Часть 1

Глава 1

 Евангелие от Луки 1:1-4

1 Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях,
2 как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова,
3 то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил,
4 чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен.

В Евангелии от св. Луки, которое мы с вами начинаем изучать, содержится много ценных сведений, которых нет в трех других евангелиях. Это, например, история о Захарии и Елисавете, рассказ о том, как ангел явился деве Марии, и, если говорить в общем, все то, что записано в первых двух главах. В Евангелии от св. Луки мы найдем и повествование об обращении Закхея, и о покаянии разбойника, и о путешествии в Эммаус, и известные притчи о фарисее и мытаре, богаче и Лазаре, блудном сыне. Эти истории и притчи рождают в сердце христианина искреннюю благодарность, которой мы обязаны Евангелию от св. Луки.

Предисловие, которое мы только что прочитали, является особенностью этого евангелия и содержит в себе много полезного.

Во-первых,Лука кратко описывает, что из себя представляет его евангелие. Он называет его “повествованием о совершенно известных между нами событиях”, то есть записанными фактами об Иисусе Христе.

Христианство — религия, построенная на фактах. Не забывайте об этом. Человечество впервые познакомилось с ним именно через факты. Первые проповедники исходили мир вдоль и поперек, провозглашая не детально разработанную, не выдуманную систему трудных для понимания учений и принципов, а ясные факты с глубоким смыслом. Ученики Христа проповедовали обремененному грехом миру, что Сын Божий сошел на землю, жил среди нас, умер за нас и воскрес. Евангелие в том виде, как оно появилось, было намного проще, чем многие это сегодня представляют. Евангелие было историей Христа, не больше и не меньше.

Давайте упростим нашу собственную религию. Пусть Христос будет центром нашей системы, пусть главным нашим желанием будет желание жить по вере в Него, познавая Его все больше и больше. Именно такое христианство проповедовал апостол Павел: “…для меня жизнь — Христос…” (Фил. 1:21).

Во-вторых, св. Лука показывает истинное положение апостолов в первой церкви. Он называет их “очевидцами и служителями Слова”.

Эти слова весьма поучительны. Здесь нет и намека на высокомерие, которое так часто прокрадывается в Церковь. Св. Лука не наделяет апостолов льстивыми титулами. Он с неодобрением относится к тем, кто говорит об апостолах с идолопоклонническим благоговением из-за их служения и близости к нашему Господу.

Лука называет апостолов очевидцами: они рассказывали людям, что видели своими глазами и слышали своими ушами (1 Ин. 1:1). Он называет их “служителями Слова”, служителями слова Евангелия. Апостолы были людьми, считавшими за великую честь нести этому грешному миру, подобно глашатаям, весть о Божьей любви и о кресте.

Как было бы хорошо, если бы христиане не требовали для себя больше почета, чем у апостолов. Печально, что наделенные властью служители превозносят свое служение выше апостольского. Не менее печально, что люди постоянно содействуют этому злу своей ленью, поддаваясь требованиям священников и удовлетворяясь псевдорелигией. Виноваты и те и другие. Давайте помнить об этом, чтобы быть настороже.

В-третьих, св. Лука говорит, что он подготовился к написанию этого евангелия. Он говорит, что провел “тщательное исследование всего сначала”.

Не надо напрасно тратить время, выясняя, где св. Лука брал сведения, которые потом записал в евангелии. Вряд ли он сам видел, как наш Господь совершал чудеса, или слышал, как Он учил. Утверждение, что об этом ему рассказала дева Мария или кто-то из апостолов, — не более, чем предположение. Нам достаточно знать, что все написанное св. Лукой — богодухновенно. Конечно, он не гнушался обычными способами получения информации. Но Святой Дух руководил им, как и другими апостолами, при выборе материала. Дух Божий подсказывал Луке мысли, форму, предложения и даже слова. И в конце концов св. Лука написал то, что мы сейчас читаем не как “слово человеческое”, а как “слово Божие” (1 Фес. 2:13).

Давайте будем твердо держаться учения о богодухновенности каждого слова в Библии. Даже не допускайте мысли о том, что кто-нибудь из авторов Ветхого или Нового Завета мог сделать хотя бы мельчайшую ошибку: он был движим Духом Святым (2 Пет. 1:21). Это основополагающий принцип. Когда вы читаете Библию и не можете понять какой-нибудь отрывок или сопоставить его с другими, вините в том себя, а не Священное Писание. Последовав этому принципу, вы утвердитесь на скале, а отказавшись от него, окажетесь на зыбком песке, ввергнув себя в бесконечность неуверенности и сомнений.

И наконец, св. Лука сообщает нам о той главной цели, которую он преследовал при написании евангелия. Она состояла в том, чтобы Феофил “узнал твердое основание учения, в котором был наставлен”.

Эти слова не станут поддержкой для того, кто полагается на неписанные традиции или голос Церкви. Св. Лука знает, что память человека слаба. Если история хранится только в устной форме, она очень скоро изменяет свое содержание из-за различных дополнений и переделываний. Что же делать в таком случае? Записывать.

Эти слова не станут также поддержки и для того, кто противостоит распространению знания о вере и представляет незнание “матерью набожности”. Св. Лука не хочет, чтобы его друг сомневался относительно своей веры. Он хочет, чтобы Феофил “узнал твердое основание учения, в котором был наставлен”.

Давайте закончим изучение этого отрывка с благодарностью Богу за Библию. Благодарите Бога каждый день за то, что ваша вера не зависит от человеческих традиций и ошибок служителей. У нас есть книга, которая может “умудрить… во спасение верою во Христа Иисуса” (2 Тим. 3:15).

Давайте приступим к Евангелию от св. Луки с искренним желанием узнать истину об Иисусе Христе и с твердым решением сделать все возможное, чтобы распространить знание этой истины по всему миру.

Примечания Лк. 1:1-4

У нас не много сведений о Луке. Некоторые полагают, что он был одним из семидесяти учеников, посланных Господом вдобавок к двенадцати (Лк. 10:1). С большой долей уверенности можно говорить о том, что он был спутником Павла в его путешествиях и что он был врачом (Кол. 4:14). По мнению некоторых, его манера описывать чудеса исцеления, совершенные Господом, доказывает его принадлежность к этой профессии, а то, что он путешествовал с Павлом видно из того, как он описывает славу Божью и любовь Христа к грешникам. Практически все согласны с тем, что Евангелие св. Луки было написано в большей мере для язычников, чем для иудеев. Ориген, Иероним, Златоуст, Амвросий и другие полагали, что св. Павел имеет в виду Луку и его евангелие в словах “брат, во всех церквах похваляемый за благовествование” (2 Кор. 8:18), что, однако, сомнительно.

Мы не знаем, кто были эти “многие”. Также мы не можем утверждать, что у них были добрые намерения. Вероятно, св. Лука имеет в виду, что они писали безо всякого на то божественного призвания или вдохновения. Безусловно, он не говорит здесь о Матфее и Марке. Амвросий замечает: “Ни Матфей, ни Марк, ни Иоанн, ни Лука не только начали. Поскольку Святой Дух в изобилии предоставлял им слова и материалы, они закончили начатое без труда”.

Это же греческое слово использовано при описании Авраама (Рим. 4:12: “вполне уверен”) и проповеди Евангелия (2 Тим. 4:17: “утвердилось”). Феофилакт определяет его значение как “полностью доказанное множеством доказательств”.

Некоторые считают, что здесь имеется в виду Господь Иисус Христос, “Слово”, которое “стало плотью” (Ин. 1:14). Но более вероятно, что Лука Словом называет записанное Слово, Слово Евангелия. Не совсем ясно, использовал ли “Слово” по отношению к Иисусу Христу какой-нибудь другой автор Нового Завета, кроме Иоанна.

Греческое слово, использованное здесь, буквально значит “свыше”. Оно же встречается в Ин. 3:31; 19:11; Иак. 1:17; 3:15; 3:17. Гомар и Лайтфут полагают, что в данном случае это слово также имеет значение “свыше”. Истолкованное таким образом, оно указывает на богодухновенность Евангелия от Луки. Итак, это выражение означает “…по тщательном исследовании всего и при вдохновении свыше…”. Большинство же комментаторов соглашаются с существующим переводом. Авторы Библии обычно не говорят о богодухновенности своих произведений. То же слово в Деян. 26:5 означает “издавна” или “сначала”.

Это выражение не означает, что Лука в большей мере, чем другие евангелисты, стремился выстроить хронологию событий. Здесь он имеет в виду, что собирается сгруппировать материал по особым признакам и расположить основные факты, которые Дух Святой вдохновил его записать, в определенном порядке. Уотсон замечает: “Лука еще меньше Матфея и Марка обращает внимания на хронологический порядок, он скорее классифицирует события, чем выстраивает их хронологию. Метод такой компоновки исторических фактов не был чем-то особенным для античных авторов”. Кларк приводит в пример труд Светония о жизни Августа. Кэмпбел говорит, что слово “по порядку” “не обязательно относится ко времени. Скорее Лука подразумевает, что будет писать ясно и подробно, а не запутанно и общо”.

Никаких точных сведений о нем у нас нет. Большинство комментаторов полагает, что он был христианином из язычников и занимал высокое общественное положение. Именно ему по каким-то причинам, неизвестным для нас, но, несомненно, веским адресовал свое евангелие Лука. Слово “достопочтенный” скорее всего указывает, что он не был простым человеком. Это же слово употребляет Павел по отношению к Феликсу и Фесту (Деян. 24:3; 26:5).

Это же слово встречается в Деян. 5:23 и 1 Фес. 5:3, и переведено там как “предосторожность” и “безопасность”.

 Евангелие от Луки 1:5-12

5 Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета.
6 Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно.
7 У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных.
8 Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом,
9 по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения,
10 а все множество народа молилось вне во время каждения, —
11 тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного.
Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него.

Евангелие от Луки начинается с описания внезапного появления ангела иудейскому священнику по имени Захария. Ангел объявляет, что вскоре у Захарии с помощью божественного вмешательства родится сын, который будет предтечей, предшественником, долгожданного Мессии. В Слове Божьем было ясно сказано, что кто-то упредит приход Мессии, чтобы приготовить Ему путь (Мал. 3:1). Мудрость Божья распорядилась так, чтобы этот предшественник родился в семье священника.

Сегодня мы вряд ли можем представить, какое огромное значение в то время имело появление ангела. Для набожного иудея известие об этом — великая радость. Кроме того, это был первый случай общения Бога с Израилем со времен Малахии. Молчание, длившееся 400 лет, наконец-то было нарушено. Верующему израильтянину это событие говорило о том, что пророческие седьмины Даниила совершились (Дан. 9:25), что великое обещание Божье будет исполнено и “семя”, в котором благословятся все народы земли, вскоре появится (Быт. 22:18). Мы должны вообразить себя на месте Захарии, чтобы оценить по достоинству эти стихи.

Во-первых, посмотрите, какая высокая оценка дается жизни Захарии и Елисаветы. Лука пишет, что они вдвоем были праведны перед Богом, “поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно”.

Не важно, как мы будем понимать эту “праведность”: то ли как то, что вменяется всем верующим для их оправдания, то ли как то, что Святой Дух производит внутри верующих для их освящения. Эти два рода праведности нельзя разъединить. Не бывает оправдания без освящения, не бывает освящения без оправдания. Для нас достаточно знать, что и Захария, и Елисавета обладали благодатью в то время, когда она встречалась очень редко, и исполняли все обременительные уставы церемониального закона с благоговением, в то время когда большинство израильтян соблюдало их лишь формально.

Для нас важен тот пример, который эта святая чета подает христианам. Давайте все мы будем стараться служить Богу с верой, жить в соответствии с тем, что нам открыто, как делали это они. Давайте не будем забывать ясных слов Писания: “Кто делает правду, тот праведен” (1 Ин. 3:7). Счастье обитает в тех семьях, где и муж, и жена “праведны” и имеют чистую совесть перед Богом и людьми (Деян. 24:16).

Во-вторых, посмотрите, какое тяжелое испытание Богу было угодно послать Захарии и Елисавете. Лука говорит, что у них не было детей. Глубинное значение этих слов современный христианин вряд ли поймет. Для иудеев в то время это было большим несчастьем. Бездетность считалась печалью самой горькой (1 Цар. 1:10).

Благодать Божья никого не освобождает от проблем. Этой семье выпало на долю тяжелое испытание, несмотря на их праведность. Давайте помнить об этом. Если мы служим Христу, пусть испытания не удивляют нас. Будем верить, что рука совершенной мудрости определяет нашу судьбу и что наказание Божье делает нас причастниками Его святости (Евр. 12:10). Если страдания приближают нас к Христу, Библии и молитве, они становятся благословением. Может быть, сейчас мы так не думаем, но наше отношение обязательно изменится, когда мы проснемся в другом мире.

В-третьих, давайте обратим внимание на то, каким образом Бог объявил о приближающемся рождении Иоанна Крестителя. Лука говорит, что ангел Господень явился Захарии.

Служение ангелов, вне всякого сомнения, — тема очень сложная. Никогда о них не упоминали так часто, как во время описания земного служения Христа. Никогда они не появлялись так часто, как незадолго до воплощения Господа. Понятно, почему так происходило. Необходимо было показать Церкви, что Мессия — не ангел, а Господин и ангелов, и людей. Ангелы объявили о Его пришествии, ангелы возвестили о Его рождении, ангелы радовались Его появлению. Это значит, что Тот, кто пришел умереть за грешников, не был одним из ангелов. Он был намного выше их: Он Царь царей, Господь господствующих.

Размышляя об ангелах мы никогда не должны забывать о том, что им не было безразлично служение Христа. Они не смотрели равнодушно на то спасение, которое Он совершил. Ангелы пели песни небесной хвалы, когда Сын Божий спустился на землю, чтобы Своей кровью примирить Бога и человека. Ангелы всегда радуются, когда грешники каются и, рождаясь свыше, становятся детьми Отца Небесного. Они с наслаждением служат наследникам спасения. Постараемся же походить на ангелов в земной жизни: думать так же, как они, и радоваться вместе с ними. Только так можно настроиться на мелодию небес, ведь о тех, кто достигнет небес, написано, что они будут “как ангелы” (Мр. 12:25).

Наконец, посмотрите, какое впечатление произвело на Захарию появление ангела. Лука написал, что он “смутился, и страх напал на него”.

Этот праведный человек пережил в точности то же, что испытывали другие святые в подобных обстоятельствах: Моисей у горящего куста, Даниил у реки Тигр, женщина у гробницы и Иоанн на остове Патмос. Столкнувшись с принадлежащим иному миру, они пришли в трепет и испугались. Захария пережил то же самое.

Как же мы должны относиться к этому страху? На этот вопрос есть только один ответ, который вытекает из нашего внутреннего чувства вины и нечестия. Встреча с обитателем небес напоминает нам о нашем несовершенстве, о том, что мы недостойны предстать перед Богом. И если ангелы так страшны для нас, то что будет при встрече с их Господином?

Воздадим же Богу хвалу за могущественного Посредника между Богом и человеком, за человека Иисуса Христа. Вера в Него позволяет нам смело приблизиться к Богу и ждать суда без страха. Когда могущественные ангелы выйдут собрать всех избранных Божьих, у последних не будет причин для страха: ангелы — их верные слуги и друзья (Откр. 22:9).

Страх должен возникать у нас при мысли об участи грешников, которая ожидает их в последний день. Если даже праведные пугаются при внезапном появлении духов, дружественно настроенных по отношению к ним, где же окажутся нечестивцы, когда ангелы придут собрать их, чтобы сжечь, как сжигают плевелы? Страх святых безоснователен и длится недолго. Страх же потерянных будет вполне обоснован и не исчезнет никогда.

Примечания Лк. 1:5-12

Сыны Аарона были разделены на 24 чреды, или группы, каждая из которых отвечала за определенный период служения в храме. Очередь Авия была восьмой (1 Пар. 24:10). Епископ Холл отмечает: “Сменяющие друг друга периоды служения, установленного законом, проводятся таким образом, что служба никогда не прекращается… Но от этого евреи не стали лучше, потеряв урим и тумим, искренность учения и поведения! Они служили Богу даже в то время, когда распинали Христа! Только преемственность в истине и святости созидает и оправдывает Церковь”.

Уотсон замечает: “…все же она была двоюродной сестрой Марии, которая была из колена Иудина. Это означает, что кто-то из ее (Елисаветы) предков вступил в брак с человеком из другого колена. Священники могли брать себе жен из любого израильского колена; закон, ограничивающий наследниц в праве выходить замуж за представителя не своего колена, не распространялся на других дочерей и на левитов, которые не владели землей”.

Это же греческое слово использовалось в Септуагинте. Мы переводим его как “законы”. См. Исх. 21:1; 24:3.

Лайтфут об этом отрывке пишет так: “Когда священник входил в святое святых для каждения, звон маленького колокольчика указывал всем, находившимся снаружи, что время молитвы наступило”.

Епископ Холл пишет: “Присутствие ангелов не диковинка, удивительно, когда они являются. Так происходит для того, чтобы мы с должным благоговением могли принять их весть, которую они приносят нам, когда становятся видимыми”.

 Евангелие от Луки 1:13-17

13 Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн;
14 и будет тебе радость и веселие, и многиео рождении его возрадуются,
15 ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей;
16 и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их;
и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердцаотцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный.

В этих стихах записаны слова ангела, который явился Захарии. В них содержится духовное наставление с глубоким смыслом.

Во-первых, из этого отрывка видно, что, если ответ на молитву не получен сразу, это не значит, что она вовсе отвергнута. Без сомнения, Захария не раз просил в молитве благословить его детьми и, судя по всему, молился тщетно. Возможно, в своем преклонном возрасте он уже давно не обращался с этой просьбой к Богу и потерял всякую надежду стать отцом. Но все же первые слова ангела показывают, что прошлые молитвы Захарии не были забыты: “…услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына…”

Мы обязательно должны помнить об этом, когда склоняемся на колени для молитвы. Надо остерегаться поспешных выводов, нельзя думать, что наша мольба бесполезна, особенно если просим о нужде ближнего. Не наше дело определять время или способ ответа на молитву. Тот, кто лучше всех знает, когда человеку надобно родиться, также лучше знает, когда он должен родиться свыше. Лучше быть постоянным в молитве, бодрствовать и не унывать. “Задержка ответа, — говорит древний богослов, — не должна подрывать нашу веру. Бог может даровать нам что-то задолго до того, как мы об этом узнаем”.

Во-вторых, мы видим, что дети, обладающие благодатью Божьей, приносят истинную радость. Отцу, чей ребенок вскоре будет исполнен Святого Духа, ангел сказал: “И будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются”.

Больше всего на свете мы должны желать для своих детей благодати Божьей. Обладать ей в тысячу раз лучше, чем быть красивым, богатым, уважаемым, купаться в роскоши или иметь связи. Пока у детей нет благодати, мы не знаем, что они могут натворить. Они могут заставить нас возненавидеть жизнь и свести нас в могилу раньше времени. Наши дети будут обеспечены для вечности не раньше, чем они обратятся. “Сын мудрый радует отца” (Прит. 10:1). Если мы заботимся о своих детях, то прежде всего должны позаботиться о том, чтобы их имена были записаны в книге жизни.

В-третьих, мы видим, что такое истинное величие. О нем говорит ангел, предрекая Захарии, что его сын “будет велик перед Господом”.

Среди людей бытует неверное представление о величии. Цари и монархи, завоеватели и главнокомандующие, государственные чиновники и философы, артисты и писатели — все эти люди в мире называются великими. Но ангелы Божьи не признают такого величия. С их точки зрения, велик только тот, кто делает великое для Бога, и незначителен тот, чей труд незначителен в глазах Бога. Ангелы оценивают каждого человека по тому положению, которое он будет занимать в последний день.

Не стыдитесь брать с ангелов пример в этом вопросе. Стремитесь, чтобы и вы сами, и ваши дети обладали истинным величием, которое получит признание и останется при нас в ином мире. И этого величия могут достичь все: богатые и бедные, слуги и господа. Оно не зависит от власти или покровительства, от денег или друзей. Оно — дар Божий каждому, кто ищет величия в Иисусе Христе. Оно — удел каждого, кто слышит голос Христа и следует за Ним, кто сражается в битве за Христа и кто продолжает служение Христа в мире. Такие люди могут не иметь уважения в этом мире, но велика будет их награда на небесах.

В-четвертых, из этого отрывка становится ясно, что дети не могут быть слишком юными, чтобы обрести благодать Божью. Ангел сказал Захарии, что его сын “Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей”.

Величайшее заблуждение полагать, что дети из-за своего малолетства не могут подвергнуться воздействию Святого Духа. Конечно, то, как Он действует на сердце ребенка, — непостижимая тайна. Но точно также непостижимо Его воздействие на всех сынов человеческих. Берегитесь ограничивать Бога в силе и сострадательности. Наш Бог — Бог милости. С ним нет ничего невозможного.

Давайте помнить об этом, когда рассуждаем о крещении новорожденных. Возражение, что детей крестить нельзя, потому что они не могут покаяться и уверовать, неубедительно. Если дети могут быть исполнены Святого Духа, они не могут быть недостойными принятия в члены видимой церкви. Но особенно важно помнить об этом при воспитании детей. Мы должны помнить, что и они несут ответственность перед Богом. Никогда не позволяйте себе даже подумать о том, что дети слишком малы, чтобы верить. Конечно, необходимо быть разумными в своих ожиданиях. Не надо искать у детей проявлений благодати, несвойственных их возрасту и возможностям. Но нельзя забывать, что их сердце не мало для греха, точно так же как они не малы, чтобы быть наполненными благодатью Божьей.

Наконец, из этих слов мы многое узнаем о по-настоящему великом и благословенном служителе Божьем. Ангел, описывая Иоанна Крестителя, рисует великолепную картину. Иоанн обратит сердца людей от неведения к знанию, от беспечности к глубокомыслию, от греха к Богу. Он “предъидет” перед Господом и станет посланником и вестником Иисуса Христа. Иоанн представит Господу народ приготовленный и постарается отделить от мира тех верующих, которые готовы будут встретить Господа в момент Его появления.

Молите о таких служителях денно и нощно. Они — истинные столпы Церкви, истинная соль земли, истинный свет миру. Благословенна та церковь и тот народ, где есть много таких людей. Без них ни учение, ни пожертвования, ни великолепные здания — ничто не сохранит в церкви жизнь. Только люди, исполненные Духом Святым, могут спасать души, творить добро и прославлять Христа.

Примечания Лк. 1:13-17

Слово “Иоанн” значит “благодать, дар или милость Господня”.

Эта фраза указывает на то, что Иоанн Креститель был назареем, то есть человеком, который был отделен для Господа специальным обетом. См. Числ. 6:3.

Относительно этого выражения Феофилакт замечает, что “как Илия — предтеча второго пришествия Христа, так Иоанн — предтеча первого”. Обратите внимание на то, что Гавриил не говорит, что Иоанн и Илия — одно лицо, он провозглашает, что Иоанн придет в “духе и силе Илии”. Настоящее пришествие Илии во исполнение пророчества Малахии, вероятно, ждет нас в будущем.

Это достаточно туманное и труднообъяснимое выражение, сбивающее с толку комментаторов. Наиболее вероятное объяснение предлагает Де Дье. Он полагает, что Иоанн Креститель “возвратит сердца и отцов, и детей”, то есть людей всех возрастов. Свое мнение он подкрепляет отрывком Исх. 12:8 в варианте Септуагинты. Монтан, Ватабль, Барадий, Хаммонд и Уотсон считали также. Бенгель в поддержку этого взгляда приводит цитату из Быт. 32:11 в варианте Септуагинты.

 Евангелие от Луки 1:18-25

18 И сказал Захария Ангелу: по чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных.
19 Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие;
20 и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время.
21 Между тем народ ожидал Захарию и дивился, что он медлит в храме.
22 Он же, выйдя, не мог говорить к ним; и они поняли, что он видел видение в храме; и он объяснялся с ними знаками, и оставался нем.
23 А когда окончились дни службы его, возвратился в дом свой.
24 После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила:
так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми.

В этом отрывке мы видим, как неверие овладевает хорошим человеком. Даже такому праведному и благочестивому человеку, как Захария, весть ангела показалась невероятной. Он не мог поверить, что такой старик, как он, будет иметь сына. “По чему я узнаю это? — спрашивает он, — ибо я стар, и жена моя в летах преклонных”.

У знающего иудея, подобного Захарии, не должно было возникнуть такого вопроса. Конечно же, он знал ветхозаветные писания, и поэтому он должен был помнить о чудесном рождении Исаака, Самсона, Самуила. Он должен был помнить: то, что Бог сделал однажды, Он может сделать еще раз, так как для Него нет ничего невозможного. Но Захария об этом забыл. Ему хотелось получить доказательства словам Ангела. Часто в религиозных вопросах вера ослабевает именно тогда, когда верх берет разум. Давайте же извлечем урок из ошибки Захарии. К сожалению, ее допускали люди Божьи вовсе времена. Случаи с Авраамом, Исааком, Моисеем, Езекией, Иософатом показывают, что истинные верующие могут иногда поддаться неверию. Суть первого порока, вошедшего в сердце человека в день грехопадения, состояла в том, что Ева поверила дьяволу больше, чем Богу. Неверие — один из самых укоренившихся грехов, который постоянно беспокоит святых и от которого они полностью не избавятся до самой смерти. Каждый день молите Господа упрочить вашу веру и не сомневайтесь, что, когда Бог что-то обещает, Он обязательно это исполнит.

Из этих стихов мы узнаем о том, какая честь оказана ангелам и какими полномочиями они обладают. Они несут послания Божьей Церкви и наслаждаются присутствием Божьим. Небесный ангел, появившийся перед Захарией, рассказывая ему, кто он такой, упрекает его в неверии: “Я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовествовать тебе сие”. Имя “Гавриил”, без сомнения, заставило Захарию почувствовать унижение. Он помнил, что этот же Гавриил 490 лет назад дал Даниилу пророчество о семидесяти седьминах и открыл ему, как будет убит Христос (Дан. 9:26). Наверное, Захария сравнил свое позорное неверие, проявившееся у него в то время, когда он мирно выполнял священнические обязанности в храме Божьем, с верой святого Даниила, жившего в вавилонском плену, когда Иерусалимский храм лежал в руинах. Захария усвоил этот урок на всю жизнь.

Отношение Гавриила к своему служению должно заставить нас задуматься. Этот могущественный дух, намного превосходящий нас по силе и уму, почитает великой честью предстоять перед Богом и исполнять Его волю. Пусть у нас будет тоже желание и та же цель. Давайте стараться жить так, чтобы однажды смело предстать перед троном Бога и служить Ему день и ночь в храме. У нас есть возможность занять это высокое и святое место. Христос дал нам ее, пожертвовав Своей плотью и кровью. Воспользуемся же этой возможностью в короткое время земной жизни, чтобы и в вечности разделить участь Божьих избранных ангелов (Дан. 12:13).

Наконец, из этого отрывка видно, как велик грех неверия в глазах Божьих. Сомнения Захарии навлекли на него тяжелое наказание. “Ты будешь молчать, говорит ангел, и не будешь иметь возможности говорить… за то, что не поверил словам моим”. Это наказание соответствовало оскорблению, которое Захария нанес Богу своим неверием. Язык, который не мог с верой провозгласить хвалу, стал нем. Это наказание длилось долго: не меньше девяти месяцев Захария вынужден был молчать, что постоянно напоминало ему, как он своим неверием оскорбил Бога.

Не многие грехи так гневят Бога, как грех неверия. И никакой из них так сурово Бог не осуждает. Неверие — это сомнение в том, в силах ли Всемогущий Бог сделать то, что Он хочет сделать. Сомнения в силе Бога исполнить Свое обещание — это обвинение Его во лжи. Христиане никогда не должны забывать о сорокалетнем путешествии израильского народа по пустыне. Св. Павел объясняет это так: “…они не могли войти за неверие” (Евр. 3:19).

Давайте каждый день следить за собой и молиться, чтобы этот разрушающий грех не завладел нами. Уступить ему — значит лишиться внутреннего мира, обессилеть в борьбе, лишиться надежды и затруднить движение колесницы христианской жизни. Радость спасению Христа, терпение в испытаниях и победа над миром соответствуют мере нашей веры. Если говорить кратко, неверие — это причина тысячи духовных недугов; однажды поселившись в сердце, оно уничтожит его, как язва. Во всем, что касается прощения наших грехов и принятия нашей души Богом, обязанностей, возложенных на нас в этой жизни, и ежедневных испытаний, мы должны твердо следовать правилу веры: заранее и безусловно доверять каждому слову Бога и остерегаться неверия.

Примечания Лк. 1:18-25

Обратите внимание на разницу между вопросом Захарии и похожим вопросом Марии в 34-м стихе. Вопрос Захарии был вызван сомнением в словах ангела. Мария же не сомневалась, а лишь хотела узнать, как все сказанное свершится.

Имя “Гавриил” означает “Бог — моя сила”, или “человек Божий”, или “Сила Божья”. Это единственное ясное имя ангела в Библии. Имя Михаил в Дан. 10:21 и 12:1, сопоставленное с Откр. 12:7, возможно, означает Господа Иисуса Христа.

Если сравнивать это выражение со ст. 62, то вполне вероятно, что Захария стал не только немым, но и глухим. Иначе почему его друзья общались с ним при помощи знаков?

 Евангелие от Луки 1:26-33

26 В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет,
27 к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.
28 Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.
29 Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие.
30 И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога;
31 и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.
32 Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его;
и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.

В этих стихах содержится предсказание самого великого события из тех, что когда-либо происходили на земле, — воплощение и рождение Господа Иисуса Христа. Этот отрывок всегда должен вызывать у нас чувство восхищения, любви и хвалы.

Во-первых, мы должны обратить внимание, как скромно пришел к нам Спаситель человечества. Ангел, возвестивший Его пришествие, был послан в малоизвестный галилейский городок Назарет. Женщина, которой выпала честь быть матерью нашего Господа, не принадлежала к привилегированным слоям общества. И ее положение, и место ее жительства отличались полным отсутствием того, что в мире называется величием.

Так угодно было провидению, и мы не должны сомневаться в этом. Всемогущий совет, определяющий все на небе и на земле, мог с легкостью выбрать для Марии местожительство в Иерусалиме, а не в Назарете или сделать ее не бедной женщиной, а дочерью какого-нибудь богатого землевладельца. Но, к счастью, этого не случилось. Первое пришествие Мессии было пришествием смирения, которое стало проявляться уже с момента Его зачатия и рождения.

Остерегайтесь осуждать бедность или стыдиться ее, если Бог дал вам такой удел. Условиям жизни, которые добровольно избрал Иисус, должно быть оказано уважение. Необходимо всеми силами противостоять современной тенденции заискивать перед богатыми и делать из денег идола. Пример нашего Господа — это достойный ответ раболепию перед богатством, так широко распространившемуся сегодня. “Он, будучи богат, обнищал ради нас…” (2 Кор. 8:9).

Подумайте, как снизошел ради нас Сын Божий! Глава всех и вся принял не только нашу природу, но и занял самое низкое место среди нас. Он мог бы прийти как царь и правитель. Но какое великое чудо, что Он пришел на землю бедняком, чтобы быть презренным, пострадать и умереть! Пусть Его любовь побуждает нас жить не для себя, а для Него. Пусть Его пример каждый день напоминает нам заповедь Писания: “…не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным” (Рим. 12:16).

Во-вторых, мы должны обратить внимание на то, какая высокая честь была оказана деве Марии. Ангел обращается к ней с удивительными словами, называя ее “благодатная” и говоря, что Господь с ней и что она благословенна между женами.

Общеизвестный факт, что Римско-католическая церковь почитает деву Марию ничуть не меньше ее благословенного Сына. Эта церковь полагает, что Мария была зачата без греха. Католики поклоняются ей и считают ее посредницей между Богом и человеком, обладающей властью не меньше, чем Христос. Но Писание не дает для этого никаких оснований. Ни в стихах, которые сейчас перед нами, ни в любом другом месте вы не найдете этому подтверждения. Помните об этом.

Все же необходимо признать, что ни одной земной женщине не была оказана такая великая честь, как матери нашего Господа. Очевидно, что только через одну из бесчисленных миллионов земных женщин Христос мог явиться во плоти, и эта честь выпала Марии. Одна женщина еще в самом начале принесла в мир грех и смерть. Чадородие другой женщины вернуло миру жизнь и бессмертие. Не удивительно, что эта женщина названа благодатной и благословенной.

Христиане никогда не должны забывать еще вот о чем. Все мы можем общаться с Христом, и общение это теснее общения плоти и крови, оно принадлежит всем, кто покаялся и поверил. “Ибо кто будет исполнять волю Божью, — говорит Иисус, — тот Мне брат и сестра, и матерь”. Одна женщина как-то сказала: “Блаженно чрево, носившее Тебя”. На это Иисус ответил: “Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его” (Мр. 3:35; Лк. 11:27-28).

Наконец, обратите внимание на прекрасное жизнеописание Господа Иисуса Христа, которое дает ангел. Каждая часть этого жизнеописания наполнена глубоким смыслом и заслуживает тщательного рассмотрения.

По словам ангела, Иисус “будет велик”. Мы уже знаем немного о Его величии. Он принес великое спасение, и Он явился как Пророк, более великий, чем Моисей. Он великий Первосвященник, и Он станет еще более великим, когда вступит в права Царя.

“Он наречется именем Всевышнего”, — говорит Гавриил. Христос был Сыном еще до того, как пришел в этот мир. Равный во всем Отцу, Он от вечности был Сыном Божьим. Но Церковь должна была узнать и признать Его в этой ипостаси. Она должна была поклониться Ему как Богу.

“…даст Ему Господь Бог престол Давида, Отца Его, — говорит Гавриил, — и будет царствовать над домом Иакова вовеки”. Буквальное исполнение этой части пророчества еще впереди. В будущем Израиль будет собран. Иудеи вернутся на свою землю и признают Того, кого они когда-то распяли, своим Царем и Богом. Хотя Бог медлит с исполнением этого пророчества, мы можем быть уверены, что оно исполнится. Оно “непременно сбудется и не отменится” (Авв. 2:3).

В заключение Гавриил говорит, что “Царству Его не будет конца”. Все великие империи однажды возникали и однажды исчезали. Как Ниневия, Вавилон, Египет, Тир и Карфаген, все они когда-то превратятся в ничто, и святые Всевышнего станут царствовать. Всякое колено однажды преклонится перед Иисусом, и каждый язык будет исповедовать Его Господом. Только Его царство будет вечным, только Его господство никогда не кончится (Дан. 7:14, 27).

Истинный христианин всегда должен полагаться на это обещание и успокаиваться в нем. Его Господин не подведет. Часто бедный и презираемый за Евангелие, он может быть уверен, что воюет на стороне победителя. Царства этого мира сменятся царством Христа. Еще немного, и Тот, кто должен прийти, придет — не замедлит (Евр. 10:37). Давайте терпеливо ждать этого благословенного дня, бодрствовать и молиться. Сейчас нужно нести крест и участвовать в страданиях Христа. Но скоро придет день, когда Христос заберет Себе всю власть и будет править, и тогда все верно служившие Ему сменят крест на венец.

Примечания Лк. 1:26-33

Бог в Своем провидении поступил мудро. Мать нашего Господа, хотя и была девушкой, но девушкой “обрученной”. Это сохранило ее честь и достоинство и уберегло от злословий, дав ей помощника и защитника, когда она в нем очень нуждалась.

Католики переводят это слово “полная благодати”. Однако такой перевод не передает так точно смысл греческого слова, как наш перевод, и, более того, искажает смысл. Это слово не означает “полная благодати, дарующая ее другим”. “Благодатная” значит “получившая обильно благодать”, а не “имеющая благодать и дающая ее”. Молитва католиков деве Марии, начинающаяся словами “Aвве, Мария”, — это чудовищное искажение смысла Писания. Епископ Холл отмечает, что “ангел приветствует деву, а не молится ей. Он приветствует ее как святую, но не молится ей как божеству. Великая самонадеянность для нас — приветствовать ее, как он это делал, ибо мы — не он, и она сейчас уже не та, что раньше. Если тогда ангел, дух, приветствовал ее, которая была плотью и кровью, здесь на земле, это не означает, что мы, плоть и кровь, можем приветствовать ее, которая сейчас — славный дух на небесах. Молиться ей, используя приветствие ангела, — значит оскорблять деву, ангела и извращать его приветствие”.

Греческое слово, использованное здесь, очень выразительное и нигде больше в Новом Завете не встре­чается.

Нельзя наделять эти слова только духовным смыслом. “Дом Иакова” не означает всех христиан, а выражение “престол Давида” не описывает служение Спасителя язычникам. Это пророчество буквально исполнится, когда Господь Иисус придет снова и евреи обратятся. Обещание Гавриила перекликается с Иер. 30:9. Царство, о котором он говорит, — это царство, предсказанное Даниилом (7:27); во второе пришествие Христа все царства окончательно будут покорены Им.

 Евангелие от Луки 1:34-38

34 Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?
35 Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.
36 Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц,
37 ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.
Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.

Во-первых, обратите внимание, с каким уважением и осторожностью ангел Гавриил говорит о тайне воплощения Христа. В ответ на вопрос Марии: “Как будет это?” он произносит замечательную фразу: “Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя”.

Неплохо последовать примеру ангела в своих размышлениях на эту тему, избегая непристойных и неподобающих рассуждений, которые, к несчастью, некоторые себе позволяют. Для нас достаточно знать, что “Слово стало плотью” и что Сын Божий пришел в мир в настоящем “уготованном Ему теле”, из плоти и крови, рожденном женщиной (Ин. 1:14; Евр. 10:5; Евр. 2:14; Гал. 4:4). Здесь надо остановиться. Бог по Своей мудрости скрыл от нас, как это произошло. Если мы попытаемся узнать больше, мы омрачим провидение словами без смысла и бросимся сломя голову туда, куда боятся шагнуть сами ангелы. В вере, имеющей божественное происхождение, должны быть тайны. В христианстве одна из таких тайн — воплощение.

Во-вторых, обратите внимание, какая важная роль отведена Святому Духу в великой тайне воплощения. В нашем отрывке написано: “Дух Святый найдет на Тебя”.

Внимательный читатель Библии без труда увидит, что это почетное служение Святого Духа находится в полной гармонии с учением Писания. Библия, описывая искупление человека, на каждом шагу вспоминает о действии Святого Духа. Умер ли Иисус во искупление наших грехов? Написано, что Он “Духом Святым принес Себя непорочного Богу” (Евр. 9:14). Воскрес ли Он для нашего оправдания? Написано, что Он ожил Духом (1 Пет. 3:18). Послал ли Он Своим ученикам Утешителя на время до второго пришествия? Написано, что Утешитель, которого Он обещал послать, — это Дух истины (Ин. 14:17).

Проверьте, а отводите ли вы Святому Духу такое же место в своей вере, как то делает Слово Божье. Помните: за все, чем владеет верующий, за то, что он из себя представляет, за радость Евангелия он обязан действию в нем Святого Духа. Участие каждой ипостаси Троицы одинаково необходимо для спасения души человека. В христианстве не может быть разделения между избранием Бога Отца, кровью Бога Сына и освящением Бога Духа Святого.

В-третьих, заметьте, какой принцип полагает ангел Гавриил, чтобы положить конец всяким возражениям относительно воплощения. “У Бога не останется бессильным никакое слово”.

Этот принцип жизненно важен для нашего внутреннего мира. Очень часто в человеческом разуме возникают сомнения по многим религиозным вопросам. Это естественный результат грехопадения. Наша вера очень хрупка, и самое твердое наше знание — поверхностно и не всегда верно. Поэтому лучшее противоядие против сомнений, вопросов и беспокойств — твердая убежденность во всемогуществе Бога. С Ним, который создал мир из ничего, все возможно. Ничто не трудно для нашего Господа.

Любой грех, даже самый тяжкий, может быть прощен. Кровь Иисуса Христа очищает нас от всех грехов. Нет такого развращенного сердца, которое нельзя было бы изменить. Каменное сердце можно сделать плотяным. Нет такой тяжелой работы, которую верующий не смог бы выполнить. Все возможно в укрепляющем нас Христе. Нет такого испытания, которое нельзя было бы вынести. Нам достаточно благодати Божьей. Нет такого обещания, которое не было бы выполнено. Слова Христа никогда не исчезнут, Он силен исполнить все, что обещал. Нет таких трудностей, которые бы верующий не смог преодолеть. Если Бог за нас, то кто против нас? Гора станет равниной. Давайте всегда помнить об этом. Рецепт ангела — безотказное лекарство. Вера чувствует себя в полной безопасности на подушке Божьего всемогущества.

В заключение отметим, что дева Мария с величайшей кротостью и покорностью восприняла открытую ей Божью волю. Она сказала ангелу: “Се, раба господня; да будет мне по слову твоему”.

В этом ответе намного больше восхитительной добродетели, чем кажется на первый взгляд. Даже при минутном размышлении становится ясно, что это не такая уж простая задача стать матерью Господа таким неслыханным и таинственным образом. Конечно, в будущем это приведет к славе, но сейчас репутация Марии оказалась под угрозой, а ее вере выпало немалое испытание. Но Мария хотела и была готова перенести опасности и испытания. Она больше не задавала вопросов и не возражала. Она приняла честь, выпавшую ей, и опасности и неудобства, с ней связанные. “Се, раба Господня”, — ответила она.

Давайте стараться в повседневной жизни исполняться тем же благословенным духом веры, которым обладала дева Мария. Будьте готовы идти куда угодно и делать что угодно, несмотря на временные неудобства, быть кем угодно до тех пор, пока воля Божья ясна для вас и путь долга очевиден. Слова епископа Холла достойны, чтобы их запомнить: “Все споры с Богом после того, как Он явил Свою волю, вызваны неверием. Нет более достойного доказательства веры, чем то, когда человек отдает свое понимание и волю Создателю и без вопросов следует туда, куда Он ведет его”.

Примечания Лк. 1:34-38

Ангел помог Марии принять все услышанное, сообщив ей о произошедшем с Елисаветой. Так Бог поступает всегда. Он знает о наших слабостях. Точно также воскресший Господь попросил пищи и съел печеную рыбу с сотовым медом, чтобы убедить Своих учеников в материальности Своего воскресшего тела.

 Евангелие от Луки 1:39-45

39 Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин,
40 и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету.
41 Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа,
42 и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!
43 И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?
44 Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем.
И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа.

В этом отрывке говорится о пользе общения между верующими. Мы читаем, как Мария посетила свою родственницу Елисавету. Лука очень выразительно описывает, как от этой встречи сердца святых женщин возрадовались, а разум вознесся к горнему. Если бы не эта встреча, Елисавета, возможно, не исполнилась бы Святым Духом в такой мере, а Мария не произнесла бы песнь хвалы, которая сейчас известна всей Христовой Церкви. Один древний богослов когда-то мудро сказал, что “счастье, которым ты поделился, удваивается, а затаенная тоска растет точно так же, как проявленная радость”.

Мы должны знать, что общение с верующими — это способ проявления благодати. Обменяться опытом с идущими рядом по узкому пути — это как восстанавливающий силы отдых. Общение незаметно помогает и нам, и тем, с кем мы общаемся, принося обоюдную пользу. Таким образом, общаясь с верующими, мы уже здесь, на земле, можем ощущать радость небес. “Железо железо острит, и человек изощряет взгляд друга своего”. Об этом надо напоминать. Этот вопрос часто не получает достаточного освещения, и верующие от этого страдают. Многие боятся Бога и размышляют об Его имени, но тем не менее частенько забывают разговаривать друг с другом (Мал. 3:16). Сначала давайте искать лица Божьего, а затем — лица друзей Божьих. Будем делать это чаще, будем заботиться о поддержании общения, и тогда мы лучше поймем, что значит чувствовать себя “исполненным Духом Святым”.

В этом отрывке нам следует обратить внимание на то, как в словах Елисаветы проявляется ее знание духовного мира. Те выражения, которые она употребляет по отношению к деве Марии, показывают, что она была хорошо научена Богом. Елисавета называет Марию “матерью моего Господа”.

Слова “мой Господь” так привычны нашему слуху, что очень часто мы упускаем из виду их значение. Тогда же они значили намного больше. Сказав так, Елисавета твердо заявила, что ребенок, которого ждет дева Мария, — это долгожданный Мессия, “Господь”, Христос Божий, о котором пророчествовал в духе Давид. И если на эти слова смотреть с такой точки зрения, то они становятся чудесным примером веры. Это исповедание достойно того, чтобы стоять рядом со словами Петра, обращенными к Иисусу: “Ты Христос”.

Помните же о глубоком значении слов “мой Господь” и остерегайтесь использовать их бездумно и понапрасну. Подумайте, что ими был назван не кто иной, как Тот, кто был распят за наши грехи на Голгофе. Пусть это поможет нам с уважением относиться к этим словам и произносить их с большой осмотрительностью. Нам на память всегда должны приходить два отрывка, связанные с этим выражением. В первом из них написано: “…никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым”, а в другом — “И всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца” (1 Кор. 12:3; Фил. 2:11).

Наконец, в этом отрывке мы должны обратить внимание на то, как Елисавета прославляет добродетель веры. Она говорит, что “блаженна Уверовавшая”.

Нас не должна удивлять такая похвала веры от этой святой женщины. Конечно же, Елисавета была хорошо знакома с ветхозаветными Писаниями, в которых можно найти достаточно историй о святых Божьих, имевших доброе свидетельство о своей вере. История, начавшаяся с Авеля, — это не что иное, как рассказ об искупленных грешниках, которые верили и были благословлены. Верой они наследовали обетования. Верой они жили, и верой они ходили. Верой они преодолевали трудности, и верой они смотрели на невидимого Спасителя и на благословения, которые должны были излиться. Верой они сражались с миром, плотью и дьяволом. Верой они все преодолели и вернулись невредимыми домой. Дева Мария принадлежала к числу этих людей. Не удивительно, что Елисавета сказала: “Блаженна Уверовавшая”.

А знаете ли вы что-нибудь об этой драгоценной вере? Именно этот вопрос встает сейчас перед вами. Знаете ли вы что-нибудь о вере Божьих избранных, которые уверовали по действию державной силы Божьей (Еф. 1:2; Кол. 2:12)? Не успокаивайтесь, пока не переживете это на собственном опыте. А если это уже произошло, не останавливайтесь ни на мгновение в молитве о том, чтобы ваша вера возрастала. В тысячу раз лучше быть богатым верой, чем золотом. Золото не имеет никакой ценности в невидимом мире, к которому все мы идем. А вера получит свое признание в ином мире у Бога Отца и ангелов. Когда Бог воссядет на великом белом престоле и раскроет книги, когда мертвые восстанут из могил и им будет вынесен последний приговор, тогда мы увидим всю ценность веры. Тогда люди поймут, если не поняли до этого, что значат слова “блаженны уверовавшие”.

Примечания Лк. 1:39-45

Многие комментаторы полагают, что этим городом был Хеврон, и, исследовав Иис. Н. 21:9-11, с этим утверждением можно согласиться. В этом городе долгое время жил Авраам, отец верующих, там же умерла его жена Сарра (Быт. 13:18 и 23:3). Хеврон был одним из самых почитаемых мест в Палестине.

 Евангелие от Луки 1:46-56

46 И сказала Мария: величит душа Моя Господа,
47 и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем,
48 что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды;
49 что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его;
50 и милость Его в роды родов к боящимся Его;
51 явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их;
52 низложил сильных с престолов, и вознес смиренных;
53 алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем;
54 воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость,
55 как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века.
Пребыла же Мария с нею около трех месяцев, и возвратилась в дом свой.

В этих стихах содержится знаменитая песнь хвалы, которую Мария произнесла, ожидая, что станет матерью нашего Господа. Песнь хвалы и отрывок, в котором содержится Господня молитва, — самые известные в Библии. Эта песнь содержится в молитвеннике англиканской церкви и исполняется на вечернем собрании. Мы не должны удивляться, что в этом молитвеннике ей отведено такое важное место. Вряд ли можно найти слова, которые бы лучше прославляли милость искупления, что так важно для любого богослужения в любой христианской церкви.

Во-первых, давайте отметим, что слова этого гимна указывают на то, что Мария была хорошо знакома с Писанием. В гимне можно найти много выражений из книги псалмов. Кроме того, слова этой песни напоминают нам песнь Анны, записанную в Первой книге Царств (1 Цар. 2:2 и далее). Благословенная дева очень многое помнила из Писания, и это очевидно. Она знала Ветхий Завет (возможно, она слышала, когда его читали, или читала сама). И поэтому когда ее уста начали говорить от избытка сердца, она дала волю своим чувствам, выразив их библейским языком. Будучи движима Духом Святым в своей хвале, она выбирала слова, которые уже до нее освятил и использовал Дух Святой.

Давайте стараться каждый день читать Писание. Изучайте его, исследуйте, размышляйте над ним, пока оно не вселится в вас обильно (Кол. 3:16). В особенности прилагайте усилия, чтобы изучить те части Библии, которые передают опыт святых прошлого, такие, например, как книга псалмов. Всякий раз, когда вы будете общаться с Богом, вы будете получать от этого пользу. Изучение Библии поможет вам найти лучшие и подходящие слова для выражения своих желаний и благодарности. А такого знания Писания невозможно достичь, если вы не будете ежедневно изучать его. И время, проведенное в исследовании Библии, никогда не пропадет даром. Потом ваше усердие принесет плоды.

Во-вторых, отметим, что в этой песне хвалы проявилось подлинное смирение девы Марии. Избранная Богом к величайшей почести быть матерью Мессии, она говорит о своем “смирении” и выражает нужду в “Спасителе”. В ее словах нет и намека на то, что она считает себя безгрешной и непорочной. Наоборот, все в ее песне показывает, что воздействие благодати заставило ее осознать свои грехи. Она просит о Спасителе для своей души и уж совсем не собирается спасать других. С полной уверенностью можно сказать, что никто не отрицает почести, воздаваемой деве Марии католической церковью, лучше, чем сама дева Мария.

Пусть Божья матерь станет для нас примером святого смирения, но не будем считать ее посредницей или молиться ей. Подобно Марии, не думайте о себе много и будьте о себе невысокого мнения. Смирение — величайшая добродетель, которая украшает христианина. Один древний богослов мудро заметил, что человек является христианином настолько, насколько он смирен. Эта добродетель лучше всего подходит человеческой природе. Но мало этого, смирением может обладать каждый обратившийся. Не все из нас богаты, образованны, талантливы, не все из нас проповедники, но все мы, будучи детьми Божьими, можем облечься в смирение.

В-третьих, давайте отметим, как много дева Мария благодарит Бога. Особенно отчетливо это видно на примере первой части ее песни: ее душа величает Господа, ее дух возрадовался о Боге, все роды будут ублажать ее, потому что “Сильный сотворил величие для нее”. Едва ли мы поймем всю глубину переживаний, побудивших святую женщину произнести такие слова. Но все же мы должны попытаться сделать это, когда читаем это славословие.

Было бы неплохо взять с Марии пример и взращивать в себе такой же дух благодарения. Умение за все благодарить Бога во все времена было отличительной чертой святых Божиих. Особенно много благодарил Бога Давид в Ветхом Завете и апостол Павел в Новом. Читая псалмы Давида или послания Павла, вы можете заметить, что они все время благословляют и прославляют Бога. Давайте каждое утро подыматься с постели с твердым убеждением, что мы должники Бога и что мы получаем от Него намного больше, чем заслуживаем. Путешествуя по жизни, оглянитесь вокруг себя и посмотрите, есть ли что-нибудь в мире такое, за что не стоило бы благодарить Бога. Если сердце ваше находится в правильном состоянии, для вас не составит труда поставить Авен-Езер. В молитве должны присутствовать не только просьбы, но и благодарение (1 Цар. 7:12; Фил. 6:12).

В-четвертых, необходимо обратить внимание на то, что дева Мария из опыта прошлых поколений знала, как Бог поступает со Своим народом. “Милость Его в роды родов к боящимся Его, — говорит она. — Он рассеял надменных… низложил сильных с престолов их и вознес смиренных; алчущих исполнил благ, а богатящихся отпустил ни с чем”. Она произносит эти слова, вспоминая ветхозаветную историю. Мария помнила, как Бог Израилев повергнул фараона, хананеев, филистимлян, Сеннахирима, Амана, Валтасара. Она помнила, как Он вознес Иосифа, Моисея, Самуила, Давида, Есфирь, Даниила; она знала, что Бог никогда не допустит, чтобы Его дети были уничтожены. И во всем, что происходило с ней: Бог оказал честь бедной женщине из Назарета, обещал дать Мессию для израильского народа, который в то время уже был похож на выжженную пустыню, — она видела руку Бога, находящегося с Израилем в завете.

Настоящий христианин всегда должен с вниманием относиться к библейской истории в целом и к жизни отдельных святых. Наблюдайте за следами овец (Песн. П. 1:7). Пристальное изучение этого вопроса покажет вам, как Бог обращается со Своим народом. Бог неизменен. То, что Он совершал для Своего в прошлом, Он сделает и в будущем. Изучая историю, вы поймете, чего от Него можно ожидать; вы откажетесь от неоправданных надежд и найдете поддержку в часы уныния. Блажен тот человек, который хорошо знает происходившее. Это помогает ему быть терпеливым и не терять надежду.

Наконец, давайте отметим, с какой твердостью держалась Мария библейских обетований. Она кончает свою песнь словами: “…воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века”. Эти слова отчетливо показывает, что она помнила обещание, данное Аврааму: “…и благословятся в нем все народы земли”. Она понимала, что рождение ее Сына приведет это обещание в исполнение.

Будем же брать пример с этой святой женщины и будем твердо полагаться на обещания Библии. Чтобы иметь мир в сердце, нам следует научиться доверять Библии. Обещания Писания, как манна, которую нужно есть каждый день, и как вода, которую нужно пить каждый день, пока мы странствуем по пустыне этого мира. Сейчас мы не видим, что все покорено нам. Мы не видим Христа, небес, книги жизни, обителей, для нас приготовленных. Мы живем верой, а вера полагается на обещания, которым можно доверять. Они выдержат любой груз наших страданий. И однажды мы убедимся, подобно деве Марии, что Бог держит Свое слово и в нужное время исполняет все обещанное.

Примечания Лк. 1:46-56

Заметим, что в этих словах дева Мария выражает свою нужду в спасении. Это веский аргумент против учения католической церкви, которая учит, что Мария была зачата непорочно.

Приведем здесь замечание Уитби: “Сила Божья представляется Его перстами; еще большая — Его дланью, и самая большая — Его мышцей. Перстом Своим Он наслал мошек (Исх. 8:19), другие египетские казни произвел Своей рукой, дланью (Исх. 3:20), а фараона и его войско погубил в Чермном море Своей мышцей (Исх. 15:6)”. (Все эти рассуждения строятся на основании английского перевода Библии. — Прим. пер.)

 Евангелие от Луки 1:57-66

57 Елисавете же настало время родить, и она родила сына.
58 И услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею.
59 В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею.
60 На это мать его сказала: нет, а назвать его Иоанном.
61 И сказали ей: никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем.
62 И спрашивали знаками у отца его, как бы он хотел назвать его.
63 Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились.
64 И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога.
65 И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской.
66 Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: что будет младенец сей? И рука Господня была с ним.

В этом отрывке описывается история рождения предтечи Христа — Иоанна Крестителя. Обратите внимание на те слова, которыми Святой Дух описывает его рождение: “…возвеличил Господь милость Свою над Ним”. Милость проявилась в том, что Елисавета благополучно преодолела испытание и родила живого ребенка. Блаженны те семьи, которые смотрят на рождение своих детей как на особую милость, посланную Господом.

Родственники и соседи Елисаветы подают нам замечательный пример доброты, которую мы должны проявлять друг к другу. Они “радовались с нею”.

Насколько счастливее была бы наша жизнь в этом злом мире, если бы все вели себя так, как ближние Елисаветы! Умение разделять радость или печаль другого — добродетель, обладающая могущественной силой. Смазка для шестеренок не видна, но без нее машина может не работать. Сочувствие и сострадание тоже не всегда заметны, но для благополучия общества они имеют первостепенное значение. Проявленное сочувствие не забывается. Сердце, радующееся удаче или удрученное бедой, особенно восприимчиво, и сочувствие для него порой ценнее золота.

Рабам Христа следует помнить об этой добродетели. Она кажется незначительной, поэтому мы частенько упускаем ее из виду среди шума противоречий и в пылу борьбы могущественных доктрин. Но она, как кол скинии, который нельзя оставить в пустыне. Она — украшение христианина, которое делает его привлекательным в глазах других людей. И не забывайте, что эта добродетель нам заповедана: “Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими” (Рим. 12:15). Сострадательные обязательно получат особые благословения. Иудеи, которые пришли утешить Марию и Марфу в Вифании, стали свидетелями величайшего чуда, совершенного Иисусом. Кроме того, Сам Иисус подает нам пример: Он радовался с радующимися на брачном пире и плакал с плачущими у могилы (Ин. 2:1 и далее, Ин. 9:1 и далее.). Мы должны быть готовы подражать Ему.

В этом отрывке мы видим, какую пользу может приносить горе. Захария не пошел на поводу у родственников и отказался назвать новорожденного сына своим именем. Он уверенно нацарапал на глиняной табличке имя “Иоанн”, выполнив тем самым заповедь ангела Гавриила. Очевидно, что девять месяцев немоты не прошли для него даром. Этим поступком он показал, что верит каждому слову Гавриила и подчиняется его указу.

Без сомнения, прошедшие девять месяцев принесли неоценимую пользу душе Захарии. Возможно, за это время он узнал о себе и о Боге больше, чем за всю прежнюю жизнь. Наказание привело к исправлению. Захария устыдился своего неверия. Подобно Иову он мог бы сказать: “Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя”. Точно так же и Езекия осознал, что находится в его сердце, только тогда, когда Господь оставил его (Иов. 42:5; 2 Пар. 32:31).

Помните, что горе приносит добро, и Захария тому пример. Невозможно избежать страдания в обремененном грехом мире. “…человек рождается на страдание, как искры, чтобы устремляться вверх” (Иов. 5:7). Но страдая, давайте молиться, чтобы мы могли “слушать жезл и Того, Кто поставил его”, чтобы с помощью этого жезла познать мудрость и не ожесточиться против Бога. “Освященные страдания, — говорит один древний богослов, — это духовное приобретение”. Печаль, смиряющая нас, приближающая к Богу, — это благословение, приносящее пользу. В безнадежном положении находится тот, кто во время скорбей отворачивается от Бога. Страшные слова сказаны об одном из иудейских царей: “И в тесное для себя время он продолжал беззаконно поступать пред Господом, он — царь Ахаз” (2 Пар. 28:22).

Детство Иоанна Крестителя показывает, каких благословений мы должны желать для своих детей. Мы читаем, что “рука Господня была с ним”.

Мы точно не знаем, что означают эти слова. Чтобы понять их смысл, надо понять значение обещания, которое предшествовало рождению Иоанна, и проанализировать всю жизнь пророка в целом. Но, без сомнения, здесь имеется в виду, что Господь освящал и обновлял его сердце, учил и готовил его для служения, укреплял его как предшественника Агнца Божьего. Господь приободрял Иоанна, когда он обличал народ во грехах, утешал в последний час, когда он сидел в тюрьме и его вот-вот должны были обезглавить. Мы знаем, что Иоанн был исполнен Духом Святым от чрева матери. И не нужно сомневаться, что с ранних лет благодать Божья направляла его. Движущая сила небесных законов всегда проявлялась в нем: и когда он был ребенком, и когда стал взрослым. И сила эта была “рукой Господней”.

Того же мы должны желать и своим детям. Эта наилучшая, счастливейшая жизнь, которую нельзя потерять и которая продлится до самой могилы. Прекрасно, когда над детьми есть “рука” учителя, но еще лучше, когда это “рука Господня”. Хорошо, если они попадут под опеку могущественных и богатых, но еще лучше, если дети обретут расположение Бога к себе. Рука Господня в тысячу раз лучше руки Ирода. Ирод слаб, глуп, ненадежен: сегодня он дарует жизнь, а завтра отрубает голову. А Бог могущественен, мудр, неизменен. Если Он держит в Своей руке, то держит всегда. Возблагодарим же Бога за то, что Он никогда не меняется. Во времена Иоанна Крестителя Он был таким же, как сейчас. Он может дать нашим детям то же, что Он дал сыну Захарии. Но Он ждет, чтобы Его об этом попросили. Если мы хотим, чтобы рука Господня была на наших детях, мы должны к этому стремиться.

Примечания Лк. 1:57-66

Это произошло в соответствии с Лев. 12:3. Нельзя на основании Писания утверждать, что ребенок не спасался, если умирал необрезанным. По аналогии мы можем утверждать, что в эпоху христианства крещение не обязательно для спасения детей. Не несовершение таинства губит душу, а пренебрежение им. В этом пренебрежении маленьких детей обвинить нельзя.

Возможно, это выражение означает, что Захария был не только нем, но и глух.

 Евангелие от Луки 1:67-80

67 И Захария, отец его, исполнился Святаго Духа и пророчествовал, говоря:
68 благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему,
69 и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего,
70 как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих,
71 что спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас;
72 сотворит милость с отцами нашими и помянет святой завет Свой,
73 клятву, которою клялся Он Аврааму, отцу нашему, дать нам,
74 небоязненно, по избавлении от руки врагов наших,
75 служить Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни нашей.
76 И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъ­идешь пред лицем Господа приготовить пути Ему,
77 дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их,
78 по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше,
79 просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира.
Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю.

В этом отрывке нам необходимо обратить внимание еще на одну песнь. Мы уже познакомились с гимном благодарения Марии, матери нашего Господа. А теперь давайте обратимся к словам Захарии, отца Иоанна Крестителя, и посмотрим, как прославляет первое пришествие Христа престарелый священник.

Во-первых, необходимо заметить, какую большую благодарность рождала в сердце верующего иудея мысль о том, что скоро появится Мессия. Как только Захария избавился от своей немоты и обрел дар речи, он сразу же начал прославлять Бога. Священник начинает свою песнь словами “благословен Господь”. Этой же фразой апостол Павел начинал некоторые из своих посланий.

Сегодня мы вряд ли поймем, насколько глубоко было чувство Захарии. Тем не менее давайте все-таки представим себя на его месте. Вообразите, что первое обещание Ветхого Завета — обещание Спасителя — вот-вот исполнится. До появления Христа у людей было весьма размытое представление об Евангелии, а сейчас тени и образы рассеялись. Представив все это, вы сможете понять, что чувствовал Захария, когда воскликнул: “Благословен Господь”.

К сожалению, христиане могут недооценивать данную им честь жить в свете Евангелия. Очень часто мы даже не задумываемся, в каком полумраке находились иудеи ветхозаветных времен по сравнению с христианами. Мы плохо представляем себе церковь до воплощения Христа. Давайте же осознаем возложенные на нас обязанности и на примере Захарии научимся быть более благодарными.

Во-вторых, в своей песне хвалы Захария подчеркивает, что Бог исполняет Свои обещания. Он, подобно пророку, провозглашает, что Бог “посетил народ Свой и сотворил избавление ему”, как будто это уже произошло, поскольку уверен, что так оно и будет. Затем он говорит об орудии этого искупления, “роге спасения”, могущественном Спасителе из дома Давидова, добавляя, что все было именно так, как Бог “возвестил устами бывших от века святых пророков Своих”. Господь “сотворит милость с отцами нашими и помянет святой завет Свой, клятву, которою клялся Он Аврааму, отцу нашему, дать нам”.

Без всякого сомнения, Божии обетования помогали ветхозаветным верующим, которым приходилось жить по вере намного больше, чем нам. Они ничего не знали о жизни Христа, Его смерти, Его воскресении, а мы знаем. Они надеялись на искупление, но не видели его. Они полагали свое упование только на завет Бога. Нам должно стать стыдно от того, насколько велика была их вера по сравнению с нашей. Не будем же пренебрегать верой ветхозаветных верующих, как некоторые то делают. Давайте восхищаться ею.

Нам бы стоило научиться полагаться на обещания Божьи и пользоваться ими, подобно Захарии. Каждое слово Божье, сказанное о будущем Его народа, исполнится так же, как исполнилось каждое слово в прошлом. Обещание Бога обеспечивает безопасность Его детей. Мир, плоть, дьявол никогда не одолеют верующих. Их оправдание в последний день гарантировано обещанием. Верующим не грозит осуждение, они предстанут непорочными перед престолом Отца и обязательно будут прославлены. Обещание Бога гарантирует это. Их Спаситель придет во второй раз (и это так же точно, как то, что Он уже приходил), чтобы собрать святых вместе и дать им венец праведности. Будьте уверены в этих обещаниях. Принимайте их и не забывайте о них. Они не могут не исполниться. Ничто не может нарушить Божье слово. Бог — не человек, чтоб Ему лгать. В отличие от Захарии мы имеем печать на каждом обещании — печать крови Иисуса Христа, которая подтверждает, что Бог исполнит то, что обещал.

В-третьих, этот отрывок показывает, что Захария имел очень ясное представление о царстве Христа. Когда священник говорит об “избавлении от руки врагов наших”, кажется, что он имеет в виду временное царство и временное избавление от власти язычников. Но на этом он не останавливается. Он провозглашает, что царство Мессии — это царство, где Его народ будет “служить Ему в святости и правде перед Ним”. И это царство уже не за горами. Пророки долгое время предсказывали, что однажды оно придет. Рождение Иоанна Крестителя и приближающийся приход Христа свидетельствовали Захарии, что это царство вот-вот наступит.

Основание царству Мессии было положено проповедью Евангелия. С этого момента Господь Иисус начал постепенно собирать Своих подданных в этом злом мире. Полное Его господство установится в будущем, и святые Всевышнего получат полную власть. Не важно, установилось ли полное господство Христа или нет, подданные всегда одинаковы: они служат Богу “небоязненно”, “в святости и правде”.

Приложим же все наше усердие, чтобы принадлежать к этому царству. Незначительный сегодня станет великим и однажды прославится. Люди, служившие Богу “в святости и правде”, однажды увидят, что им все покорено и все враги их повергнуты. Однажды святые Божьи увидят, что их ожидает вечная жизнь на новом небе и новой земле, там, где живет праведность.

Наконец, следует обратить внимание на то,как хорошо Захария разбирался в учении. Последнюю часть хвалебной песни он посвящает своему маленькому сыну Иоанну. Захария предсказывает, что он “предъидет перед лицом” Мессии и “даст уразуметь спасение”, которое Христос в скором времени совершит, спасение, полное благодати и милости, дающее прощение грехов, свет и мир.

Заканчивая изучение этой главы, давайте спросим себя о том, что мы знаем об этих трех преимуществах. Знаем ли мы, что такое спасение? Обратились ли мы от тьмы к свету? Вкусили ли мы мир с Богом? Примирение с Богом и обретение спасения — все это реальность христианской жизни. Без этого членство в церкви и участие в таинствах не спасет ни одну душу. Не успокаивайтесь, пока на опыте не познакомитесь с этими дарами. Милость и благодать Божьи дают их каждому, кто призовет имя Христа. Не успокаивайтесь, пока Дух Святой не засвидетельствует вашему духу, что ваши грехи прощены, что вы обратились от тьмы к свету и что вы на самом деле идете по узкому пути — пути мира.

Примечания Лк. 1:67-80

Генри Венн отмечает: “Рог у животного — это и его оружие для защиты и мести, и украшение. В пророческой речи рог используется в качестве образа, показывающего силу величайших империй. В Евангелии от Луки “рог спасения” означает великую силу Искупителя, которую Он постоянно проявляет, действуя на благо Своей Церкви”.

Это означает, что Бог “возвещает”, то есть говорит через Своих пророков. Читая их слова, мы все равно что читаем слова Божьи. Бургон приводит интересную цитату из трудов Хукера: “Они не произнесли и не написали ни одного слова от себя, но звук за звуком произносили слова, которые Дух Святой вкладывал в их уста. Точно так же арфа или флейта издают тот звук, который требуют умелые руки играющего”.

Чтобы понять, что означает это выражение, надо обратиться за информацией к другим источникам. Вряд ли эти слова имеют только духовный смысл. Маловероятно, что Захария здесь имел в виду лишь Христа, освобождающего верующих от мира, плоти и дьявола. Скорее всего, пророчество, которое Захария произнес, когда был исполнен Святым Духом, относится ко всем временам, охватывающим и первое, и второе пришествия Иисуса Христа. С такой точки зрения под словом “враги” подразумеваются не только духовные враги, от которых Иисус освободил Свой народ уже сейчас, но и враги в буквальном смысле, от которых Он освободит искупленную Церковь и рассеянный Израиль во время второго пришествия.

Это слово должно означать самого Христа. Пророк Малахия называет Его “Солнцем правды”, Петр — “утренней звездой”, а в Откровении Он назван “звездой светлой и утренней” (Мал. 4:2; 2 Пет. 1:19; Откр. 22:16). Все эти образные выражения передают одну и ту же мысль: Христос — свет миру (Ин. 8:12).