалима в Иерихон проходит по иудейской территории, то пусть иудеи сами разбираются. Но он так не сделал. Он видит полуживого человека в разорванной одежде. И, не задавая лишних вопросов, сразу же приходит на помощь. Самарянин не думает о трудностях. Наш Господь говорит: “Иди и поступай так же”.

Поэтому христианин должен быть готов явить милосердие и братскую любовь каждому, кто в ней нуждается. Мало быть добрым только к членам своей семьи, близким родственникам и друзьям. Мы должны любить всех людей, быть добрыми ко всем. Не надо строго относиться к прошлой жизни тех, кто нуждается в помощи. Если у них трудности, если к ним пришло несчастье и если им нужна помощь, мы всегда должны быть готовы помочь им: именно этому учит притча. Весь мир должен быть для нас как наш приход, а все человечество как наши ближние. Нужно стремиться стать другом каждого, кого притесняют, кем пренебрегают, кого обижают; каждого, кто болен, кто в тюрьме и в болезни, у кого нет родителей; кто язычник, кто раб, кто не в себе, кто голодает или умирает. Конечно, и в любви к ближнему надо проявлять мудрость, осторожность и здравый смысл. Но не нужно стыдиться такой любви. Нечестивые люди могут насмехаться над ней и считать фанатизмом. Но не обращайте на это внимания. Быть дружелюбным по отношению ко всем людям — значит иметь разум Христов.

И наконец, из этой притчи мы узнаем, сколько любви и милосердия мы должны проявлять к другим. Мы читаем, что сострадание самарянина к израненному человеку не ограничилось только чувствами. Он сознательно пошел на трудности, чтобы помочь бедному путнику. Самарянин не только чувствовал — он делал. Он не пожалел ни своих сил, ни денег. Он перевязал раны пострадавшего, посадил его на своего осла, отвез в гостиницу и там оставил его под присмотром. Но и это еще не все. Назавтра он дал хозяину гостиницы деньги и сказал: “Позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе”. Наш Господь говорит каждому из нас: “Иди и делай так же”.

Таким образом, благость христианина к миру должна выражаться не только в словах, но и в делах. Любовь верующего должна быть видна на деле, она должна заставлять его жертвовать собой, деньгами, временем, покоем. Милосердие христианина должно быть не только в исповедании, но и в исполнении. Он должен помогать тем, кто нуждается в помощи, так же усердно, как усердно другие зарабатывают деньги. Не нужно стыдиться, делая этот жалкий мир немного счастливее. Нужно иметь чуткое к печали ухо и готовую к помощи руку, пока есть сила оказать ее. Мир не понимает такой братской любви. За нее очень часто не благодарят. Но являть ее — значит идти по следам Христа.

Давайте же поразмыслим над этой притчей и проверим свое сердце. Иногда кажется, что мало кто из христиан помнит ее. Как много обмана, подозрений, неприязни в Церкви и даже среди тех, кто повторяет вероисповедание и подходит к столу Вечери! Как редко мы встречаем человека, который по-настоящему добр, щедр, кто любит других, переживает за других, заботится не только себе и своих детях! Наш Господь Иисус Христос рассказал притчу о добром самарянине для того, чтобы мы о ней помнили.

А какой я? Не забывайте задавать себе этот вопрос. Что вы сделали для того, чтобы доказать, что эта притча стала правилом вашей жизни? Что вы сделали для неверующих, живущих рядом с вами или за океаном? Что вы сделали, чтобы помочь нуждающимся, которых так много в этом мире? У вашей двери всегда кто-то стоит. Что вы сделали для него? Да поможет вам Бог ответить на эти вопросы! Мир был бы намного счастливее, если бы в нем было больше христиан, живущих по-христиански.

Примечания Лк. 10:29-37

Это выражение многое говорит о характере законника. Он был самоправедным человеком и полагал, что своими делами заслуживает вечной жизни.

Конечно же, законник ожидал, что Иисус ответит, что только иудей его ближний (у иудеев в то время это предубеждение было очень широко распространено). Мэйджер приводит две цитаты из Тацита и Ювенала, показывая, что римляне-язычники выделяли иудеев из прочих народов за их враждебность и неприязнь к другим.

Отношение иудеев к другим народам — это хороший пример того, как склонны люди извращать закон Божий. Безусловно, закон Моисеев, запрещавший сообщаться и вступать в брак с людьми других национальностей, был дан иудеям на добро. Его целью было отделить этот народ от других на земле, но он не подразумевал, что к неиудеям не нужно проявлять любовь и доброту.

Дорога между этими двумя городами проходила по незаселенной, скалистой местности и была очень удобна для разбойников. По этой причине, согласно Иерониму, ее называли “кровавой дорогой”. Любопытно, что доктор Бонар, недавно путешествовавший по Палестине, отмечает, что и сейчас проезжать по этой дороге в одиночку опасно и что одна женщина, бывшая с ним, чуть было не угодила в руки к грабителям.

Использованное здесь греческое слово встречается в Новом Завете только в этом мете. Буквально оно означает: “случайно произошло”.

Иисус не зря включает в Свою притчу священника и левита. Иерихон был городом, построенным для проживания священников и левитов. Согласно Лайтфуту, не менее чем двенадцать тысяч их жило там. В Иерусалиме же был храм, куда священники и левиты ходили соблюдать свою ежемесячную чреду. Поэтому совсем не удивительно, что на дороге оказались именно священник и левит.

Паркхурст предполагает, что священник боялся сделаться ритуально нечистым, прикоснувшись к мертвому телу. С точки зрения комментатора, поведение священника — это пример лицемерного стремления к церемониальной чистоте, о котором идет речь в Мтф. 27:6 и в Ин. 18:28.

Заметьте, что левит поступил еще хуже священника. Оба они видели раненого человека, но левит еще и подошел к нему, а только затем прошел мимо.

Шоттген замечает: “Кто-то может спросить, откуда у этого путника было с собой масло и вино. Я думаю, что путешественники в странах с жарким климатом специально берут с собой масло, чтобы смазывать те части тела, которые постоянно подвергаются воздействию горячего воздуха. Вспомните Иакова, который даже тогда, когда спал на голой земле в Вефиле и шел только с посохом, имел при себе масло, которое возлил на камень во славу Богу (Быт. 28:18).

Эта была очень большая сумма денег.

Заканчивая изучение этого отрывка, необходимо рассмотреть еще один важный вопрос: является ли притча о добром самарянине аллегорией? Показывает ли она, какую милость являет наш Господь Иисус Христос к человеку? Надо ли рассматривать поведение доброго самарянина как образ искупления Иисуса Христа? Сразу же оговорюсь, что мы не ставим перед собой задачу выяснить, похожа ли эта история на искупительную работу Христа. Нам нужно определить, рассказывал ли Христос эту притчу, подразумевая еще какой-то смысл, то есть хотел ли Он, чтобы мы понимали ее аллегорично.

Большинство комментаторов отвечают на этот вопрос утвердительно. С их точки зрения, путник символизирует человеческую природу, нападение разбойников — грехопадение Адама, раздетый и израненный человек — состояние всего человечества, нежелание священника и левита помочь — неспособность церемоний и формального исполнения обрядов исправить падшую человеческую природу. Добрый самарянин — это сам Иисус Христос. Масло и вино — кровь Христа и Святой Дух. Гостиница — это Церковь. Хозяин — это служение. Два динария — это два таинства. Обещание вернуться и заплатить, если больше будет потрачено, — это второе пришествие Христа.

С небольшими вариациями этой точки зрения придерживаются большинство древних и современных комментаторов. Альфорд даже называет тех, кто такого толкования не разделяет, поверхностными критиками. Безусловно, такое толкование весьма оригинально. Многим это объяснение кажется очень разумным, потому что оно не совсем очевидно. Но вопрос, хотел ли наш Господь, чтобы мы понимали эту притчу аллегорически, остается без ответа. Я твердо убежден, что Он этого не хотел и что символическое толкование этой притчи — выдумка человека.

Причины, по которым я выступаю против аллегорического толкования, следующие:

1. Ни в этом отрывке, ни в контексте нет ничего, что бы указывало на то, что в притче скрывается несколько смыслов. Иисус хотел показать природу истинной любви к своим ближним.

2. В самой притче есть много деталей, которые не позволяют извлекать из нее более, чем один урок. Аллегорическое объяснение делает ее абсурдной. К примеру, говорят, что путник символизирует человеческую природу. Но это очень нелепое предположение. Путешественник в притче вызывает к себе жалость, сочувствие. К тому же он не умер, а был только при смерти. Грешный же человек достоин не жалости, а осуждения. Он мертв в своих грехах. А кого же тогда представляют священник и левит, которые не захотели помочь? Ведь у них та же человеческая природа! Некоторые говорят, искажая смысл притчи, что путник обозначает язычника, а священник и левит — слабость Моисеева закона. Но тогда снова встает вопрос: что делать с гостиницей и ее хозяином, если они обозначают Церковь и служение в ней? Получается, что язычникам было поручено позаботиться о язычниках, поскольку не было языческой Церкви, пока ее не создал Христос! Может быть, некоторым покажется, что эти сложности можно объяснить, но, на мой взгляд, аллегорическое толкование создает непреодолимые трудности.

3. Я думаю, что очень опасно считать, что слова в Писании могут означать все, что угодно. Безусловно, глубина всего Писания неизмерима, и этим оно отличается от всех остальных книг. Но я уверен, что слова в Писании были предназначены для того, чтобы передать один смысл, и что перед нами должна быть одна цель — выяснить этот смысл и твердо держаться его. Как правило, слова Писания, как слова в языке, имеют одно определенное значение, и говорить, что слова значат что-то еще только потому, что из них можно извлечь еще какой-то смысл, — значит бесчестить Писание и идти по опасному пути. Если кто-то хочет убедиться, к какому абсурду может привести такой способ толкования, пусть почитает комментарии отцов. Все они, кроме, пожалуй, Иоанна Златоуста, заблуждались в этом.

Я прекрасно понимаю, что, отстаивая такой взгляд на притчу о добром самарянине, я тем самым попадаю в малочисленную группу комментаторов. Но комментарии тех, кто думал так же, как и я, нельзя назвать поверхностными. Я думаю, следующие пять имен подтвердят это: Гольтер, Бакстер, Скотт, Пул и Адам Кларк. Даже Стелья, римско-католический комментатор, отвергает аллегорическое толкование.

Скорее всего, до скончания века по этому поводу будут существовать разные точки зрения, но я убежден, что на мне лежит обязанность открыто и честно свидетельствовать о том, что мне кажется истиной.

 Евангелие от Луки 10:38-42

38 В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его вдом свой;
39 у нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.
40 Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.
41 Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,
42 а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее.

Небольшая история, которая записана в этих стихах, встречается только в Евангелии от св. Луки. Пока стоит мир, урок, который преподал Иисус Марфе и Марии, всегда будет вспоминаться в Церкви. Если сопоставить эту историю с одиннадцатой главой Евангелия от св. Иоанна, то можно многое узнать о жизни возлюбленного Иисусом семейства.

Во-первых, обратим внимание на то, что христиане могут быть очень разными по характеру. Обе сестры были верными ученицами Христа. Обе верили и обе обратились. Обе почитали Господа, когда мало кто Его почитал. Марфа и Мария любили Иисуса, и Иисус любил их обеих. Тем не менее они были очень разными. Марфа была деятельной женщиной, очень импульсивной и всегда была готова высказать все, что у нее на сердце. Мария же была тихой и спокойной, любила созерцать и размышлять и говорила намного меньше, чем чувствовала. Марфа, увидев Иисуса в своем доме, обрадовалась и начала суетиться, чтобы приготовить все надлежащим образом. Мария тоже обрадовалась Ему, но она решила сесть у Его ног и слушать слово. Благодать царствовала в сердцах обеих, но у каждой проявлялась по-разному.

Очень полезно помнить об этом. Не стоит ожидать, что все верующие будут похожими один на другого. Не нужно думать, что человек не имеет благодати только потому, что его опыт веры не соответствует полностью нашему. Каждая овца в стаде Божьем имеет свои особенности. Деревья в Его саду не похожи друг на друга. Все истинные служители Божьи согласны между собой в главном. Все водимы одним Духом. Все осознают свои грехи и доверяют Христу. Все покаялись, поверили и стали святыми. Но в каких-то второстепенных вопросах все же они различаются. Не будем же презирать друг друга за это. В Церкви до второго пришествия Господа могут быть и Марфы, и Марии.

Во-вторых, заметим, что чрезмерная забота о мирском — это ловушка для души. Из этого отрывка очевидно, что именно заботы об угощении заставили Марфу уйти и не слушать Христа. Ее чрезмерная забота о временном заставила ее забыть о своей душе. Она “заботилась о большом угощении”. Совесть немножко уколола Марфу, когда она увидела, что беспокоится о столе в одиночку, а сестра сидит у ног Иисуса и слушает Его слово. Ей стало не по себе, и древний Адам дал о себе знать в упреке: “Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне”. Эти слова показали, что святая женщина забыла в тот момент, кем она была и с кем говорила. За них Иисус строго упрекнул ее и преподал Марфе урок, который надолго остался в ее памяти. Увы, “небольшой огонь как много вещества зажигает”! Все началось с невинной озабоченности делами этого мира!

Пусть ошибка Марфы послужит предупреждением всем христианам. Если вы хотите возрастать в благодати и радоваться благополучию своей души, не заботьтесь о мирском. Если вы не будете бодрствовать и молиться, мир неизбежно поглотит вашу душу. Не только очевидный грех и упрямое нарушение Божьих заповедей ведет человека к вечной смерти. Чаще всего к вечной гибели приводит чрезмерное внимание к тому, что само по себе законно, “забота о большом угощении”. Кажется, что ничего плохого нет в том, чтобы обеспечивать себя — мы же должны исполнять свои обязанности, которые накладывает наше положение! Но именно здесь и кроется самая большая опасность. Семья, работа, ежедневные обязанности, домашние дела, общественная жизнь — все это может превратиться в ловушку для нашего сердца, все это может увести от Бога. Можно угодить в ад, только законное делая.

Наблюдайте за собой, за своими привычками и стремлениями, иначе вы будете грешить, даже не осознавая этого. Если вы любите жизнь, вы должны придавать мало значения материальному и не позволять ничему занимать первое место — место Бога. Представьте, что на всех временных вещах написано: “Осторожно! Яд!” Если их использовать разумно, они станут благословением, за которое мы будем благодарны Богу. Но если они заполнят весь наш разум и займут место, принадлежащее Господу, то превратятся в проклятие. Если вы ради удовольствий откладываете в сторону мысли о вечном, перестаете читать Библию, невнимательно слушаете Евангелие и сокращаете молитвы, значит, вы покупаете “сладкую” жизнь слишком дорого.

Еще заметим, что наш Господь Иисус Христос очень сурово упрекает Марфу. Как мудрый врач, Он видит, какой болезнью она больна, и прописывает ей нужное лекарство. Как нежный родитель, Он указывает Своей дочери на ее ошибку: “Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно”. Искренни укоризны от любящего! Эти несколько слов как настоящий бальзам: в них содержится божественная мудрость.

“Одно только нужно”. Как верно сказано! Чем дольше мы живем в этом мире, тем больше убеждаемся, что так оно и есть. Чем ближе мы подходим к могиле, тем серьезнее эти слова воспринимаем. Здоровье, деньги, владения, положение, авторитет, процветание — все это хорошо, но не необходимо. Без них тысячи людей в этом мире счастливы, потому что они знают, что обретут славу в мире грядущем. “Многое”, о чем пекутся люди, на самом деле не так уж важно. Единственное, что нужно, — это благодать Божья, которая дает спасение.

Давайте как можно чаще вспоминать это коротенькое предложение. Пусть оно поможет вам не роптать на земные испытания. Пусть оно поддерживает вас, когда у вас появляется искушение отвергнуть своего Господа перед лицом гонений. Пусть оно предупреждает, когда вы начинаете слишком много размышлять о мирском. Пусть оно останавливает вас, когда вам хочется посмотреть назад, как жене Лота. В такие времена пусть слова нашего Господа звенят у вас в ушах, как колокол, помогая принимать правильные решения. “Одно только нужно”. Если у вас есть Христос, у вас уже есть все и в избытке.

Наконец, нам следует обратить внимание на то, какой высокой похвалы удостоилась Мария за свой выбор. Мы читаем, что Иисус сказал: “Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее”. В этих словах сокрыт глубокий смысл. Они были сказаны не только одной Марии, но и всем верующим во Христа людям, жившим и живущим во всех концах земли. Эти слова должны ободрять всех истинных христиан. Верующие должны иметь одну цель и искреннее сердце — во всем следовать Господу, ходить с Богом, заботиться о душе и не думать много о земном, преходящем.

Удел истинных христиан — это благодать Божья. Они избрали эту “благую часть”. Только такая участь заслуживает названия “благая”. Только она может удовлетворить все нужды, только она реальна, только она длится вечно. Есть благость в болезни и в здоровье, в молодости и в старости, в бедности и в богатстве, в смерти и в жизни, во временном и в вечном. Невозможно представить себе такие обстоятельства, в которых бы человеку навредила благодать Божья.

Настоящее имущество христианина никогда не отнимется у него. Из всех людей только он никогда не лишиться своего наследства. Цари покидают свои царские престолы, богатые оставляют свои деньги и земли. Все это у них есть только до тех пор, пока они живы. Но даже самый бедный святой на земле обладает сокровищем, которого никогда не лишится. Благодать Божья и покровительство Христа — это богатство, которое никто не сможет отнять у верую­щего. Оно останется при нем, даже когда он умрет. Оно воскреснет с ним в воскресении и останется с ним навечно.

Мария выбрала благую участь. Выбрали ли вы ее? Не успокаивайтесь, пока не ответите на этот вопрос утвердительно. Изберите жизнь, пока Христос бесплатно предлагает ее. Ищите сокровища на небесах, иначе вы увидите, что стали нищим навечно.

Примечания Лк. 10:38-42

Не совсем понятно, в какой период земного служения нашего Господа произошла эта история и какая связь между этим отрывком и предыдущим. Штиер предполагает, что цель этой истории — показать, что служить Христу можно не только делами милости, как добрый самарянин. Тихо сидеть у ног Христа, слушая Его, так же полезно, как утешать несчастных. Штиер говорит: “Разве не главная цель слов, обращенных к Марфе, предупредить, что не следует слишком заботиться и суетиться? “Делай” — это главное слово в притче о добром самарянине, “остановись” — главное в этой истории. Не забывайте, делая, слушать!”

В любом случае, ясно одно: об этих же Марфе и Марии говорится в одиннадцатой главе Евангелия от Иоанна.

Использованное здесь греческое слово буквально можно перевести словом “отвлекалась”.

Это слово обозначает внезапное появление. См. Лк. 2:34 и 24:4.

Употребленное здесь греческое слово мы находим только в этом месте Нового Завета. Оно означает “быть в смятении, волноваться”.

Господь не говорит, что Марфа занималась чем-то ненужным. Он замечает, что занятие Марии лучше, чем занятие Марфы.

Многие комментаторы полагают, что Иисус имел в виду, что Ему нужна только одна порция и что здесь Он упрекал Марфу за то, что она приготовила слишком много еды.

Но я не могу и на миг согласиться с таким толкованием. Нет никаких доказательств тому, что Марфа приготовила слишком много. Слова нашего Господа имеют намного более глубокое значение. Он говорит, что только одно нужно для спасения, и это подтверждается теми словами, которые Он сказал позже Марии. Если “одно только нужно” значит “одна только тарелка нужна”, тогда мы вправе сказать, что “благая участь”, которую выбрала Мария, — это лучшая порция, которую она выбрала для себя!

Доддридж замечает: “Это одно из величайших изречений Христа, и невозможно согласиться с объяснением Феофилакта и Василия, которые думали, что наш Господь имел в виду одно блюдо”.

Этим словосочетанием Иисус описывает поведение Марии. В то время как ее сестра хлопотала по хозяйству, она выбрала лучшее для своей души. Мария хотела получить больше благодати. Она стремилась быть ближе к Богу и ко Христу. Всему остальному она предпочла общение с Богом, оставив ради него все свои земные заботы. Тех, кто стремится к тому же, никогда не постигнет разочарование. Их сокровище у них не отнимется.

Заканчивая изучение этого отрывка, проверьте, не осталось ли у вас плохого впечатления о Марфе, потому что некоторые думают, что эта добропорядочная женщина вообще не имела благодати. Это заблуждение. Во время печали стало очевидно, что и Марфа обладала благодатью. Вряд ли во всех четырех евангелиях можно найти такое же исповедание веры, которое произносит Марфа в одиннадцатой главе Евангелия от Иоанна.

Римско-католические авторы любят цитировать весь этот отрывок в подтверждение своей приверженности к монашеской жизни. Они утверждают, что монахи и монахини живут как Мария, а люди в мире — как Марфа. Но к сожалению, их сравнение не выдерживает никакой критики. Если бы все монахи и монахини “сидели у ног” Христа, как это делала Мария, может быть, с католическим монашеством можно было примириться. Но, к сожалению, монастырь — это последнее место, где можно найти человека похожего на Марию.