1. Составляющие избрания (1:1-2)

Пётр, Апостол Иисуса Христа, пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, избранным по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению кровью Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится (1:1-2)

Хотя учение об избрании и является начальной точкой истории искупления, ссылка на него в первых словах послания может показаться необычной, но именно так делает Апостол Пётр (ср. Ефес. 1:1-5 и Тит. 1:1-2, где Павел начинает такими же словами). И после вступительных слов знакомства он решительно делает это, используя слово «избранным» (ст. 1). Таким образом, он начинает своё послание с упоминания одной из самых противоречивых и отвергаемых доктрин и делает это без чувства неловкости, без извинений, без попыток оправдания, без объяснения и без оглядки на возможные возражения. Он излагает истину о полновластном избрании так, как есть, как её признавали и верили в неё Апостолы и Церковь. Тем не менее, сегодня многие сомневаются в этой бесспорной истине, а многие даже отвергают её. Артур Пинк, британский автор, богослов и учитель Библии (1886-1952), писал следующее о человеческих взглядах на Божье полновластие и, косвенно, на связанное с ним учение о божественном избрании:

Мы вполне осознаём, что изложенное в данной книге находится в открытой оппозиции с большинством учений сегодняшнего дня, описанных в религиозной литературе и проповедуемых на кафедрах страны. Мы открыто признаём, что постулат о Божественном суверенитете со всеми его следствиями находится в прямом противоречии с мнениями и суждениями плотского человека. Истина же состоит в том, что плотской человек не способен размышлять над такими вещами: он не может сформировать у себя правильную оценку Божьего характера и Его путей. Именно поэтому Бог дал нам откровение Своей воли: «Мои мысли — не ваши мысли, не ваши пути — пути Мои, — говорит Господь. — Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис. 55:8-9). Принимая во внимание этот отрывок Писания, можно предположить, что большая часть Библии будет конфликтовать с суждениями плотского ума, который есть вражда против Бога. Поэтому мы призываем следовать не модным верованиям сегодняшнего дня, не вероисповеданиям отдельных церквей, а Закону и Свидетельству Иеговы. Мы просим, чтобы вы беспристрастно и внимательно изучили этот труд, написанный нами молитвенно и при свете Лампады Истины («Божественный суверенитет» [г. Минск, Альфом, 1998], стр. 16, курсив в оригинале).

Как показывает и сейчас уместный анализ Артура Пинка, христианам обязательно нужно понимать и ценить это ключевое, крайне важное учение. Пётр раскрывает богословские и практические результаты Божественного избрания в нескольких подпунктах: условие избрания, природа избрания, источник избрания, сфера избрания, результат избрания, безопасность избрания и преимущества избрания.

Условие избрания

Пётр, Апостол Иисуса Христа, пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии (1:1а)

Пётр, вдохновлённый Богом автор, представляет себя как Апостола Иисуса Христа. Другие стихи в Новом Завете также называют Петра Апостолом и более того, помещая его имя во главе всех списков Апостолов Иисуса (Матф. 10:2; Марк. 3:16; Лук. 6:14; Деян. 1:13), подчёркивают, что он был лидером Двенадцати.

Целью Петра в этой первой части приветствия было желание не только сказать читателям об их небесном происхождении, как избранных Божьих, но и об их положении как жителей земли. Апостол описывает земное положение своих читателей как пришельцев. Слово парепидемойс (пришельцы) может обозначать временных жителей, иностранцев или беженцев (ср. Быт. 23:4; Исх. 2:22; 22:21; Пс. 118:19; Деян. 7:29; Евр. 11:13). Дальше Апостол описывает их как людей рассеянных по разным местам. Словом «рассеянным» переведено греческое слово диаспора. Толкования, богословские труды и работы по истории Библии часто просто транслитерируют слово диаспора. В двух других случаях своего употребления в Новом Завете слово диаспора — просто специальный термин, указывающий на евреев, рассеянных по всему миру вследствие ассирийского и вавилонского пленений. Там это слово имеет определённый артикль (Иоан. 7:35; Иак. 1:1). Однако здесь Апостол не ставит определённый артикль, поэтому лучше всего переводить его как простую ссылку на верующих, рассеянных географически.

Хотя Бог призвал Петра быть Апостолом для евреев (Гал. 2:7), отсутствие определённого артикля перед словом диаспора даёт основание полагать, что Пётр в своём приветствии не обращался к евреям как таковым. Такое толкование поддерживается и в 2:11, где Пётр обращается к читателям не по расовому или национальному признаку, а по духовному: «Возлюбленные! Прошу вас как пришельцев и странников удаляться от плотских похотей, восстающих на душу». Таким образом, Апостол обращался не только к евреям, изгнанным из родной земли, но и к верующим из язычников, поскольку и те, и другие духовно были пришельцами в мире.

Церковь состоит из странников и пришельцев, рассеянных по земле, вдали от своей родины на небесах (ср. Фил. 3:20; Евр. 11:13-16; 13:14). Конкретно Пётр обращался к церкви в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифи- нии — областях в Малой Азии (современная Турция) в то время. Понт был в северной части, и еврейские паломники оттуда были в Иерусалиме во время удивительных событий Пятидесятницы (Деян. 2:9). Эта область была также родиной Акилы (Деян. 18:2) — иудея, который вместе с женой Прискиллой стали христианами в Риме и впоследствии служили вместе с Павлом (Деян. 18:18). Галатия находилась в центральной части Малой Азии, в неё входили города Дервия, Листра и Икония, где несколько раз нёс служение Павел (Деян. 14:1-13; 16:1-5; 18:23). Каппадокия находилась на востоке Малой Азии, севернее Киликии, и она также упоминается в Деян. 2:9. В Асию входила большая часть западной Малой Азии с её областями Мисией, Лидией, Карией и большей частью Фригии. В этой местности продолжительное время нёс служение Апостол Павел во время своего Третьего миссионерского путешествия: «Все жители Асии слышали проповедь о Господе Иисусе — как иудеи, так и еллины» (Деян. 19:10). Асия упоминается в книге Деяний ещё двенадцать раз. Вифиния находилась в северо-западной части Малой Азии, близ пролива Босфор, разделяющего европейскую и азиатскую части современной Турции. Эта область упоминается в Новом Завете ещё раз, когда Дух Святой во время Второго миссионерского путешествия Павла «не допустил» ему побывать там (Деян. 16:7).

Как указывают географические названия, упомянутые Петром в приветствии, это послание распространилось на очень большой территории. Несомненно, в каждой из этих местностей церкви получили и прочитали послание. Например, в Малой Азии было как минимум семь церквей (Ефес, Смирна, Пергам, Фиатира, Сардис, Филадельфия и Лаодикия), которые тридцать лет спустя получили особое откровение от Самого Христа (Откр. 1:11; гл. 2-3). В Малой Азии были также другие места, например, Колоссы, которые Пётр даже не упомянул. Поэтому он писал большому количеству верующих, рассеянных как духовные пришельцы по враждебной, языческой местности.

Пётр обращался к такой широкой аудитории, поскольку христиане по всей Римской империи подвергались гонениям. Верующих на всяком месте ожидали страдания (ср. Лук. 21:12; Иак. 1:1-3; Фил. 1:29). Он хотел, чтобы эти верующие помнили, что, несмотря на страдания и трудности, они по- прежнему избраны Богом и, как таковые, могут встречать гонения с победным упованием (ср. 4:13, 16, 19; Рим. 8:35-39; 2 Тим. 3:11; Евр. 10:34-36).

Природа избрания

избранным (1:16)

Для читателей послания, как для духовных пришельцев, самой важной была их связь не с землёй, а с небом. Говоря о надежде Авраама, автор Послания к Евреям сказал: «Он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог» (11:10; ср. ст. 13-16; Иоан. 14:1-3; Фил. 3:20).

Понимая эту истину, Пётр обращается к своей аудитории как к избранным (эклектос). Апостол повторяет эту концепцию в 2:9, говоря: «Вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, чтобы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет». Ссылки Петра на Ветхий Завет в этом стихе ясно показывают, что он знал о Божьем полновластном избрании Израиля: «Ты народ святой у Господа, Бога твоего: тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле» (Втор. 7:6; ср. 14:2; Пс. 104:43; 134:4).

Полновластная Божья любовь руководила также Его избранием Церкви. Апостол Павел писал церкви в Ефесе: «Мы… сделались наследниками, быв предназначены к тому по определению Совершающего всё по изволению воли Своей» (Ефес. 1:11). Фессалоникийцам он сказал: «Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братья, что Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас к спасению» (2 Фес. 2:13; ср. Иоан. 15:16; Рим. 8:29-30; 1 Кор. 1:27; Ефес. 1:4-5; 2:10; Кол. 3:12; 1 Фес. 1:4; Тит. 1:1).

Иисус также не упускал возможности ясно и без извинений преподать истину об избрании: «Никто не может прийти ко Мне, если не привлечёт его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день» (Иоан. 6:44); «не обо всех вас говорю; Я знаю, которых избрал» (13:18; ср. Лук. 10:20; 18:7; Иоан. 17:6, 9). В Своей проповеди на Елеонской горе Господь трижды косвенно ссылался на эту истину: «Если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни» (Матф. 24:22; см. также ст. 24, 31; Марк. 13:20).

Бог избрал людей со всего мира (Откр. 5:9; 7:9; ср. Иоан. 10:16; Деян. 15:14), чтобы они принадлежали Ему, и из этих людей состоит Церковь (ср. Рим. 8:29; Ефес. 5:27). Эта важная истина ясно преподаётся во всём Новом Завете (2:8-9; Матф. 24:22, 24, 31; Лук. 18:7; Иак. 2:5; Кол. 3:12; Тит. 1:1-2). Апостол Иоанн неоднократно цитирует слова Иисуса о том, что Отец даёт Сыну тех, кого Он избирает:

«Всё, что даёт Мне Отец, ко Мне придёт; и приходящего ко Мне не изгоню вон, ибо Я сошёл с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца. Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но всё то воскресить в последний день. Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день». Возроптали на Него иудеи за то, что Он сказал: «Я есмь хлеб, сошедший с небес». И говорили: «Не Иисус ли это, сын Иосифа, Которого отца и мать мы знаем? Как же говорит Он: „Я сошёл с небес“?» Иисус сказал им в ответ: «Не ропщите между собой. Никто не может прийти ко Мне, если не привлечёт его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день. У пророков написано: „И будут все научены Богом“. Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне» (Иоан. 6:37-45).

Я открыл имя Твоё человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твоё… Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твоё: тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание. Отче! Которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мной, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира (17:6, 12, 24).

Избранные являются выражением любви Отца к Сыну. Всех, кого даёт Отец, Сын принимает, хранит и воскрешает к вечной жизни. Иисус открыл это Своим ученикам в горнице: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите у Отца во имя Моё, Он дал вам» (Иоан. 15:16). А в Иоан. 5:21 Он сказал: «Ибо, как Отец воскрешает мёртвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет». Лука описал полновластное избрание Богом церкви в Антиохии Писидийской во время Первого миссионерского путешествия Павла:

Тогда Павел и Варнава с дерзновением сказали: «Вам первым должно было быть проповедано слово Божье, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам. Ибо так заповедал нам Господь: „Я положил Тебя во свет язычникам, чтобы Ты был во спасение до края земли“». Язычники, слыша это, радовались и прославляли слово Господне, и уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни. И слово Господне распространялось по всей стране (Деян. 13:46-49).

Павел ясно изложил истину, что избрание полностью является результатом полновластной благодати и замысла Бога, «спасшего нас и призвавшего званием святым не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времён» (2 Тим. 1:9). Великий Апостол объясняет эту истину в Рим. 8:28-30:

Любящим Бога, призванным по Его изволению, всё содействует ко благу. Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, чтобы Он был первородным между многими братьями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил.

В конце Нового Завета Иоанн подчёркивает вечную природу избрания, когда упоминает, что книга Жизни существовала до создания мира (Откр. 13:8; 17:8; ср. 3:5; 20:12, 15; 21:27). От вечности, прежде создания мира Бог помнил о большой группе верующих, которых Он решил возлюбить (1 Иоан. 4:10; ср. Рим. 10:20), спасти от грехов (Ефес. 2:1-5; Кол. 2:13) и уподобить образу Своего Сына (Иуд. 24-25; Рим. 8:29; 1 Кор. 1:7-9; 2 Кор. 3:18). И каждое из этих имён из каждой национальности и каждого периода истории Бог конкретно хранил в вечном замысле до начала мира.

Источник избрания по предведению Бога Отца (1:2а)

Одно популярное объяснение избрания теми, кто не может принять Божий полновластный выбор, основанный только на Его воле, является результатом неправильного понимания Божьего предведения. Согласно такому толкованию, этот термин просто означает предвидение или сверхъестественное знание будущего. Сторонники такого толкования говорят, что Бог в Своём всеведении посмотрел в коридоры времени и увидел, кто поверит в Евангелие, а кто — нет. И затем Он избрал к спасению всех тех, кто, как Он знал, решит поверить, и дал гарантии, что они достигнут неба. Но есть как минимум три причины, почему такое толкование предведения не соответствует учению Священного Писания. Во-первых, оно наделяет полновластием в спасении не Бога, а человека, хотя Иисус ясно подтвердил полновластие Отца и Своё, когда сказал ученикам: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал» (Иоан. 15:16; ср. Рим. 9:11-13, 16). Во-вторых, такое толкование воздаёт неуместную похвалу за спасение человеку, позволяя ему пользоваться славой, которая принадлежит только Богу. Хорошо известный текст о спасении разрушает такое мнение: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и это не от вас, Божий дар, не от дел, чтобы никто не хвалился» (Ефес. 2:8-9, курсив добавлен; ср. 1 Кор. 1:29, 31). В-третьих, такое толкование предполагает, что падший человек может искать Бога. Однако Апостол Павел в Рим. 3:11, цитируя Пс. 13:1-3 и 52:2-4, ясно заявляет: «Нет разумеющего; никто не ищет Бога» (ср. Ефес. 2:1). Апостол Иоанн точно определяет Божью спасающую инициативу следующим образом: «В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши» (1 Иоан. 4:10; ср. Рим. 5:8).

Никакое человекоцентричное определение предузнания несовместимо с Божьим абсолютным полновластием над всем: «Вспомните прежде бывшее, от начала века, ибо Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне. Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времён то, что ещё не сделалось, говорю: „Мой совет состоится, и всё, что Мне угодно, Я сделаю“» (Ис. 46:910; ср. 14:24, 27; Иов. 42:1-2; Пс. 113:11; 134:6; Иер. 32:17).

Использование греческого слова прогносис, переведённого в ст. 2 как «предведение», также подтверждает, что оно не может просто обозначать знание будущих событий и отношения. Слово «предведение» указывает на Божий вечный, предопределённый, любящий и спасительный замысел. В 1:20 Пётр использовал родственный глагол, переведённый как «предназначенного» (прогиноско), по отношению к Божьему знанию от вечности прошлого о спасительной миссии Его Сына для искупления грешников. Использование этого глагола не может означать, что Он посмотрел в будущее и, увидев, что Иисус решит умереть, сделал Его Спасителем. Тем же образом, каким Бог Отец предузнал Свой план распятия Христа прежде основания мира (Деян. 2:23; ср. 1 Пет. 2:6), Он предузнал и избранных. Ни в одном из этих случаев это не было простой предварительной информацией о том, что произойдёт. Поэтому предведение подразумевает Божье предопределение в построении взаимоотношений с отдельными людьми, основанных на Его вечном плане. Это божественный замысел, приводящий спасение грешников через смерть Господа Иисуса Христа на кресте в исполнение, а не просто заблаговременное знание, которое наблюдает за реакцией людей на Божье предложение искупления.

В Ветхом Завете «знание» кого-либо могло подразумевать близкие, интимные отношения (Числ. 31:18, 35; Суд. 21:12; ср. Быт. 19:8). Задолго до того, как Пётр сформулировал истину о природе Божьего предузнания, Господь сказал Моисею: «То, о чём ты говорил, Я сделаю, потому что ты приобрёл благоволение в очах Моих, и Я знаю тебя по имени» (Исх. 33:17). В отношении Иисуса Христа как Раба в Ис. 49:1-2 говорится: «Слушайте Меня, острова, и внимайте, народы дальние: Господь призвал Меня от чрева, от утробы матери Моей называл имя Моё; и соделал уста Мои, как острый меч; тенью руки Своей покрывал Меня, и соделал Меня стрелой изострённой; в колчане Своём хранил Меня». У Бога были предопределённые взаимоотношения с пророком Иеремией: «Прежде нежели Я образовал тебя в чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя» (Иер. 1:5). Амос писал о Божьем предузнании Израиля: «Только вас признал Я из всех племён земли» (Ам. 3:2). В свете всех вышеупомянутых ссылок смысл не просто в том, что Бог имел информацию о ком-либо, а в том, что Он установил близкие взаимоотношения с кем-то. И предведение было в том, что Бог установил это Своим божественным указом до начала времени.

В соответствии с последовательностью Писания ветхозаветное понимание предузнания вновь появляется в Евангелиях. Иисус, объясняя в Нагорной проповеди истинную природу спасения, говорит о мнимых верующих: «Многие скажут Мне в тот день: „Господи! Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И не Твоим ли именем бесов изгоняли? И не Твоим ли именем многие чудеса творили?“ И тогда объявлю им: „Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие“» (Матф. 7:22-23). Конечно, Иисус знал, кто эти люди, но Он никогда не «знал» их в смысле предопределённых спасительных взаимоотношений. Такие взаимоотношения предназначены для Его овец: «Я есмь Пастырь добрый и знаю Моих, и Мои знают Меня» (Иоан. 10:14; ср. ст. 16, 26-28; 17:9-10, 20-21). Поэтому спасительное предведение подразумевает, что Бог предопределил знать некоторых посредством близких, спасительных взаимоотношений, избрав их от прошедшей вечности для получения Его спасающей любви.

Сфера избрания при освящении от Духа (1:26)

Воплощение в жизнь Божьего выбора избранных, сделанного в вечное- ти, прежде создания мира, во времени начинается с освящения от Духа. Освящение включает в себя всё, что Дух совершает в спасении: веру (Ефес. 2:8), покаяние (Деян. 11:15-18), возрождение (Тит. 3:5) и усыновление (Рим. 8:16-17). Таким образом, избрание, как Божий план, становится реальностью в жизни верующего благодаря спасению — Божьему делу, которое совершает Святой Дух.

Освящение (хагиазмо) подразумевает отделение и святость. В 1 Пет. 2:910 иллюстрируется этот принцип: «Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, чтобы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованные». В спасении освящение от Духа отделяет верующих от греха для Бога, от тьмы — для света, от неверия — для веры, и милостиво отделяет их от любви к греху, побуждая любить праведность (Иоан. 3:3-8; Рим. 8:2; 2 Кор. 5:17; ср. 1 Кор. 2:10-16; Ефес. 2:1-5; 5:8; Кол. 2:13).

Годами раньше Пётр выразил этот же принцип на Иерусалимском соборе:

По долгом рассуждении Пётр, встав, сказал им: «Мужи братья! Вы знаете, что Бог от дней первых избрал из нас меня, чтобы из уст моих язычники услышали слово Евангелия и уверовали. И Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святого, как и нам; и не положил никакого различия между нами и ими, верой очистив сердца их» (Деян. 15:7-9).

Святой Дух верой очистил сердца обращённых из язычников. Это ещё раз подчёркивает, что спасение есть труд Духа (Иоан. 3:3-8; ср. Рим. 15:16; 1 Кор. 6:11; 1 Фес. 1:4-6; 2 Фес. 2:13; Тит. 3:5). Святой Дух, отделяя верующих в момент спасения от греха, всю оставшуюся жизнь продолжает освящать их (ср. Фил. 1:6) в поступательном процессе освящения (Рим. 12:1-2; 2 Кор. 7:1; 1 Фес. 5:23-24; Евр. 12:14; ср. Ефес. 4:24, 30; 2 Тим. 4:18). Павел, говоря об избрании верующих Богом, подчёркивает цель: чтобы они «были святы и непорочны перед Ним в любви» (Ефес. 1:4). Это начинается в момент спасения и завершается в момент прославления. Процесс освящения — это осуществление Божьего замысла избрания в земной жизни христиан (ср. Рим. 6:22; Гал. 4:6; Фил. 2:12-13; 2 Фес. 2:13; Евр. 12:14).

Результат избрания

к послушанию [Иисусу Христу] (1:2в)

Послушание Христу является результатом или следствием божественного избрания. В Ефес. 2:10 сказано: «Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять». Поэтому послушание Иисусу Христу равнозначно спасению. Апостол Павел назвал это «послушанием веры» (Рим. 1:5, Новый перевод с греч. подлинника). Послушание верующих не является полным или совершенным (1 Иоан. 1:8-10; ср. Рим. 7:14-25), но их жизнь характеризуется послушанием, когда они через Иисуса Христа становятся рабами праведности (Рим. 6:17-18; ср. Рим. 8:1-2; 2 Кор. 10:56).

Павел был благодарен за верующих фессалоникийцев, потому что видел в их жизни много примеров послушания Христу.

Всегда благодарим Бога за всех вас, вспоминая о вас в молитвах наших, непрестанно помня ваше дело веры и труд любви, и терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа пред Богом и Отцом нашим, зная избрание ваше, возлюбленные Богом братья; потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе, и во Святом Духе, и со многим удостоверением, как вы сами знаете, какими были мы ради вас между вами. И вы сделались подражателями нам и Господу, приняв слово при многих скорбях с радостью Духа Святого, так что вы стали образцом для всех верующих в Македонии и Ахаии. Ибо от вас пронеслось слово Господне не только в Македонии и Ахаии, но и во всяком месте прошла слава о вере вашей в Бога, так что нам ни о чём не нужно рассказывать. Ибо сами они рассказывают о нас, какой вход имели мы к вам, и как вы обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному и ожидать с небес Сына Его, Которого Он воскресил из мёртвых, Иисуса, избавляющего нас от грядущего гнева (1 Фес. 1:2-10).

Все эти примеры — их вера, любовь и упование на Христа; подражание Павлу и Господу; примерное поведение перед другими; провозглашение Слова; обращение от идолов; ожидание Христа — показывали подлинное возрождение. (Первое послание Иоанна ещё больше говорит о результатах истинного спасения, выражающихся в послушании Христу [2:3-5; 3:6-10, 24; 5:2-3]).

С прославлением, когда верующие станут полностью подобными Христу, наступит осознание цели избрания и конечного действия освящения (1 Иоан. 3:2; Рим. 8:29). А до того послушание является итогом избрания.

Безопасность избрания

к… окроплению кровью Иисуса Христа (1:2г)

Ещё одной крайне важной, практической составляющей избрания является безопасность верующего. Это утверждается в цитировавшемся ранее тексте (Иоан. 6:37-40), где Иисус говорил, что не изгонит и не потеряет тех, кто действительно верит в Него, но воскресит их в последний день. Бог показывает, что безопасность заключается в окроплении избранных кровью Христа. Пётр использует метафору, возвращая читателя к временам Ветхого Завета, когда совершалось окропление народа израильского кровью жертвенного животного. Данный факт настолько важен, что в Послании к Евреям он упоминается один раз прямо и один раз — косвенно (9:19-20; 12:24). Это выдающееся событие описано в книге Исход:

И пришёл Моисей и пересказал народу все слова Господни и все законы. И отвечал весь народ в один голос, и сказали: «Всё, что сказал Господь, сделаем». И написал Моисей все слова Господни и, встав рано поутру, поставил под горой жертвенник и двенадцать камней, по числу двенадцати колен Израилевых; и послал юношей из сынов Израилевых, и принесли они всесожжения, и заклали тельцов в мирную жертву Господу. Моисей, взяв половину крови, влил в чаши, а другой половиной окропил жертвенник; и взял книгу завета и прочитал вслух народу, и сказали они: «Всё, что сказал Господь, сделаем и будем послушны». И взял Моисей крови и окропил народ, говоря: «Вот кровь завета, который Господь заключил с вами обо всех словах этих» (24:3-8).

Моисей только что вернулся с горы Синай и устно передал народу Божий закон, полученный там. Как сказано в тексте, они отреагировали полным послушанием, дав обещание исполнять всё, что требовал Бог. Это стало началом заветного соглашения между Богом и Его народом (ср. Исх. 19:320:17). Под вдохновением от Духа Моисей записал все слова услышанного им закона. На следующее утро он построил у подножия горы жертвенник, как символ заключения завета между Богом и народом. Жертвенник состоял из двенадцати камней, по одному от каждого из двенадцати колен. Чтобы дать людям возможность выразить свою решимость подчиняться Закону, Моисей принёс всесожжения и молодых тельцов в мирную жертву. Половину крови жертвенных животных Моисей поместил в большие чаши, а другой половиной окропил жертвенник. Затем он прочитал людям слова Закона, которые были записаны за день до этого. И вновь народ дал обещание быть послушным. После этого оставшейся кровью Моисей окропил весь народ, таким образом наглядно и официально скрепив обещание и клятву послушания людей Богу. Пролитая кровь стала наглядной демонстрацией того, что две стороны заключили связывающее обязательство (ср. Быт. 15:9-18; Иер. 34:18-19). Израиль дал Богу обещание послушания, подтвердив его жертвой. Кровь на жертвеннике символизировала Божье согласие открыть людям Свой закон, а кровь, окропившая людей, показывала их готовность к послушанию.

Святой Дух сравнивает эту уникальную клятву с заветом через веру в Иисуса Христа, который влечёт за собой похожее обещание повиноваться Слову Господа. Когда христиане верят в искупительную жертву Христа за них, они не только извлекают выгоду из Его смерти, но также подчиняются Его полновластному господству (ср. Матф. 7:24-27; Иак. 1:21-23; 1 Фес. 1:9; 2:13). И кровь Христа, пролитая на кресте, действует как печать для этого завета. По сути, в ночь перед Своей смертью Иисус, устанавливая Вечерю Господню, вторил словам Моисея в Исх. 24:8: «И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: „Пейте из неё все, ибо это есть кровь Моя нового завета, за многих проливаемая в оставление грехов“» (Матф. 26:27-28). Неотъемлемым в новом завете было обещание, что Господь придёт и искупит грешников, а они в ответ будут соблюдать Его Слово.

Пётр заявляет, что когда верующие были духовно окроплены кровью Христа, они вошли в завет послушания. Годами раньше Пётр и другие Апостолы упоминали послушание, когда говорили иудейским вождям: «Его возвысил Бог десницей Своей в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов. Свидетели Ему в этом мы и Дух Святой, Которого Бог дал повинующимся Ему» (Деян. 5:31-32).

Как повторение ветхозаветной аналогии, кровь, кропившаяся на жертвенник, символизировала Божье прощение (полностью свершившееся в жертвенной смерти Христа), а кровь, кропившаяся на людей, символизировала их намерение подчиняться Божьему закону (более полно осуществляющееся, когда христиане поступают по Духу и повинуются Слову). В 1 Иоан. 2:3-6 недвусмысленно говорится об этом послушании:

А что мы познали Его, узнаём из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: «Я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нём истины; а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божья совершилась: из этого узнаём, что мы в Нём. Кто говорит, что пребывает в Нём, тот должен поступать так, как Он поступал.

Как у монеты есть две стороны, так и у нового завета две стороны: спасение и послушание. В результате божественного избрания дети Божьи получают спасение от греха и желание повиноваться Ему, а Он обещает прощать их в моменты непослушания. Та же кровь Христа, которая запечатлела новый завет, продолжает духовно очищать грехи христиан, когда они проявляют непослушание (ср. 1 Иоан. 1:7; Евр. 7:25; 9:11-15; 10:12-18).

Преимущества избрания благодать вам и мир да умножится (1:2д)

Приветствия многих других новозаветных посланий (напр., Рим. 1:7; 1 Кор. 1:3; Гал. 1:3; Фил. 1:2; 2 Фес. 1:2; Тит. 1:4; Откр. 1:4) повторяют желание Петра для его читателей. Идея пожелания здесь происходит из оптативного наклонения (выражающего желание) глагола плетунтейе (да умножится). Апостол желал своей аудитории Божьей благодати и проистекающего из неё мира (Рим. 5:1) в максимальной пропорции или количестве. Он желал им всего самого наилучшего, что только Бог может предложить верующим, и чтобы оно возрастало для их пользы.

Пётр хотел, чтобы получатели его послания испытали все обильные и разнообразные благословения Божьих избранных. Однако сегодня существует тенденция не замечать глубокого смысла избрания. Христиане часто оправдывают такое отношение, заявляя, что это учение слишком глубокое, слишком запутанное и слишком разделяет людей. Но верующие должны радоваться славным преимуществам, которые даёт понимание избрания, и данный стих указывает на некоторые из них.

Во-первых, никакая другая истина в Писании не смиряет человека так, как учение об избрании. Понимание того, что верующие не имели никакого отношения к их избранию Богом, является весьма отрезвляющим (Иоан. 1:1213; Рим. 9:16). Правильное понимание избрания разрушает нравственную и религиозную гордость человека, что является благословением, поскольку Бог даёт благодать смиренным (5:5; Прит. 3:34).

Во-вторых, избрание как учение возвышает Бога и усиливает поклонение, поскольку оно воздаёт всю славу Ему. Избрание ясно показывает, что вера, покаяние и способность быть послушным Богу, которые появляются у грешника, приходят только от Бога (ср. Пс. 109:3; Ефес. 2:8-9). Только Бог может даровать прощение Своим людям, когда они грешат (Прит. 20:9; Мих. 6:7; 1 Иоан. 1:7; 3:5; Ефес. 1:7). Псалмопевец заявляет: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу, ради милости Твоей, ради истины Твоей» (Пс. 113:9).

Третье преимущество избрания состоит в том, что оно производит обильную радость. Те, кого избирает Бог, радуются, потому что знают, что без Его избирающей благодати они не имели бы надежды на спасение (Иоан.

6:44; Деян. 4:12; 1 Тим. 2:5-6). Если бы Бог не избрал их, они бы погибли навсегда, как и все остальные грешники (ср. Рим. 9:29). В Пс. 64:5 кроме всего прочего сказано: «Блажен, кого Ты избрал и приблизил, чтобы он жил во дворах Твоих». Для избранных величайшая радость осознавать, что Господь возлюбил их вечной любовью (ср. Лук. 10:20) от создания мира и на всю вечность.

В-четвёртых, избрание обещает христианам вечность духовных привилегий. Молитвенное выражение хвалы и благодарности Богу, которое открывает Послание Апостола Павла к Ефесянам, является подходящим обобщением многих из тех привилегий.

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нём прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны перед Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе через Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, в похвалу славы благодати Своей, которой Он облагодатствовал нас в Возлюбленном, в Котором мы имеем искупление кровью Его, прощение грехов, по богатству благодати Его, которую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении, открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нём, в устроение полноты времён, чтобы всё небесное и земное соединить под главой Христом. В Нём мы и сделались наследниками, быв предназначены к тому по определению Совершающего всё по изволению воли Своей, чтобы послужить к похвале славы Его нам, которые ранее уповали на Христа. В Нём и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его (Ефес. 1:3-14; ср. 1 Пет. 2:9-10).

И, наконец, учение об избрании является сильным побуждением к святой жизни. Знание того, что Бог из особой любви к ним отделил их для Себя, является самым эффективным побуждением для верующих воздать Ему славу. Этот принцип наверняка вспоминал Павел, когда увещал колоссян: «Итак, облекитесь как избранные Божьи, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг к другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы» (Кол. 3:12-13). Благодарность Богу за избрание должна побуждать верующих к жизни в святости и послушании.

Если христиане игнорируют доктрину об избрании, они не смогут понять славу искупления, почтить полновластие Бога и Христа и оценить принадлежащие им неизмеримые духовные привилегии. Современным веру ющим, как и верующим в дни Петра, не нужно пребывать в неведении об избрании, потому что Бог хочет, чтобы они знали о дарованной Им благодати. Любое учение в Писании является причиной воздать Богу хвалу, которой Он заслуживает (ср. Пс. 18:8-10; 118:7, 14-16).

Избрание — это такая могущественная истина, что когда христиане её понимают, то практические результаты преображают их повседневную жизнь. Понимание условия избрания (они живут на земле как духовные пришельцы, чтобы свидетельствовать окружающим), природы избрания (оно полностью является результатом Божьего полновластного выбора), источника избрания (Бог сосредоточил Свою любовь на них от вечности), сферы избрания (оно становится реальностью благодаря освящению от Духа), результата избрания (преданное послушание Иисусу Христу), безопасности избрания (завета послушания, который гарантирует божественное прощение) и преимуществ избрания (доступность многих духовных благословений и привилегий) производит такую силу в жизни верующих, которую в противном случае они никогда не смогут полностью ощутить.