8 глава

8:1‑10 В то время как о насыщении 5 тысяч пишут все четыре евангелиста, кроме Марка, только Матфей (15:32‑38) записывает чудо насыщения 4 тысяч.

8:1 собралось весьма много народа Вероятно, из‑за широко распространенной молвы об исцелении Иисусом глухонемого человека (7:36).

8:2 Жаль Мне Только здесь и в параллельном месте у Матфея (15:32) Иисус использовал это слово (ср. 6:34) относительно Себя. Когда Иисус насытил 5 тысяч, Он этим выразил «жалость» к физическим нуждам людей (ср. Мф. 6:8, 32). Он умел сопереживать их голоду, испытав его Сам (Мф. 4:2). три дня находятся при Мне Это отражает рвение толпы внимать учению Иисуса и испытать на собственном опыте Его исцеления (ср. Мф. 15:30) То, что они находились с Ним три дня до чудесного насыщения 5 тысяч, отличает это событие от прежнего, когда толпа собралась, ела и разошлась в течение одного дня (Мф. 14:14, 15, 22, 23).

8:4 откуда мог бы кто взять здесь… хлебов Некоторые считают вопрос учеников невероятным в свете насыщения пяти тысяч ранее. Но он совмещался с их духовной медлительностью и недостатком понимания происходящего (ср. ст. 14‑21; 6:52). в пустыне Район Десятиградия (см. пояснение к 5:20) не был так густо населен, как Галилея.

8:5 хлебов Плоские лепешки хлеба, которые можно было легко разломать на более малые куски.

8:8 семь корзин Это не те же корзины, которые упомянуты при насыщении пяти тысяч (6:43). Те корзины были маленькие и обычно использовались иудейским народом для переноса одного или двух блюд во время пути. Слово, употребленное здесь, относится к большим корзинам (достаточно большим, чтобы поместить даже человека; см. Деян. 9:25), используемым язычниками. Что сделали с остатком пищи, не сказано. Вероятно, ее раздали людям, чтобы поддержать их на обратном пути домой, поскольку очевидно, что ученики не взяли ее с собой (ср. ст. 4).

8:9 четырех тысяч Число только мужчин, не включающее женщин и детей (Мф. 15:38). Это могло указывать по крайней мере на 16 тысяч человек.

8:10 Далмануфские Эта местность не упомянута ни в какой светской литературе, и в Новом Завете упомянута только здесь. Ее местонахождение неизвестно, но, возможно, это в районе возле Магдалы. Ср. Мф. 15:39, где упомянуты пределы Магдалинские (является предпочтительным вариантом прочтения). Недавняя археологическая работа в этом районе, когда уровень воды Галилейского моря был небывало низок, открыла несколько до этого неизвестных якорных стоянок. Одна небольшая гавань между Магдалой и Капернаумом вполне может быть Далмануфом.

8:11 фарисеи См. пояснения к 2:16; Мф. 3:7. знамения с неба Скептически настроенные фарисеи требовали дополнительного сверхъестественного доказательства мессианских притязаний Иисуса. Не удовлетворенные бесчисленными чудесами, которые Он сотворил на земле, они требовали какого‑нибудь астрономического чуда. Иисус отказался оказывать дополнительную услугу их духовной слепоте, так как им уже было предоставлено больше чем достаточно доказательств. Величайшим знамением, подтверждающим Его утверждение, что Он – Сын Божий и Мессия, должно было быть Его Воскресение (Мф. 12:39, 40).

8:13 на ту сторону На северо‑восточный берег, где располагалась Вифсаида (ст. 22).

8:15 закваски фарисейской и …Иродовой «Закваска» в Новом Завете образно выражает определенное влияние (см. пояснение к Мф. 13:33), и чаще всего символизирует злое влияние греха. «Закваска» фарисеев включала и их лживое учение (Мф. 16:12), и их лицемерное поведение (Лк. 12:1); «закваска» Ирода Антипы заключалась в его аморальном, развращенном поведении (ср. 6:17‑29). Благодаря «закваске» фарисеи и иродиане объединились против Христа (3:6).

8:17 что рассуждаете о том, что нет …хлебов? В вопросе Иисуса содержался упрек ученикам за то, что они абсолютно не поняли смысла Его слов (см. пояснение к ст. 15). Его заботила духовная истина, а не земные физические вопросы. еще ли окаменено …сердце Т.е. все ли еще они упорны, духовно нечувствительны и неспособны понимать духовную истину (см. пояснения к 3:5; 6:52).

8:18‑20 Пять дальнейших вопросов Иисуса укоряли учеников за ожесточение их сердец и также напомнили им о Его способности обеспечить всем, в чем они могли нуждаться.

8:21 как же не разумеете? Обращение, базирующееся на вопросах, которые Он только что задал. Параллельный рассказ Матфея показывает, что ученики в конце концов поняли суть Его вопроса (Мф. 16:12).

8:22‑26 Второе из двух чудес Иисуса, записанных только у Марка (ср. 7:31‑37). Это также первое из двух исцелений слепых, записанных у Марка (ср. 10:46‑52).

8:22 Вифсаида См. пояснение к 6:45.

8:23 плюнув ему на глаза Это прикосновение Иисуса Своими руками к его глазам (ст. 25) было, очевидно, предназначено для того, чтобы успокоить слепого человека (который при отсутствии зрения полагался на другие свои ощущения, например, прикосновение), и дать надежду, что Иисус исцелит его глаза (ср. 7:33; Ин. 9:6).

8:26 не заходи в селение Иисус вывел слепого человека из селения, прежде чем исцелить его (ст. 23), вероятно, чтобы избежать огласки и появления толпы, которые в противном случае были бы неминуемы. В отличие от других, исцеленных в прошлом (ср. 1:45; 7:36), этот, по‑видимому, повиновался.

8:27 Кесарии Филипповой Город в 25 милях (40 км) на север от Вифсаиды, возле горы Ермон. Его не надо путать с Кесарией, расположенной на средиземноморском побережье примерно в 60 милях (96 км) на северо‑запад от Иерусалима.

8:28 Илию См. пояснения к 6:15; Мал. 4:5; Мф. 11:14; Лк. 1:17.

8:29 а вы за кого почитаете Меня? После того, как они рассказали Иисусу о широко распространенных ошибочных мнениях о Нем (ст. 28), Он спросил учеников об их собственном видении того, Кто же Он. Ответ, который каждый человек дает на этот вопрос, решит его вечную судьбу. Ты – Христос Петр без колебания ответил от имени двенадцати (ср. Мф. 14:28; 15:15; 17:4; 19:27; 26:33; Ин. 6:68; 13:36), ясно и недвусмысленно подтверждая, что они верили в Иисуса как в Мессию.

8:30 никому не говорили Мессианское призвание Иисуса не может рассматриваться отдельно от креста, чего ученики все еще не понимали (ср. ст. 31‑33; 9:30‑32). В них объявление Иисуса Мессией в этот момент только подогрело бы неправильное понимание, что Он должен стать военно‑политическим лидером‑освободителем, что могло бы привести к непредсказуемому побочному результату. Иудейский народ, доведенный до отчаяния ярмом Рима, стремился бы силой сделать Иисуса царем, чтобы избавиться от рабства (Ин. 6:15; ср. 12:12‑19).

8:31‑10:52 В этом разделе говорится о том, как они шли в Иерусалим и как Иисус начал готовить учеников к Своей смерти.

8:31 Сыну Человеческому См. пояснение к 2:10. много должно пострадать Страдания Иисуса и Его смерть были неизбежны, потому что они были предопределены Богом и провозглашены через пророков (Деян. 2:22, 23; 4:13‑15), хотя с человеческой точки зрения казалось, что они были вызваны отвержением Его иудейскими вождями. См. пояснения к Пс. 117:22, 23; Ис. 53:3; ср. 12:10; Мф. 21:42. старейшинами См. пояснение к 7:3. первосвященниками Членами Синедриона и представителями 24 «черед» обычных священников (ср. Лк. 1:8). Книжниками Это знатоки и хранители ветхозаветного закона (см. пояснение к Мф. 2:4). в третий день В соответствии со знамением Ионы (Мф. 12:40). воскреснуть Всегда в связи со Своей смертью Иисус упоминал о Своем Воскресении (ср. 9:31; 10:34; Мф. 16:21; 17:23; 20:19; Лк. 9:22; 18:33), делая Свою смерть еще более непостижимой, так что ученики медлили с пониманием этого.

8:32 говорил… открыто Т. е. не притчами или намеками (ср. Ин. 16:29). Петр… начал прекословить Ему Ученики все еще не могли постичь смысл смерти Мессии (см. пояснение к ст. 30). Петр, как обычно (см. пояснение к ст. 29), выразил мысли остальных двенадцати (ср. ст. 33). Его стремительная вспышка выразила не только самонадеянность и непонимание, но также и глубокую любовь к Иисусу.

8:33 отойди от Меня, сатана Это потрясающий поворот: Петр, которого только что похвалили за то, что он был глашатаем Божьим (Мф. 16:17‑19), был затем уличен как глашатай сатаны. Жертвенная смерть Иисуса была в плане Бога (Деян. 2:22, 23; 4:27, 28), и кто бы ни противился ей, он, сознательно или нет, становился на сторону сатаны.

8:34 отвергнись себя Тот, кто не желает отречься себя самого, не имеет права претендовать стать учеником Иисуса Христа. возьми крест свой Это показывает степень самоотречения – до смерти, если необходимо. Степень отчаяния кающегося грешника, который сознает, что не может спасти себя, достигает момента, когда он ничего не утаивает (ср. Мф. 19:21, 22). и следуй за Мною См. пояснения к 1:17; Мф. 10:38.

8:35 потеряет душу свою… тот сбережет ее «Душа» подразумевает «жизнь». Это парадоксальное высказывание открывает важную духовную истину: те, которые гоняются за жизнью спокойной, легкой, комфортабельной, жизнью, принимаемой миром, не найдут жизни вечной. С другой стороны, те, которые отказываются от личных стремлений (см. пояснение к ст. 34) ради Христа и Евангелия, получат ее. Ср. Ин. 12:25.

8:36, 37 душу Реальная личность, которая будет жить вечно и постоянно на небе или в аду. Приобрести все, что мир может предложить, но не иметь Христа, – значит быть вечным банкротом: все богатство мира не возместит потерю человеческой души. См. пояснение к Мф. 16:26.

8:38 постыдится Меня и Моих слов Люди, которые отвергают требования ученичества, проявляют себя как стыдящиеся Иисуса Христа и истины, которой Он учил. Это значит, что они совсем не освободились от греха. Сын Человеческий См. пояснение к 2:10. когда приидет Первая ссылка Марка на Второе пришествие Христа – событие, описанное подробно позже в беседе с учениками на Елеонской горе (13:1‑37).