Глава 18

 Евангелие от Луки 18:1-8

1 Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать,
2 говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился.
3 В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего.
4 Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь,
5 но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне.
6 И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный?
7 Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?
8 сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?

Христос Сам объясняет цель, с которой Он рассказал эту притчу. Как говорил один богослов: “Есть замок, есть и ключ”. “Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать”. Помните, что эти слова тесно взаимосвязаны с учением о втором пришествии, о котором говорилось в конце предыдущей главы. Иисус призывает Своих учеников всегда молиться и никогда не унывать между Его первым и вторым пришествиями. Мы с вами живем в это время. Поэтому эта притча должна быть особенно интересна для нас.

Во-первых, эти стихи указывают, насколько важна постоянная молитва. Наш Господь преподает этот урок, рассказывая притчу о вдове, у которой не было друзей и которая пошла искать защиты у неправедного судьи и добилась своего непрестанными просьбами. “Хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, — сказал судья, — но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне”. Господь Сам же находит применение Своей притче: “Слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?” Если настойчивостью вдове удалось добиться так много от неправедного судьи, чего же дети Божьи могут добиться от своего Отца небесного, Праведного Судьи!

Тема молитвы всегда должна интересовать христиан. Молитва для христианина — как воздух для дыхания. Вера с нее начинается, ей укрепляется, без нее ослабевает. Молитва — это одно из самых ярких свидетельств тому, что человек обратился (Деян. 9:11). Пренебрежение молитвой — верная дорога к падению (Мтф. 24:40, 41). Поэтому все, что проливает свет на молитву, — полезно для нашей души.

Хорошенько запомните, что намного легче решить молиться, чем молиться постоянно. Страх перед смертью, угрызения совести, необычные переживания могут побудить человека молиться. Но чтобы молиться постоянно, нужна вера. Очень часто мы устаем от молитвы и даем волю мысли, которую внушает сатана: “От молитвы нет пользы”. И вот тогда наступает момент, когда нужно освежить в памяти притчу о неправедном судье, вспомнить слова нашего Господа: “Должно всегда молиться и не унывать”.

Появляется ли у вас иногда тайное желание помолиться как можно быстрее или как можно короче? Не пренебрегаете ли вы иногда молитвой? Если так происходит, всегда помните, что это дьявол искушает вас. Он пытается подорвать оборонительные укрепления вашей души и отправить вас в ад. Но противостаньте его искушениям и отвратитесь от него. Примите твердое решение молиться непрестанно, с терпением и никогда не сомневаться, что молитва принесет вам благо. Даже если ответ от Бога не приходит сразу, продолжайте молиться. Даже если вам приходится жертвовать чем-то, все равно продолжайте молиться, всегда молиться, непрестанно молиться (1 Фес. 5:17; Кол. 4:2). Вооружитесь же этой притчей и, занимаясь различными делами в этой жизни, не забывайте о молитве.

Во-вторых, эти стихи показывают, что у Бога есть избранные по всему лицу земли, о которых Он особенно заботится. Господь Иисус Христос говорит, что Бог “защитит избранных Своих, вопиющих к Нему”. “Сказываю вам, — продолжает Христос, — что подаст им защиту вскоре”.

Избрание — это одно из самых глубоких учений Писания. О нем же говорится и в семнадцати статьях Англиканской церкви: “Избрание есть извечная цель Бога, которую Он поставил прежде основания мира, постановив в совете Своем, сокрытом от нас, избавить от проклятия и осуждения тех, кого Он предызбрал во Христе, и привести их посредством Христа к вечному спасению”. И это правда. Это “слово здравое, неукоризненное” (Тит. 2:8).

За избрание все истинные христиане должны славить и благодарить Бога. Если бы Бог не избрал и не призвал их, они бы никогда не избрали Его и не призвали Его имя. Если бы Бог не избрал их просто по Своему благоволению, не взирая на их заслуги, то Он бы никогда их не избрал, потому что в них нет ничего такого, за что их стоило бы избрать. Мирские и плотские люди могут критиковать учение об избрании. Лжехристиане могут искажать его и обращать “благодать Бога нашего в повод к распутству” (Иуд. 4). Но верующий, который знает истинное состояние своего сердца, всегда будет благодарить Бога за избрание. Он признает, что без избрания не было бы спасения.

Но каковы же признаки избрания? Как человек может определить, что он избранный Божий? Писание четко и ясно говорит об этих признаках. Избрание неразрывно связано с верой во Христа и уподоблением Ему (Рим. 8:29, 30). Когда апостол Павел видел “дело веры” и “труд любви” фессалоникийцев, он “знал избрание их” (1 Фес. 1:3,4). Кроме того, в отрывке перед нами Господь также указывает на признак избрания. Божьи избранные — это люди, “вопиющие к Богу день и ночь”. Это люди, которые посвятили себя молитве. Конечно же, многие молятся формально и лицемерно. Но очевидно одно: если человек вовсе не молится, значит, он не призван Богом, он не Его избранный. Не забывайте об этом.

Наконец, эти стихи показывают, что в конце мира истинная вера будет встречаться очень редко. Господь Иисус Христос открывает нам это, задавая вопрос: “Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?”

Этот вопрос смиряет наше сердце. Он еще раз доказывает, что весь мир не обратится перед приходом Христа. Глупо полагать, что все люди хорошие, и, расходясь по некоторым вопросам, они все равно имеют правое сердце перед Богом и все направляются на небеса. Отрывок, который мы сейчас читаем, опровергает такое предположение.

Обращаете ли вы внимание на то, что происходит в мире, в Церкви, в вашей общине, в вашем доме? Видите ли вы во всем этом веру? Многие ли из окружающих вас людей верят в то, о чем написано в Библии? Многие ли живут с верой в то, что Христос умер за них, что будет суд, небеса и ад? Важно задавать себе подобные вопросы, хотя и больно давать на них искренние ответы.

А у вас есть вера? Если да, тогда прославляйте Бога за нее. Благодарите Его за то, что верите всей Библии. Благодарите за то, что осознаете свои грехи и можете доверять Иисусу. Конечно, вы слабые, немощные, ошибающиеся грешники. Но верите ли вы? Верить — это главное. Если вы верите, вы спасены. А тот, кто не верит, не увидит жизни и умрет в своих грехах (Ин. 3:36; 8:24).

Примечания Лк. 18:1-8

Обратите внимание, что эта притча продолжает тему предыдущей главы. Описав, какие страшные испытания будут сопутствовать второму пришествию, Христос в продолжение Своего разговора говорит о молитве. Он убеждает слушателей в том, как важно настойчиво и постоянно молиться, готовясь к Его приходу, и не поддаваться искушению, разочаровавшись в молитве, оставить ее.

Это выражение не означает, что человек должен молиться двадцать четыре часа в сутки. Оно означает, что человек должен иметь привычку молиться и стараться постоянно пребывать в молитвенном духе.

Как обычно, комментаторы высказывают разные мнения о том, какую цель ставил перед Собой Христос, рассказывая эту притчу, и какое применение ей можно найти.

Большинство полагает, что вдова в этой притче — это Церковь, а ее соперник — это дьявол или антихрист; страдания вдовы — это состояние всей Церкви между первым и вторым пришествиями Христа, а просьба помочь — это стенания творения, ожидающего откровения сынов Божьих (Рим. 8:19).

Тренч приводит довольно странный взгляд Витринги, который считал, что несправедливый судья — это римские императоры, а вдова — первая Церковь, и еще более странный взгляд Иренея и Ипполита, которые полагали, что вдова — это земной Иерусалим, а неправедный судья — антихрист.

Я думаю, что в этой притче Иисус просто говорит о том, какая обязанность лежит на каждом верующем, живущем в нынешнюю эпоху. Он призывает Своих последователей упорствовать в молитве, давая им надежду на то, что Бог станет на их сторону, когда ситуация будет казаться безвыходной.

Это яркое описание плохого человека, занимающего высокий пост. Заметьте, что наш Господь Иисус Христос однажды спросит за все с нечестивых людей, имевших власть.

Это выражение стало камнем преткновения для некоторых комментаторов: они сочли его невероятно трудным для толкования. Им было непонятно, как такой неправедный судья может быть образом Бога. Феофилакт говорит, что некоторые избегают этого кажущегося противоречия, выдвигая совершенно дикое предположение, что слова о неправедном судье очень точно описывают Бога, поскольку Бог не боится Бога и людей не стыдится!

Но мне кажется, что трудность эта выдуманная. И здесь, и в других отрывках Библии мы не проводим полной параллели между описываемым человеком и Богом. Мы должны понять, что даже неправедный и нечестивый человек может быть тронут упорством другого и сделать вывод, что если настойчивость может тронуть нечестивого, то тем более она тронет Бога.

Квеснел говорит: “Можно извлекать пользу даже из самых неприглядных примеров. Все они служат для того, чтобы явить справедливость и благость Бога. Одни делают это, указывая на сходство, другие — подчеркивая различия. В рисунке важны и линии, и тени: линии передают сходство изображения с объектом, а тени — создают контраст и выделяют объект”.

Помните, что на Востоке в библейские времена вдовы находились в весьма незавидном положении. См. Исх. 22:22; Втор. 10:18; Иов 29:13; 1 Цар. 17:9, 12.

Здесь использован особый греческий глагол, который буквально обозначает “мозолить глаза”. Некоторые думают, что человек, занимавший такое высокое положение, не мог использовать такое неприличное слово и что бедная беззащитная женщина не могла ему досадить настолько, чтобы он сказал подобное. Но поразмыслив немного, мы поймем, что себялюбивые нечестивцы выражаются именно так, раздражаясь даже по самому незначительному поводу. Например, люди очень часто говорят: “Я устал до смерти” или “Нет сил жить”, когда для этого нет никакого основания.

Буквально эти греческие слова можно перевести как “судья неправедности”. Точно такая же грамматическая конструкция используется в предыдущей главе, где говорится о неверном управителе (Лк. 16:8).

Без сомнения, это метафора, описывающая молитву.

Буквально это греческое слово может означать “долготерпит”. Пирс, разбирая этот стих, отмечает: “Это слово обычно использовали тогда, когда говорили о том, что наказание преступника отсрочено. В этом случае оно используется несколько в другом смысле и означает, что помощь благочестивому человеку задерживается. Петр использует то же слово, говоря: “…долготерпение Господа нашего почитайте спасением”. Другими словами, он имеет в виду: “Бог откладывает ваше спасение, но все же в конце концов Он спасет вас (2 Пет. 3:15)”.

Это выражение относится ко второму пришествию Христа. Нам кажется, что Бог долго медлит с ним. Но в глазах Бога тысяча лет как один день.

Эти слова толкуют по-разному.

Некоторые, как обычно, не видят в приходе Сына Человеческого ничего, кроме разрушения Иерусалима римской армией. Они думают, что здесь говорится о том, что, когда иудейское государство исчезнет, верующих будет очень мало.

Уордсворт утверждает, что земля — это мир, то есть слово, противоположное по значению выражению “сыны света”.

Мне кажется, что такой взгляд неверен. Свою точку зрения я изложил по этому вопросу выше. Наш Господь говорит, что, когда Он вернется, на земле будет сравнительно мало верующих. Истинная вера будет встречаться крайне редко, как и во дни Ноя, когда только восемь человек вошли в ковчег, или как во дни Лота, когда только четыре человека покинули Содом. Мы должны помнить, что Господь продолжает Свой разговор о втором пришествии, когда Он только что сравнил дни Ноя и Лота с днем прихода Сына Человеческого.

Без сомнения, здесь содержится урок о том, что только настойчивая молитва поможет сохранить веру. Августин говорил: “Когда вера ослабевает, молитва умирает. Поэтому, чтобы молиться, мы должны иметь веру, а чтобы вера не покинула нас, мы должны молиться. Вера рождает молитву, а излияние сердечных помышлений в молитве дает вере твердость”.

О людском неверии и в первое, и во втрое пришествия Христа говорится в Ис. 53 и 2 Пет. 3.

 Евангелие от Луки 18:9-14

9 Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу:
10 два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.
11 Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:
12 пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.
13 Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!
14 Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.

Притча, которую мы только что прочитали, тесно связана с предыдущей. Притча о настойчивой вдове показывает нам ценность и важность молитвы. Притча о фарисее и мытаре показывает, с каким отношением мы должны молиться. Первой притчей Христос увещевает нас молиться и не унывать. Второй Он напоминает нам, как мы должны молиться. Поэтому каждый настоящий христианин должен хорошенько поразмыслить об этом.

Во-первых, заметим,о каком грехе предупреждает нас в этих стихах Господь Иисус Христос. Выяснить это совсем не трудно. Св. Лука говорит, что Христос эту притчу “сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других”. Грех, который обличает здесь наш Господь, — это самоправедность.

Все мы по природе своей самоправедны. Эту болезнь мы получили в наследство от Адама. Все мы думаем о себе намного лучше, чем есть на самом деле. Мы постоянно обманываем себя, думая, что мы не такие уж плохие и что в некоторой мере заслуживаем расположение Бога. Мы забываем, что Писание однозначно говорит: “Все мы много согрешаем”; “нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы”; “что такое человек, чтоб быть ему чистым, и чтобы рожденному женщиною быть праведным?” (Иак. 3:2; Еккл. 7:20; Иов. 15:14).

Самоправедность можно излечить только самопознанием. Как только Дух отверзает очи нашего духовного понимания, мы сразу же перестаем говорить о своих заслугах. Как только мы понимаем, что находится в нашем сердце и чего требует святой закон Божий, наше самодовольство тотчас умирает. Мы сразу же кладем руку свою на уста свои и начинаем кричать, как прокаженный: “Нечист! Нечист!” (Лев. 13:45).

Во-вторых, обратим внимание на молитву фарисея, которую осуждает Господь. Мы читаем, что фарисей сказал: “Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю”.

У этой молитвы есть один недостаток, настолько очевидный, что и ребенок может заметить его. Сразу видно, что человек, произносивший ее, не осознавал своего греха и не видел своей нужды. Он не исповедовался и не умолял, он не признавал свою вину и несовершенство, он не взывал к милости и благодати Божьей. Он просто хвалился своими заслугами, которые в его глазах становились еще больше, когда он смотрел на своего собрата-грешника. В этой молитве вместо раскаяния, смирения и любви присутствовали гордость и самомнение. Одним словом, речь, которую произнес фарисей, вовсе нельзя назвать молитвой.

Душа фарисея была больна самой тяжелой болезнью из всех существующих. Для человеческого тела опасней всего, когда оно не чувствует боли: это означает, что члены его уже отмерли. Точно так же и сердце человеческое оказывается в безнадежном состоянии, когда перестает ощущать свой грех. Человек, который не хочет разбиться об эту скалу, должен опасаться сравнивать себя со своими ближними. Что значит, когда вы говорите, что лучше других? Все мы несовершенны и нечисты в глазах Божьих. “Если захочет вступить в прение с Ним, то не ответит Ему ни на одно из тысячи” (Иов. 9:3). Помните об этом. Размышляя о состоянии своей души, не сравнивайте себя с другими, а лучше вспомните о требованиях Бога. Человек, который так поступает, никогда не станет фарисеем.

В-третьих, обратим внимание на молитву мытаря, которую одобряет Господь. Эта молитва — полная противоположность предыдущей. Мы читаем, что “мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо”. Наш Господь полностью одобрил такую молитву словами: “Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот”.

У молитвы мытаря было пять хороших черт, на каждую из которых нужно обратить внимание. Во-первых, в ней мытарь высказал свою нужду. Если мы в своей молитве только благодарим Бога и исповедуем веру, но ничего не просим, значит, мы молимся неправильно. Так молятся ангелы, но не грешники. Во-вторых, мытарь молился о себе. Он не говорил Богу о своих ближних. Большинство людей молятся неправильно, потому что их молитвы слишком общие и безликие. Если вы избавитесь от слов “мы”, “нас”, “нам”, а станете говорить “я”, “меня”, “мне”, то вы сделаете большой шаг по направлению к небесам. В-третьих, в молитве мытаря было смирение. Этот человек знал свое место, он признавал, что он грешник, а это главное в христианстве. Мы не станем лучше, пока не скажем сами себе, что сейчас мы плохие. В-четвертых, в своей молитве мытарь уповал только на милость Божию. Этим он показал, что верит в милость завета Божьего, хотя вера его была, может быть, и слабой. Первый раз, обращаясь к Богу, мы должны молить о милости. Принося к Нему все свои нужды, мы каждый день своей жизни до самой смерти должны молить о милости и благодати. И наконец, молитва мытаря исходила из его сердца. Он выразил в ней все свои чувства. Он бил себя в грудь, потому что ему не хватало слов, чтобы высказать все, что ему хотелось. Именно такие молитвы нравятся Богу. Сердца сокрушенного и смиренного Бог не презрит (Пс. 50:19).

Запомните это как можно лучше. Человек, который научился ощущать свои грехи, должен быть благодарен за это Богу. Мы не получим спасения, если не поймем, что мы погибшие, виновные грешники и что у нас нет никакой надежды. Но блажен тот, кто не постыдится сесть рядом с мытарем! Если мы к себе относимся так же, как и он, у нас есть надежда, что нас приняли в школу Божью.

И наконец, заметим, как наш Господь восхваляет смирение. Он говорит: “Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится”.

Этот принцип мы должны хорошо запомнить, ибо в Библии мы встречаем его очень часто. Три раза наш Господь повторяет эти слова в Евангелиях при совершенно разных обстоятельствах. Он хочет, чтобы мы запомнили, что смирение — это одна из главных добродетелей христианина. Ему научились Авраам, Иаков, Моисей, Давид, Иов, Исаия и Даниил. Ему должны научиться и все те, которые исповедуют, что служат Христу. Не всем Своим людям Господь даровал деньги. Не всех призвал проповедовать с кафедры, писать книги или занимать высокую должность в церкви. Но всех Он призывает быть смиренными. По крайней мере, этой добродетелью может украсить свой характер даже самый бедный и необразованный человек. Эта добродетель — смирение.

Ободритесь же все, кто ощущает свой грех и взывает к милости Божьей во имя Христа! Ваши грехи, возможно, многочисленны. Ваша молитва, возможно, слаба и неумела. Но вспомните мытаря и ободритесь! Иисус, который одобрил его молитву, по-прежнему сидит одесную Бога и принимает грешников. Поэтому надейтесь и молитесь.

Примечания Лк. 18:9-14

Вероятно, эта притча в первую очередь была сказана не для фарисеев, а для последователей и учеников нашего Господа. Господь знал их помышления и, может, быть, видел, что некоторые из Его последователей превозносятся из-за того, что они Его ученики. Христос рассказывает эту притчу, чтобы они проверили себя.

Гордость, самодовольство, привычка смотреть на других свысока как на невежественных, ничего не смыслящих людей — все эти черты присущи многим обратившимся.

Фарисей и мытарь — это образы людей, совершенно противоположных по характеру. Фарисей — человек высоконравственный, всеми уважаемый и внешне всегда поступающий правильно. Мытарь — человек нечестивый, распутник, неверующий.

Я не считаю, что эта притча дает нам основание утверждать, как то делают некоторые, что фарисей — это образ иудейского народа, а мытарь — образ язычников.

Некоторые считают, что эту фразу с греческого можно было бы перевести так: “став в стороне, молился”. Но мне кажется, что наш перевод более верный.

Некоторые ошибочно полагают, что в самой позе фарисея проявилась его гордость. Но среди иудеев было принято молиться и стоя, и на коленях. См. Мтф. 6:5; Мр. 11:25; 2 Пар. 6:12.

Гилл приводит цитату из раввинских писаний, показывающую, за что иудеи благодарят в своих молитвах. “Раввин Иуда обычно учил каждый день благодарить Бога за то, что Бог не создал их язычниками, нечистыми и женщинами”.

Конечно же, это не означает, что в наших молитвах не должно быть места благодарности Богу. Наш Господь осуждает не благодарность как таковую, а благодарность, которая основана на гордости, самомнении, сравнении своей жизни с жизнью других, а не на признании своей вины.

Обратите внимание, что фарисей этими словами превозносит свои сверхдолжные дела. Он постился даже больше, чем того требовал Бог. Он отдавал десятую часть не только своего зерна и плодов земли, но и со всего имущества, но последнего Бог не заповедал делать.

Трудно вообразить более ущербную праведность, чем праведность фарисейская. Она состояла, с одной стороны, в том, что фарисей считал себя не таким уж плохим по сравнению с другими, а с другой стороны, в том, что он делал больше, чем требовалось. А где святость его сердца?!

Вполне вероятно, что в своей молитве мытарь взывал к милости Божьей, понимая, что она основана на жертве умилостивления. Использованное здесь греческое слово встречается в Новом Завете только еще один раз — в Послании к евреям 2:17. Там оно использовано по отношению к Господу Иисусу Христу как Первосвященнику, который принес умилостивление за грехи народа.

Это не означает, что фарисей был оправдан в немногом, а мытарь — во многом, что разница между ними — только в степени, мере оправдания. На самом деле не существует степени оправдания. Христос имеет в виду, что фарисей не был оправдан вовсе, он не был принят Богом, а мытарь пошел домой прощенным, став праведным в глазах Бога.

Каждый эпизод библейской истории подтверждает истинность этих великих слов. Вспомните фараона, Голиафа, Амана, Сеннахирима, Навуходоносора, Ирода.

 Евангелие от Луки 18:15-17

15 Приносили к Нему и младенцев, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же, видя то, возбраняли им.
16 Но Иисус, подозвав их, сказал: пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие.
17 Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него.

Во-первых, заметим в этом отрывке, какое невежество иногда проявляют люди, когда речь заходит о детской душе. Мы читаем, что некоторые люди “приносили к Нему и младенцев, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же, видя то, возбраняли им”. Скорее всего, ученики думали, что, уделяя внимание детям, Учитель потратит Свое время напрасно: дети все равно не получат никакой пользы от того, что их принесли ко Христу. И за такое свое отношение они получили строгий упрек от Господа. Мы читаем, что “Иисус, подозвав их, сказал: пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им”.

Но не только ученики проявляли подобное невежество. К сожалению, во многих церквах о детской душе существует очень странное представление. Одни полагают, что дети обязательно должны быть крещены, и если они умрут некрещеными, то не получат спасения. Другие думают, что детей крестить не нужно, но свою точку зрения они не могут никак аргументировать. Одни считают, что посредством крещения дети возрождаются. Другие думают, что дети вообще не способны принять благодать и что их нельзя считать членами Церкви, пока они не вырастут. Одни полагают, что дети от рождения невинны и не делают никакого греха, пока не научатся этому от других. Другие считают, что они не могут обратиться в столь юном возрасте и что их нужно считать неверующими, пока они не достигнут совершеннолетия. Все эти точки зрения неверны. Все их нужно опровергнуть, поскольку они ведут к опасным заблуждениям.

Наше мнение относительно духовного состояния детей должно быть основано на Писании. Писание разрешит трудные вопросы и защитит нас от неправильного учения.

Очевидно, что каждая детская душа имеет большую ценность в глазах Бога. И в этом отрывке, и во многих других говорится о том, что Христос заботится о детях ничуть не меньше, чем о взрослых. Дети могут воспринять благодать. Они рождены в грехе и без благодати спастись не могут. Ни Библия, ни наш личный опыт — ничто не дает нам основания предполагать, что дети не могут принять Святого Духа и быть оправданными в младенчестве. Весь тон Писания свидетельствует о том, что крещение детей должно быть. Об этом же говорит и отрывок, который мы сейчас разбираем. В эпоху ветхого завета дети иудеев не были малы для обрезания. Тогда почему в эпоху Евангелия дети христиан малы для крещения? Конечно же, множество детей не получают никакой пользы от крещения. Но это никак не влияет на нашу обязанность крестить их. К тому же дети могут испытывать религиозные переживания. Все учителя знают, что дети с готовностью откликаются на евангельское учение. И наконец, дети, в каком бы возрасте они ни умерли, получат спасение. А говорить, что Христос примет их в Свою славную Церковь, и в то же время отказывать им в членстве в видимой Церкви на земле — значит проявлять непоследовательность, которую никак нельзя объяснить.

Все выше сказанное нужно спокойно обдумать. Конечно, крещение детей — вопрос трудный и не все благочестивые люди приходят к единому мнению по нему. Но как только возникает какое-либо затруднение, нужно обращаться к этому отрывку из Евангелия от Луки. В нем говорится о том, какое положение занимают дети перед Богом.

Во-вторых, заметим, какую важную истину о младенцах сообщает наш Господь Иисус Христос. Он заявляет: “…ибо таковых есть Царствие Божие”.

Спор о том, что означают эти слова, не утихает. Конечно же, они не означают, что дети рождаются безгрешными и невинными. Другие отрывки Писания эту идею не подтверждают. “Рожденное от плоти есть плоть” (Ин. 3:6). Но из этих слов нашего Господа можно извлечь тройной урок.

Все святые Божии должны стремиться жить как малые дети. Их доверие другим людям и зависимость от них, их равнодушие к мирским богатствам, их сравнительно развитое смирение, определенная мера незлобливости и честности — все это является примером для подражания. Блажен тот, кто может приблизиться ко Христу и к Библии как малое дитя!

Церковь Божия на земле должна постоянно расти за счет детей. Не надо бояться крестить их в младенчестве и посвящать Христу с первых дней их жизни. Хотя крещение часто оказывается простой формальностью, совершать его заповедал сам Христос. Те же, которые молятся о нем и верят в него, могут рассчитывать на благословение.

Славное царство Божие во многом пополнится за счет детей. Спасутся все умершие в детстве. “Когда умножился грех, стала преизобиловать благодать” (Рим. 5:20). Велико число тех, кто умирает, так и не научившись отличать добро от зла. Поэтому не так уж сложно поверить в то, что большая часть небесных жителей окажется детьми.

Заканчивая изучать этот отрывок, подумайте еще раз, насколько ценна детская душа. Примите для себя решение: каждый раз, когда речь идет о детях “облекаться в разум Христов”. Относитесь к ним как к самой важной части видимой Церкви Христа. Великий Глава Церкви, Христос, не хочет, чтобы мы или пренебрегали. Учите детей с младенчества путям благочестия, сейте в них семя евангельской истины и будьте полностью уверены, что однажды вы соберете плоды. Верьте, что дети чувствуют больше и рассуждают лучше, чем вам может показаться на первый взгляд. Кроме того, приносите их в молитве ко Христу, просите Господа, чтобы Он позаботился о них. Он неизменен и всегда тот же. Он заботился о малышах, когда был на земле. Не сомневайтесь, что Он позаботится о них и сейчас, когда сидит одесную Бога на небесах.

Примечания Лк. 18:15-17

Не упустите из виду, что этот отрывок связан с предыдущей притчей. Наш Господь только что говорил о смирении. Сейчас же, нежно обращаясь с детьми, Он приводит практический пример того, что Его радует смирение.

Обратите особое внимание на это слово. Здесь говорится о самых маленьких детях. Это же слово используется в Лк. 1:41, 44; 2:12, 16; 1 Пет. 2:2. В этом стихе речь не идет о детях, которые уже достигли совершеннолетия.

По всей вероятности, это связано с иудейским обычаем благословлять ребенка, возлагая на него руки. Так Иаков благословлял детей Иосифа (Быт. 48:14).

Иисус подозвал детей, а не их родителей. Наш Господь обращался непосредственно к детям.

Вероятно, если принять во внимание слова, которые последовали за этой фразой, и предшествующую ей притчу, наш Господь хотел показать, что Его радует детское смирение и что ученики должны обладать им. Однако, я считаю, что Христос вкладывал в эти слова и другой смысл, о чем я уже говорил выше.

Без сомнения, эта фраза не является доказательством учения о крещении младенцев. Но подтверждения тому, что детей крестить надо, можно найти везде: и в обрезании детей в эпоху действия закона, и в крещении семей, описанном в Деяниях, и в отсутствии в Новом Завете каких бы то ни было намеков на то, что детей не нужно формально принимать в церковь, совершая над ними установления Евангелия, как будто они все еще остаются под законом. Лайтфут приводит исторический факт в подтверждение учения о крещении детей: дети прозелитов, которых принимали в иудейскую церковь через крещение, всегда крестились вместе со своими родителями.

Тем не менее этот отрывок — яркое свидетельство тому, что наш Господь Иисус Христос заботится о маленьких детях. Давайте помнить о том, что Христос упрекнул тех, кто препятствовал детям приходить к Нему.

В этом стихе описывается отношение к жизни, которое абсолютно необходимо для спасения. Нужно отказаться от гордости, самомнения и самоправедности. Нужно уподобиться детям (Мтф. 18:3).

 Евангелие от Луки 18:18-27

18 И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
19 Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог;
20 знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою.
21 Он же сказал: все это сохранил я от юности моей.
22 Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною.
23 Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат.
24 Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!
25 ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.
26 Слышавшие сие сказали: кто же может спастись?
27 Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу.

История, которую мы только что прочитали, описывается в евангелиях три раза. Дух Святой побудил и Матфея, и Марка, и Луку записать разговор Иисуса с богатым человеком. Это значит, что мы должны обратить на эту беседу особое внимание. Когда Бог хотел, чтобы Петр осознал свой долг по отношению к язычникам, Он посылал ему видение трижды (Деян. 10:16).

Во-первых, из этого отрывка мы узнаем, как мало человек может знать о себе. Лука пишет, что “спросил Его [Иисуса] некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?” Наш Господь знал, что было на сердце у этого человека, и поэтому ответил ему так, чтобы показать ему истинное состояние его души. Христос напомнил ему о десяти заповедях. И вот тут проявилась духовная слепота этого начальника. “Все это сохранил я от юности моей”, — сказал он. Этот его ответ был исполнен духовного невежества! Стало понятно, что этот человек не знал ничего ни о себе, ни о Боге, ни о Божьем законе.

Но одинок ли этот начальствующий в своем неведении? Может быть, вы думаете, что сегодня нет ему подобных? Если вы так думаете, вы жестоко заблуждаетесь. Множество людей в каждой общине не имеют ни малейшего представления о природе Бога, и, следовательно, о своей греховности. Они не понимают, что Бог требует внутренней праведности. Внешне их поведение выглядит вполне пристойно (Мтф. 5:21-28). Они могут даже не догадываться, что нарушают заповеди в сердце и в мыслях. Чтобы получить спасение, им необходимо избавиться от этой духовной слепоты. Святой Дух должен просветить очи нашего духовного понимания (Еф. 1:18). Мы должны научиться познавать себя. Человек, наученный Духом, никогда не скажет, что он исполнил все заповеди Божьи от юности своей. Наоборот, он будет плакать вместе с апостолом Павлом: “Закон духовен, а я плотян… не живет во мне доброе” (Рим. 7:14,18).

Во-вторых, из этого отрывка мы узнаем, какой большой вред может причинить душе человека поработивший его грех. Богатый человек хотел хорошего. Он желал “жизни вечной”. Иисус, безусловно, мог научить его путям Божьим и сделать Своим учеником. Но, к сожалению, этот начальник возлюбил деньги больше, чем вечную жизнь. Когда Христос предложил богатому человеку оставить все земное и искать сокровища на небесах, тому не хватило веры, чтобы принять это предложение. Любовь к деньгам поработила его.

К сожалению, в Церкви Христовой такие случаи встречаются сплошь и рядом. Многие служители могут привести из своей личной практики подобные примеры. Некоторые люди готовы отказаться от всего ради Христа, но только не от своего излюбленного греха. В конце концов оказывается, что из-за этого греха они остаются потерянными навсегда. Ирод с удовольствием слушал Иоанна Крестителя, но он не смог сделать одного: он не смог расстаться с Иродиадой. За это он заплатил смертью своей души (Мр. 6:20).

Если вы хотите получить благословения из рук Христа, не оставляйте ничего для себя. Будьте готовы расстаться со всем, даже с самым дорогим, если это требуется для спасения. Будьте готовы отрубить свою правую руку и выколоть правый глаз, чтобы расправиться со своим идолом. Вы должны помнить, что на кон поставлена ваша вечная жизнь! Одна маленькая пробоина — и весь корабль может потонуть. Один излюбленный грешок — и душа не сможет попасть на небеса. Любовь к деньгам, тайно лелеемая в сердце, — и человек, безупречный в поведении, оказывается в аду.

В-третьих, из этого отрывка мы узнаем, как трудно богатому человеку спастись. Наш Господь говорит о начальнике так: “Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие”.

Доказательства истинности слов нашего Господа мы можем найти повсюду. Мы на опыте знаем, что благодать и богатство очень редко идут рука об руку. “Кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных” (1 Кор. 1:26). Без сомнения, сравнительно мало богатых людей идут по дороге жизни. Во-первых, богатство ведет своих владельцев к гордости, самомнению, своеволию, потворству своим желаниям и любви к миру. Во-вторых, богатому человеку редко удается услышать правду о своей душе. Обычно все льстят ему и лебезят перед ним. “У богатого много друзей” (Прит. 14:20). Его хорошие черты характера чрезмерно превозносятся, а плохие замалчиваются. Не многие находят в себе смелость сказать богатому всю правду. И в результате богатый человек не знает правды о себе. Разве стоит удивляться, что богатому так трудно спастись?

Берегитесь же завидовать богатым. Не желайте их имущества. Вы не представляете себе, что может произойти, если вы получите то, что желаете. Деньги, которых так всем не хватает и которых хочется больше и больше, заградили дорогу на небеса миллионам людей. “Желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть” (1 Тим. 6:9). Блажен тот, кто научился просить у Бога: “Нищеты и богатства не давай мне” (Прит. 30:8). Блажен тот, кто на самом деле “довольствуется тем, что есть” (Евр. 13:5).

И наконец, из этих стихов мы узнаем, как могущественна сила Божьей благодати. Люди, услышав то, что наш Господь сказал богатому человеку, спросили: “Кто же может спастись?” На это наш Господь дал исчерпывающий ответ: “Невозможное человекам возможно Богу”. С помощью благодати человек может достичь небес независимо от того, какое у него состояние.

В Слове Божьем содержится множество удивительных примеров, подтверждающих истинность этого учения. Авраам, Давид, Езекия, Иесофат, Иосия, Иов и Даниил — все эти люди были богатыми. Тем не менее они служили Богу и спаслись. Благодать помогла им преодолеть искушения, окружавшие их. Господь по-прежнему жив. То, что Он сделал для них, Он может сделать и для других. И сегодня Господь может дать силу богатым христианам следовать за Христом так же, как следовали за Ним богатые иудеи.

Если вы думаете, что не можете спастись из-за своего положения в обществе, вы ошибаетесь. Очень часто подобные мысли нашептывает дьявол, поощряя лень. Но не давайте им хода. Не важно, где вы живете. Главное, что вы не следуете греху. Не важно, какой у вас доход. Благодать, а не положение дает спасение. Если ваше сердце праведно перед Богом, деньги не заберут у вас небеса. Христос может сделать нас победителями. Он может дать силу преодолеть все трудности. “Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе”, — говорит св. Павел (Фил. 4:13).

Примечания Лк. 18:18-27

Не упустите из виду, что история о богатом начальнике связана с предшествующими стихами. И Матфей, и Марк и Лука записали ее после слов Иисуса о малых детях. Скорее всего, эта история должна научить нас относиться к вещам этого мира с детским равнодушием.

Этот богатый человек был лучше книжников и фарисеев, потому что его волновал вопрос спасения. По всему видно, что он с уважением относился к нашему Господу. Но все же любовь к деньгам погубила его душу.

Уитби интересно перефразировал это выражение: “Почему ты называешь Меня так, как не называют ни одного уважаемого раввина и ни одного простого человека? Означает ли это, что ты думаешь, что во Мне есть нечто сверхчеловеческое и что Отец живет во мне? Если ты считаешь, что Меня можно назвать воистину благим, понимая при этом, что нет никого благого, кроме Бога, то ты должен признать и Меня Богом”.

Гольтер отмечает, что наш Господь обращается с этим начальником так, как мудрый врач обращается с больным. Христос назначает ему самое подходящее лекарство. Он говорит ему именно те слова, которые лучше всего помогут ему познать себя. Поскольку начальник спросил, что ему сделать, Господь начал говорить о заповедях Божьих.

Обратите внимание, что наш Господь не приводит заповеди в том порядке, в котором они записаны в Исходе. Примечательно, что в Септуагинте сначала записана седьмая заповедь, а потом шестая.

Обратите внимание также и на то, как наш Господь помогает начальнику осознать его греховность. Он показывает ему, что хотя он и думает, что исполнил вторую часть десяти заповедей, но он, несомненно, нарушил первую. Он не исполнил первую и вторую заповеди. Деньги стали его богом. Начальник был жадным, а значит, идолопоклонником.

Это не означает, что все христиане должны делать то же, что повелел Христос делать этому богатому человеку. Эту мысль подтверждают и слова Петра, обращенные к Анании (Деян. 5:4). Здравый смысл подсказывает, что если все будут действовать подобным образом, то станет процветать лень и нищета. “Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь”, — говорит апостол Павел (2 Фес. 3:10).

Наш Господь прописал конкретное лекарство от конкретной болезни. Богатый человек очень любил деньги. Это заболевание можно было вылечить только одним средством: продать все и раздать нищим. Надо было поступить так же, как поступили апостол Павел и его спутники: во время шторма они выбросили груз с корабля, чтобы спастись.

Больше об этом начальнике нигде не говорится. Некоторые предполагают, что он послушался нашего Господа и стал Его учеником. Но скорее всего, он все-таки не смог выдержать это испытание и потерял свою душу. Марк говорит, что он “отошел” (Мр. 10:22).

Эти слова всегда нужно сопоставлять с подробным изложением этой истории в Евангелии от св. Марка. Евангелист говорит, что наш Господь повторил это выражение дважды, но во второй раз Он уточнил: “Как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!”

Некоторые комментаторы пытались доказать, что на самом деле здесь говорится не о верблюде, а верблюжьей веревке. Но вряд ли стоит это делать, потому что и так понятно, что здесь наш Господь использовал образное выражение, понятное Его слушателям. Верблюд — это самое крупное животное, которое использовали иудеи. Выражение “верблюд, проходящий сквозь игольное ушко”, согласно раввинским писаниям, обозначало нечто невозможное. Михаелис говорит, что в Индии используют то же сравнение, только со слоном.

Хармер отмечает, что на Востоке очень часто двери делали низкими, три или четыре фута вышиной, чтобы арабы-грабители не могли въехать во двор на коне. А своих верблюдов восточные жители приучали проходить сквозь эти низкие двери. Возможно, в притче нашего Господа отражен именно этот факт.

Это выражение используется часто. Здесь оно означает, что благодать Божья может спасти даже богатого человека.

 Евангелие от Луки 18:28-34

28 Петр же сказал: вот, мы оставили все и последовали за Тобою.
29 Он сказал им: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестер, или жену, или детей для Царствия Божия,
30 и не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущий жизни вечной.
31 Отозвав же двенадцать учеников Своих, сказал им: вот, мы восходим в Иерусалим, и совершится все, написанное через пророков о Сыне Человеческом,
32 ибо предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его,
33 и будут бить, и убьют Его: и в третий день воскреснет.
34 Но они ничего из этого не поняли; слова сии были для них сокровенны, и они не разумели сказанного.

Во-первых, в этих стихах Иисус Христос дает великое обещание всем верующим, которые чем-то пожертвовали ради Него. Он говорит: “…нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестер, или жену, или детей для Царствия Божия, и не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущий жизни вечной”.

Это замечательное обещание. Христос обещает награду не только в будущей жизни, но и в “сие время”.

Очевидно, что слова “гораздо больше” имеют духовный смысл. Они означают, что верующий найдет во Христе замену тому, что он вынужден был оставить ради Господа. Христианин найдет мир, надежду, радость, утешение, покой в общении с Отцом и Сыном. Он приобретет намного больше, чем потерял. Одним словом, Иисус Христос будет значить для него намного больше, чем имущество, родственники и друзья.

В жизни святых Божьих это чудесное обещание нередко исполняется полностью. Многие люди могут засвидетельствовать, что, когда они оставили все ради Бога, Христос полностью восполнил их потерю Своей благодатью. Утвердив свою душу в Иисусе, они обрели совершенный мир (Ис. 26:3). Святые Божьи научились хвалиться в скорбях и благодушествовать в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях и притеснениях за Христа (Рим. 5:3; 2 Кор. 12:10). Они научились радоваться радостью неизреченною и преславною, почитая за честь страдать за имя Господа (1 Пет. 1:8; Деян. 5:41). Последний день покажет, что в изгнании и в бедности, в темнице и перед судом, в огне и под мечом слова Христа исполнились. Друзья часто оказываются неверными. Цари нарушают свои обещания. Богатство исчезает. Но слово Христа всегда исполняется.

Помните об этом обетовании Господа. Смело идите по жизни с твердым убеждением, что это обещание дано каждому истинному верующему. Не сомневайтесь и не бойтесь, когда трудности возникают на вашем пути. Будьте уверены, что Христос может восполнить вашу потерю даже в этом мире. Но верующим часто не хватает веры в слова Христа. Колодец с живой водой всегда рядом с нами, путешествующими по пустыне этого мира, но из-за недостатка веры мы иногда не замечаем его и ослабеваем на пути (Быт. 21:19).

Во-вторых, в этих стихах наш Господь ясно предсказывает Свою смерть. Он сообщает Своим ученикам, что “предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его, и будут бить, и убьют Его”.

Христос понимал, что Его смерть очень важна. Господь неоднократно предсказывал ее. Христос хорошо знал, что пришел в мир для того, чтобы умереть. Он должен был отдать Свою жизнь во искупление многих. Он должен был Собой принести жертву за грех и вознести Своим телом наши грехи на древо. Христос должен был заплатить Своей плотью и кровью за жизнь мира. Будем же смотреть на смерть Христа так же, как Он смотрел на нее. Думая об Иисусе, будем всегда вспоминать о Его распятии. Самое главное то, что Христос “умер за нас, когда мы были еще грешниками” (Рим. 5:8).

Любовь нашего Господа Иисуса Христа к грешникам отчетливо проявилась в том, что Он искренно возжелал умереть за них. Он всегда знал, что Его распнут за них. Еще задолго до распятия Христос видел пред Собою крест и страдания во всех мельчайших подробностях. Он знал, что Ему придется вкусить горечь страдания. Но все же Он ни на шаг не свернул с назначенного пути. Христос томился, пока все не свершилось (Лк. 12:50). Воистину Его любовь превосходит разумение. Это неизреченная, неизъяснимая любовь. Поэтому мы без страха можем положиться на нее. Если Христос так любил нас тогда, когда мы и не думали о Нем, то как же Он любит нас после того, как мы уверовали.

Давайте брать пример с Христа: ожидайте своей смерти так же спокойно, как и Он. Будьте готовы испить горькую чашу, назначенную нам Отцом, без ропота, со словами: “Не моя пусть будет воля, но Твоя”. Человеку, который верит в Иисуса Христа, нечего бояться могилы. “Жало же смерти — грех; а сила греха — закон. Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!” (1 Кор. 15:56, 57). В могиле лежал Сам Господь Иисус Христос. Великий Глава со спокойствием ожидал смерти. То же самое должны делать и все верующие в Него. Ибо для них Христос победил смерть. Царь ужасов — это уже поверженный враг.

И наконец, из этих стихов мы узнаем, как трудно было понять ученикам, что Христос умрет. Когда наш Господь описывал предстоявшие Ему страдания, ученики “ничего из этого не поняли; слова сии были для них сокровенны, и они не разумели сказанного”.

При прочтении подобных отрывков появляется удивление, смешанное с жалостью. Мы поражаемся духовной слепоте иудеев. Для нас непонятно, почему они, имея Моисеев закон и учение, не видели вместе со славой Мессии и Его венцом крестных страданий.

Но давайте вспомним, что жертвенная смерть Христа всегда была камнем преткновения и соблазном для гордыни человеческой. Даже сейчас, когда Христос уже воскрес из мертвых и вознесся во славе на небеса, учение о кресте многим по-прежнему кажется абсурдным. Даже сейчас учение о заместительной жертве Христа очень часто отвергается. Поэтому нам не стоит удивляться, что ученики не поняли слов нашего Господа о Его смерти. Посмотрите вокруг себя: множество так называемых христиан и сегодня не понимают ценности смерти Христа.

Загляните же в свое сердце. В наше время появилось огромно количество лжеучений о смерти Христа. Убедитесь, что вы верите именно в то, что Христос распятый — это единственное основание ваших надежд и что искупительная смерть Христа за грех — это единственное, что нужно вашей душе. Не следуйте примеру Римско-католической церкви, которая добавляет к жертве Христа на кресте еще что-то. Она обладает бесконечной ценностью сама по себе, к ней не нужно ничего прибавлять. Не берите пример и с социниан, которые приуменьшают значение жертвы Христа. Утверждать, что Сын Божий умер только для того, чтобы оставить нам пример самоотверженности, — значит противоречить Писанию. Ходите же путями древними. Пусть слова Павла будут и вашими словами: “А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа” (Гал. 6:14).

Примечания Лк. 18:28-34

Иногда говорят, что Петр и его товарищи практически ничего не оставили ради Христа. Пара лодок и несколько рыболовных сетей — вот и все, что у них было. Тем не менее нельзя забывать, что для бедняка его скудное имущество так же дорого, как и роскошный дворец для богатого. Бедняк знает о лучшей жизни только понаслышке. Когда же он отдает ради Христа все, что имеет, он тоже приносит великую жертву.

Конечно, в Англии подобные случаи встречаются редко. Нам даже трудно представить себе ситуацию, когда бы вера разделила мужа и жену.

Но, без сомнения, такие жертвы приносятся там, где Евангелие проповедуется впервые и где невежественные язычники отвергают его. Кроме того, и сегодня вера может отделить обратившегося иудея от его родных и близких. А в Индии за веру в Христа изгоняют из семьи.

Конечно же, наш Господь предвидел все это, поэтому и сказал эти слова. Они должны стать утешением для все тех, кому приходится многим жертвовать ради веры.

Легче всего было бы дать этим словам духовное толкование. Конечно, обратившийся человек очень часто находит себе новых друзей среди других уверовавших, и такая дружба восполняет потерю общения с родственниками и близкими. Но так случается не всегда. Богу иногда угодно не воздавать обратившемуся человеку за его жертву временными благословениями. Однако Бог всегда дает взамен Самого Христа, а также внутренний душевный покой, которого не найти в мире.

Если предположить, что здесь идет речь только о страданиях нашего Господа, то мы должны сослаться на такие места из Писания, как Пс. 22; Ис. 53; Дан. 9:26. Но если Христос имеет в виду все события, которые произошли от момента Его въезда в Иерусалим на осле до момента Его воскресения, то количество отрывков из Ветхого Завета, где об этом пророчески говорится, возрастет. В любом случае, отметьте для себя, что книга Псалмов относится к числу пророческих и что в ней намного больше пророчеств, чем большинство читателей Библии могут предположить.

Приведем здесь слова Доддриджа: “Это пророчест­во — яркое проявление духа пророчества, которым обладал наш Господь. По всей вероятности, Его должны были побить камнями. Пилат разрешил иудеям судить Христа согласно их законам, поэтому весьма удивительно, что Он не был побит камнями. Но все свершилось так, что Писания полностью исполнились”.

На первый взгляд удивительно, что ученики никак не могли понять, что их Господа распнут. Но мы должны помнить, что все они были иудеями, все они были научены от юности, что Мессия придет во славе и могуществе, а не в смирении. Влияние этих представлений на то время было очень велико.

Пеликан выдвигает очень интересное предположение, которое объясняет, как ученики избегая того, что им было трудно принять, толковали для себя предсказания Господа о страданиях.

Пеликан полагает, что ученики, вспомнили, что наш Господь очень часто говорил образно. Например, “берегитесь закваски фарисейской” или “ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную”. Ученики подумали, что и в этот раз Он говорит образно, то есть на самом деле Он не умрет.

Нас не должно удивлять непонимание учеников. И сегодня многие христиане отказываются верить во второе пришествие Христа, хотя в Библии отрывков, говорящих о славе Мессии, намного больше, чем отрывков, говорящих о Его страданиях. Кроме того, сегодня многие люди очень слабо представляют себе, зачем Христос страдал на кресте.

 Евангелие от Луки 18:35-43

35 Когда же подходил Он к Иерихону, один слепой сидел у дороги, прося милостыни,
36 и, услышав, что мимо него проходит народ, спросил: что это такое?
37 Ему сказали, что Иисус Назорей идет.
38 Тогда он закричал: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня.
39 Шедшие впереди заставляли его молчать; но он еще громче кричал: Сын Давидов! помилуй меня.
40 Иисус, остановившись, велел привести его к Себе: и, когда тот подошел к Нему, спросил его:
41 чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи! чтобы мне прозреть.
42 Иисус сказал ему: прозри! вера твоя спасла тебя.
43 И он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога; и весь народ, видя это, воздал хвалу Богу.

Чудо, описанное в этих стихах, может многому научить нас. Совершив это чудо, Христос еще раз засвидетельствовал о том, что Он послан Отцом (Ин. 5:36). Кроме того, в этом отрывке содержится много духовных уроков, на которые мы должны обратить внимание.

Во-первых, мы видим, как важно использовать все средства благодати. Лука рассказывает нам, как “один слепой сидел у дороги, прося милостыни”. Он выбрал место, где все могли видеть, в каком жалком состоянии он находится. Он не сидел праздно дома и не ждал, пока помощь сама придет к нему. Слепой сел у дороги, чтобы путешественники увидели его и помогли. И он поступил мудро. Сидя у дороги, он услышал, что Иисус идет мимо. Тогда он воззвал ко Христу, умоляя Его вернуть зрение. Обратите на это внимание! Если бы этот слепой человек не сидел возле дороги, он остался бы слепым до самой смерти.

Тот, кто желает спасения, должен последовать примеру этого человека. Он должен использовать каждое средство благодати, постоянно пребывая там, где особым образом присутствует Иисус Христос. Он должен “сидеть при дороге”, когда читается Слово Божье, звучит проповедь Евангелия и когда святые Божьи собираются вместе. Если он ждет, сидя дома по воскресеньям, что благодать сама коснется его сердца, значит, у него нет веры, а только одна самонадеянность. Истинно, Бог являет милость тому, кому являет милость, но все же обычно Он являет милость только тому, кто пользуется средствами благодати. Истинно, что Христа иногда находит тот, кто не ищет Его, но все же чаще Его находит тот, кто ищет. Человек, который не ходит в церковь, не читает Библию и не молится, сам копает могилу для своей души, пренебрегая милостью, которую посылает Бог. Он не “сидит у дороги”.

Во-вторых, в этом отрывке нам дан пример того, как мы должны исполнять свою обязанность молиться. Лука пишет, что слепой, услышав, что мимо него проходит Иисус из Назарета, закричал: “Иисус, Сын Давидов! помилуй меня”. Окружающие попытались заставить его замолчать, но от этого он стал кричать еще громче. Слепой понимал, что нуждается в помощи, поэтому никакие упреки людей, которые даже не представляли, как он страдает, не заставили его замолчать. Он кричал и кричал от безысходности. И его настойчивость была вознаграждена. Слепой получил то, что желал больше всего, — зрение.

То, что сделал слепой для своего тела, мы обязаны делать для своей души. На самом деле наша нужда гораздо больше нужды слепого: болезнь греха намного страшнее, чем отсутствие зрения. Если человек может объяснить словами, какова нужда его тела, то он, бесспорно, может объяснить и то, в чем нуждается его душа. Поэтому начните молиться, если вы еще никогда до этого не молились. А если уже молились, то молитесь еще более искренно и сердечно. Иисус, Сын Давидов, все еще проходит мимо, Он недалеко от вас. Просите Его помиловать вас, и пусть ничто не заставит вас замолчать. Не притворяйтесь немыми, взывайте о помощи. Ибо в последний день не будет оправдания тем людям, которые, крестившись, ни разу не попытались молиться.

В-третьих, в этом отрывке нам дан пример благости и сострадания Христа, который должен ободрить нас. Лука пишет, что, когда слепой громко взывал о милости, “Иисус, остановившись, велел привести его к Себе”. Господь направлялся в Иерусалим, чтобы умереть там. Христу было нелегко на сердце, но все же Он остановился, чтобы поговорить с несчастным человеком. Иисус спросил у него: “Чего ты хочешь от Меня?”. А тот смело ответил: “Господи! чтобы мне прозреть”. И как только прозвучали эти слова, “Иисус сказал ему: прозри! вера твоя спасла тебя”. Скорее всего, вера этого слепого была слаба и далека от совершенства, но она дала ему силу просить у Христа милости, несмотря на упреки окружающих. И поскольку этот человек пришел с верой, наш Господь не изгнал его вон. Христос исполнил желание его сердца: слепой “тотчас прозрел”.

Подобные отрывки призваны ободрить всех тех, кто, ощущая свой грех, приходит ко Христу за миром. Возможно, прибегая к Сыну Божьему, эти люди чувствуют все свое несовершенство. Может быть, их вера слаба, грехи велики, молитвы бедны, а мотивы не всегда правильны. Но если они перестают полагаться на себя и посвящают себя Христу, тогда им нечего бояться. Иисус, который услышал слепого, все еще жив. Он может удовлетворить просьбу того, кто приходит к Нему с верой. Он никогда не отречется от Своих слов: “Приходящего ко Мне не изгоню вон” (Ин. 6:37).

И наконец, в этом отрывке нам дан пример того, как ведет себя человек, получивший милость от Христа. Лука пишет, что когда слепой прозрел, то он сразу же пошел за Иисусом, славя Бога. Он был очень благодарен Христу и хотел показать это. Поэтому он и решил стать Его последователем и учеником. Пусть фарисеи придираются к Иисусу, а саддукеи насмехаются над Его учением! Для бывшего слепого это не имело никакого значения. Он-то знает, что Христос — его Господин. Ведь он был слеп, а теперь видит (Ин. 9:25).

Благодарная любовь дает силы слушаться Христа. Пока человек не поймет, что он в долгу у Христа за дарованные прощение, мир и надежду, он никогда не исповедует Христа перед миром и не станет, взяв крест, жить для Него. Нечестивцы остаются нечестивцами, потому что они не ощущают своего греха и не осознают, что обязаны Христу. А праведники остаются праведниками, потому что любят Того, кто прежде возлюбил их и омыл от греха Своей кровью. Христос исцелил их, поэтому они и следуют за Ним.

Заканчивая изучение этого отрывка, исследуйте свое сердце. Чтобы проверить, имеете ли вы часть во Христе, посмотрите на свою жизнь. За кем вы следуете? К чему стремитесь? Человек, который по-настоящему надеется на Иисуса, всегда знает, в какую сторону идти.

Примечания Лк. 18:35-43

Об этом чуде вспоминают все три первых евангелиста, однако в их описаниях есть некоторые расхождения. Матфей рассказывает о двух слепых. А Марк и Лука — только об одном. Матфей и Марк говорят, что чудо произошло, когда Иисус выходил из Иерихона, Лука утверждает, что Господь совершил его, когда подходил к городу.

Объяснить, почему Матфей говорит о двух слепых, а Марк и Лука об одном, нетрудно. Без сомнения, Иисус исцелил двух слепых. Но Марк и Лука описывают исцеление только одного, возможно, потому, что он был более известен в Иерихоне. Марк говорит, что его звали Вартимей. Та же ситуация и с описанием чуда изгнания бесов в стране Гадаринской. Матфей говорит о двух исцеленных, а Марк и Лука — об одном. Этот один попросил позволения последовать за Господом. Неправомерно полагать, что, так как Марк и Лука пишут только об одном исцеленном, Господь исцелил и в первом, и во втором случае только одного человека. Исцеленных было двое, но второй и третий евангелисты по каким-то причинам не упомянули об этом.

Объяснить, почему Матфей и Марк говорят, что чудо было совершено, когда Иисус выходил из Иерихона, а Лука, что оно было совершено, когда Господь подходил к городу, труднее. Комментаторы по этому поводу выдвигают различные предположения.

Одни думают, что Господь исцелил двух слепых: одного — когда входил в город, а другого — когда выходил. Следовательно, Лука описал одно чудо, а Матфей и Марк — другое. Так считали Августин, Кемнитий, Баррадий, Стелья, Лайтфут, Гилл и Гресвелл. А Евтимий даже утверждает, что было четыре исцеленных: о первом и втором говорит Матфей, о третьем — Марк, о четвертом — Лука.

Другие полагают, что слова Луки “когда же подходил Он” означают, что Христос находился в окрестностях Иерихона. С их точки зрения, Лука не пишет, что Христос “подходил” к городу. Так считали Гротий, Доддридж и Скотт.

Третьи утверждают, что, когда Иисус только подходил к Иерихону, слепой начал кричать, но получил он исцеление лишь тогда, когда Христос выходил из города. Когда слепой только начал кричать, он был один, потом же к нему присоединился еще один слепой, так что Иисус исцелил сразу двоих. Так думали Пул, Пареус, Бенгель, Янсений, Мальдонат и Уордсворт.

Макнайт полагает, что в Иерихоне был старый и новый город. Обе части города располагались несколько поодаль друг от друга. Слепой же сидел на дороге между старым и новым городом. Поэтому наш Господь мог одновременно и подходить к Иерихону, и выходить из него.

Маркленд утверждает, что слова “когда же подходил Он” означают, что Иисус направлялся в Иерусалим. По мнению комментатора, Лука говорит здесь о том, что Христос, идя в Иерусалим, находилсягде-то рядом с Иерихоном, но Он не входил в него и не выходил.

Я должен честно признаться, что ни одно из вышеприведенных толкований я не принимаю полностью. Третье кажется мне наиболее правдоподобным, остальные же четыре, с моей точки зрения, противоречат здравому смыслу. Я уверен, что этому расхождению в описании есть объяснение и что оно ни в коей мере не говорит о том, что Писание не богодухновенная книга. Нас не должно удивлять то, что в Библии мы находим трудные для толкования места. Это учит нас смирению.

Общепризнано, что два человека, описывающие одно событие независимо друг от друга, по-разному обрисовывают детали и остаются при этом честными. Встречающиеся различия в Евангелиях доказывают то, что они писались независимо друг от друга и что евангелисты не списывали свои произведения с одного источника, но были водимы Духом Святым.

В предыдущем стихе говорится о том, что слепому сказали, что мимо проходит Иисус из Назарета. Но слепой назвал Господа Сыном Давида, показав тем самым, что принимает Иисуса как Мессию. Когда у фарисеев спросили, чьим сыном должен быть Христос, они ответили: “Сыном Давида” (Мтф. 22:42). Возможно, слепой слышал о том, какие могущественные чудеса совершал наш Господь, и поверил, что тот, кто может творить такое, должен был быть послан Богом.

Это выражение Христа показывает, что слепой назвал нашего Господа Сыном Давида не ради красного словца. Он истинно верил, что Господь есть Мессия.