Предисловие

Павел, заложив на Крите только основание церкви и спеша в другое место (поскольку был не пастырем одного острова, а апостолом язычников), поручил дальнейшую работу Титу как Евангелисту. Из этого послания явствует, что сразу же после ухода Павла сатана постарался не только извратить управление церковью, но и исказить само учение апостола. Кое-какие люди из тщеславия желали проникнуть в сословие пастырей, и, поскольку Тит не потакал их дурному устремлению, о нем стали слагать нелестные отзывы. С другой стороны, некоторые иудеи под предлогом ревности к Моисееву закону стали распространять в народе всякий вздор, и их жадно и с большим благоволением слушали. Поэтому Павел написал послание с целью вооружить Тита своим апостольским авторитетом, дабы тот смог вынести столь великое бремя. Ибо некоторые люди, без всякого сомнения, спокойно пренебрегали Титом, как каким-то заурядным пастырем. Вполне возможно, что жаловались и на то, будто Тит присваивает себе более, чем должно, принимая только одобренных им самим пастырей.

Отсюда можно сделать вывод, что Павел писал не столько лично к Титу, сколько ко всем членам критской церкви. Ибо невероятно, чтобы апостол упрекал Тита за то, что тот с чрезмерной легкостью дает епископство недостойным людям, или предписывал ему, как невежде и новичку, какого рода учение Тит должен преподавать. Однако, поскольку Титу не воздавали должной чести, Павел говорит, что Тит выступает от его лица как в деле поставления служителей, так и в деле управления церковью. И коль скоро многие глупцы требовали иной формы учения, нежели преподавал Тит, Павел одобряет именно эту форму, отвергая все прочие, и увещевает Тита продолжать идти начатым курсом.

Прежде всего, апостол учит, каких именно служителей подобает избирать, и, среди прочих необходимых качеств, хочет, чтобы они были наставлены в здравом учении, дающем способность давать противникам отпор. По этому поводу Павел порицает нравы критян и, в особенности, иудеев, полагавших святость в различении видов пищи и других внешних установлениях. Отвергнув их нелепые выдумки, апостол противопоставляет им истинные упражнения в благочестии и христианском житии, и для лучшего усвоения сказанного описывает служения, подобающие отдельным призваниям. Он велит Титу усердно и неуклонно настаивать на этом учении, одновременно увещевая остальных не уставать от его постоянного выслушивания. Апостол учит, что именно в этом и состоит цель обретенного Христом искупления и спасения. Если же какой спорщик станет возражать или откажется повиноваться, апостол велит отвращаться от такого человека.

Итак, мы видим, что Павел в своем послании стремился лишь к тому, чтобы встать на сторону Тита и протянуть ему руку помощи для совершения дела Господня.