Глава 14

 Евангелие от Луки 14:1-6

1 Случилось Ему в субботу придти в дом одного из начальников фарисейских вкусить хлеба, и они наблюдали за Ним.
2 И вот, предстал пред Него человек, страждущий водяною болезнью.
3 По сему случаю Иисус спросил законников и фарисеев: позволительно ли врачевать в субботу?
4 Они молчали. И, прикоснувшись, исцелил его и отпустил.
5 При сем сказал им: если у кого из вас осел или вол упадет в колодезь, не тотчас ли вытащит его и в субботу?
6 И не могли отвечать Ему на это.

Во-первых, следует заметить, что наш Господь Иисус Христос посещал и тех, которые не были Его учениками. Мы читаем, что “случилось Ему в субботу придти в дом одного из начальников фарисейских вкусить хлеба”. Судя по всему этот фарисей не был другом Иисуса. Скорее всего, он просто исполнял то, что велел делать обычай. Фарисей увидел странника, проповедующего о вере, которого многие почитали пророком, и предложил Ему вкусить хлеба за своим столом. Но самое интересное не то, что он пригласил, а то, что его приглашение было принято.

Если вы хотите знать, как наш Господь вел себя за столом у фарисея, вам следует внимательно прочитать первые двадцать четыре стиха этой главы. В них Он такой же, как и всегда — пекущийся о деле Отца. Сначала Христос показал, как правильно соблюдать субботу, затем объяснил тем, кто пригласил Его, что есть истинное смирение, и наконец, научил хозяина настоящему гостеприимству. Здесь же Иисус произнес самую замечательную притчу — притчу о великой вечере. Во всем, что Он говорил, была видна Его мудрость, терпение и величие. Все Его слова были сказаны тогда, когда их нужно было сказать. Слово Его было “всегда с благодатию, приправлено солью” (Кол. 4:6). Здесь проявилось совершенство нашего Господа. Христос всегда говорил то, что нужно, и тогда, когда нужно. Он ни на мгновение не забывал о том, кто Он и где Он.

Поведение Христа в этом отрывке дает ответ на один из самых трудных вопросов: как нужно относиться к неверующим людям, как вести себя с ними и насколько сближаться? В этой главе наш Господь оставил нам пример для подражания. Мы поступим мудро, если будем стремиться быть похожими на нашего Господина.

Не стоит полностью отказываться от общения с неверующими людьми. Не общаться с необращенными — значит проявлять малодушие и леность. В таком случае у нас будет меньше возможностей делать добро. Мы должны участвовать в собраниях неверующих, но при этом вести себя сдержанно, бодрствовать и молиться, выполняя поручение нашего Господина. Если Христа намеренно гонят из чьего-то дома, значит, и христиане не должны там задерживаться. С хозяевами такого дома верующим не пристало строить отношения. Но все же меру, в которой мы должны общаться с неверующими, каждый христианин должен определить для себя сам. Некоторые верующие очень тесно общаются с необращенными, причем, не причиняя вреда себе и принося пользу остальным. “…Каждый имеет свое дарование от Бога” (1 Кор. 7:7). Находясь в компании, мы всегда должны задавать себе вопрос: провожу ли я время в увеселениях и развлечениях, или я стараюсь следовать, хотя это не всегда получается, примеру Христа? Если вы отвечаете утвердительно на первую часть вопроса, значит, вам лучше держаться от такой компании подальше. Если нет, значит, вы можете посещать друзей, как Христос посетил дом фарисея.

Во-вторых, отметим, что враги нашего Господа наблюдали за Ним. Мы читаем, что, когда Он пришел в дом фарисея в субботний день вкусить хлеба, “они наблюдали за Ним”.

На протяжении земного служения Христа враги постоянно следили за Ним. Они ждали, когда же Он оступится, чтобы обвинить Его в том. Но они так и не дождались этого. Наш благословенный Господь был всегда свят, смирен и непорочен. Его жизнь воистину была совершенной, ибо даже самые злобные враги не смогли найти в ней ни пятна, ни порока!

Тот, кто желает служить Христу, должен знать, что за ним постоянно будут следить и “наблюдать” так же, как и за самим Христом. Верующий не должен забывать, что весь мир смотрит на него и что нечестивые пристально следят за каждым его действием. Особенно помнить об этом ему нужно тогда, когда он направляется в компанию неверующих. Если он на шаг оступится, он может быть уверен: этого не забудут.

Старайтесь же проводить каждый день с мыслью, что на вас смотрит святой Бог. И тогда то, что за вами “наблюдает” злой и развращенный мир, не будет иметь никакого значения. Живите с чистой совестью, не согрешая ни против Бога, ни против человека. Не давайте врагам Господним повода к богохульству. С помощью благодати Божией все возможно. Ненавидящие Даниила вынуждены были признать: “Не найти нам предлога против Даниила, если мы не найдем его против него в законе Бога его” (Дан. 6:5).

И наконец, из этого отрывка мы узнаем,что делать дела милости в субботний день закон не запрещает. Мы читаем, что Христос исцелил в субботу человека, болевшего водянкой, а затем сказал книжникам и фарисеям: “Если у кого из вас осел или вол упадет в колодезь, не тотчас ли вытащит его и в субботу?” Что можно было на это сказать? Далее написано: “И не могли отвечать Ему”.

Ограничения, которые накладывает наш Господь на требования четвертой заповеди, не противоречат ни Писанию, ни здравому смыслу. Суббота была установлена для человека: она должна была приносить ему пользу, а не причинять вред. Закон Божий о субботе никогда не требовал отказываться от дел милосердия и восполнения нужд человека. Фарисейское же толкование этой заповеди вело именно к этому. Наш Господь видел это и старался Своим служением исправить сложившуюся ситуацию. Христос показывал, как правильно соблюдать эту заповедь Божьего закона.

Господь утверждает принцип соблюдения субботы, однако его нужно правильно применять. В эти последние дни право делать дела милосердия и первой необходимости подверглось поруганию. Тысячи христиан как будто разрушили ограду и перешли все границы в своем отношении ко святому дню. Кажется, что они напрочь забыли, что наш Господь постоянно объяснял, как правильно соблюдать четвертую заповедь. Он никогда не исключал ее из закона Божьего. Христос никогда не говорил, что христиане свободны абсолютно от всего.

Можете ли вы утверждать, что разного рода поездки по воскресеньям, кроме тех, что вызваны необходимостью, — это дело милосердия? Разве торговля, званые обеды экскурсионные поездки на поезде, доставка газет и писем — это дела милосердия? Может быть, у слуг, продавцов, водителей, курьеров, почтальонов нет души? Разве они не нуждаются в отдыхе, как другие люди? Разве им не нужно время, чтобы заботиться о своей душе? Это важные вопросы. Они должны заставить многих задуматься.

Что бы ни делали другие, для себя вы решите раз и навсегда — “святить субботу”. Богу не доставляет радости то, что церкви оскверняют Его заповедь о субботе. Это грех, вопль о котором доходит до небес, и однажды Господь за него спросит. Омойте же свои руки от греха и не сообщайтесь с ним. Если другие обкрадывают Бога, забирая день Господний для своих эгоистичных нужд, то вы не должны участвовать в их грехе.

Примечания Лк. 14:1-6

Без сомнения, во времена земной жизни нашего Господа гостиниц для путников было не так много, как сейчас. Поэтому принимать странников входило в обязанности первых людей городка или деревни.

Стелья думает, что Господь принял приглашение фарисея еще и потому, что хотел принести пользу слугам этого дома, дав им возможность услышать истину. Он отмечает, что в Испании у прислуги практически нет возможности слушать проповеди, поскольку хозяева требуют, чтобы слуги служили им и по воскресеньям.

Лайтфут говорит, что “обычно по субботам иудеи подавали на стол больше, нежели во все остальные дни; так получалось, как они сами признавались, из-за их благоговения перед святым днем”. Комментатор подтверждает свою мысль цитатами из раввинских произведений.

Одни думают, что этот больной человек предстал “пред Христа” в вере, надеясь, что Тот увидит его и исцелит. Другие считают, что пришедший исцелиться намеренно стал перед врагами Христа, чтобы загородить Господа и не позволить обвинить Его в нарушении субботы.

Заметьте, что Иисус Христос часто намеренно выбирал субботу, чтобы явить чудо Своей милости. См. Мр. 1:21; Лк. 6:6; Лк. 13:10; Ин. 9:14.

Стелья в своих комментариях делает несколько строгих замечаний по поводу жизни современных ему прелатов. Он обвиняет их в том, что они заботятся о лошадях и ослах, которые везут их экипажи, более, нежели о больных, бедных и нуждающихся. Стелья пишет, что прелаты не похожи на Иова, который разодрал свои одежды не тогда, когда погиб весь его скот а тогда, когда умерли его дочери и сыновья.

Это слово обозначает, что поскольку люди не медлят со спасением ослов и волов, то нельзя медлить и с исцелением больных или с совершением дел милосердия из-за субботнего дня.

 Евангелие от Луки 14:7-14

7 Замечая же, как званые выбирали первые места, сказал им притчу:
8 когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя,
9 и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место.
10 Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою,
11 ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится.
12 Сказал же и позвавшему Его: когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния.
13 Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых,
14 и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных.

Эти стихи должны помочь нам понять ценность смирения. Христос советует тем, кто зван на свадьбу, садиться на последнее место. Затем Он напоминает принцип, о котором Он говорил не раз до этого: “Ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится”.

Смирение по праву можно назвать царицей христианских добродетелей. Знать о своей греховности и немощи, ощущать свою нужду в Спасителе — это начало веры. Эта благодать всегда является отличительной чертой всех святых. Авраам, Моисей, Иов, Давид, Даниил, Павел — все эти люди были смиренными. Кроме того, смирение — это добродетель, которую способен приобрести всякий христианин. Не у всех есть достаточно денег. Не всем хватает времени, чтобы служить Христу. Не у всех есть дар оратора, дар такта и достаточно знаний, которыми можно было послужить миру. Но все обратившиеся люди должны быть смиренными. Если они не могут ничего делать, они, по крайней мере, могут стремиться к смирению.

А знаете ли вы, в чем источник смирения? Источник смирения в правильном знании. Человек, который познал самого себя, который познал Бога и Его бесконечное могущество и святость, который познал Христа, поняв, какую цену пришлось заплатить Господу за искупление, никогда не будет гордым. Он будет, подобно Иакову, почитать себя недостойным даже малейшей милости Божьей. Как Иов, он скажет о себе: “Я ничтожен”. Он возопит, как Павел: “Я последний из грешников” (Быт. 32:10; Иов. 39:34; 1 Тим. 1:15). Он будет доволен тем, что имеет. По смиренномудрию он будет почитать другого “высшим себя” (Фил. 2:3). Незнание себя, Бога, Христа — вот источник гордости. Будем же ежедневно молиться о том, чтобы у нас была возможность познавать себя. Ибо только тот человек мудр, кто познал самого себя. А тот, кто познал себя, понимает, что ему нечем гордиться.

Эти стихи также говорят о том, что мы обязаны заботиться о бедных. Наш Господь необычным образом преподает этот урок. Он говорит фарисею, который пригласил его на пир: “Когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых… Зови нищих, увечных, хромых, слепых”.

Принцип, содержащийся в этих словах, нужно правильно понимать. Наш Господь не запрещает оказывать гостеприимство родственникам и друзьям. Также Он не призывает бессмысленно тратить деньги на бедных.

Тем не менее нельзя забывать, что в данном отрывке содержится важный урок, который нельзя сводить на нет. Господь Иисус Христос хочет, чтобы мы заботились о своих более бедных братьях, делая для них все, что в наших силах. Он хочет, чтобы мы знали, что наша обязанность — никогда не пренебрегать нуждами бедных, но помогать им во всем, когда есть необходимость.

Сохраните этот урок в своем сердце. “Нищие всегда будут среди земли [твоей]” (Втор. 15:11). Для бедного даже небольшая помощь, оказанная вовремя, станет великим благословением. Милосердие облегчает жизнь и обеспечивает хорошие отношения между разными классами общества. Бог хочет, чтобы Его дети, у которых есть богатство, были готовы восполнить нужду других. Скупость, которая приводит к разглагольствованиям о так называемых работных домах и осуждению благотворительности, — это качество, которое несвойственно характеру Христа. Нечестивцам в день суда наш Господь скажет: “Алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня” (Мтф. 25:42). Ведь не напрасно апостол Павел пишет галатам: “…Чтобы мы помнили нищих, что и старался я исполнять в точности” (Гал. 2:10).

И наконец, эти стихи учат нас, что важно ждать воскресения мертвых. Говоря о милосердии к бедным, Христос особенно подчеркивает эту мысль. Он говорит пригласившему Его фарисею: “Бедные не могут воздать тебе, тебе воздастся в воскресение праведных”.

Воскресение после смерти существует. Никогда не забывайте об этом. Жизнь не заканчивается жизнью во плоти. Видимый мир, окружающий нас, — не единственный. Жизнь человека не заканчивается тогда, когда его, испустившего последний вздох, кладут в могилу. Однажды при звуке трубы, все мертвые восстанут нетленными. Все погребенные услышат голос Христа и выйдут из могил: праведники — к воскресению в жизнь, нечестивые — к воскресению осуждения. Это основополагающая истина христианства. Держитесь же ее твердо и никогда не отступайте.

Старайтесь жить с верой в воскресение и будущую жизнь, стремитесь всегда быть готовыми перейти в другой мир. И тогда вы спокойно сможете думать о своей смерти. Ощутив, что за могильной чертой вас ожидает лучшая доля, вы терпеливо сможете переносить все невзгоды этого мира. Испытания, утраты, разочарование, неблагодарность — все это не будет иметь для вас большого значения. Вы не будете ожидать награды здесь, на земле. Однажды все изменится к лучшему, и Судья всей земли поступит справедливо (Быт. 18:25).

Но как принять мысль о воскресении? Как можно ожидать грядущей жизни без страха? Помочь может только вера в Христа. Она развеет все тревоги. Наши грехи уже не будут свидетельствовать против нас. Требования закона будут полностью удовлетворены. Мы будем уверенно стоять в последний день, и никто не сможет обвинить нас (Рим. 8:33). Люди, возлюбившие мир, подобно Феликсу, будут трепетать при мысли о воскресении. А верующие, подобно Павлу, возрадуются.

Примечания Лк. 14:7-14

Использованное здесь греческое слово встречается в Новом Завете только пять раз. Буквально оно означает “обратить внимание”, а в Деян. 3:5 переведено как “пристально посмотрел”.

Мэйджор приводит цитату, в которой говорится о том, что “наиболее почетным местом за праздничным столом римляне считали центральную часть ложа; на каждом ложе было три места”.

Стоит привести здесь цитату из работы Пэйли: “Некоторые евангельские отрывки о смирении, и особенно тот, в котором Господь дает совет посетителям пиршеств, звучат как правила хорошего тона. Однако не стоит думать, что это ниже достоинства Христа, ведь плохие манеры свидетельствуют о плохой нравственности.

Отметьте для себя, что эти слова о смирении Христос, пожалуй, повторял чаще всего.

Это одно из тех повелений Нового Завета, которые здравый смысл требует понимать в переносном смысле. Эти слова, как и фразу “Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего… тот не может быть Моим учеником”, нельзя воспринимать буквально.

Пул замечает: “В Писании многое запрещается полностью, но данная заповедь не относится к числу таких запретов. Вряд ли кто-то может подумать, что наш Господь запрещает приглашать братьев, родственников, богатых соседей и друзей на обед. У иудеев было принято приглашать к трапезе своих ближних, да и сам Иисус бывал у разных людей в гостях. Здесь Христос учит нас следующему:

1) пригласить людей — не значит совершить дело милости. Это обычное проявление человечности, которое укрепляет дружбу между ближними, но за такое действие нельзя ожидать награды на небесах;

2) пиршества не должны проводиться в ущерб нашей возможности помогать бедным; нельзя устраивать шикарные обеды, затрачивая большие средства, а после не иметь возможности оказать помощь нуждающимся, то есть исполнить свою обязанность перед Богом”.

Буквальное исполнение повеления Христа в этом отрывке приводит к плохим последствиям. Неразумная благотворительность была распространена в нашей стране до Реформации и сейчас распространена в некоторых римско-католических странах Европы. Очевидно, что щедрая благотворительность не приносит добра: она поощряет лень, увеличивает число попрошаек, приводит к распущенности и вредным привычкам среди нищих, умножая зло, которое должна преуменьшать.

Корнелий а Лапиде приводит в своих комментариях печальные примеры того, как можно проявлять неразумную благотворительность. Он рассказывает, что св. Людвиг Французский каждый день кормил сто двадцать нищих, а св. Ядвига, княгиня польская, ежедневно кормила девятьсот голодных нищих! Вы понимаете, если хоть немного разбираетесь в людях, что такая благотворительность неминуемо приведет к злоупотреблениям. Наш Господь не хотел, чтобы мы поступали так. Павел четко и недвусмысленно говорит: “Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь” (2 Фес. 3:10).

Но нам, англичанам, нужно остерегаться, чтобы не впасть в другую крайность. В некоторых странах вообще считают, что милостыню давать не нужно и благотворительностью заниматься тоже не стоит. Многие говорят, что помощь позволяет бедным ничего не делать. Конечно, в таких размышлениях есть доля правды. Но всему должен быть предел. В такой густо населенной стране, как Англия, всегда будут бедные и обездоленные, которым богатые просто обязаны помогать. Конечно, помощь эту нужно оказывать мудро, не тратя лишнего. Но нельзя говорить, что бедным людям милостыню давать не следует ни при каких обстоятельствах. В таком отношении нет разума Христова, более того, оно противоречит тому, о чем говорится в рассматриваемом нами отрывке.

На это выражение стоит обратить внимание. Оно подтверждает то, что в день суда будет воздаяние в соответствии с делами, но не по делам.

Заметьте, что слова нашего Господа в этом отрывке похожи на слова, которыми Он описывает день суда в двадцать пятой главе Евангелия от Матфея. Это наблюдение опровергает мнение некоторых о том, что в Евангелии от Матфея наш Господь говорит только о суде над язычниками, которые никогда не слышали Евангелия. Хотя люди, утверждающие так, используют этот отрывок в качестве доказательства своей точки зрения. Христос же говорит здесь о Своих слушателях и учениках. Скорее всего, и здесь, и в Евангелии от Матфея Господь имеет в виду воскресение всех. Он хочет, чтобы мы поняли, что дела — это важное свидетельство веры.

Это примечательное выражение. Я не думаю, что Христос не разделял распространенного среди иудеев мнения, что воскрешение — это особая привилегия праведных. Вероятнее всего, наш Господь говорит здесь о первом воскресении, описанном в двадцатой главе Откровения. Это Его выражение может означать только одно: в это воскресение воскреснут только праведные, и оно будет предшествовать воскресению нечестивых.

 Евангелие от Луки 14:15-24

15 Услышав это, некто из возлежащих с Ним сказал Ему: блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!
16 Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих,
17 и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже все готово.
18 И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня.
19 Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня.
20 Третий сказал: я женился и потому не могу придти.
21 И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых.
22 И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место.
23 Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой.
24 Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных.

Притча, которая сейчас перед нами, пожалуй, одна из самых поучительных. Господь сказал ее в ответ на замечание одного из возлежавших с Ним в доме фарисея. Тот человек сказал: “Блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!” Почему он сказал это? Может быть, он был из тех людей, которые хотят попасть на небеса и которые любят слушать и говорить об этом, но не более того. Наш Господь воспользовался ситуацией и напомнил этому человеку притчу о том, что люди, которые добровольно отвергают предложение войти в царствие Божие, останутся потерянными навечно.

Во-первых, из этого отрывка мы узнаем, что Бог даровал все необходимое для спасения человеческой души. Именно это означают слова “один человек сделал большой ужин и звал многих”. Бог дал Евангелие.

В Евангелии есть все, что необходимо грешнику для спасения. По своей природе мы все духовно истощены, у нас нет надежды, мы готовы умереть. Однако Бог приготовил для нуждающейся души прощение всех грехов, мир с Богом, оправдание и освящение сердца, всегда сопутствующую благодать и обещание славы в конце. Все, что нужно греховному сердцу, все, что требуется беспокойной совести — все дано человеку в изобилии во Христе. Одним словом, Христос — это “большой ужин”. “Я есмь хлеб жизни, — говорит Он, — приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда” (Ин. 6:35). “Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную… ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие” (Ин. 6:54, 55).

Во-вторых, из этой притчи мы узнаем, что Евангелие предлагается всем людям без исключения. Мы читаем о том, что приготовивший ужин “послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже все готово”.

Бог со Своей стороны сделал все необходимое для спасения человека. И если человек не спасается, в том не Божья вина. Отец готов принять каждого, кто придет к Нему через Христа. Сын готов очистить от грехов каждого, кто придет к Нему с верой. Дух готов прийти к каждому, кто попросит о Нем. Бог благоволит спасти людей, если только люди желают спастись.

У грешников есть множество оснований приближаться к Богу через Христа. “Приди!” Этот призыв обращен к каждому без исключения. Обременены ли люди? “Придите ко Мне, — говорит Христос, — все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас” (Мтф. 11:28). Жаждут ли люди? Иисус призывает: “Кто жаждет, иди ко Мне и пей” (Ин. 7:37). Нищие ли люди, голодные ли? “Идите, — говорит Христос, — покупайте без серебра и без платы вино и молоко” (Ис. 55:1). Ни один человек никогда не сможет сказать, что никто не побуждал его искать спасения. Слова Христа заставят замолчать всех возражающих: “Приходящего ко Мне не изгоню вон” (Ин. 6:37).

В-третьих, из этой притчи мы узнаем, что многие из получивших приглашение отказываются принять его. Когда слуги объявили, что все готово, те, которые были званы, “начали все, как бы сговорившись, извиняться”. Один отказывался под одним предлогом, другой под другим. Но в одном они были едины: они не хотели прийти.

Из этой части притчи мы ясно видим, как относятся к Евангелию там, где оно проповедуется. Тысячи людей получают приглашение прийти ко Христу и не приходят. Не столько невежество губит человеческие души, сколько любовь к этому миру. Отправляет человека в ад не столько распутство, сколько чрезмерное внимание к тому, что само по себе не является беззаконным. Очень часто мы откладываем принятие Евангелия, находя причины, по которым мы не можем служить Христу сегодня. Откладывать принятие Евангелия на потом так же опасно, как и проявлять открытую нелюбовь к Благой вести. Неверие и безнравственность, конечно, убивают тысячи. Но благопристойные, благовидные, разумные предлоги убивают десятки тысяч. Отказ принять Христа нельзя оправдать ни одним предлогом.

Наконец, из этой притчи мы узнаем, что Бог серьезно желает спасения душ и ожидает, что все возможные средства будут использованы для того, чтобы привести человека к принятию Его Евангелия. Мы читаем, что, когда званые на ужин отклонили приглашение, “хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых”. Когда это поручение было исполнено и осталось место, “господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой”.

Эти слова дают нам полное право говорить о великой любви и сострадании Бога к грешникам. Его долготерпение неисчерпаемо. Если одни люди не принимают истину, Он приглашает вместо них других. Его жалость к потерянным не выдумана. Бог обладает бесконечным желанием спасать души. Кроме того, эти слова дают основание каждому проповеднику и учителю Евангелия использовать все доступные средства пробуждения грешников и обращения их от греха. Если неверующие не приходят на наши собрания, мы можем встретиться с ними лично. Мы должны быть настойчивыми вовремя и не вовремя (2 Тим. 4:2). Мы должны снова и снова говорить им Евангелие. Мы должны возвышать голос и не молчать. Мы должны обходиться с ними так, как с теми, кто собирается совершить самоубийство. Мы должны выхватывать неверующих, как головни из огня. Мы должны говорить: “Я не могу, не хочу, не смею позволить вам губить свою душу”. Люди мира могут не понять такой настойчивости. Наше религиозное рвение и пылкость они могут назвать фанатизмом. Но “человек Божий”, желающий совершать дело благовестника, едва ли станет обращать внимание на то, что говорит мир. Верующий, помня слова притчи, будет всегда убеждать прийти.

Завершая изучение этой притчи, давайте проверим себя. Эта притча обращена и к нам. Евангелие звучит не только для евреев, но и для нас. Господь говорит нам: “Придите на ужин. Придите ко Мне”. Приняли ли мы Его приглашение? Может быть, мы отвечаем Ему: “Я не могу прийти”? Если мы умрем неверующими, то лучше бы мы нам и не рождаться.

Примечания Лк. 14:15-24

Мы можем только предполагать, из каких побуждений человек, возлежавший рядом с Иисусом, сказал это и что на самом деле означали его слова.

Гилл полагает, что этот человек был иудеем. А иудеи любили поразмышлять о пиршествах, которые будут устраиваться в царстве Мессии. Комментатор показывает, основываясь на трудах раввинов, что “иудеи полагали, что Бог устроит роскошный пир, на котором кроме хлеба, называвшегося хлебом царствия, будет огромное количество мяса, рыбы, птицы, вкусного вина и самых разнообразных фруктов. Они утверждали, что на том пиру будет приготовлен огромный бегемот, описанный в книге Иова, левиафан со своей спутницей, огромная птица Циц, величиной с гору. На том пиру будут и плоды из Эдемского сада”. Я привел эту цитату полностью, чтобы показать, какие глупости иногда встречаются в раввинских книгах.

Я не согласен с теми, которые считают, что этот человек был верующим или набожным. На мой взгляд, этот человек, находясь в обществе, где говорили о вере, просто хотел сказать что-нибудь религиозное. Штиер придерживается той же точки зрения. Притча, которую Иисус рассказал в ответ на это замечание, не дает права утверждать, что оно было достойно похвалы.

Эта притча очень похожа на притчу из Евангелия от Матфея (Мтф. 22:2). Однако, несмотря на схожесть, это все-таки две разные притчи, которые были сказаны при совершенно несхожих обстоятельствах.

Главная цель притчи из Евангелия от Луки — отобразить нечестие и неверие иудеев и показать, что вместо них будут призваны язычники. Христос сначала пришел к иудеям. Когда же они отвергли Его, весть о Христе была предложена язычникам. Эта притча также описывает, как Евангелие принималось на протяжении всей истории Церкви.

Эти выражения указывают на тот факт, что искупление было совершено полностью. Об этом было объявлено иудеям и язычникам после воскресения Христа. И только после этого можно было сказать, что “уже все готово”.

Приглашенные отказывались приходить под теми же предлогами, под которыми люди сегодня отказываются принять Евангелие Христа. Обратите внимание, что, в принципе, все отказавшиеся “законное делали”.

Стелья полагает, что этой фразой описывается глупость мирского человека, который отдает все свои силы и время тому, что не имеет большой ценности. Если бы этот человек был мудрым, он бы сначала посмотрел землю, а потом бы купил ее.

Католические комментаторы находят здесь аргумент в пользу безбрачия. Но все же они не понимают смысла этого выражения. Если следовать их логике, то получается, что покупка волов или земли — это грех и что лучше копить деньги, чем тратить их. Богословы-католики не понимают, что привязанность к тому, что законно и само по себе неплохо, погубила намного больше душ, чем открытое нарушение закона Божьего. Эту истину, к сожалению, очень часто упускают из виду.

Здесь говорится об обязанности служителя, который должен отчитаться перед небесным Господином о том, что удалось сделать.

Это выражение не означает, что Бог гневается точно так же, как разгневался хозяин, к которому не захотели прийти на пир приглашенные. Но все же это слово должно показать нам, что неверие и отказ от Евангелия гневят Бога. Мы не должны забывать: Бог строго взыскивает всякий день.

Этими словами в первую очередь описываются язычники, которые, несмотря на свое плачевное духовное состояние, были лучше иудеев. Также здесь описываются все грешники, которые, услышав Евангелие, осознали свои грехи, признав свою духовную нищету.

Это выражение показывает, что Господь дает благодати больше, чем сердца человеческие хотят принять.

Бенгель замечает: “Ни природа, ни благодать не терпят пустоты”.

Это выражение надо толковать осторожно. Оно не означает, что можно “давить” на человека, заставляя его принять Евангелие. Оно также не значит, что надо устраивать гонения на людей за их религиозные убеждения.

Епископ Пирс пишет: “Убеждать нужно доказательствами, а не силой. Вся притча говорит об этом, это очевидно. Ведь на пир людей приглашали”.

Слово, переведенное как “убеди”, в Новом Завете используется всего лишь девять раз. В четырех случаях оно переведено словом “принуждать” (Мтф. 14:22; Мр. 6:45; Деян. 28:19; Гал. 6:12). Однако во всех этих отрывках речь не идет о применении силы.

Альфорд полагает, что, возможно, слова “убеди придти” намекают на крещение детей, но мне эта идея кажется неправдоподобной.

В первую очередь эти слова адресованы иудеям. Отвергнув Евангелие Христа, они отпали до того времени, пока Бог не пожелает их привить назад (Рим. 11:23). Также эти слова описывают тех, кто сегодня отказывается принять Евангелие. Писание говорит, что они будут предоставлены сами себе и преданы превратному уму. Бог обрушит самое тяжелое наказание на того, кто отверг истину. Нужно чаще изучать отрывок из Писания, где наш Господь говорит о Хоразине и Вифсаиде.

 Евангелие от Луки 14:25-35

25 С Ним шло множество народа; и Он, обратившись, сказал им:
26 если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником;
27 и кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником.
28 Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее,
29 дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним,
30 говоря: этот человек начал строить и не мог окончить?
31 Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами?
32 Иначе, пока тот еще далеко, он пошлет к нему посольство просить о мире.
33 Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником.
34 Соль — добрая вещь; но если соль потеряет силу, чем исправить ее?
35 ни в землю, ни в навоз не годится; вон выбрасывают ее. Кто имеет уши слышать, да слышит!

Во-первых, этот отрывок учит нас тому, что истинный христианин должен быть готов отдать все ради Христа. Об этом Господь говорит особенными словами: “Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником”.

Толкуя этот отрывок, не следует выходить за определенные рамки. Мы никогда не должны объяснять какой-то стих из Библии так, чтобы он противоречил другим местам Писания. Наш Господь не говорит, что христианин обязан ненавидеть своих родственников. Такое толкование противоречит пятой заповеди. Христос говорит здесь о том, что настоящий ученик должен любить Его больше, чем своих ближних, больше, чем себя. Господь не призывает верующих спорить и ругаться с родными и друзьями. Христос говорит о том, что, если требования родных противоречат требованиям Христа, тогда требованиями первых нужно пренебречь. Лучше ослушаться тех, кого мы любим больше всего на земле, чем Того, кто умер за нас на кресте.

Заповедь, которую дает Христос, трудно исполнить. Но в то же время сделать это необходимо. Опыт показывает, что родственники, больше других людей, вредят душе верующего человека. Иногда случается, что отрицательное отношение родных и друзей становится для пробудившейся души непреодолимым препятствием. Отцы-безбожники заявляют своим сыновьям, что не потерпят никакой “веры” у себя дома. Влюбленные в мир матери досадуют на своих дочерей за то, что они отказываются от развлечений этого мира. Как только благодать проникает в семью, там сразу же возникают разногласия. Однажды наступит время, когда христианин вспомнит то, чему учит Господь в этом отрывке, и предпочтет Христа своей семье.

Без сомнения, поступить так, как того требует Христос, очень не легко. Идти против воли тех, кого любишь, особенно в духовных вопросах, — это значит нести тяжелый крест. И если вам все-таки пришлось его нести, помните, что твердость и решительность в данном случае — это истинная благость. Если вы поступаете неправильно в угоду своим родным, значит, вы не любите их по-настоящему. К тому же твердость и решительность, обрамленные в доброту и постоянство, со временем часто вознаграждаются. Множество христиан в последний день возблагодарят Бога за то, что Он помог им предпочесть Христа своим друзьям. Верующие увидят, что их решимость заставила близких серьезно задуматься и в конце концов привела к обращению.

Во-вторых, этот отрывок учит нас тому, что люди, желающие последовать за Христом, должны знать, чего это будет им стоить. Этот урок Христос преподает специально для тех, кто бездумно следует за Ним. Этот урок актуален всегда.

Никогда не забывайте о том, что за то, чтобы быть истинным христианином, нужно платить. Легко и просто быть номинальным верующим. Но слышать голос Христа, следовать за Христом, верить Христу, исповедовать Христа — трудно, потому что все это требует самоотверженности. Нужно отказаться от любви к миру, лени и самоправедности. От всего этого нужно “отрешиться”. Необходимо до конца сражаться с врагом, даже если у него двадцатитысячная армия. Необходимо до конца достраивать башню, даже если настали трудные времена. Господь Иисус Христос хочет, чтобы мы это понимали. Однако прежде Он призывает “вычислить издержки”.

Почему же Христос говорит такое? Почему Он разубеждает людей становиться Его учениками? Неужели Он хочет сделать врата жизни более узкими, чем они есть на самом деле? На эти вопросы легко дать ответ. Наш Господь сказал все это для того, чтобы люди не следовали за Ним легкомысленно, поддавшись эмоциональному порыву, который непременно ослабнет в дни искушения. Христос знал, что отступление от веры наносит самый большой вред делу Евангелия и что чаще всего от веры отступают те люди, которые, становясь учениками, не знали на что идут. Христос не хотел пополнять Свою армию солдатами, которые дезертируют во время опасности. Поэтому Он призывал всех, кто хочет служить Ему, прежде “вычислить издержки”.

Церковь и мир только выиграют, если служители Христа будут поступать так же, как их Господь. Слишком часто люди обманывают самих себя, пологая, что они обратились, когда на самом деле нет. Они принимают чувства за веру. Им кажется, что сожаление о грехе — это действие благодати. Но это не так. Конечно, всеми средствами помогайте человеку уверовать, но никогда не скрывайте от него, чего стоит настоящее христианство. Предупредите его, что христианская жизнь — это борьба и тяжелый труд. Скажите ему: “Пошли с нами, но прежде вычисли издержки”.

И последнее. Из этого отрывка мы узнаем, что отступники оказываются в незавидном положении. Этот урок неразрывно связан с предыдущим. Свой призыв “вычислить издержки” Христос подкрепляет рассказом о том, что произойдет, если этого не сделать. Человек, который однажды уверовал, а затем отрекся, подобен соли, потерявшей свою соленость. Такая соль никому не нужна. “…Ни в землю, ни в навоз не годится; вон выбрасывают ее”. Потерявшая свои свойства соль — это образ отступника. Понятно, почему наш Господь, приводя такое сравнение, добавил: “Кто имеет уши слышать, да слышит!”

Хотя это и печально, однако полезно для назидания. Помните, что уверовавший и отпавший от истины человек находится в опаснейшем положении. Все, что вы говорите такому человеку, он уже знает. Он уже слышал о всех учениях. И уже не грешит по невежеству своему, как то делают многие. Он грешит не против неведомого Бога, а против Того, кого знает, — против Христа. Конечно, для Бога нет ничего невозможного, но все же написано: “Ибо невозможно — однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему” (Евр. 6:4-6).

Подумайте над вышесказанным. Не бойтесь начать служить Христу. Но прежде чем это сделать, все взвесьте и обо всем серьезно подумайте. Однажды же начав, молите, чтобы дойти до конца и не отпасть.

Примечания Лк. 14:25-35

Поведение нашего Господа в этой ситуации сильно отличается от поведения многих современных служителей.

Трудно не поддаться искушению наполнить всю церковь людьми, уверяя их в том, что они христиане, хотя никаких свидетельств действия благодати в них нет. Желание рассказать заинтересовавшимся Благой вестью людям о той радости и утешении, которые приносит Евангелие, умалчивая при этом о кресте и борьбе в христианской жизни, — греховно.

Если вы станете вести себя так, как вел себя наш Господь в этом отрывке, то, возможно, количество посещающих вашу церковь резко уменьшится. Но проиграв в количестве, вы выиграете в качестве, предотвратив отступничество, которое сегодня так бесчестит христианскую веру.

Обычно работает закон: не обладает ценностью то, что дешево. Занизив требования Христа, в будущем вы поймете, что принесли себе этим больше вреда, чем пользы.

Слово “возненавидит” в этом выражении нельзя понимать буквально. Приведем здесь выдержку из комментария Пирса.

“Тот факт, что слово “возненавидит” здесь означает “возлюбит меньше”, доказывается и в Мтф. 10:37, и в Мтф. 6:24 (там это слово используется именно в таком смысле). Точно так же когда мы читаем Рим. 9:13, где написано: “Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел”, мы понимаем этот отрывок так: Бог Иакова возлюбил больше Исава. В еврейском языке слово “возненавидел” имело устойчивое значение: “любил меньше”. Так, например, в Быт. 29:30, 31 сказано: “Иаков… любил Рахиль больше, нежели Лию… Лия была нелюбима” (в английском переводе “ненавидима” — прим. пер). См. Втор. 21:15, 16, 17.

Доддридж замечает: “Фраза “построить башню” заставляет современного читателя представить себе сооружение более массивное, чем то, какое, скорее всего, описывал наш Господь. В то время башни строили довольно часто и строили из непрочного материала. В таких “башнях” укрывались люди, которые сторожили виноградники или стада. Подобные сооружения были небольшими по площади, но достаточно высокими, чтобы находящиеся в них могли обозревать как можно большую территорию”.

Некоторые считают, что царь — это образ верующего, а другой царь, “идущий с двадцатью тысячами”, — это образ сатаны. Но я с этим не согласен. И здесь, и в трех предыдущих стихах наш Господь только использует знакомые образы. Не стоит каждой детали придавать символическое значение.

Это слово означает “распрощаться”, “оставить”. Его смысл в том, что человек может стать учеником Христа только тогда, когда будет готов отдать все ради Него, встретиться с любым врагом и принести любую жертву.

Мандрель так описывает соляную долину, которую он видел во время своего путешествия: “Вдоль одной ее стороны тянулся неглубокий ров, который образовался от того, что там постоянно брали соль. Я отломал кусок той породы: под воздействием дождя и солнца верхние кристаллы перестали быть солеными, хотя по-прежнему ярко переливались. Но это только на поверхности. Со стороны слома соль не утратила своих свойств”.

Шотген пишет, что в Иудее из Мертвого моря добывали разные виды соли. Один из них назывался битуминозной солью. Такая соль не была соленой — ею только “посыпали пол в некоторых частях храма, чтобы в мокрую погоду не было скользко”.

Выражение “соль потеряет силу” встречается в евангелиях три раза, причем при описании различных событий (см. Мтф. 5:13 и Мр. 9:50). Но к сожалению, о духовном смысле этих слов проповедники говорят очень редко. Они нечасто вспоминают, что каждый верующий может быть предан превратному уму. Люди совсем не задумываются о том, что есть такая вещь, как непростительный грех. Если соль потеряет свою соленость, то навсегда.

Я точно знаю одно. В Писании нет однозначного доказательства тому, что Бог предопределил осужденных. Я утверждаю, что погибшие сами виновны в своей смерти, которая стала следствием их грехов, а не Божьего предопределения. Мы не имеем права говорить, что тот или иной грешник слишком плох, чтобы получить спасение.

Новый Завет учит, что ничто так не огорчает Бога, как неверное использование полученного знания и сознательный отказ от истины, однажды открытой, ради служения греху и миру. Библия утверждает, что грешник, который однажды исповедал свою веру, а потом вернулся назад в мир, скорее всего, не будет спасен. Вряд ли изменится то сердце, в котором вместо любви ко Христу поселилось безразличие к Господу.

После шестнадцати лет служения я могу засвидетельствовать, что отступники находятся в самом безнадежном положении. Я видел это, стоя у их смертного одра. Эти люди уходили из мира без всякой надежды, их разум казался мертвым. На них не действовали никакие доводы, никакие истины. Казалось, что они утратили способность чувствовать. Им оставалось одно — безысходность. Думаю, что в этом отрывке наш Господь говорил именно о таких людях.