Глава 15

 Евангелие от Луки 15:1-10

1 Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его.
2 Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними.
3 Но Он сказал им следующую притчу:
4 кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее?
5 А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью
6 и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу.
7 Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии.
8 Или какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет,
9 а найдя, созовет подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму.
10 Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся.

Все читающие Библию, пожалуй, лучше всего знают главу, которую мы сейчас будем изучать. Много пользы принесло ее содержание душам человеческим. Постараемся же и мы извлечь для себя благо из нее.

Во-первых, заметим, что враги Господа совершенно верно описали Его служение. Лука пишет: “Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его. Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними”.

Насмешка, а не восхищение звучала в этих словах. Эти невежественные вожди иудейского народа не могли понять, что может быть общего у этого проповедника веры с нечестивцами. В ответ на злые слова фарисеев и книжников Христос произнес три самые поучительные притчи из известных нам.

Да, книжники и фарисеи были правы. Наш Господь действительно “принимал грешников”, принимал, чтобы простить, освятить и подготовить к небесам. В этом и состояло Его служение. Для этого Он пришел в мир. Он сошел с небес, чтобы призвать не праведников, но грешников к покаянию. Христос пришел для того, чтобы спасти грешников. Такой же, какой Он был на земле, Он сейчас на небесах, по правую руку Божию. Таким Он останется всегда. Христос был, есть и будет Другом грешников.

А вы ощущаете свою греховность? Чувствуете ли вы себя грешниками, заслужившими гнев Божий? Вспоминаете ли вы с горечью свою прошлую жизнь? Стыдитесь ли своих поступков? Если да, тогда воззовите ко Христу, придите к Нему такими, какие вы есть, не откладывая это на потом. Христос милостиво примет вас, простит ваши грехи и подарит вечную жизнь. Он “принимает грешников”. Воззовете к Нему — спасетесь, не воззовете — погибнете.

Во-вторых, обратите внимание на то, каким чудесным образом наш Господь описывает Свою любовь к грешникам. В ответ на колкость врагов Христос рассказал три притчи: притчу о потерянной овце, притчу о потерянной монете и притчу о блудном сыне. Первые две из них мы сейчас рассмотрим. Все они призваны показать одно: Христос хочет спасти грешников.

Любовь Христа — действенная любовь. Пастух не сидел сложа руки, когда его овца пропала, и женщина не ждала, пока ее монета сама найдется. И наш благословенный Господь тоже не сидит сложа руки. Он оставил славу Своего Отца, смирил себя самого, став, как человек. Он пришел в мир взыскать и спасти погибшее. Христос не остановился, пока не искупил прегрешения, не дал вечную праведность и не открыл дверь жизни для всех, кто хочет спастись.

Любовь Христа — жертвенная любовь. Пастух принес потерявшуюся овцу домой на руках. Он не оставил ее погибать в пустыне. Женщина зажгла свечу и все чисто вымела. Она многое сделала для того, чтобы найти свою драхму. И Христос не жалел себя, спасая грешников. Он положил душу Свою за друзей своих и претерпел крест, “пренебрегши посрамление” (Ин. 15:13; Евр. 12:2).

Любовь Христа — сильная любовь. Как радовались пастух и женщина, найдя потерянное, так и Христос радуется, спасая грешников. Он получает истинное удовольствие, когда достает их, как головешку из костра. Завершить то дело, ради которого Он спустился на землю, для Него было пищей и питием. Христос был стеснен духом, пока не исполнил всего. И сейчас Он рад явить милость. Господь хочет спасти грешников намного сильнее, чем сами грешники хотят спастись.

Стремитесь же познать эту любовь Христову. Она превосходит всякое разумение. Ее невозможно выразить словами. Вы должны всецело положиться на нее, если хотите иметь мир на этой земле и славу на небесах. Если вы утешаетесь своей любовью ко Христу, вы строите на песке. Если же вы полагаетесь на любовь Христа, вы строите на твердом основании.

Наконец, отметим, что наш Господь поощряет покаяние. Два раза Лука повторяет одно и то же: “…Бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся”. Дважды он говорит одни и те же слова, чтобы у нас не осталось никаких сомнений.

Глубокий смысл содержится в этом выражении Христа. Мы своим немощным разумом не в состоянии понять, как можно еще больше радоваться на небесах — ведь там совершенная радость. Тем не менее ясно одно: Бог бесконечно сильно желает принять грешников. Сколько бы страшных грехов человек ни совершил, если он обратится от своего беззакония к Богу через Христа, Бог примет его. Бог не получает никакого удовольствия от смерти тех, которые умирают; Бог радуется истинному покаянию.

Если вы боитесь раскаяться, поразмышляйте над этими стихами и больше не бойтесь. Ваши страхи беспочвенны. Перед вами открыта дверь, вас ожидает прощение! “Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды” (1 Ин. 1:9).

Разве имеет какое-нибудь значение то, что люди будут смеяться над вами? Пусть они смеются, зато ангелы радуются. Грешники скажут, что вы поступаете глупо, а небеса от этого возрадуются.

Покаялись ли вы? Это главный вопрос. Какая польза от того, что вы знаете о Христовой любви, если вы не принимаете ее? “Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете” (Ин. 13:17).

Примечания Лк. 15:1-10

Это слово в греческом языке указывает не на однократное событие, а на постоянный процесс. С точки зрения Альфорда, оно означает то, что люди постоянно окружали Христа. Не забывайте, что в начале этой главы продолжают описываться события прошлой.

Обратите внимание: наш Господь был приветлив и любезен со всеми. Люди не боялись подходить к Нему. Такая черта характера — великий дар.

Слово “все” означает всех мытарей и грешников, живших неподалеку от того места, где находился Христос.

Интересно заметить, что св. Лука чаще других евангелистов приводит примеры того, как милосердно относился наш Господь к грешникам. Скорее всего, он делал это для того, чтобы ободрить обращенных из язычников, для которых и написал свое евангелие. Такие отрывки, как Лк. 18:10 и 18:34, 43, являются характерной особенностью Евангелия от Луки.

Это греческое слово используется еще только один раз — в Лк. 19:7 и буквально означает “сильно возмущались”, “постоянно роптали”.

Обратите особое внимание на эти слова. Они ключевые для всей главы. Если вы будете постоянно помнить о них, читая пятнадцатую главу, то сможете понять правильно все три притчи, записанные в ней. Фарисеи упрекнули Господа в том, что Он принимает грешников. В ответ Христос сказал, что ради этого Он и пришел на землю, поэтому не стыдится быть с грешниками. Он пришел сделать для грешников то, что делает пастух для своей потерявшейся овцы, женщина для потерянной драхмы и отец для заблудившегося сына. А недовольные враги нашего Господа скорее похожи на старшего брата в притче о блудном сыне.

Я хочу еще раз повторить, что эти слова имеют первостепенное значение при толковании данной главы. Множество неверных комментариев было сделано к этим притчам именно по той причине, что толкователи упустили их из виду. Все притчи пятнадцатой главы показывают милость и любовь Христа к грешникам, но каждая делает это по-разному. Я разделяю точку зрения Бенгеля, который полагает что потерянная овца символизирует неразумного грешника, потерянная монета — грешника, который плохо знает себя, а младший сын — дерзкого грешника, который грешит осознанно. Но я также считаю, что любовь, которая заставляет пастуха искать свою овцу, женщину — свою монету, а отца — ожидать своего нерадивого сына, символизирует любовь Христа. Я не могу согласиться с тем, что эти три притчи описывают работу трех ипостасей Троицы и что, как полагают некоторые, женщина символизирует Святого Духа или Церковь. Христос не имел в виду ничего подобного, когда рассказывал эти притчи. Мне кажется, что Он хотел сказать следующее: “Вы обвиняете Меня в том, что Я принимаю грешников. Но я не стыжусь этого. Да, Я принимаю их, ибо пришел на землю именно для этого. Если вы хотите знать, что Я чувствую по отношению к ним, посмотрите на пастуха, идущего за своей овцой, на женщину, ищущую свою драхму, на отца, принимающего своего блудного сына. Любовь, которую проявляют все эти люди, показывает Мою любовь к грешникам”.

Я не согласен с теми комментаторами, которые считают, что в этом стихе и в двух следующих некоторые числа и образы имеют символическое значение. Числа сто и девяносто девять, образы пустыни, пастуха, несущего овцу на своих руках, дома, друзей и соседей подчеркивают одно — сильную жертвенную любовь Христа к грешникам, Его желание спасти их.

Заметьте, что в этой притче Иисус использует удивительный образ. В десятой главе Евангелия от Иоанна Он называет себя добрым пастырем, а Исаия в 53-й главе говорит: “Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу”.

Эти слова указывают на то, что Господь уже закончил Свою притчу и сейчас произнесет важную истину, которая содержится в притче.

Поскольку Господь использовал в этой фразе глагол в будущем времени, некоторые решили, что здесь идет речь о последнем суде, когда спасенные души предстанут пред Отцом в радости. Но я не разделяю этого мнения. Мне кажется, что наш Господь говорит здесь, что, когда грешник покается, в какой бы момент истории это ни произошло, на небесах всегда будет великая радость, несмотря на то, что фарисеи на земле будут роптать по этому поводу.

Эти слова показывают, насколько важна для Бога каждая отдельная человеческая душа. Они также опровергают неверное представление о том, что потерянная овца символизирует всю церковь избранных, или искупленных.

Проповедники, которые уже отчаялись увидеть обращенных после своих проповедей, должны запомнить это выражение и не забывать, что даже одна душа — это уже много.

По поводу значения этого выражения комментаторы разошлись во мнениях. Приведем здесь пять различных точек зрения.

1. Здесь говорится об ангелах, которые никогда не грешат.

2. Здесь говорится о прославленных святых, которые уже не грешат.

3. Здесь говорится об еще живущих святых, которые не потеряли чистоты, данной им при крещении.

4. Здесь говорится о жителях других миров, которые не пали, подобно человечеству.

5. Здесь говорится о людях, которые думают, что они праведны и поэтому им не нужно покаяние.

Я считаю, что из всех только последняя точка зрения правильная. Свое мнение я основываю на Лк. 5:32; 16:15; 18:9; Мтф. 9:13 и Мр. 2:17.

Заметьте, что эти притчи Господа просты и понятны. Христос, чтобы показать, как Он заботится о грешниках, прибегает к образам пастуха и женщины.

Относительно этой притчи я еще раз повторю то, что говорил выше: здесь нет никаких аллегорий. Женщина, число десять, зажженная свеча, дом, уборка, подруги и соседки — все эти образы второстепенны по сравнению с главной мыслью: Христос заботится о грешниках и хочет спасти их.

Многие комментаторы утверждают, что драхма — это образ грешника.

Это выражение показывает, что ангелам не безразлично спасение грешников. Ангелы внимательно следят за тем, как человек возрождается. Однако это не означает, что они могут помочь.

 Евангелие от Луки 15:11-24

11 Еще сказал: у некоторого человека было два сына;
12 и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.
13 По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.
14 Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться;
15 и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней;
16 и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.
17 Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода;
18 встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою
19 и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.
20 Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.
21 Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.
22 А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги;
23 и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!
24 ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.

Обычно эту притчу называют притчей о блудном сыне. Она полна богатыми духовными образами. В отличие от других притч Христа эта притча содержит в себе не один, а множество духовных уроков. Каждая ее часть назидательна.

Во-первых, в этой притче мы видим человека, следующего побуждениям своего греховного сердца. Наш Господь рассказывает о младшем сыне, который, забрав свою долю отцовского наследства, покинул родительский дом, “пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно”.

Иисус точно изображает нашу греховную природу. Все мы такие. Все мы по природе своей горды и своенравны. Нам не доставляет радости общение с Богом. Покинув Его, мы ушли своей дорогой. Мы попусту тратим свое время и силы. Жадный делает это по-своему, раб похоти по-своему, а любитель развлечений по-своему. Но все мы схожи в одном: подобно овце, каждый из нас совратился на свою дорогу (Ис. 53:6). Каждый из нас может узнать себя в образе младшего сына из этой притчи.

Если кто-то этого не понимает, значит, он еще многого не видит. Он духовно слеп. Можно не знать того или другого, но самое страшное — не знать себя. Блажен тот, кто, покинув царство тьмы, понял, кто он есть на самом деле! Многие же “не знают, не разумеют, во тьме ходят” (Пс. 81:5).

Во-вторых, мы видим, как ­человек убеждается на своем горьком опыте: жить в грехе не так уж легко. Наш Господь рассказывает, что младший сын, промотав все свои деньги, остался ни с чем — он был вынужден пасти свиней. Младший сын был готов есть корм для животных, но и такой возможности у него не было.

Так случается всегда. Грех — жестокий хозяин, и рано или поздно рабы греха в этом убеждаются. Необратившиеся люди никогда не бывают по-настоящему счастливыми. И хотя они часто делают вид, что жизнь прекрасна, внутри себя они понимают, что это не так. Множество людей чувствуют, что они духовно больны. Они недовольны собой, своей жизнью и им все не нравится. “Многие говорят: “кто покажет нам благо?”” (Пс. 4:7). “Нет мира нечестивым, говорит Бог мой” (Ис. 57:21).

Помните об этом всегда. Это реальность, хотя многие необращенные люди уверяют, что это не так. “…Путь же беззаконных жесток” (Прит. 13:16). Невозрожденные люди несчастны, хотя они это и скрывают. Им не хватает чего-то, сколько бы они ни утверждали обратное. “…Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление” (Гал. 6:8). “Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь” (Рим. 6:21).

В-третьих, мы видим человека, осознавшего свое положение и решившего покаяться. Наш Господь рассказывает о том, как младший сын “придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил”.

Эта мысль посещает хотя бы раз многих людей. Мы должны быть благодарными Богу за то, что люди начинают так думать. Хотя подобные мысли сами по себе не меняют сердце, но они могут стать началом великих перемен. Чувство вины это еще не обращение, но все же можно сказать, что оно — первый шаг в правильном направлении. Многие люди погибли из-за того, что никогда вообще не задумывались о своей жизни.

Однако мало просто “задумываться”. Хорошие мысли — это прекрасно, но сами по себе они не спасают. Если бы младший сын только думал и ничего не делал, он бы так и остался жить вдали от дома до самой смерти.

В-четвертых, мы видим человека, обратившегося к Богу, с истинным покаянием и верой. Из притчи мы узнаем, что младший сын, покинув ту страну, в которой жил, вернулся назад, в дом своего отца, воплощая в жизнь свои добрые намерения и признавая свой грех. Он “встал и пошел”.

Эти слова объясняют, что значит истинное покаяние и обращение. Человек, в чьем сердце начал действовать Святой Дух, никогда не удовлетворится одними размышлениями и решениями. Он захочет расправиться с грехом. Возрожденный человек оставит свои прежние компании и перестанет делать зло. Он научится творить добрые дела. Он со смиренным сердцем обратится к Богу в молитве, исповедует пред Ним свои беззакония, не ища оправдания своим грехам. Он скажет вместе с Давидом: “Беззакония мои я сознаю” (Пс. 50:5). И вместе с мытарем: “Боже! будь милостив ко мне грешнику!” (Лк. 18:13).

Остерегайтесь ложного покаяния. Дела — это суть “покаяния ко спасению”. Переживания, слезы, угрызения совести, желания и решения окажутся бесполезными, если не приведут к действиям, к измененной жизни. Чувства без действий еще хуже, чем полное отсутствие чувств.

И наконец, это притча показывает нам, что Бог с готовностью принимает раскаявшегося человека, прощая его даром. Господь говорит об этом, рассказывая с чувством о младшем сыне. Мы читаем, что “когда он [сын] был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться”.

Вряд ли когда-нибудь будут написаны более проникновенные слова. Они не нуждаются в комментариях. Пояснять их — значит очищать очищенное золото или приукрашивать лилию. Эти стихи говорят нам о бесконечной любви Господа Иисуса Христа к грешникам. Они учат нас, что Он хочет принять всех, кто приходит к Нему. Христос дает им полное прощение сразу же. “…Оправдывается Им всякий верующий”, “Ты, Господи, благ и милосерд и многомилостив” (Деян. 13:39; Пс. 85:5).

Постоянно размышляйте о безграничной милости нашего Господа. Никогда не забывайте, что Он “принимает грешников”. Покаявшись и уверовав, святые должны жить Его милостью. “А что ныне живу во плоти, — пишет св. Павел, — то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня” (Гал. 2:20).

Примечания Лк. 15:11-24

Эта притча, пожалуй, самая поучительная во всем Новом Завете. Из трех притч пятнадцатой главы она самая примечательная. Первая притча говорит об одной овце из ста, вторая — об одной драхме из десяти, а эта — об одном сыне из двух. Конечно, не стоит придавать числам большого значения, но все же интересно поразмышлять, почему используются именно они.

Обычно считается, что отец в этой притче символизирует Бога Отца, сыновья — иудеев и язычников. Я же полагаю, что в этой притче речь не идет о Боге Отце. Возможно, здесь говорится об иудеях и язычниках, но суть притчи все-таки не в этом.

Мне кажется, что младший сын символизирует всех необратившихся грешников, а его возвращение в дом отца — истинное покаяние. Как отец тепло принял блудного сына, так наш Господь Иисус Христос с любовью принимает грешников, приходящих к Нему, даруя им полное прощение. Старший же сын, по моему мнению, символизирует недалеких людей, считающих себя праведными. Скорее всего, наш Господь имел здесь в виду книжников и фарисеев, которые роптали на Него за то, что Он принимает грешников. В этом и заключается главный урок притчи.

Отмечу здесь и то, что старший сын не является символом ангела, а “житель страны той”, у которого служил младший сын, — символом дьявола; лучшая одежда — Христовой праведностью; перстень — уверенностью в прощении; обувь — способностью жить с Богом; слуги — служителями Христовыми, а откормленный теленок — вечерей Господней. Хотя многие и принимают такое объяснение, но на самом деле оно не более, чем выдумка. Я считаю, что Христос не имел этого в виду в притче. Наш Господь на примере истории блудного сына хотел показать любовь Бога к грешникам. И хотя в этой истории много образов, это не означает, что каждый из них является символом.

Отметим, что младший сын был очень своевольным и любил независимость. Такое поведение только увеличило вину младшего сына.

Паркхурст замечает, что “касательно этого вопроса и иудейские, и римские законы гласили одно: отец семейства не может произвольно распоряжаться всем своим имуществом, потому часть этого имущества он должен был передать своему младшему сыну (Втор. 21:16). Поэтому младший сын в притче и потребовал немедленно то, что и так было бы у него через несколько лет”.

Гилл говорит, что житель той страны символизирует законника или фарисея, но я не разделяю этой точки зрения.

Не забывайте, что наш Господь рассказывал эту притчу иудеям, которые считали свинью нечистым животным. Скорее всего, эта деталь помогла иудеям еще ярче представить себе, как низко пал младший сын.

По мнению Мэйджора, это выражение не значит, что сын не мог “наполнить чрево”, хотя ему этого очень хотелось. Скорее оно означает, что он был очень рад, когда ему удавалось это сделать. Похожее выражение используется в Лк. 16:21.

Вероятнее всего, здесь идет речь о плодах рожкового дерева, растущего в восточном Средиземноморье. Плоды этого дерева до сих пор идут на корм свиньям, но они совершенно непригодны в качестве пищи для человека. Возможно, здесь имеется в виду буковые орешки, которые едят свиньи.

Это выражение не означает, что никто не давал ему есть рожки, оно означает, что люди вообще не хотели давать ему есть, полностью пренебрегая им.

Часто говорят, что человеку нужно сначала прийти в себя, а потом уже к Богу.

Сын исповедал, что согрешил перед Богом и перед людьми. Это одно из тех мест Писания, где “небеса”, место жительства Бога, обозначают самого Бога. См. Дан. 4:26 и Мтф. 19:25.

Некоторые полагают, что блудный сын решил вернуться к отцу потому, что вспомнил, что он все-таки сын, хотя и плохой. Основываясь на этом предположении, комментаторы утверждают, что крещение возрождает. Альфорд пишет: “Он никогда не переставал быть сыном”. Далее Альфорд приводит слова Тренча: “Что дало этому грешнику уверенность в том, что Бог не прогонит его, если он вернется? Усыновление, которое было дано в Иисусе Христе во время крещения, а также вера в то, что дары и призвание Бога непреложны”.

Я думаю, что это неверное предположение. Эта притча не учит тому, что через крещение происходит возрождение. Нельзя строить учение на отдельных фразах из притчи. Те же, которые строят учение о возрождении через крещение на основании признания младшего сына в том, что он согрешил, утверждая, что, несмотря на свою греховность, он не забыл, что он сын, должны обратить внимание на выражение, которое дважды повторяется в этой притче. Дважды Иисус говорит, что прежде чем вернуться к отцу, сын был “мертв”. Если он был мертв, значит, в нем не было жизни, а если в нем не было жизни, значит, он должен был родиться. Младший сын был мертв и ожил. Если верящие в возрождение через крещение признают, что все необращенные грешники: и крещенные, и некрещенные — “мертвы”, мы согласимся с ними. Но захотят ли они это признать?

Тот, кто видит в этой притче учение о возрождении через крещение, не понимает того, что Иисус на самом деле хотел сказать в ней.

Эти слова очень трогательны. Они показывают, как сложно грешнику обратиться ко Христу и как Христос с радостью принимает грешника.

Обратите внимание: блудный сын так и не смог сказать отцу всего, что хотел. Отец прервал его, не дослушав, потому что был готов принять своего сына назад в любом случае.

Заметьте, что отец не стал осуждать своего сына за мотовство и нечестие. Он не упрекал его за прошлое, не укорял за настоящее, не давал советов на будущее. Отца переполняла радость: сын вернулся домой. Все остальное в тот момент было неважно.

Феофилакт и Каловий считают, что здесь имеется в виду “первая” одежда, то есть та старая одежда, которую сын носил, когда еще жил в доме отца. Но такое предположение сомнительно. Я считаю, что это выражение переведено правильно.

Перстень был знаком оказанного доверия, знаком особого достоинства. См. Быт. 41:42; Исх. 2:10; Иак. 2:2.

Возможно, этим своим приказом отец хотел показать, что сын впредь не будет рабом, а будет свободным человеком. Сын остался сыном. Заключенные и рабы в Израиле ходили босыми (Ис. 20:4).

Некоторых телят специально откармливали для особого случая, например для жертвоприношения или для пира.

Католического комментатора Стелью очень раздражало то, что множество современных ему комментаторов толковали этот отрывок аллегорически. “Если вы спросите меня, что означает откормленный теленок, — писал он, — то я отвечу: теленок означает теленка, ничего, кроме теленка”.

Обратите особое внимание на это выражение. Оно имеет духовное значение: жизнь до покаяния — это состояние смерти, жизнь после покаяния — это состояние жизни.

Заметьте, что этот стих отличается от четырнадцатого стиха. Необращенный человек “нуждается”, а обратившийся — “веселится”.

В заключение я хочу сказать, что в этой притче можно увидеть взаимоотношения иудеев и язычников. Младший сын — это образ язычников, отошедших от Бога после потопа, погрузившихся во тьму и попавших в плен к сатане.

Как блудный сын, раскаявшись, вернулся к своему отцу, так и язычники стали возвращаться к Богу через проповедь Евангелия после вознесения Христа. А зависть старшего сына символизирует отношение иудеев к верующим язычникам. Поэтому эту притчу можно считать пророческой.

Часто слова нашего Господа имеют несколько применений. Это касается и притчи о блудном сыне. Ее можно применить как к целому народу, так и к отдельному человеку. Но хочу подчеркнуть, что в первую очередь в ней идет речь об отдельном человеке.

 Евангелие от Луки 15:25-32

25 Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование;
26 и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое?
27 Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым.
28 Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.
29 Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими;
30 а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.
31 Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое,
32 а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

В этом отрывке содержится завершающая часть притчи о блудном сыне, которая известна меньше, чем первая. Но все же эти слова — часть притчи Иисуса, а все, что говорил Иисус, очень важно для нас.

Во-первых, из этого отрывка мы узнаем, что люди, считающие себя праведниками, очень плохо относятся к грешникам.

Мы узнаем об этом из рассказа Христа о поведении старшего брата. Старший брат “осердился” из-за того, что все радовались возвращению младшего. Старший был недоволен тем, что отец слишком тепло принимает вернувшегося младшего сына, а к нему относится совсем не так, как он того заслуживает. Христос показывает, что старший брат не разделял той радости, которая воцарилась в доме. Он завидовал и негодовал. Грустно читать подобные строки, но и они полны уроков.

Эта притча очень точно изображает иудеев того времени. Для них была невыносима мысль, что язычник, младший брат, получит те же преимущества, что и они. Иудеи с радостью лишили бы язычников Божьего расположения. Они упрямо отказывались замечать то, что и язычники становятся причастниками Христа. Они действовали так же, как старший брат.

Эта притча очень точно изображает фарисеев и книжников того времени, которым не нравилось, что Христос принимает грешников и ест с ними. Они возмущались, потому что Господь открыл дверь спасения для мытарей и блудниц. Фарисеи предпочли бы, чтобы наш Господь ограничился служением им и их партии, предоставив безграмотных грешников самим себе. Христос это отлично понимал и поэтому изобразил фарисеев и книжников в образе старшего брата.

Эта притча очень точно изображает множество членов Церкви Христовой нашего времени. Огромному количеству людей сегодня не нравится, когда проповедуется полное и чистое Евангелие. Они упрекают служителей в том, что те слишком широко раскрывают дверь спасения и что учение благодати поощряет безнравственность. Если вы повстречаете таких людей, вспомните отрывок, который мы сейчас разбираем. В них вы видите “старшего брата”.

Берегитесь такого отношения к другим людям. Иногда оно возникает по причине духовного невежества. Люди перестают замечать свою греховность. Им начинает казаться, что они лучше других и что никто не достоин стоять рядом с ними. Иногда такое отношение вызвано недостатком любви. Некоторые люди не любят других, поэтому они не могут радоваться, когда кто-то получает спасение. А иногда это отношение возникает из-за непонимания того, что есть евангельское прощение. Человек, который осознает, что все спасаются только по благодати, что все должники Божьи и что даже лучшим из нас нечем хвалиться, никогда не скажет слов старшего брата.

Во-вторых, из этого отрывка мы узнаем, что все, видящие обращение человека, должны радоваться. Господь вкладывает в уста отца следующие слова: “…О том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся”.

Этот урок в первую очередь был адресован книжникам и фарисеям. Если бы их сердца не были испорченными, они бы никогда не возмущались тем, что наш Господь принимает грешников. Они бы помнили, что самый последний мытарь и грешник — их брат, что если они немногим лучше его, то только благодаря благодати. Они бы радовались от того, что безнадежно пропащий человек нашелся. Они бы благодарили Бога за то, что Он вытащил его, как головешку из костра, и не изгнал навеки. Но к сожалению, ни одного из этих чувств в сердцах книжников и фарисеев не было. Закутавшись в свою самоправедность, они упрекали и находили недостатки, в то время как должны были благодарить Бога и радоваться.

Это урок нужно хорошо запомнить. Обращение души должно приносить нам самую большую радость. От этого и ангелы на небесах радуются. И христиане на земле должны от этого радоваться. Какая разница, что обращенный человек был последним из нечестивцев? Какое значение имеет то, что он много лет служил греху и сатане, напрасно прожигая жизнь? Все это неважно. Вошла ли благодать в его сердце? Истинно ли он покаялся? Вернулся ли он в дом своего отца? Новое ли он творение во Христе? Был ли он мертв, а теперь ожил? Только об этом мы вправе спрашивать. Если на все эти вопросы человек отвечает “да”, то мы должны радоваться и веселиться. Пусть люди из мира насмехаются над таким обращением. Пусть считающие себя праведниками возмущаются, доказывая, что человек не может внезапно полностью измениться. А христиане пусть помнят слова Христа из этой главы и действуют соответственно. Пусть они возблагодарят Бога и возвеселятся. Пусть прославят Всевышнего за то, что еще одна душа спаслась. “Брат мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся”. Эти слова должны идти из сердец верующих.

А что вы думаете по этому поводу? Это важный вопрос. Если человек больше думает о политике, спорте, деньгах, хозяйстве, чем о спасении души, значит, он не христианин. Он “мертв” и должен “ожить”. Он “пропадает” и должен “найтись”.

Примечания Лк. 15:25-32

Эта часть притчи была адресована в первую очередь фарисеям и книжникам, которые “роптали” на Иисуса за то, что Он “принимает грешников”. Замкнутый и недружелюбный старший сын — это точный образ тех, кто упрекал Господа за Его милость к мытарям и грешникам.

Важно помнить об этом, чтобы правильно понять этот отрывок. Старший сын — это образ фарисеев.

(В английском переводе — музыка и танцы. — Прим. пер.) Некоторые комментаторы считают, что этот отрывок разрешает увеселения, от которых христианам лучше все-таки воздерживаться. Штиер восклицает: “Пиетисты (Пиетизм — движение в лютеранской церкви, возникшее в Германии в конце XVII века. Характерной особенностью пиетизма было требование святой жизни и отделение от всего мирского. — Прим. пер.), обратите внимание!” А Альфорд задает риторический вопрос: “Если бы Христос считал радость грехом, стал бы Он списывать радость отца таким образом?”

Но я не могу согласиться с такими рассуждениями. Я уверен, что Иисус не имел в виду наши современные танцы. В этом отрывке не говорится, что эти люди танцевали ночью и что женщины танцевали в парах с мужчинами. И пока мне не докажут, что те танцы были похожи на современные, я не приму вышеизложенную точку зрения. Я не слышал, чтобы христиане выступали против музыки, но многие из них, с которых можно брать пример, выступали против танцев в их современном виде, и я думаю, что у них было на то основание.

Пусть все те, которые считают старшего сына хорошим человеком, обратят внимание на это выражение. Старший сын поступил точно так же, как книжники и фарисеи, “возроптавшие” на Иисуса. Об этом сказано в начале главы.

Это выражение еще раз показывает, насколько добр был отец. Он не упрекал своего злого сына, а звал его, умоляя.

Обратите особое внимание на это выражение. Старший сын повел здесь себя, как фарисей из притчи. Он, по сути, сказал: “Я не такой, как тот сын”. А фарисей говорил: “Я не такой, как тот мытарь”. Поэтому вряд ли старшего сына можно считать немощным верующим. Он — образ самоправедного невежественного моралиста, который не признает учения об оправдании по благодати. Ему отвратительна сама мысль о том, что последний грешник может получить полное прощение и стать таким, как он.

В этих словах проявилась неблагодарность и гордость старшего сына, который считал, что с ним обращаются намного хуже, чем он того заслуживает.

Посмотрите, какое пренебрежение сквозит в словах старшего сына, а ведь он говорит о своем брате! Он называет его “этот твой сын”. Видно, что он презирает его, как презирал фарисей мытаря, называя последнего “этот мытарь” (Лк. 18:11).

Обратите внимание и на это выражение. О том, что блудный сын имел дело с блудницами, сказал только старший брат. Даже если он сказал правду, то сделал это с самыми дурными намерениями, выказав тем самым свое пренебрежение.

Это выражение стоит сопоставить с началом главы. Фарисеи говорили: “Он [Христос] принимает грешников и ест с ними”. Старший сын, в общем-то сказал то же самое: “Ты, отец, не только принял грешного сына, но и устроил пир для него, и ешь с ним”.

Эти слова позволили некоторым предположить, что старший сын — образ немощного верующего, который считает себя добродетельным и потому возмущается тем, что Бог дает прощение великим грешникам. Но это неверное предположение. В этой притче не описывается разговор сына Божьего со Своим небесным Отцом. Цель этой притчи — показать любовь Христа к грешникам и невежество тех, кого такая любовь возмущает. Да, в притче говорится о том, что старший сын вел добропорядочную жизнь и что отец ни в чем ему не отказывал. Но притча не говорит о том, что старший сын был смиренным и милосердным и что он по-настоящему знал себя, хотя и обладал различными благами по праву сына. В Своей притче Иисус показывает, что у старшего сына не было повода обижаться на отца, однако Господь не говорит о том, что у отца не было повода обижаться на сына.

Этот стих подводит итог прениям самоправедных книжников и фарисеев с Господом. Что бы ни говорил старший сын, он не мог отрицать того, что его младший брат был мертв, а теперь ожил, был потерян, а теперь нашелся. Если бы он понимал это, то в его сердце была бы радость, а не злость и ропот.

Эти слова наш Господь адресовал Своим слушателям. Сколько бы фарисеи ни возмущались тем, что Христос принимает грешников, они должны были признать, что спасение грешников — это благое дело. Если бы они не были больны духовно, то радовались бы, что Бог посредством Христа оживляет мытарей и грешников. Они бы не искали, в чем упрекнуть Христа, — они бы благодарили Бога. Они бы не роптали — они бы радовались.

Обратите внимание, как по-разному называют блудного сына отец и старший брат. Последний говорит: “…этот твой сын…”, как будто блудный сын не был его братом. А отец отвечает: “…брат твой сей”, чтобы напомнить старшему сыну, что у него есть брат.

Эту притчу можно применить и к целому народу — иудеям. Христос упрекает иудеев за то, что они не хотят, чтобы язычники входили в Церковь Христову и становились причастниками Евангелия. Старший сын — это образ иудеев времен св. Павла, которые не желали обращения язычников и “препятствовали говорить язычникам” (1 Фес. 2:16). Если эту притчу толковать таким образом, то она, к сожалению, снова превращается в пророчество. Наш старший брат-иудей по-прежнему сторонится Евангелия и не хочет принимать его.