17. Любовь к жизни и добрым дням (3:8-12)

Наконец будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосердны, дружелюбны, смиренномудры; не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение. Ибо, «кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей. Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему, потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его — к молитве их, но лицо Господа против делающих зло, чтобы истребить их с земли» (3:8-12)

В Декларации независимости есть хорошо известная фраза «жизнь, свобода и стремление к счастью». Это стремление автор Декларации Томас Джефферсон перечислил среди неотъемлемых прав, данных Богом людям. Для большинства представителей постмодернистского общества сегодня стремление к идеалу Джефферсона означает погоню за предметами личного наслаждения, такими как деньги, дома, машины, отпуска, дорогая одежда, изысканная пища, лучшие места на спортивных и развлекательных мероприятиях, а также здоровье и хорошая физическая форма. Иногда это стремление включает более низменные аспекты гедонистической жизни, такие как беспорядочная половая жизнь, употребление алкоголя и так называемых лёгких наркотиков (напр., марихуана, крэк, экстази и метамфета- мины). Однако печальная реальность состоит в том, что всё это — временная лихорадка, которой абсолютно незнакома по-настоящему счастливая жизнь, приносящая подлинное удовлетворение сердцу.

Одним из самых печально известных олицетворений гедонистической жизни XX столетия был знаменитый писатель-романист Эрнст Хемингуэй. Автор таких известных произведений как «И восходит солнце», «Прощай, оружие!» и «Старик и море», Хемингуэй своим авангардистским образом жизни завоевал и печальную славу. Он не обращал внимания ни на учение Библии, ни на традиционную систему ценностей, но изо всех сил гонялся за «хорошей жизнью». Его литературный талант снискал ему славу, престиж и принёс большие деньги, позволив искать удовольствий по всему миру: то в охотничьих и рыболовных экспедициях, то в вечеринках и встречах знаменитостей, то в пьянстве, то в участии в нескольких войнах и революциях, то в беспорядочных половых связях с женщинами. Однако ничто из перечисленного в итоге не принесло Хемингуэю сколько-нибудь продолжительного, подлинного счастья и удовлетворения. Его жизнь закончилась трагически в один из дней 1961 года, когда он покончил с собой, выстрелив себе в голову из ружья.

Даже на страницах Священного Писания есть примеры людей, гонявшихся за «хорошей жизнью», но не там, где нужно. У Соломона были несметные богатства: земли, дворцы, колесницы и лошади, золото и серебро, и множество красивых женщин. Как царь Израиля, он также имел неограниченную власть и влияние. Казалось бы, у него было всё, что включает в себя хорошая жизнь. Кстати, во 2 Пар. 9:3-4 говорится, что когда царица Савская посетила Соломона и увидела его бесчисленные богатства, безграничную власть и впечатляюще красивую внешность, у неё просто перехватило дух. Но в конце своих дней Соломон не испытывал полноты радостей жизни и не был доволен. В Еккл. 2:17 он писал: «И возненавидел я жизнь, потому что противны стали мне дела, которые делаются под солнцем; ибо всё — суета и томление духа». Царь понял, что хорошая жизнь заключается не в великих достижениях и большом знании (Еккл. 1:12-14, 16). Не нашёл он её также и в удовольствиях (2:3) или в материальных благах (2:4-11). В итоге он пришёл к отрезвляющему выводу, что в жизни больше угнетения, чем добра:

И обратился я и увидел всякие угнетения, какие делаются под солнцем: и вот, слёзы угнетённых, а утешителя у них нет; и в руке угнетающих их — сила, а утешителя у них нет. И ублажил я мёртвых, которые давно умерли, более живых, которые живут доныне; а блаженнее их обоих тот, кто ещё не существовал, кто не видел злых дел, какие делаются под солнцем (Еккл. 4:1-3).

Верующие же должны любить жизнь, дарованную им Богом, и наслаждаться её благами, но не у всех так бывает. Пётр понимал, что верующие не ограждены от различных серьёзных трудностей, которые лишают человека радости (1:6). Как обсуждалось ранее в этом толковании, вера христиан делает их самих пришельцами в агрессивном и враждебном обществе (2:11), а гонения и страдания — частью их жизни в нечестивом окружении (2:20-21; 3:14-15, 17; 4:1, 12, 19; 5:10). Тем не менее, Пётр в этом разделе говорит о верующем, как о том, «кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни» (ст. 10), и объясняет, как это желание осуществить. Здесь можно увидеть четыре основных увещания, вышедших из-под пера Апостола, в отношении любви к жизни и провождению добрых дней даже среди нависших больших тревог: правильное отношение, правильная реакция, правильный подход и правильное побуждение. Апостол завершает обсуждение поведения христиан в нечестивом мире, начатое в 2:11, фразой то де телос в 3:8а, переведённой как «наконец». Это не конец Послания, а завершение раздела. После перечисления конкретных указаний, касающихся взаимоотношений с властью (2:13-17), взаимоотношений на рабочем месте (2:18-20) и взаимоотношений с неверующими супругами (3:1-7), Пётр даёт верующим общее наставление, которое откроет для них дверь в жизнь, полную благословений, имеющихся у Бога для их наслаждения.

Правильное отношение

будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосердны, дружелюбны, смиренномудры (3:86)

Всё начинается с правильного отношения. Эта богоугодная позиция состоит из пяти духовных добродетелей.

Во-первых, верующие должны быть единомысленными. Сложносоставное слово гомофронес, переведённое как «единомысленны», буквально означает «единое мышление». Верующие должны жить в согласии, сохраняя общую посвящённость истине, которая производит в отношениях друг с другом внутреннее единство сердец (ср. Рим. 12:5, 16; 1 Кор. 10:17; 12:12; Гал. 3:28; Фил. 2:1-5). Верующие не должны конфликтовать друг с другом, даже в условиях жестоких гонений:

Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, — приду ли я и увижу вас или не приду, — слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру евангельскую, и не страшитесь ни в чём противников. Это для них есть предзнаменование погибели, а для вас — спасения. И это от Бога (Фил. 1:27-28).

Иисус наставлял учеников: «Заповедь новую даю вам: да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Иоан. 13:34-35). В Своей первосвященнической молитве Иисус искренне молился 0 духовном единстве всех верующих (Иоан. 17:20-23), на что и получил ответ. Все верующие едины во Христе (Ефес. 4:4-6; ср. 1 Кор. 6:17; 8:6). Данная духовная реальность должна быть основанием для атмосферы согласия в церкви. Ранняя Церковь была примером единства (Деян. 2:42-47).

Слово «сострадательны», — вторая составляющая, необходимая для полноценной христианской жизни, — является переводом греческого термина сумпатеис, который означает «иметь те же чувства». Христиане должны объединиться вокруг истины, но им также необходимо быть готовыми сострадать болям других, даже незнакомых для них людей (ср. Матф. 25:3440; Иак. 1:27; Евр. 13:3). Подобно Христу, сострадающему Первосвященнику (Евр. 4:15), они должны сострадать другим как в радостях, так и в печалях (Рим. 12:15; 1 Кор. 12:26; 2 Кор. 2:3; Кол. 3:12; ср. Иоан. 11:35; Иак. 5:11). Верующие не должны быть равнодушными, безразличными и строгими даже по отношению к неверующим, когда те страдают и борются с жизненными проблемами (ср. Матф. 9:36; Лук. 13:34-35; 19:41). Святым нужно стать рядом с ними, чтобы, сопереживая, донести таким людям Божью спасающую истину (ср. Деян. 8:26-37).

В-третьих, Пётр употребил греческий термин филадельфой, переведённый как «братолюбивы». Первая часть слова происходит от глагола филео («любить») и передаёт эмоции людей, имеющих близкие взаимоотношения. Те, кто проявляет подобные чувства, делают это, бескорыстно служа друг другу (Деян. 20:35; 3 Иоан. 6; Рим. 14:19; 15:2; 2 Кор. 11:9; Фил. 4:14-16;

1 Фес. 5:11, 14). Такое служение начинается с верующих в церкви и затем распространяется на окружающий мир.

Слово «милосердны» является переводом греч. термина еусплагхной, корень которого имеет отношение к внутренним органам и иногда переводится как «кишки» или «внутренности» (напр., Деян. 1:18). Чувства, эмоции оказывают внутреннее воздействие, поэтому данное слово обозначает сильные переживания (Ефес. 4:32; ср. 2 Кор. 7:15; 1 Фес. 2:8). Как и слово «сострадательны», это выражение призывает так проникнуться болью других, чтобы глубоко её прочувствовать, подражая исполненному любви состраданию, какое Бог через Своего Сына имеет к грешникам (ср. Матф. 23:37; Лук. 13:34; 19:41-42; Иоан. 11:35).

Последним в списке причин для наслаждения добрыми днями в христианской жизни стоит слово тапейнофронес, переведённое как «смиренномудры». Смирение, возможно, является самой насущной, всеохватывающей добродетелью христианской жизни (5:5; Матф. 5:3; 18:4; Лук. 14:11; 18:14; Иак. 4:6; Ефес. 4:1-2; Кол. 3:12; ср. Пс. 33:3; Прит. 3:34; 15:33; 22:4). Павел употребил форму этого греческого слова, обращаясь к филиппийцам: «Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого выше себя» (Фил. 2:3). Годами раньше Иисус на личном примере подчеркнул важность смирения, сказав: «Возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим» (Матф. 11:29; ср. Фил. 2:5-8).

Радость жизни во Христе достигает пика, когда верующие объединены истиной и общением друг с другом, мирны по характеру, исполнены благодати к тем, кто нуждается в Евангелии, чутки к страданиям падших грешников, жертвенны в заботливом служении другим, сострадательны, а не грубы, и, более всего, смиренны, как их Спаситель.

Правильная реакция

не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение (3:9)

Благочестивый подход к жизни включает в себя не только правильные действия, движимые соответствующими побуждениями, но и правильную реакцию на плохое обращение. Призыв «не воздавайте злом за зло» начинается с повелительного причастия настоящего времени, выражающего запрет (ме аподидонтес), которое также может означать «перестать воздавать». Если верующий не мстит за зло ещё большим злом, он и не должен начинать; если же мстил, то должен прекратить (ср. Лев. 19:18; Втор. 32:35-36; Прит. 20:22; 24:29; Рим. 12:19; Евр. 10:30).

Словом «зло» переведено греческое какое, которое означает врождённую испорченность, а не просто плохие слова или поступки. Верующие не должны мстить, когда злонравные люди плохо с ними обращаются. Пётр вторит поучению Иисуса в Нагорной проповеди:

Вы слышали, что сказано: «Око за око и зуб за зуб». А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся. Вы слышали, что сказано: «Люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного (Матф.

5:38-45а; ср. Ис. 53:7; Лук. 23:34; Деян. 7:60; Рим. 12:14, 17; 1 Кор. 4:12; 1 Фес. 5:15).

И снова, как и в случае с правильным отношением (ст. 8), примером для верующих является Христос (см. обсуждение текста 2:21-23 в 15-й главе толкования).

Обращаясь к теме слов, Пётр призывает своих читателей не воздавать ругательством за ругательство. Термин «ругательство» (греч. лойдориа) означает «оскорбительная брань», «проклятие» или «злословие» и является корнем слова, переведённого в 2:23 как «злословим». Для верующих мстить таким образом неприемлемо (Ефес. 4:29; Кол. 3:8; ср. Прит. 4:24; 19:1; Еккл. 5:6). Апостол Павел стремился правильно отвечать врагам: «Злословят нас — мы благословляем» (1 Кор. 4:12), и напоминал другим верующим, чтобы они не были злоречивыми (6:10) и даже не общались с теми, кто это делает (5:11). В Деян. 23:1-5 есть одна история, где Павел оказался виновным в мстительном оскорблении:

Павел, устремив взор на синедрион, сказал: «Мужи братья! Я всей доброй совестью жил пред Богом до сего дня». Первосвященник же Анания стоявшим перед ним приказал бить его по устам. Тогда Павел сказал ему: «Бог будет бить тебя, стена подбелённая! Ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня». Предстоящие же сказали: «Первосвященника Божьего поносишь?» Павел сказал: «Я не знал, братья, что он первосвященник; ибо написано: „Начальствующего в народе твоём не злословь“».

Вместо того чтобы мстить в ответ на враждебное отношение, верующие, напротив, должны благословлять. Термин еулогиа, переведённый как «благословлять», означает «хвалить» или «говорить о других хорошо» (ср. Лук. 1:42). Наставление Петра имеет практическое применение в нескольких сферах.

Во-первых, христиане могут благословлять людей, проявляя к ним безусловную любовь (Иоан. 13:34; 15:12; Иак. 2:8; 1 Иоан. 3:23; 4:7; Рим. 12:910; Кол. 2:2; 3:14; 1 Фес. 4:9). Во-вторых, они могут благословлять, молясь о спасении неверующих (ср. Матф. 5:44; 1 Тим. 2:1-4) или об освящении собратьев-христиан. В-третьих, верующие могут благословлять людей, выражая за них благодарность Богу (Рим. 1:8; 1 Кор. 1:4; 2 Кор. 1:11; Фил. 1:3-5; Кол. 1:3-6; 2 Фес. 1:3). И, наконец, что самое важное, верующие должны прощать тех, кто их гонит (4:8; Марк. 11:25; Лук. 17:4; Кол. 3:13; ср. Быт. 50:20-21; 2 Цар. 18:5; Прит. 19:11). Беседуя с Петром, Иисус совершенным образом проиллюстрировал в притче побуждение для подобного прощения:

Тогда Пётр приступил к Нему и сказал: «Господи! Сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? До семи ли раз?» Иисус говорит ему: «Не говорю тебе: до семи раз, но до семижды семидесяти раз. Поэтому Царство Небесное подобно царю, который захотел произвести расчёт с рабами своими. Когда начал он производить расчёт, приведён был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить. Тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: „Государь! Потерпи на мне, и всё тебе заплачу“. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашёл одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: „Отдай мне, что должен“. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: „Потерпи на мне, и всё отдам тебе“. Но тот не захотел, а пошёл и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видя происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: „Злой раб! Весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?“ И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (Матф. 18:21-35).

Для христиан немыслимо жить по двойным стандартам, как непрощающий раб из притчи. Пётр ясно показывает это, заявляя, что верующие призваны к тому, чтобы наследовать (бесплатно получить) благословение (дар). Суть сказанного Апостолом в том, что верующие, вместо заслуженного Божьего гнева и возмездия за грех, получили божественное, вечное, незаслуженное благословение абсолютного прощения их неоплатного долга перед святым Богом и вечную жизнь с Ним на небесах (Матф. 1:21; Иоан. 10:28; 1 Иоан. 4:9-10; Рим. 5:8-9; 6:23; Гал. 1:4; Ефес. 1:7; Кол. 1:14; 2:13-14; 1 Фес. 5:9). Верующий должен уметь свободно и искренно прощать своего обидчика, поскольку и сам он, и нанесённая ему обида ничтожно малы в сравнении с Божьим величием и с тем, как был оскорблён Бог.

Правильный подход

Ибо, «кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей. Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему» (3:10-11)

Робертсон Мак-Квилкин пишет следующее о важном предположении и убеждении, которые должны иметь все верующие в отношении природы и использования Писания:

Библия обладает авторитетом, поскольку её Автором является Бог. Её заслуженный авторитет над человеческим мышлением и поведением неограничен. Тема «Ибо Писание говорит» неоднократно повторяется на протяжении всего Нового Завета. На самом деле, в Новом Завете употреблено более двухсот прямых цитат из Ветхого Завета. В дополнение к этому, в Новом Завете есть большое количество ссылок на Ветхий. Авторы Нового Завета, следуя примеру Иисуса Христа, строили своё богословие на Ветхом. Для Христа и Апостолов процитировать Библию — означало разрешить вопрос (RobertsonMcQuilkin, Understanding and Applying the Bible, rev. ed. [Chicago: Moody, 1983, 1992], 20).

Как Христос и Апостолы жили и совершали служение согласно высшим нормам Священного Писания, так должны поступать и верующие, желающие наслаждаться Божьим даром жизни (Прит. 6:23; Матф. 4:4; Рим. 15:4; 2 Тим. 3:16; Евр. 4:12). Здесь Пётр иллюстрирует этот принцип, цитируя из псалма в защиту того, чему он только что учил.

Союз «ибо» в начале 10-го стиха связывает ст. 8 и 9 с цитатами Петра из Пс. 33:13-15 в поддержку учения о том, что верующие должны правильно реагировать на враждебность, проявленную к ним. Христианин — описываемый здесь как тот, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни — не должен говорить что-либо такое, что является следствием зла, лежащего в основе безнравственного характера.

Язык часто несдержан и склонен ко греху: «Язык — огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет всё тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны» (Иак. 3:6; ср. 1:26; 3:9-10; Пс. 11:4; Прит. 12:18; 15:2, 4).

Кроме воздержания от словесного возмездия верующие должны удерживать свои уста от лукавых речей. Они должны полностью посвятить себя истине (Пс. 50:8; Прит. 3:3; 23:23; 1 Кор. 13:6; Фил. 4:8; ср. И.Нав. 24:14; 1 Цар. 12:24) и противостоять всякой лжи, обману и лицемерию (Исх. 20:16; Прит. 6:16-19; 10:18; 12:17, 19, 22; Зах. 8:16; Ефес. 4:25; Кол. 3:9). Содержание речи контролируется не устами, а изнутри — как сказал Иисус: «От избытка сердца говорят уста» (Матф. 12:34).

В ст. 11, взятом из Пс. 33:15, содержатся четыре прямых обязательных к исполнению повеления. Во-первых, верующие должны уклоняться от зла (ср. Прит. 3:7; 16:6, 17; Ис. 1:16-17; 1 Фес. 5:22). Глагол «уклоняться» (греч. экклинато) подразумевает резкое неприятие того, что греховно — в этом контексте, греховного отношения к другим, даже к тем, кто гонит святых (ср. Матф. 5:44; Рим. 12:14).

Во-вторых, Пётр повелевает своим читателям делать добро, то есть то, что превосходно по своему качеству, что являет истинную добродетель. Это разительно отличается от современного представления о хорошей жиз ни, когда человек позволяет себе делать всё, что хочет, всё, что приносит удовольствие (секс, наркотики, алкоголь, неумеренные и глупые развлечения), вместо того, чтобы исполнять Божью волю. (Исследование нескольких слов в предыдущей фразе «кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни» ещё сильнее показывает контраст между светским и библейским взглядами на хорошую жизнь. Слово «жизнь» [зоэн, а не биос] подразумевает весь опыт и богатство жизни в полноте, а не просто жизнь в отличие от смерти. Слово «любовь» [агапан] происходит от весьма значительного слова, описывающего данное чувство, и передаёт решительную привязанность или желание [напр., Матф. 22:37-39; Иоан. 13:34-35; 14:15, 23; 21:15-17; 1 Иоан. 3:1, 16; Рим. 5:8; 8:35, 39; 1 Кор. 13:1-4, 8, 13; Ефес. 2:4; 5:25]).

Третье и четвёртое повеления обобщаются, побуждая верующих искать мира и стремиться к нему. Глаголы, переведённые как «ищи» и «стремись», передают усилие и активные действия. (В этой фразе подразумевается аналогия с охотником, настойчиво преследующим свою добычу). Слово «мир» (греч. эйренен) описывает неизменное состояние покоя, которое ведёт к постоянной радости и счастью (ср. Лук. 2:14; 8:48; 19:38; Иоан. 14:27; 16:33; Рим. 5:1; 8:6; 15:13; Гал. 5:22; Фил. 4:7; Кол. 3:15; 2 Фес. 3:16). Христиане должны искать мира и настойчиво достигать его, даже в отношениях с гонителями и другими людьми, не знающими Христа (ср. Рим. 12:18; 14:19; 1 Фес. 5:13; 2 Фес. 3:16). Общество должно знать их как миротворцев — тех, кто всеми силами стремится к согласию с другими, не идя на компромисс с истиной (ср. Матф. 5:9; Иак. 3:17; Рим. 12:18; 14:17, 19; 2 Кор. 13:11; 2 Тим. 2:22).

Правильное побуждение

потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его — к молитве их, но лицо Господа против делающих зло, чтобы истребить их с земли (3:12)

Цитирование Петром слов из Пс. 33:16-17 наглядно закрепляет в реальности то, что должно побуждать верующих жить жизнью угодной Богу. Слова псалмопевца показывают Бога — полновластного, господствующего (Пс. 89:3; 101:26-28; Дан. 4:32; Ефес. 3:11), Который видит всех (Иов. 28:24; Прит. 5:21), знает всех (Пс. 146:5; Рим. 11:33), обязывает всех отчитываться перед Ним за своё поведение (Быт. 2:16-17; Рим. 1:20) и обещает наказать за непослушание (Иез. 18:4; Рим. 6:23). Но для Петра главный вопрос здесь — не суд, а Божья милостивая забота о Своём народе.

«Очи Господа» — обычная ветхозаветная фраза, которая указывает на Божью особую бдительность, заботу о Своём народе (Прит. 5:21; Зах. 4:10).

Иногда эта фраза описывает Божью бдительность по отношению к людям, чтобы судить их (Ам. 9:8; ср. Прит. 15:3), но здесь акцент ставится на Его всеведущей осведомлённости обо всех подробностях жизни верующих (ср. Пс. 138:1-6).

Бог также смотрит на праведных, чтобы слышать молитвы их. Слово деесин, переведённое как «молитва», означает «просьба», «прошение» или «мольба», и относится к молениям верующих к Богу о восполнении их нужд (Пс. 5:3; Матф. 7:7; 1 Иоан. 5:14-15; Фил. 4:6). Бог всегда знает всё, что происходит в жизни Его детей. Для них это является ещё большим побуждением жить, как отметил Пётр, имея уверенность в том, что Господь всегда наблюдает и готов услышать и ответить на их молитвы (4:7; Пс. 49:15; 64:3; 137:3; Рим. 8:26; Евр. 4:16).

С другой стороны, лицо Господа против делающих зло. В отличие от фразы «очи Господа», которая указывает на бдительность, ветхозаветная концепция «лицо Господа» подразумевает суд (ср. Быт. 19:13; Пл.Иер. 4:16). Его очи олицетворяют Божье всевидящее ведение, тогда как лицо Его в данном контексте символизирует проявление Им гнева и недовольства (ср. Пс. 75:7-9). Божий гнев направлен на делающих зло и на непокоряющихся Его Слову (ср. Откр. 6:16).

Христианам, будь-то сегодня или во дни Петра, всегда приходилось сражаться с враждебным миром. Но они могут жить кротко, реагировать на гонения так, как это делал Христос, и оставаться верными Божьим стандартам, потому что у них есть обещание: даже среди трудных обстоятельств Бог смотрит за ними, хранит их и готов излить на них Свои благословения.