10 глава

10:1 других семьдесят Отправление семидесяти с поручением записано только в Евангелии от Луки. Моисей также назначил 70 старейшин его представителями (Чис. 11:16, 24‑26). 12 учеников посылались в Галилею (9:1‑6); 70 были посланы в каждый город и место, куда Он собирался идти, – т.е. в Иудею и, возможно, в Перею (см. пояснение к Мф. 19:1). по два Как посылались и 12 (Мк. 6:7; ср. Еккл. 4:9, 11; Деян. 13:2; 15:27, 39, 40; 19:22; Отк. 11:3).

10:3 агнцев среди волков Т.е. они встретятся с враждебностью (ср. Иез. 2:3‑6; Ин. 15:20) и с духовной опасностью (ср. Мф. 7:15; Ин. 10:12).

10:4 ни мешка, ни сумы, ни обуви Т.е. идти без багажа. Это не означает, что они будут босыми. См. пояснение к 9:3. никого… не приветствуйте В той культуре приветствие было сложной церемонией, включающей много формальностей, возможно даже угощение, и в связи с этим долгие задержки (см. пояснение к 11:43). Человек, выполняющий чрезвычайно срочное поручение, освобождался от подобных формальностей и его не считали грубым. В наставлениях Иисуса все говорит о недостатке времени и большой срочности поручения.

10:7 не переходите из дома в дом Т.е. для проживания (см. пояснение к Мк. 6:10). В селении они должны были основать для себя пристанище и не тратить время, переходя с места на место или в поисках более удобного жилища.

10:11, 12 См. пояснение к Мф. 10:14, 15.

10:13‑15 См. пояснение к Мф. 11:21, 23.

10:16 Эти слова возвышают положение преданного служителя Христа и увеличивают вину и осуждение тех, кто отвергает весть.

10:17 возвратились с радостью Как долго длилась их миссия, не записано. Возможно, несколько недель. Вероятно, 70 вернулись не одновременно, но этот диалог, по‑видимому, состоялся, когда все они собрались снова.

10:18 Я видел сатану, спадшего В этом контексте, по‑видимому, Иисус имел в виду следующее: «Не удивляйтесь, что бесы повинуются вам; Я видел их начальника, изгонявшегося с небес, поэтому не удивительно, что его любимцы изгоняются на земле. В конце концов, Я являюсь источником власти, которая заставляет их повиноваться вам» (ст. 19). Вероятно, Он также намеревался напомнить и предупредить о гордости – причине падения сатаны (ср. 1Тим. 3:6). Для обсуждения падения сатаны см. пояснения к Ис. 14:12‑14; Иез. 28:12‑15.

10:19 на змей и скорпионов Ср. Пс. 90:13; Иез. 2:6. По‑видимому, это метафорические названия для бесовских сил (ср. Рим. 16:20).

10:20 тому не радуйтесь Не восхищаться такими необычными проявлениями, как власть над бесами и способность творить чудеса, а глубже осознать, что величайшим из всех чудес является реальность спасения – вся суть Евангельской вести и главный результат, ради которого использовались все чудеса. (Они были средством, а не целью.) Тому, что имена ваши написаны на небесах Ср. Флп. 4:3; Евр. 12:23; Отк. 21:27. В противоположность им имена неверующих «написаны на прахе». (Иер. 17:13).

10:21, 22 См. пояснение к Мф. 11:25, 26.

10:25 законник Т.е. книжник, который, по общему мнению, был знатоком закона Божьего. За исключением единичного употребления этого слова в Мф. 22:35 (см. пояснение там) Лука – единственный евангелист, использующий его (11:45, 46). что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Такой вопрос ставится несколькими спрашивающими (18:18‑23; Мф. 19:16‑22; Ин. 3:1‑15).

10:27 сказал в ответ Законник обобщил требования закона (Лев. 19:18; Втор. 6:5) точно так же, как в другом случае это сделал Христос (см. пояснение к Мф. 22:37‑40).

10:28 так поступай и будешь жить Ср. Исх. 20:11; Лев. 18:5; Иез. 20:11. «Соблюдай и живи» – это обещание закона. Но поскольку ни один грешник не может повиноваться совершенно, невыполнимые для нас требования закона предназначаются для того, чтобы привести к поиску Божьей милости (Гал. 3:10‑13, 22‑25). Этому человеку следовало отвечать, признавая свою вину, а не оправдывая себя (ст. 29).

10:29 желая оправдать себя Это показывает самоправедный характер человека. кто мой ближний? Среди книжников и фарисеев было распространено мнение, что их ближними являлись только праведники. По их утверждению, нечестивцев, включая явных грешников, таких как мытари и блудницы, язычники и особенно самаряне, надо было ненавидеть, потому что они были врагами Богу. Чтобы оправдать свою позицию, они цитировали Пс. 138:21, 22. Как говорит этот фрагмент, ненависть ко греху является естественным следствием любви к праведности. Но истинная праведная «ненависть» человека к греху не является злобной враждебностью. Это праведное отвращение ко всему, что низменно и порочно, а не злобная ненависть к конкретным людям. Благочестивая ненависть характеризуется глубокой сердечной скорбью о положении грешника. И, как Христос учил здесь и в других местах (6:27‑36; Мф. 5:44‑48), она также смягчается подлинной, настоящей любовью. Фарисеи подняли враждебность к нечестивцам до статуса добродетели, фактически сводя на нет вторую Великую Заповедь. Ответ Иисуса этому законнику опроверг фарисейское оправдание для ненависти своих врагов.

10:30 из Иерусалима в Иерихон Скалистый, извилистый, ненадежный спуск примерно на 3300 футов (1006 м), протяженностью в 17 миль (27 км). Этот промежуток дороги пользовался дурной славой, потому что был полон опасностей и преграждался ворами.

10:32 левит Они были из колена Левия, но не являлись потомками Аарона. Они помогали священникам при служении в храме.

10:33 Самарянин Было редкостью, что самарянин шел этой дорогой. Сам самарянин рисковал встретить не только воров, но также враждебность со стороны других путешественников.

10:34 масло и вино Вероятно, их носили большинство путешественников в небольших количествах как комплект первой помощи пострадавшему. Вино было антисептиком: облегчало боль и исцеляло.

10:35 два динария Т.е. заработная плата за два дня (см. пояснения к Мф. 20:2; 22:19). Вероятно, более чем достаточно, чтобы позволить человеку остаться до выздоровления.

10:36 кто… был ближний Иисус вернулся к первоначальному вопросу законника (ст. 29). Законник предполагал, что другим предстояло показывать себя в качестве ближних для него (см. пояснение к ст. 29). Ответ Иисуса подчеркивает, что каждый имеет обязанность быть ближним – особенно в отношении тех, кто в нужде.

10:38 одно селение Вифания, расположенная двумя милями (3,2 км) восточнее храма в Иерусалиме, на восточном склоне Елеонской горы. Там жили Мария, Марфа и Лазарь (ср. Ин. 11:1).

10:40 заботилась Буквально «тянула с усилием со всех сторон». Выражение подразумевает, что Марфа была в суматохе. о большом угощении Очевидно, Марфа суетилась из‑за деталей, которые были излишне сложными.

10:42 одно только… благую часть Иисус не говорил о том, сколько блюд подать. Мария явила пример того, что необходимо (т.е. поклонение и размышление), слушая слова Иисуса открытым разумом и сердцем.