9. Духовные привилегии-1: союз со Христом и доступ к Богу (2:4-5)

Приступая к Нему, камню живому, людьми отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, созидайте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом (2:4-5)

Толковый словарь объясняет слово «привилегия» как «исключительное право или преимущество, предоставленное как особые льготы или расположение», которые могут быть «связаны с должностью или положением». Это льгота или свобода, доступная немногим людям, воспользоваться которой большинство не сможет. Христиане — это сообщество людей, которые, благодаря своему положению во Христе, пользуются уникальным вечным духовным благорасположением или привилегией, даруемыми Богом. В этой части своего Первого послания Пётр рассматривает всю совокупность христианских привилегий и выстраивает эти основополагающие истины в разнонаправленные образы, чтобы читатели могли осознать всё многообразие блаженства быть детьми Божьими.

Многие верующие рассматривают христианскую жизнь больше с точки зрения духовных обязанностей, чем духовных привилегий. Они поглощены временным гнётом того, что рассматривается ими как обязательства, и упускают из виду те непреходящие привилегии, которые Бог дал им для наслаждения. Часто они представляют их как благословения, сберегаемые для вечности, которыми можно будет наслаждаться только в присутствии Бога и Христа, в месте совершенной радости, мира, гармонии, единства, покоя, познания и мудрости. Поскольку там не будет болезней, страданий и смерти, то небо представляется им сферой абсолютных привилегий, где нет никаких обязанностей. Однако привилегии неба не будут исключать обязанностей, а будут совмещаться с ними в вечном поклонении, почитании, служении и превозношении Господа. Поэтому духовные обязанности и духовные привилегии не являются взаимоисключающими для верующих ни в этой жизни, ни в грядущей. В данном разделе Апостол делает акцент на богатстве привилегий, которые верующие уже обрели во Христе.

Представление духовных привилегий

Приступая к Нему, камню живому, людьми отверженному, но Богом избранному, драгоценному (2:4)

Только приступая ко Христу, верующие проникают в сферу духовных привилегий. Иисус в присутствии Петра и других Апостолов, как очевидцев, призывал людей оставить греховную жизнь и прийти к Нему, чтобы получить истинный покой души: «Придите ко Мне все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас; возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим» (Матф. 11:28-29). Душа, пребывавшая в тревоге, обретает мир. В Иоан. 6:35 Иисус сказал народу: «Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет голодать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (ср. ст. 37, 44, 65; 7:37-38). Апостол Павел подтвердил ефесянам, что все духовные благословения находятся только во Христе: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах» (Ефес. 1:3; ср. ст. 4-14).

Однако составной глагол «приступая» (просерхоменой) означает намного больше, чем просто приход ко Христу для обретения спасения. Предлог прос является приставкой для обычного глагола эрхомай и усиливает его, показывая приближение ко Христу для близкого, постоянного, личного общения. Автор Послания к Евреям несколько раз употребляет этот же термин, описывая сознательное вхождение в присутствие Христа, чтобы там остаться (4:16; 7:25; 10:22). Для Петра это слово подразумевало движение внутреннего человека в глубоко личное, постоянное общение с Иисусом Христом.

Затем, чтобы перейти к обсуждению духовных привилегий, Апостол употребляет метафору, называя Иисуса Христа — Того, к Кому приходят верующие, — живым камнем. Слово литое (камень) иногда относится к ошлифованному драгоценному камню, но обычно оно означает строительный камень. В Ветхом Завете Бог назван твердыней или скалой (Втор. 32:3-4, 31), основанием и силой Своего народа. В Новом Завете Иисус Христос является камнем (2:7-8; 1 Кор. 10:4), на котором покоится Церковь. Здесь Пётр использует символ камня, который совершенным образом был задуман, сформирован и высечен, чтобы стать краеугольным камнем для Церкви, но не простым, а живым. Христос является этим живым камнем, потому что Он, воскреснув из мёртвых, живёт вечно (Рим. 6:9). Иисус не только живёт, но также даёт жизнь всем, кто поверит в Него (ср. 1:3, 23; Иоан. 5:21, 25; 6:5153; 1 Иоан. 4:9; 5:11-13; 1 Кор. 15:45; Кол. 2:13). Отсутствие определённого артикля перед фразой «живой камень» подчёркивает живое качество и божественный характер Иисуса Христа.

Но несмотря на то, что Христос — источник всех духовных привилегий, Он был отвержен людьми. В основном эти слова относятся к иудейским вождям и народу Израиля, который вместе с ними требовал распятия Христа. Но слова Петра включают также всех, кто с тех пор отвергал Христа. Слово «отверженный» (аподедокимасменон) означает «отверженный после изучения или испытания». Поскольку иудейские вожди ожидали Мессию, то, когда Иисус объявил Себя Христом (Матф. 26:63-64; Иоан. 1:49-51; 4:25-26; ср. Матф. 16:13-20; Лук. 4:14-21), они тщательно исследовали Его заявления. И в своих слепых сердцах, основываясь на ложных понятиях (Матф. 12:2, 10, 38; 15:1-2; 16:1; Марк. 12:13-34; Иоан. 8:12-27), они сделали вывод, что Иисус не соответствует их требованиям, поэтому и отвергли Его (Иоан. 19:7, 12, 15; ср. 7:41-52; 12:37-38). Это отвержение сопровождалось презрением и ненавистью (Матф. 26:57-68; 27:20-25, 39-43; Марк. 12:12; Лук. 6:11; 13:14; Иоан. 8:59; 10:31, 39; ср. Лук. 4:28-30); для них было немыслимым то, что Иисус является краеугольным камнем Божьего царства (ср. Пс. 117:22). Они рассматривали Христа как реальную угрозу их религиозной системе (ср. Матф. 23:1-36; Марк. 8:13-21), как Того, Кто был слишком слаб и кроток, чтобы свергнуть ярмо римских оккупантов и обеспечить евреям политическую свободу, и кроме того готов был в унижении умереть на кресте (Матф. 17:22-23; 20:1719; Марк. 9:30-32; Лук. 18:31-34). Иисус просто не соответствовал ожиданиям иудейской верхушки.

Но, хотя неверующие и отвергли Иисуса Христа, Он был избран Богом, а потому драгоценен в Его очах. Отец оценил Христа по нормам божественного совершенства и заявил: «Это Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение» (Матф. 3:17). Как показывает использованное Петром слово «избранный» (эклектон), Бог избрал и предопределил Христа (Втор. 18:15-

16; Ис. 42:1; Иер. 23:5-6; Мих. 5:2; Деян. 2:23; Гал. 4:4; Ефес. 1:22; Евр. 3:1-2; 5:4-5; ср. Быт. 3:15; Числ. 24:17; Пс. 44:7-8). Бог также считал Иисуса драгоценным (энтимон), то есть «дорогостоящим, высоко ценимым, редким» (ср. 1:19; Пс. 44:3), совершенным, живым краеугольным камнем (Ис. 28:16; 1 Кор. 3:11; Ефес. 2:20).

Одной из ведущих тем проповедей Петра в книге Деяний является совершенство Христа, засвидетельствованное Самим Богом. В Деян. 2:22 Пётр описал Его как «Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного… от Бога силами и чудесами, и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас». Позже он говорит: «Сего Иисуса Бог воскресил» (2:32; ср. 4:10; 5:30); «Он есть камень, пренебрежённый вами, строителями, но сделавшийся главой угла» (4:11). Как надёжный свидетель, Пётр был убеждён в исключительном положении Христа: «Вы знаете, — сказал он собравшимся в доме Корнилия, — как Бог Духом Святым и силой помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, угнетаемых диаволом, потому что Бог был с Ним. И мы свидетели всего, что сделал Он в стране иудейской и в Иерусалиме» (10:38-39). Именно к Этому уникальному живому камню должен прийти каждый человек, чтобы получить спасение и сопровождающие его духовные привилегии (ср. Матф. 11:28; Иоан. 1:12; 2 Кор. 5:17).

Привилегия союза с Христом и сами, как живые камни (2:5а)

Когда грешники поверят во Христа как в «живой камень», они тоже станут живыми камнями; когда человек уверует во Христа, он обретает часть Его жизни (ср. Иоан. 17:21, 23; 1 Иоан. 3:2; 2 Кор. 3:18; Ефес. 4:15-16). Стать живыми камнями означает то, что верующие обладают вечной жизнью Христа. Они соединены с Ним, и это является их первой духовной привилегией. Верующие не просто поклоняются, повинуются и молятся Ему, но и соединены с Ним как камни в духовном здании, где Он является краеугольным камнем. Христиане становятся причастниками божественной природы: «Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе» (Кол. 3:3-4; ср. Гал. 2:20). А ефесянам Павел добавил:

Итак, вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором всё здание, составляемое стройно, возрастает в святой храм в Господе, на котором и вы созидаетесь в жилище Божье Духом (Ефес. 2:19-22; ср. 1 Кор. 3:9).

Основанием этого духовного здания является учение Апостолов (ср. Деян. 2:42) — Писание, которое они получили и верно преподали при содействии Святого Духа (ср. Иоан. 14:26; 15:26-27; 16:13; 2 Пет. 1:19-21; 3:1-2, 16; 2 Тим. 3:16).

В союзе со Христом верующие имеют духовные ресурсы, способные восполнить всякую их нужду. Поэтому Павел мог молиться от имени ефесян, говоря, что Бог «действующей в нас силой может сделать несравненно больше всего, чего мы просим или о чём помышляем» (Ефес. 3:20; ср. Гал. 2:20; Кол. 1:29). По этой причине он мог говорить римлянам: «Не осмелюсь сказать что- нибудь такое, чего не совершил Христос через меня, в покорении язычников вере — словом и делом» (Рим. 15:18). Евангелизационная эффективность Павла была следствием силы Христа, действующей через него (ср. Деян. 13:46-48; 1 Кор. 2:1-5; 1 Тим. 2:7; 2 Тим. 4:17). Сила Христа придаёт энергию всякому духовному служению верующих (ср. 1 Кор. 1:30; Фил. 4:13; 2 Тим. 2:21) и пребывает в них вследствие их союза с Ним (Иоан. 15:4-11). Те, кто доверяет Христу в деле спасения, сами становятся живыми камнями, как и их Спаситель и Господь, и имеют исключительное право на получение духовной силы, пребывающей во Христе.

Привилегия доступа к Богу как священников созидайте из себя дом духовный, священство святое (2:56)

Неискупленные люди этого мира не имеют доступа к Богу. Бог не принимает в общение с Собой неверующих (ср. Прит. 12:2; Матф. 7:21-23; Кол. 1:21; Откр. 22:14-15). Более того, Библия говорит, что они далеко от Него (ср. Деян. 2:39; Ефес. 2:13). С другой стороны, те, кто знает Бога, имеют привилегию беспрепятственного доступа в Его присутствие через Христа (Пс. 64:5; Иоан. 10:9; Рим. 5:2; Ефес. 2:18; 3:12; Евр. 4:16; 10:19-22).

Как верующий еврей, Апостол Пётр понимал, что в вопросе Божественного присутствия в верующих Новый Завет отличается от Ветхого (Иоан. 1:17-18; Евр. 8:7-13). В том прежнем устройстве Божьим храмом, символизирующим Его присутствие (3 Цар. 8:10-11; 2 Пар. 5:13; 7:2-3), было временное, физическое жилище (Лук. 21:5; Иоан. 2:20); а в новом — верующие созидают из себя дом духовный, который заменяет собой любое физическое здание (Ефес. 2:20-22; Евр. 3:6). Он устраивают из себя духовный Божий храм (ср. Деян. 17:24; 1 Кор. 6:19-20; 2 Кор. 6:16), о котором Павел говорил как о «доме Божьем, который есть Церковь Бога живого» (1 Тим. 3:15). Автор Послания к Евреям описывает духовный дом так: «Христос — как Сын в доме Его; дом же Его — мы» (Евр. 3:6). Поэтому верующие имеют доступ к Богу «как живые камни» и общаются с Ним как Его духовное жилище.

Верующие являются также святым священством. К сожалению, многие связывают священство с небиблейской моделью, существующей в Римско-католической церкви. Но когда в Библии говорится о верующих как о «священниках», однозначно не имеется в виду ни католическая, ни ветхозаветная система священства, где только одно колено священников могло официально служить Богу в религиозных церемониях. В Ветхом Завете только первосвященник мог входить в Святое святых раз в год (Лев. 16:2, 2934; Евр. 9:1-10, 25). Всякий, кто дерзко вторгался в священническую сферу действий, не отвечая требованиям и качествам священства, подвергался суровому наказанию. Например, мятежный Корей и его сообщники в своей надменности захотели стать священниками, и Бог поразил их (Числ. 16:1-40). Когда царь Саул в Галгале взял на себя священнические функции Самуила, Бог отнял у него царство (1 Цар. 13:8-14). Когда Оза по неразумию прикоснулся к Божьему ковчегу, этот поступок стоил ему жизни (2 Цар. 6:67). Царь Озия узурпировал право священников на каждение в храме и навлёк на себя серьёзное Божье наказание (2 Пар. 26:16-21).

Однако в Новом Завете таких ограничений не существует, поскольку все верующие являются святым священством (ср. 2:9). Три ветхозаветных отрывка служат важными параллелями священства верующих. В Исх. 28-29 раскрываются Божьи заповеди в отношении священства, нормы и требования для священников, а также перечислены их функции. В Лев. 8-9 описывается посвящение священников на служение. А в Мал. 2 законное, Богом установленное священство противопоставляется отступническому. В этих отрывках представлены шесть основных характеристик ветхозаветного священства, которые имеют непосредственное отношение к духовным привилегиям новозаветных верующих как священников.

В Исх. 28, прежде всего, показано, что Бог полновластно избирал священников. Он повелел Моисею: «Возьми к себе Аарона, брата твоего, и сыновей его с ним из среды сынов Израилевых, чтобы он был священником Мне: Аарона и Надава, Авиуда, Елеазара и Ифамара, сыновей Аарона» (28:1). Подобным образом, и новозаветное священство верующих является привилегией избранных. Иисус сказал Своим ученикам: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите у Отца во имя Моё, Он дал вам» (Иоан. 15:16). Христиане имеют это священство, потому что Бог избрал их прежде создания мира (Деян. 13:48; Рим. 8:29-33; Ефес. 1:3-6; 1 Фес. 1:3-4; 2 Фес. 2:13; 2 Тим. 1:9; ср. Иоан. 6:44; 15:16).

Бог избрал Аарона и его сыновей для осуществления ветхозаветного священства, несмотря на то, что они были из колена Левия, одного из наименее уважаемых среди двенадцати колен Израиля, проклятого из-за своей жестокости (Быт. 49:5-7). Бог избрал священников из колена, известного своей греховной жестокостью. В Новом Завете Его выбор действует по тому же принципу:

Посмотрите, братья, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных. Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира, и униженное, и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, — для того, чтобы никакая плоть не хвалилась перед Богом (1 Кор. 1:26-29; ср. Марк. 2:17; Лук. 5:32; Иак. 2:5; Евр. 7:28).

Бог выбрал первых священников из среды особо несовершенных, проклятых грешников — колена Левия; и Он всё ещё избирает духовное священство для служения Ему из незнатных, немощных и пренебрежённых — простых, обычных грешников.

Вторая характеристика ветхозаветного священства заключается в том, что, прежде чем они приступили к своим обязанностям, Бог очистил их от греха. В Лев. 8:6-36 записано:

И привёл Моисей Аарона и сыновей его и омыл их водой; и возложил на него хитон, и опоясал его поясом, и надел на него верхнюю ризу, и возложил на него ефод, и опоясал его поясом ефода, и прикрепил им ефод на нём; и возложил на него нагрудник, и на нагрудник положил урим и туммим; и возложил на голову его кидар, а на кидар с передней стороны его возложил полированную дощечку, диадему святыни, как повелел Господь Моисею. И взял Моисей елей помазания, и помазал скинию и всё, что в ней, и освятил это. И покропил им на жертвенник семь раз, и помазал жертвенник и все принадлежности его и умывальницу и подножие её, чтобы освятить их. И возлил елей помазания на голову Аарона и помазал его, чтобы освятить его. И привёл Моисей сыновей Аарона, и одел их в хитоны, и опоясал их поясом, и возложил на них кидары, как повелел Господь Моисею. И привёл тельца для жертвы за грех, и Аарон и сыновья его возложили руки свои на голову тельца за грех; и заколол его Моисей и взял крови, и перстом своим возложил на рога жертвенника со всех сторон, и очистил жертвенник, а остальную кровь вылил к подножию жертвенника, и освятил его, чтобы сделать его чистым. И взял весь тук, который на внутренностях, и сальник на печени, и обе почки и тук их, и сжёг Моисей на жертвеннике; а тельца и кожу его, и мясо его, и нечистоту его сжёг на огне вне стана, как повелел Господь Моисею. И привёл овна для всесожжения, и возложили Аарон и сыновья его руки свои на голову овна; и заколол его Моисей и покропил кровью на жертвенник со всех сторон; и рассёк овна на части, и сжёг Моисей голову и части, и тук, а внутренности и ноги вымыл водой, и сжёг Моисей всего овна на жертвеннике. Это всесожжение в приятное благоухание, это жертва Господу, как повелел Господь Моисею. И привёл другого овна, овна посвящения, и возложили Аарон и сыновья его руки свои на голову овна; и заколол его Моисей, и взял крови его, и возложил на край правого уха Аарона и на большой палец правой руки его, и на большой палец правой ноги его. И привёл Моисей сыновей Аарона, и возложил крови на край правого уха их и на большой палец правой руки их, и на большой палец правой ноги их, и покропил Моисей кровью на жертвенник со всех сторон. И взял тук и курдюк, и весь тук, который на внутренностях, и сальник на печени, и обе почки и тук их, и правое плечо; и из корзины с опресноками, которая пред Господом, взял один опреснок и один хлеб с елеем и одну лепёшку, и возложил на тук и на правое плечо; и положил всё это на руки Аарону и на руки сыновьям его, и принёс это, потрясая пред лицом Господа. И взял это Моисей с рук их, и сжёг на жертвеннике со всесожжением. Это жертва посвящения в приятное благоухание, это жертва Господу. И взял Моисей грудину и принёс её, потрясая пред лицом Господним. Это была доля Моисея от овна посвящения, как повелел Господь Моисею. И взял Моисей елея помазания и крови, которая на жертвеннике, и покропил Аарона и одежды его, и сыновей его и одежды сыновей его с ним; и так освятил Аарона и одежды его, и сыновей его и одежды сыновей его с ним. И сказал Моисей Аарону и сыновьям его: «Сварите мясо у входа скинии собрания и там ешьте его с хлебом, который в корзине посвящения, как мне повелено и сказано: ״Аарон и сыновья его должны есть его“; а остатки мяса и хлеба сожгите на огне. Семь дней не отходите от дверей скинии собрания, пока не исполнятся дни посвящения вашего, ибо семь дней должно совершаться посвящение ваше; как сегодня было сделано, так повелел Господь делать для очищения вас; у входа скинии собрания будьте день и ночь в продолжение семи дней и будьте на страже у Господа, чтобы не умереть, ибо так мне повелено от Господа Бога». И исполнил Аарон и сыновья его всё, что повелел Господь через Моисея.

Каждая часть церемонии очищения — омовение (ст. 6), жертва за грех (ст. 14-17), жертва всесожжения (ст. 18-21), жертвы посвящения и потрясания (ст. 22-29) — показывала одно: никто, даже человек из колена Левия или семьи Аарона, не мог войти в священство, если Бог полностью не очистил его от греха.

Подобным образом, когда Иисус в горнице омыл ноги ученикам, Он сказал Петру и остальным: «Если не умою тебя, не имеешь части со Мною» (Иоан. 13:8). Позже Павел пролил дополнительный свет на Христово дело очищения, сказав, что Он «отдал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам… Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, баней возрождения и обновления Святым Духом» (Тит. 2:14; 3:5). Иисус очистил Свой народ собственной кровью (Марк. 14:24; Деян. 20:28; 1 Иоан. 1:7; Рим. 3:25; 5:9; Ефес. 1:7; 2:13; Евр. 9:11-15; Откр. 1:5) и Своим Духом (Иоан. 3:5; Ефес. 1:13-14; ср. Матф. 3:11; Деян. 11:16), чтобы они стали Его священниками.

В-третьих, Бог облачил священников для служения. В Исх. 28 приводится подробное описание священнических одежд и обобщается их назначение:

Сделай и сыновьям Аарона хитоны, сделай им пояса, и головные повязки сделай им для славы и благолепия. И облеки в них Аарона, брата твоего, и сыновей его с ним, и помажь их, и наполни руки их, и посвяти их, и они будут священниками Мне. И сделай им нижнее платье льняное, для прикрытия телесной наготы от чресл до голеней, и да будут они на Аароне и на сыновьях его, когда будут они входить в скинию собрания или приступать к жертвеннику для служения в святилище, чтобы им не навести на себя греха и не умереть. Это устав вечный для него и для потомков его по нём (Исх. 28:40-43; ср. Лев. 8:7-9).

Льняное платье, или нижнее бельё, символизировало нравственную чистоту, а другие предметы облачения — уникальное призвание священников к праведности, добродетели и благочестию. Бог отделил их и хотел, чтобы они выделялись среди людей, дабы каждый знал, что они уникальным образом принадлежат Ему (ср. Пс. 131:9, 16).

Верующие сегодня также являются священниками, которых Бог одел в праведность (ср. Пс. 23:5; Ис. 61:10; Рим. 4:5, 11,22). Павел пишет коринфянам: «От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью, и освящением, и искуплением» (1 Кор. 1:30; ср. Рим. 14:17; 2 Кор. 5:21; Фил. 3:9).

В-четвёртых, Бог через Моисея помазал священников-левитов на служение. «И взял Моисей елея помазания и крови, которая на жертвеннике, и покропил Аарона и одежды его, и сыновей его и одежды сыновей его с ним; и так освятил Аарона и одежды его, и сыновей его и одежды сыновей его с ним» (Лев. 8:30; ср. ст. 12). Это помазание подразумевало Божью силу и присутствие, почивающие на священстве; оно символизировало подкрепление от Духа Святого (ср. Исх. 30:23-25, 29; 40:13-15; 1 Цар. 16:13). Подобным образом, верующие Нового Завета являются священниками, получившими божественное помазание (ср. Иоан. 7:38-39; 14:26; 16:13; Деян. 1:5, 8; Рим. 15:13; 1 Кор. 12:13; Тит. 3:5-6). Апостол Иоанн напоминал получателям его Первого послания: «Впрочем, вы имеете помазание от Святого и знаете всё» (1 Иоан. 2:20; ср. ст. 27). Бог помазал Своих силой и властью постоянно присутствующего в них Святого Духа.

Поскольку Бог наделил священников Своей особой властью, они имели привилегии, которых никто другой в Израиле не имел: они могли идти туда, куда никто другой не мог идти, и делать то, чего никто другой не имел права делать. У христиан сегодня есть подобное, но намного большее духовное преимущество доступа в святое Божье присутствие в любое время — привилегия, которой у неверующих нет и быть не может.

Пятой характеристикой священства является то, что Бог Сам приготовил его участников к служению. После церемоний, описанных в 8-й главе книги Левит, Моисей повелел Аарону и его сыновьям: «Семь дней не отходите от дверей скинии собрания, пока не исполнятся дни посвящения вашего, ибо семь дней должно совершаться посвящение ваше» (ст. 33). Хотя по завершении 8-й главы книги Левит все внешние вопросы были разрешены, прежде чем Аарон и его сыновья смогли приступить к своим обязанностям священников (ср. Лев. 9:2-4, 22-23), Бог повелел, чтобы они проводили семь дней в приготовлении сердца (ср. Езд. 7:10; Пс. 9:38).

Жизнь Апостола Павла иллюстрирует принцип священнической подготовки для новозаветных верующих:

Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своей, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью и не пошёл в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошёл в Аравию и снова возвратился в Дамаск (Гал. 1:15-17; ср. Евр. 10:22).

После своего обращения Павел обладал всеми требованиями, чтобы стать образцовым священником, однако уединился на длительное время, чтобы проникнуться в духовное служение сердцем. Служение не должно начинаться необдуманно или раньше времени, определённого Богом (ср. принцип в 1 Тим. 3:6; 5:22). К нему необходимо тщательно готовиться. Эта готовность сердца выражена в призвании к самопожертвованию в Лук. 9:23-24 и Рим. 12:1-2.

В-шестых, Бог призвал священников к послушанию. В книге Левит наглядно иллюстрируются последствия непослушания:

Надав и Авиуд, сыновья Аарона, взяли каждый свою кадильницу, и положили в них огня, и вложили в него курений, и принесли пред Господом огонь чуждый, которого Он не велел им; и вышел огонь от Господа и сжёг их, и умерли они пред лицом Господа. И сказал Моисей Аарону: «Вот о чём говорил Господь, когда сказал: „В приближающихся ко Мне освящусь и перед всем народом прославлюсь“». Аарон молчал (Лев. 10:1-3).

Возможно, Надав и Авиуд использовали огонь, который был каким- то образом неприемлемым, поскольку был взят не со священного места, предписанного Богом (Лев. 16:12-13). Или, может быть, они использовали фимиам, который не был приготовлен согласно Божьему рецепту (Исх. 30:34-38). Или употребляли спиртные напитки, отмечая своё назначение на священство (ср. Лев. 10:9-11). Как бы там ни было, Бог был крайне недоволен таким поведением и умертвил их, тем самым послав всем последующим поколениям священников отрезвляющую весть: Он ожидает от священников полного послушания (ср. 1 Цар. 15:22; Матф. 7:21; Иоан. 8:31; Деян. 5:29). Пётр в 1:14 напоминал своим читателям о призыве к послушанию: «Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем».

Послушные священники высоко чтут Слово Божье (Пс. 1:2; 118:42, 97, 161-162; Иер. 15:16; Тит. 1:9), живут в тесном общении с Богом (Иак. 1:25; Ефес. 5:8-10; Кол. 4:5-6) и как Божьи глашатаи положительно влияют на грешников (2 Кор. 5:18-21). Пророк Малахия отмечал эти особенности, глядя в прошлое, к истокам священства:

Закон истины был в устах его, и неправды не обреталось на языке его; в мире и правде он ходил со Мною и многих отвратил от греха. Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа (Мал. 2:6-7; ср. Втор. 33:10).

Образцом верного священника для Малахии (ср. Мал. 2:5), вероятно, был сам Аарон, который представлял разительный контраст по сравнению с развращённым священством дней Малахии (Мал. 2:1-3) и явился главной причиной его упрёка этим отступникам (ст. 4; ср. Числ. 25:7-13 и пример Финееса, внука Аарона, ревностного священника, отвратившего Божий гнев от людей и получившего Его завет мира). Портрет благочестивого священника у пророка Малахии также служит замечательной аналогией для христиан (ср. Деян. 1:8; 1 Иоан. 2:6; Иуд. 3; Кол. 2:6), поскольку они, будучи священниками нового завета, имеют привилегию благовествовать божественную истину.

Привилегия доступа к Богу посредством духовных жертв

чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом (2:5 в)

Первостепенная функция ветхозаветных священников, когда они предстояли в скинии, а затем в храме, состояла в принесении жертв животных Богу (Исх. 29:10-19; 2 Пар. 35:11). Но когда Христос ввёл в действие новый завет, необходимость в приношении жертв животных отпала (Евр. 8:13; 9:1115; 10:1-18). Теперь, по словам Петра, единственными жертвами, которые должны приносить верующие в новом священстве, остались духовные жертвы. Р. К. Г. Ленски в своём толковании точно обобщает разницу между старыми и новыми жертвами:

Основной задачей ветхозаветных священников было принесение материальных жертв животных, все из которых указывали на грядущую великую жертву Христа. В них больше нет нужды, поскольку Христос раз и навсегда принёс Свою совершенную и достаточную жертву. Теперь для Божьего святого священства остаются только жертвы хвалы и благодарения, и все сокровища Божьей благодати теперь изливаются на нас через Христа. Поэтому Пётр призывает своих читателей «приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом». Глагол аненегкай стоит во времени аорист и происходит от слова анаферейн, означающего «носить или принести на алтарь своих сердец». Неопределённая форма аориста эффективна, означая «приносить на самом деле». «Духовные жертвы» соответствуют «духовному дому», прилагательные помещены хиазматически, повторение подчёркивает тот факт, что всё в отношениях читателей с Богом через Христа сейчас полностью является духовным (The InterpretationoftheEpistlesofSt. Peter, St. John and St. Jude [reprint; Minneapolis: Augsburg, 1966], 90).

Ясно, что ветхозаветные священники должны были приносить жертвы, отвечавшие Божьим требованиям. Животных следовало приносить наилуч- тих — без недостатка, пятна и без порока (Исх. 12:5; Лев. 9:2-3; 22:19; Числ. 6:14; Втор. 15:21; 17:1). Священники также должны были приносить животные жертвы и использовать фимиам, изготовленный по Божьим рецептам. (Отказ от строгого исполнения божественных требований стоил Надаву и Авиуду жизни). На новозаветных священниках лежит аналогичная ответственность. Несмотря на то, что у христиан есть привилегия неограниченного доступа в Божье присутствие (Евр. 10:19-22), на них вместе с тем лежит серьёзная ответственность принесения духовных жертв, благоприятных Богу Иисусом Христом. Только Христос является посредником (Иоан. 14:6; Деян. 4:12; 1 Тим. 2:5-6), Который открывает верующим неограниченный доступ к Отцу (Евр. 4:14-16; 9:11-15).

В Своей речи в горнице Иисус сказал ученикам: «И если чего попросите у Отца во имя Моё, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Моё, Я то сделаю» (Иоан. 14:13-14). Всё, что Его последователи просят в соответствии с Его личностью, волей и планом, Он сделает. Подобным образом любые духовные приношения, которые новозаветные священники приносят Богу, должны соответствовать личности и делу Христа (1:15-16; 2:21-22; 1 Иоан. 2:6). Они должны соответствовать целям и методам, открытым в Его Слове. Все эти приношения должны быть совершенными, основанными на чистых побуждениях и сосредоточенными на чистой цели почтить Бога. В Новом Завете перечислены семь наиболее важных, приемлемых для христиан духовных жертв: их тела, их хвала, их добрые дела, их имущество, их свидетельство, их любовь и их молитвы.

Знакомое практическое увещание Павла римлянам гласит:

Итак, умоляю вас, братья, милосердием Божьим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком этим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божья, благая, угодная и совершенная (Рим. 12:1-2).

Достойное Бога духовное жертвоприношение начинается, когда верующие отдают Богу самих себя, свой разум и каждую частицу своего тела. Невозрождённые отдают свои тела греху, а возрождённые — в орудия праведности (Рим. 6:13). В Рим. 12:1 Павел подчёркивает, что Бог хочет, чтобы тела верующих были жертвой живой, а не мёртвой. Подобно как Авраам в Быт. 22:1-19 был готов поступить с Исааком, святые только тогда приносят Богу действительно всё, чем они являются в жизни, чем обладают и на что надеются, когда приносят Ему живую жертву. Такого полного посвящения Он требует от духовных священников.

Второй духовной жертвой, угодной Богу, является хвала, или поклонение. «Итак, будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его» (Евр. 13:15). Принесение хвалы подразумевает намного больше, чем просто слова «слава Богу». Оно влечёт за собой благодарное провозглашение Божьих совершенств (напр., Пс. 82:19; 85:5, 10; 89:3; 91:16; 98:9; 101:27-28; 116:1-2; 118:68; 138:1-7; 144:1-9; Ис. 44:6; Рим. 11:33; 1 Тим. 1:17) и Его дел (напр., Исх. 15:1-18, 20-21; Суд. 5:1-31; 1 Цар. 2:1-10; 2 Цар. 22:1-51; 1 Пар. 16:7-36; 29:10-15; Пс. 8:2-10; 18:2, 5; 29:2-8; 32:122; 65:1-20; 95:1-13; 102-106; 110:1-10; 120:1-8; 134-135; 144:10; 148-150).

В Евр. 13:16 дано наставление о третьей и четвёртой угодных Богу жертвах: «Не забывайте также благотворения и общительности» (курсив добавлен). Благотворение подразумевает делание того, что праведно и приносит честь Богу (ср. Иак. 3:17; 2 Кор. 9:8; Тит. 3:8). Любое доброе дело — будь-то укор, который восстанавливает оступившегося брата, проявление любви или оказание помощи кому-либо, изучение Божьего Слова, слушание проповедуемого Слова или произнесение праведных слов — является духовной жертвой во имя Христа, прославляющей Бога (2:12; Матф. 5:16; Кол. 1:10; 3:17; Евр. 13:21; ср. 2 Фес. 3:13).

Автор Послания к Евреям упоминает и «общительность», или щедрость, как конкретное доброе дело. Это включает жертвенное раздаяние личных ресурсов для удовлетворения нужд других (Марк. 12:42-44; Деян. 2:45; 4:3637; 2 Кор. 8:1-4; 9:6-7; ср. Лук. 12:33; Фил. 2:30). Апостол Павел проиллюстрировал филиппийцам многие аспекты подлинной общительности и похвалил их за пример настоящей жертвенной щедрости по отношению к нему:

Я весьма возрадовался в Господе, что вы уже снова начали заботиться обо мне; вы и прежде заботились, но вам не благоприятствовали обстоятельства. Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всём, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии, и в недостатке. Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе. Впрочем, вы хорошо поступили, приняв участие в моей скорби. Вы знаете, филиппийцы, что в начале благовествования, когда я вышел из Македонии, ни одна церковь не оказала мне участия подаянием и принятием, кроме вас одних; вы и в Фессалонику и раз, и два присылали мне на нужду. Говорю это не потому, чтобы я искал даяния; но ищу плода, умножающегося в пользу вашу. Я получил всё и избыточествую; я доволен, получив от Епафродита посланное вами, как благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу. Бог мой да восполнит всякую нужду вашу по богатству Своему в славе Христом Иисусом (Фил. 4:10-19).

В-пятых, уверовавшие, примирённые с Богом грешники сами являются ещё одной жертвой, приносимой Богу. Павел описывает эту духовную жертву римлянам:

Но писал вам, братья, с некоторой смелостью, отчасти как бы в напоминание вам, по данной мне от Бога благодати быть служителем Иисуса Христа у язычников и совершать священнодействие благовествования Божьего, чтобы это приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно Богу (Рим. 15:15-16).

Апостол рассматривал души тех, кого Бог спас через него для Христа, как духовные жертвы, благоприятные Богу.

Жертвенная смерть Христа, ставшая следствием Его любви к грешникам, указывает на шестую духовную жертву верующих — их жертвенную любовь друг к другу (4:8; Матф. 22:37-39; Марк. 12:33; Иоан. 13:34-35; 2 Пет. 1:7; 1 Иоан. 4:7, 21; 5:1; Рим. 12:10; 1 Кор. 10:24; 13:4-7; Гал. 5:13; 1 Фес. 4:9; Евр. 6:10). Павел призывает ефесян: «Итак, подражайте Богу, как дети возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное» (Ефес. 5:1-2). Богу благоугодна любовь к другим, проявляемая в бескорыстном смирении.

И, наконец, как надлежащие духовные жертвы в Новом Завете изображены молитвы (4:7; Матф. 6:6; Марк. 1:35; Иак. 5:16; Ефес. 6:18; Фил. 4:6; 1 Тим. 2:1-2, 8). Апостол Иоанн в начале своего видения седьмой печати отождествил молитвы святых с жертвами:

И пришёл другой ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. И вознёсся дым фимиама с молитвами святых от руки ангела пред Богом (Откр. 8:3-4; ср. Лук. 1:8-10).

Эти приношения вместе с данным от Бога фимиамом наглядно свидетельствуют, что Бог принимает достойно принесённые молитвы верующих. Молитва как духовная жертва часто недооценивается или упускается, но у ранней Церкви на неё был правильный взгляд. Иоанн Златоуст, один из отцов Церкви и архиепископ константинопольский в начале V века, отмечал следующее о необходимости молитвы:

Сила молитвы угашала силу огня, укрощала ярость львов, останавливала безвластие, прекращала войны, усмиряла стихии, изгоняла бесов, разрывала цепи смерти, открывала врата небес, смягчала болезни, отражала нападки, спасала города от разрушения, останавливала солнце и отвращала удары молнии. Молитва — это самый эффективный доспех, не теряющее цены сокровище, неисчерпаемый источник, всегда безоблачное и недоступное бурям небо. Молитва — это корень, источник, матерь тысяч благословений (Цит. по E. M. Bounds, Purpose in Prayer [Chicago: Moody, n.d.], 19).

Духовные привилегии верующих начинаются в тот момент, когда Дух Святой вводит их в спасительный союз с Иисусом Христом. С этого момента они получают доступ в самое присутствие Божье как священники, имеющие честь приносить различные духовные жертвы, которые фактически являются характеристикой их христианской жизни. Одна из главных функций в миссии церкви по распространению Божьего Царства — побуждать верующих исполнять свои священнические обязанности. Это, более всяких внешних признаков, и является божественной мерой успеха церкви.