24 глава

24:1 неся… ароматы См. пояснение к 23:55. Женщины не ожидали увидеть воскресшего из мертвых Христа; они пришли с единственной целью завершить помазание Его Тела к погребению. См. пояснение к Мк. 16:1.

24:2 камень отваленным В Мф. 28:2‑4 записано, что случилось землетрясение и ангел откатил камень. Римская стража от страха потеряла сознание. Марк, Лука и Иоанн караульных не упоминают, следовательно, придя в сознание и обнаружив пустую гробницу, они, по‑видимому, сбежали. Должно быть, вскоре после этого пришли женщины.

24:4 два мужа Это были Ангелы. Оба они упомянуты только у Луки (см. пояснение к Мк. 16:5). Марк описал только одного, который говорил от имени двоих. Такие незначительные различия в евангельских повествованиях легко согласуются. Вот краткое изложение событий Воскресения, основанное на всех четырех Евангелиях. Найдя камень отваленным, женщины вошли в гробницу, но нашли ее пустой (ст. 3). Пока они еще были в гробнице, внезапно явились Ангелы (ст. 4; Мк. 16:5). Ангел, вступивший в разговор, напомнил им обещания Иисуса (ст. 6‑8), затем послал их найти Петра и учеников, чтобы рассказать о том, что Христос воскрес (Мф. 28:7, 8; Мк. 16:7, 8). Женщины сделали то, что им было велено (ст. 9‑11). Сначала ученики сомневались в рассказанном ими (ст. 11), но побежали туда, где находился склеп: Иоанн прибежал первым (Ин. 20:4), а Петр первым вошел в гробницу (Ин. 20:6). Они увидели пелены целые, но пустые – доказательство того, что Иисус воскрес (ст. 12; Ин. 20:6‑8). Тотчас они ушли (ст. 12; Ин. 20:10). Между тем, Мария Магдалина вернулась ко гробу, стояла снаружи и плакала, когда внезапно явился ей Христос (Ин. 20:11‑18). Это было Его первым явлением (Мк. 16:9). Спустя некоторое время Он по дороге явился другим женщинам (Мф. 28:9, 10). В тот же день позже Он явился двум ученикам по дороге в Еммаус (ст. 13‑32) и Петру (ст. 34). Для перечисления всех Его явлений после Воскресения в хронологическом порядке см. пояснения к ст. 34.

24:6 как Он говорил вам… в Галилее См. пояснения к 9:22; 18:31‑33.

24:9 и всем прочим Т.е. другим ученикам, в основном из Галилеи, которые пришли на Пасху в Иерусалим.

24:10 Магдалина Мария См. пояснение к 8:2. Она первая увидела Иисуса живым (Мк. 16:9; Ин. 20:11‑18). См. пояснение к ст. 4. Иоанна Ее муж был управляющим во дворце Ирода. См. пояснение к 8:3. Мария, мать Иакова См. пояснение к Мф.27:56. и другие Этих женщин никогда не называют по именам (ср. 23:49, 55).

24:11 пустыми Т.е. вздорными.

24:12 Петр… побежал С Петром побежал Иоанн и первый прибежал ко гробу (Ин. 20:4). пелены Т.е. пустую оболочку из ткани, в которую было завернуто Тело.

24:13 двое из них Очевидно, это был не кто‑то из 11 ближайших учеников. Согласно ст. 18, одного звали Клеопа. Еммаус Нигде больше в Писании не упомянут. Его точное местоположение неизвестно, но предание говорит, что этот городок, известный ныне как Кубейб, был расположен в 7 милях (10,2 км) северо‑западнее Иерусалима.

24:16 глаза их были удержаны Т.е. Бог их удерживал, чтобы они не узнали Его.

24:18 неужели Ты один из пришедших в Иерусалим Распятие Иисуса уже было настолько широко известно в Иерусалиме, что они были потрясены, обнаружив, как им казалось, Его неосведомленность.

24:21 А мы надеялись было Они ожидали установления Его земного Царства в ближайшее время. После распятия Христа они, вероятно, усомнились, был ли Он вообще Мессией, который будет царствовать. Но они по‑прежнему считали Его настоящим пророком (ст. 19). третий день В этих словах, может быть, был слабый проблеск надежды. До них уже дошли слухи о Его Восресении (ст. 22‑24). Возможно, Клеопа вспомнил обещания Господа в 9:22; 18:33. Однако, вероятнее всего, он выражал удивление, что Этот Незнакомец еще не знает новости, которую все остальные обсуждают в течение последних трех дней.

24:24 некоторые из наших Т.е. Петр и Иоанн (см. пояснение к ст. 12). но Его не видели Это правда. Очевидно, Клеопа и его спутник не слышали о явлении Иисуса Марии Магдалине (см. пояснение к ст. 4).

24:26 Не так ли надлежало Т.е. «не было ли необходимо». Часто ветхозаветные пророчества говорили о страдающем рабе Божьем (см. пояснение к ст. 27).

24:27 от Моисея, из всех пророков В ст. 44 дается троекратное деление; это выражение – всего лишь краткое изложение того же самого. во всем Писании В непостижимой мудрости Божьего провидения здесь не записано содержание толкования Христом мессианских пророчеств Ветхого Завета. Но Он, несомненно, разъяснял ветхозаветную систему жертвоприношений, полную символов, говорящих о го страданиях и смерти. Он также, вероятно, указал им на основные пророческие, говорящие о Его смерти места (как, например, на Пс. 15:9‑11; 21; 68; Ис. 52:14‑53:12; Зах. 12:10; 13:7). Также Он, возможно, указал на истинное значение мест, подобных Быт. 3:15; Чис. 21:6‑9; Пс. 15:10; Иер. 23:5, 6; Дан. 9:26, и множество других ключевых мессианских пророчеств, особенно тех, которые говорят о Его смерти и Воскресении.

24:30 взяв хлеб Незамысловатое выражение, означающее разделение трапезы (ст. 35).

24:31 открылись у них глаза Открылись Богом. До этого момента Бог верховной властью удерживал их глаза от того, чтобы они узнали Его (ср. ст. 16). Его Тело после Воскресения было прославленным и отличалось от Его прежней внешности (см., как пишет о Нем Иоанн в Отк. 1:13‑16), и, конечно, этим объясняется, почему даже Мария сначала не узнала Его (ср. Ин. 20:14‑16). Но в этом случае активно вмешался Бог, чтобы помешать им узнать Христа, пока не пришло время Ему уйти. Он стал невидим для них Хотя Его Тело после Воскресения было реальным и осязаемым (Ин. 20:27), даже способным принимать земную пищу (ст. 42, 43), тем не менее оно обладало определенными свойствами, указывающими на то, что оно было прославленным и изменившимся непостижимым образом (ср. 1Кор. 15:35‑54; Флп. 3:21). Как видно из этого текста, Он мог физически появляться и исчезать. Его Тело могло проходить через твердые предметы (такие, как погребальные одежды (см. пояснение к ст. 12), или стены и двери закрытых комнат (Ин. 20:19, 26)). Очевидно, Он мог в один момент переместиться на большое расстояние, потому что к тому времени, как эти ученики вернулись в Иерусалим, Он уже явился Петру (ст. 34). То, что Он телесно вознесся на небо, доказало, что Его прославленное Тело уже было приспособлено для жизни в небесах. И все же это было Его Тело, то самое, которое исчезло из гробницы, даже сохраняющее такие характерные черты, как раны от гвоздей (Ин. 20:25‑27). Он не был призраком или иллюзией.

24:34 явился Симону Ср. 1Кор. 15:5‑8. В Писании говорится по крайней мере о десяти разных явлениях Христа между Воскресением и Вознесением. Он явился: 1) Марии Магдалине возле гроба (Мк. 16:9; Ин. 20:11‑18); 2) по дороге женщинам (Мф. 28:9, 10); 3) ученикам по дороге в Еммаус (ст. 13‑32); 4) Петру (ст. 34); 5) 10 ученикам из 11, при этом Фома не присутствовал (ст. 36‑43; Мк. 16:14; Ин. 20:19‑25); 6) 8 дней спустя 11 ученикам (при присутствии Фомы) (Ин. 20:26‑31); 7) 7 ученикам при море Галилиейском (Ин. 21:1‑25); 8) более чем 500 ученикам на горе в Галилее (1Кор. 15:6; см. пояснение к Мф. 28:16) ; 9) Иакову (1Кор. 15:7); и 10) апостолам, когда Он возносился на небо (Деян. 1:3‑11). После Своего Вознесения Он явился Павлу (1Кор. 15:8). В следующий раз Он явится во славе (Мф. 24:30).

24:36 Сам Иисус стал посреди них Двери были закрыты и заперты на замок (Ин. 20:19). См. пояснение к ст. 31.

24:39 Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои Иисус показывал им раны от гвоздей, чтобы подтвердить, что это был на самом деле Он. Ср. Ин. 20:27.

24:41‑43 См. пояснение к ст. 31. Ср. Деян. 10:41.

24:44 в законе Моисеевом и в пророках и псалмах Т.е. во всем Ветхом Завете. См. пояснение к ст. 27.

24:45 отверз им ум Без сомнения, Он наставлял их из Ветхого Завета, что Он делал и по дороге в Еммаус (см. пояснение к ст. 27). Но сущность выражения также, по‑видимому, передает сверхъестественное раскрытие их разума для принятия разъясняемой Им истины. Несмотря на то, что когда‑то их понимание было смутным, в конце концов они все поняли ясно (ср. Пс. 118:18; Ис. 29:18, 19; 2 Кор. 3:14‑16).

24:46‑53 В этом разделе содержатся несколько мыслей, которым вторит начало Деяний, включая страдания и Воскресение Христа (ст. 46; Деян. 1:3); проповедь покаяния и прощения грехов (ст. 47; Деян. 2:38); ученики – Его свидетели (ст. 48; Деян. 1:8); обетование Отца (ст. 49; Деян. 1:4); пребывание в Иерусалиме (ст. 49; Деян. 1:4) и начало распространения Евангелия там (ст. 47; Деян. 1:8); сила свыше (ст. 49; Деян. 1:8); Вознесение Христа (ст. 51; Деян. 1:9‑11); возвращение учеников в Иерусалим (ст. 52; Деян. 1:12) и их собрание в храме (ст. 53; Деян. 2:46).

24:46 написано Т.е. в Ветхом Завете. См. пояснение к ст. 27.

24:47 Это было великое поручение (ср. Мф. 28:19, 20; Мк. 16:15).

24:49 обетование Отца Моего Т.е. пошлю Духа Святого (Ин. 14:26; 15:26; ср. Иоил. 2:28, 29; Деян. 2:1‑4).

24:50 Вифании См. пояснения к 19:29; Мк. 11:1.

24:51 возноситься на небо Т.е. видимым образом. Раньше, когда воскресший Христос покидал их, Он просто исчезал (ст. 31). На этот раз они видели Его Вознесение. Ср. Деян. 1:9‑11.

24:52 Они поклонились Ему Т.е. выполнили установленное законом богослужение. Теперь, когда Он открыл их разумение (см. пояснение к ст. 45), они постигли в полноте Его сущность Бога, не омраченную тьмой смятения или сомнения. Ср. Мф. 28:9; Ин. 20:28; противопоставление Мф. 28:17.

24:53 в храме Он стал первым местом собрания церкви (Деян. 2:46; 5:21, 42). По всем галереям (или портикам) внешнего двора были комнаты, пригодные для таких собраний.