21 глава

21:1 сокровищницу Она представляла собой тринадцать ящиков с воронкообразными отверстиями, стоявших в женском дворе. На каждом из них было написано конкретное назначение, и пожертвования давались соответственно этим целям.

21:2 бедную вдову В греческом словосочетание означает крайнюю нужду. Эта женщина была очень бедна и больше подходила на роль не даятеля, а получателя милостыни. лепты Самые мелкие медные монеты, находящиеся в обращении в Палестине, стоимостью около одной восьмой части цента. Они представляли все, что эта женщина имела на пропитание (ст. 4). См. пояснение к Мк. 12:42.

21:3 больше всех положила Т.е. больше в количественном соотношении к ее средствам, а поэтому больше в Божьих очах.

21:4 от избытка своего В даянии других не было никакой жертвенности.

21:5 дорогими камнями См. пояснения к Мф. 24:1; Мк. 13:1. вкладами Богатые люди дарили храму золотые скульптуры, пластинки и другие драгоценности. Ирод передал в дар золотую виноградную лозу с гроздьями золотого винограда примерно 6 футов (1,8 м) высотой. Дары выставлялись напоказ на стенах и подвешивались в галерее. Они составляли невообразимую коллекцию сокровищ. Все они были разграблены римлянами во время разрушения храма (ст. 6).

21:6‑17 См. пояснения к Мф. 24:2‑10; Мк. 13:2‑11.

21:8 не ходите вслед их Ср. 17:23. См. пояснение к Мф. 24:26.

21:9 конец См. пояснения к Мф. 24:6, 14.

21:11 знамения с неба Параллельные места в Мф. 24:7 и Мк. 13:8 опускают эту фразу. Ср. ст. 25. См. пояснения к Мк. 13:25.

21:13 для свидетельства Испытания всегда (Иак. 1:2‑4), а гонение часто становятся благоприятной возможностью для усиления свидетельства.

21:14 не обдумывать заранее См. пояснение к 12:11.

21:18 и волос Ср. ст. 16. Это было не обещанием сохранить их физическую жизнь, а гарантией, что они не будут терпеть вечных лишений. Сам Бог суверенно оберегает Своих. См. пояснения к Ин. 10:28, 29.

21:19 Истинный смысл этого стиха, по‑видимому, такой: «Посредством терпения вы получите спасение». Он говорит о заключительном аспекте спасения – прославлении. См. пояснение к Мф. 24:13.

21:20 Иерусалим, окруженный войсками См. пояснение к 19:43. Сопоставление с Мф. 24:15, 16 и Мк. 13:14 наводит на мысль, что этот признак тесно связан с «мерзостью запустения» (см. пояснения к Мф. 24:15; Дан. 9:27; 11:31).Знак осады Иерусалима был предварительно явлен в 70 г. по Р.Х., но ожидает своего исполнения в будущем.

21:21 в горы См. пояснения к Мф. 24:16; Мк. 13:14.

21:22 отмщения Т.е. праведного Божьего возмездия за грех.

21:23 беременным… питающим сосцами См. пояснение к Мк. 13:17.

21:24 времена язычников Это выражение уникально для Луки. Оно определяет эпоху от пленения Израиля (ок. 586 г. до Р.Х. Вавилоном; ср. 4Цар. 25) до восстановления его в Царстве (Отк. 20:1‑6). Это – время, в течение которого (в соответствии с Божьим замыслом) язычники господствуют над Иерусалимом или представляют для него опасность. Эта эра также отличается многочисленными преимуществами для языческих народов (ср. Ис. 66:12; Мал. 1:11; Мф. 24:14; Мк. 13:10).

21:25 будут знамения Описанные здесь небесные знамения и чудеса непосредственно предшествуют Второму пришествию Христа. См. пояснение к Мф. 24:29.

21:27 грядущего Процитировано из Дан. 7:13. См. пояснения к Мф. 24:30, 31; Мк. 13:26, 27. Ср. 2Фес. 1:7‑10; Отк. 19:11‑16.

21:28 поднимите головы ваши Ужасные скорби и знамения, которые характеризуют последние дни, для истинного верующего являются основанием для ожидания скорой радости и торжества. избавление Т.е. окончательная полнота искупления, когда искупленные навечно воссоединятся со Христом.

21:29‑33 См. пояснения к Мф. 24:32‑36; Мк. 13:29‑32.

21:34 день тот Т.е. день Его возвращения. См. пояснения к Мф. 24:37. Когда Христос упоминает о Своем Втором пришествии, Он неизменно требует бодрствования (ср. 12:37‑40; Мф. 25:13; Мк. 13:33‑37).

21:36 молитесь См. пояснение к 18:1. да сподобитесь В более древних манускриптах говорится «чтобы вы могли иметь силу».

21:37 Днем Т.е. в течение дней этой последней недели в Иерусалиме.