Глава 15

1. Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь. 2. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. 3. Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам. 4. Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. 5. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. 6. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают.

(1. Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь. 2. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. 3. Вы уже очищены через слово, которое Я говорил вам. 4. Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. 5. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. 6. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и будет сохнуть, и возьмут его, и бросят в огонь, и он сгорит.)

1) Я есмь истинная виноградная лоза. Смысл этого подобия в следующем: мы бесплодны и сухи по природе, если не привьемся ко Христу и не будем черпать от Него новую силу. Αμπελον я перевел как «лоза», следуя прочим толкователям, а κληματα как «ветви». Лоза – это собственно растение, а не поле, усаженное виноградом и называемое виноградником. Хотя иногда и поле зовется лозою, подобно тому, как Цицерон говорит о наделах и лозах бедняков. Ветви же – это руки, которые лоза вздымает над землею. Поскольку же κλημα по-гречески также означает лозу, а αμπελος – виноград, я больше склоняюсь к тому мнению, что Христос сравнивает Себя с землею, усаженной лозами, а нас – с самими растениями. Хотя по этому поводу я не буду ни с кем спорить. Хочу лишь призвать читателей следовать тому толкованию, которое покажется им более вероятным и подходящим к контексту. Прежде всего вспомним о правиле, относящемся ко всем притчам: не следует дознаваться о всех свойствах лозы, надо лишь в целом понять, для какой цели Христос употребляет это сравнение. Три главных момента таковы: в нас нет никакой способности к доброделанию, кроме как от Него; укоренив нас в Нем, Отец продолжает возделывать нас путем очищения; бесплодные ветви Он вырывает, дабы бросить в огонь и сжечь. Любой постыдится отрицать, что все добро, которое в нем есть, происходит от Бога, но впоследствии люди выдумали, что им дана как бы врожденная всеобщая благодать. Христос же особенно настаивает на том, что животворная влага проистекает только из Него, откуда следует: человеческая природа бесплодна и лишена всякого блага. Ведь никто не выказывает свойства лозы, покуда не привьется ко Христу. Однако эта особая благодать дается одним избранным. Итак, первый творец всякого блага – это Отец, насаждающий нас Своей десницей, а начало жизни находится во Христе, корне, от которого мы начинаем творить добро. Называя Себя истинной лозою, Христос как бы говорит: Я воистину есть лоза, поэтому люди напрасно утруждают себя, ища вне Меня какую-то силу. Ведь полезный плод происходит только от растущих на Мне ветвей.

2) Всякую у Меня ветвь. Поскольку одни извращают Божию благодать, другие подавляют, а третьи заглушают, Христос повелевает нам усердствовать. Он говорит, что бесплодные ветви непременно будут оторваны от лозы. Но спрашивается: разве может отсутствовать плод у того, кто привит ко Христу? Отвечаю: многие считаются привитыми к лозе по мнению людей, но на самом деле у них нет в ней корня. Так Господь через пророков называет лозою народ Израиля, который был Церковью лишь в силу внешнего исповедания.

И всякую, приносящую плод. Этими словами Христос учит: дабы верные не выродились необходимо постоянно их возделывать. От нас не будет происходить никакого добра, если Бог не продолжит протягивать руку помощи. Для нас недостаточно однажды стать причастниками усыновления, если Бог не будет продолжать в нас дело благодати. Христос упоминает об очищении, поелику плоть наша изобилует тягостными и вредными пороками. Она чрезвычайно плодовита в этом отношении. Так что пороки будут без конца прорастать, если нас не продолжит очищать рука Божия. Говоря же, что лоза очищается, дабы принести больший плод, Христос учит, какими должны быть успехи верных в деле благочестия.

3) Вы уже очищены через слово. Христос учит, что сказанное Им ученики уже испытывают на себе. Ведь они однажды были насаждены в Нем и очищены. Он показывает и способ очищения, а именно – евангельское учение. Нет сомнения, что Христос говорит о внешней проповеди, которую ученики слышали из Его уст. Не потому, что слово, произнесенное человеком, столь действенно само по себе. Оно действенно постольку, поскольку Христос действует в сердце Своим Духом. Слово же – это орудие очищения. Кроме того, Христос не имеет в виду, что апостолы очищены ото всех пороков, но предлагает им проделать опыт, из которого они научатся, сколь необходима постоянная помощь благодати. Он восхваляет евангельское учение, указывая на его плод, дабы ученики еще усерднее о нем размышляли. Ведь Христос словно нож виноградаря, очищающий ветви от скверны.

4) Пребудьте во Мне. Христос снова увещевает учеников усердствовать в стремлении сохранить дарованную им благодать. Действительно, Он хочет лишь одного: словно курица стеречь нас под Своими крыльями, дабы мы по легковесности не улетели от Него к собственной погибели. Итак, доказывая, что Он не для того начал дело нашего спасения, чтобы прервать его на середине, Христос обещает нам действенность Святого Духа, если только мы не будем Ему противиться. Пребудьте во Мне, – говорит Христос, – поскольку Я Сам готов в вас пребывать. Кто пребудет во Мне, будет приносить много плода. Этими словами Он заявляет, что все, имеющие в Нем живой корень, окажутся плодоносными ветвями.

5) Без Меня не можете делать ничего. Эта фраза – заключение и вывод из всей притчи. Покуда мы вне Христа, мы не делаем ничего доброго и угодного Богу. Ведь мы совершенно не пригодны для доброделания. Это положение паписты не только ослабляют, но и совершенно устраняют. На словах они признают, что без Христа мы ничего не можем, но при этом бредят, что нам дается некая способность, которой самой по себе недостаточно, но которая содействует благодати Божией. Они считают, что человек не настолько пал, чтобы не быть в состоянии привнести нечто от себя. Однако нелегко извратить столь ясные слова Христовы. Измышление папистов таково: мы без Христа ничего не можем, но по Его помощи имеем нечто от себя помимо Его благодати. Христос же, напротив, говорит, что мы ничего не можем. Ветви не приносят плод от себя. Итак, Он не только хвалит здесь помощь содействующей благодати, но и совершенно лишает нас всякой силы, кроме той, которую дает Сам. Итак, фраза «без Меня» означает – «только от Меня». Отсюда происходит другая уловка: паписты говорят, что ветви имеют нечто по своей природе, поскольку, если привить к лозе совершенно засохшую ветку, она не станет плодоносить. Однако это легко опровергнуть: Христос не рассуждает о том, что имеет ветвь прежде привития к лозе; скорее Он хочет сказать, что мы лишь тогда начинаем быть ветвями, когда прививаемся к Нему. Действительно, как говорит в другом месте Писание, прежде привития ко Христу мы – бесплодное и сухое дерево.

6) Кто не пребудет во Мне. Христос снова, упомянув о наказании за неблагодарность, поощряет учеников к стойкости. Стойкость – дар Божий, но увещевание к страху Божию далеко не излишне. Наша плоть, взыграв, не должна лишить нас корня во Христе. Сказано, что ветви будут сохнуть подобно мертвому хворосту, если окажутся отсеченными от Христа. Ведь как начало, так и продолжение плодоношения проистекает лишь от Него. Не потому, что кто-то из избранных может быть отсечен, но потому, что многие лицемеры с виду цветут и плодоносят, а затем их надежда на плод оказывается пустой.

7. Если пребудете во Мне, и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам. 8. Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками. 9. Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей. 10. Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви. 11. Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна.

(7. Если пребудете во Мне, и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам. 8. Тем прославился Отец Мой, что вы приносите много плода и являетесь Моими учениками. 9. Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей. 10. Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви. 11. Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет полной.)

7) Если пребудете во Мне. Поскольку верные часто чувствуют себя сухими и далекими от плодовитости ветвями, Христос и добавляет эти слова. В чем бы ни нуждались пребывающие во Христе, им всегда готова помощь, как только они попросят ее у Бога. Весьма полезное увещевание: ведь Господь часто позволяет нам быть слабыми, дабы упражнять нас в усердной молитве. Но если мы прибегнем к Нему, Он никогда не откажет нашим желаниям и из Своего неисчерпаемого сокровища даст нам все, что нужно (1Кор.1:5). Говоря «если слова Мои в вас пребудут», Христос имеет в виду, что мы укореняемся в Нем верою. Ведь как только отходят от евангельского учения, Христа начинают искать вне Его Самого. Обещая же дать нам все, что мы пожелаем, Он никак не потакает вседозволенности в желаниях. Бог плохо бы заботился о нашем спасении, если бы столь легко потакал и потворствовал нам. Хорошо известно, сколь дурные желания порой зарождаются в людях. Но Христос обуздывает желания Своих людей и дает им правило законной молитвы, которая покоряет суду Божию все наши чувствования. И это подтверждает контекст данного места. Христос имеет в виду, что Его люди желают не богатства, не почестей, не того, что по глупости хочет плоть, но животворную влагу Святого Духа, дающую обильное плодоношение.

8) Тем прославится. Подтверждение предыдущего предложения. Христос говорит: не стоит сомневаться, что Бог услышит молитвы Своих людей, желающих сделаться плодовитыми. Ведь это лучше всего способствует Его Собственной славе. Одновременно Он воспламеняет в них усердие к доброделанию, ибо больше всего мы должны стремиться прославить собой имя Божие. К этому же относится и следующая фраза «будете Моими учениками». Христос говорит, что Его стаду принадлежит лишь тот, кто плодоносит во славу Божию.

9) Как возлюбил Меня Отец. Христос хотел здесь выразить нечто более возвышенное, чем обычно принято думать. Ведь те, кто считает, будто Он говорит о тайной и вечной любви Божией к Своему Сыну, философствуют не по делу. Скорее Христос хотел утвердить в наших душах прочный залог божественной любви к нам. Итак, изощренное рассуждение о том, как Отец всегда любил Себя в Сыне, не имеет отношения к настоящему отрывку. Упоминаемая здесь любовь относится к нам, ибо Христос свидетельствует: Он любим Отцом постольку, поскольку является Главой Церкви, и более чем необходим для нашего спасения. Ведь тот, кто ищет любви Божией без Посредника, блуждает в лабиринте, из которого не найдет выхода. Итак, чтобы найти залог божественной любви, следует взирать на Иисуса Христа. На Него излилась любовь Божия, дабы затем перетечь к Его членам. Христос украшен великим титулом и назван Возлюбленным Сыном, в Котором почиет Отчее благоволение. Но надо иметь в виду цель: в Нем Бог хочет возлюбить и нас. Итак, именно в Нем надо созерцать отеческую любовь Бога, ибо Сын возлюблен не отдельно и не как частное лицо, но для того, чтобы соединить нас с Отцом.

Пребудьте в любви Моей. Одни толкуют это так: Христос требует ответной любви учеников. Другие поступают лучше: они понимают любовь Христову в активном смысле. Ведь Христос хочет, чтобы мы постоянно пребывали в любви, которой Он однажды нас возлюбил. Посему надо остерегаться лишиться этой любви. Многие отвергают преложенную им благодать, а другие отбрасывают то, что уже имеют. Будучи однажды принятыми в благодать Христову, станем же остерегаться отпасть от нее по собственной вине. Некоторые выводят из этих слов, что благодать не действенна, если ей не помогает наша стойкость. Но это глупо. Я не согласен, что Дух требует от нас лишь то, на что мы способны. Скорее Он показывает, чему надлежит быть, дабы мы, если нам недостает сил, просили их у Него. Христос увещевает нас к стойкости, но при этом никак не следует опираться на собственное усердие и силы. Наоборот, надо молить Самого Заповедавшего, дабы Он укрепил нас в любви к Себе.

10) Если заповеди Мои. Христос показывает, каким образом мы можем устоять: если будем идти туда, куда Он нас зовет. Ведь, как говорит Павел, те, которые во Христе, ходят не по плоти, но по Духу (Рим.8:1). Эти две вещи постоянно между собой связаны: вера, принимающая незаслуженную любовь Христову, и добрая совесть, приводящая к обновлению жизни. Действительно, Христос примиряет верующих с Отцом не для того, чтобы они безнаказанно распутствовали, но для того, чтобы, управляя ими Своим Духом, держать под десницей и властью Отца. Откуда следует: все, не доказавшие своим послушанием подлинное ученичество, отвергают любовь Христову. Если кто возразит, что в таком случае наше спасение будет зависеть от нас, отвечаю: нельзя так искажать сказанные слова. Ведь послушание, которое выказывают Христу верные, есть не столько причина того, что Он продолжает их любить, сколько следствие этой любви. Почему еще верующие откликаются на свое призвание, если не потому, что ими руководит Дух благодатного усыновления? Но, кажется, нас связывают слишком жестким условием: исполнять заповеди Христовы, в коих содержится совершенство всякой праведности. Ведь это превосходит наши силы. Отсюда следует, что наша любовь ко Христу недействительна, если мы не наделены ангельской чистотою. Решение довольно просто: Христос ведет речь о стремлении к святой и праведной жизни. Но Он никак не перечеркивает главного положения Своего учения: незаслуженного вменения нам праведности, из-за чего Богу по Его милосердию становятся угодными наши дела, сами по себе ущербные и заслуживающие отвержения. Посему верные, прилагая усилия, считаются исполнившими заповеди Христовы, даже если в действительности они далеко от этого отстоят. Ведь они избавлены от суровости закона, гласящего: проклят всякий, не исполнивший всего.

Как и Я соблюл заповеди. Как мы избраны во Христе, так в Нем нам дан живой и яркий образ нашего призвания. Посему Он справедливо предлагает Себя в качестве примера, дабы верные пытались Ему подражать. Во Мне, – говорит Христос, – сияет и явлено то, что Я требую от вас. Вы видите, как Я предан и повинуюсь Своему Отцу, как точно придерживаюсь этой линии поведения. А Он, в Свою очередь, возлюбил Меня не на короткое время, но вечной и неизменной любовью. И это сходство между Главой и членами надо всегда иметь в виду, чтобы верные не только стремились сообразовываться с Христовым примером, но и, уповая на ежедневное исправление от Духа Святого, до конца ходили в обновленной жизни.

11) Сие сказал Я вам. Христос добавляет, что благочестивые хорошо знают Его любовь. Они воспринимают ее чувством веры, дабы совесть наслаждалась блаженным умиротворением. Ведь упоминаемая Им радость рождается от мира, который имеют с Богом все оправданные по благодати. Итак, всякий раз, когда проповедуется отеческая любовь к нам Бога, мы должны знать: нам дается истинный повод для радости, дабы, успокоив совесть, мы были уверены в своем спасении. Далее, радость зовется нашей и Христовой, но в разных смыслах. Она Христова, потому что дается нам от Него. Он Сам есть ее автор и ее причина. Причина – потому что избавил нас от вины, когда взвалил на Себя наказание нашего примирения. И автор – поскольку Духом Он упразднил страх и тревогу в наших сердцах, после чего в них воцарилась спокойная радость. Радость также зовется нашей, но по иной причине. Ведь мы обладаем Им с того момента, как Он нам дан. Христос, по Его Собственным словам, говорит с той целью, чтобы ученики имели радость. Отсюда мы заключаем: всякий правильно понявший Его речь имеет то, в чем мог бы успокоиться. Словом «пребудет» Христос хочет сказать, что радость эта не мимолетная и временная, но та, которая никогда не проходит и не прекращается. Посему научимся искать в учении Христовом уверенность в спасении, уверенность, остающуюся с нами и в жизни, и в смерти.

Радость ваша будет совершенна. Христос добавляет, что эта радость будет неколебимой и полной. Не потому, что верующие лишены всякой грусти, но потому, что поводов для радости у них много больше. Так что никакой страх, никакая тревога, никакое сетование не может ими овладеть. Ведь тем, кому дано хвалиться во Христе, ни жизнь, ни смерть, ни невзгоды не помешают отогнать от себя любое уныние.

12. Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. 13. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. 14. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. 15. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего.

(12. Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. 13. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. 14. Вы друзья Мои, если исполните то, что Я заповедую вам. 15. После сего Я не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что возвестил вам все, что слышал от Отца Моего.)

12) Сия есть заповедь Моя. Поскольку имеется заповедь сообразовывать Свою жизнь со Христом, прежде всего надобно понять, что хочет и заповедует Он Сам. Христос повторяет сказанное прежде: Ему больше всего угодно, чтобы верующие испытывали друг ко другу взаимную любовь. По порядку ей предшествует любовь и почтение к Богу, но поскольку законное подтверждение сей любви – это любовь к ближнему, о ней здесь и говорится. Кроме того, Христос, ранее дав общий пример следования учению, теперь дает нам пример конкретный. Он возлюбил всех Своих, дабы они любили друг друга. Почему же в этом месте Он ничего не говорит о любви к неверующим, сказано в предыдущей главе.

13) Нет больше той любви. Ранее Христос восхвалял величие Своей любви к нам, дабы сильнее укрепить наше спасительное упование. Теперь Он идет дальше, дабы Своим примером воспламенить в нас любовь к братьям. И то, и другое Он соединяет вместе. Он хочет, чтобы сладость Его безмерной благости мы вкушали верою, и через это привлекает нас к усердию в любви. Так говорит и Павел (Еф.5:2): живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное. Бог мог бы искупить нас одним словом или повелением, если бы Ему не показалось правильным другое: не пощадить Собственного Единородного Сына и засвидетельствовать в Его лице, сколь дорого Ему наше спасение. Сердце воистину должно быть более чем каменным, чтобы его не смягчила столь несравненная сладость божественной любви. Однако спрашивается: каким же образом Христос умер за друзей? Ведь мы были врагами Ему, покуда Он не примирил нас, не упразднил вражду между нами и Богом, изгладив грехи жертвоприношением Своей смерти. Разрешение этого вопроса дается в третьей главе, где мы сказали следующее: в отношении нас самих между нами и Богом действительно была вражда, покуда грехи не изгладились Христовой смертью. Но причина сей благодати, явленной нам во Христе, была вечная любовь Бога, которую Он испытывал даже к своим врагам. Таким-то образом Христос и положил Свою жизнь за чужих, но тех, которых возлюбил уже тогда. Иначе Он не пошел бы за них на смерть.

14) Вы друзья Мои. Христос не имеет в виду, что мы достигли такой чести вследствие каких-либо заслуг. Он лишь учит правилу, по которому принимает нас в Свою благодать и соизволяет называть друзьями. Так и до этого Он говорил: Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей. Ибо явилась благодать Божественного Спасителя, научающая нас, отрекшись от нечестия и мирских пожеланий, чисто и праведно жить в этом веке (Тит.2:11). Мирские же люди, нечестиво презирая Евангелие и распутствуя вопреки Христу, открыто отвергают Его любовь.

15) Я уже не называю вас рабами. Христос доказывает Свою любовь к ученикам посредством и другого довода. Он полностью явил Себя им, войдя с ними в общение подобное тому, какое существует между друзьями. Я, – говорит Христос, – дал вам много больше, чем смертный человек дает своим рабам. Итак, вот залог Моей к вам любви: Я возвестил вам тайны небесной мудрости, услышанные Мной от Отца. Действительно, замечательная похвала Евангелию. В Нем мы видим как бы отверстое сердце Христово, дабы любовь Его не оставалась неясной и сомнительной. Мы не должны взлетать на небеса и спускаться в бездну, чтобы обрести уверенность в спасении. Нам достаточно и того свидетельства любви, которое содержится в Евангелии. Ведь Евангелие не ошибается и не обманывает. Моисей говорил (Втор.4:7) древнему народу: Какой народ под небесами Бог приблизил к Себе так, как сегодня Он общается с тобою? Но наше достоинство блистает еще ярче, оттого что Бог полностью явил Себя в Своем Сыне. Тем более неблагодарны те, кто, не довольствуясь чудесной евангельской мудростью, в горделивой похоти ищут новые откровения.

Все, что слышал. Несомненно: не все, что Христос знал, было возвещено ученикам. Они и не могли бы этого постичь. Ведь премудрость Божия непостижима, и Он уделяет каждому ту меру знания, которая ему достаточна. Итак, почему же Христос говорит, что сказал им все? Отвечаю: «все» относится здесь к должности и личности Посредника. Христос ставит Себя посередине между нами и Богом. Он берет из тайного святилища Божия то, что передает нам как бы из рук в руки. Итак, Христос не опустил ничего из того, что относится к нашему спасению, и что нам надо было знать. Будучи поставлен Учителем Церкви, все, что Он слышал от Отца в этом качестве, Христос верно передал Своим людям. Только бы у нас было усердие к смиренному научению. Тогда мы поймем: Павел не напрасно звал Евангелие премудростью, делающей людей совершенными (Кол.1:28).

16. Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам. 17. Сие заповедаю вам, да любите друг друга. 18. Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. 19. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. 20. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. 21. Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня.

(16. Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам. 17. Сие заповедаю вам, да любите друг друга. 18. Если мир ненавидит вас, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. 19. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. 20. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. 21. Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня.)

16) Не вы Меня избрали. Христос еще яснее заявляет: не их заслуге, а Его благодати надо приписывать то, что ученики получили такую честь. Отрицая, что они Его избрали, Христос хочет сказать следующее: все, что у них есть, они обрели не по собственному усердию и умению. Обычно говорят о сотрудничестве божественной благодати и человеческой воли, но это противопоставление – Я избрал вас, а не вы Меня, – присваивает одному Христу то, что обычно делят между Ним и человеком. Смысл таков: человек не ищет Христа по собственной воле, пока его самого не начнут искать. Здесь не идет речь об общем избрании благочестивых, коим они становятся чадами Божиими, но об особом избрании, коим Христос определяет Своих учеников к проповеди Евангелия. Однако, если эти избраны к апостольскому служению даром, без каких-либо заслуг, то, тем более, незаслуженно то избрание, которым из детей гнева и проклятого семени мы становимся наследниками вечной жизни. Добавь к этому, что Христос, действительно, восхваляет здесь благодать, по которой ученики были избраны в апостолы, но при этом соединяет с ней благодать спасительную, по которой они же были привиты к телу Церкви. Более того, этими словами охватывается все когда-либо данное ученикам достоинство.

Однако, я признаю, что здесь прежде всего сказано об апостольстве. Намерение Христа состояло в следующем: подвигнуть учеников к усердному исполнению своего служения. Христос ссылается при этом на незаслуженное благоволение, которым удостоил Своих людей. Ведь чем больше мы обязаны Господу, тем более нам надлежит быть пылкими в исполнении заповеданного Им служения. Иначе мы не избежим обвинения в гнусной неблагодарности. Откуда явствует: более всего нас побуждает жить благочестиво и свято признание того, что мы обязаны Богу всем, и не имеем ничего от себя. Что как начало нашего спасения, так и все его части проистекают из Его незаслуженного милосердия. Кроме того, сколь истинны эти слова Христовы видно из следующего: Христос избрал апостолами тех, которые казались самыми неподходящими людьми. В их лице Он хотел явить нам вечный памятник Своей благодати. Ведь, как вопрошает Павел (1Кор.4:2): кто из людей способен исполнить служение, коим Бог примиряет с Собой человеческий род? Кто из смертных способен представлять в своем лице Бога? Итак, один лишь Христос по Своему избранию делает людей на это способными. Посему Павел выводит свое апостольство из благодати (Рим. 1:5). Так же в Послании к Галатам (1:15) он говорит, что избран от чрева своей матери. Более того, будучи совершенно негодными рабами, даже самые выдающиеся из нас не достойны своего призвания, покуда не будут избраны. Между тем, чем выше кто вознесен, тем больше обязан он этим Господу, о чем и должен всегда помнить.

Поставил вас. Избрание таинственно, доколе не будет явлено самим делом: когда на человека возлагается предназначенное ему служение. Так и Павел в выше цитированном мною месте, сказав, что отделен от утробы матери, затем добавляет: он сделан апостолом, поскольку это было угодно Богу. Так и Сам Господь (Иер.1:5) свидетельствует, что знал Иеремию еще до зачатия, и в свое время призвал его на пророческое служение. Однако может быть и так, что кто-то приступает к учительскому служению уже хорошо подготовленным. Более того, в Церкви общепринято призывать лишь того, кто уже научен необходимым для служения вещам. Посему не удивительно, что Христос объявляет Себя автором и того, и другого. Ведь Отец действует только через Него, и Сам Он действует вместе с Отцом. Итак, Им обоим присуще как избрание, так и поставление в служители.

Чтобы вы шли. Теперь Христос объясняет, зачем Он ранее напомнил им о Своей благодати: для того, чтобы соделать их более пламенными в служении. Достоинство апостола далеко не праздная привилегия – ученикам предстояло сражаться с великими трудностями. Итак, Христос дает им стимул не избегать трудов, невзгод и тягот. Его довод исходит из цели служения. Затем Он ссылается на следствие, говоря: «и приносили плод». Едва ли кто может серьезно относиться к делу, если не надеется на его успешность и плодовитость. Посему Христос возвещает апостолам: их усилия не будут бесполезны, если только они готовы Ему повиноваться. Ведь Он не только предписал то, чего требует их призвание, но и обещал успех, дабы они не ослабли и не унывали. Едва ли можно выразить, сколь важно это утешение перед лицом тех многочисленных искушений, которые выпадают служителю Христову. Итак, всякий раз, как мы видим, что терпим неудачу, пусть нам придет на память следующее: Христос непременно сделает так, что наш труд окажется не напрасным и не пустым. Ибо обетование это полезно прежде всего тогда, когда кажется, что нет никакого плода.

Сегодня насмешники и все, сообразующиеся с миром, высмеивают наши усилия как неразумные. Словно мы впустую стремимся смешать небо с землей. Ведь плод далеко не соответствует нашим ожиданиям. Но Христос обещал, что вознаградит наш труд, хотя награда эта и сокрыта на время. Так что, будем же усердно трудиться, невзирая на насмешки мира сего!

Но спрашивается: почему Христос назвал этот плод вечным, сказав: «и плод ваш пребывал». Евангельское учение обретает для Христа души в вечное спасение, и многим кажется, что в этом и состоит вечность плода. Но я толкую эти слова шире: Церковь будет стоять до самого конца времен. Ведь труд апостолов и сегодня приносит свой плод, и проповедь наша не ограничена одним столетием, но распространяет Церковь всегда и везде. Она будет иметь успех и после нашей смерти. Говоря же «плод ваш», Христос выражается так, словно этот плод порожден их усердием, хотя Павел учит: и орошающий и насаждающий есть ничто. Действительно, дело Божие в созидании Церкви столь славно, что его нельзя приписывать людям. Однако Бог являет Свою силу через людей, и чтобы они трудились не напрасно, присваивает им то, что принадлежит лишь Ему. Между тем, будем помнить: Христос столь щедро одаривает учеников не для того, чтобы те возгордились, но чтобы еще больше их воодушевить.

Чего ни попросите. Вопреки тому, что думают многие, эти слова естественно вытекают из предыдущих. Ведь учительское служение много превосходит человеческие силы. К этому добавляются бесчисленные нападки сатаны, которые можно выдержать лишь с божественной помощью. Итак, дабы апостолы не пришли в уныние, Христос приходит им на помощь и как бы говорит: Если вам станет недоставать сил исполнить свое служение, Отец Мой всегда будет рядом. Ведь, поставив вас служителями Евангелия, Отец всегда готов протянуть вам руку помощи всякий раз, как вы попросите это во имя Мое. Действительно, учителя часто впадают в леность, а иногда совершенно отчаиваются. Но это происходит лишь потому, что они не усердны в молитве. Посему обетование Христово побуждает нас пламеннее молиться Богу. Всякий согласившийся, что успех дела зависит от одного Бога, со страхом и трепетом будет подносить Ему в жертву свой труд. Наоборот, ежели кто, уповая на свое усердие, станет пренебрегать помощью Божией, он, когда дело дойдет до битвы, бросит оружие и побежит, а если и нет, то, много стараясь, ничего не достигнет. Кроме того, надо опасаться этих двух пороков: превозношения и отчаяния. Ведь, как небрегут помощью Божией те, кто думает, что все в их руках, так и многие покоряются трудностям, не памятуя, что сражаются с помощью божественной силы.

17) Сие заповедую вам. Это добавлено весьма кстати. Апостолы должны знать: между учениками прежде всего требуется любовь, дабы они от всего сердце созидали Церковь Христову. Ибо нет большего препятствия, чем если каждый будет трудиться отдельно, а не сообща с остальными. Итак, если служители не будут лелеять братское общение, они могут воздвигать лишь отдельные и разрозненные строения. И Церковь не испытает от этого никакого прироста.

18) Если мир ненавидит вас. Христос, укрепив апостолов к брани, одновременно увещевает их к терпению. Ведь Евангелие нельзя распространять без того, чтобы мир не безумствовал и не нападал на него. Посему благочестивые учителя никогда не избегнут ненависти мира. Христос своевременно предупреждает об этом, дабы с учениками не случилось того, что обычно бывает с новобранцами. Они смелы при отсутствии врагов, но дрожат, когда дело доходит до битвы. Христос увещевает Своих не только для того, чтобы им не выпали новые трудности. Он одновременно укрепляет их Своим примером. Ведь несправедливо, если Самого Христа мир ненавидит, а нас, представляющих Его, будет любить. Слово γινωσκετε я перевел в изъявительном наклонении, хотя не возражаю, если кто предпочтет повелительное. Смысл от этого не меняется. Больше трудности в сразу же последующих словах: Христос говорит, что идет впереди учеников. А это можно отнести как ко времени, так и к достоинству. Первое толкование более принято, а именно, что Христа мир возненавидел еще прежде апостолов. Однако мне кажется более вероятным второе: Христос, много превосходя апостолов, не избежал, тем не менее, ненависти мира. Посему служители должны готовиться к тому же самому. Такие же слова мы дважды встречаем в первой главе ст. 27 и 30. Идущий за мною, стал впереди меня, ибо был прежде меня.

19) Если бы вы были от мира. Еще одно утешение: апостолы потому ненавистны для мира, что отделены от него. Это и есть истинная слава верующих, ибо так они избавляются от погибели. Избрать здесь означает – отделить. Ведь, если они были избраны от мира, отсюда следует, что ранее они были частью мира. И лишь по милосердию Божию они отделены от прочих погибающих. Впрочем, здесь Христос называет миром всех не возрожденных Духом Божиим. Он противопоставляет Церковь миру, как мы увидим в семнадцатой главе. И учению сему не противоречат слова Павла: имейте мир со всеми, насколько это ваших силах (Рим.12:18). Ведь добавленная оговорка означает следующее: надо знать, что нам позволено и что подобает, дабы никто, стараясь угодить миру, не потакал его разврату. Однако здесь может возникнуть вопрос. Ибо преступников, принадлежащих миру, мир не только ненавидит, но и проклинает. Значит мир не всегда любит то, что ему принадлежит. Отвечаю: мирским людям, действующим по голосу плоти, ненавистен не сам грех, но лишь причиненный ущерб и неудобство. Хотя Христос не отрицает, что мир раздирается внутренними распрями, Он хотел сказать следующее: мир ненавидит в верующих лишь то, что происходит от Бога. Из этого явствует, сколь глупы анабаптисты, выводящие, что они рабы Божии, поскольку не угодны большинству людей. Им можно возразить, что, напротив, многим от мира нравится их учение, представляющее собой гнусное извращение всего миропорядка. Но при этом другие мирские люди его ненавидят, поскольку желают сохранить общественный строй.

20) Помните слово. Это можно прочесть и в изъявительном наклонении: «вы помните». При этом смысл не изменится. Однако повелительное наклонение больше соответствует контексту. Оно как бы подтверждает предыдущее предложение, где Христос сказал: мир ненавидит Его, хотя Он много превосходит Своих учеников. Ибо не справедливо, чтобы раб жил лучше своего господина. Кроме того, говоря о людях, Христос имеет в виду и учение. Ничто так не смущает благочестивых, как презрение к учению, исходящему от Бога. Это ужасное зрелище, способное смутить даже самых отважных. Но мы вспоминаем: Сын Божий испытал к Себе не меньшее презрение. Посему нам не стоит удивляться тому, сколь мало учение Его ценится среди людей. Говоря же о Своем и их слове, Христос имеет в виду евангельское служение. Христос – единственный учитель Церкви, но учение Свое Он восхотел провозглашать через апостолов.

21) Но все сие. Поскольку ярость мира, безумствующего против спасительного учения, весьма заметна, Христос указывает на причину этого и говорит, что мир в слепом неведении несется к своей погибели. Ибо никто открыто не объявит войны Богу. Итак, мир, без колебания восставая против Христа, делает это по неведению и слепоте. Всегда следует помнить об основании сего утешения. Оно истинно лишь тогда, когда покоится на свидетельстве доброй совести. Отсюда верные получают повод благодарить Бога. Ведь, покуда мир погибает в слепоте, Бог удостаивает нас Своего небесного света. Между тем, следует верить: ненависть ко Христу происходит из неразумия, когда ум не может познавать Бога. Ибо, как говорилось уже много раз, неверие слепо. И не потому, что нечестивые ничего не понимают и не разумеют, а потому что их знание непрочно и тут же готово исчезнуть. Об этом я подробнее говорил в другом месте.

22. Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем. 23. Ненавидящий Меня ненавидит и Отца Моего. 24. Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего. 25. Но да сбудется слово, написанное в законе их: возненавидели Меня напрасно. 26. Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; 27. а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною.

(22. Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем. 23. Ненавидящий Меня ненавидит и Отца Моего. 24. Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего. 25. Но да сбудется слово, написанное в законе их: возненавидели Меня напрасно. 26. Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; 27. а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною.)

22) Если бы Я не пришел. Сказав, что иудеи по ненависти преследуют Евангелие, поскольку не познали Бога, Христос, дабы кто не подумал, будто это облегчает их вину, добавляет следующее: они слепы по своей злобе, подобно тому, как некто закрывает очи, дабы не видеть свет. Ведь иначе Христу можно было бы возразить: если они не знают Твоего Отца, почему же Тебе не исправить их заблуждения? Почему бы Тебе не узнать, способны ли они к научению? Христос отвечает. Да, Он был для них верным и добрым учителем, но все напрасно. Ибо их злоба не дала им образумиться. Кроме того, в их лице Христос внушает страх всем, сознательно отвергающим истину Божию, или только предложенную им, или уже ими познанную. Хотя таким и прилежит страшное божественное мщение, Христос прежде всего обращается здесь к ученикам. Он воодушевляет их упованием на конечную победу, дабы те не пугались злобы нечестивых. Ведь, слыша о таком благоприятном исходе, мы должны торжествовать еще в самом разгаре битвы.

Не имели бы греха. Кажется, Христос намекает этими словами, что одно лишь неверие есть грех. Так думают довольно многие. Августин более трезв в этом вопросе, но все же соглашается с данным мнением. Поскольку вера отпускает и разрешает все грехи, единственным грехом, осуждающим человека, является неверие. Действительно, верно сказано: порой неверие не только препятствует людям избавиться от повинности смерти, но и представляет собой источник и причину всех зол. Но все эти домыслы не имеют отношения к настоящему месту. Ведь грех здесь понимается не обобщенно, а в соответствии с обстоятельствами данного места. Христос как бы говорит: их неведение никак не извинительно, ведь они в своем лице злобно отвергают Бога. Подобно этому, мы зовем невиновным, праведным и чистым того, кого оправдываем лишь в одном преступлении. Итак, отпущение ограничено здесь лишь одним видом греха. Христос лишает иудеев предлога неведения, коим они могли бы оправдать ненависть и презрение к Евангелию.

Однако встает другой вопрос: разве и до пришествия Христова неверие не было достаточным для осуждения людей? Есть такие фанатики, которые выводят из этого места, что все умершие до пришествия Христова без веры находились в подвешенном и неопределенном состоянии, покуда Христос не явил им Себя. Словно нет многочисленных свидетельств Писания о том, что для осуждения человека достаточно одной лишь его совести. Смерть, – говорит Павел, – царила в мире и до Моисея (Рим.5:14). В другом месте он говорит, что согрешившие без закона, без закона и погибнут (Рим.2:12). Что же хочет здесь сказать Христос? Действительно, в Его словах имеется уступка. Он утверждает, что у иудеев нет больше предлогов для смягчения своей вины. Ведь они сознательно и добровольно отвергли предложенную им жизнь. Извинение же, которое они могли привести, не оправдало бы их полностью, но лишь смягчило бы тяжесть преступления. Согласно сказанному: раб, знавший волю господина своего и презревший ее, будет бит больше. Ибо Христос хотел здесь не возвестить милость другим, а лишь обличить Своих врагов, надменно отвергших благодать Божию. Из чего стало бы ясно: они полностью недостойны всякого снисхождения. Надо отметить, что Он говорит не просто о Своем пришествии, но о пришествии, соединенном с учением. Ибо иудеи были виновны не только в небрежении к телесному присутствию Христову; их сделало неизвинительными презрение к Его учению.

23) Ненавидящий Меня. Замечательное место, научающее нас, что всякий ненавидящий евангельское учение выдает свое нечестие по отношению к Богу. Многие на словах утверждают иное. Ибо, отвращаясь Евангелия, хотят казаться лучшими почитателями Бога. Но их потуги обманчивы, внутри себя они презирают Бога. Так Христос светом Своего учения открывает лицемерие многих людей. Об этом мы много говорили в гл. 3, 20 на слова: делающий зло, ненавидит свет. Также в гл. 5, 23: не чтущий Сына, не чтит и Отца.

24) Если бы Я не сотворил между ними дел. Под делами здесь разумеется все, свидетельствующее о божественной славе. Ибо Христос и чудесами и силой Святого Духа, и другими свидетельствами ясно показал Себя Сыном Божиим, Так что в Нем было явлено величие Единородного, о чем мы читаем в первой главе. В отношении чудес обычно возражают следующее: Христос не сделал больше чудес, чем сделали Моисей и пророки. Но ответ готов: Христос потому первенствует в чудесах, что был не служителем, как остальные, но в собственном смысле творцом этих чудес. При совершении их Он пользовался Своим именем, Своей властью и Своей силой. Кроме того, здесь Христос охватывает все свидетельства небесной и духовной силы, коими воссияло Его божество.

И видели, и возненавидели. Христос заключает, что Его враги не могут уйти от ответственности. Ведь они презрели силу, очевидно божественную по происхождению. Бог ясно явил Свое могущество в Сыне. Посему они не могли сказать, что имели дело лишь со смертным человеком. Это место учит нас быть внимательными в рассмотрении дел Божиих. Бог, являя в них свою силу, хочет, чтобы за это мы должным образом Его чтили. Откуда следует: неблагодарны по отношению к Богу те, кто затемняет Его дары или презрительно мимо них проходит.

25) Но да сбудется. То, что совершается против природы, кажется невероятным. Однако нет ничего более неразумного, чем ненавидеть Бога. Посему Христос говорит: их души настолько заражены злобой, что напрасно ненавидят Бога, увеличивая тем свою вину. Христос цитирует место из Пс.34:19. Он говорит, что сие исполнилось не потому, что этого прежде не происходило с Давидом, но, дабы обуздать упорную злобу народа, царившую на протяжении веков и передававшуюся от отцов к детям. Христос как бы говорит: нынешние иудеи ничем не лучше своих отцов, без причины восставших на Давида. Под законом Христос разумеет здесь Псалмы, поскольку все пророческое учение есть не что иное, как добавление к закону. Мы же знаем, что служение Моисея длилось до времени Христа. Говоря же, что это «их» закон, Христос не воздает им чести, но еще больше их укоряет. Он ссылается на их близость к закону и как бы говорит: Закон был передан им по наследственному праву. Поэтому они имели шанс научиться от него, ведь в нем ясно обличались их дурные нравы.

26) Когда же приидет. Ранее Христос объяснил апостолам: Евангелие не стоит меньше ценить из-за того, что у него множество противников даже в самой Церкви. Теперь же Он противопоставляет нечестивой ярости свидетельство Духа, покрепившись которым, их души никогда не впадут в уныние. Он как бы говорит: Пусть мир свирепствует против вас. Одни будут насмехаться над вашим учением, другие его проклинать. Но никакая буря не сможет поколебать вашу твердую веру. Ведь вам будет дан Святой Дух, Который подтвердит ее Своим свидетельством.

Действительно, защита наша лишь в том, что, покуда мир свирепствует, истина Божия, запечатленная в сердцах, презирает все мирское. Ибо если бы она зависела от суждения людей, наша вера сто раз могла бы обрушиться. Итак, следует знать, где подобает нам стоять посреди стольких бурь. Ведь мы приняли не духа мира сего, но Духа от Бога, дабы знать, что даровано нам от Бога (1Кор.2:12). Один этот свидетель может властно отбросить, разрушить, ниспровергнуть все, чем превозносится мир для затемнения и осквернения истины Божией. Всякий наделенный этим духом вне опасности впасть в отчаяние из-за ненависти мира. Всякий такой человек в будущем победит мир. Между тем, нам следует опасаться зависеть от мнения людей. Покуда вера наша так колеблется, как только она выходит из святилища Божия, ее сразу же бросает куда попало. Итак, ей надобно взирать на внутреннее и тайное свидетельство Духа, о Котором верные знают, что Он дан им с неба.

Говорится, что Дух свидетельствует о Христе, поскольку лишь в Нем Он удерживает нашу веру, дабы мы больше нигде не искали спасения. Христос зовет Духа Утешителем, дабы, уповая на Его свидетельство, мы никогда не падали духом. Этой похвалою Христос хотел укрепить нашу веру, чтобы та не боялась никаких искушений. То же, что Он зовет Духа Духом истины, надо отнести к сопутствующим обстоятельствам. Здесь в скрытом виде присутствует антитезис: без этого свидетеля люди бесцельно блуждают, не в силах нигде остановиться. А там, где говорит Он, человеческое разумение избавляется от опасности заблуждения. Говоря же, что Дух послан от Отца, и что Он от Отца исходит, Христос еще больше возвышает Его авторитет. Ибо свидетельство Духа не могло бы устоять против стольких нападок, против стольких уловок, если бы мы не были убеждены, что Он исшел от Бога. Итак, Христос, действительно, посылает нам Духа, но посылает из небесной славы, дабы мы знали: Он – не человеческий дар, но надежный залог благодати Божией. Отсюда явствует, сколь глупа утонченность Греков, которые под предлогом этих слов отрицали, что Дух исходит от Сына. Ибо Христос, как и в других местах, говорит здесь об Отце, чтобы вознести нас к лицезрению Собственного божества.

27) А также и вы будете свидетельствовать. Христос хочет сказать, что свидетельство Духа не будет частной собственностью апостолов. Не они одни будут им пользоваться. Напротив, оно распространится через тех, кто станет орудием Духа, и Дух будет говорить их устами. Теперь мы видим, как вера происходит от слышания и, однако, обретает крепость от печати и залога Духа. Тем, кому неизвестен мрак человеческого разума, считают веру естественным образом происходящей от слышания. Наоборот, многие фанатики гнушаются внешней проповедью и бредят о тайных откровениях и ενθουσιαμους. Но мы видим: Христос и то, и другое соединяет вместе. Хотя и не будет никакой веры, покуда Дух Божий не озарит разум и сердце, не следует просить каких-то небесных видений и речений. Напротив, Слово, близкое к нам, пребывающее в наших устах и в нашем сердце, – оно должно покорить все наши помыслы и утвердить их в себе (Втор.30:14, Рим.10:8). Как прекрасно говорит Исаия (59:21): Вот, завет Мой, глаголет Господь, Дух Мой, Который на тебе, и слова Мои, которые Я поместил в сердце твоем, не оскудеют. Выражение «от начала были со Мною» добавлено для того, чтобы мы знали: апостолы заслуживают тем большей веры, что своими глазами видели то, о чем говорят. Об этом свидетельствует и сам Иоанн (1Ин.1:1). Что слышали мы, что видели, что осязали наши руки. Так Господь всеми способами обеспечил все, что необходимо для удостоверения Его Евангелия.