8 глава

8:1 одобрял Смертельная ненависть Павла ко всем верующим проявилась здесь в отношении Стефана (1Тим. 1:13‑15). кроме Апостолов Они остались из‑за своей преданности Христу, чтобы поддерживать других братьев и продолжать евангелизацию в этом регионе (ср. 9:26, 27). рассеялись Гонения, которыми руководил Павел из Тарса, привели к рассеянию верующих Иерусалимской церкви и породили первую миссионерскую волну. Главная сила удара пришлась на еллинистов, к которым, вероятнее всего, принадлежал Стефан (ср. 11:19, 20).

8:2 благоговейные Возможно, набожные иудеи (ср. 2:5; Лк. 2:25), которые открыто протестовали против казни Стефана.

8:3 терзал церковь Так переведенное слово («терзать») в греческом встречается во внебиблейских текстах в значении разрушения города или гибели от клыков дикого животного.

8:4 ходили Это слово часто употребляется в Деян. в значении миссионерского труда (ст. 40; 9:32; 13:6; 14:24; 15:3, 41; 16:6; 18:23; 19:1, 21; 20:2).

8:5 Филипп Ср. 6:5. Имя первого миссионера и евангелиста в Писании (21:8). город Самарийский Самария – древняя столица Северного Царства Израиля, которое впоследствии пало под ударами ассирийцев (722 г. до Р. Х.) после 200 лет идолослужения и противления Богу. В результате движения больших потоков людей язычники из других регионов смешались с Иудеями и их потомки стали называться самарянами (см. пояснения к Ин. 4:9, 20)

8:7 нечистые духи См. пояснение к 5:16.

8:9 волхвовал Занимался волшебством: смесью науки и суеверия, включая астрологию и оккультизм (см. пояснения ко Втор. 18:9‑12; Отк. 9:21).

8:10, 11 великая сила Божия Симон утверждал, что имеет общение с Богом. Отцы ранней церкви называли его одним из основателей гностицизма, которые утверждали, что существует ряд сверхъестественных превращений, достигающих в итоге божественного состояния. Они назывались «Силы», и люди верили, что Симон находится на вершине лестницы превращений.

8:13 уверовал… Симон Его вера основывалась на корыстолюбии и никак не могла считаться настоящей. Ср. Ин. 2:23, 24. Он считал ее полезным явлением, необходимым для получения той силы, которой, по его мнению, обладал Филипп. Сопровождая Филиппа, он имел также возможность поддерживать контакт со своими поклонниками.

8:15 приняли Духа Святого См. пояснение к 2:4.

8:16 еще ни на одного из них Этот стих не утверждает о том, что христиане принимают Духа Святого вслед за спасением. Это был переходный период, в течение которого Апостолы должны были подтвердить включение новой группы людей в Церковь. Из‑за враждебности, существовавшей между Иудеями и Самарянами, последним важно было принять Духа в присутствии вождей Иерусалимской церкви, чтобы слиться всем в единую Церковь. Эта задержка показала также потребность Самарян в переходе под апостольскую власть. Такой же переходный период имел место, когда к Церкви присоединялись язычники (10:44‑46; ср. 15:6‑12; 19:6).

8:17 возложили руки на них Это означало апостольское утверждение и солидарность. См. пояснение к 6:6. они приняли Духа Святого То, что это действительно произошло, подтверждалось говорением на языках, как в Пятидесятницу (см. пояснение к 2:4), как это было с язычниками, когда они приняли Духа (10:46), как это было с последователями Иоанна (19:6). По мере того, как к Церкви прилагались самаряне, язычники и ветхозаветные верующие, устанавливалось и единство Церкви. На место одного народа – свидетеля Бога (Израиля) пришла церковь, состоящая из иудеев, язычников, полукровных самарян и верующих Ветхого Завета, которые стали верующими Нового Завета (19:1‑7). Для демонстрации единства церкви было необходимо, чтобы повторилось то, что случилось с уверовавшими иудеями, а именно: присутствие Апостолов и сошествие Духа, обозначенное говорением на языках (2:5‑12).

8:22‑24 Хотя он определенно пребывал в страхе, Симон не хотел каяться и искать прощения, а хотел лишь избежать последствий своего греха.

8:26 в Газу Один из пяти главных городов Филистии. Первоначальный город был разрушен в первом столетии до Р. Х., а новый город был построен на побережье.

8:27 евнух Может означать оскопленного мужчину или, чаще всего, правительственного чиновника. Вполне вероятно, что к нему относилось и первое и второе, поскольку Лука говорит о нем, как о евнухе, и о его высоком положении при дворе царицы – хранителя сокровищ (что‑то наподобие современного министра финансов). Как физический евнух, он не имел права входить в храм (Втор. 23:1) и не мог стать прозелитом. Кандакии Возможно, не имя, а официальный титул (вроде фараона или кесаря), который носили в той земле королевы‑матери. Ефиопской Ефиопия – в ту пору большое царство, расположенное на юг от Египта.

8:28 читал пророка Исаию Он знал о том, как важно искать Бога через Писание (Лк. 24:25‑27; Ин. 5:39, 46; Рим. 10:12‑15).

8:32, 33 место из Писания Ис. 53:7, 8.

8:34 о ком пророк говорит это? Его непонимание вполне объяснимо. Даже иудейские знатоки Писания расходились во мнениях по этому месту. Одни считали, что агнец для заклания – это Израиль, другие полагали, что Исаия говорит о себе самом, а кому‑то виделся образ Мессии.

8:37 Этот стих отсутствует в наиболее древних рукописях.

8:39 Филиппа восхитил Илия (3Цар. 18:12; 4Цар. 2:16) и Иезекииль (Иез. 3:12, 14; 8:3) также были взяты от земли чудесным образом. Это было сильнейшим подтверждением для присутствующих того, что Филипп был представителем Бога.

8:40 Азоте Азот – так в первом столетии назывался древний филистимский город Ашдод, расположенный в 20 милях (32 км) на север от Газы. Кесарию Возможно, там жили Филипп и его семья (21:9; см. пояснение к 9:30).