21 глава

21:1 Виффагию Маленький городок недалеко от Вифании, на юго‑западном склоне Елеонской горы. Этот город упоминается в Писании только в связи с триумфальным входом Христа (Мк. 11:1; Лк. 19:29).

21:3 если кто скажет вам что‑нибудь В Евангелии от Марка записано, что именно это и случилось (Мк. 11:5, 6). Только что прибыв в Виффагию (ст. 1), Иисус не имел возможности приготовить этих животных для использования. Но, несмотря на это, Он точно знал местонахождение животных и характер их хозяев. Такое точное знание говорит о Его Божьем провидении.

21:5 молодом осле, сыне подъяремной Точное цитирование Зах. 9:9 (ср. Ис. 62:11). То, что это мессианское пророчество было в точности исполнено, иудеи не могли не понимать, ибо толпа приветствовала Его, провозглашая титулы и похвалы, которые могли относиться только к Мессии (см. пояснение к ст. 9).

21:7 ослицу и молодого осла Матфей – это единственный из авторов Евангелий, который упоминает ослицу. Но все они упоминают о молодом возрасте осла (Ин. 12:14), или о том, что ни один человек до этого момента на него не садился (Мк. 11:2; Лк. 19:30). Возможно, ослица была взята, чтобы заставить слушаться молодого осла. Он сел поверх их Т.е. на одежды. Христос ехал на молодом осле (Мк. 11:7).

21:8 постилали свои одежды по дороге Это был древний способ выражения глубочайшего почтения, предназначавшийся только для царских особ (4Цар. 9:13), поэтому тот факт, что иудеи «постилали свои одежды по дороге», говорит об осознании Его слов о том, что Он – Царь иудейский.

21:9 осанна Слово имеет то же значение, что и еврейское выражение, которое переведено, как «спаси же» в Пс. 117:25. благословен Точное цитирование ст. 26 того же псалма. Это в сочетании с мессианским титулом «Сын Давидов» ясно указывало на осознание толпой мессианства Христа (см. пояснение к 1:1). Вход Христа в Иерусалим произошел в воскресение, девятого Нисана, в 30 г. по Р.Х., ровно 483 года спустя после указа Артаксеркса, упоминаемого в Дан. 9:24‑26 (см. пояснения там же).

21:12 выгнал Уже во второй раз Христос очистил храм от торговцев. Ин. 2:14‑16 описывает сходное происшествие, имевшее место в начале служения Христа. Но эти два происшествия четко отличаются. При первом очищении служители храма сразу же «приступили» к Иисусу (см. пояснение к ст. 23; ср. Ин. 2:18); ни в одном из повествований не упоминается о том, чтобы что‑либо подобное произошло после второго очищения. Вместо этого все синоптические Евангелия говорят, что Иисус обратился ко всем присутствующим (ст. 13) и даже использовал это событие для наставления (Мк. 11:17; Лк. 19:46, 47). продающих и покупающих Он обвинил и торговцев и покупателей в том, что они оскверняли храм. Среди продаваемого и покупаемого там были голуби и другие животные, предназначенные для жертвы (ср. Ин. 2:14). меновщиков Менялы, присутствовавшие там же, были необходимы, так как римские монеты и другие наличные деньги считались неприемлемыми для пожертвований в храме. Очевидно, деятельность менял и торговцев приобрела такой размах, что торговое место при храме приобрело дух вертепа разбойников (ст. 13). Такая торговля происходила во дворе язычников – огромном пространстве на храмовой горе площадью в несколько акров.

21:13 написано Иисус объединяет два ветхозаветных пророчества, Ис. 56:7 («дом Мой назовется домом молитвы для всех народов») и Иер. 7:11 («Не соделался ли на ваших глазах вертепом разбойников дом сей, над которым наречено имя Мое?»).

21:15 детей Буквально, «мальчиков». Среди людей, пришедших в Иерусалим на Пасху, было большое количество двенадцатилетних мальчиков, которые пришли сюда, чтобы отпраздновать свою первую Пасху, как и Иисус, когда находился в таком же возрасте (см. пояснение к Лк. 2:42).

21:16 да! разве вы никогда не читали Ответ Иисуса негодующим первосвященникам и книжникам был равносилен прямому заявлению о Его Божьей природе. Он процитировал слова Пс. 8:3, который говорит о «хвале», воздаваемой Богу. Используя этот стих в защиту поклонения Богу, Он требовал поклонения Себе как Богу.

21:19 тотчас Это понятие относительно: конечно, дерево могло засохнуть сразу же, но Мк. 11:14, 20 (см. пояснения там же) говорит, что факт гибели дерева стал явным лишь на следующий день. Иисус проклял смоковницу не в порыве разочарования; это было ниспосланное свыше целенаправленное предостережение. Смоковница часто употребляется в Писании как символ Израиля (Ос. 9:10; Иоил. 1:7). Бесплодная смоковница часто символизирует Божий суд над Израилем по причине его духовного бесплодия (см. пояснение к 3:8), несмотря на обилие духовных преимуществ (Иер. 8:13; Иоил. 1:12). Кроме того, поступок Иисуса иллюстрирует Божий суд над тленным Израилем за его позорную бесплодность, выразившуюся в отвержении Мессии. Одна из притчей Христа содержит подобное наставление (Лк. 13:6‑9).

21:21 если будете иметь веру и не усомнитесь Это выражение предполагает наличие Божьей воли для подобного действия (см. пояснение к 17:20), потому что только Богом данная вера настолько свободна от сомнений (ср. Мк. 9:24). будет Чуда именно такого масштаба фарисеи требовали от Иисуса, но Он всегда отказывал им (см. пояснение к 12:38). Здесь Христос в переносном смысле говорил о неограниченной силе Бога, которая проявляется в жизни тех, кто имеет истинную веру.

21:23 это Т.е. учение и чудеса. Также они могли иметь в виду совершенное Им днем ранее очищение храма (см. пояснение к ст. 12). кто Тебе дал такую власть? Они были вынуждены признать, что Он имел источник неоспоримой власти. Его чудеса были слишком очевидными и слишком многочисленными, чтобы быть мошенничеством. Даже в Его учении была такая сила и чистота, что всем было ясно, что в Его словах была власть (см. пояснение к 7:29).

21:25 крещение Иоанново откуда было Иисус поймал иудейских лидеров в их же собственную ловушку. Они, несомненно, надеялись, что Он, отвечая, будет утверждать, что власть Ему дана непосредственно Богом (так Он поступал много раз ранее – ср. Ин. 5:19‑23; 10:18). Тогда они обвинили бы Его в богохульстве и использовали бы это обвинение как предлог, чтобы убить Его, – так они уже пытались сделать (Ин. 5:18; 10:31‑33). Однако здесь Он ставит их перед неразрешимым выбором, потому что люди глубоко чтили Иоанна и не могли вспомнить служение Иоанна без того, чтобы не признать себя виновными. Не признать законность миссии Иоанна фарисеи не могли, так как боялись народа (ст. 26). В результате Иисус показал, что они сами не обладали достаточной властью, чтобы испытывать Его. См. пояснение к Лк. 20:5.

21:31 Который из двух исполнил волю отца? Иисус вынудил их свидетельствовать против себя самих. Суть этой притчи в том, что дела намного важнее слов (ср. 7:21‑27; Иак. 1:22). Они вынуждены были признать это, тем самым осуждая самих себя. Мысль о том, что покаявшиеся мытари и блудницы войдут в Царствие Небесное прежде внешне религиозных лицемеров была неоднократно повторяющейся темой на протяжении всего Его служения (см. пояснение к 5:20), и это приводило в ярость иудейских вождей.

21:32 путем праведности Т.е. покаяние и вера ведут к тому, что верующим вменяется Божья праведность (см. пояснение к Рим. 3:21). мытари и блудницы См. пояснения к 5:46; 9:9; Мк. 2:15. Люди, наиболее презираемые первосвященниками и старейшинами, изгои иудейского общества, нашли спасение, в то время как самоправедные вожди не обрели его. Ср. Рим. 10:3.

21:33 виноградник… точило См. Ис. 5:2. Здесь Иисус ясно ссылается на это место Ветхого Завета, которое, несомненно, было хорошо знакомо иудейским вождям. Виноградник в Писании обычно символизирует иудейский народ. Здесь владелец виноградника – это Бог, Который взращивал виноградник с большой заботой, а затем отдал его виноградарям, олицетворяющим иудейских вождей.

21:34 своих слуг Т.е. ветхозаветных пророков.

21:35 иного прибили, иного убили, а иного побили камнями Матфей часто совмещает и упрощает подробности (см. пояснения к ст. 19; 8:28; 20:30). Из повествования Марка мы узнаем, что в истории, рассказанной Иисусом, трое разных слуг пришли по отдельности. Виноградари «прибили» первого слугу, второго побили камнями и «убили» третьего (Мк. 12:2‑5). Это описание соответствует отношению многих иудейских правителей к ветхозаветным пророкам (3Цар. 22:24; 2Пар. 24:20, 21; 36:15, 16; Неем. 9:26; Иер. 2:30).

21:37 сына моего Этот персонаж олицетворяет Господа Иисуса Христа, Которого они убили (ст. 38, 39) и, таким образом, навлекли на себя Божий суд (ст. 41).

21:41 виноградник отдаст другим виноградарям Иудейские вожди вновь провозгласили суд на самими собой (см. пояснение к ст. 31). Приговор, который они вынесли злым виноградарям, соответствует суду Христа над ними (ст. 43). Царствие и все духовные преимущества, данные Израилю, теперь будут переданы «другим виноградарям», которые символизируют Церковь (ст. 43), состоящую преимущественно из язычников (ср. Рим. 11:11).

21:42 камень, который отвергли Здесь речь идет о жертве Христа на кресте; а восстановление отвергнутого камня символизирует Его Воскресение. сделался главою угла На первый взгляд, эта цитата из Пс. 117:22, 23 никак не связана с предшествующей притчей. Но эти слова взяты из мессианского псалма. Иисус обратился к этому отрывку в подтверждение того, что Сын, Который был убит и выброшен из виноградника, также был краеугольным камнем в Божьем плане искупления.

21 :43 народу, приносящему плоды его Т.е. церкви. См. пояснение к ст. 41. Петр назвал Церковь «народ святый» (1Пет. 2:9).

21:44 этот камень Христос является «камнем преткновения и скалою соблазна» для неверующих (Ис. 8:14; 1Пет. 2:9). Пророк Даниил изобразил Его как камень, который «отторгнут был от горы не руками» и падает на все царства мира, сокрушая их (Дан. 2:44, 45). Падает глиняный сосуд на камень или камень падает на глиняный сосуд – результат один и тот же. Это высказывание говорит о том, что и враждебность и безразличие являются неправильным ответом на призыв Христа и над виновными в этих грехах нависла опасность суда.

21:45 поняли, что Он о них говорит Воскрешая в их сознании такой общеизвестный мессианский образ (ст. 42‑44), Христос однозначно говорил фарисеям о Своей сущности.