18. Защита от враждебного мира (3:13-17)

И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго? Но если и страдаете за праведность, то вы блаженны. «А страха их не бойтесь и не смущайтесь». Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчёта в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением. Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие вашу добрую жизнь во Христе. Ибо, если угодно воле Божьей, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые (3:13-17)

На Западе сегодня резко усиливается неприязнь к библейскому христианству. Однако корням этой враждебности десятки, даже сотни лет. В 1970-ые годы Френсис Шейфер сделал следующий анализ:

В древнем Израиле, когда народ отвернулся от Бога, Его истин и заповедей, данных в Священном Писании, пророк Иеремия воскликнул, что смерть пришла в город. Он говорил не только о физической смерти, но о смерти в более широком смысле слова. Из-за того, что еврейское общество того времени отвернулось от данного ему Господом в Писании, смерть была в самом полисе, то есть это была смерть всей культуры и всего общества.

В наши времена человек, в социологическом смысле, разрушил основу, которая давала ему возможность свободы без хаоса. Гуманисты были полны решимости уничтожить знание о Боге и о том, что Бог не был молчалив, а обращался к людям через Библию и через Иисуса Христа — они полны были такой решимости, несмотря на то, что вместе с уничтожением этого знания пришла гибель системы основных ценностей.

Можно различить два результата потери ценностей и смысла. Первый — это упадок. Взгляните на Таймс Сквер в Нью-Йорке, на пересечении 42-й улицы и Бродвея. Если кто-нибудь попадёт на бывшую некогда прелестной площадь Калверштрат в Амстердаме, он обнаружит, что и она стала такой же неряшливой. То же самое стало с чудесными старыми улицами Копенгагена. Помпеи возвращаются! Приметы Древнего Рима оставляют на нас свои шрамы: упадок, вырождение, развращённость, любовь к жестокости ради жестокости. Ситуация проста. Если мы открываем глаза, мы видим. И если мы видим, мы не можем не испытывать тревоги.

Но следует заметить, что есть ещё один результат утраты современным человеком смысла и ценностей — результат более зловещий, который многие не замечают. Он заключается в том, что формируется элита. Общество не выносит хаоса. Какая-то группа или некая личность непременно заполнит вакуум. Элита предложит нам произвольные нормы — и кто сможет встать на её пути? («Как же нам теперь жить?» [SGP, Чикаго, 1990], стр. 232-233, курсив в оригинале).

Верующие в описанной Шейфером Римской империи дней Петра сталкивались с тем же упадком и моральным разложением, которые наступают на церковь сегодня. Но они сталкивались с ещё более часто встречающейся и открытой агрессией, чем верующие в сегодняшнем обществе. Хотя в некоторых частях земного шара верующие и сегодня подвергаются сильным гонениям, и, вероятно, в последующие годы повсюду будут встречать усиливающуюся враждебность как со стороны властей, так и на личностном уровне со стороны неверующих. Этот раздел обращён ко всем, кто стремится жить благочестивой жизнью во враждебной, нечестивой культуре. Апостол Пётр излагает пять принципов, необходимых верующим, чтобы быть во всеоружии и уметь защитить себя от угроз неверующего, враждебного мира: стремление к добру, готовность страдать (заслуженно или незаслуженно), преданность Христу, готовность защищать веру и чистая совесть.

Стремление к добру

И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго? (3:13)

Риторический вопрос Петра показывает, что обычно люди, даже агрессивно настроенные по отношению к христианству, не делают зла верующим, которые являются ревнителями доброго. С другой стороны, мир без колебаний нападает с открытой враждебностью на шарлатанов и обманщиков, которые обогащаются за счёт других. Слово, переведённое как «доброе», обычно подразумевает жизнь, характеризуемую щедростью, бескорыстием, добротой и заботой о других (ср. Пс. 36:3; 124:4; Прит. 3:27; 11:23; Иак. 3:13, 17; 3 Иоан. 11; 2 Кор. 9:8; Гал. 6:9-10; Ефес. 2:10; Кол. 1:10; 1 Фес. 5:15; 1 Тим. 6:18; Тит. 1:8; 2:7, 14; 3:14; Евр. 13:16). Такой образ жизни способен остановить руку даже самого ярого врага Евангелия (ср. 2:12; Матф. 5:16; Рим. 12:20-21).

Слово «будете» (генесте) обозначает «становиться» и указывает на качество характера верующих, который должен быть добрым и безупречным (ср. Рим. 13:3; Фил. 2:14-16; 2 Тим. 2:20-22). Слово «ревнители» (зелотес)означает «сила» или «энтузиазм» и описывает человека, с большим усердием относящегося к какому-либо делу. В новозаветные времена существовала радикальная политическая партия евреев-патриотов, называвшихся зилотами (от греч. зелотес), которые дали клятву любыми крайними мерами (ложь, грабительство, убийства), даже ценой своей смерти, освободить евреев от иностранного господства. Пётр наверняка был знаком с этим движением, ведь Симон Зилот, один из Двенадцати, вероятно, был членом этой партии (Матф. 10:4; Марк. 3:18; Лук. 6:15; Деян. 1:13). И Пётр хотел, чтобы его читатели были такими же ревнителями в благородном, добром деле (ср. 1 Кор. 14:12; 2 Кор. 7:11; Тит. 2:14; Откр. 3:19).

Конечно, желание быть ревнителем доброго производит благочестивую жизнь — цель и желание всех верующих — что ведёт к святости и потере аппетита к нечестивым развлечениям мира.

Г отовность страдать — заслуженно и незаслуженно

Но если и страдаете за праведность, то вы блаженны. «А страха их не бойтесь и не смущайтесь»… Ибо, если угодно воле Божьей, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые (3:14, 17)

Понятно, что наличие желания делать добро не является стопроцентной гарантией защиты от страданий; оно только может сделать страдания менее частыми. Иисус Христос «ходил, благотворя и исцеляя всех» (Деян. 10:38; ср. Иоан. 10:32), однако враждебный мир, в конце концов, убил Его (Матф. 27:22-23; Лук. 23:23-25; Деян. 2:23; ср. Ис. 53:9). Сам Иисус ясно заявил, что верующие не могут ожидать, что избегут страданий вообще, поскольку их Господь страдал (ср. Матф. 10:24-25; Лук. 6:22; Иоан. 15:20; Деян. 14:22; Фил. 1:29-30; 2 Тим. 3:12; Евр. 12:3-4).

Фраза «но если и» несёт в себе идею «случайности» или «обратного ожидаемому» и относится к глаголу «страдаете» (пасхойте), который в данной (оптативной) форме греческого глагола выражает условие четвёртого типа, подразумевая, что уверенности в приходе страданий нет, но они не исключаются.

Многие христиане в ранней Церкви, включая и некоторых читателей Петра (1:6-7; 2:20; 4:12-16), всё-таки страдали за праведность (Деян. 5:40-41; 7:57-60; 8:3-4; 12:1-4; 13:50; 16:20-24; 17:5-9; 26:9-11) — то есть за своё примерное, благочестивое поведение. Подобным образом и сегодня верные христиане не должны удивляться или бояться, если такие страдания придут, потому что они становятся средством благословения для них (вы блаженны). Каким образом страдания за благочестие делают верующего блаженным? Позже в послании Пётр раскрывает это: «Бог же всякой благодати, призвавший вас в вечную Свою славу во Христе, Сам, по кратковременном страдании вашем, усовершит вас, утвердит, укрепит, соделает непоколебимыми» (5:10, Новый перевод с греч. подлинника).

Пётр не единственный из новозаветных авторов описывает обретение благословения в перенесении страданий. Это делает и Иаков в своём послании: «С великой радостью принимайте, братья мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение. Терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка» (1:2-4). Благословения страданий не ускользнули и от внимания Павла:

Поэтому мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. Ибо кратковременное лёгкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно (2 Кор. 4:16-18).

Апостол Иоанн получил обещание, связанное со страданиями: «Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр. 2:10).

Слово «блаженны» (макариой) подчёркивает не следствие, т.е. счастье или радость, а побуждение к такой привилегии или чести. Елизавета, мать Иоанна Крестителя и родственница матери Иисуса, Марии, сказала о ней: «Благословенна ты между жёнами» (Лук. 1:42). Марию в будущем ожидали многие скорби (2:35), поэтому Елизавета не имела в виду обычное счастье. Она скорее подчёркивала особое благоволение и привилегию родить Христа, данные Марии (1:26-35). Все верующие могут иметь подобную привилегию, участвуя в Его страданиях:

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас (Матф. 5:10-12; ср. Откр. 14:13).

Призыв Петра к читателям не бояться и не смущаться их страха (те. угроз) является ссылкой на слова Исаии: «Не называйте заговором всего того, что народ этот называет заговором, и не бойтесь того, чего он боится, и не страшитесь. Господа Саваофа — Его чтите свято, и Он — страх ваш, и Он — трепет ваш!» (Ис. 8:12-13). Очень важно понимать историческую обстановку, отражённую в этих стихах. В свете неминуемого вторжения Ассирии Ахаз, царь Иудеи, оказался перед лицом кризиса. Цари Израиля и Сирии хотели заключить с ним союз против ассирийцев, но Ахаз отказался. Поэтому Израиль и Сирия угрожали нападением на Иудею. Тем временем Ахаз заключил союз с Ассирией, но пророк Исаия предупреждал его о таком нечестивом союзе и призвал не бояться. Ахаз и народ Иудеи не должны были бояться Ассирии, как Израиль и Сирия, а должны были бояться Бога и верить в Него.

Подобным образом, Пётр писал, что христиане не должны бояться их угроз (букв. их страха), то есть угроз неверующих, которые будут гнать их (ср. Пс. 117:6; Прит. 29:25; Матф. 10:28; Лук. 12:4-5; Деян. 4:23-30). Более того, они не должны смущаться (букв. «дрожать или приходить в замешательство», ср. 4:16, 19).

В своей готовности пострадать верующие должны смело смотреть в лицо любым обстоятельствам (ср. И.Нав. 1:7, 9; 10:25; 2 Цар. 10:12; 1 Пар. 28:10, 20; Езд. 10:4; Пс. 30:25; Марк. 6:50; 1 Кор. 16:13). Страдания должны рассматриваться как возможность получения духовных благословений, а не извинение, чтобы идти на компромисс с верой во враждебном мире. Как живший в XVII столетии английский проповедник и писатель Джон Буньян был заключён в бедфордскую тюрьму за проповедь Евангелия без разрешения, а реформатор Мартин Лютер стоял перед врагами, отказываясь изменить свой взгляд на Писание, так и сегодня христиане должны твёрдо стоять перед лицом опасности и страданий. Верующие, чей разум и чувства сосредоточены на горнем (Кол. 3:2-3), будут радоваться, когда придётся переносить страдания, потому что будут видеть грядущие благословения.

В перенесении страданий открываются две возможности. Во-первых, верующие могут пострадать за добрые дела, принимая эти страдания как часть премудрого, полновластного Божьего плана благословить их жизнь. Во- вторых, они могут пострадать за злые дела, получая ожидаемое наказание от Господа за непослушание Его Слову (ср. 2:20; 4:15-19). Иногда Богу угодно, чтобы верующие страдали за праведность, чтобы впоследствии получить благословения. Божья воля состоит также в том, чтобы согрешающие веру ющие принимали наказание для своей пользы (Евр. 12:5-11). Пётр признаёт, что из двух допустимых возможностей первая уникальна, потому что возникает только, если угодно воле Божьей. Это утешительное обещание. Павел явно усвоил этот урок, потому что он пишет:

И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Поэтому я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен (2 Кор. 12:7-10).

Христиане страдают за праведность, когда этого хочет Сам Господь. Но Бог никогда не хочет, чтобы христиане грешили. Поэтому страдания за грех случаются не потому, что Бог хотел этого, но если они ведут к праведности, то на это всегда есть Божья воля (Евр. 12:11).

Преданность Христу

Господа Бога святите в сердцах ваших (3:15а)

Здесь Апостол снова ссылается на пророка Исаию: «Господа Саваофа — Его чтите свято» (8:13). Когда верующие святят Христа как Господа в своих сердцах, они подтверждают своё послушание Его контролю, указаниям и водительству. Так поступая, христиане провозглашают Божье полновластное величие и своё послушание ему (ср. Втор. 4:35; 32:4; 3 Цар. 8:27; Пс. 89:3; 91:16; 98:9; 144:3, 5; Ис. 43:10; Рим. 8:28; 11:33), демонстрируя, что боятся только Его (И.Нав. 24:22-24; Пс. 21:24; 26:1; 33:10; 110:10; 118:46, 63; Прит. 14:26; Матф. 4:10).

Слово «святить» (хагиасате) означает «отделять» или «посвящать». Но в этом контексте оно также передаёт идею благоговения перед Христом, Его возвеличения и поклонения Ему. Для верующих, которые святят Христа как Господа, Он превыше всего остального, являясь единственным объектом их любви, поклонения, верности и послушания (ср. 2 Пет. 1:10-11; Рим. 13:14; Фил. 2:5-11; 3:14; Кол. 3:4). Они признают Его совершенство (Евр. 7:26-28), превозносят Его славу (Деян. 7:55-56; ср. Откр. 1:12-18), восхваляют Его первенство (Кол. 1:18) и повинуются Его воле (Марк. 3:35; 1 Иоан. 2:17; Рим. 12:2; Ефес. 6:6; Евр. 10:36), понимая, что иногда это включает и страдания.

Такое почтение к Христу как Господу не является внешним, но происходит в сердцах истинных поклонников — даже когда они должны терпеть незаслуженные страдания. Такое повиновение и доверие совершенным целям полновластного Господа даёт силы мужественно, смело и стойко торжествовать в самых неблагоприятных ситуациях.

Г отовность защищать веру

будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчёта в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением (3:156)

Перенесение страданий верующими должно быть не только ради получения благословения; в гонениях они также получают возможность защитить свою веру. Христиане должны быть готовы дать ответ о своей вере. От греческого слова апологиа, переводимого как «ответ», происходит современный термин «апологетика». Это слово часто означало официальную защиту в зале суда (ср. Деян. 25:16; 2 Тим. 4:16), но Павел также использовал его в неофициальном смысле, чтобы показать свою способность отвечать тем, кто сомневался в нём (Фил. 1:16). Слово «всегда» показывает необходимость верующих быть постоянно готовыми дать ответ — либо в суде как официальном месте, либо в неофициальной обстановке — всякому, требующему у них отчёта, почему они так живут и так верят. Отчёт — это просто «слово» или «послание» (греч. логос), призывающее святых в любой момент всякому требующему (настоящее время) дать правильный ответ на вопросы о Евангелии.

Евангелие названо надеждой (упованием) верующих. Упование синонимично с христианской верой, потому что главным побуждением для верующих в принятии Иисуса Христа как Господа и Спасителя является их желание избежать ада и войти в вечную славу (ср. Деян. 26:6; Ефес. 1:18; 4:4; Кол. 1:23; Евр. 10:23). Таким образом, надежда становится ключевым моментом в любом рациональном объяснении, которое верующие способны дать в отношении своего спасения. (Дополнительные мысли в отношении значения надежды см. в обсуждении текста 1:3 во 2-й главе толкования).

Защита верующим своей надежды перед неверующим, который задаёт провокационные вопросы, должна быть твёрдой и бескомпромиссной, но в то же время совершаться с кротостью и благоговением. Кротость означает мягкость или смирение не в смысле слабости, а в смысле отсутствия господства или давления (ср. Ефес. 4:15, «говоря истину в любви»). Эта добродетель характеризовала как Самого Господа, так и Павла: «Я же, Павел… убеждаю вас кротостью и снисхождением Христовым» (2 Кор. 10:1а).

Благоговение показывает преданность Богу, глубокое почитание Его истины и уважение к слушающему (Кол. 4:6; 2 Тим. 2:24-26).

Христиане, которые не могут дать ясного библейского объяснения своей веры (ср. 1 Иоан. 2:14; 1 Фес. 5:19-22), не смогут уверенно отвечать, когда неверующие станут задавать им сложные вопросы (ср. Ефес. 4:14-15). В некоторых случаях такая неуверенность может подорвать и их уверенность в спасении. Нападки неверующего мира могут сокрушить тех, кто не облёкся «в броню веры и любви и в шлем надежды спасения» (1 Фес. 5:8; ср. Ефес. 6:10-17).

Чистая совесть

Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие вашу добрую жизнь во Христе (3:16)

Последнее, что позволит верующим иметь уверенность во враждебном мире, — это чистая совесть. Совесть — это Богом данный внутренний механизм, который либо обвиняет, либо оправдывает человека, действуя как средство осуждения или средство одобрения. В другом толковании я писал:

Совесть — это отражение души; и греческое слово сунейдесис (совесть), и его современный эквивалент несут в себе идею самопознания. Даже те, у кого нет Божьего записанного закона, имеют врождённое нравственное понимание правильного и неправильного: «Ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон» (Рим. 2:14). Совесть либо одобряет правильное поведение, либо осуждает греховное.

Однако совесть не безошибочна. Как уместно отмечает Колин Дж. Круз, она не является ни Божьим голосом, ни Его нравственным законом:

Совесть нельзя приравнивать к голосу Бога или даже к нравственному закону; скорее это человеческая способность, которая судит человеческие поступки в свете самых высоких норм, различаемых человеком.

В свете того, что вся человеческая природа поражена грехом, человеческое восприятие характера действий, требуемых от него, и функции самой совести (как составляющей части человеческой природы) также поражены грехом. По этой причине совесть не может быть верховным судьёй поведения человека. Совесть может извинять то, чего Бог не извинит, или, наоборот, осудить человека за то, что Бог разрешает. Окончательный суд всегда принадлежит только Богу (ср. 1 Кор. 4:2-5). Тем не менее, отвергать голос совести — значит навлекать духовное бедствие (ср. 1 Тим. 1:19). Мы не можем безнаказанно отвергать голос совести, но мы можем совершенствовать понимание, с которым она связана, достигая большего понимания истины (TheSecondEpistleofPaultotheCorinthians, The Tyndale New Testament Commentaries [Grand Rapids: Eerdmans, 1995], 70-71).

Поскольку совесть требует, чтобы люди придерживались самых высоких известных им норм, то верующие должны устанавливать эти нормы на самом высоком уровне, подчиняясь всему Слову Божьему. Когда они будут постоянно наполнять свой ум истинами Писания, Божий совершенный закон будет становиться для них яснее. Тогда совесть будет призывать их жить согласно этому закону.

Совесть функционирует как окно, а не как лампа; сама по себе она не даёт свет, а просто пропускает нравственный свет внутрь. Поэтому Библия учит важности сохранения чистой или доброй совести. «Цель же увещания, — пишет Павел Тимофею, — есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры» (1 Тим. 1:5). Несколькими стихами ниже Павел подчёркивает важность сохранения доброй совести и предупреждает, что, «отвергнув [её], некоторые потерпели кораблекрушение в вере» (ст. 19). Необходимое условие для диаконов — хранить «таинство веры в чистой совести» (1 Тим. 3:9). Пётр тоже повелевает верующим: «Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие вашу добрую жизнь во Христе» (1 Пет. 3:16). О своей чистой совести свидетельствовал и Павел (Деян. 23:1; 2 Тим. 1:3), и автор Послания к Евреям (Евр. 13:18).

В момент спасения Бог очищает совесть от накопившихся за всю жизнь вины, стыда и обличений. Автор Послания к Евреям пишет, что «кровь Христа, Который Духом Святым принёс Себя, непорочного, Богу, очистит совесть нашу от мёртвых дел, для служения Богу живому и истинному» (Евр. 9:14). Как следствие, у верующих сердца «кроплением [очищены] от порочной совести» (Евр. 10:22). Очищенная совесть больше не обвиняет в прежних грехах, которые прощены (Пс. 31:5; 102:12; Прит. 28:13; Мих. 7:18-19; 1 Иоан. 1:9; Кол. 1:14; 2:1314) благодаря крови Христа (1 Иоан. 1:7; Ефес. 1:7; Откр. 1:5).

Верующие должны хранить свою очищенную совесть в чистоте, одерживая победы в битвах за внутреннюю святость, где действует совесть. Павел одержал в этом победу, поэтому и заявил Синедриону: «Я всей доброй совестью жил пред Богом до сего дня» (Деян. 23:1), и римскому правителю Феликсу — «Поэтому и сам подвизаюсь всегда иметь непорочную совесть пред Богом и людьми» (Деян. 24:16). Тимофею он пишет: «Благодарю Бога, Которому служу от прародителей с чистой совестью» (2 Тим. 1:3). Он напоминает своему юному протеже: «Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры» (1 Тим. 1:5), и убеждает его иметь «веру и добрую совесть, которую отвергнув, некоторые потерпели кораблекрушение в вере» (1 Тим. 1:19). Как отмечалось выше, Павел учил, что диаконы должны хранить «таинство веры в чистой совести» (1 Тим. 3:9). Христиане также должны быть осторожными, чтобы никого не соблазнять идти против своей совести (1 Кор. 8:7-13; 10:24-29). (John MacArthur, 2 Corinthians, MacArthurNewTestamentCommentary [Chicago: Moody, 2003], 30-32).

Добрая совесть — это то, что должен иметь или, точнее, хранить каждый христианин.

Когда верующие сталкиваются с враждой и критикой мира, чистая совесть позволяет им быть свободными от какого-либо бремени вины (ср. Иов. 27:6; Рим. 14:22; 1 Тим. 3:9). А нечистая совесть не может иметь покоя (ср. Быт. 42:21; 2 Цар. 24:10; Деян. 2:37) и неспособна противостоять давлению, возникающему в трудностях и гонениях. В отношении того, за что их злословят, верующие должны соглашаться с Апостолом Павлом, который заявил: «[Я] подвизаюсь всегда иметь непорочную совесть пред Богом и людьми» (Деян. 24:16; ср. 2 Кор. 1:12). (Более подробное исследование совести см. в Джон Мак-Артур «Отмирающая совесть» [«Библия для всех», Санкт-Петербург, 2004], особенно главы 2, 3, 10 и приложения 2 и 3).

Совесть верующих, которые подвергаются злословию, но ведут добрую жизнь во Христе, будет спокойна, не будет терзаема чувством вины, а их благочестивая жизнь подтвердит лживость любой критики со стороны неверующих. «Злословят» (каталалейсте) — это звукоподражательное слово (в произношении которого заключено его значение), описывающее словесное оскорбление. Слово, переведённое как «порицающие», означает «угрожать», «оскорблять» или «плохо относиться». Чистая совесть может перенести и отразить любые оскорбительные выпады со стороны неверующего мира (ср. 1 Кор. 4:12). Те, кто подобным образом плохо относится к верующим (Пс. 41:11; 73:10; Матф. 27:29, 31, 41, 44; Марк. 15:32; Лук. 23:36; Деян. 2:13), желая постыдить и унизить их, сами будут постыжены (ср. Быт. 42:8-21).

Беды — это реальность, а страдания — духовная привилегия верующих. Если верующие поймут, что «любящим Бога, призванным по Его изволению, всё содействует ко благу» (Рим. 8:28), они смогут принимать страдания как часть Божьего плана и вооружиться Его средствами защиты против этого враждебного мира. Пуританин Томас Ватсон писал:

Скорби служат ко благу, поскольку открывают путь для славы… Не то, чтобы они заслуживали славы, но они готовят к ней. Как вспахивание готовит землю к принятию семени, так страдания готовят и приводят нас [в порядок] для славы. Художник наносит на тёмные цвета позолоту, а Бог сначала покрывает тёмными красками страданий, а затем кладёт золотой цвет славы. Прежде чем в сосуд нальют вино, его сначала испытывают: сосуды милости сначала испытываются скорбями, а затем в них вливается вино славы. Поэтому мы видим, что скорби приносят святым не ущерб, а пользу (All Things for Good [reprint; Edinburgh: Banner of Truth, 1986], 32).