16. Приобретение неверующего мужа для Господа (3:1-7)

Также и вы, жёны, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, образом жизни жён своих без слова приобретаемы были, когда увидят вашу чистую, богобоязненную жизнь. Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. Так некогда и святые жёны, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям. Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы — дети её, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха. Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с жёнами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, чтобы не было вам препятствия в молитвах (3:1-7)

Если верующие хотят иметь достойное подражания свидетельство в этом неверующем мире, они должны безупречно жить в четырёх основных сферах установленного Богом социального взаимодействия, о которых говорит Пётр: общество (2:13-17), работа (2:18-25), семья (3:1-7) и церковь (3:8-9). В отношении трёх светских сфер жизни Апостол повелевает верующим быть достойными свидетелями Евангелия (2:9), чтобы положительно влиять на мир, а также чтобы заградить уста противникам веры (2:12-15).

Этот вступительный раздел 3-й главы касается третьей сферы, самой малой ячейки социального устройства, созданной Богом, — семьи. В двух других областях требуется послушание гражданской власти (2:13-14) и работодателям (2:18). Вопрос послушания также крайне важен и в семье, начиная с послушания жены мужу. Здесь Пётр адресует шесть стихов жёнам, рассуждая об их послушании мужьям, и один — мужьям, говоря об их служении потребностям жён. На первый взгляд, такое разделение может показаться несбалансированным. Но в дни Петра, когда жена становилась христианкой, потенциальных проблем у неё было намного больше, чем у мужа, который, к примеру, первым становился верующим. В том обществе женщины считались по достоинству ниже мужчин. И если жена становилась христианкой, а муж оставался неверующим, то её решение выглядело как пренебрежение по отношению к мужу, вызывая у него стыд и смущение, и впоследствии часто приводило к конфликту.

Обязанность жены

Также и вы, жёны, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, образом жизни жён своих без слова приобретаемы были, когда увидят вашу чистую, богобоязненную жизнь. Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. Так некогда и святые жёны, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям. Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы — дети её, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха (3:1-6)

В греко-римской культуре I века женщин мало уважали, а то и вообще не уважали. Пока девушка жила в доме отца, она подчинялась римскому закону patria potestas («власть отца»), в соответствии с которым отцам принадлежало полное право на жизнь и смерть своих детей. Мужья имели такую же законную власть над жёнами. Общество рассматривало женщин как простых служанок, которые должны были находиться дома и быть послушными своим мужьям. Если женщина решала принять Евангелие, то подобное самостоятельное решение изменить религию могло привести к серьёзному неодобрению со стороны неверующего мужа. Поэтому, когда женщина становилась христианкой, ей необходимо было знать, как относиться к мужу, чтобы приобрести и его для Евангелия. Как и во взаимоотношениях верующих с гражданской властью и работодателями, её основная обязанность заключалась в послушании.

Прежде всего, на верующей жене лежит обязанность оставаться со своим неверующим мужем. Если он согласен жить с ней, она не должна разводиться с ним: «Жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с ней, не должна оставлять его» (1 Кор. 7:13; ср. ст. 39; Рим. 7:2-3). Апостол Павел продолжает, говоря, что неверующая сторона пользуется благословениями свыше, которые верующая половина получает от Бога: «Ибо неверующий муж освящается женой верующей, и жена неверующая освящается мужем верующим» (1 Кор. 7:14). Однако, если неверующий муж не хочет жить со своей верующей женой, ей не нужно принуждать его к этому, потому что такое принуждение не приведёт ни к чему, кроме конфликта, а верующие призваны к миру: «Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь» (ст. 15). Когда узы разорваны на подобном основании, верующая сторона свободна и может повторно вступить в брак в Господе, как и в случае смерти (ст. 39).

То, что женщины-христианки в Господе духовно равны мужчинам, явно видно из слов Апостола Павла галатам: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:2728). Тем не менее, Бог наделил жён определёнными обязательствами перед их мужьями, и Пётр в этом разделе перечисляет их: послушание, верность и скромность.

послушание и верность Также и вы, жёны, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, образом жизни жён своих без слова приобретаемы были, когда увидят вашу чистую, богобоязненную жизнь (3:1-2)

Слово «также» служит ссылкой на два ранее упомянутых примера послушания: граждан — властям (2:13), и слуг — господам (2:18). Тот же греческий глагол хупотассо, переведённый как «повинуйтесь» и рассматриваемый в связи с двумя предыдущими ссылками, встречается также здесь; и он употреблён в настоящем времени, среднем залоге, подчёркивая возвратное действие. Новозаветное употребление этого слова, означающего «повиноваться», «быть послушным» или «быть ниже по чину», является весьма распространённым (ср. 2:18; 3:5; 5:5; Лук. 2:51; 10:17, 20; Иак 4:7; Рим. 8:7; 10:3; 13:1, 5; 1 Кор. 14:32, 34; 15:27; 16:16; Ефес. 1:22; 5:21, 24; Фил. 3:21; Тит. 2:9; 3:1; Евр. 2:5, 8; 12:9). Апостол Павел по вдохновению Духа Святого также учил, что жёны должны повиноваться своим мужьям как руководителям (Ефес. 5:22-23; Кол. 3:18; Тит. 2:4-5). Повиновение не подразумевает какой- либо нравственной, интеллектуальной или духовной ущемлённости в семье, на работе или в обществе в целом. Но таков Божий замысел в отношении ролей, необходимый для блага человечества. Подобным образом, командир не превосходствует над подчинёнными ему войсками, но его командование необходимо для надлежащего функционирования подразделения. То, что Пётр в данной цитате конкретно упоминает мужей, указывает на тесную связь мужа и жены в браке и подчёркивает, что Апостол не повелевал женщинам быть рабынями для всех мужчин в любых обстоятельствах. Павел также раскрывает Божий замысел в отношении авторитета и подчинения во взаимоотношениях мужчин и женщин в церкви (1 Кор. 11:3, 8-9; 1 Тим. 2:11-14; ср. 1 Кор. 14:34).

Фраза «не покоряются слову» описывает состояние неверующих мужей, которые отвергают Евангелие (ср. 2 Фес. 1:8-9; Евр. 4:2). Но если жена- христианка, несмотря на враждебное отношение своего мужа к Господу, будет продолжать повиноваться ему, то станет тем орудием, посредством которого Бог приобретёт его для Христа без слова. Это выражение подразумевает не Слово Божье, а слова из уст жены. Ранее в послании Пётр ясно заявил о важности Писания для спасения человека, сказав, что верующие — это люди, «возрождённые не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божьего, живого и пребывающего вовек» (1:23; ср. Рим. 10:17). Суть сказанного здесь Петром заключена в том, что благочестивое поведение жены — это самое ценное свидетельство, способное открыть сердце мужа для Евангелия. Конечно, он должен услышать слова спасения и, возможно, из её уст. Но жена только тогда сможет по-настоящему привлечь внимание мужа к Евангелию, когда он увидит её послушание и верность. И жизнь верующего в этих самых тесных взаимоотношениях помогает сделать благодать Христа достойной доверия (ср. Матф. 5:16).

Вежливое, милосердное и смиренное отношение — самое эффективное орудие благовестия, имеющееся в распоряжении верующей жены (ср. Прит. 31:26; Матф. 5:16; Фил. 2:15; Тит. 2:3-5). Непосредственное отношение к этому имеет обязанность жить чисто и богобоязненно, демонстрируя своё освящение во Христе безупречным, целомудренным поведением перед Богом и перед мужем. Греческое слово фобос («страх»), переведённое как «богобоязненная», используется в 2:17 для описания должного отношения тех, кто чтит Самого Бога (ср. Прит. 24:21). Это именно то, что требует от жён Священное Писание: «Жёны, повинуйтесь своим мужьям, как Господу» (Ефес. 5:22). А это значит, что жена оказывает своему мужу честь и уважение, как Самому Господу. Эта тема будет развита и проиллюстрирована при объяснении 6-го стиха в следующей части главы.

скромность Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. Так некогда и святые жёны, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям. Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы — дети её, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха (3:3-6)

Этот текст не запрещает жёнам вообще делать причёски, носить украшения или красивую одежду. В книге Песнь Песней Соломона описывается, как украшала себя невеста (напр., Песн.П. 1:10; 4:11; 7:2). Смысл в том, чтобы это не было всепоглощающим занятием или главной заботой в деле привлечения неверующего мужа к Христу. В греко-римском мире женщины часто чрезмерно увлекались украшением своей внешности: использовали самую дорогую косметику, выкрашивали волосы в странные цвета, придумывали замысловатые причёски и носили — особенно на голове — дорогие украшения, венчающие их изысканный наряд. Но плетение волос, золотые уборы и нарядность в одежде не способствовали духовным переменам. Такие поверхностные интересы до сих пор поглощают время и внимание женщин. Тем не менее, данное повеление по-прежнему относится к женщинам-христианкам, особенно к тем, у кого неверующие мужья.

Задолго до дней Петра Бог через пророка Исаию осудил чрезмерное, показное пристрастие женщин к внешним украшениям:

И сказал Господь: «За то, что дочери Сиона надменны и ходят, подняв шею и обольщая взорами, и выступают величавой поступью и гремят цепочками на ногах, — оголит Господь темя дочерей Сиона, и обнажит Господь срамоту их». В тот день отнимет Господь красивые цепочки на ногах и звёздочки, и луночки, серьги, и ожерелья, и опахала, увясла и браслеты, и пояса, и сосуды с духами, и привески волшебные, перстни и кольца в носу, верхнюю одежду и нижнюю, и платки, и кошельки, светлые тонкие епанчи и повязки, и покрывала. И будет: вместо благоухания — зловоние, и вместо пояса будет верёвка, и вместо завитых волос — плешь, и вместо широкой епанчи — узкое вретище, вместо красоты — клеймо. Мужчины твои падут от меча, и храбрые твои — на войне (Ис. 3:16-24; ср. Иер. 2:32).

Вместо того чтобы увлекаться своим внешним видом, жёны-христианки должны посвящать себя украшению сокровенного сердца человека. (Словом «человек»переведён греческий термин антропос, показывая употребление мужского рода даже для описания женщин). Христианки должны показывать внутреннюю красоту своей духовной добродетели. Павел увещал верующих женщин, чтобы они «в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не дорогой одеждой, но добрыми делами, как прилично жёнам, посвящающим себя благочестию» (1 Тим. 2:9-10; объяснение стихов см. в Джон Ф. Мак-Артур, «Толкование книг Нового Завета: 1-е Послание к Тимофею» [Славянское Евангельское Общество, 2000], стр. 92-96).

В частности, верующая жена должна отличаться не проходящей красотой, следующей земной моде, которая сегодня есть, а завтра её уже нет, а буквально нетленной красотой. Это же слово («нетленный») используется в 1:4, где оно описывает вечное наследие верующего на небесах. Жёны- христианки должны не гоняться за временной красотой, а украшать себя благочестием. «Кроткий» происходит от слова, описывающего скромность и смирение; «молчаливый» означает «тихий» или «безмятежный». Такие черты характера в духе верующей жены являются свидетельством её истинной внутренней красоты, которая драгоценна пред Богом и способна не только сделать жену ценной и привлекательной для мужа, но и продемонстрировать красоту и ценность возрождения.

Конечно, возможно и такое, что внешний вид женщины будет настолько неопрятным и неприглядным, что приведёт в смущение и разочарование мужа, для которого подобное безразличие во имя Христа сделает Евангелие оскорбительным. Это будет духовно настолько же пагубным, как и чрезмерное увлечение внешностью. Господу более всего угодно, когда скромное, но продуманное и приятное украшение внешности верующей женщиной отражает её внутреннюю, духовную красоту, заложенную в ней Христом.

Некогда, то есть во дни Ветхого Завета, многие верующие женщины (святые жёны) олицетворяли эти принципы послушного и скромного благочестия своей жизнью (ср. Руф. 3:11; Прит. 31:10-31). Пётр говорит, что они украшали себя, повинуясь своим мужьям. Поэтому его призыв к такому поведению не выходит за пределы реальности, и в качестве примера Апостол приводит Сарру, отмечая, что она в такой степени повиновалась Аврааму, что называла его господином. Причастие калоуса (называя) стоит в настоящем времени, указывая на постоянное уважение Сарры к Аврааму — она относилась к нему как господину.

Когда Павел писал, что верой все святые являются детьми Авраама, он имел в виду, что верующие идут той же тропой, которой шёл этот патриарх. Авраам — ветхозаветный пример доверия Божьему Слову, и все поступающие так сейчас принадлежат к той же семье веры (Рим. 4:1-16; Гал. 3:7-29).

Подобным образом, все верующие жёны, которые следуют примеру послушания и скромности, установленному Саррой, в этом смысле становятся её детьми. Жёны, наследующие пример Сарры, дали себе обещание делать добро, даже если испытывают серьёзный страх в отношении того, куда такое послушание неверующему мужу может привести. Греческое слово птоесис, переведённое как «страх», — сильный термин, означающий «устрашение» или «запугивание». Тех, которые верны в послушании, потому что это правильное и доброе дело, и не смущаются подобного запугивания (ср. Пс. 26:1; Прит. 1:33; 29:25; 1 Иоан. 4:18; 2 Тим. 1:7), Господь может использовать для спасения их мужей.

Обязанность мужа

Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с жёнами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, чтобы не было вам препятствия в молитвах (3:7)

Слово «также» вновь указывает на обязанность послушания (2:13, 18; 3:1). На этот раз оно говорит о верующем муже, который послушанием служит своей жене. Мужья исполняют это повеление, придерживаясь трёх основных обязательств в попечении о нуждах своих жён: проявляя внимательность, благородство и дружеское общение.

внимательность обращайтесь благоразумно с жёнами (3:7а)

Во-первых, мужья должны обращаться со своими жёнами благоразумно, что подразумевает проявление внимательности с их стороны. Слово «благоразумно» говорит о понимании и проявлении внимательности к самым глубоким душевным и физическим потребностям жены. Глагол сунойкоунтес, переведённый как «обращайтесь», означает «проживать совместно» и подразумевает тесную связь и заботу о том, с кем живут. Верующие мужья, находясь в узах брака, должны всегда поддерживать и лелеять своих жён:

Мужья, любите своих жён, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё, чтобы освятить её, очистив омовением водным посредством слова; чтобы представить её Себе славной Церковью, не имеющей пятна, или порока, или чего-либо подобного, но чтобы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жён, как свои тела. Любящий свою жену любит самого себя (Ефес. 5:25-28; ср. Прит. 5:18-19; 1 Кор. 7:3-5).

благородство как с немощнейшим сосудом (3:7б)

Муж-христианин также должен относиться к своей жене по-рыцарски, понимая, что она слабее, поскольку она женщина. Как послушание изначально не подразумевает более низкого положения того, кто его проявляет (см. объяснение ст. 1), так и слово «немощнейший» не означает, что жена по природе слабее по характеру или ниже интеллектуально, чем муж. Слово «немощнейший» также не говорит, что женщины духовно в чём-то уступают мужчинам (ср. Гал. 3:28). Смысл его состоит в том, что женщины обладают меньшей физической силой. Помня об этом, мужья-христиане должны жертвенно заботиться о жёнах и защищать их (ср. 1 Цар. 1:4-5; Ефес. 5:23, 25-26; Кол. 3:19; 1 Тим. 5:8), независимо от того, верующие они или нет.

дружеское общение оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, чтобы не было вам препятствия в молитвах (3:7в)

В-третьих, муж должен быть другом для своей жены, как сонаследницы, имеющей часть в благодатной жизни. Здесь подразумевается не вечная жизнь, а истинная, тесная дружба, доступная только тем, кто приобрёл самый благословенный Божий дар в этой жизни — брак. Пётр называет брак благодатной жизнью, потому что «благодать» (харис) означает «незаслуженное расположение» (ср. Иак. 4:6; Рим. 1:5; 3:24; 5:15, 17; 12:3; 15:15; 2 Кор. 8:1; 9:8; Гал. 2:9; Ефес. 2:7; 3:2, 7; 4:7; 4:29; 2 Тим. 1:9; Евр. 4:16). Брак — это божественное провидение, данное человеку, независимо от его отношения к Даятелю. Дружеское общение в браке, — огромное благословение, которое обретает человек в этой жизни, — было чуждой концепцией для греко-римской культуры дней Петра. Мужья не стремились к тому, чтобы иметь дружеские отношения со своими жёнами, ожидая, что жёны будут только смотреть за домом и рожать детей. Муж-христианин, наоборот, должен использовать всё богатство взаимоотношений в браке, заложенное в него Богом, чтобы оказать честь жене. И проявлениями этого должны быть внимательность, благородство и дружеское общение. Наградой, которую Бог обещает любящему, заботливому мужу (ср. Пс. 65:18; Ис. 59:2; Иоан. 9:31; Иак. 4:3), будет отсутствие у него препятствий в молитвах. Здесь могут иметься в виду молитвы конкретно о спасении неверующей жены, однако ничто в тексте не ограничивает их этим. Предупреждение дано явно с намёком на то, что если верующий муж не исполняет своих обязанностей по отношению к жене, то Бог может не ответить на его молитвы. Более серьёзного божественного предупреждения для верующего мужа, чем это, — то есть что его молитвы не будут услышаны и отвечены, — не может быть (ср. Иоан. 14:13-14). Это суровое лишение божественного благословения показывает, насколько важна забота мужа-христианина о своей жене для их совместной благодатной жизни.

Ключом к положительному свидетельству неверующей супруге является примерная христианская жизнь верного, послушного супруга. Такое послушание угодно Богу и является свидетельством, которое приносит честь и славу Христу в глазах неверующей супруги.