Предисловие

Общеизвестно, что Филиппы – город, находящийся в Македонии в пределах Фракии, на полях которой Цезарь победил Помпея, а затем Антоний и Октавий одолели Брута и Кассия. Так римские неурядицы из-за двух достопамятных сражений сделали сие место знаменитым. Когда божественный оракул привел Павла в Македонию, он прежде всего, как повествует Лука, основал церковь именно в этом городе. Данное послание свидетельствует, что эта церковь не только постоянно пребывала в вере, но с течением времени возрастала и своей численностью, и своей добродетелью.

Цель послания Павла состояла в следующем: когда через своего пастыря Епафродита филиппийцы послали ему, находящемуся в узах, необходимое для сносной жизни и прочих чрезвычайных расходов, нет сомнения, что Епафродит одновременно известил апостола о состоянии их церкви. Так Павел стал наставником филиппийцев в некоторых надлежащих вопросах. Похоже было, что их искушают лжеапостолы, в то время повсюду сеявшие порчу здравого учения. Но, поскольку филиппийцы устояли в истине, Павел хвалит их постоянство. Впрочем, помня о человеческой слабости, и, возможно, узнав от Епафродита их нужду в своевременной поддержке, Павел, дабы уберечь их от падения, добавляет наставления, которые, как он знал, будут полезны для филиппийцев.

Сказав прежде о своем благочестивом к ним чувстве, дабы вызвать к себе доверие, Павел рассказывает затем о себе и своих узах. Он делает это, дабы они не ослабли духом, видя, что Павел схвачен и подвергается смертельной опасности. Итак, апостол показывает, настолько не страдает, и даже укрепляется от этого слава Евангелия. Одновременно он побуждает их своим примером быть готовыми ко всему. Наконец, апостол завершает первую главу увещеванием к единству и терпению.

Поскольку же самомнение всегда было матерью разногласий и, посему, открывало дверь новым и чуждым учениям, Павел в начале второй главы яростно заклинает филиппийцев паче всего ценить смирение и скромность. Он пользуется для этого многими доводами. Для лучшего их научения он обещает вскоре послать к ним Тимофея. Более того, дает надежду и на собственный приход. Затем апостол извиняет задержку Епафродита.

В третьей главе Павел обрушивается на лжеапостолов и опровергает как их пустые притязания, так и навязываемое ими учение об обрезании. Всем их измышлениям Павел противопоставляет одного Христа, а надменности их – как свою прежнюю жизнь, так и настоящее поведение, в котором сиял истинный образ христианского благочестия. Павел учит, что в этом и есть цель нашего совершенствования, к которой надобно стремиться всю жизнь. Цель в том, чтобы иметь общение со Христом в Его смерти и воскресении, и Павел подтверждает сие собственным примером.

Четвертая глава начинается с частных увещеваний, но вскоре переходит к общим поучениям. Апостол завершает послание, свидетельствуя о своей благодарности филиппийцам, дабы те не думали, что неправильно распорядились даяниями, посланными для облегчения его нужды.