4 глава

Обращение к хозяевам

Господа, оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах (Кол. 4:1)

С другой стороны, хозяева должны оказывать рабам должное и справедливое, то есть относиться к ним так, как к ним самим отнесется Господь на небесах. Бог будет судить хозяев, дурно обращавшихся с рабами, и будет судить рабов, не служивших как подобает своим хозяевам. Как мы отмечали, говоря о Кол. 3:11, духовно рабы и хозяева равны во Христе. Хозяева должны соответственно обращаться с рабами-христианами как с братьями во Христе, проявляя в общении с ними все добродетели, необходимые для святого братства. Они должны обращаться с работниками так, как хотели бы, чтобы Господь Иисус обращался с ними.

Если бы все христиане вели себя в соответствии с указанными здесь принципами взаимоотношений, последствия этого были бы грандиозны. Верующие действительно были бы светом, сияющим во тьме.

Речь нового человека

Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением. Молитесь также и о нас, чтобы Бог отверз нам дверь для слова, возвещать тайну Христову, за которую я и в узах, дабы я открыл ее, как должно мне возвещать. Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем. Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому (Кол. 4:2-6)

Когда Господь наш говорил фарисеям, что «от избытка сердца говорят уста» (Мф. 12:34), Он имел в виду важный духовный принцип: речь отражает нашу суть. Язык очень трудно контролировать, поэтому речь человека – основное свидетельство о его духовном положении (см. Мф. 12:37).

В Библии много говорится о речи искупленных и неискупленных уст. Для неискупленных уст характерны зло (Пр. 15:28), сексуальная распущенность (Пр. 5:3), обман (Иер. 9:8), проклятия (Пс. 9:28), притеснение (Пс. 9:28), погибель (Пр. 11:11), тщеславие (2 Пет. 2:18), лесть (Пр. 26:28), глупость (Пр. 15:2), безумие (Ек. 10:12-13), небрежность (Мф. 12:36), похвальба (Рим. 1:30), лжеучения (Тит. 1:11), греховные замыслы (Пс. 36:12), ненависть (Пс. 108:3), многословие (Ек. 10:14) и сплетни (Пр. 26:22).

Напротив, для речи искупленного характерны исповедь грехов (1 Ин. 1:9), исповедь Христа (Рим. 10:9-10), назидательные речи (Еф. 4:29), разговоры о Божьем законе (Исх. 13:9), восхваление Бога (Евр. 13:15), благословение врагов (1 Пет. 3:9), беседы о Боге (Пс. 65:16), мудрость и доброта (Пр. 31:26), кротость (Пр. 15:1). Благочестивый человек берет пример с Господа Иисуса, речи Которого были назидательны (Мф. 5:2), благодатны (Лк. 4:22), Который никого не обвинял (Лк. 11:54) и не обманывал (1 Пет. 2:22).

В Кол. 4:2-6 Павел продолжает обсуждение того, каким является новый человек во Христе, начатое в Кол. 3:5. В Кол. 3:5-7 речь шла о личных характеристиках нового человека. В Кол. 3:18 – 4:1 говорилось о жизни такого человека дома. Теперь Павел расширяет предмет дискуссии и на неверующих (Кол. 4:5). Он прежде всего обращает внимание на речь нового человека, потому что по ней наблюдающий мир судит о христианстве. После мыслей, взаимоотношений и побуждений язык – самая трудная для контроля область в поведении верующих.

В анналах истории сохранился рассказ о мудреце Биосе, который жил в Древней Греции. Ему прислали животное для жертвоприношения и велели вернуть дарителю лучшую и худшую части этого животного. Он вернул язык. Язык – это действительно лучшая и худшая часть человека. Иаков согласен с такой оценкой:

Все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело. Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их. Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий; так и язык – небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! И язык – огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны. Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, а язык укротить никто из людей не может: это – неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть. Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду (Иак. 3:2-12).

Говоря о речи нового человека, Павел ставит акцент на четырех моментах: молитва, провозглашение, поведение и совершенство.

Молитва

Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением (Кол. 4:2)

Павел не случайно начинает с молитвы – ведь это самое важное, что могут произнести уста нового человека. Молитва укрепляет отношения верующего с Господом, это источник его силы в борьбе с сатаной и его ангелами (см. Еф. 6:18). В молитве верующие исповедуют грехи, восхваляют Бога, взывают к своему сострадательному Первосвященнику (Евр. 4:15-16), ходатайствуют друг за друга. Молитва от чистого сердца (Пс. 65:18) обращена к Богу (Мф. 6:9), соответствует помыслам верующего и воле Святого Духа (Еф. 6:18), она произносится во имя Христа и во славу Отца (Ин. 14:13).

В Кол. 4:2 Павел касается упорства – аспекта молитвы, о котором часто забывают. Будьте постоянны – это proskartereo, сложное слово, состоящее из hartereo («быть упорным» или «терпеть») с добавлением приставки, усиливающей значение. Глагол означает «отважно держаться», «терпеть и не сдаваться». Павел призывает верующих упорствовать в молитве. Они должны «молиться во всякое время» (Еф. 6:18; см. Лк. 18:1), «непрестанно молиться» (1 Фес. 5:17), быть преданными молитве (Рим. 12:12). Поступая так, они будут следовать примеру Корнилия (Деян. 10:2) и апостолов (Деян. 6:4). Молиться все время не значит всегда вслух произносить молитвы. Имеется в виду сознание присутствия Бога, умение связывать с Ним любой опыт в своей жизни. Но это не исключает необходимости в упорной и искренней молитве. В Писании неоднократно приводятся примеры такого упорства. 120 учеников собрались в горнице и «единодушно пребывали в молитве и молении» (Деян. 1:14). Ранняя церковь следовала их примеру (см. Деян. 2:42).

Господь наш рассказал две притчи о важности упорной молитвы:

Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать, говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: «защити меня от соперника моего». Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: «хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне». И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? (Лк. 18:1-8).

И сказал им: положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придет к нему в полночь и скажет ему: «друг! дай мне взаймы три хлеба, ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему»; а тот изнутри скажет ему в ответ: «не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе». Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит. И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят (Лк. 11:5-10).

Суть обеих притчей в том, что если уж грешные люди, пусть и не с готовностью, дадут вам то, о чем вы упорно просите, то не даст ли вам – и неизмеримо больше – святой и любящий Отец?

Вирджиния Стем Оуэне так пишет об искренней и упорной молитве:

Христиане всегда истолковывали разрыв храмовой завесы в момент распятия как символ своего освобождения от посредничества, как допуск в присутствие Бога. Теперь мы «свободны» приходить к Нему непосредственно – и это все равно что сказать человеку, что он «свободен» засунуть голову в челюсти льва. Когда вы начинаете молиться, у вас нет гарантии, что вы не окажетесь перед фараоном, или на пустынном острове, потерпев кораблекрушение, или в логове льва.

Бог – не космический мишка, которого мы нежно обнимаем. Как сказал один из детей в «Хрониках Нарнии» К. С. Льюиса, «это не ручной лев». Жак Эллюль убежден, что молитва за людей, живущих в наш век технологий, должна быть битвой, и не просто битвой с лукавым, обществом или с собой, хотя и это тоже подразумевается; это битва с Богом. Мы тоже должны бороться, как Иаков в Пенуэле, где он заслужил имя Израиль – «борющийся с Богом». Мы тоже должны быть готовы сказать: «Не отпущу, пока не благословишь меня!»

Вспомните о Моисее, который снова и снова ходатайствовал за израильтян, спасая их от Божьего гнева; об Аврааме, который молился о Содоме; о вдове, что требовала правосудия у неправедного судьи. Но в битве с Богом, предупреждает Эллюль, мы должны быть готовы принять последствия: «.. .У Иакова была повреждена нога, и он ушел хромая. Но обычно Бог заставляет работать того человека, который взывает к Нему… Тот, кто борется с Богом в молитве, ставит на кон свою жизнь».

С людьми, которые молятся, происходят страшные вещи. Их планы часто нарушаются. Они оказываются в странных местах. Авраам отправился в путь, не зная, куда он приведет его… После прекрасной молитвы после благовещения Мария стала отщепенкой в иудейском обществе… Какое искушение для нас – представлять себе молитву еще одним продуктом потребления! Как трудно понять, что молитва может не просто привести тебя в темницу, как Иеремию, но и что там, среди страданий в отвратительной яме, у тебя появится много жалоб и вопросов без ответа, с которыми ты захочешь обратиться к своему Господу. Как объяснить людям, что они могут стать хромыми и оказаться в смятении, если вступят в схватку с Богом? («Prayer – Into the Lion’s Jaws», Christianity Today, November 19, 1976, pp. 222-23).

Это совсем не похоже на бойкие и эгоистичные молитвы нашего времени. Современная церковь в основной своей массе утратила почтительное отношение к Богу. Слишком часто к Нему относятся как к космическому предсказывающему автомату. Если мы нажмем на нужную кнопку, Он обязан выдать нам то, что мы хотим. Господь вполне может задать церкви XX века вопрос, который задавал непокорным священникам времен Малахии: «Сын чтит отца, и раб – господина своего; если Я – отец, то где почтение ко Мне? и если Я – Господь, то где благоговение предо Мною? говорит Господь Саваоф» (Мал. 1:6).

Истинная молитва часто предполагает борьбу, сражение с Богом, рассказ о глубочайших потребностях нашего сердца. Молитва должна быть упорной, настойчивой битвой, из которой верующий выходит хромая.

Такая молитва наделяет верующего святой смелостью, и он молится в силе, убежденный в Божьей воле, как видно из следующего примера.

В 1540 г. великий друг и помощник Лютера Фридрих Миконий заболел и был уверен, что скоро умрет. Со смертного одра он написал дрожащей рукой трогательную прощальную записку Лютеру. Лютер получил письмо и написал в ответ: «Я приказываю тебе во имя Бога жить, потому что ты мне нужен в работе по реформации церкви… Господь никогда не позволит мне узнать о твоей смерти, Он позволит тебе пережить меня. Потому что я молюсь об этом, такова моя воля, и да свершится воля моя, потому что мое единственное желание – прославить имя Бога».

Эти слова могут шокировать нас, но они исходят от сердца. Хотя Миконий уже не мог говорить, когда пришел ответ Лютера, он полностью поправился и прожил еще шесть лет, на два месяца пережив Лютера.

Между дерзостью и упованием на Божью волю соотношение весьма напряженное. Это напряжение можно преодолеть, если проявлять неотступное упорство и быть готовым принять ответ Бога, когда он, наконец, будет дан.

В истинной молитве необходимо также бодрствовать. В самом общем плане это значит не засыпать во время молитвы. В Гефсимании Иисус «приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение; дух бодр, плоть же немощна» (Мф. 26:40-41). Невозможно молиться во сне. Христиане должны выбирать для молитвы время, когда они бодры и бдительны.

Но здесь Павел имеет в виду не только физическое бдение. Он хочет также сказать, что верующие должны вдумываться в то, о чем они молятся. Иногда христиане произносят туманные, общие молитвы, на которые Богу трудно ответить, потому что они не просят ничего конкретного. Быть упорным в молитве значит просить о чем-то конкретном. Мы не можем упорно молиться о чем-то, что нас не волнует. А то, что нас волнует, обычно конкретно.

Третий элемент молитвы – благодарение. Это пятое упоминание благодарности в данном послании Павла. Верующие должны благодарить за спасение (Кол. 1:12), зароет (Кол. 2:6), за общение с Христом и Его Церковью (Кол. 3:15), за возможность служения (Кол. 3:17) и, здесь, за то, что Бог отвечает на молитвы в соответствии со Своим замыслом. Конечно, Он делает то, что лучше для нас сейчас и для нашей славы в вечности.

Когда верующие молятся, они могут начать с благодарения за предыдущие духовные благословения и привилегии. Во-первых, верующие должны быть благодарны за присутствие Бога. В Пс. 74:2 написано: «Славим Тебя, Боже, славим, ибо близко имя Твое; возвещают чудеса Твои». Во-вторых, верующие должны благодарить Бога за Его заботу. Находясь в море, когда там бушевал шторм, Павел благодарил Бога за пищу, которую Он дал ему: «Сказав это и взяв хлеб, он возблагодарил Бога перед всеми и, разломив, начал есть» (Деян. 27:35). В-третьих, верующие должны быть благодарны Богу за свое прощение. Павел пишет в Рим. 6:17: «Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя». Христиане должны быть благодарны за свое спасение. В-четвертых, верующие должны благодарить Бога за Его обещания: «Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!» (1 Кор. 15:57; см. также 2 Кор. 2:14). «Все обетования Божий в Нем «да» и в Нем «аминь», – в славу Божию, через нас» (2 Кор. 1:20). Наконец, верующие должны благодарить Бога за Его замысел: «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8:28).

Провозглашение

Молитесь также и о нас, чтобы Бог отверз нам дверь для слова, возвещать тайну Христову, за которую я и в узах, дабы я открыл ее, как должно мне возвещать (Кол. 4:3-4)

От молитвы, которая есть речь, обращенная к Богу, Павел переходит к провозглашению Евангелия, которое есть речь, обращенная к людям. Призвав колоссян молиться, он передает им конкретную просьбу молиться также и о нас. Местоимение множественного числа мы, вероятно, подразумевает друзей и сотрудников Павла, перечисленных в Кол. 4:7. Павел просит о том, чтобы Бог отверз нам дверь для слова, возвещать тайну Христову. Дверь в Новом Завете обычно обозначает возможность. В 1 Кор. 16:8-9 Павел пишет: «В Ефесе же я пробуду до Пятидесятницы, ибо для меня отверста великая и широкая дверь, и противников много». Позже он писал коринфянам, что для него открыта дверь в Троаде (2 Кор. 2:12).

Верующие должны молиться, чтобы открыть дверь, так как именно Бог открывает ее. В конце первого миссионерского путешествия Павла они с Варнавой доложили церкви, что «сотворил Бог с ними и как Он отверз дверь веры язычникам» (Деян. 14:27). В Деян. 16, после того как несколько «дверей» закрылось, «было ночью видение Павлу: предстал некий муж, Македонянин, прося его и говоря: приди в Македонию и помоги нам» (Деян. 16:9). После этого видения, сообщает Лука, «тотчас мы положили отправиться в Македонию, заключая, что призывал нас Господь благовествовать там» (Деян. 16:10). В Отк. 3:7 Иисус описывается как Тот, «Который отворяет – и никто не затворит, затворяет – и никто не отворит». Был и в буквальном смысле случай, когда Бог открыл запертую дверь темницы, чтобы освободить Петра для проповеди Евангелия (Деян. 12:1-11).

Павлу нужна была открытая дверь, чтобы он мог возвещать тайну Христову. Как мы уже отмечали, обсуждая Кол. 1:26-27, в Ветхом Завете термин тайна обозначает нечто скрытое, а в Новом – явленное. В данном контексте речь идет о содержании Евангелия. Павел просит колоссян молиться о том, чтобы ему открылась дверь для провозглашения полной истины Евангелия.

Ради Евангелия Павел был в узах. В Иерусалиме, в конце третьего миссионерского путешествия, он был ложно обвинен в том, что привел язычника в область храма, куда им запрещено было входить. Римляне спасли его от гнева разъяренной толпы и отправили к Феликсу, губернатору Иудеи. Проведя два года в заключении, Павел воспользовался своим правом римского гражданина и воззвал к суду кесаря (Деян. 25:11). После трудного путешествия, когда он в бурю стал жертвой кораблекрушения, Павел достиг Рима. Книга Деяний заканчивается на том, что Павел находится под домашним арестом (Деян. 28:16,30).

Но заключение Павла не было концом его служения. Именно в этот период он написал Колоссянам, Ефесянам, Филиппийцам и Филимону. Он также благовествовал тем, с кем встречался, будь то толпа в Иерусалиме (Деян. 22:1 и далее), Феликс (Деян. 24:10 и далее), Ирод Агриппа (Деян. 26:1 и далее), римские воины (Флп. 1:13), слуги дома кесаря (Флп. 4:22) или представители иудейской общины в Риме (Деян. 28:17 и далее). Итоги деятельности Павла во время римского заключения подведены в Деян. 28:30-31: «И жил Павел целых два года на своем иждивении и принимал всех, приходивших к нему, проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно». Для Павла это был не конец всего, а новая уникальная возможность.

Далее Павел просит колоссян молиться о том, чтобы, когда Бог откроет дверь для благовестия, он открыл ее, как должно ему возвещать. Должно может быть понято двояко. Во-первых, речь идет об обязанности Павла проповедовать Евангелие. Это было его постоянное бремя на протяжении всей жизни. Римлянам он писал: «Я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину» (Рим. 1:16). В 1 Кор. 9:16 он говорит: «Если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!».

Во-вторых, должно возвещать касается заповеданного Богом метода проповедания Евангелия. Павел делал это, «возвещая Иудеям и Еллинам покаяние пред Богом и веру в Господа нашего Иисуса Христа» (Деян. 20:21). «Возвещая» – это diamarturomai, то есть свидетельствовать полно и исчерпывающе. Евангелие должно провозглашаться ясно, смело (Еф. 6:19), мудро (Пр. 25:11) и в благодати (Еф. 4:15).

Известны три распространенных способа благовестия, которые эта заповедь исключает. Во-первых, исключается благовестив на примере личного опыта, когда главной опорой при донесении евангельского послания становится не Писание, а личное свидетельство, собственные чувства и опыт проповедника. Очевидная опасность данного метода в том, что люди могут вообще не понять Евангелия, а откликнуться на него только эмоционально и считать себя спасенными.

Вторая разновидность благовестия, которой следует избегать, – это эгоцентричное благовестие. В этом случае Иисус предлагается как панацея от всех жизненных проблем, как источник земного благополучия, утешения и процветания. Человеку сулят непреходящее счастье и освобождение от какой бы то ни было жизненной борьбы. Короче говоря, такое благовестив ориентировано на человека, а не на Бога. Хотя спасение приносит радость и мир, Благая Весть не гарантирует освобождения от трудностей. Павел предупреждал, что «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14:22). Иисус говорил ученикам, что «раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин. 15:20; см. также Мф. 5:11,44; 10:23). Фактически Иисус обещал: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16:33).

Наконец, следует избегать благовестия под давлением. Не нужно вынуждать людей, манипулировать ими, пускать в ход свое остроумие, разные опробованные приемы, воздействовать на эмоции. Часто в таких случаях возникает ложная вера (Мф. 13:19-22; см. Иак. 2:14-26).

Павел призывал людей молиться о том, чтобы он говорил то, что должен говорить, что желает слышать из его уст Бог. Такой должна быть молитва любого, кто провозглашает Христа.

Поведение

Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем (Кол. 4:5)

Поведение верующих придает большее правдоподобие тому, что они говорят. Как мы уже отмечали по поводу Кол. 1:9, мудрость – это правильная оценка обстоятельств и принятие благочестивых решений. Верующие должны вести тщательно спланированную, последовательную, праведную жизнь.

Если люди, называющие себя верующими, живут как безумцы, внешние или неверующие (см. 1 Кор. 5:12-13; 1 Фес. 4:12; 1 Тим. 3:7), это принижает ценность веры и Евангелия. Только если верующие живут мудро, наблюдающий за ними мир видит, как действует на них сила Бога. Будьте осторожны: верующие могут жить как безумцы. Один из способов такой жизни – жить ради накопления денег. Павел снова предупреждает в 1 Тим. 6:9: «Желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу».

Еще один способ жить неразумно – чрезмерный формализм. Павел писал галатам: «О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы. у вас распятый?.. Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?» (Гал. 3:1,3). Зависть и эгоистичные амбиции, прямая противоположность мудрости, – еще один вариант неразумного поведения верующих (Иак. 3:16).

С другой стороны, существует несколько источников мудрости. Во-первых, это поклонение: «Начало мудрости – страх Господень, и познание Святого – разум» (Пр. 9:10). Во-вторых, это молитва: «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, – и дастся ему» (Иак. 1:5). В-третьих, изучение Библии: «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга» (Кол. 3:16). В-четвертых, благочестивые наставления: «Мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе» (Кол. 1:28). Слова верующего начинают что-то значить только тогда, когда он ведет себя мудро. У ранней церкви не было современных средств массового благовестил, таких как телевидение, радио, брошюры, книги, журналы или наклейки на бампер машины, – ив ней меньше было спорщиков и лицемеров. Однако, следуя истине Евангелия в своей личной и общинной жизни, первые христиане перевернули вверх дном весь мир. Хотелось бы, чтобы то же самое могли сказать и о нас.

Жить благочестиво значит также пользоваться временем. Моисей молился в Пс. 89:12: «Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое». Возможность быстротечна. Жизнь коротка, и каждый день новые люди умирают, так и не приняв Христа. «Приходит ночь, когда никто не может делать» (Ин. 9:4). Господь наш может вернуться в любой момент. Павел говорит о срочной необходимости искупления в Рим. 13:11-14:

Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали. Ночь прошла, а день приблизился: итак, отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти.

Настала пора верующим говорить с миром на языке своей жизни.

Совершенство

Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому (Кол. 4:6)

Последовательность в жизни должна сопровождаться последовательностью в речах. Здесь Павел говорит не о проповеди Евангелия, а о том, что мы говорим вообще. Слово верующего всегда должно быть с благодатию, как слово Христа (Лк. 4:22). В нем не должно быть вещей, характерных для речи неискупленных. Перед лицом гонений, в расстройстве, среди трудностей и несправедливости, со своим супругом, детьми, верующими или неверующими, – во всех обстоятельствах верующие должны говорить с благодатью. Речь с благодатью – это речь духовная, последовательная, уместная, добрая, прочувствованная, осмысленная, мудрая, кроткая, правдивая, полная любви и вдумчивая. Павел писал в Еф. 4:29: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим».

Речь нового человека также должна быть приправлена солью. Она должна быть не только благодатна – она должна оказывать влияние. Соль может жечь, если попадет на рану (см. Пр. 27:6). Она также предотвращает от тления. Речь верующих должна оказывать очищающее влияние, спасать разговор от грязи, которая часто проникает в него. Соль также придает вкус, и речь нового человека должна быть приятной и остроумной.

Верующие должны также знать, как отвечать каждому. Они должны понимать, что сказать и когда. Выражаясь словами Петра, они должны «быть всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3:15).

Речь нового человека очень важна: «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» (Иак. 3:2). В отличие от нечестивых, которые говорят: «Языком нашим пересилим, уста наши с нами; кто нам господин?» (Пс. 11:5) – мы как верующие должны вторить автору Пс. 140: «Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих» (Пс. 140:3).

Помощь друзей

О мне все скажет вам Тихик, возлюбленный брат и верный служитель и сотрудник в Господе, которого я для того послал к вам, чтобы он узнал о ваших обстоятельствах и утешил сердца ваши, с Онисимом, верным и возлюбленным братом нашим, который от вас. Они расскажут вам о всем здешнем. Приветствует вас Аристарх, заключенный вместе со мною, и Марк, племянник Варнавы (о котором вы получили приказания: если придет к вам, примите его), также Иисус, прозываемый Иустом, оба из обрезанных. Они – единственные сотрудники для Царствия Божия, бывшие мне отрадою. Приветствует вас Епафрас ваш, раб Иисуса Христа, всегда подвизающийся за вас в молитвах, чтобы вы пребыли совершенны и исполнены всем, что угодно Богу. Свидетельствую о нем, что он имеет великую ревность и заботу о вас и о находящихся в Лаодикии и Иераполе. Приветствует вас Лука, врач возлюбленный, и Димас. Приветствуйте братьев в Лаодикии, и Нимфана, и домашнюю церковь его. Когда это послание прочитано будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано и в Лаодикийской церкви; а то, которое из Лаодикии, прочитайте и вы. Скажите Архиппу: смотри, чтобы тебе исполнить служение, которое ты принял в Господе. Приветствие моею рукою, Павловою. Помните мои узы. Благодать со всеми вами. Аминь (Кол. 4:7-18)

Завершая Послание к колоссянам, Павел посылает им словесный портрет своей группы. Он перечисляет всех, кто помогал ему в служении, когда он был в заключении в Риме. Он воздает должное невоспетым героям Нового Завета, приводя их в пример читателям послания. Эта глава придает письму, в котором в основном излагается учение, теплый, личный оттенок. Похожий список приведен в Рим. 16. Многие из упомянутых здесь людей были друзьями Павла долгие годы, что показывает: он вдохновлял на невероятную преданность.

Для Павла эти люди были незаменимыми помощниками в служении. Он прекрасно знал, что не смог бы столько сделать один, – такое никому не под силу. Руководители от Бога всегда умеют полагаться на поддержку других. Об этой истине говорится в Исх. 17:8-13:

И пришли Амаликитяне и воевали с Израильтянами в Рефидиме. Моисей сказал Иисусу: выбери нам мужей [сильных] и пойди, сразись с Амаликитянами; завтра я стану на вершине холма, и жезл Божий будет в руке моей. И сделал Иисус, как сказал ему Моисей, и [пошел] сразиться с Амаликитянами; а Моисей и Аарон и Ор взошли на вершину холма. И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик; но руки Моисеевы отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нем, Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной, а другой с другой стороны. И были руки его подняты до захождения солнца. И низложил Иисус Амалика и народ его острием меча.

Без помощи Аарона и Ора Моисей не смог бы привести Израиль к великой победе. Моисей, как и апостол Павел, понимал, что не может нести свое служение в одиночестве. В другом случае, когда израильтяне роптали, он воззвал к Богу:

Для чего Ты мучишь раба Твоего? и почему я не нашел милости пред очами Твоими, что Ты возложил на меня бремя всего народа сего? Разве я носил во чреве весь народ сей и разве я родил его, что Ты говоришь мне: неси его на руках твоих, как нянька носит ребенка, в землю, которую Ты с клятвою обещал отцам его? Откуда мне взять мяса, чтобы дать всему народу сему? ибо они плачут предо мною и говорят: «дай нам есть мяса». Я один не могу нести всего народа сего, потому что он тяжел для меня; когда Ты так поступаешь со мною, то лучше умертви меня, если я нашел милость пред очами Твоими, чтобы мне не видеть бедствия моего (Чис. 11:11-15).

Господь в ответ послал ему помощников:

И сказал Господь Моисею, собери Мне семьдесят мужей из старейшин Израилевых, которых ты знаешь, что они старейшины и надзиратели его, и возьми их к скинии собрания, чтобы они стали там с тобою; Я сойду, и буду говорить там с тобою, и возьму от Духа, Который на тебе, и возложу на них, чтобы они несли с тобою бремя народа, а не один ты носил (Чис. 11:16-17).

С их помощью Моисею удалось совершить для Бога то, чего он никогда не совершил бы один.

Руководители всегда работают эффективнее, если им кто-то помогает. В Пр. 27:17 говорится: «Железо железо острит, и человек изощряет взгляд друга своего». В Ек. 4:9-12 добавляется: «Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их: ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его. Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться? И если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него: и нитка, втрое скрученная, не скоро порвется».

Павел на протяжении всего своего служения никогда не был один. Когда в первый раз ему представилась возможность служения – руководство церковью в Антиохии, – он разделил его с четырьмя другими людьми, а в последующие годы, совершая миссионерские путешествия, всегда брал себе в попутчики кого-нибудь из своих соратников. Из Книги Деяний следует, что один он оставался только в течение краткого периода в Афинах (Деян. 17). Хотя когда он писал колоссянам, он находился в темнице, и там он не был один. Восемь человек, имена которых он упоминает, не очень известны. Но каждый из них был важен для Павла. И каждый был готов уплатить свою цену за общение с заключенным. В этом отрывке мы встречаемся с самыми разными людьми. Это: человек, готовый служить; человек с греховным прошлым; человек с сострадательным сердцем; человек с поразительным будущим; человек с сильной верой; человек с единственной страстью; человек с особым талантом и человек с печальным будущим.

Человек, готовый служить

О мне все скажет вам Тихик, возлюбленный брат и верный служитель и сотрудник в Господе, которого я для того послал к вам, чтобы он узнал о ваших обстоятельствах и утешил сердца ваши (Кол. 4:7-8)

Тихик значит «удачливый» или «счастливый». В самом деле, ему посчастливилось много лет нести служение бок о бок с Павлом. Он пять раз упоминается в Новом Завете. Хотя о нем сказано немногое, мы можем четко представить себе этого человека.

Впервые мы встречаем Тихика в Деян. 20:4. Павел находился в Ефесе, завершая свое третье миссионерское путешествие. Он планировал вернуться в Иерусалим через Македонию, где собирался забрать пожертвования. Он должен был передать их, вместе с пожертвованиями от Галатии и Ахаии, нуждающимся иерусалимским верующим (см. 1 Кор. 16:1-9). Так он надеялся укрепить связи между преимущественно языческими церквями вне Палестины и преимущественно иудейской церковью Иерусалима. Он также планировал взять с собой несколько обращенных язычников из Греции и Малой Азии – как представителей, посланных своими церквями к иерусалимской церкви. Среди них был Тихик.

Желание Тихика совершить с Павлом путешествие в Иерусалим говорит о его готовности служить. Тем более что путешествие предстояло нелегкое. В древнем мире путешествовать было труднее и опаснее, чем в наше время. Путь в Иерусалим был непрост, Тихику пришлось надолго покинуть семью, друзей и церковь. По пути Павел неоднократно предупреждал, что в Иерусалиме их ждут трудности. Хотя Тихик, без сомнения, слышал эти предупреждения, он остался с Павлом.

Когда Павел писал колоссянам, прошло уже больше двух лет после его ареста в Иерусалиме. За этот срок Павел пережил заговор иудейских вождей, решивших убить его, суды Феликса, Феста и Агриппы и утомительное путешествие в Рим. И, возможно, все это время Тихик оставался при нем. Он явно был рядом во время заключения Павла в Риме. После освобождения Павла Тихик продолжал быть с ним. Когда Павлу пришлось временно найти замену Титу – пастырю критской церкви, – он рассматривал кандидатуру Тихика (Тит. 3:12). Тихик, начинавший свое служение в качестве посланника, теперь был готов заменить такого великого человека, как Тит.

В самом конце жизни Павла, во время его второго римского заключения, Тихик все еще находился рядом с ним. Перед лицом неизбежной казни Павел пожелал в последний раз увидеть Тимофея. Поскольку Тимофей не мог бросить свою общину в Ефесе на произвол судьбы, Павел послал туда Тихика (2 Тим. 4:12). Снова этот человек упомянут в связи с заменой одного из наиболее выдающихся соратников Павла. Это многое говорит о характере Тихика.

Когда Павел писал колоссянам, Тихик был в Риме вместе с Павлом, во время его первого заключения. К этому моменту прошло примерно четыре года с тех пор, как Тихик встретился с Павлом в Ефесе. Он стал доверенным человеком Павла, и тот поручил ему важное дело: доставить послание к колоссянам. Он должен был доставить послания не только колоссянам, но и ефесянам (Еф. 6:21), а возможно, также и Филимону (см. Кол. 4:9). Путешествие из Рима в Колоссы было трудным. Сначала Тихику нужно было пешком пересечь Италию, потом переплыть Адриатическое море. Пешком пройдя через Грецию, он переплыл Эгейское море и попал в Малую Азию. После всего этого ему пришлось совершить пешее путешествие примерно в 160 км, чтобы достичь Колосс. То, что ему было поручено доставить адресатам три богодухновенные книги Писания, снова свидетельствует о доверии Павла к нему.

Тихик не только доставил колоссянам послание – он нес им также информацию о делах Павла и должен был помочь им в их обстоятельствах. То есть он должен был рассказать о здоровье Павла, его надеждах и планах на будущее. Он также должен был утешить их сердца, добавив к написанному в письме свое ободряющее слово и ответив на их вопросы о состоянии дел Павла.

Павел упоминает три особенности Тихика, благодаря которым он подходил на роль личного посланника Павла. Во-первых, он был возлюбленным братом в Господе. То, что Павел называет его братом, показывает: Тихик был одним из семьи верующих. Его характер был таков, что сам апостол Павел называет его возлюбленным. Во-вторых, Павел описывает Тихика как верного служителя. Он никогда не достигал выдающегося положения, но всячески помогал Павлу осуществлять связь с церквями. Он был верным – и это высшая оценка, какую мог дать Павел (см. 1 Кор. 4:2). Наконец, Павел называет его сотрудником в Господе. Он был dlakonos (служитель) по отношению к Павлу, но sundoulos (сотрудник) Павла по отношению к Господу.

Человек с греховным прошлым

с Онисимом, верным и возлюбленным братом нашим, который от вас. Они расскажут вам о всем здешнем (Кол. 4:9)

Онисим, человек с греховным прошлым, – беглый раб, о возвращении которого к хозяину говорится в Послании к Филимону. Филимон был одним из руководителей колосской церкви, и, скорее всего, церковь собиралась в его доме. Онисим был рабом в доме Филимона, а потом убежал и отправился в Рим. Там он встретил апостола Павла, который привел его ко Христу. Теперь он возвращался в Колоссы, к своему хозяину. Павел попросил Филимона простить Онисима за побег и воровство и принять его как брата во Христе.

Хотя Онисим был беглым рабом, Павел описывает его как верного и возлюбленного брата. Когда человек приходит к вере в Христа, его прошлое больше не имеет значения. «Кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор. 5:17). Онисим являл собой свидетельство преображающей силы Бога. Павел сообщает колоссянам, что человек, покинувший Колоссы как беглый раб, теперь возвращается как один из них. К нему следовало относиться как к члену церкви, потому что во Христе нет ни рабов, ни свободных (Гал. 3:28). Павел проявляет уважение к нему, веля ему, вместе с Тихиком, рассказать колоссянам о всем здешнем. Более подробную информацию об Онисиме можно почерпнуть в моем комментарии к Филимону.

Человек с сострадательным сердцем

Приветствует вас Аристарх, заключенный вместе со мною (Кол. 4:10а)

Аристарх был обращенным иудеем (см. Кол. 4:11), хотя, как многие иудеи диаспоры, носил греческое имя. Он родился в Фессалониках (Деян. 20:4; 27:2). Аристарх впервые упоминается во время рассказа о трех годах служения Павла в Ефесе. Его схватила взбунтовавшаяся толпа, узнавшая в нем одного из товарищей Павла (Деян. 19:29). Он сопровождал Павла, когда тот возвращался в Иерусалим (Деян. 20:4), и в его путешествии в Рим (Деян. 27:4). Возможно, он был с Павлом и во время его заключения в Палестине. Когда Павел писал колоссянам, Аристарх находился рядом с ним.

Заключенный вместе – это aichmalotos, что буквально значит «пойманный с помощью копья». Так называли военнопленных. Вряд ли Аристарх действительно был заключенным; Павел называет его так, потому что он разделял с Павлом заключение. То, что он предпочел быть с Павлом, говорит о его сострадательном, заботливом сердце. Он отказался от свободы, чтобы помогать Павлу. Любому руководителю хотелось бы иметь рядом с собой в момент испытаний такого верного Аристарха. Дело Господа не выполнялось бы, если бы не было таких людей, как Аристарх, который смиренно сносил трудности, не требуя славы.

Человек с поразительным будущим

и Марк, племянник Варнавы (о котором вы получили приказания: если придет к вам, примите его) (Кол. 4:10б)

Служение Иоанна Марка во многом отличалось от служения Тихика или Аристарха. Он сопровождал Павла и Варнаву во время их первого миссионерского путешествия (Деян. 13:5), но потом дезертировал. В Деян. 13:13 рассказывается следующее: «Отплыв из Пафа, Павел и бывшие при нем прибыли в Пергию, в Памфилии. Но Иоанн, отделившись от них, возвратился в Иерусалим». Позже из-за ухода Марка возник раскол между Павлом и Варнавой. Варнава хотел взять своего племянника с собой во второе миссионерское путешествие, но Павел, не веривший в Марка, не захотел этого. В результате Павел и Варнава повздорили и расстались (Деян. 15:37-39).

К счастью, на этом история не заканчивается. Когда Павел писал Колоссянам, Марк, вероятно, изменился. Он снова стал полезен, вероятно, благодаря служению Петра (которому самому случалось ошибаться) в его жизни (см. 1 Пет. 5:13). ВФлм. 1:24 Павел называет его среди своих сотрудников. Человек, от услуг которого Павел когда-то отказался, теперь стал одним из его лучших помощников. Во 2 Тим. 4:11 Павел велит Тимофею: «Марка возьми и приведи с собою, ибо он мне нужен для служения».

Павел сообщает колоссянам, что, если Марк прибудет к ним, они должны слушаться приказаний (вероятно, исходивших от Павла, Петра или Варнавы) и принять его. Им не следовало отстраняться от него из-за его ошибок в прошлом.

Мы можем назвать Марка человеком, которому выпал второй шанс. Его жизнь – свидетельство того, что Бог может обратить на пользу даже недостатки. Действительно, ведь именно этому человеку была дана привилегия, дарованная в истории еще только троим: написать одно из евангелий.

Человек с сильной верой

также Иисус, прозываемый Иустом, оба из обрезанных. Они – единственные сотрудники для Царствия Божия, бывшие мне отрадою (Кол. 4:11)

Об Иисусе, прозываемом Иустом, упоминаний нет нигде, кроме этого стиха. Возможно, это был один из римских иудеев, поверивших в послание Павла (Деян. 28:24). Имя Иисус значит «спаситель». Непросто жить с таким именем, но латинское прозвище этого человека – Иуст («праведный»)- показывает: ему это неплохо удавалось. Иисус Иуст, Марк и Аристарх были для Павла единственные сотрудники для Царствия Божия и были из обрезанных. Должно быть, вялый отклик со стороны иудеев печалил Павла. Иудейские руководители в Иерусалиме отвергли его весть, хотели убить его и обвинили его перед римскими властями. Во время миссионерских путешествий оппозиция по большей части исходила от иудеев (см. 2 Кор. 11:26). Даже те, кто верил в его послание (см. Деян. 28:24), очевидно, не были ему верны. (Многие язычники, якобы принявшие послание, вскоре покинули его, согласно 2 Тим. 1:15.) Только эти трое были ему отрадою. Слово paregoria (отрада) появляется в Новом Завете лишь здесь. Его можно также перевести как «утешение». Иисус Иуст, вместе с Аристархом и Марком, был источником утешения и отрады для Павла.

Иисус Иуст был готов покинуть свой народ, лишь бы находиться при Павле, что говорит о силе его веры. Он был готов сражаться вместе с Павлом за дело Иисуса Христа, чего бы это ему ни стоило.

Человек с единственной страстью

Приветствует вас Епафрас ваш, раб Иисуса Христа, всегда подвизающийся за вас в молитвах, чтобы вы пребыли совершенны и исполнены всем, что угодно Богу. Свидетельствую о нем, что он имеет великую ревность и заботу о вас и о находящихся в Лаодикии и Иераполе (Кол. 4:12-13)

Как мы отмечали во вступлении, Епафрас был основателем колосской церкви и, скорее всего, ее пастырем в рассматриваемый период. Он прибыл в Рим к Павлу с новостями об опасной ереси, которая угрожала церквям долины Лик. Как Тихик и сам Павел, Епафрас назван doulos (рабом) Иисуса Христа. Так как он был их земляком, он также приветствовал их.

Хотя Епафрас находился далеко от них, он продолжал служить церквям долины Лик. Он всегда подвизался за них в молитвах. Подвизаться – это agonizomai, от которого происходит наше слово агония. В 1 Кор. 9:25 оно используется по отношению к спортивному соревнованию, а в Ин. 18:36 обозначает борьбу. Родственные по смыслу слова появляются в Рим. 15:30, по отношению к молитве, и в Лк. 22:44, по отношению к страданиям Иисуса в Гефсимании. Епафрас был живым примером исполнения заповеди, о которой пишет Павел в Кол. 4:2: «Будьте постоянны в молитве».

Епафрас молился о том, чтобы колоссяне пребыли совершенны и исполнены всем, что угодно Богу. Совершенны – от teleios, что значит «полный», «зрелый» или «полностью развитый». Исполнены – отplerophoreo, что можно перевести как «убежденный», «полностью удовлетворенный». Епафрас, как и Павел (см. Кол. 2:2, где используется родственное слово), хотел, чтобы колоссяне были зрелыми и удовлетворенными во всем, что угодно Богу. Только те, кто повинуется Богу, могут возрасти в полноте Христовой и быть довольны (см. Еф. 4:13-14).

Наблюдая за Епафрасом, Павел убедился в его великой ревности и заботе о колоссянах, а также о ближайших церквях Лаодикии и Иераполя. Его ревностные, страстные молитвы и его единственное желание – чтобы его люди достигли зрелости – должны были очень вдохновлять Павла и его соратников.

Человек с особым талантом

Приветствует вас Лука, врач возлюбленный (Кол. 4:14а)

Лука был личным врачом и близким другом Павла. Он был обращенным язычником (см. Кол. 4:11), который часто сопровождал Павла в его миссионерских путешествиях. Возможно, болезнь Павла во время первого миссионерского путешествия побудила его во второе путешествие взять с собой Луку. Как и Павел, это был образованный, воспитанный человек, что видно из написанных им на греческом языке евангелия и Книги Деяний. Без сомнения, беседы с Павлом вдохновляли его.

По имени Лука упоминается в Новом Завете еще только дважды. Все три раза его имя появляется там в посланиях Павла из темницы (см. Флм. 1:24; 2 Тим. 4:10). Присоединившись к Павлу во время второго миссионерского путешествия, он оставался с Павлом до конца его жизни.

О прошлом Луки мы не знаем ничего определенного. Согласно отцам церкви Евсевию и Иерониму, он родился в Антиохии Сирийской. По ряду мнений, он приходился братом Титу, познакомился с Павлом, когда учился в Тарсе, и был освобожденным рабом из дома Феофила (упоминаемого во вступлении к Книге Деяний). Но у нас нет доказательств того, что эти версии достоверны.

Лука был первым врачом-миссионером. Не все, кто служит Господу, заканчивали семинарию. Богу нужны и специалисты. Лука посвятил Богу свой особый дар, отказавшись, возможно, от прибыльной частной практики. В ответ Бог даровал ему привилегию написать значительную часть Нового Завета и стать возлюбленным соратником апостола Павла.

Человек с печальным будущим

и Димас (Кол. 4:14б)

Димас – последний представитель группы Павла. Он многое сделал для дела Господа и был с Павлом во время обоих заключений. Но его, в отличие от остальных соратников Павла, ожидало печальное будущее. Павел вспоминает о трагедии дезертирства Димаса во 2 Тим. 4:9-10: «Постарайся прийти ко мне скоро. Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику». Мирское оказалось невероятно притягательным для Димаса, и он оставил Павла и служение. У Иисуса был Иуда, а у Павла был Димас. Любому, кто нес служение достаточно долго, приходилось переживать такие трагедии. Но это не обязательно должно отражаться на служении самого человека. Для тех, кто сталкивался с чем-то подобным, будет утешением помнить, что даже два самых великих миссионера в мире переживали такие драматические моменты.

Заключение

Приветствуйте братьев в Лаодикии, и Нимфана, и домашнюю церковь его. Когда это послание прочитано будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано и в Лаодикийской церкви; а то, которое из Лаодикии, прочитайте и вы. Скажите Архиппу: смотри, чтобы тебе исполнить служение, которое ты принял в Господе. Приветствие моею рукою, Павловою. Помните мои узы. Благодать со всеми вами. Аминь. (Кол. 4:15-18)

Павел завершает послание, прося колоссян приветствовать братьев в близлежащей Лаодикии от его имени. В рукописях используются разные формы имени: Нимфан (мужского рода) или Нимфа (женского рода), и соответственно к ним относятся разные местоимения («его» или «ее»). Домашняя церковь – это, возможно, церковь Лаодикии или Иераполя. Лаодикийская церковь должна была прочесть обращенное к ней послание церкви в Колоссах, а им следовало дать прочитать свое лаодикийской церкви. Существует много споров и разногласий по поводу лаодикийского послания. Оно по-разному определяется как письмо от лаодикийцев к Павлу, письмо Павла из Лаодикии, апокрифическое Послание к лаодикийцам и подлинное послание от Павла к лаодикийской церкви, ныне утраченное. Но, возможно, Павел имеет здесь в виду Послание к ефесянам. В самых старых по времени рукописях Ефесянам в Еф. 1:1 нет слов «в Ефесе», так что, возможно, это было циркулярное письмо для нескольких церквей. Вероятно, Тихик доставил Ефесянам к лаодикийцам, так что Павел рекомендует колоссянам и лаодикийцам обменяться посланиями.

Архипп упоминается только здесь и в Флм. 1:2. Ему велено исполнить служение. Возможно, примером для него должны были стать сотрудники Павла, упоминаемые выше в письме. Исполнение служения – то, чего Господь ждет от всех нас.

Обычно Павел, составляя послания, прибегал к помощи секретаря, но в конце часто добавлял приветствие, написанное его рукою (см. 1 Кор. 16:21; 2 Фес. 3:17; Флм. 1:19). Он просит их помнить его узы в своих молитвах и завершает послание обычным приветствием: Благодать со всеми вами (см. Рим. 16:24; 1 Кор. 16:23; 2 Кор. 13:14; 1 Фес. 5:28; 2 Фес. 3:18; 1 Тим. 6:21; 2 Тим. 4:22; Тит. 3:15).

Таковы основные идеи Послания к колоссянам: спасение благодатью через веру в достаточного Христа, а не через человеческие дела, сторонниками которых выступают лжеучителя.