Глава 21

 Евангелие от Луки 21:1-4

1 Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу;
2 увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты,
3 и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила;
4 ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела.

Во-первых, отметим в этом отрывке, что наш Господь Иисус Христос замечает все, что происходит на земле. Мы читаем, что “Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу; увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты”. Можно предположить, что в это время Иисус непрестанно думал о том, что Ему предстоит пережить в ближайшем будущем: предательство, неправедный суд, крест, страдания, смерть — все это должно было скоро произойти, и Христос знал об этом. Разрушение храма, рассеяние иудеев, долгое ожидание его второго пришествия — эти картины сменялись одна за другой перед Его взором. Они явились на мгновение, и Христос рассказал об этом ученикам. Но все же, несмотря на то, что Христос думал о конце, Он замечал и все то, что происходит вокруг Него! Он не считал, что обратить внимание на бедную вдову, ниже Его достоинства.

Будем помнить, что наш Господь Иисус Христос никогда не меняется. Что произошло тогда, происходит и сейчас. “На всяком месте очи Господни” (Прит. 15:3). Ничто у Него не остается незамеченным. Обо всем есть запись в книге Его памяти. Рука, создавшая солнце, луну и звезды, создала и хоботок комара, и крыло мухи. Око, наблюдающее за королями и императорами, наблюдает и за простыми крестьянами. “…Все обнажено и открыто перед очами Его…” (Евр. 4:13). Бог не пользуется человеческими представлениями, определяя, что есть великое, а что никчемное. В глазах Христа многое из того, чему мы вообще не придаем значения, выглядит важным. Действия и поступки бедных людей, которые великим мира сего кажутся малозначительными, очень часто в книге Христа записаны как важные. Тот, кто обратил внимание на приношение бедной вдовы, равно как и на приношения богатых людей, все еще жив.

Пусть же верующие, которые не занимают высокого социального положения, утешаются этой великой истиной. Пусть они каждый день напоминают себе, что их Господин на небесах видит все то, что происходит на земле, что Он наблюдает за жизнью простых людей так же, как и за жизнью лордов. Поступки обычного верующего для Него так же важны, как и поступки короля. Небольшое пожертвование в церковь от скудного заработка простого человека Бог ценит так же высоко, как многотысячное пожертвование пэра. Помните об этом, и вы всегда будете довольны своей жизнью. Мысль о том, что Христос смотрит на то, каков человек, а не на то, что у негоесть, поможет вам избавиться от зависти и ропота. Блажен тот, кто может искренно повторить за Давидом: “Я же беден и нищ, но Господь печется о мне” (Пс. 39:18).

Во-вторых, из этого отрывка мы узнаем, чье пожертвование Христос считает самым ценным. О женщине, которая подала две лепты, Иисус сказал: “Эта бедная вдова больше всех положила; ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела”. Эти слова показывают, что для Христа важна не сумма пожертвования, а щедрость человека, которую Господь определяет, сравнивая размер пожертвования с имуществом человека. Бог смотрит, насколько человек отвергает себя. Он хочет показать нам, что некоторые люди, жертвуя большие суммы на дело веры, на самом деле в глазах Бога жертвуют очень мало, а другие наоборот: жертвуя мало, с точки зрения Бога жертвуют многим.

Наше отношение к пожертвованию показывает, в каком состоянии находится наше сердце. К сожалению, в вопросе даяния денег на дело Божие люди, исповедующие себя христианами, согрешают чаще всего. Множество людей даже не подозревают, что “давать” Богу — это обязанность христианина. Немногие жертвуют в церкви. Но даже среди этих немногих больше бедных людей, чем богатых. Это очевидный факт, который невозможно опровергнуть. То, что именно так происходит, подтвердят все, кто занимается сбором денег и христианской благотворительностью.

Будем же судить себя в этом вопросе, чтобы не быть судимыми в последний день. Никогда не скупитесь и, расходуя свои деньги, не забывайте постоянно отдавать их часть на дело Божье. Помните, что, хотя распространение Евангелия не зависит от денег, Христос радуется, когда мы, помогая Ему пожертвованиями, подтверждаем, что благодать воздействует на нас. Если у вас нет желания пожертвовать что-либо для дела Христа, задумайтесь, а верите ли вы в Него и любите ли вы Его по-настоящему? Помните, что однажды Бог спросит вас, как вы использовали данные Им деньги. Бог, который будет судить весь мир, обратил внимание на жертву вдовы. Однажды все узнают о наших доходах и расходах. И если окажется, что мы не в Бога, а в себя богатели, то лучше бы нам и не родиться. Кроме этого, спросите себя, знаете ли вы хотя бы одного человека, кто, проявив щедрость в пожертвовании Богу, одолжив деньги Господу, стал нищим. Вы убедитесь, что Соломон был абсолютно прав, когда говорил: “Иной сыплет щедро, и ему еще прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и однако же беднеет” (Прит. 11:24).

И наконец, будем молиться за богатых людей, которые еще не познали, как сладостно отдавать, чтобы их богатства не погубили их душу. Большое количество благотворительных проектов так и не смогли реализоваться из-за нехватки средств. Перед Церковью Христовой открыты двери, чтобы нести добро всему миру, но по причине нехватки денег она мало кого может послать войти в них. Будем же молиться, чтобы Святой Дух снизошел на все наши поместные церкви и научил всех поклоняющихся Богу правильно использовать свои деньги. Христиане должны быть самыми щедрыми людьми на земле. Все они получили великий дар от Бога. Христос, Святой Дух, Евангелие, Библия, средства благодати, надежда на славу — все это незаслуженный и ни с чем не сравнимый дар, о котором миллионы язычников даже не слышали. Без сомнения, обладатели этого дара должны благодетельствовать (1 Тим. 6:18). У щедрого Спасителя должны быть щедрые ученики. Даром мы получили, даром должны и отдавать (Мтф. 10:8).

Примечания Лк. 21:1-4

Мэйджор говорит: “Во втором дворе храма, во дворе для женщин, находилось тринадцать ящиков с надписями на каждом, указывающими, на какие цели будут использованы пожертвования, положенные в них. В один из этих ящиков вдова положила свои две лепты. Отсюда этот двор иногда назывался сокровищницей (Ин. 8:20). Эти пожертвования собирались перед тремя главными праздниками в качестве десятины и подати во исполнение предписания: “…пусть не являются пред лице Мое с пустыми руками” (Исх. 23:15; Втор. 16:16). См. 4 Цар. 12:9.

Нельзя забывать о том, какую жалкую жизнь вели бедные вдовы в той стране, где проповедовал наш Господь. Это выражение стало поговоркой, которую используют тогда, когда говорят о бедном человеке, который едва ли может что-либо пожертвовать на благотворительные цели.

Лепта — эта самая мелка монета, использовавшаяся во времена земной жизни нашего Господа.

“Больше” в этом выражении, конечно же, не означает, что вдова положила самую крупную сумму. Это слово показывает, что в глазах Бога ее дар был намного более ценным, чем в глазах людей, поскольку Бог видит мотивы дающего. Господь сравнивает, сколько денег человек отдал Ему, а сколько оставил себе, сколько человек мог отдать и сколько отдал.

Это выражение означает, что у богатых было что дать. Они так много оставляли себе, что даже не ощущали, что приносили какое-то пожертвование.

Это выражение означает, что у бедной женщины практически ничего не было, и кажется, что она отдала последнее.

Существуют разные точки зрения по поводу значения этого выражения. Одни полагают, что вдова отдала все, что имела. Другие думают, что она отдала все, что заработала в тот день. Последняя точка зрения кажется мне более вероятной. Такой бедной женщине, как эта вдова, нечего было сберегать. Ее имуществом было то пропитание, которое она добывала себе каждый день.

Заканчивая изучение этого отрывка, заметим, что наш Господь ничего не говорит о том, что не нужно класть деньги в сокровищницу храма. Без сомнения, Он знал, что пожертвования часто использовались не так, как должно, и что через некоторое время храма не будет. Чрезмерно критическое отношение к неудачам и недостаткам религиозных обществ, которые по своей сути являются хорошими организациями, не заслуживает одобрения. Все установления человеческие — несовершенны по определению.

В конце я хочу призвать вас не употреблять выражение “внести свою лепту” просто так. Очень часто люди произносят эти слова, не думая о том, что они должны означать. Если бы они на самом деле жертвовали так, как жертвовала вдова, у Церкви на дело Христа было бы намного больше денег, чем есть сейчас. Отдав две лепты, женщина принесла великую жертву. Когда же люди жертвуют сегодня, очень часто они отдают только небольшую часть того, что имеют, даже не замечая, что пожертвовали что-то, поскольку это никак не отражается на их благосостоянии. Если бы все люди отдавали “лепту вдовы”, положение мира и Церкви вскоре бы изменилось.

 Евангелие от Луки 21:5-9

5 И когда некоторые говорили о храме, что он украшен дорогими камнями и вкладами, Он сказал:
6 придут дни, в которые из того, что вы здесь видите, не останется камня на камне; все будет разрушено.
7 И спросили Его: Учитель! когда же это будет? и какой признак, когда это должно произойти?
8 Он сказал: берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я; и это время близко: не ходите вслед их.
9 Когда же услышите о войнах и смятениях, не ужасайтесь, ибо этому надлежит быть прежде; но не тотчас конец.

Во-первых, обратите внимание на слова нашего Господа Иисуса Христа о храме. Мы читаем, что “некоторые говорили о храме, что он украшен дорогими камнями и вкладами”. Они восхищались внешней красотой храма. Их поражал его размер, великолепие, дорогие украшения. Но наш Господь никак не отреагировал на слова восхищавшихся. Наоборот, Он сказал им, что “…придут дни, в которые из того, что вы здесь видите, не останется камня на камне; все будет разрушено”.

Эти слова Христа были пророческими. Вряд ли сейчас мы можем представить, как иудеи перепугались, услышав их. Перед храмом израильтяне преклонялись, почти как перед идолом. В храме был ковчег завета, святое святых; все в нем было сделано так, как заповедал сделать сам Бог. С историей храма были связаны имена Давида, Соломона, Езекии, Иосии, Исаии, Иеремии, Ездры, Неемии. Именно к храму обращали свой лик все религиозные евреи, когда возносили свои ежедневные молитвы (3 Цар. 8:44; Ион. 2:4; Дан. 6:10). Господь знал все это и намеренно сказал то, что сказал. Он хотел показать иудеям, что истинная слава места поклонения — не в украшениях. Бог смотрит не так, как смотрит человек (1 Цар. 16:7). Для человека важно, как выглядит здание внешне. Для Бога главное — поклонение сердца и присутствие Духа Святого, а этого как раз и недоставало в иерусалимском храме, поэтому Иисус Христос не радовался ему.

Все люди, называющие себя христианами, должны помнить эти слова нашего Господа. Без сомнения, все здания, отведенные для христианского поклонения, должны использоваться так, как должно. Все, что делается для Христа, должно делаться хорошо. Дом, в котором проповедуется Евангелие, читается Слово Божие и возносится молитва, должен быть красивым и чистым. Однако никогда нельзя забывать, что материальное в церкви — не самое главное. В глазах Бога не имеет никакого значения, построен храм из мрамора, из камня или из дерева, есть ли там расписные витражи или нет. Для Него главное, чтобы с кафедры проповедовалась истина и благодать пребывала с членами церкви. Может быть, катакомбы, в которых собирались первые христиане, для Бога выглядели красивее, чем богатые соборы, возведенные человеком. Глаз нашего Господа больше всего радует храм сокрушенного сердца, обновленного Святым Духом.

Во-вторых, обратите внимание, что наш Господь предупреждает о том, что появятся обманщики. Услышав Его пророчество о храме, ученики спросили: “Учитель! когда же это будет? и какой признак, когда это должно произойти?” Наш Господь дал на этот вопрос обстоятельный и исчерпывающий ответ, начав с предупреждения: “Берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение”.

Заметьте, в какой момент Иисус предупреждает остерегаться обманщиков. Сразу после этого Он произносит пророчество, которое относится к огромному промежутку времени и обладает первостепенной важностью для каждого христианина. Это пророчество охватывает период с той самой минуты, когда оно было сказано, и до второго пришествия. Это пророчество представляет интерес и для иудеев, и для язычников, но оно еще во многом не исполнилось. И первая фраза этого пророчества звучит так: “Берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение”.

Это предупреждение было необходимо. Об этом свидетельствует множество фактов из истории христианской Церкви. Объясняя неисполнившиеся пророчества, богословы допускают больше всего ошибок, являя тем самым немощь человеческого разума. Прав был апостол Павел, когда говорил: “Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло… теперь знаю я отчасти…” (1 Кор. 13:12). Богословы слишком часто бывают догматичными, когда заходит речь о библейских пророчествах. Они упрямо отстаивают свою не подкрепленную никакими доказательствами позицию, чем дают повод врагам христианства богохульствовать. К сожалению, написано слишком много книг, которые были посвящены толкованию пророчеств на обложке которых можно было бы, не погрешив против истины, написать: “Кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла?”

Пусть же предупреждение нашего Господа побудит нас просить у Бога в молитве, чтобы смиренный и учительный дух сопутствовал нам в изучении неисполнившихся пророчеств. В этом вопросе, как нигде, нам нужно уподобиться малым детям и молиться: “Открой очи мои…” (Пс. 118:18). Не будьте равнодушными к пророчествам, не оправдывайте отсутствие интереса к ним тем, что их трудно объяснить. Но не будьте также догматичными и самонадеянными, не забывайте, что вы всего лишь изучаете пророчества, вы не пророки, которые их произносили. Кроме того, читайте пророчества Писания с твердым убеждением, что внимательное их изучение принесет вам благословение и что с каждым годом вы будете понимать их все лучше и лучше. Обетование по-прежнему остается в силе: “Блажен читающий и слушающие слова пророчества” (Откр. 1:3). До последнего времени слова пророчества сокрыты и запечатаны (Дан. 12:9).

Примечания Лк. 21:5-9

Сегодня мы не можем даже представить себе, с каким чувством благоговения иудеи относились к храму. Об этом следует помнить, чтобы понять, какой эффект произвели слова нашего Господа на тех, кто слышал их.

(В английском переводе “крупными камнями”. — Прим. пер.) Иосиф Флавий особенно подчеркивает, из каких огромных камней Ирод восстанавливал храм. Историк говорит, что многие из них достигали двадцати пяти локтей в длину, восемь — в высоту и двенадцать в — ширину. Локоть — это мера длины, равная приблизительно пятидесяти сантиметрам.

(В английском переводе “дарами”. — Прим. пер.) И Тацит, римский историк, и Иосиф Флавий, иудейский историк, отмечают, что храм был очень богато украшен и украшения эти были сделаны главным образом на пожертвования благочестивых людей или начальствующих, которые хотели выразить свое почтение к этому зданию. Ирод, например, подарил храму золотую виноградную лозу, грозди которой были ростом с человека. На такие пожертвования был украшен портик здания, чтобы все могли видеть.

Эти слова пророчества буквально исполнились тогда, когда Тит захватил Иерусалим, а Тарус Руфус, один из офицеров римской армии, разрушил храм до основания.

Стоит заметить, что слова Иисуса не обязательно относились к фундаменту храма. В Иерусалиме по-прежнему можно найти остатки стены, построенной из громадных каменей. Исследователи полагают, что эта стена стояла и тогда, когда Иисус произносил Свое пророчество.

Буркитт отмечает: “Грех подрывает и разрушает самые величественные и знаменитые строения. Грех уничтожает города, царства так же, как и людей”.

Это особое предупреждение. Во все времена богословы допускали ошибки, рассуждая об исполнении пророчеств. В наше время одни вкладывают буквальный смысл в аллегорическое пророчество, а другие вкладывают аллегорические смысл в буквальное пророчество. Одни полагают, что, когда в этом пророчество говорится об Израиле, имеется в виду Церковь. Другие думают, что во всех библейских пророчествах говорится только об Израиле. Одни утверждают, что практически все пророчества из Писания уже исполнились. Другие считают, что все пророчества — о Римско-католической церкви. Третьи оспаривают это мнение. Одни полагают, что единственный антихрист — это папа римский. Другие думают, что настоящий антихрист еще откроется. Одни полагают, что все происходящее сейчас — это исполнение написанного в книге Откровения. Другие же считают, что пророчествам из Откровения еще надлежит исполниться. Среди этого множества самых разнообразных мнений мы просто обязаны помнить о предупреждении нашего Господа: “Берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение”.

В последние годы иудейской истории являлось множество обманщиков, которые выдавали себя за Христа. Нас не должно удивлять, если в наше время появятся подобные люди, которые станут утверждать, что второе пришествие Христа якобы уже произошло.

 Евангелие от Луки 21:10-19

10 Тогда сказал им: восстанет народ на народ, и царство на царство;
11 будут большие землетрясения по местам, и глады, и моры, и ужасные явления, и великие знамения с неба.
12 Прежде же всего того возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое;
13 будет же это вам для свидетельства.
14 Итак положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать,
15 ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся вам.
16 Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят;
17 и будете ненавидимы всеми за имя Мое,
18 но и волос с головы вашей не пропадет, —
19 терпением вашим спасайте души ваши.

Во-первых, в этом отрывке записано предсказание Христа о народах мира. Господь говорит: “Восстанет народ на народ, и царство на царство; будут большие землетрясения по местам, и глады, и моры, и ужасные явления, и великие знамения с неба”.

Эти слова буквально исполнились тогда, когда римляне захватили Иерусалим и взяли иудеев в плен. Иудея и прилегающие к ней земли были полностью разорены. Последние дни иудейской эры были отмечены таким кровопролитием и несчастьями, каких не видывал до того времени мир.

Но этим словам еще предстоит исполниться в полной мере. Они описывают время незадолго до второго пришествия Христа. В последнее время будет война, а не мир. Христианская эра закончится точно так же, как и иудейская: будут войны, смятение, разорение, падение империй и царств.

Очень важно отчетливо понимать это. Ничто так не холодит сердце и не угнетает веру христианина, как неоправданные надежды и ожидания, не основанные на Библии. Поэтому не думайте, что народы перестанут воевать друг с другом к тому времени, как придет Христос. До тех пор пока дьявол — князь мира, а человек — противник Бога, ссоры и раздоры не прекратятся. До второго пришествия Христа вселенского мира не будет. Только тогда “не будут более учиться воевать” (Ис. 2:4). Не ждите, что миссионеры и служители обратят весь мир и научат все человечество любить друг друга. Ничего подобного не произойдет. Бог не предназначил их к этому. Они должны лишь призвать людей, которые хотят служить Христу, но не более того. Большая часть человечества всегда будет отвергать Евангелие. Народы всегда будут воевать друг с другом. В этом отношении последние дни на земле будут самыми тяжелыми. Последние войны будут самыми страшными и разрушительными.

Но долг истинного христианина ясен. Что бы ни делали другие, верующий должен прилагать все свое старание, чтобы делать твердым свое призвание и избрание. Пусть другие участвуют в национальных конфликтах и политических играх, христианин же прежде всего должен искать царствия Божьего. Так поступая, он будет стоять на твердом основании. Когда вся земля пошатнется и царства мира разрушатся, он уподобится Ною, который остался невредимым в ковчеге. Верующий укроется в день Господень (Соф. 2:3).

Во-вторых, в этом отрывке записано предсказание Иисуса Христа о Своих учениках. Он не обещает им сладкую жизнь. Напротив, Он говорит, что их будут гнать, сажать в тюрьмы, приводить к царям и правителям, предавать, убивать. Он говорит, что все люди будут их ненавидеть из-за имени Его.

Это пророчество, безо всякого сомнения, относится к истории всей Церкви. Оно начало исполняться уже при жизни апостолов. В книге Деяний содержится множество тому примеров. Время от времени оно исполнялось в течение последних восемнадцати столетий. Где были ученики Христа, там были и гонения. Но перед концом света оно исполнится в полной мере. В последнее время человечество ждут особые несчастья и страдания. Тогда будет великая скорбь (Откр. 7:14).

Запомните, что истинный христианин всегда входит в царствие Божье многими скорбями (Деян. 14:22). Лучшее ждет его впереди. Этот мир — не его дом. Если вы верные и преданные рабы Христа, мир должен ненавидеть вас, как он ненавидел вашего Господина. Так или иначе, но благодать всегда гонима. Пусть верующий никогда не будет допускать ошибок, пусть у него будет самый замечательный характер, но мир все равно не будет его любить. И глупо удивляться этому и возмущаться этим. Это часть креста, который мы должны терпеливо нести. Потомки Каина всегда будут ненавидеть потомков Авеля. “Не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас”, — говорит апостол Иоанн (1 Ин. 3:13). “Если мир вас ненавидит, — говорит наш Господь, — знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир” (Ин. 15:18, 19).

И наконец, в этом отрывке Христос дает замечательные обещания Своим ученикам. Он говорит: “…и волос с головы вашей не пропадет”. Наш благословенный Господь видел, о чем думали ученики в тот момент. Он знал, что пророчество, которое Он только что произнес, лишило их мужества. Поэтому Он ободряет их: “…и волос с головы вашей не пропадет”.

Это обещание дано всем верующим, которые жили, живут и будут жить. Очевидно, что смысл его аллегорический. Христос не имел в виду физическое тело учеников. Понимать эти слова буквально — значит отвергать всем известный факт, что Иаков и другие апостолы умерли насильственной смертью. Поэтому обещание Христа нужно воспринимать в переносном смысле. Суть его в том, что, какие бы страдания ни претерпевали ученики Христа, ничто не может повредить их душе. Их жизнь во Христе сокрыта в Боге. Никто не может забрать их небесные сокровища. Даже ветхое тело ученика Христа воскреснет в последний день и станет подобным телу его прославленного Спасителя.

Если вы по-настоящему верите, тогда каждый раз во время опасности обращайтесь к этому великому обещанию. Если вы верите в Христа, утешайтесь мыслью, что Господь исполнит Свое обещание и вы не погибните. Может быть, вы многое потеряете, служа Христу, но вы никогда не потеряете свою душу. Мир может лишить вас имущества, друзей, страны, дома, свободы, здоровья и жизни. Так было множество раз, начиная от гибели Стефана до сегодняшнего дня. Армия мучеников велика. Но все же одно миру не под силу: он не может разрушить союз верующего со Христом. Он не может лишить верующего любви Христа. Воистину, это стоит того, чтобы быть настоящим верующим! “…Ибо я уверен, — пишет св. Павел, — что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем” (Рим. 8:38, 39).

Примечания Лк. 21:10-19

Эта часть пророчества, которая продолжается до девятнадцатого стиха, имеет двойное толкование. В первую очередь оно описывает взятие Иерусалима и страдания христиан, живших сразу же после смерти нашего Господа. Также оно описывает период времени незадолго до второго пришествия Христа и конца света.

Множество мятежей и восстаний было поднято в Иудеи и прилегающих к ней территориях незадолго до иудейской войны и разрушения Иерусалима. Точно также будет и во время перед вторым пришествием Христа: между христианскими странами будут войны и раздоры.

Эти посещения Бога в последние дни иудейской эры были особенно суровыми. Во время осады Иерусалима множество людей умерло от голода и болезней.

Стоит обратить внимание на слова епископа Пирса: “Иосиф Флавий говорит о разного рода чудесах, которые предшествовали разрушению Иерусалима. Он описывает, что в небе можно было видеть горящий меч и комету, которая находилась над городом двенадцать месяцев. Он упоминает, что среди ночи между храмом и жертвенником полчаса сиял такой свет, что, казалось, наступил день. Флавий также говорит о том, что он знает людей, которые свидетельствовали, что видели в небесах колесницы и вооруженных людей, которые боролись друг с другом. А в день Пятидесятницы, когда священники входили во внутренний двор храма, они услышали сильный шум и голос как будто множества людей, кричавший: “Уйдем отсюда!” Подобные свидетельства приводит также и Тацит, римский историк”.

У нас нет оснований сомневаться в правдивости слов Иосифа Флавия. В любом случае, поскольку он был необращенным иудеем, у него не было мотива подтверждать свидетельства Евангелий.

Очень вероятно, что второму пришествию Иисуса Христа будут предшествовать подобные чудеса и сверхъестественные события.

В этом стихе говорится о преследованиях, которые переживали первые христиане после вознесения Христа до разрушения Иерусалима. В Деяниях апостолов описывается, как эти слова исполнились.

Этот стих означает, что страдания христиан докажут истинность христианства.

Стоит отметить, что если бы первые христиане сразу же после обращения получали свою награду, становясь богатыми и всеми уважаемыми, то языческий мир наверняка бы усомнился в их искренности и в истинности их утверждений. Но когда мир видел, что тысячи верующих предпочитали многочисленные страдания предательству веры, он убеждался в истинности их упования. Конечно, иногда встречаются фанатики, которые готовы умереть, отстаивая свои ложные убеждения. Но тот факт, что десятки тысяч людей умирали за веру тогда, когда Церковь только что появилась, доказывает неверующим, что христианство — истинная религия.

Убедитесь, что вы правильно понимаете это повеление. Христос не имел в виду, что проповедники могут не готовиться к проповеди. К ним эти слова вообще не относятся. Христос Своими словами хотел утешить всех гонимых христиан. Обещание, которое Он дал в этом стихе, чудесно исполнилось и в служении апостолов, о чем повествуют Деяния, и в служении многих других мучеников в наше время.

Скотт замечает, что это обещание косвенным образом доказывает божественность Христа. Только Тот, кто был Богом, мог обещать подобное.

В Деяниях мы не находим конкретного примера исполнения этих слов. Но каждый, кто знаком с историей ранней Церкви, знает, что верующих действительно не редко предавали.

Обратите особое внимание на эти слова. Они показывают, что христиане не должны стремиться к всеобщей любви, им не нужно расстраиваться, если многие их ненавидят. Вряд ли христианин, о котором все говорят только хорошее, — верный служитель Господа.

Возражение, что неверующие начинают почитать святых после их смерти, посещая похороны знаменитых христиан и произнося торжественные слова в их память, не имеет силы. Мир всегда больше любит мертвых святых, чем живых. И фарисеи украшали гробы умерших пророков.

Альфорд перефразировал эти слова так: “Стойкость — это Богом определенный способ обретения спасения”. Каждый изучающий Библию, согласится, что выражение “Совершайте свое спасение” (Фил. 2:12) очень похоже по смыслу на этот стих.

Пирс считает, что слово “души” в этом стихе означает “жизнь” и не более. По мнению богослова, это выражение имеет следующее значение: “Ваше терпение и настойчивость будут вознаграждены тем, что вы сможете сохранить свою жизнь”. Но все же очевидно, что в предыдущем стихе обещание имеет только духовный смысл, поэтому маловероятно, что обетование этого стиха относится только к жизни физической.

 Евангелие от Луки 21:20-24

20 Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его:
21 тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто в городе, выходи из него; и кто в окрестностях, не входи в него,
22 потому что это дни отмщения, да исполнится все написанное.
23 Горе же беременным и питающим сосцами в те дни; ибо великое будет бедствие на земле и гнев на народ сей:
24 и падут от острия меча, и отведутся в плен во все народы; и Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников.

Тема этого отрывка — взятие Иерусалима римлянами. Нет ничего удивительного в том, что наш Господь обращает особое внимание на то великое событие, которым закончилась ветхозаветная эра. Понятно, почему самое великое из Своих пророчеств, когда-либо данных Церкви, Он посвящает последним дням святого града, в котором присутствовал Бог многие столетия.

Во-первых, из этого отрывка мы узнаем, что наш Господь Иисус Христос обладает совершенным знанием. Он предсказывает, какие бедствия и несчастья ждут Иерусалим. За сорок лет до того, как армия Тита вторглась в город, Он подробно описал все те ужасные события, которые сопутствовали осаде Иерусалима. Мучения слабых и беспомощных женщин, смерть множества евреев, рассеяние Израиля по всей земле, господство язычников в течение восемнадцати веков в святом городе — все это наш Господь описал очень точно, как будто видел Своими глазами.

Предузнавать может только Господь Бог. Человек не знает, что принесет завтрашний день (Прит. 27:1). Тем более он не может предсказать, что произойдет с каким-то городом или царством через сорок лет. В книге пророка Исаии находим такие слова: “…Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне. Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось…” (Ис. 46:9-10). Тот, кто со властью может говорить о будущем, должен быть Богом.

Истинный христианин должен постоянно помнить, что наш Господь обладает совершенным знанием. Прошлое, настоящее, будущее — ничто не сокрыто от Того, с кем мы имеем дело. Воспоминание о грехах, совершенных прежде, может смирить наше сердце. Ощущение немощи в настоящем может заставить нас беспокоиться. Страх перед искушениями, которые постигнут нас в будущем, может лишить нас мужества. Но пусть нас всегда утешает мысль о том, что Христос знает все. Во всем, что касается прошлого, настоящего и будущего, будем твердо полагаться на Него. Нет ничего такого, о чем бы Христос не знал заранее.

Во-вторых, из этого отрывка мы узнаем, что при опасности следует бежать. Предсказывая осаду Иерусалима, Христос заповедует: “…тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто в городе, выходи из него; и кто в окрестностях, не входи в него”.

Эти слова могут многому научить нас. Они показывают, что нет ничего позорного в том, что христианин пытается избежать опасности. Нет ничего недостойного в том, что верующий пытается сохранить свою жизнь. Смело и терпеливо принять смерть, если то угодно Божьему провидению, — это обязанность каждого верующего. Но только фанатики ищут смерти и страданий, бездумно подвергая себя опасности. Мудрые ученики Христа так не ведут себя. Те же, которые используют все данные Богом средства, чтобы спасти свою жизнь, могут быть уверены, что Господь защитит их. Самонадеянность и вера это не одно и тоже.

В-третьих, в этом отрывке наш Господь говорит о мести. Осада Иерусалима — “это дни отмщения, да исполнится все написанное”.

Воистину эти слова ужасны. Они свидетельствуют о том, что все грехи иудейского народа записаны в книге Божьей памяти. Иудеи своим неверием и нежеланием раскаяться многие годы навлекали на себя Божий гнев, который, как сдерживаемая плотиной река, накапливался год за годом. И все бедствия, которые сопутствовали осаде Иерусалима, были как гроза, собиравшаяся со времен царей. Все эти несчастья — это опустившийся меч, который уже давно был занесен над головой Израиля.

Давайте хорошенько запомним этот урок. Не думайте, что Бог не замечает, как ведет себя нечестивец. Господь все видит и все знает. Но настанет день расплаты. Великая истина Писания заключается в том, что “…Бог воззовет прошедшее” (Еккл. 3:15). Во дни Авраама “мера беззаконий Аморреев… еще не наполнилась” (Быт. 15:16). Только через четыреста лет они были наказаны, когда Иисус Навин с двенадцатью израильскими коленами захватили Ханаан. Божий “суд над худыми делами” часто не скоро совершается (Еккл. 8:11), но это не означает, что он не совершается вовсе. Нечестивец может процветать долгие годы, “подобно укоренившемуся многоветвистому дереву” (Пс. 36:35), но в конце концов его грех будет обличен.

И наконец, в этом отрывке наш Господь говорит о времени язычников. Мы читаем Его слова: “Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников”.

Христос предсказывает, что в истории будет определенный период, когда Иерусалим будет отдан в руки язычников и иудеи уже не будут господствовать в этом древнем городе. Христос предсказывает, что наступит время, когда язычники получат те же привилегии, что были у Израиля в прошлом. Но и первый, и второй периоды однажды закончатся. Иерусалим будет восстановлен для прежних жителей. А язычники по причине своего неверия и нежелания раскаяться лишатся привилегий и подвергнутся справедливому суду Бога. Но время язычников еще пока не закончилось.

Тема, которую мы сейчас рассматриваем, должна побудить вас исследовать свое сердце. Сегодня народы Европы думают только о политике и своем материальном благополучии. Правительства спорят о мирских делах, парламенты не находят и минуты, чтобы уделить внимание религиозным вопросам, а дни их уже сочтены у Бога. Еще несколько лет, и “окончатся времена язычников”. Придет день посещения, и они лишатся привилегий, данных Богом. Бог будет судить их и выбросит вон, как негодные сосуды. Господству язычников придет конец, и все их установления перестанут действовать. Израиль будет восстановлен. Господь Иисус придет опять в силе и великой славе. Царства мира станут царствами нашего Бога и Его Христа, времена же язычников окончатся.

Блажен тот, кто знает об этом и живет жизнью веры в Сына Божьего! Только такой человек готов принять великие перемены, грядущие на землю. Только такой человек готов к приходу Господа Иисуса Христа. Только то царство, подданным которого является верующий, никогда не будет разрушено. Только тот Царь, которому служит верующий, никогда не лишится Своей царской власти (Дан. 2:44; 7:14).

Примечания Лк. 21:20-24

Отрывок с двадцатого по двадцать четвертый стих — это предсказание нашего Господа о том, что произойдет в последние дни с Иерусалимом и как должны в это время вести себя ученики. В этих стихах не идет речь о втором пришествии Христа и о последней осаде Иерусалима после восстановления этого города. Отрывок посвящен осаде Тита и разрушению Иерусалима римлянами.

Здесь стоит вспомнить о некоторых исторических фактах, которые показывают, как исполнились все слова нашего Господа. За три года до осады Иерусалима армия Честия Галла внезапно атаковала город, но по какой-то непонятной причине не смогла взять его, хотя это легко можно было сделать. Это нападение встревожило жителей Иерусалима, и они решили покинуть город прежде, чем римская армия вновь подойдет к городу. По словам Иосифа Флавия, иудеи бежали из города, как с тонущего корабля. Среди бежавших были и христиане. Некоторые из них направлялись к горе Пелла, а некоторые к горе Ливан. В результате к тому времени, когда началась последняя война под предводительством Веспасиана и Тита, практически все христиане покинули город.

Вполне вероятно, что христиане помнили слова нашего Господа, над которыми мы сейчас размышляем, и последовав этому предупреждению, сохранили свою жизнь. В наступлении римской армии под предводительством Галла они увидели знак того, что “запустение близко”. Они поступили так, как советовал их Господин, и таким образом избежали всех бедствий, сопровождавших осаду города.

Мэйджор замечает: “Эти горы находились к северо-востоку от Иерусалима, у истока Иордана. Там правил верный римлянам Агриппа, поэтому христианам удалось избежать всего того, что постигло Иудею”.

Мне кажется, что “отмщение” — это праведное возмездие Бога израильскому народу за все их грехи против Него, которые они совершили, со времен захвата Ханаана. Я не думаю, что Бог послал “отмщение” только за те грехи, которые израильтяне совершили за последние несколько сотен лет после вавилонского плена. Слова нашего Господа, записанные в Мтф. 23:35, 36, подтверждают мою точку зрения.

“Все написанное” — это все страшные ветхозаветные предсказания, начиная с 26-й главы Левита, о том, что ждет иудеев.

Во Втор. 28:56-57 предсказаны страдания женщин при осаде Иерусалима.

Здесь слово “земля”, как и в других местах Евангелия, означает Палестину.

Иосиф Флавий пишет, что от меча и голода при осаде Иерусалима погибло больше миллиона иудеев.

Иосиф Флавий свидетельствует, что в плен было уведено девяносто семь тысяч иудеев. Одних отправили в Египет в рабство, других отдали в амфитеатры на съедение диким зверям.

Это выражение означает, что Иерусалимом будут владеть языческие народы и что этот город будет находиться в пленении до тех пор, пока иудеи не получат свою землю назад. Все мы знаем, что это пророчество исполнилось буквально. Несмотря на все крестовые походы, Иерусалим со времен Тита по сегодняшний день практически всегда находился под властью римлян, греков, сарацин и турков.

Это выражение толкуют по-разному.

Одни, как епископ Пирс, полагают, что это пророчество имеет самый общий смысл и значит, что “Иерусалим будет попираем”, пока язычники не сделают всего того, что Бог предназначил им сделать.

Другие, как Хаммонд, думают, что это пророчество уже исполнилось во времена Адриана, когда в Иерусалиме была создана недолго процветавшая церковь из обратившихся язычников и евреев.

Уитби и Ньюкам считают, что это пророчество исполнится только в будущем и что время язычников окончится тогда, когда все обратятся в христианство.

Я же считают, что эти слова означают следующее. “Времена язычников” — это период между первым и вторым пришествиями Христа. В это время язычники могут пользоваться всеми привилегиями Евангелия. Но этот период окончится, как окончилась иудейская эра, по причине неверия и ожесточенности церквей из язычников. Поскольку язычники не пребывали в Божьей благости, они будут изгнаны вон. Когда же это время кончится и окажется, что язычники такие же неверные и ожесточившиеся, как и иудеи, последние снова обратятся и по праву завладеют Иерусалимом.

Мы же живем во “времена язычников”, которые, кажется, скоро окончатся. Когда же это произойдет, иудеи обратятся и Иерусалим будет восстановлен.

 Евангелие от Луки 21:25-33

25 И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится;
26 люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются,
27 и тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою.
28 Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше.
29 И сказал им притчу: посмотрите на смоковницу и на все деревья:
30 когда они уже распускаются, то, видя это, знаете сами, что уже близко лето.
31 Так, и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко Царствие Божие.
32 Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все это будет;
33 небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.

В этом отрывке наш Господь пророчествует о том, как Он придет во второй раз судить мир. Христос использует здесь такие выражение и образы, которые невозможно применить ни к какому другому событию. Текст не позволяет нам предположить, что в этом отрывке говорится о взятии Иерусалима римлянами.

Во-первых, из этого отрывка мы узнаем, что второму пришествию Христа будут сопутствовать ужасные события. Наш Господь говорит, что “будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится; люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются, и тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке…”.

Это страшная картина. Трудно сказать, что конкретно означает каждый ее эпизод, но одно очевидно: во второе пришествие Христа произойдет все, что только может вызвать ужас в уме и сердце человека. Если Моисей, когда получал на горе Синай закон от Бога, был так напуган, что сказал: “Я в страхе и трепете”, то насколько ужаснее будет возвращение Христа в силе и славе?! Если видавшие виды римские солдаты “пришли в трепет и стали, как мертвые”, когда ангел отвалил камень и Христос воскрес, то насколько ужаснее будет возвращение Христа-Судьи?! Не удивительно, что св. Павел сказал: “…зная страх Господень, мы вразумляем людей…” (Евр. 12:21; Мтф. 28:4; 2 Кор. 5:11).

Пусть нераскаявшиеся люди трепещут, когда слышат о втором пришествии Христа. Что они будут делать, когда лишатся возможности заниматься своими земными делами, а все важное и ценное для них превратится в прах? Что они будут делать, когда все могилы откроются и труба созовет всех на суд? Что они будут делать, когда Иисус, Евангелием которого они так бездумно пренебрегали, появится на небесах и повергнет всех Своих врагов? Истинно, тогда “скажут они горам: “покройте нас”, и холмам: “падите на нас”” (Ос. 10:8). Если они до этого никогда не призывали имя Христа, то их зов о помощи будет пустым. Блажен же тот, кто в свое время укрылся от грядущего гнева, омывшись кровью Агнца!

Во-вторых, из этого отрывка мы узнаем, что все истинные христиане будут находиться в полной безопасности, когда наступит второе пришествие Христа. Мы читаем, что наш Господь сказал Своим ученикам: “Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше”.

Каким бы ужасным день второго пришествия ни был для нераскаявшихся грешников, настоящим верующим его нечего бояться. Наоборот, этот день христиане должны ожидать с радостью. Они должны напоминать себе, что день, когда они полностью избавятся от греха, мира, дьявола, болезней, печалей, смерти и искушений, уже близок. В тот день, когда необращенные потеряют все, верующие получат свою награду. В тот час, когда надежды людей, возлюбивших мир, погибнут, надежды верующих станут реальностью.

Служители Божии должны часто думать о втором пришествии Христа. Эта мысль поддержит их в испытаниях и гонениях. Христиане должны знать, что “еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит” (Евр. 10:37). Слова Исаии обязательно исполнятся: “Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле” (Ис. 25:8). Приобрести терпение в жизни просто: не ожидайте много от этого мира, но ожидайте “явления Господа нашего Иисуса Христа” (1 Кор. 1:7).

В-третьих, из этого отрывка мы узнаем, что, ожидая второго пришествия, необходимо наблюдать за признаками времени. Наш Господь преподает этот урок, рассказывая притчу: “Посмотрите на смоковницу и на все деревья: когда они уже распускаются, то, видя это, знаете сами, что уже близко лето. Так, и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко Царствие Божие”. Ученики в своем невежестве полагали, что царству Мессии будет предшествовать полный мир на земле. Но наш Господь говорит, что признаками Его второго пришествия будут войны, раздоры и бедствия.

Урок, содержащийся в этой притче, очень прост. Мы должны наблюдать за тем, что происходит в мире. Это не означает, что нужно заниматься политикой. Это значит, что нужно обращать внимание на политические события. Не нужно становиться пророками, нужно просто следить за признаками времени. И тогда мы будем всегда готовы к приходу дня Христова.

А есть ли признаки времени в наши дни? Происходит ли что-нибудь такое, что заслуживает особого внимания верующего? Без сомнения, да. Распад турецкой империи, пробуждение в Римско-католической церкви, все возрастающее желание протестантов проповедовать Евангелие язычникам, рост интереса к ситуации в Иудее, нестабильное положение правительств разных стран, появление и развитие изощренных форм неверия — все это признаки времени. Все они должны напомнить нам притчу Иисуса о смоковнице и заставить задуматься над словами: “Се, гряду скоро” (Откр. 22:7).

И наконец, из этого отрывка мы узнаем, что все предсказания нашего Господа о Его втором пришествии обязательно исполнятся. Христос говорит об этом, потому что предвидит неверие и скептицизм многих. Он знает, что люди часто склонны говорить: “Это невозможно! Так не бывает! Такого никогда не было, а значит, и не будет!” Господь хочет уберечь учеников от неверия, поэтому говорит: “…небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут”.

Нужно помнить об этом, особенно тогда, когда мы попадаем в компанию людей, которые смеются над неисполнившимися пророчествами. Но насмешки неверующих не должны поколебать нашу веру. Если Бог сказал, что так будет, значит, так будет. Нас не должно заботить, что обещанное Богом кажется невероятным. То, что Христос опять придет в силе судить мир и царствовать, не намного невероятнее того, что Он пришел в мир, для того чтобы пострадать и умереть. Если Он приходил один раз, Он может прийти и во второй. Если Он приходил для того, чтобы быть распятым на кресте, тем более Он придет во славе с венцом. Он сказал, что так будет, значит, так будет. Его слова не прейдут.

Давайте твердо верить в то, что второе пришествие Христа — это одна из основополагающих истин христианства. Верьте, что Христос пострадал на Голгофе. Но кроме этого, верьте еще и в то, что Христос снова придет судить землю.

Примечания Лк. 21:25-33

Пророчество этого отрывка описывает много событий. В нем говорится и о последних днях мира, и о втором пришествии Иисуса Христа в образе человека, и об обстоятельствах, которые будут сопутствовать этому пришествию, и об обязанностях, которые налагает на христиан знание о нем.

Комментаторы спорят между собой по поводу того, как нужно толковать эти слова: буквально или фигурально. Несомненно, в аллегорических пророчествах море — это символ народов, а небесные тела — символ правителей этих народов (см. Быт. 37:9; Иез. 32:8; Иоил. 2:10, 30; Откр. 17:15). Но все же нужно помнить, что пророчество этого отрывка не аллегорическое. Оно ясно и четко предсказывает, что произойдет. В нем нет туманных выражений. Поэтому вполне вероятно, что во время второго пришествия Христа оно исполнится буквально. Когда Бог давал закон на Синае и когда Христос умирал на кресте, законы природы были нарушены. Может быть, то же самое произойдет и тогда, когда Христос вернется судить мир.

Это греческое слово встречается в Новом Завете только здесь. Буквально оно означает “ослабевать”. Шлеснер говорит, что в данном контексте оно означает “испугаться до полусмерти”.

Это слово описывает состояние, в котором будет пребывать мир, когда увидит первые признаки пришествия нашего Господа. Однако мир не сможет и не захочет понять, что они означают.

Примечание, сделанное к 25-му стиху, относится и к этому выражению. Думаю, что лучше толковать его буквально.

Эти слова описывают буквальное пришествие того же самого Иисуса Христа, который вознесся в облаке перед глазами учеников на Елеонской горе (Деян. 1:9-12).

На это выражение стоит обратить внимание. Оно означает, что, хотя пришествие Христа произойдет внезапно, ему все же будут предшествовать знамения, которые думающий христианин сможет заметить, несмотря на то, что они будут сокрыты от мира.

Слово “избавление” здесь используется в том же значении, что и в Рим. 8:23; Еф. 1:14; 4:30. Оно означает полное избавление верующего, которое произойдет тогда, когда его воскресшее тело навсегда соединится с душой. Верующие уже избавлены от вины и власти греха. Но от последствий греха они не избавятся до тех пор, пока не придет Христос и не призовет в последний день всех Своих из могил.

Возможно, произнося эти слова, наш Господь имел в виду иудейскую церковь. Бесплодная смоковница, проклятая за свое бесплодие, — это символ иудейской церкви. Вероятно, наш Господь думал об этом, тем более что бесплодную смоковницу Он проклял на той же неделе, когда произнес и это пророчество. См. также Песн. П. 2:11-13.

Вполне возможно, что эту фразу наш Господь сказал для того, чтобы показать ученикам их неправильное представление о царствии Божьем. Они полагали, что оно будет установлено раз и навсегда, а их Господин станет Царем. Но Господь учит их, что его царствие будет близко только тогда, когда придут страшные войны и бедствия.

Комментаторы высказывают совершенно различные точки зрения по поводу того, что означают эти слова.

Одни думают, что род — это всего лишь поколение людей, которое жило во время земной жизни Христа. Этого взгляда придерживаются многие современные протестантские комментаторы, но мне он кажется ошибочным. Во-первых, прошло почти сорок лет, прежде чем это пророчество частично исполнилось при разрушении Иерусалима. Во-вторых, нельзя утверждать, что разрушение Иерусалима — это основная тема пророчества, которое мы сейчас разбираем. Приход Сына Человеческого это совсем не то же самое, что взятие города.

Другие полагают, что род — это небеса и земля (как в последующих стихах), т. е. все творение. Так думал Мальдонат.

Третьи считают, что род — это все человечество. Так думали Иероним и Баррадий.

Четвертые думают, что род — это существующий порядок вещей или эпоха и что наш Господь хотел показать, что эта эпоха — последняя. Св. Иоанн назвал эту эпоху “последнее время” (1 Ин. 2:18).

Пятые думают, что греческое слово “род” следует перевести как “тот же род”, и это значит, что поколение, которое увидит признаки пришествия Христа, увидит и само пришествие. Но такой перевод мне кажется неверным.

Шестые думают, что род — это верные Христу ученики. При таком понимании это выражение означает, что верующие люди будут на земле всегда, даже в период ужасных бедствий последнего времени. Избранные не погибнут. Так считали отцы Церкви: Ориген, Златоуст, Евтимий и Феофилакт.

Существует и другая точка зрения, которая кажется мне самой здравой. Согласно ее “род сей” — это иудейский народ. Господь уже говорил о Своем народе в этом пророчестве, предсказав его пленение и рассеяние. Скорее всего, ученики задумались о том, как же сопоставить пророчества Господа с многочисленными обещаниями Ветхого Завета того, что Израиль обретет славу. Христос решает это затруднение, предсказывая, что иудейский народ как народ не исчезнет. Он будет изгнан из своей земли, но существовать не перестанет. Некоторое время он будет находиться в рассеянии, но потом будет собран, и все пророчества исполнятся.

Конечно, правильность этой точки зрения зависит от того, можно ли греческое слово, обозначающее “род”, понимать как “народ”. Я считаю, что можно, поскольку во многих местах Нового Завета это греческое слово обозначает именно “народ”. Например, Мтф. 11:16; 12:39; 23:36; Лк. 11:50, 51; Деян. 2:40; Фил. 2:15.

Кроме того, правильность этой точки зрения доказывает и тот факт, что евреи, как отдельный народ, существуют и по сей день.

Это выражение дает твердую уверенность в том, что пророчества Христа обязательно исполнятся. Небеса свернутся, как свиток, когда наш Господь придет во второй раз. Но слово Его — вечно, ничто не может помешать ему исполниться.

 Евангелие от Луки 21:34-38

34 Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно,
35 ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному;
36 итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого.
37 Днем Он учил в храме, а ночи, выходя, проводил на горе, называемой Елеонскою.
38 И весь народ с утра приходил к Нему в храм слушать Его.

В этих стихах содержится заключительная часть пророчества нашего Господа Иисуса Христа. Из нее можно извлечь множество практических уроков, и этот факт опровергает утверждения некоторых, которые говорят, что изучать неисполнившиеся пророчества — бесполезно. Трудно найти в Писании отрывок, где бы содержались такие практические истины.

Во-первых, из этого отрывка мы узнаем, что даже самым святым верующим может угрожать духовная опасность. Наш Господь говорит Своим ученикам: “Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно”.

Эти слова пугают. Господь обращается с ними не к плотски мыслящим фарисеям, не к саддукеям-скептикам и не к иродианам, возлюбившим мир. Он обращается с ними к Петру, Иакову, Иоанну и всем остальным апостолам. Христос обращается с ними к людям, которые отдали все ради Христа, доказав реальность своей веры послушанием и преданностью своему Господину. Господь предупреждает своих учеников о том, что и они могут поддаться греху обжорства, пьянства и любви к миру. Именно им Христос говорит: “Смотрите же за собою”.

Эти слова Иисуса Христа должны научить нас смирению. Нет такого великого греха, который бы не мог совершить великий святой. Нет такого великого святого, который бы не мог совершить великого греха. Ной избежал нечистоты мира до потопа, но после него поддался пьянству. Авраам был отцом все верующих, но из-за неверия назвал Сарру своей сестрой. Лот не участвовал в делах развращенного Содома, но тем не менее не удержался от отвратительного греха в горе. Моисей был самым кротким человеком на земле, но и он однажды потерял над собой контроль и кричал в гневе. Давид был человеком по сердцу Божьему, но и он совершил прелюбодеяние. Эти примеры должны многому научить нас. Они доказывают, что слова нашего Господа, записанные в этом отрывке, исполнены мудрости. Они учат нас “облекаться в смирение”. “…Кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть” (1 Пет. 5:5; 1 Кор. 10:12).

Эти слова Иисуса Христа должны еще раз напомнить нам, как важно не давать мирской суете овладеть собой. Иисус ставит житейские заботы в один ряд с обжорством и пьянством. Не только излишества в пище и питье могут повредить душе. Чрезмерная забота о второстепенных вещах также вредна для нашего духовного благосостояния и благополучия нашего внутреннего человека. Никогда, никогда не забывайте, что можно потерпеть духовное крушение, делая законное. Духовно погибнуть может не только тот, кто совершает открытый грех. Блажен тот, кто научился жить свободно от этого мира и кто верит, что если искать прежде царствия Божьего, то все остальное приложится ему (Мтф. 6:33)!

Во-вторых, из этого отрывка мы узнаем, что наш Господь придет совершенно внезапно. Мы читаем, что день Его пришествия, “как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному”. Как сеть мгновенно падает на животное, как молния внезапно сверкает на небе перед тем, как грянет гром, как вор нежданно появляется ночью в доме, так внезапно и нежданно придет Сын Человеческий во второй раз.

Бог намеренно сокрыл от нас точную дату второго пришествия Христа. “О дне же том, или часе, никто не знает”. Писание говорит ясно, что, когда бы второе пришествие ни произошло, оно произойдет внезапно. Мир будет заниматься своими обычными делами. Как и в Содоме, как и до потопа, люди будут есть, пить, жениться, выходить замуж. Даже не все истинно верующие будут ожидать этого дня. Но в мгновение ока все изменится, привычная жизнь прервется. Тогда появится Царь царей. Мертвые воскреснут. Неверие исчезнет. Огромное множество людей познает истину, но, к сожалению, слишком поздно. Мир со всеми своими мелкими заботами погибнет. Начнется вечность ужасной реальности. И все это произойдет мгновенно и совершенно внезапно, “как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному”.

Каждый верующий должен быть готов к встрече со Христом. Евангелие не призывает нас оставить все земные заботы и отказаться от своих обязанностей. Оно не заставляет нас удалиться в монастырь. Нет, оно призывает нас ожидать возвращения Господа. Постоянно раскаиваться перед Богом, веря в Господа Иисуса Христа и стремясь к святости, — вот что значит быть готовым к приходу Христа. Христианин, который делает так, всегда готов к встрече с Господом.

И наконец, из этих стихов мы узнаем, что знание о втором пришествии Христа налагает на верующих особые обязанности. Наш Господь делит их на две категории, называя первую “бодрствование”, а вторую — “молитва”. “Бодрствуйте на всякое время, — говорит Он, — и молитесь”.

Мы должны бодрствовать и быть на стороже, как будто мы находимся во вражеской стране. Мы должны помнить, что зло всегда окружает нас, оно всегда рядом. Мы не должны забывать, что наше сердце — ненадежно, мир постоянно пытается заманить нас в ловушку, а дьявол навредить. Поэтому надо облечься во всеоружие Божье, чтобы духовно не уснуть. “Итак, не будем спать, как и прочие, — говорит св. Павел, — но будем бодрствовать и трезвиться” (1 Фес. 5:6).

Мы должны молиться. У нас должна быть привычка молиться. Нужно каждый день разговаривать с Богом о нашей душе. Мы должны молиться о том, чтобы Бог помог нам свергнуть с себя всякое бремя и отказаться от всего того, что мешает нам быть готовым к встрече с Господом. Мы должны следить за своей молитвенной жизнью с благочестивой ревностью, остерегаясь молиться слишком кратко или в спешке.

Заканчивая изучение этого отрывка, примите для себя решение делать с Божьей помощью то, о чем мы только что читали. Если вы верите, что Христос придет опять, готовьтесь к встрече с Ним. “Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете” (Ин. 13:17).

Примечания Лк. 21:34-38

Обратите внимание, что оба этих греческих слова встречаются в Новом Завете только здесь.

В этом стихе вообще используется много интересных слов. Если христианин хочет быть готовым к встрече со Христом, он должен следить за своим “сердцем”, которое можно в любой момент “отяготить”. Даже самые хорошие люди могут упиваться и объедаться. Тот факт, что католики относятся к посту суеверно, не означает, что протестанты вовсе не должны поститься. “Заботы житейские” могут точно так же повредить душе, как и открытый грех. Поэтому мы должны постоянно бодрствовать. По словам Мэтью Генри, мы находимся в опасности, если мы беспечны.

Если перевести эту греческую фразу буквально, то она будет звучать еще более удивительно: “бодрствуйте, всегда молясь”.

Вполне вероятно, что некоторые верующие из-за своей лености и неверности будут подвергнуты испытаниям последних дней. Отдельные новозаветные выражения дают понять, что в день появления Христа не все христиане с одинаковым дерзновением предстанут пред Господом. Св. Петр говорит о “свободном входе” (2 Пет. 1:11), а св. Павел пишет, что некоторые спасутся как из огня (1 Кор. 3:15).

Обратите внимание, что, после того как Христос прилюдно вошел в Иерусалим, Он не скрывался от Своих врагов и делал все у них на глазах. Иисус знал, что Его время уже пришло.

Это же греческое слово используется и в Мтф. 21:17. Мэйджор говорит, что выражение “ночи… проводил на горе, называемой Елеонскою” означает, что Господь по ночам был в Вифании, потому что этот город находился на Елеонской горе. Это вполне может быть, особенно если сравнить этот отрывок с вышеупомянутым отрывком из Евангелия от Матфея. Совсем не обязательно, что наш Господь проводил ночи под открытым небом.