14 глава

14:1‑31 Вся эта глава сосредоточивается на обещании, что Христос есть Тот, Кто служением Духа Святого дарует утешение верующему не только Своим будущим возвращением, но также и в настоящее время (ст. 26). Местом действия по‑прежнему остается верхняя комната (горница), где ученики вместе с Иисусом собрались до Его ареста. Иуда уже к тому времени ушел (13:30), и Иисус обратил Свое прощальное слово к оставшимся одиннадцати. Общество учеников должно было вскоре разрушиться: они будут смущены, сбиты с толку и подавлены тревогой вследствие событий, которые скоро произойдут. Предвидя это опустошение, Иисус говорил, чтобы утешить их сердца.

14:1 Это ученикам следовало бы оказать поддержку Иисусу в часы перед принятием Им креста, но вместо этого Он должен был поддерживать их духовно и душевно. В этом проявляется сущность Его служения любовью (ср. Мф. 20:26‑28). смущается Вера в Него может остановить волнение сердца. См. пояснения к 12:27.

14:2 обителей Буквально «мест обитания», комнат или даже квартир в современном понимании. Все они находятся в большом «доме Отца».

14:2, 3 Я иду приготовить Его уход будет для них пользой, потому что Он уходит для того, чтобы приготовить для них небесный дом, и вернется для того, чтобы взять их, чтобы они могли быть вместе с Ним. Это – одно из мест, в которых говорится о взятии на небо святых в конце веков, когда вернется Христос. Детали этого описания изображают не то, как Христос приходит со Своими святыми на землю, чтобы установить Свое царство (Отк. 19:11‑15), а как Он забирает верующих с земли, чтобы они жили на небесах. Поскольку здесь не описывается суд над неспасенными, то это событие не является Его возвращением в славе и силе, чтобы погубить нечестивых (ср. Мф. 13:36‑43, 47‑50). Скорее, здесь описывается Его пришествие, когда Он соберет Своих, которые живы, и воскресит тела умерших, чтобы всех их взять на небеса. Это событие восхищения также описано в 1Кор. 15:51‑54; 1Фес. 4:13‑18. После восхищения Церковь будет праздновать брачный пир (Отк. 19:7‑10), получит награду (1Кор. 3:10‑15; 4:5; 2Кор. 5:9, 10) и позже вернется на землю вместе со Христом, когда Он снова придет, чтобы установить Свое Царство (Отк. 19:11–20:6).

14:6 В Евангелии от Иоанна это шестое утверждение Иисуса «Я есмь» (см. 6:35; 8:12; 10:7, 9; 10:11, 14; 11:25; 15:1, 5). В ответ на вопрос Фомы (ст. 4) Иисус провозгласил, что Он есть путь к Богу, потому что Он – Божья истина (1:14) и Божья жизнь (1:4; 3:15; 11:25). В этом стихе подчеркивается исключительность Иисуса как единственного доступа к Отцу. К Богу ведет не много путей, а только один, т.е. Иисус Христос (10:7‑9; ср. Мф. 7:13, 14; Лк. 13:24; Деян. 4:12).

14:7‑11 отныне знаете Его Они знали Бога, потому что познали Христа в Его служении и вскоре в Его смерти и Воскресении. Знать Его – значит знать Бога. В этом Евангелии очевиден акцент Иисуса на том, что Он – воплощение Бога (ст. 11; 1:1‑3, 14, 17, 18; 5:10‑23, 26; 8:58; 9:35; 10:30, 38; 12:41; 17:1‑5; 20:28).

14:12 больше сих сотворит Иисус имел в виду дела большие не по силе, а по охвату. Они станут свидетелями всему миру посредством силы пребывающего внутри и все заполняющего Духа Святого (Деян. 1:8) и многих приведут ко спасению вследствие пребывающего в них Утешителя. Здесь внимание сосредоточивается больше на духовных, чем на физических чудесах. Книга Деяний служит началом исторической записи воздействия, которое оказали на мир ученики, обладающие силой Духа (ср. Деян. 17:6). потому что Я к Отцу Моему иду Ученики Иисуса смогут делать те большие дела только силой Святого Духа, а Он не мог быть послан как Утешитель, пока Иисус не вернется к Отцу (ст. 26; 7:39).

14:13, 14 В час их потери (при отшествии) Иисус утешал их тем средством, которое даст им необходимые возможности, чтобы выполнить задачу без Его непосредственного присутствия, от которого они стали зависеть. Просить «во имя» Иисуса не означает, что это выражение надо добавлять в конце молитвы лишь как формулу. Это означает: 1) молитва верующего должна быть для целей Иисуса и Его Царства, а не из эгоистических соображений; 2) молитва верующего должна быть основана на заслугах Иисуса, а не на чьем‑то личном достоинстве или значимости и 3) молитва верующего должна совершаться с целью прославления Иисуса. См. пояснения к 16:26‑28; о молитве учеников см. пояснения к Мф. 6:9, 10.

14:15‑31 В этих стихах Иисус пообещал ученикам пять сверхъестественных благословений, которыми мир не обладает: 1) чудесного Утешителя (ст. 15‑17); 2) чудесную жизнь (ст. 18, 19); 3) чудесный союз (ст. 20‑25); 4) чудесного Учителя (ст. 26) и 5) чудесный мир (ст. 27‑31). Ключом ко всем им является ст. 15, в котором говорится, что все эти удивительные обетования принадлежат любящим Иисуса Христа, послушание которых служит доказательством их любви.

14:15 Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди Ср. ст. 21‑24. Любовь ко Христу неотделима от послушания (см. Лк. 6:46; 1Ин. 5:2, 3). «Мои заповеди» – это не только этические заповеди Иисуса в этом контексте (ст. 23, 24), но и все откровение Отца (см. 3:31, 32; 12:47‑49; 17:6).

14:16 умолю Отца Свой труд Священника и Ходатая Христос начал с просьбы, чтобы Отец послал Святого Духа для обитания Его в людях веры (7:39; 15:26; 16:7; см. пояснение к 20:22; ср. Деян. 1:8; 2:4, 33). другогоГреческое слово конкретно означает другого, имеющего те же качества, т.е. Кого‑то, подобного Самому Иисусу, Кто займет Его место и будет совершать Его труд. Дух Христа – Третья Личность Троицы, имеющая ту же самую Божью сущность, как и Иисус, и единое с Ним, как Иисус с Отцом. Утешителя По‑другому, Помощника. Здесь греческое выражение буквально означает «позванный помогать рядом» и имеет значение кого‑то, кто ободряет и поддерживает (см. пояснение к 16:7). «Пребывание» всегда связано с Его постоянным пребыванием в верующих (Рим. 8:9; 1Кор. 6:19, 20; 12:13).

14:17 Духа истины Он является Духом истины в том, что Он – источник истины, и Он передает истину Своим (ст. 26; 16:12‑15). Без Него люди не могут знать Божью истину (1Кор. 2:12‑16; 1Ин. 2:20, 27). с вами пребывает и в вас будет Эти слова указывают на некоторое различие между служением Духа Святого для верующих до и после Пятидесятницы. Хотя в течение истории искупления Дух Святой как источник истины, веры и жизни определенно был со всеми, кто когда‑либо веровал, здесь Иисус говорит, что в служении Духа происходит что‑то новое. В Ин. 7:37‑39 указано, что это уникальное служение будет подобно «рекам воды живой». В Деян. 19:1‑7 представлены некоторые верующие Ветхого Завета, которые не получили Святого Духа в этой уникальной полноте и близости. Ср. Деян. 1:8; 2:1‑4; 1Кор. 12:11‑13.

14:18 сиротами В этом завуалированном намеке на Его смерть Иисус обещал ученикам не оставить их одинокими (Рим. 8:9).

14:18, 19 приду к вам… вы увидите Меня Во‑первых, Иисус говорил о Своем Воскресении, после которого они увидят Его (20:19‑29). Нигде не записано, что, после того, как Христос воскрес, Его видели какие‑нибудь неверующие (см. 1Кор. 15:1‑9). В другом смысле здесь говорится о тайне Троицы. Иисус вернется и будет со Своими детьми через сошествие и пребывание Духа Святого в Пятидесятницу (16:16; ср. Мф. 28:20; Рим. 8:9; 1Ин. 4:13).

14:19 и вы будете жить Верующие имеют вечную жизнь вследствие Воскресения Христа и посредством постоянно пребывающей жизни Духа Христова (см. Рим. 6:1‑11; Кол. 3:1‑4).

14:20 В тот день Здесь говорится о Воскресении Иисуса, когда Он вернется к ним живым.

14:21‑24 И снова Иисус подчеркнул необходимость в повседневной практике послушания Его заповедям в качестве доказательства, что верующий любит Его и Отца (см. пояснение к ст. 15). Это согласуется с учением Иакова в 2:14‑26, что истинная спасающая вера проявляется в делах, произведенных Богом в преобразующей, перерождающей силе Духа. Эти дела являются выражением любви, которую Дух изливает в сердце верующего (Рим. 5:5; Гал. 5:22).

14:26 научит вас всему Дух Святой побудил сердца и умы апостолов в их служении, помогая им создать Писание Нового Завета. Ученики не смогли понять многое в Иисусе и в том, чему Он учил, но вследствие сверхъестественного действия Духа они пришли к безошибочному и точному пониманию Господа и Его дел и записали это в Евангелиях и остальных Писаниях Нового Завета (2Тим. 3:16; 2Пет. 1:20, 21). См. пояснение к 16:7.

14:27 Мир оставляю… не так, как мир дает Слово «мир» отражает еврейское «шалом», ставшее приветствием Его ученикам после воскресения (20:19‑26). Этот мир, не известный неспасенным, дает личное самообладание в тяжелом горе (ср. ст. 1); удаляет страх (Флп. 4:7) и царит в сердцах Божьих людей, чтобы сохранять гармонию (Кол. 3:15). Самая прекрасная подлинная сущность этого мира будет в Мессианском Царстве (Чис. 6:26; Пс. 28:11; Ис. 9:6, 7; 52:7; 54:13; 57:19; Иез. 37:26; Аг. 2:9; ср. Деян. 10:36; Рим. 1:7; 5:1; 14:17).

14:28 более Меня Иисус не признавал более низкое положение по отношению к Отцу (после неоднократного утверждения равенства с Ним, см. пояснения к ст. 7‑11), а говорил о том, что, если ученики любят Иисуса, они не будут противиться тому, чтобы Он шел к Отцу, потому что Он возвращался в Царство, из Которого пришел и в полную славу, которую Он оставил (17:5). Он возвращался, чтобы разделить с Отцом равную славу, которая будет больше, чем пережитая Им при воплощении. В этой славе Иисус никоим образом не будет ниже, потому что Его унижение закончилось.

14:30 князь мира сего Иуда был только орудием «князя» – сатаны, который правит миром тьмы (6:70; 13:21, 27). во Мне… ничего Еврейская идиома означает, что у сатаны не было ничего против Иисуса, он не мог предъявить Ему претензию и не мог обвинить Его ни в каком грехе. Поэтому сатана не мог удержать Иисуса в смерти. Христос победит сатану и уничтожит его (Евр. 2:14). Смерть Иисуса не была признаком победы сатаны, а являлась исполнением Божьей воли (ст. 31).