4 глава

4:1 возведен был Духом… для искушения от диавола Сам Бог никогда никого не искушает (Иак. 1:13), но тут – как и в книге Иова – Бог использует для искушения сатану, чтобы достичь Своих Божьих целей. Христос был искушаем во всем (Евр. 4:15; 1Ин. 2:16); Сатана искушал Его «похотью плоти» (ст. 2, 3); «похотью очей» (ст. 8, 9) и «гордостью житейской» (ст. 5, 6).

4:2 сорок дней и сорок ночей Моисей также находился на горе Синай без воды и без пищи «сорок дней и сорок ночей» (Втор. 9:9); Илия постился так же долго (3Цар. 19:8). См. пояснение к 12:40.

4:3 если Ты Сын Божий В данном месте Писания слово «если» имеет значение «так как; поскольку». Сатана, конечно же, знал, Кем является Иисус; цель сатаны состояла в том, чтобы заставить Его нарушить Божий план и использовать Божью силу, данную Иисусу Христу, напрасно. Это бы отсрочило низвержение сатаны (ср. Флп. 2:7).

4:4 написано Все три ответа Иисуса были взяты из Второзакония. Это место из Втор. 8:3, где говорится, что Бог допустил голод в Израиле и питал народ манной, посылаемой Им, для того чтобы израильтяне научились доверять Богу. Стих наиболее соответствует тем обстоятельствам, в которых находился Иисус, и является подходящим ответом на искушение сатаны. всяким словом, исходящим из уст Божиих Гораздо более важный источник жизнеобеспечения, чем пища, оно обеспечивает наше постоянное духовное насыщение, в то время как пища дает лишь мгновенное удовлетворение физического голода.

4:5 на крыле храма Вероятно, это была крыша с портиком в юго‑восточной части храмового комплекса, там, где подпорная стена достигала вершины храма, в глубине Кедронской долины. Согласно данным еврейского историка Иосифа Флавия, эта точка находилась на высоте 450 футов (135 м).

4:6 ибо написано… да не преткнешься о камень ногою Твоею Заметьте, что сатана также цитирует Писание (Пс. 91:11, 12), но он совершенно исказил его смысл, используя отрывок, говорящий о доверии Господу, для того, чтобы оправдать искушение Бога.

4:7 написано также Христос ответил еще одним стихом из Второзакония (Втор. 6:16), вызывая в памяти эпизод в Массе, когда возроптавшие израильтяне решили испытать Бога, в злобе требуя, чтобы Моисей извлек воду из камня там, где ее не могло быть (Исх. 17:2‑7).

4:9 дам Тебе Сатана является «князем мира сего» (Ин. 12:31;14:30;16:11) и «богом века сего» (2Кор. 4:4). Весь греховный мир принадлежит по духу ему (1Ин. 5:19). Это проиллюстрировано в Дан. 10:13 (см. пояснение там же), где дьявольские силы управляли Персидским королевством, а демон назывался «князем царства Персидского».

4:10 ибо написано Здесь Христос цитирует Втор. 6:13, 14. Вновь это место связано со странствованиями Израиля по пустыне. Христос, подобно им, был ведом в пустыню, чтобы быть испытанным (Втор. 8:2). В отличие от них, Он выдержал все испытания.

4:11 Ангелы приступили и служили Ему Таким Божиим способом и в Богом определенное время было исполнено пророчество Пс. 91:11, 12 – места Писания, которое сатана пытался исказить.

4:12 Иоанн отдан под стражу Иоанн был заключен в темницу за то, что смело обличил Ирода Антипу. См. 14:3, 4.

4:13 оставив Назарет Прошло некоторое время между событиями, описанными в ст. 12 и 13. Пребывание Иисуса в Назарете внезапно прервалось, когда Он был с ожесточением отвергнут жителями Назарета, которые пытались убить Его (См. Лк. 4:16‑30). Капернауме Он поселился в этом городе, находившемся на торговом пути, пролегавшем к северу от Галилейского моря, и потому город имел большое значение для торговли. Капернаум был родиной Петра и Андрея (ст. 18), Иакова и Иоанна (ст. 21), а также Матфея (9:9). Сравнение Евангелий показывает, что Христос уже интенсивно проповедовал там (См. пояснение к Лк. 4:23).

4:15 Галилея языческая Это название употреблялось и во времена Исаии, так как Галилея лежала на пути, по которому шли все язычники в Израиль и обратно. В то время Галилея стала важным центром римских владений. Пророчество, на которое ссылается Матфей, записано в Ис. 9:1, 2. См. Ис. 42:6, 7.

4:17 С того времени Иисус начал проповедовать Это место отмечает начало Его служения. Его слова в точности повторяют призыв, с которым обращался к народу в своих проповедях Иоанн Креститель. покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное Cм. пояснение к 3:2. Начало Его первой проповеди отражает сущность всего Его служения на земле (ср. Лк. 5:32). Призыв к покаянию красной нитью проходит через все Его проповеди. Наставляя апостолов, Он также призывает их проповедовать покаяние (Лк. 24:47).

4:18 двух братьев Иисус ранее встречал Петра и Иоанна около Вифавары, в окрестностях Иордана, где Андрей стал учеником Иоанна Крестителя (Ин. 1:35‑42). До того как вернуться в Капернаум для ловли рыбы, они временно оставили Иоанна, чтобы последовать за Иисусом. Возможно, они вернулись в Капернаум во время более раннего служения Христа в этой местности (см. пояснение к Лк. 4:23). Здесь Он призвал их, чтобы они следовали за Ним и были Его учениками.

4:21 Иакова Зеведеева Этого Иакова легко отличить от других людей, упоминаемых в Новом Завете, под именем Иаков, так как он никогда не упоминается в Писании без своего брата Иоанна. Его казнь Иродом Агриппой положила начало жестоким преследованиям ранних христианских церквей (Деян. 12:2). Для сведения о других Иаковах, упоминаемых в Евангелии, см. пояснение к 10:2; также во Введении к Посланию Иакова: Автор и время написания.

4:23 уча… проповедуя… исцеляя Три главных аспекта служения Христа.

4:24 Сирии Территория, находящаяся непосредственно на северо‑западе Галилеи.

4:25 Десятиградия Конфедерация из 10 эллинских городов на юге Галилеи и на западе от Иордана. Лига городов была создана сразу же после вторжения Помпея в Палестину (примерно в 64 г. до Р.Х.) для сохранения греческой культуры в семитской местности. По сути, это были языческие цитадели.