Глава 6

2. «Мы умерли для греха».

Блаженный Августин говорит об этом фрагменте: «В этом отрывке Апостол дает полное описание человека, который обрел благодать, когда он всем разумом своим уже служит Закону Божьему, хотя всей своей плотью он все еще служит закону греховному». И Августин продолжает свое описание этих двух разновидностей служения [рабства] Закону и греху следующим образом: «Ибо такой человек не повинуется греховному желанию, независимо от того, насколько его похоти все еще продолжают досаждать ему и призывать его уступить им, до тех пор, пока его плоть не воскреснет к жизни, и пока не сбудется сказанное в Писании: «Поглощена смерть победою» (1 Кор. 15:54). Поэтому, так как мы не поддаемся этим низменным желаниям, мы под благодатью, и «не царствует грех в [нашем] … теле» (стих 12). Но тот, над кем грех царствует, независимо от того, насколько он противостоит греху, все еще находится под Законом, а не под благодатью» 803.

Из этой цитаты ясно можно понять значение слов Апостола. Ибо все эти предложения: (1) Быть мертвым по отношению ко греху; (2) Но жить для Бога; (3) Служить разумом Закону Божьему и плотью — закону греховному — все это означает ничто иное, как то, что мы не сдаемся нашим порочным похотям и греху, несмотря на то, что грех все еще остается в нас. Это то же самое, что сказать: (4) Грех не преобладает, не правит; (5) Но праведность правит, и т.д. Таким образом, далее, в главе (13:14) Апостол говорит: «… И попечения о плоти не превращайте в похоти», то есть: «Желания плоти сами по себе являются грехом, то есть первородным грехом, и остатки наследия от Адама [все еще] пребывают, но вы не должны покоряться им». Подобным же образом, он говорит: «… Чтобы упразднено было тело греховное» (стих 6), что происходит, когда наш дух противостоит греху и отказывается предаваться ему. Вывод Мы пребываем во грехе до конца нашей жизни. Поэтому Блаженный Августин говорит: «До тех пор, покуда наше тело не восстанет к жизни, и смерть не будет поглощена победою, наши порочные желания будут досаждать нам»804. Подобным же образом, мы читаем в Гал.(5:17): «Ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы». И далее, в Рим.(7:19), Павел говорит: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю…» И еще, в Иак.(4:1): «Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших?» И в 1Пет.(2:11): «… Прошу вас … удаляться от плотских похотей, восстающих на душу». И, таким образом, все апостолы и святые исповедуют, что грех и похотливость остаются в нас до тех пор, покуда тело ни обратится в прах, и покуда ни восстанет новое тело, не подверженное похотям и греху, как об этом сказано во 2Пет.(3:13): «Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда», что означает, что грех обитает в мире сем. И в Книге Иеремии 18:4, в отношении горшечника, который восстанавливает разваленный сосуд, делая [из этой же глины] другой сосуд, Господь говорит, что Он поступит так же. Ибо Господь ненавидит это греховное тело и готовится переделать его в тело иное. Таким образом, Он заповедует нам также ненавидеть это тело, разрушать и умерщвлять его, и стремиться к освобождению от него и вхождению в Царство Божье (см.Мат.6:10).

Но эта ненависть и сопротивление телу греховному — дело нелегкое, а фактически — самое трудное. Для этого необходимо как можно больше дел покаяния, и особенно предостережения против тщетности.

3. «… Все мы… в смерть Его крестились». Блаженный Августин в Книге 4, главе 3, «О Святой Троице» говорит: «За нашу двойную смерть Спаситель платит Своей единственной смертью, и для того, чтобы достичь двойного воскресения для нас, Он поставил перед нами и предложил нам Свое собственное единственное воскресение в Своем таинстве и примере»805. Ибо, облекшись в нашу смертную плоть, умерев только в ней и воскреснув только в ней, теперь только в ней Он воссоединяет все эти вещи с нами, ибо в этой плоти Он стал таинством для внутреннего человека и примером для человека внешнего. Относительно таинства для внутреннего человека, у нас есть следующие слова: «Зная, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное» (стих 6). К примеру же для человека внешнего относится следующее заявление: «И не бойтесь убивающих тело…» (Мат.10:28). Он самым решительным образом подталкивал Своих последователей к таким действиям Своей собственной смертью, которая была как раз смертью такого типа»806. То, что телесное воскресение Господа имеет отношение к таинству внутреннего человека, показано в следующем утверждении Апостола (Кол.3:1): «Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего…»807. Но, к примеру, для внешнего человека применимо следующее утверждение: ^Но и волос с головы вашей не пропадет» (Лук.21:18), наряду с тем фактом, что Он явил тело Свое ученикам после воскресения. Таким образом, в данном фрагменте Апостол говорит о смерти и воскресении Христовом так, что они относятся к таинству, но не к примеру. Следовательно, мы можем отметить, что существуют две разновидности смерти — естественная, или лучше, временная смерть, и смерть вечная. Временная смерть — это разделение тела и души. Но эта смерть является только образом, символом и подобием смерти, нарисованной на стене808, по сравнению с вечной смертью, которая является также смертью духовной. Таким образом, в Писании она очень часто называется сном или покоем. Вечная смерть также двойственна. Одна ее разновидность очень хороша. Это смерть греха и смерть смерти, которой душа освобождается и отделяется от греха, и тело отделяется от развращенности, и посредством благодати и славы воссоединяется с живущим Богом. Это является смертью в самом полном смысле этого слова, ибо во всех других формах смерти остается что-то такое, что примешано к жизни, но этого нет в данной разновидности смерти, где существует одна лишь чистейшая жизнь, потому что это жизнь вечная. Ибо только этой разновидности смерти принадлежат абсолютно и совершенно условия смерти, и только в этой смерти все умирающее погибает полностью, превращаясь в вечное небытие [«вечное ничто»], и ничто и никогда не вернется из этой смерти, потому что оно воистину умирает вечной смертью. Так умирает грех, и подобным же образом, грешник, когда он оправдан, потому что грех не вернется более никогда, как Апостол говорит здесь: «… Христос, воскресши из мертвых, уже не умирает…» (стих 9). Это очень важная тема Писаний. Ибо Бог устроил так, что через Христа устраняется все, что принес дьявол через Адама. И это именно дьявол принес грех и смерть. Таким образом, Бог произвел [осуществил] смерть смерти и грех греха, яд яда, рабство рабства. Как Он говорит через Осию (Ос.13:14): «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?»809 Это проявлялось во всех войнах детей Израилевых в Ветхом Завете, когда они убивали язычников. Другая разновидность смерти — вечная и ужасная. Это смерть проклятых, где не грех и грешник умирают, в то время, как человек спасается, но человек умирает, в то время, как грех живет и продолжается вовеки. Это «злейшая смерть беззаконных»810. И когда Апостол говорит о смерти Христовой сакраментально, он говорит о второй, духовной смерти, и, таким образом, значение его слов становится совершенно ясным.

Я использовал выражение «грех греха». Что это значит? Грех греха означает действие против закона греховного, преступление закона членов (Рим.7:23) и согрешение против похотей плоти. Эта разновидность греха является весьма благой. Как «смерть смерти» означает действие против смерти, что является тем же самым, что и жизнь, точно так же и «грех греха» — это праведность. Поэтому в Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова (Сирах.42:14) мы читаем: «Лучше злой мужчина, нежели ласковая женщина, — женщина, которая стыдит до поношения», то есть лучше дух, нарушающий закон плоти и действующий против плоти, чем плоть, действующая согласно собственному закону. Существуют дела Господни, в которых Он находит удовольствие и делает так, что мы также находим в них удовольствие, как написано: «Да веселится Господь о делах Своих!» (Пс.103:31). И далее, в Рим.(8:3) он говорит: «… В подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти»811. Дух использует эти отрицательные выражения, которые слаще утвердительных, для того, чтобы описать вечную суть вещей, о которых Он говорит. Потому что для смерти быть умерщвленной означает, что смерть не вернется более, и слова: «Пленил плен»812, означают, что плен никогда более не вернется — понятие, которое не может быть выражено в утвердительном выражении. Ибо человек может думать о жизни без вечности [не думая о вечности]. Поэтому в том же Псалме говорится: «Бог для нас — Бог во спасение; во власти Господа Вседержителя врата смерти» (Пс.67:21)813, [здесь сказано: врата смерти], а не врата жизни. Ибо вхождение в жизнь может, и обязательно должно, стать уходом из жизни, однако, выражение «врата смерти» означает вхождение — вхождение в жизнь без смерти. Это и есть то «желание Христа», о котором говорится в Пс.(15:3): «К святым, которые на земле, и к дивным Твоим — к ним все желание мое». И в Пс.(110:2): «Велики дела Господни, вожделенны для всех, любящих оные».

4. «Итак мы погреблись…» В духовном человеке все должно казаться людям и ему самому так же, как Христос представлялся иудеям в смерти и погребении. Ибо Он для того и является нашим Регентом814, чтобы мы могли откликаться Ему во всем.

Во-первых, когда Христос умер, Он более не ощущал ничего из того, что происходит в окружающем мире, несмотря на то, что Он по-прежнему был в этом мире. Таким образом, духовный человек, хотя он присутствует во всем своими ощущениями [чувствами], все же сердцем своим полностью отстранен от этих вещей и мертв для всех их. Это происходит, когда человек начинает ненавидеть все вещи от мира сего до мозга костей, в самом деле, когда он обнаруживает все, что происходит в этой жизни, и при этом все же переносит это с терпением и даже с радостью и хвалится тем, что он — как мертвое тело и «как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне» (1Кор.4:13), как об этом пишет Апостол. Но мы должны отметить, что не следует всем людям стремиться к этому совершенству сразу же после крещения в такую смерть. Ибо они крещены «в смерть», то есть к смерти, что означает, что они начали жить так, что стремятся к этой разновидности смерти и направляются к этой своей цели. Ибо, хотя они и крещены в жизнь вечную и царство небесное, все же они не сразу полностью достигают этой цели, но они начали действовать таким образом, что могут достичь этого, ибо Крещение было учреждено для направления нас к смерти, и через эту смерть — к жизни, таким образом, необходимо, чтобы мы приходили к этому так [в таком порядке], как это было предписано.

Итак, в этом порядке существуют три разновидности людей. Во-первых, существуют такие люди, которые нетерпимы ко кресту и такого рода смерти, они не хотят умирать. Такие люди подобны разбойнику, распятому по левую сторону от Христа, ибо они поносят Христа, по меньшей мере в своих сердцах, а также и в своих делах. Ко второй разновидности людей относятся те, кто переносят это, но очень эмоционально, с огромным трудом и ропотом, и все же, в конце концов, преодолевают это — так что они умирают с терпением. Им очень трудно переносить всеобщее презрение и ненависть к себе. Они подобны разбойнику, распятому по правую сторону от Христа — сочувствующий и сопереживающий Христос понес их в Своем теле. Но третья разновидность людей — это те, кто, как я уже сказал, вступают в эту смерть с радостью, те, чьим образцом стал Сам Христос, Который, умирая, возопил громким голосом, как отважный великан.815

6. «Ветхий наш человек?. Термин «ветхий человек» описывает то, какой человек был рожден от Адама, не по сути [природе] его, но в соответствии с изъяном его природы. Ибо природа его хороша, но изъян [ее] является пороком. Однако, термин «ветхий человек» использован здесь не только потому, что он совершает дела плоти, но особенно — когда он поступает праведно и мудро и проявляет себя во всех духовно благих деяниях, вплоть до любви к Самому Богу и поклонения Ему. Причина этого заключается в том, что во всем этом он «получает удовольствие» от даров Божьих и «использует» Бога.816 Он также не может быть освобожден от своей порочности (которая в Писаниях названа «искривленностью»817, беззаконием и извращенностью), иначе, кроме как по благодати Божьей. Еккл.(1:15): «Кривое не может сделаться прямым»818. Это сказано не только из-за упрямства извращенных людей, но особенно по причине исключительно глубокого проникновения унаследованной ими немощности и первородного яда, от которых человек стремится к собственной выгоде даже в Самом Боге, из-за своей любви к похоти. Пс.(71:14): «От коварства и насилия избавит души их». Более того, это беззаконие столь бездонно, что никто не может даже осознать его глубины, и в Писании, по благодати Божьей, порицается не само беззаконие, но лишь любовь к нему. Пс.(10:5): «… А нечестивого … ненавидит душа Его». И в Пс.(31:6): «За то, — то есть из-за беззакония [своего], — помолится Тебе каждый праведник», потому что Он ненавидит беззаконие. Это символически изображается в искривленности женщины, история которой описана в Евангелии от Луки (Лук. 13:11), и которую, как сказал Спаситель, сатана держал в плену 18 лет.

«… Чтобы упразднено было тело греховное…» Слово «упразднено»819 в этом контексте понимается в духовном смысле. Ибо, если бы мы хотели говорить о разрушении тела, то для этого не было бы необходимости в том, чтобы «ветхий человек» был распят. Потому что, в самом деле, он будет уничтожен в любом случае, желаем мы того или нет, даже в тех людях, чей ветхий человек не распят. Это то, что никак не может быть заповедано или завещано. Следовательно, также согласно Блаженному Августину, Апостол, объясняя это упразднение [разрушение], продолжает: «… Дабы нам не быть уже рабами греху» (стих 6). Это истолкование (как говорит Блаженный Августин) выражения: «Чтобы упразднено было тело греховное»820. Итак, упразднить тело греховное — значит разрушать похоти плоти и ветхого человека делами покаяния и креста, и, таким образом, умалять их день за днем и умерщвлять их, как об этом нам говорится в Кол.(3:5): «… Умертвите земные члены ваши…» Фактически, именно в этом фрагменте он наиболее явственно описывает как нового, так и ветхого человека.

Вступления к некоторым Псалмам указывают на это упразднение: «Не погуби…» (Пс.56:1; 57:1; 58:1). В Пс.(59:3), мы читаем: «Боже! Ты отринул нас, Ты сокрушил нас…» И в Книге Иеремии (1:10): «… Искоренять и разорять, губить и разрушать…»

Таким образом, «тело греховное» не следует понимать, как нечто таинственное, как делают многие, воображающие, что «тело греховное» относится ко всей куче порочных деяний, но, скорее, эти слова относятся к тому самому телу, которое мы носим повсюду. Оно названо «телом греховным» потому, что противостоит духу и склонно ко греху. И семя дьявола обитает в нем, поэтому Господь говорит в Быт.(3:15): «И вражду положу … между семенем твоим и между семенем ее…». Семя жены821 является Словом Божьим в церкви, потому что оно склонно к праведности и добрым делам. Семя дьявола — это сам грех, наклонность и порочная похоть плоти. И эта вражда действует всегда, как говорит Апостол в Гал.(5:17): «Ибо плоть желает противного духу, а дух желает противного плоти…» Плоть имеет в себе семя дьявола, стремится к произведению греха и несет грешный плод. Но Дух обладает семенем Божьим и стремится принести праведность и плоды праведности. И, таким образом, «… они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» (Гал.5:17).

10. «Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха…» Значение этого фрагмента таково, что мы должны подвергнуться этой духовной смерти лишь однажды. Ибо всякий, кто умирает таким образом, живет вовеки. Потому мы не должны возвращаться к нашему греху, чтобы снова умирать для греха. Это истолкование противоречит утверждениям новатиан822, ибо в отношении необходимости и сути духовной жизни, она должна быть положена раз и навсегда, потому что она вечна. Ибо смерть не является концом такой жизни против ее воли, что имеет место с физической жизнью, но является началом жизни новой. Таким образом, мы читаем в Иоан.( 11:26): «И всякий живущий и верующий в Меня не умрет вовек», то есть, покуда он добровольно не отвратится от этой духовной жизни, он не может умереть. Эта духовная жизнь будет укреплена в будущем таким образом, что человек не может отвратиться, ибо никто из тех, кому дано полное совершенство вечной воли, не пожелает отвращаться от этого.

Ибо как сияние солнца вечно, потому что вечно солнце, так и духовная жизнь вечна, потому что вечен Христос, ибо Он — наша жизнь, и верой Он втекает в нас и остается в нас сиянием Своей славы. Потому как Христос вечен, так и благодать, проистекающая от Него, имеет Его вечную суть [природу]. Более того, только потому, что человек снова грешит, его духовная жизнь не умирает, но он возвращается в жизнь сию и умирает, в то время как эта жизнь остается вечной во Христе. Именно это он имеет в виду, когда говорит: «Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним» (стих 8). Как мы будем жить с Ним, «зная, что Христос, воскресши из мертвых, уже не умирает»? (стих 9). «… Он умер… однажды для греха» (стих 10). Человек имеет Христа, Который более не умирает, таким образом он и сам больше не умирает, но живет со Христом вечно. Поэтому мы и крестимся лишь один раз, обретая [этим крещением] жизнь Христову, несмотря на то, что мы часто падаем и вновь поднимаемся. Ибо жизнь Христова может быть восстановлена снова и снова, но человек может войти в нее только однажды, точно также, как человек, который никогда не был богат, может стать богачом лишь однажды, хотя он может снова и снова терять и обретать свое богатство.

«… А что живет, то живет для Бога». Ничто не живет для Бога, кроме того, что живет вечно и духовно, потому что Бог вечен и является Духом, перед Которым ничто не принимается в расчет кроме того, что духовно и вечно. Но плоть и все преходящее — ничто перед Ним. Таким образом, поскольку эта жизнь вечна, необходимо, чтобы человек, который умирает для греха, умирал лишь однажды, поскольку только вечная жизнь может последовать за такой смертью, и в этой жизни не может быть смерти, ибо в противном случае она не была бы вечной. Точно также человек, который однажды умер для греха, не может снова умереть для греха, потому что за этой смертью следует вечная праведность, и эта праведность никогда более не грешит. Отсюда следует вывод:

Новатианская ересь823 истолковывает этот библейский фрагмент ложным образом — так, будто отпавшие от веры [впавшие во грех] не имеют надежды на то, что вновь поднимутся, потому что человек должен умереть для греха однажды, раз и навсегда. Но это выражение «однажды» (semel) не определяет количество покаяний, а, скорее, это описание вечной природы благодати, и оно отрицает возможность какой-либо другой «разновидности» праведности, поэтому значение данного фрагмента таково, что всякий, кто однажды был крещен или покаялся, тем самым уже избежал греха и обрел праведность так, что ему никогда, во веки веков, не надо более освобождаться от греха или обретать иную праведность. Но этой одной единственной праведности довольно навсегда. Это не имеет никакого отношения к праведности человеческой, где действует следующий принцип философской морали — как только достигнута одна какая-то добродетель, так сразу же появляются другие добродетели, которых следует достигать. Однако, значение рассматриваемого фрагмента не таково, что если человек утрачивает однажды обретенное, он не может обрести этого вновь. Писание опровергает это заблуждение в Прит.(24:16): «Ибо семь раз упадет праведник, и встанет». И Господь говорит Петру: «Не говорю тебе: ‘до семи1, но до седмижды семидесяти раз» (Мат. 18:22). Таким образом, как я уже говорил, слово «однажды» не устанавливает какое-то число перемен и не отвергает ничего, но лишь подчеркивает разнообразие или, скорее, вечную суть праведности, которая в этой жизни может часто теряться и вновь обретаться, что ничуть не противоречит ее вечной природе. Ибо даже блаженный Петр после ниспослания Святого Духа согрешал в лицемерии, что, например, описано в Гал.2:11 и далее — это конечно же было смертным грехом, потому что противоречило Евангелию и спасению души, поскольку Апостол Павел ясно говорит, что Петр поступал в этом случае не «прямо по истине Евангельской».

14. «… Ибо вы не под законом». Таким образом, грех владычествует над всеми теми, кто под Законом. Это совершенно ясно из сказанного выше, в главе 3:27 (и далее). Ибо тот, кто без Христа, все еще пребывает в своих грехах, даже если он совершает добрые дела. Потому мы должны заметить, что манера, в которой выражается Апостол, кажется необычной и странной тем, кто не понимает ее из-за ее большого своеобразия. Ибо такие люди понимают выражение: «Быть под Законом», в смысле: «Иметь Закон, согласно которому они должны жить». Но для Апостола слова: «Быть под Законом», означают: «Не выполнять Закона», или: «Быть виновным в неповиновении Закону», или: «Быть должником и нарушителем», потому, что Закон имеет власть обвинять и проклинать человека, и господствовать над ним, но он не имеет власти наделить его способностью удовлетворить Закон или преодолеть его. И, таким образом, поскольку Закон правит, грех также владычествует и держит человека в рабстве. Поэтому в 1Кор.( 15:56) нам сказано: «Жало же смерти — грех; а сила греха — закон» (то есть грех столь могущественен и так правит потому, что Закон правит. Слово «власть» (virtus) здесь означает то же самое, что «сила» (potentia), и последовательность мысли такова: Грех является жалом или властью смерти, благодаря которой смерть столь могущественна и посредством которой она правит и владеет, как сказано выше, в главе 5:12 и далее: «… и грехом смерть…» Но Закон является властью или силой греха, посредством которой грех пребывает и правит. И от этого правления Закона и греха никто не может быть освобожден, кроме как через Христа, о чем сказано в следующем стихе: «Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим, Иисусом Христом!» (1Кор.15:57). И в Иоан.(6:36) Он Сам говорит: «Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете», а также в Иоан.( 16:33): «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир», и в 1Иоан.(5:4): «… И сия есть победа, победившая мир, вера ваша», и еще в 1Иоан.(5:5): «Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий?» Таким образом, он говорит в данном фрагменте, что мы можем ограничить власть греха, потому что мы «не под законом, но под благодатию» (стих 14). Все это означает, что «упразднено было тело греховное» (стих 6), дабы праведность, зачатая в нас, могла быть приведена в совершенство.

17. «…Которому предали себя». Хотя некоторые824 хотят, чтобы это утверждение понималось наоборот825 — так, чтобы оно означало: «Которое было предано вам», все-таки Дух, вещавший через Апостола, конечно же имеет определенную цель, говоря это. Ибо мудрость плоти противна Слову Божьему, но Слово Божье неизменно и непреодолимо. Таким образом, необходимо, чтобы мудрость плоти была изменена, и чтобы она отказалась от своей формы, приняв форму Слова. Это происходит, когда верой она [мудрость плоти] пленяет себя, и сама, содрав с себя свой венец, подчиняет себя Слову и верует, что Слово является истиной, а она сама — ложью. Для этого «Слово стало плотию» (Иоан.1:14), и «Он… уничижил Себя Самого, приняв образ раба…» (Филип.2:6,7), так, чтобы плоть могла стать Словом и человечество приняло форму Слову. Тогда, как утверждается в главе 3, человек становится праведным, верным [правдивым], мудрым, благим, кротким и целомудренным, как само Слово, которому он предает себя верой. Таким образом: «Которому вы были посвящены» [«которому предали себя»] — это лучшее истолкование, нежели: «которое было дано вам» [«которое было предано вам»]. Ибо учение Евангельское было дано [было предано] даже неблагочестивым, но они не предали себя ему или не сообразовали себя с ним. Они не предались ему, потому что они не веруют в него на самом деле, всем сердцем своим. Очень похожим на это является утверждение из Послания к Коринфянам (см. 1Кор.13:12; Гал.4:9): «… Теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан». И в рассматриваемом случае он также мог бы сказать: «Которое было передано вам, и которому были преданы [посвящены] вы», потому что это характеризует верующих и святых. Прочтите фрагмент ,7:4, где сказано, что мы умираем для греха и Закона, а не наоборот.

14. «Грех не должен над вами господствовать…» Это относится не только к грешным похотям, направленным на обретение мирских [преходящих] благ и временного преуспевания, но также и к нашей практике уклонения от временных бедствий и несчастий. Ибо человек, имеющий Христа верой, не желает никаких благ мира сего (хотя многое может привлекать его), и даже самой жизни, равно как он не боится зла, даже самой смерти (независимо от того, насколько ужасающими они являются). Ибо он прочно стоит на твердой скале, не уклоняясь ни к хорошей [простой, сладкой] жизни, ни к жизни суровой — и это не потому, что он не имеет искушения скрыться бегством от всеподавляющего страха или не искушаем к порочным похотям греховной лестью [«льстивыми увещеваниями греха»] (ибо он отнюдь не является нечувствительным по отношению к похотям и ужасам), но, в конце концов, он не уступает и превозмогает, хотя это противостояние дается ему с огромным трудом и многими скорбями, в соответствии с утверждением из Шет.(4:18): «И если праведник едва спасается…» И праведник всегда больше напоминает жертву, чем победителя, покуда он борется с искушениями. Ибо Господь позволяет ему быть искушаемым и подвергаться нападкам до самого конца, подобно золоту в горниле. «Никакой воин не связывает себя делами житейскими… Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться» (2Тим.2:4,5).826

Вывод.

1 Тот, кто боится смерти более, нежели Христа, и любит свою жизнь более Христа, пока еще не имеет Христа и истинной веры.827 Ибо грех владычествует над ним, и он все еще под Законом. Мы должны полностью понять эту истину, как Он Сам объясняет ее в Иоан.( 12:25): «Любящий душу свою погубит ее», и другом месте (Мат.10:37): «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня», и еще (Мат.10:38): «И кто не берет креста своего и не следует за Мною, тот не достоин Меня». Это не простое дело — покорить грех. В самом деле, если бы Господь, «Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил», не был в нас, то волна, конечно же, захлестнула бы нас. Но Он позволяет неверующим подвергнуться искушению и пасть, и действительно, пав, они уже никогда не смогут встать пред Ним, но Он верен по отношению к тому, кто стоит и взывает к Нему верой.

2 Поскольку грех только нападает, но не овладевает святыми, он вынужден служить им, о чем мы читаем далее, в Рим.(8:28): «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу». И еще Апостол говорит (1Кор.10:13): «… Но при искушении [Бог] даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести». Роскошная жизнь делает душу более целомудренной, когда она подвергается нападкам, надменность делает душу более смиренной, леность делает ее более действенной, скупость делает ее более щедрой, злобливость делает ее более доброй, обжорство — более умеренной.828 Ибо во всех этих примерах ненависть духовного человека усиливается более и более против того, что атакует его. Таким образом, искушение — полезнейшее явление. Поэтому, также, оно царствует над смертным телом, когда человек попускает ему.

Но искушение становится слугой, когда мы противостоим ему, потому что тогда оно порождает ненависть к беззаконию и любовь к праведности. И в нашем будущем бессмертном теле оно никогда не будет ни править ни царствовать, равно как оно не будет слугой. Таким образом, давайте признаем чудесную мудрость Божью, ведь средствами зла Он обеспечивает добро, и через грех Он достигает праведности, не только в нас, но также и в других людях. Ибо Он дает нам в грехах других людей причину для ненависти ко грехам в ближнем нашем и для того, чтобы избавляться от нее, и, таким образом, причину проявлять любовь и добродетель по отношению к нему, и, в то же время, Он дает нам причину к тому, чтобы жаждать праведности и питать отвращение к неправедности — но только если мы взываем к Нему с чистой и искренней верой.

13. «… Орудие неправды…» В нашей версии перевода829 здесь вместо «неправды» используется слово «беззаконие». И эта неправда является полной, общей жизнью неверия, точно так же, как с другой стороны — праведность является полным и общим путем жизни веры или веры, взятой вместе с ее делами, так же, как неправедность является неверием, вместе с его делами — даже добрыми и святыми.

И слово «грех» в этом фрагменте, согласно Блаженному Августину, в его работе «О Духе и букве»830, должно пониматься не как дело греха, но как закон греха или закон членов, как похотливость, порочная наклонность ко греху, склонность к пороку и трудность творения добра. Таким образом, Апостол хочет сказать, что члены тела не должны быть преданы [подчинены] «греху», то есть порочным похотям и наклонности ко греху, ибо, повинуясь греху, они становятся орудием неверия, и из верующих они делают неверующих в том, что они творят дела неверующих, согласно похотям греха. Но мы должны повиноваться Богу для того, чтобы члены наши могли стать «орудиями праведности» (стих 13), то есть жизни веры.

19. «Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей». Он говорил ранее таким образом относительно полного умерщвления порочных похотей, что мы не должны уступать им, даже состоя в брачной жизни. Но здесь он смягчает свою позицию и хочет сказать следующее: «Если вы должны уступить этому по слабости плоти, то пусть это происходит в брачной жизни и освящается верой, и это не будет осквернением или нечистотой, поскольку даже язычники, не имеющие веры, соблюдают чистоту такого рода, как человеческую традицию. Таким образом, значение данного фрагмента совпадает, хотя и выражено это несколько короче, с мыслью, развиваемой в 7-ой главе 1-го Послания к Коринфянам, где Апостол говорит, например (стих 2): «Но в избежание блуда, каждый имей свою жену…», и далее (стих 5): «… Чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим». Вот, что он имеет здесь в виду, говоря: «ради немощи плоти вашей». Подобным же образом, выражение, которое он использует в ранее упомянутом фрагменте: «… Это сказано мною как позволение, а не как повеление» (1Кор.7:6), представлено здесь следующими словами: «Говорю по рассуждению человеческому». Этим он как бы говорит: «Я не заповедую того, чтобы каждый человек взял себе жену, но лишь то, что вы должны избегать блуда [внебрачных половых связей], из-за ‘немощи плоти вашей’, то есть из-за вашей невоздержанности». Ибо это человеческий наказ, и он имеет намного меньшее значение, нежели совет, который он дает, говоря: «Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я» (1Кор.7:7), но не каждый человек может делать это, и, таким образом, он продолжает: «… Но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе». Смягчая свою позицию словами: «Говорю по рассуждению человеческому», он показывает, что здесь он также говорил о совете относительно полного умерщвления плоти. Этим он как бы говорит: «Если вы не можете сохранить свое целомудрие [воздерживаться от половых связей], то хотя бы ведите себя целомудренно, чтобы грех не правил вами через ваше осквернение и нечистоту плоти, в ущерб вере и праведности и [чтобы это не вело] к возрастанию неправедности».

«Нечистоте». Здесь Апостол обращается назад и более не рассматривает антитезы, ибо он говорит прежде всего: «Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные», и затем: «Так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые», то есть чистоте. По этой причине в Ветхом Завете такие выражения, как: «Будь свят», «Освящай себя», часто используются в качестве эквивалентов выражений: «Будь чист», «Очищай себя»831, в смысле очищения от плотских осквернений. И потому терминами «освящение» и «очищение» он пытается выразить то же понятие, а именно — что тело должно быть чистым, но речь здесь идет не просто о какой-то разновидности чистоты, но о той чистоте, которая исходит изнутри, от духа освящающей веры. У язычников также существует целомудрие, но это не святое целомудрие, или освящение, потому что души язычников осквернены. Таким образом, сначала он говорит о представлении ваших членов «в рабы праведности», а затем добавляет слова: «На дела святые» [для освящения]. Потому что верой душа прежде всего должна быть очищена, чтобы таким образом святая душа могла сделать тело чистым ради Бога, в противном случае это было бы недостойным целомудрием. Таким образом, Господь говорит лицемерам: «Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их» (Мат.23:26) — это означает, что если вы чисты внутренне, тело и все внешнее будет легко и почти само собой очищено. То есть, если вы служите праведности, такое служение приносит с собой освящение, как нам говорится в Ис.(11:5): «И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его — истина», что означает следующее: Кто верует и является праведным в Духе, тот, помимо этого, легко справится с распутным образом жизни и одолеет его.

И наоборот, кто служит нечистоте, то есть распутной жизни и плотской нечистоте, тот уже сейчас становится все более и более неправедным, ибо грех правит им сейчас, и он утратил свою веру, став неверующим.

Примечания:

803 Августин, Expositio quanmdam propositionum ex epistula ad Romanos, 35, Patrologia, Series Latina, XXXV, 2069.

804 Там же; см. 1Кор.15:54. 805 См. выше, в главе 4 второй части этой книги и W, IX, 18,20. 806 Августин, De Trinitate, IV, 3, Patrologia, Series Latino, XLII, 891. 807 Так как здесь используется устаревший термин, понятный не каждому современному читателю, приведем современный перевод данного фрагмента: «… Если вы воскресли со Христом, то стремитесь к небесному…».- Перев. 808 Возможно Лютер думает здесь о широко распространенных в его время изображениях «танца смерти», в которых смерть как правило изображалась в виде заводилы хоровода, неизбежно сталкивающегося с людьми на различных жизненных этапах, предлагая присоединиться к танцу смерти.

809 При дословном переводе: «О, смерть, Я буду твоей смертью; о, ад, я буду твоим жалом».- Перев. 810 См. Пс.33:22. 811 При дословном переводе: «Он осудил грех за грех».- Перев. 812 См. Пс.67:19; Ефес.4:8. 813 См. Лютеровские комментарии к этому фрагменту для углубленного изучения, путем сравнения. W, III, 400-401.

814 «Руководитель хора» (образное выражение).- Перев.

815 См. Мат.27:50; Марк.15:37; Лук. 23:46. Героический аспект смерти Христовой, вероятно, должен в большей мере праздноваться во время Рождественского поста, или на Пасху, чем в сцене распятия. Средневековый рождественский гимн Veni, Redemptor gentium, заимствуя текст из Пс.18:7, Exuitavit ut gigas ad currendam viam, говорит о Спасителе: Gemmae gigas subslantiae, alacris ut currat viam, что Лютер перевел словами: Gott von Art und Mensch ein Held, Sein’n Weg er zu laufen eilt 816 См. прим. 20 и соответствующий текст в Главе 5. 817 См. комментарии к Рим.5:4 в предыдущей главе. 818 Лютер комментирует данный фрагмент в Luther’s Works, 15, p.26. 819 При дословном переводе: «разрушено», «уничтожено».- Перев.

820 Августин, Expositio quarundam propositionum ex epistula ad Romanes, 35, Patrologia, Series Latino, XXXV, 2069. 821 Glossa interlinearis истолковывает термин mulieri как ecclesia.

822 Секта, действующая в 250-650 гг. Они утверждали, что для тех, кто отпал от веры после Крещения, не может быть восстановлено членство в церкви. Амвросий, в работе De poenitentia, II, 2, использует Рим.6:3 и 10 для противостояния их утверждениям. В проповеди по Мат.18:21 (W, XLVII, 305 — 310) Лютер выступает не только против изначальной новатианской ереси, но также и против доводов современных сторонников подобной точки зрения.

823 См. предыдущее примечание.

824 Фабер в своих комментариях рекомендует принимать это образно.

825 Per hipallagen, «путем обмена» (синтаксических отношений). Классическим примером такого выражения является dare classibus austros Вергилия (Aeneid (Энеида), III, 61): «Предать ветры кораблям», вместо: «Предать корабли ветрам».

826 В оригинале использована только вторая часть данной цитаты (2Тим.2:5), однако для русского читателя имеет смысл привести начало предыдущего стиха, поскольку в противном случае все это становится трудным для восприятия.- Перев. 827 Доел.: «Не имеет Христа истинной верой», то есть не имеет Христа, обрести Которого можно только истинной верой.- Перев. 828 Здесь Лютер перечисляет почти всю гамму так называемых «семи смертных грехов», упуская лишь invidia — зависть.

829 Имеется в виду Вульгата. У Фабера это переведено словом iniustitia. 830 Вероятно Лютер имеет в виду работу Августина De nuptiis a concupiscentia, I, 30-31, Patroloeia, Series Latino, XLIV, 432.

831 См. комментарии к стиху 1:2 во второй части данной книги.