25 глава

25:1‑13 Притча о десяти девах дана для того, чтобы подчеркнуть то, насколько важно быть готовым к приходу Христа в любое время – даже если Он придет позже, чем ожидалось. Это обусловлено тем, что, когда Он придет, для неготовых второго шанса уже не будет (ст. 11, 12).

25:1 десяти девам Т.е. подругам невесты. Свадьба начинается в доме невесты, потом приезжает жених и процессия следует за женихом, когда он забирает невесту в свой дом для завершения торжества. Если жених приезжал ночью, то «светильники», являвшиеся по сути факелами, были необходимы для освещения пути свадебной процессии.

25:14‑30 Притча о талантах рисует нам трагедию растраченных впустую возможностей. Человек, отправившийся в путешествие, олицетворяет Христа, а слуги – верующих, на которых лежит разная степень ответственности. Верность – вот что от них требуется (см. пояснение к ст. 23), но притча предполагает, что все, кто верен, должны приносить какой‑то плод. Человек, не принесший плода («негодный раб»), изобличен в лицемерии и полностью уничтожен (ст. 30).

25:15 талантов Талант являлся единицей веса, а не какой‑то особенной монетой, и потому талант золота был более ценен, чем талант серебра. Талант серебра был значительной суммой денег. Современное значение слова «талант» – это врождённый дар, способность. Оно произошло от ошибочного мнения о том, что в этой притче говорится о ревности в использовании чьих‑то природных дарований.

25:23 радость господина твоего Раб, имевший пять талантов, так же, как и раб, имевший два таланта, получили равновеликое вознаграждение, что указывает на то, что награда основана не на количестве, а на верности.

25:24 человек жестокий Слова раба очерняют господина и представляют его как жестокого и безжалостного деспота, который «жнет и собирает» то, на что не имеет права. Нерадивый раб не является образом истинного верующего, так как очевидно, что он не знал по‑настоящему своего господина.

25:26 ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал Повторяя обвинение слуги, господин этим отнюдь не подтверждал его правдивость. Он осудил раба с помощью его собственных слов. Если раб полагал, что его господин действительно являлся таким, каким он его изобразил, то у него было тем больше оснований не быть нерадивым. Его обвинения в адрес хозяина (даже если бы они были справедливыми) не оправдывали его собственную лень.

25:29 всякому имеющему дастся и приумножится См. 13:12. Снискавшие Божью милость не только имеют жизнь вечную и Его покровительство, но и наследуют безмерные благословения (ср. Рим. 8:32). Но те, кто пренебрегает «богатство благости, кротости и долготерпения Божия» (Рим. 2:4), зарывая его в землю и стремясь вместо этого к ничтожным и временным благам мира сего, потеряют все то, что имеют (ср. 6:19; Ин. 12:25).

25:30 тьму внешнюю… плач и скрежет зубов См. пояснение к 22:13.

25:31 сядет на престоле славы Своей Здесь говорится о земном царствии Христа (см. также в Отк.

20:4‑6). Суд, описанный в ст. 32‑46, отличается от великого суда у белого престола в Отк. 20:11‑15. Этот суд предваряет Тысячелетнее Царство Христа и будет производиться лишь над теми, кто будет жив во время Его Второго пришествия. Иногда об этом суде говорят как о суде народов, но Его приговор будет касаться отдельных личностей какой‑то нации, а не народа в целом (ср. ст. 46).

25:32, 33 овец Т.е. верующих (10:16; Пс. 78:13; Иез. 34). Им дано место «по правую… сторону» – место благодати. козлов Это образ неверующих, которым предназначено место позора и отвержения.

25:34 уготованное вам Эти слова подчеркивают, что спасение является даром милости Божьей, а не чем‑то другим, заслуженным делами, описанными в ст. 35, 36. «Прежде создания мира» они были избраны Богом, чтобы быть святыми (Еф. 1:4), в чем предназначены соответствовать образу Христа (Рим. 8:29). Потому дела, одобряемые в ст. 35, 36, являются плодами спасения, а не основанием для него. Дела не являются основанием для входа в Царствие, а только свидетельством проявления Божьей милости в их жизни. Дела являются объективным доказательством для суда, как свидетельство спасающей веры (ср. Иак. 2:14‑26).

25:40 одному из сих братьев моих меньших Здесь говорится об остальных последователях. Некоторые отнесут эти слова к Израилю; другие – ко всем нуждающимся людям. Но здесь Христос хвалит именно тех, «которые по правую сторону Его» (ст. 34) за то, как они принимали Его посланников. См. пояснение к 18:5.

25:46 муку вечную… жизнь вечную Одно и то же греческое слово использовано в обоих случаях. Наказание грешников так же бесконечно, как блаженство праведных. Грешники и не уничтожены, но им и не дано второго шанса. В Писании наказание грешников в вечности описывается как «огонь вечный» (ст. 41); «огонь неугасимый» (3:12); «вечное поругание и посрамление» (Дан. 12:2); место, где «и червь их не умирает, и огонь их не угасает» (Мк. 9:44‑49); место «мук» и пламени (Лк. 16:23, 24); место «вечной погибели» (2Фес. 1:9); место мучений «в огне и сере», где «дым мучения их будет восходить во веки веков» (Отк. 14:10, 11); и «озеро огненное и серное», где грешники «будут мучиться день и ночь во веки веков» (Отк. 20:10). Здесь Иисус показывает, что наказание само по себе вечно – не только дым и пламя. Грешники навечно являются предметом ярости и гнева Божьего. Они сознательно страдают от стыда, презрения и угрызений совести, а также пламенного гнева оскорбленной святости на протяжении вечности. Даже ад признает справедливость совершенного Божьего суда (Пс. 75:11); те, кто находятся там, будут знать, что их наказание справедливо и им некого винить, кроме себя (ср. Втор. 32:3‑5).