19. Торжество страданий Христа (3:18-22)

Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, Праведник — за неправедных, быв умерщвлён по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божьему долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды. Так и нас ныне подобное этому образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа, Который, взойдя на небо, пребывает одесную Бога и Которому покорились ангелы и власти, и силы (3:18-22)

Апостол Пётр завершает раздел о несправедливых страданиях верующих примером того, как несправедливые страдания Христа достигли Божьей победной цели. В центре Евангелия находится тот факт, что совершенно праведный Иисус Христос умер за абсолютно неправедных людей. Он одержал победу в этих незаслуженных страданиях, обеспечив, по Божьему предопределению, искупление для мира. В этом одном событии исполнились как намерения Божьи, так и намерения злых людей (Деян. 2:23-24; 4:27-28; ср. Быт. 50:19-20). Тайна божественного провидения состоит в том, что Бог абсолютно полновластен, но Его правление и предопределение неотделимо от ответственности человека. И человеческое зло никогда не уменьшает Бога до уровня второстепенной причины. Бог первичен в верховном совершении всех деталей Своей вечной воли и плана. Совершенный пример перенесения Христом несправедливых страданий и то, как посредством их Бог достиг славной цели спасения, должны дать верующим надежду и уверенность в том, что Бог достигнет Своих целей и в их страданиях (ср. Рим. 8:17; 2 Кор. 2:14; Фил. 1:29). Чтобы дать читателям более глубокое понимание блаженного итога несправедливых страданий Христа на кресте, Пётр призывает их сосредоточиться на четырёх составляющих победы Господа: победное понесение Им греха, Его победная весть, Его победное спасение и торжество Его превосходства.

Победное понесение греха Христом

Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, Праведник — за неправедных (3:18а)

Союзы «и» и «потому что» обращают внимание читателей послания на предыдущий текст (3:13-17) и напоминают, что им не стоит удивляться или расстраиваться при виде страданий, поскольку Христос восторжествовал над Своими страданиями, хотя и умер самой позорной и мучительной смертью — будучи распятым на кресте. В противоположность этому, автор Послания к Евреям напоминает своим читателям, которые переносили страдания, что они «ещё не до крови сражались» (12:4). Большинство верующих не умирают мученической смертью, но даже когда они умирают, то смерть — это расплата за их грех (Рим. 6:23). Все люди умирают, потому что они грешники, что делает в каком-то смысле даже смерть за праведность справедливой смертью. Человек заслужил смерть, Господь Иисус не был её достоин.

В некоторых переводах этого стиха сказано «пострадал», а в некоторых — «умер», что основано на разных греческих манускриптах. Но это не меняет значения: Христос пострадал в том, что умер за грехи. Именно грех стал причиной смерти безгрешного Христа. Это высший пример страданий за праведность (ст. 18), и Христос с готовностью пострадал за грешников (Ис. 53:4-6, 8-12; Матф. 26:26-28; Иоан. 1:29; 10:11, 15; 1 Иоан. 1:7; 2:2; 4:10; Рим. 5:8-11; 8:32; 1 Кор. 15:3; 2 Кор. 5:15, 18-19; Гал. 1:4; Ефес. 2:13-16; Кол. 1:20-22; 1 Фес. 1:10; 1 Тим. 2:5-6; Евр. 2:9, 17; 7:27; 9:12, 24-28; 10:10; 13:12; Откр. 1:5; 5:9). Ранее в этом послании Пётр заявил, что Христос «не сделал никакого греха» (2:22). Он никогда не подумал, не сказал и не сделал ничего такого, что не было бы совершенно угодно Богу; наоборот, Его поведение во всех отношениях было абсолютно святым (Ис. 53:11; Лук. 1:35; 2 Кор. 5:21; Евр. 4:15; 7:26; ср. Иоан. 5:30; Евр. 1:9).

Итак, Иисус умер за грехи, «однажды принеся Себя в жертву» (Евр. 9:28; ср. Рим. 8:3; Евр. 10:5-10). В системе Ветхого Завета Бог требовал приносить в жертву животных, так как это символизировало необходимость искупления грехов людей смертью невинной жертвы (Исх. 29:31-33, 36; Лев. 1:4-5; 8:34; 16:2-16; 17:11; 23:26-27; Числ. 15:25; 1 Пар. 6:49). Новый Завет представляет Христа как совершенную жертву, которая воплотила все прообразы в реальной жизни, искупив всех грешников, которые когда-либо поверят (Иоан. 3:14-15; Рим. 5:6-11; 1 Кор. 5:7; Евр. 9:11-14, 24, 28; 12:24; 13:11-12).

Словом «однажды» переведено греч. апакс, которое означает что-либо, имеющее «бессрочную юридическую силу и не требующее повторения». Для евреев, так хорошо знакомых со своей системой жертвоприношений, это была новая концепция. За предыдущие столетия ими были принесены в жертву миллионы животных во искупление грехов. Каждый год во время празднования Пасхи забивали до четверти миллиона овец. А жертвенная смерть Иисуса Христа навсегда положила конец этому параду возношения животных на алтарь, став достаточной для всех и на все времена (Евр. 1:3; 7:26-27; 9:24-28; 10:10-12). Он взял на Себя наказание за избранных и понёс его вместо них, таким образом полностью удовлетворив требования Божьего праведного суда.

Поэтому Христос, став заместительной жертвой, пострадал как Праведник за неправедных. Как совершенная жертва за грех, Он добровольно (Иоан. 10:15-18) и в соответствии с искупительными целями Отца прежде создания мира (Деян. 2:23; 4:27-28; 13:27-29; ср. 2 Тим. 1:9; Откр. 13:8) взял на Себя всё наказание, заслуженное грешниками (2:24). Нигде об этом не говорится так лаконично, как во 2 Кор. 5:21 говорит Павел: «Не Знавшего греха Он соделал грехом вместо нас, чтобы мы стали праведностью Божьей в Нём» (Новый перевод с греч. подлинника). О грехе и вменении можно сказать гораздо больше, и это делается в других местах Писания (ср. Рим. 3-6), но здесь Пётр обращает внимание на практическую сторону. Он упоминает заместительные страдания Иисуса в качестве иллюстрации того, как тяжелейшие страдания и несправедливость привели к окончательному триумфу спасения. Это должно быть в высшей степени ободрением для несправедливо страдающих христиан.

Торжество в смерти Христа выражено фразой «чтобы привести [верующих] к Богу». Разрыв завесы в храме сверху донизу (Матф. 27:51) символически продемонстрировал, что Иисус открыл путь к Богу. Небесное Святое святых, «престол благодати» (Евр. 4:16), стало доступным для мгновенного доступа всех истинных верующих. И теперь вход в Божье присутствие (Евр. 4:16; 10:19-22) открыт всем верующим как царственным священникам (2:9).

Глагол просаго, переведённый как «привести», показывает конкретную цель действий Иисуса. В классическом греческом языке он часто описывал человека, представляемого другому или получавшего к нему доступ. Образованное от него существительное описывает человека, который представляет незнакомых людей друг другу. В древних судах были специальные чиновники, контролировавшие доступ к царю. Они проверяли право человека на встречу с царём, а затем представляли его монарху. Сейчас эту функцию для верующих осуществляет Христос. В Евр. 6:20 о внутреннейшем месте небес говорится, что туда «предтечей за нас вошёл Иисус, сделавшись Первосвященником навек». Христос вошёл туда, чтобы привести избранных в общение с Богом (ср. Пс. 109:4; Евр. 2:17-18; 3:1-2; 4:14-15; 5:4-6; 7:17, 21-22, 25; 8:1-2, 6; 9:13-14).

Победная весть Христа

быв умерщвлён по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным (3:18б-20а)

Некоторые критики опровергали факт воскресения Христа из мёртвых, заявляя, что Он просто не умирал. Согласно такому скептическому объяснению, на кресте Он впал в коматозное состояние, а в прохладе гробницы пришёл в Себя, выбрался из пелен и вышел наружу. Но фраза «быв умерщвлён по плоти» не оставляет сомнений, что на кресте физическая жизнь Христа прекратилась. Чтобы ускорить смерть злодеев, распятых на Голгофе по обе стороны от Христа, римские палачи перебили им ноги (Иоан. 19:3132). (Обычно смерть у жертв распятия не наступала до тех пор, пока они могли приподниматься на ногах, отталкиваясь, чтобы сделать вдох). Однако воины не стали ломать ног Иисусу, поскольку увидели, что Он уже мёртв. В подтверждение этого один из них пронзил Его бок копьём, чтобы вытекла кровь и вода — физиологический признак того, что человек мёртв (19:33-37).

Фраза «ожив духом» указывает на вечную внутреннюю природу Иисуса. В греческом тексте отсутствует определённый артикль, что предполагает: Пётр имел в виду не Святого Духа, а то, что Господь был духовно жив, — противопоставляя состояние плоти (тела) Христа Его духу. Его вечный дух всегда жив, даже когда Его земное тело умерло; но три дня спустя Его тело воскресло в преображённой, вечной форме.

Некоторые толкователи считают, что вышеупомянутая фраза описывает воскресение Иисуса. Но если бы Апостол намеревался сказать об этом, он бы сказал примерно так: «Он был умерщвлён по плоти, но ожил во плоти». Воскресение было не только духовной реальностью — оно было физическим (ср. Лук. 24:39; Иоан. 20:20, 27). Поэтому здесь Пётр хочет показать, что, хотя тело Иисуса было мертво, Он оставался живым в духе (ср. Лук. 23:46).

Хотя Христос и есть сама жизнь (1 Иоан. 5:20), Он всё-таки пережил что- то наподобие духовной смерти — не в смысле прекращения существования, а в смысле разделения с Богом. Находясь на кресте, Иисус был в полном сознании, когда возопил: «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» (Матф. 27:46). Эти слова отражают временное, по-человечески непостижимое разделение между Иисусом и Отцом, когда на Иисуса был излит весь Божий гнев и возложено подвергшееся суду бремя беззаконий грешных людей (ср. 2 Кор. 5:21; Гал. 3:10-13; Евр. 9:28). На то короткое время состояние Христа стало похожим на состояние неверующих, которые живут в духовной смерти (отделённые от Бога) и которых ждёт божественный суд в физической смерти (ср. Дан. 12:2; Матф. 25:41, 46; Марк. 9:43-48; Иоан. 3:36; Откр. 20:15). Своей смертью за грех и воскресением к вечной славе Христос победил смерть; однако невозрождённые грешники умирают за свои грехи и идут в вечное наказание и мучения.

Словосочетание, переведённое как «которым», указывает на то, что произошло с Его живым духом, пока Его мёртвое физическое тело лежало во гробе (о Его погребении см. Матф. 27:57-60; Иоан. 19:38-42). Слова «Он… сойдя» (пореуомай) описывают переход из одного места в другое (см. также ст. 22, где это слово используется, говоря о вознесении). Когда в тексте говорится, что Христос находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, там показывается, что Он, прежде чем воскреснуть в третий день, сошёл в реальное место, чтобы сделать победное объявление пленным существам.

Глагол керуссо, переведённый как «проповедал», означает, что Христос возвещал о Своей победе. В древнем мире вестники, или глашатаи, как представители правителей ходили по городам, объявляя официальные известия, или же шли впереди генералов и царей на парадах в честь военных триумфов и возвещали о победах, одержанных в битвах. Этот глагол не говорит, что Иисус шёл проповедовать Евангелие, иначе Пётр употребил бы форму глагола еуангелизо («благовествовать»). Христос шёл объявить врагу о Своей победе над грехом (ср. Рим. 5:18-19; 6:5-6), смертью (ср. Рим. 6:9-10; 1 Кор. 15:54-55), адом, бесами и сатаной (ср. Быт. 3:15; 1 Иоан. 3:8; Кол. 2:15; Евр. 2:14).

Он обратил Свою проповедь к духам, а не к людям, иначе Он использовал бы слово псухай («души») вместо пнеумасин, которое никогда не используется в Новом Завете по отношению к людям без дополнительного слова в родительном падеже (напр., Евр. 12:23; «духам праведников»).

С самого момента падения сатаны и его бесов во Вселенной не прекращается конфликт между ангельскими силами добра и зла (ср. Иов. 1-2; Дан. 10:13; Зах. 3:1; Ефес. 6:16; Откр. 12:3-4; 16:12-14). После кажущейся победы сатаны в склонении Адама и Евы (а, следовательно, и всех их потомков) ко греху (Быт. 3:1-7; Рим. 5:12-14) Бог обещал лукавому, что в итоге Мессия уничтожит его, одержав сокрушительную победу над ним, хотя и получит от него незначительную рану (Быт. 3:15). Поэтому сатана стремился предотвратить это обещание путём геноцида евреев (ср. Есф. 3:1-4:3) и уничтожения мессианской линии во дни Иоаса (2 Пар. 22:10-12; ср. 23:3, 12-21). Когда все эти попытки провалились, он попытался убить Младенца-Мессию (Матф. 2:1618). Не достигнув успеха и в этом, он попытался искусить Христа, побуждая Его отказаться от искупительной миссии (Матф. 4:1-11; Лук. 4:1-13). Позже сатана спровоцировал мятеж толпы, подстрекаемой иудейскими вождями и их сторонниками, что и привело к распятию Господа (Марк. 15:6-15). Злые иудейские вожди позаботились даже об охране у гробницы Иисуса, чтобы Он не вышел из могилы (Матф. 27:63-66). Бесы, возможно, праздновали свою победу сразу же после смерти и погребения Христа, но только лишь для того, чтобы вскоре сильно и навсегда разочароваться, так как Сам живой Христос прибыл туда. Ангельские духи, к которым обращался Христос, находилисьв это время в темнице (фулаке; фактическое место заключения, а не просто состояние).

В настоящее время верующие должны бороться с множеством несвязанных бесовских сил, которые оказывают на них влияние посредством развращённой мирской системы, подвластной сатане. Апостол Павел писал ефесской церкви: «Наша битва не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Ефес. 6:12). Это ясно говорит о том, что бесовская иерархия свободно и активно проводит свою злую работу в мире. Но Иисус пошёл объявить о Своей победе не таким несвязанным духам, а связанным.

Книга Откровение называет эту темницу «колодцем бездны» (букв. «шахтой бездны»). Анализ текста Откр. 9:1-2 помогает понять, что это за темница и кто её пленные субъекты.

Теперь, когда театр действий сатаны ограничен землёй и его время кончается (ср. 12:12), он будет стремиться использовать все свои бесовские силы — которые уже на земле, которые были сброшены с ним на землю и которые заключены в колодец бездны (букв. «в шахту бездны»). Греческое слово абуссос (бездна) встречается в книге Откровение семь раз и всегда в ссылке на место пребывания лишённых свободы бесов (ср. 9:2, 11; 11:7; 17:8). Сам сатана будет пленником там во время тысячелетнего Царства, закованный в цепи вместе с другими бесами (20:1, 3).

Писание учит, что Бог полновластно избрал заключить некоторых бесов в это место наказания (колодец). Во 2 Пет. 2:4 говорится, что «Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания». Фраза «связав узами адского мрака» — деепричастие от греческого существительного тартарус. Как Иисус для описания ада употребил термин из еврейского обихода (геенна; ср. Матф. 5:22), так Пётр выбрал термин из знакомой его читателям греческой мифологии. Тартаром в греческой литературе называли место, куда после смерти попадали самые худшие из грешников, лично оскорбившие богов, и где они подвергались наказанию. Место, куда Бог заключил лишённых свободы бесов, на самом деле отличается от фиктивного места из греческой мифологии. Однако использование термина тартарус, похоже, даёт представление, что по причине отвратительности их греха Бог заключил некоторых падших ангелов в это место сильнейших мучений и изоляции. Они остаются там в ожидании приговора для окончательного наказания в вечном огненном озере (Откр. 20:10, 13-14).

Бесы, заключённые в бездну, — это, несомненно, самые нечестивые, мерзкие и развращённые из всех падших ангелов. Иуда описывает некоторых из них, как «ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших своё жилище», подчёркивая, что Бог «соблюдает [их] в вечных узах, под мраком, на суд великого дня… [А] Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудившие и ходившие за иной плотью, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример» (Иуд. 6-7). Этот раздел описывает некоторых падших ангелов, которые оставили мир ангелов, чтобы совершить грех, вступив в интимные отношения с людьми, как и жители Содома и Гоморры пытались вступить в извращённые отношения с ангелами (Быт. 19:1, 4-5).

Пётр поясняет, когда эти ангелы согрешили:

Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, Праведник — за неправедных, быв умерщвлён по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божьему долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды (1 Пет. 3:18-20).

«Находящиеся в темнице духи» — это те, которые были непокорны «во дни Ноя». Это бесы, которые сожительствовали с женщинами в неудавшейся попытке сатаны развратить человеческий род … (Быт. 6:1-4). То, что бесы всё ещё боятся быть отправленными в бездну, видно из того факта, что некоторые из них умоляли Иисуса не посылать их туда (Лук. 8:31). Это предполагает, что другие бесы были заключены там после событий 6-й главы книги Бытие. Бесы, освобождённые сатаной при пятой трубе, возможно, не будут включать тех, которые согрешили во дни Ноя (ср. Иуд. 6), поскольку о тех сказано, что они будут «в вечных узах» (Иуд. 6) до последнего дня, когда будут брошены в вечное озеро огненное (20:10;

Иуд. 7). Возможно, освобождены будут другие бесы, находящиеся в темничной бездне. Поэтому бездна — это предварительное место заключения для бесов, из которого некоторые будут освобождены во время этого суда (John MacArthur, Revelation 1—11, MacArthurNewTestamentCommentary [Chicago: Moody, 1999], 257-258).

Пётр называет бесов, которым Христос объявил победную весть, некогда непокорными. Это непослушание, как причина Божьего вечного наказания и заключения, конкретно связано с чем-то произошедшим во дни Ноя.

В чём заключалось это непослушание, приведшее к таким серьёзным, необратимым последствиям? Читателям Петра, скорее всего, был известен конкретный грех, совершённый этими бесами, так как Апостол не уточняет его. В Быт. 6:1-4 говорится об этом непослушании бесов:

Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божьи увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жёны, какую кто избрал. И сказал Господь: «Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым людьми, потому что они плоть. Пусть будут дни их сто двадцать лет». В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божьи стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им. Это сильные, издревле славные люди.

Сатана и его ангелы, восставшие против Бога, уже были низвержены с небес и навеки утвердились в чудовищном злодеянии. Сатана достиг успеха в Эдемском саду, а его бесовские силы усердно трудились, способствуя разложению в мире.

Повествование 6-й главы Бытия описывает, наверное, самое ужасное достижение бесов против установленного Богом института брака (ст. 1). Организованные бесами нападки на брак и деторождение оказали гибельное влияние на последующие поколения людей.

«Сыны Божьи» противопоставляются «дочерям человеческим». Контраст представлен между сверхъестественными существами и женщинами. «Сыны Божьи» не могут быть людьми, иначе они были бы названы «сынами человеческими». Не могут они быть и благочестивыми мужчинами праведного происхождения, или сифитами (как предполагают некоторые), потому что это не будет противопоставлением «дочерям человеческим», как если бы все женщины были неправедными или все праведные «сыны Божьи» были только среди мужчин.

Самое древнее толкование, традиционный взгляд древних раввинов и современных еврейских толкователей, а также отцов Церкви, состоит в том, что «сыны Божьи» были бесами, или падшими ангелами. Контекстсуда в потопе исключает святых ангелов (см. Gordon J. Wenham, Genesis 1-15, Word Biblical Commentary [Waco, Tex.: Word, 1987], 1:139).

Фраза «сыны Божьи» (евр. бене хаэлохим) в других случаях в Ветхом Завете всегда относится к ангелам (ср. Иов. 1:6; 2:1; 38:7; Пс. 28:1; 88:7). Этот термин всегда используется по отношению к тем, кто был непосредственно создан Богом, а не к тем, кто пришёл в мир посредством человеческого рождения, как, например, сифиты, князья, цари или начальствующие. Небесные духи здесь противопоставляются земным женщинам. Следовательно, это падшие ангелы, которые, выйдя за пределы своего обитания, вели распутный образ жизни. Они проигнорировали Бога, оставив свой духовный мир и вторгнувшись в мир человеческий (как сатана вошёл в животный мир в Эдеме). Это первое в Библии упоминание одержимости, когда бесы вселялись в людей.

Эти нечестивые духи увлекались женщинами, которых они в каком- то извращённом и распутном смысле рассматривали как «красивых». Это «дочери», упомянутые в 6:1 (не особая категория женщин), которых бесы брали в жёны. Еврейское слово лаках описывает брачный союз (Быт. 4:19; 11:29; 12:19; 20:2-3; 25:1), а не изнасилование или блуд.

Естественно, возникает вопрос: как могут духовные существа жениться на женщинах? Подобное становится возможным, если они вселяются в людей, как могут и делали ангелы (ср. Быт. 18:1-2, 8; 19:1, 5; Евр. 13:2). Эти бесы входили в тела мужчин (феномен, с которым часто сталкивался Христос и Апостолы в Евангелиях), что и отразилось на детях, которые рождались от таких союзов (Быт. 6:4). Хотя дети были людьми, но в них явно проявлялось влияние бесов.

И увидел Господь, что велико развращение людей на земле и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время. И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своём. И сказал Господь: «Истреблю с лица земли людей, которых Я сотворил, от человека до скотов и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их» (Быт. 6:5-7).

Такая открытость людей к проникновению бесов раскрывает зло и испорченность человеческой натуры в то время. Эти нечестивые, одержимые бесами люди воспроизводили соответствующее потомство, испорченное изнутри и снаружи, подлежащее только уничтожению.

Но земля растлилась пред лицом Божьим, и наполнилась земля злодеяниями. И воззрел Бог на землю, и вот, она растлена, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле. И сказал Бог Ною: «Конец всякой плоти пришёл пред лицо Моё, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли» (Быт. 6:11-13).

Первое искушение в Эдемском саду помогает истолковать бесовскую стратегию:

Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей женщине: «Подлинно ли сказал Бог: ״Не ешьте ни от какого дерева в раю“?» И сказала женщина змею: «Плоды с деревьев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть». И сказал змей женщине: «Нет, не умрёте, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло». И увидела женщина, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что даёт знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел (Быт. 3:1-6).

Планы сатаны в Эдеме состояли в убеждении Евы в том, что она может стать как Бог. Она и Адам могли достичь более высокой жизни, избегнув тех немногих ограничений, которые у них были. Если перспектива стать «сверхъестественным» была настолько привлекательной до воцарения греха и смерти, то насколько же заманчивым это стало потом? 4-5 главы книги Бытие показывают, что смерть царила во всём творении, а вместе с ней страдания и печаль (восемь раз в 5-й главе встречается фраза «он умер»). Это соответствовало стратегии сатаны пообещать сверхъестественное возвышение, необыкновенное переживание, общение с духами и даже победу над смертью и вечную жизнь через порочный брачный союз.

Сатана всегда обещал, что если человек будет открыт для духовного мира, он сможет обойти суд и получить бессмертие. Это коварное обещание не ново. С тех пор многие ложные религии, начиная с таинственных религий Вавилона с их языческими обрядами плодородия, обещали людям таинственный путь к достижению более высокого уровня существования (бессмертия или даже божества) посредством необычных интимных отношений, играющих ключевую роль в этом процессе.

Но вопреки участию и обещаниям сатаны, потомки, родившиеся от союзов в 6-й главе Бытия, хотя и были демонизированными, оставались простыми людьми, а потому стали мишенью грядущего божественного суда. Когда Бог 120 лет спустя наказал мир потопом, все они погибли, потому что все «они [были] плоть» (Быт. 6:3). Они были ничем иным, как развращёнными, одержимыми бесами людьми.

В Быт. 6:4 говорится: «В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божьи стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им. Это сильные, издревле славные люди». Словом «исполины» переведено еврейское нефилим, означающее «падшие», или обладающие великой силой, которая сокрушает людей. Текст говорит, что они уже были на земле, когда воплощённые бесы стали входить к женщинам. Этот термин употреблён ещё в одном месте, в Числ. 13:30-33, где описывает не человеческую расу, поскольку никто из них не выжил во время потопа, а людей в земле ханаанской, которые были сильными воинами, угрожавшими Израилю. Когда неверующие разведчики, обследовавшие Ханаан, хотели остановить народ от захвата земель, то они описали местных жителей как исполинов. Для усиления они использовали это древнее слово — знакомый термин, использовавшийся для описания устрашающих врагов.

Фраза «особенно же с того времени» объясняет цель упоминания исполинов. После того как «сыны Божьи» и «дочери человеческие» вступали в брак, у них рождались дети, которые были как исполины — «сильные, издревле славные люди». Следствием таких союзов стало большое число печально известных, сильных воинов, которые как исполины были героями в опасном смысле — захватывая власть и насаждая страх, они приобрели репутацию жестоких и безжалостных существ. Все они погибли во время потопа (Быт. 7:23-24).

Слова Петра в этом стихе подтверждают данное толкование. Господь заявил самым худшим из бесов, которые проявили крайнее непослушание Богу во дни Ноя перед потопом, о Своей победе на сатаной, грехом и адом. Продолжительные попытки падших ангелов демонизировать людей, воспрепятствовать искупительным Божьим целям и не дать «семени» женщины (Быт. 3:15) поразить сатану в голову и послать бесов в озеро огненное (Матф. 25:41; Откр. 19:20; 20:10, 14, 15), в конце концов, были разрушены на кресте.

Пётр в своём Втором послании вкратце упоминает об этом грехе связанных в аду бесов:

Ибо если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания; и если не пощадил первого мира, но в восьми душах сохранил семейство Ноя, проповедника праведности, когда навёл потоп на мир нечестивых; и если города содомские и гоморрские, осудив на истребление, превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам (2 Пет. 2:4-6).

Развращение, которое привело к потопу, аналогично тому, которое привело к излиянию огня и серы на Содом и Гоморру (Быт. 18-19). Иуда проводит такую же параллель:

Господь… и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших своё жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня. … Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудившие и ходившие за иной плотью, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример (ст. 6-7).

Эти нечестивые духи были заключены в бездну, потому что переступили границы Божьего терпения. Они наполнили землю мерзостью до такой степени, что даже 120 лет проповеди из уст Ноя не убедили никого, кроме его семьи, в том, чтобы покаяться и поверить в Бога, избежав, таким образом, Его суда. С того момента бесы, совершившие эти отвратительные грехи, были связаны и заключены в темницу. И когда Иисус умер на Голгофе, они, возможно, подумали, что Он потерял власть над ними. Но Господь пришёл туда и заявил им о Своей победе. В Кол. 2:15 сказано, что Бог, «отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними» Христом.

Позиция Петра конкретна и поразительна — верующие будут страдать «за праведность» (3:14), за правильные поступки (ст. 17). Все страдающие христиане могут утешаться тем, что это не трагедия, а путь к духовной победе. Несравнимый ни с чем пример такой победы — Сам Господь, Который несправедливо страдал и таким образом победил грех и бесовские силы ада (ст. 22). И, действительно, Бог могущественным образом использует несправедливые гонения для Своих святых целей.

Его победное спасение

ожидавшему их Божьему долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды. Так и нас ныне подобное этому образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа (3:206-21)

Библейское описание ожидавшего их во дни Ноя Божьего долготерпения, прежде чем послать на землю потоп, Апостол Пётр рассматривал как аналогию победного спасения, даруемого Иисусом Христом. В этом проявляется Божье долготерпение к развращённому миру, о чём Он и говорит: «Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым людьми, потому что они плоть. Пусть будут дни их сто двадцать лет» (Быт. 6:3). Во время 120-летнего периода благодати Ной был «проповедником праведности» (2 Пет. 2:5), предупреждая мир о суде и предлагая путь избавления. Членами семьи Ноя были только восемь душ, которые, вняв предупреждениям свыше, избежали бедствий всемирного потопа. Поэтому только Ной, его жена и трое его сыновей со своими жёнами спаслись от воды, а всё остальное человечество погибло от Божьего суда (Быт. 6:9-8:22).

Во время этого периода благодати люди стали свидетелями того, как Ной и его сыновья трудились над построением ковчега. Хотя цель построения ковчега состояла в спасении Ноя и его семьи от потопа, для неверующих это было наглядным доказательством грядущего Божьего суда для мира. Отсутствие у людей реакции на «проповедь ковчега» показывает великое развращение человечества в то время: «И увидел Господь, что велико развращение людей на земле и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт. 6:5).

Чтобы перевести внимание читателей на спасение в Иисусе Христе, Пётр употребил фразу «так и… подобное этому образу», содержащую слово антитупон, которое означает «копия», «аналог» или «образ, указывающий на». Это слово стало основой для богословского термина «прообраз», в Новом Завете описывающего земное выражение небесной реальности — символ или аналогию духовной истины (ср. Иоан. 3:14-16; Евр. 4:1-10; 8:2, 5). Спасение поверивших Богу в ковчеге является прообразом спасения, которое верующие имеют во Христе.

Некоторые толкователи считают, что прообразом является потоп, поскольку слова антитупон (ст. 21) и худатос (вода, ст. 20) — оба являются существительными среднего рода. Но лучше рассматривать слово «прообраз» в более широком смысле по отношению к спасению Ноя и его семьи в ковчеге. Бог сохранил их от вод потопа, в то время как всё остальное человечество погибло. Ной и его дети служат прообразом спасения во Христе, которое сохраняет верующих, в то время как грешники подвергаются Божьему суду.

Некоторые богословские традиции ошибочно объясняют слова Петра «нас ныне. крещение. спасает» как ссылку на спасение посредством водного крещения (т.е. возрождение через крещение). Но крещение (от баптизо) просто означает «погружение», и не только в воду. Здесь Пётр использует слово «крещение» для описания образного погружения во Христа как в ковчег безопасности, который проплывёт над массовым истреблением нечестивых во время Божьего суда. Ной и его семья погрузились не только в воду, но и в мир, подвергшийся божественному суду. Однако, находясь в ковчеге, они были в безопасности. Бог сохранил их во время суда, как сохранит и всех тех, кто верит во Христа. Заключительный Божий суд принесёт огонь и ярость во время уничтожения всей Вселенной (ср. 2 Пет. 3:10-12); но народ Божий сохранится и войдёт в вечность, на новые небеса и новую землю (ст. 13).

Конкретно упомянув фразу «не плотской нечистоты омытие», Пётр достаточно ясно показал читателям, что он не имел в виду водное крещение. (Подробное обсуждение крещения и возрождения см. в John MacArthur, Acts 1-12, MacArthur New Testament Commentary [Chicago: Moody, 1994], 73-75). Это следует из написанного «ныне. крещение. спасает», где Пётр имеет в виду духовную реальность, подтверждённую фразой «обещание Богу доброй совести. воскресением Иисуса Христа». Единственное крещение, спасающее людей, является сухим — духовным — в смерть и в воскресение. Это крещение тех, кто взывает к Богу, прося о безопасности в духовном ковчеге спасения (ср. Рим. 10:9-10).

Как потоп погрузил всех людей в пучину Божьего суда, однако некоторые благополучно прошли через него, так и последний Божий суд коснётся всех, но те, кто во Христе, пройдут через него безопасно. То, что семья Ноя пережила во время потопа, аналогично тому, что переживает всякий человек, обретающий спасение. Как они, войдя в ковчег, навсегда распрощались со своим прежним миром, а, выйдя из ковчега в новый, послепотопный мир, пережили что-то наподобие воскресения, так и все христиане, войдя в тело Христа, умирают для старого мира (Рим. 7:4-6; Гал. 2:19-20; Ефес. 4:20-24). И теперь они наслаждаются новой жизнью, которая однажды достигнет кульминации в воскресении к вечной жизни. Павел наставлял римлян:

Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, чтобы, как Христос воскрес из мёртвых славой Отца, так и нам ходить в обновлённой жизни (Рим. 6:3-4; ср. 1 Кор. 6:17; 10:2; 12:13; Гал. 3:27; Ефес. 4:5).

Следовательно, спасение дарует Бог, потому что грешник верой погружается в смерть и воскресение Христа, и посредством этого духовного союза становится Его собственностью. Спасение приобретается не через какие- либо обряды, в том числе и водное крещение (плотской нечистоты омы- тие), а в мольбе (или обещании) к Богу о доброй совести. «Обещание» (эперотема) — это специальный термин, употреблявшийся при заключении контрактов. Здесь он подразумевает согласие с определёнными, свыше требуемыми условиями, прежде чем Бог поместит человека в ковчег спасения (во Христа). Чтобы получить спасение, человек сначала должен прийти к Богу с желанием получить добрую (очищенную) совесть и принять условия (покаяние и вера), необходимые для её получения. Обращаясь к Богу с просьбой о доброй совести, то есть о совести, свободной от обвинений и осуждения (ср. Рим. 2:15), невозрождённые показывают, что они устали от господствующего над ними греха и желают избавиться от его бремени вины и от угрозы ада (ср. Лук. 18:13-14; Деян. 2:37-38). Они жаждут духовного очищения, даруемого пролитой Христом кровью (3:18; ср. 1:18-19; 2:24; Евр. 9:14; 10:22). Поэтому они каются в своих грехах и молят о Божьем прощении и снятии вины, беспокоившей их совесть. Всё это возможно через веру в искупительную жертву Христа. Водное крещение не спасает; крещение Духом Святым в Иисуса Христа спасает от ада и вводит грешника в небеса — единственный ковчег спасения избранных. В этом состоит главный результат страданий Христа за них, а также залог победы в их несправедливых страданиях.

Торжество Его превосходства

Который, взойдя на небо, пребывает одесную Бога и Которому покорились ангелы и власти, и силы (3:22)

Пётр завершает этот раздел, касающийся победных страданий Иисуса Христа, на оптимистической ноте. И в Ветхом, и в Новом Завете место по правую руку (одесную) является местом авторитета и власти (Быт. 48:18; 1 Пар. 6:39; Пс. 15:8; 44:10; 79:18; 109:1; Марк. 16:19; Деян. 2:33; 5:31; Рим. 8:34; Ефес. 1:20; Евр. 12:2). Место одесную Бога — это исключительное место власти и чести на всю вечность (Исх. 15:6; Втор. 33:2; Пс. 15:11; 17:36; 44:5; 47:11; 88:14; 97:1; 117:15-16; Матф. 26:64; Деян. 7:55-56; Кол. 3:1; Евр. 1:3; 8:1; Откр. 5:7; ср. Откр. 2:1). Это место по праву занял Христос, совершив дело искупления, и с этого места Он сегодня правит.

Описав смирение, страдания и смерть Иисуса, Апостол Павел уверенно заявляет:

Поэтому и Бог превознёс Его и дал Ему имя выше всякого имени, чтобы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца (Фил. 2:9-11).

Автор Послания к Евреям, начиная с первых стихов, несколько раз упоминает об этом положении превосходства Христа:

Сей, будучи сиянием славы и образом ипостаси Его и держа всё словом силы Своей, совершив Собой очищение грехов наших, воссел одесную престола величия на высоте, будучи столько превосходнее ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя. Ибо кому когда из ангелов сказал Бог: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя», и ещё: «Я буду Ему Отцом, и Он будет Мне Сыном»? Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: «И да поклонятся Ему все ангелы Божьи» (Евр. 1:3-6; ср. Деян. 5:31; 7:55-56; Рим. 8:34; Евр. 10:12; 12:2).

Слова «взойдя на небо» указывают на вознесение Христа, которое Лука описывает в 1-й главе книги Деяний:

Сказав это, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: «Мужи галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознёсшийся от вас на небо, придёт таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1:9-11).

Когда Иисус вознёсся на небеса, Он вошёл туда «предтечей за [верующих], … сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека» (Евр. 6:20). С этого места Христос, как небесный Первосвященник, постоянно ходатайствует за верующих (Евр. 7:25; 9:24).

Христос по достоинству занял Своё место, подтверждающее Его превосходство над ангелами и властями, и силами (ангельскими существами, включая сатану и его бесов; см. Быт. 19:1; 28:12; Пс. 77:49; 148:2; Матф. 4:11; 13:41; 25:31; Лук. 2:15; 15:10; Иуд. 6; Рим. 8:38; Ефес. 3:10; 6:12; Кол. 1:16; 2:18; Откр. 5:11; 8:2), которые покорились Ему посредством креста — факт, который Иисус провозгласил бесам в темнице. Это ещё раз показывает, что Он не проповедовал бесам весть спасения, поскольку бесы не могут получить спасения, в силу их осуждения навеки: «Ибо не ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово» (Евр. 2:16).

Завершающее заявление Петра в этом отрывке и главе ещё раз подчёркивает, что крест и воскресение покорили мятежные воинства падших ангелов Иисусу Христу и спасли души людей от вечного суда — величайшее торжество страданий праведника. Этому вторят слова Апостола Павла к ефесянам:

Как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его, которой Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мёртвых и посадив одесную Себя на небесах, превыше всякого начальства, и власти, и силы, и господства, и всякого имени, именуемого не только в этом веке, но и в будущем (Ефес. 1:19-21; курсив добавлен).

Слово, переведённое как «покорились» (от хупотассо, «выстраиваться по рангу»), описывает нынешний статус духовных существ по отношению к Христу. Он превыше всех (Фил. 2:9-11).

Заместительная смерть Христа за грешников была актом благодати (Деян. 15:11; Рим. 5:15, 17; Ефес. 1:7; 2:5, 8-9; Тит. 2:11; 3:7; Евр. 2:9) — победной, полновластной благодати, даруемой порочным, безнравственным людям, которые не заслужили ничего, кроме вечного Божьего осуждения. Чарльз Уэсли в своём гимне «Могу ль постичь любовь Христа» пишет:

О, тайна, глубже всяких тайн!

Безвинный злыми умерщвлён.

Спасенья согрешивших план Отцом Небесным утверждён.

Любовь Христа да знают все На небесах и на земле.

Христос умер только за падших грешников, падшие же ангелы могли лишь в смятении слушать Его заявление о победе. Даже избранные ангелы способны только восхищаться тем, чего они полностью постичь не могут (ср. 1:12). Верующие должны быть особо благодарны за то, что «Христос, когда ещё [они] были немощны, в определённое время умер за нечестивых» (Рим. 5:6).

И снова Бог могущественно делает так, что следствием страданий Спасителя является торжество Его победы. И святые могут быть уверены, что Он совершит то же самое и с направленными против них гонениями. «Но благодарение Богу, Который всегда даёт нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте» (2 Кор. 2:14). В итоге они будут сидеть по правую руку Бога на небесах (Откр. 3:21), вечно господствуя над ангелами (1 Кор. 6:3).

Верующие не только взирают на Христа, как на пример победы над незаслуженными страданиями, но и навеки соединяются с Ним в этой победе.