Глава 11. Финансовые средства

В библейском плане предусмотрено, чтобы продвижение дела Божьего осуществлялось за счет десятин и пожертвований Его народа. Господь говорит: «Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища» (Мал. 3:10). Церковь с самых первых дней своего существования строго следует этому замыслу.

«Установление системы десятины и даров запечатлевало в сознании людей великую истину о том, что Бог есть источник всяких благословений для Своего творения и что Ему принадлежит благодарность человека за все добрые дары Его провидения» (Патриархи и пророки, с. 525).

«Десятины и приношения являются для Бога признанием Его права на нас в творении, а также в искуплении. Поскольку все наши силы получены от Христа, то и приношения необходимо регулярно давать Богу. Они должны всегда напоминать нам об искуплении, важнейшем из всех прав, включающем в себя все остальное» (Свидетельства для Церкви, т. 6, с. 479).

«Десятина – это святыня, отделенная Богом для Себя. Она должна быть принесена в Его сокровищницу и использоваться для поддержания евангельских служителей в их труде» (Свидетельства для Церкви, т. 9, с. 249).

«Он дал Своим людям способ собирания сумм, достаточных для того, чтобы Его предприятие могло содержать себя. Божий план в отношении десятины прекрасен своей простотой и универсальностью. С верою и мужеством в этом служении может принять участие любой человек, ибо оно пришло к нам с небес. В этом служении соединены простота и полезность… Каждый мужчина, каждая женщина и каждый отрок могут стать казначеями Господними и могут действовать, исполняя обязанности казначея. Апостол говорит: “Каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние” (1 Кор. 16:2)» (Свидетельства для Церкви, т. 3, с. 388, 389).

«Божьей волей проповедь Евангелия поставлена в зависимость от трудов и даров Его народа. Добровольные пожертвования и десятина обеспечивают финансовую поддержку всего дела. Богу принадлежит определенная часть доходов человека — десятина. Каждому дается возможность свободно решить, сможет ли он пожертвовать больше» (Деяния апостолов, с. 74).

«Бог дал специальные указания относительно того, как использовать десятину. Медленное продвижение Его дела по причине недостатка средств не согласуется с Его замыслом… Ту часть средств, которую Господь отделил для Себя, нельзя направлять ни на какие другие цели, кроме определенных Богом. Пусть никто не считает себя свободным удерживать десятину и расходовать ее по своему рассуждению. Люди не вправе использовать десятину для себя в каких-то критических ситуациях или же направлять эти средства туда, куда они сами считают нужным, даже если они считают это делом Божьим» (Свидетельства для Церкви, т. 9, с. 247).

Управление ресурсами

Христиане являются Божьими управителями, которым доверены Его блага, и в качестве Его соработников они обязаны ответственно распоряжаться этими благами в соответствии с Его наставлениями и принципами. Совет Божий заключается в том, что мы, являясь Его управителями, обязаны «оказаться верными» (1 Кор. 4:2). Хотя вопрос об управлении ресурсами затрагивает многие стороны христианской жизни и опыта, не вызывает никакого сомнения, что жизненно важное значение имеет управление нашими материальными средствами. Оно касается всей семьи верующих и включает наше признание верховной власти Бога, Его владычества над всем сущим и влияния Его благодати на наши сердца.

Хотя данный аспект христианского управления ресурсами касается наших материальных средств, он, тем не менее, воздействует на нашу христианскую жизнь. Господь требует определенной доли от нас для того, чтобы Он мог совершить нечто конкретное для нас. Наше повиновение требованиям Небесного Отца ставит эту сторону управления ресурсами на высшую духовную ступень. Бог не требует деспотически ни того, чтобы мы служили Ему, ни того, чтобы мы выражали наше признание Его власти своими дарами. Однако Он устроил так, что если мы трудимся в согласии с Ним и Его замыслом, то на наши сердца изливаются обильные духовные благословения.

«Бог желает, чтобы все Его управители были точны в следовании Его Божественным установлениям. Они не имеют права препятствовать осуществлению Божьих планов, совершая дела милосердия, делая подарки или приношения тогда и так, когда и как они, люди, посчитают это нужным. Это совершенно неверно, когда человек пытается улучшить план Божий и изобретает что-то новое, проявляя добрые побуждения по тому или иному случаю и делая это вопреки требованиям Божьим. Господь призывает нас направить наше влияние на поддержку Его требований» (Свидетельства для Церкви, т. 9, с. 248).

Десятина

Господь призывает членов Церкви в знак признания ими раскрываемого Библией Божьего плана, а также священного преимущества и ответственности, дарованных им как детям Божьим и членам Его Церкви, верно отдавать в церковную сокровищницу десятину (десятую часть всех своих доходов).

Десятина не расходуется местной общиной на какие-либо собственные нужды, но находится у нее в доверительном управлении и пересылается казначею конференции. Таким образом, десятина из всех общин поступает в фонды местной конференции, откуда определенный ее процент пересылается на следующий вышестоящий уровень церковной организации в соответствии с положениями Рабочего курса Генеральной Конференции и Рабочего курса дивизиона, благодаря чему оплачиваются расходы, связанные с совершением дела Божьего в сфере полномочий и ответственности на этом уровне.

Такой порядок установлен для сбора и распределения средств во всем мире, а также для финансирования дела Божьего. Финансовые и деловые аспекты работы Церкви имеют огромное значение. Их невозможно отделить от провозглашения вести о спасении, так как они являются составной частью этих усилий.

Систематические жертвования и единство. Финансовый план Церкви служит более высокой цели, нежели это отражается в ее финансовых и статистических отчетах. Система распределения средств между полями Всемирной Церкви, как это изложено в Рабочем курсе Генеральной Конференции, служит великой цели объединения духовной работы Церкви во всем мире.

Как следует использовать десятину. Десятину следует свято беречь для обеспечения работы служителей, библейского обучения, а также поддержки руководителей конференции в их заботе о местных общинах и о проведении миссионерской работы на полях. Десятина не должна расходоваться на другие направления работы, на оплату задолженности общины или церковных учреждений или на финансирование строительных программ, за исключением тех, которые одобрены Рабочим курсом Генеральной Конференции. Более подробно относительно использования десятины см. Примечания, 1,с. 147-148.

«Мне была дана очень ясная и определенная весть для нашего народа. Я обязана сказать, что ошибку совершают направляющие десятину на разные проекты, которые, будучи хороши сами по себе, не являются тем, на что, как сказал Господь, должна идти десятина. Использующие десятину подобным образом уклоняются от Божьих установлений, и Бог будет судить их за это» (Свидетельства для Церкви, т. 9, с. 248).

Как вносить десятину. Десятина принадлежит Господу, и ее уплата — составная часть нашего служения Богу. Верующие возвращают свою десятину в той общине, членами которой они являются, и оттуда она поступает в казначейство конференции. Если возникают какие-либо непредвиденные обстоятельства, то члены общины должны обратиться за советом к работникам своей конференции.

Служители общины и работники конференции должны подавать пример. Пресвитеры и другие служители общины, а также пасторы и работники конференций и церковных учреждений, должны, как руководители, подавать хороший пример в принесении десятины. Никто не вправе продолжать исполнять свои обязанности в качестве церковного служителя или работника конференции, не придерживаясь этого принципа руководства.

Пожертвования

Помимо обязанности возвращать десятину, Священное Писание ясно указывает на еще одну нашу обязанность — приносить Господу пожертвования. Удерживание пожертвований приравнивается к удерживанию десятины и названо «обкрадыванием» (Мал. 3:8). C самых первых дней существования Церкви ее верующие приносят щедрые пожертвования, содействующие успеху и благословляющие дело Божье.

В дополнение к традиционному календарю пожертвований, в котором каждое из пожертвований имеет конкретное предназначение, Генеральная Конференция утвердила систему объединенных пожертвований и план личных даров. Исполнительный комитет дивизиона вправе решать, какую из этих программ использовать на своей территории.

Дары Субботней школы. Наиболее широко используемый и успешный метод регулярного принесения пожертвований осуществляется через дары Субботней школы, которые посвящаются всемирной миссионерской работе.

Другие пожертвования. Другие пожертвования время от времени собирают на всемирную миссию Церкви, а также для общих или местных нужд. При сборе любых конкретных пожертвований все собранные денежные суммы должны рассматриваться (если жертвующий не оставит на этот счет иных распоряжений) как часть этих специальных пожертвований.

Особые дары для полей. Финансовая поддержка всемирной работы Церкви основывается на бюджетной системе. Ассигнования для различных полей делают, исходя из предусмотренных в бюджете нужд. Это справедливый и беспристрастный метод распределения средств.

Там, где особые дары передаются определенному полю вне бюджетного плана, создается несоответствие, наносящее ущерб другим полям. Если такие дары передаются с целью положить начало новой работе, то есть все основания предполагать, что начатая таким образом работа или прекратится после израсходования средств этого особого дара, или ее надо будет включать в бюджет для дальнейшей поддержки. В этом случае другие поля, находящиеся, возможно, в большей нужде, но не имеющие возможности сообщить об этом, будут лишены принадлежащей им по праву той доли из общих средств, которая будет отдана для поддержания работы, начатой за счет особых даров.

История подтверждает мудрость установленного порядка, согласно которому члены Церкви щедро и добросовестно приносят свои пожертвования и дары общепринятым путем, при этом зная, что каждое миссионерское поле получит предназначенную ему часть из общей суммы этих приношений.

Помощь бедным и нуждающимся. Пожертвования для бедных и нуждающихся собирают с целью поддержать тех членов общины, которым требуется помощь. Для таких особых случаев необходимо обеспечить наличие резервного фонда. Кроме того, община должна проявлять заботу обо всех нуждающихся, и церковный совет может делать соответствующие отчисления из указанного фонда, направляя их на мероприятия по поддержке здорового образа жизни и оказанию материальной помощи семьям, проживающим в прилегающем к общине районе и испытывающим нужду.

Смета расходов местной общины. Наиболее эффективным методом учета расходов местной общины является бюджетный план. Перед началом нового бюджетного года церковный совет должен подготовить смету расходов, связанных с деятельностью общины в течение следующего года. В этом бюджете следует предусмотреть любые поступления средств и расходы, в том числе относящиеся к работе всех отделов общины. Бюджет должен предусматривать предполагаемые расходы на коммунальные услуги, страхование, техническое обслуживание и текущий ремонт, охрану и уборку помещения; средства, выделяемые в помощь бедным и нуждающимся; расходы церковной школы и т. п. (см. Примечания, 2, с. 148, где приведен образец бюджета).

Бюджетный план должен быть представлен общине для его изучения и утверждения, а также для составления финансовых планов, гарантирующих бюджетный баланс на следующий год. Средства для покрытия расходной части церковного бюджета могут быть собраны за счет даров и добровольных пожертвований. Членов Церкви необходимо побуждать к оказанию поддержки их общине в соответствии со своим материальным положением.

Общие финансовые рекомендации

Регламентирование просьб о выделении средств. Вопрос о выделении средств регулируется следующими правилами:

1. Ни одна конференция, ни одна община или какое-либо церковное учреждение не должны без надлежащей рекомендации и договоренности планировать такую работу, которая потребует обратиться с просьбой о выделении средств к спонсорам за пределы своей территории. Всякая просьба о выделении средств в пределах собственной территории должна соответствовать положениям Рабочих курсов местной конференции, униона, дивизиона и Генеральной Конференции. Церковные служители, которые представляют определенные интересы в одной части поля, не имеют права просить для своей работы средства в любой другой части поля или у любой другой конференции без согласования и письменного разрешения должностных лиц той конференции, на территории которой планируется подобный сбор средств.

2. Следующие принципы ограждают общины от несанкционированного и нечестного сбора средств, а также от сбора средств на внецерковные цели:

а. Пасторы и церковные служители не должны для сбора средств предоставлять кафедру лицам, которые не имеют специального разрешения или рекомендации от местной конференции (см. с. 93). Лицам без подобной официальной санкции не следует позволять обращаться с просьбой о выделении средств ни публично, ни в частной беседе.

b. Все средства, пожертвованные на какое-либо дело в ответ на то или иное обращение, должны передаваться через официальные церковные каналы.

c. Работники конференции и церковные служители должны принять все необходимые меры, чтобы предупредить неразрешенные или незаконные публичные обращения с просьбой о материальной помощи.

3. Никакая кампания, за исключением ежегодного обращения о сборе средств (Благотворительного сбора или аналогичных обращений), которое включает использование литературы и ящиков с утвержденными этикетками этого сбора, не должна проводиться с целью получения денег для миссионерской работы внутри страны или за рубежом. Унионы и местные конференции обязаны предупреждать любое нарушение этого правила.

4. Необходимо, чтобы междивизионные работники, посещая общины на своей родине или поддерживая с ней иные контакты, просили о выделении средств только для мероприятий, включенных в бюджет ассигнований, сотрудничая с общинами и конференциями для сбора средств, необходимых для обеспечения тех ассигнований, от которых зависит успех нашей всемирной миссионерской работы. Все эти средства должны передаваться через официальные церковные каналы.

Сомнительные методы сбора средств. Местные общины должны решительно настаивать на недопустимости любых сомнительных методов сбора денежных средств.

«К каким же средствам прибегают многие церкви, когда необходимо изыскать деньги на религиозные цели? Они торгуют на благотворительных базарах, устраивают ужины, различные торги, даже лотереи и прибегают к другим похожим приемам. Зачастую отведенное для богопоклонения место оскверняется тем, что там едят, пьют, продают, покупают и веселятся. Таким образом в умах молодежи принижается уважение к дому Божьему и почтение к богослужению. Преграды в виде воздержания и сдержанности ослаблены, но зато подпитываются эгоизм, страсти, любовь к показухе. Такие пороки усиливаются, когда им потворствуют» (Свидетельства для Церкви, т. 9, с. 91).

«По мере расширения дела Божьего просьбы о помощи умножатся… Если бы христиане исправно приносили Богу свои десятины и приношения, Его сокровищница наполнилась бы и не было бы надобности прибегать к ярмаркам, лотереям или благотворительным вечерам, чтобы собрать средства на дело благовествования» (Деяния апостолов, с. 338).

Десятина и пожертвования не являются личным доверительным фондом. Десятины и добровольные пожертвования, отданные Церкви, не образуют доверительный фонд для его будущего использования жертвующими. Эти средства должны использоваться на текущие нужды, для которых они предназначены.

О финансировании планов строительства. Общины, планирующие приобретение или строительство церковных или иных зданий, а также собирающиеся взять на себя те или иные долговые обязательства, должны предварительно проконсультироваться с должностными лицами местной конференции. При приобретении церковной собственности или строительстве соответствующих помещений ни в коем случае нельзя заключать соглашений или начинать строительные работы до тех пор, пока на это не будет получено согласие от Исполнительных комитетов местной конференции и униона, которые должны полностью убедиться в том, что данное финансовое предприятие находится в соответствии с установленными Церковью принципами. В своих финансовых рекомендациях Исполнительный комитет местной конференции должен принимать во внимание количественный состав общины, ее финансовое положение и местонахождение будущего церковного здания.

Использование фондов и отчетность. Сбор и использование средств, предназначенных для совершения Божьей работы, — священная обязанность. Надлежащий порядок поступления этих средств заключается в том, что вначале члены Церкви передают их в местную общину, где они передаются в распоряжение казначея (см. с. 59-62). Казначей расходует те средства, которые предназначены для нужд общины. Средства, предназначенные для конференции и общецерковного дела, находятся в доверительном управлении казначея общины, который передает их казначею конференции. Казначей общины работает под руководством церковного совета. Казначеи любого уровня (общин, конференций, унионов, дивизионов или Генеральной Конференции) не предпринимают никаких самостоятельных действий, расходуя средства только на основании решения или с согласия ответственных комитетов.

Проведение аудита. Все бухгалтерские документы, начиная от документов казначея местной общины и кончая документами казначея Генеральной Конференции, подлежат проверке специально назначенными для этой цели аудиторами. Это же правило относится к аудиторской проверке бухгалтерских документов любого церковного учреждения. Такой порядок обеспечивает максимальную надежность в обращении с церковными средствами (см. с. 61-62).