8 глава

8:1 сошел… с горы Ср. 5:1.

8:2 если хочешь Он не сомневался в силе Иисуса, но не был уверен, есть ли на то Его воля (ср. Мк. 1:40‑45).

8:4 никому не сказывай Публичность таких чудес могла служить помехой миссии Христа и отвлекать внимание людей от Его проповеди. Марк пишет, что именно это и произошло. Тот человек в избытке чувств ослушался и рассказал всем о случившемся. В результате Христос был вынужден покинуть город и перенести Свое служение в «места пустынные» (Мк. 1:45). дар, какой повелел Моисей Жертва, состоящая из двух птиц, одна из которых должна была быть убита, а вторая отпущена на волю (Лев. 14:4‑7). во свидетельство им Т.е. священникам.

8:5 Капернаум См. пояснение к 4:13. сотник Это римский офицер, в подчинении у которого находились (ср. ст. 9) 100 человек. Лука отмечает, что сотник обратился к Иисусу через посредников (Лк. 7:3‑6), так как считал себя недостойным (ст. 8; Лк. 7:7). Матфей об этом не упоминает.

8:8 я не достоин, чтобы Ты вошел под кров мой По еврейским обычаям тот, кто входил в дом язычника, считался оскверненным (ср. Ин. 18:28). Сотник, конечно же знакомый с этим обычаем, чувствовал себя недостойным того, чтобы ради него Иисус терпел такие неудобства. У него также было достаточно веры, чтобы знать, что Христу достаточно было сказать слово для исцеления его слуги (ст. 10).

8:10 и в Израиле не нашел Я такой веры Этот сотник понимал, что Иисус обладал абсолютной властью (ст. 8, 9). Даже для некоторых из учеников Христа это не было так очевидно, как для римского сотника (ср. ст. 26).

8:11 многие… с востока и запада Уверовавшие язычники также будут спасены и в Царствии Небесном с Авраамом насладятся Божиими благословениями (ср. Ис. 49:8‑12; 59:19; Мал. 1:11; Лк. 13:28, 29).

8:12 сыны царства Это еврейский народ, физические потомки Авраама. извержены будут Утверждение прямо противоположное тому, что говорили раввины, которые думали, что царство представляет собой великий пир с Авраамом и Мессией, куда допускаются только евреи. плач и скрежет зубов См. пояснение к 22:13. Ср. 24:51; 25:30; Лк. 13:28. Это выражение описывает вечные мучения находящихся в аду.

8:13 как ты веровал Иногда вера исцеляемого ложилась в основу исцелений, совершаемых Господом (сравните исцеление, которое описано в 9:2; 15:28); в других случаях вера исцеляемого не являлась определяющим фактором (8:14‑16; Лк. 22:51).

8:16 бесноватых Это слово означает «одержимый бесом» или находящийся под внутренним контролем демона. Во всех случаях одержимости бесами, упоминаемых в связи с освобождением силой Христа, имело место действительное обитание бесов внутри человека, которые полностью контролировали тела своих жертв и даже говорили через них (Мк. 5:5‑9), вызывая психическое расстройство (Ин. 10:20), неистовство (Лк. 8:29), делая их немыми (Мк. 9:17‑22).

8:17 реченное через пророка Исаию См. пояснения об исцелении и искуплении в Ис. 53:4, 5. Матфей приводит здесь этот фрагмент. Христос понес и вину и проклятие греха (ср. Гал. 3:13). Как физическое исцеление, так и полная победа над смертью обеспечены искупительным действием Христа, но они не будут полностью осуществлены до самого конца земной жизни (1Кор. 15:26).

8:18 на другую сторону На восточный берег озера.

8:19 книжник Как книжник, этот человек порывал со своим окружением, публично заявив о своем желании следовать за Христом. Несмотря на это, Иисус ясно видел, что он не представлял, какие страдания и лишения ему придется испытать.

8:20 Сын Человеческий См. пояснения к Мк. 2:10; Ин. 1:51. Этим именем Иисус называет Себя чаще всего. В Евангелиях оно встречается 83 раза, причем во всех случаях Иисус использует его Сам. Это мессианское имя (Дан. 7:13, 14); оно ясно указывает на смиренность и принадлежность Иисуса к человеческому роду. Кроме того, как показывает Дан. 7:13, 14, оно говорит о Его вечной славе (ср. 24:27; Деян. 7:56).

8:21 позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего Это не значит, что отец этого ученика уже умер. Фраза «Я должен похоронить моего отца» была общеизвестным выражением, означавшим «Позволь мне подождать, пока я не получу своего наследства».

8:22 предоставь мертвым погребать своих мертвецов Это значит предоставь духовно мертвому миру заботиться о мирских вещах.

8:24 И вот, сделалось великое волнение Галилейское море находится на более чем 690 футов (207 м) ниже уровня моря. К северу гора Ермон возвышается на 9200 футов (2,8 км), и с мая по октябрь через окружающие узкие ущелья в это низину проникают сильные ветры, вызывая крайне неожиданные и жестокие штормы. Он спал Прямо перед тем, как ученики увидели одно из ярчайших проявлений Его Божьей природы, они стали свидетелями трогательной картины проявления человеческой части Его естества. Он был настолько измучен, что даже жестокая качка не могла разбудить Его, в то время как ученики боялись пойти ко дну (ст. 25).

8:26 маловерные См. пояснение к 6:30. тишина Ср. Пс. 64:8; 88:10.

8:27 ветры и море повинуются Ему Это было убедительное доказательство Его Божьей сущности (ср. Пс. 28:3, 4; 88:10; 92:4; 106:25‑29). 8:28 страну Гергесинскую В некоторых текстах «Гадаринскую» (ср. Мк. 5:1, Лк. 8:26). Здесь имеется в виду небольшое селение на берегу озера, лежащее напротив Тивериады, находившееся, возможно, на месте современной деревни Курши. Там находится несколько древних гробниц, а берег заканчивается крутым обрывом, что в точности соответствует описанию местности, данному в Евангелиях. два бесноватые В Мк. 5:2 и Лк. 8:27 упоминается только один из них. Очевидно, что один доминировал над другим.

8:29 прежде времени мучить нас Совершенно ясно, что бесы не только видели Божью природу Иисуса, но также знали, что есть предопределенное Богом время для суда над ними и Христос будет их Судьей. Их эсхатология была фактически правильной, но одно дело знать правду и совершенно другое – любить ее (ср. Иак. 2:10).

8:30 большое стадо свиней В Мк. 5:13 говорится, что в этом стаде было 2000 свиней. Такое огромное количество нечистых животных предполагает, что жителями этой местности были преимущественно язычники. Это также предполагает, что число бесов было огромным (ср. Мк. 5:9).

8:31 бесы просили Его Лк. 8:31 рассказывает, что они умоляли Христа, чтобы Он не посылал их в бездну, имея в виду ад, преисподнюю, темницу для падших ангелов, связанных «узами адского мрака» (см. пояснения к 2Пет. 2:4; Иуд. 6). Они знали, что Иисус имел и силу и власть послать их туда, если пожелает.

8:34 просили, чтобы Он отошел Возможно, они были обеспокоены финансовыми потерями, понесенными ими в результате потери свиней. Вероятней всего, все они были безбожниками и потому боялись находиться в присутствии такой духовной силы (ср. Мк. 5:14, 15).