13 глава

13:1‑52 Это третья из наиболее важных проповедей записанных в Евангелии от Матфея (См. во Введении: Исторические и теологические темы).

13:3 притчами Притчи были обычной формой учения для иудаизма. В греческом, в Септуагинте, слово «притча» встречается 45 раз. Притча – это длинная аналогия, часто облеченная в форму рассказа. До этого момента Своего служения Иисус использовал много выразительных сравнений (ср. 5:13‑16), но их смысл был предельно ясен в контексте Его учения. Притчи требовали толкования (ср. ст. 36), и Иисус использовал их для того, чтобы скрыть истину от неверующих, делая ее в то же время понятной для учеников (ст. 11, 12). Если вспомнить служение Иисуса в Галилее, то мы увидим, что Он не говорил с народом иначе, как притчами (ст. 34). Затемнение Иисусом истины для неверующих было одновременно и судом и актом милосердия. Судом это было, потому что Он держал их в темноте, которую они любили (ср. Ин. 3:19), но это было и актом милосердия, так как они уже отвергли свет и большее открытие правды только усилило бы их осуждение. См. пояснение к ст. 13.

13:4 при дороге Поля окаймляли вытоптанные прохожими и выжженные солнцем дороги.

13:5 места каменистые Каменистая основа, покрытая очень тонким слоем почвы. Снаружи она выглядит плодородной, но на самом деле слой почвы слишком тонок, чтобы поддерживать корневую систему растений, а каменистое основание не пропускает воду (ст. 21).

13:7 терние Сорная трава, чьи корни все еще оставались в земле после того, как она была вспахана.

13:11 вам дано Здесь Иисус ясно подтверждает, что, с одной стороны, способность понимать истину – это милостивый дар Бога, дающийся свыше лишь избранным (ст. 11). С другой стороны, его лишены, им обойдены нечестивые. Они пожинают естественный плод своего неверия и непослушания – духовную слепоту (ст. 13). тайны Царствия Небесного Тайны – это истины, которые были в прошлом сокрыты от всех и открылись в Новом Завете. См. пояснения к 1Кор. 2:7; 4:1; Еф. 3:4, 5. Многие специфические доктрины Нового Завета называются «тайнами» (например, Рим. 11:25; 1Кор. 15:51; Еф. 5:32; 6:19; Кол. 1:26, 27; 2Фес. 2:7; 1Тим. 3:9, 16).

13:13 видя не видят Здесь, скорее всего, Матфей предполагает, что причиной их собственного неверия является духовная слепота. Тем не менее Лк. 8:10 подчеркивает инициативу Бога в сокрытии истины от этих неверующих («а прочим в притчах, так что они, видя, не видят и, слыша, не разумеют» – ср. Ис. 6:9). Конечно же, и то и другое верно. Однако мы не должны думать, что Бог ослепляет их, потому что испытывает радость от их гибели (ср. Иез. 33:11; см. пояснение к 23:37). Это ослепление можно рассматривать как акт милосердия, совершаемый для того, чтобы не увеличивать их осуждение (см. пояснение к ст. 3).

13:14, 15 Цитаты из Ис. 6:9, 10 (см. пояснения там же).

13:17 многие… желали видеть Ср. Ин. 8:56; 1Пет. 1:9‑12.

13:19 слово о Царствии Проповедь о том, как войти в Царствие Небесное, в число спасенных, т.е. Евангелие (ср. «слово примирения» в 2Кор. 5:19). лукавый Это сатана. Ср. 1Ин. 5:19. Благая весть никогда не проникает в глубину этих душ и поэтому исчезает с поверхности их разума – таким образом враг похищает ее.

13:20 местах каменистых Некоторые люди совершают очень эмоциональное, поверхностное покаяние, но оно не настоящее. Они остаются заинтересованными до тех пор, пока не нужно чем‑то жертвовать, а затем отвергают Христа. См. пояснение к 1Ин. 2:19.

13:22 посеянное в тернии Эти люди обращаются ко Христу, но не совершают настоящего покаяния. Они не могут расстаться с любовью к деньгам и миру (Иак. 4:4; 1Ин. 1:15‑17; см. пояснения к 19:16‑22).

13:23 доброй земле Как есть три типа почв без плода, а значит и без спасения, так есть три типа хороших плодородных почв. Не все верующие одинаково плодоносны, но приносят плод все (ср. 7:16; Ин. 15:8).

13:25 плевелы Возможно, это плевел – тип сорняка, который очень сложно отличить от пшеницы, пока его головка не созреет вполне. В сельском хозяйстве посев плевелов на чьем‑либо поле был способом, которым пользовались враги, чтобы полностью уничтожить чьи‑либо средства к существованию. Этот пример иллюстрирует попытки сатаны обмануть Церковь путем смешивания своих детей с Божьими, делая иногда невозможным для верующих отличать ложь от истины. Эта притча объясняется в ст. 36‑43.

13:32 деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его Растения горчицы, которые растут в Палестине, иногда достигают 15 футов (4,5 м) в высоту – таких размеров достаточно для того, чтобы птицы могли гнездиться на дереве. И это, несомненно, ссылка на некоторые места Ветхого Завета, включая Иез. 17:23; 31:6; Дан. 4:21, – места, в которых предсказано включение язычников в Царствие Небесное.

13:33 Царство Небесное подобно закваске Здесь Царство Небесное сравнивается с дрожжами. Оно незаметно увеличивается в размерах и пропитывает все, с чем оно соприкасается. Урок, который можно извлечь из этой притчи, такой же, как и в притче о горчичном зерне. Некоторые толкователи предполагают, что закваска почти всегда символизирует в Библии зло (см. пояснение к Мк. 8:15) и в этом месте она тоже должна быть связана со злом. Они считают, что закваска – это какое‑то влияние зла внутри Царствия Небесного. Но такое понимание искажает слова Иисуса и не соответствует контексту, где Иисус неоднократно описывает Царство Божие как проникающее воздействие.

13:34 и без притчи не говорил им На притяжении всего дальнейшего служения Иисуса в Галилее Его учение состояло только из притчей.

13:35 реченное чрез пророка Пророк в данном случае – это псалмопевец. См. Пс. 77:2.

13:37 сеющий Истинным сеятелем семени спасения является Сам Господь. Только Он может дать силу для изменения сердца. Он – Единственный, Который спасает грешников, а вовсе не проповеди и свидетельство верующих (Рим. 10:14).

13:43 воссияют, как солнце Ср. Дан. 12:3. Верующие уже сияют, так как они имеют Духа Христа и чудную весть о спасении (5:16; 2Кор. 4:3‑7). Мы воссияем еще больше во славе Царства Христа и вечных небес (Рим. 8:16‑23; Флп. 3:20, 21; Отк. 19:7‑9).

13:44‑46 Эти две притчи имеют сходный смысл. Обе изображают спасение, как нечто сокрытое от большинства людей (см. пояснение к ст. 11), но настолько ценное, что люди, которым оно открылось, готовы отдать все, что они имеют, чтобы обладать им.

13:47 неводу Иногда рыбу ловили большой специально утяжеленной сетью, которую тащили по дну озера. Когда такую сеть вытаскивали, ее содержимое нужно было отсортировать. Также и на земле, среди людей, считающих себя верующими, есть и «хорошее» и «худое», которое будет «отсортировано» на суде.

13:49 Ангелы Они служат Богу во время суда (ст. 41; 2Фес. 1:7‑10).

13:52 выносит из сокровищницы своей новое и старое Ученики не должны были отвергать старое ради нового. Скорее то, что они почерпнули из притчей Иисуса, должно было восприниматься в свете старых истин и наоборот.

13:54 отечество Свое Т.е. Назарет.

13:55 братья Его См. пояснение к 12:46. Тот факт, что Иосиф не упоминается ни в одном из этих мест, скорее всего говорит о том, что он уже умер.

13:57 пророк… в доме своем Эта древняя пословица созвучна современному высказыванию «чем ближе знаешь, тем меньше почитаешь». Они слишком хорошо знали Иисуса мальчиком и молодым человеком из своего города – из этого они заключили, что Он не представлял из Себя ничего особенного. Стих 58 описывает печальный результат такого отношения (ср. Мк. 6:4).

13:58 И не совершил там многих чудес См. пояснение к Мк. 6:5.