15 глава

15:1‑30 На протяжении всей истории церкви ее руководители занимались вопросами вероучения. Историки пишут о 7 соборах в истории ранней церкви. Прежде всего, это Никейский (325 г. по Р.Х.) и Халкидонский (451 г. по Р.Х.) соборы. Самым же важным был Иерусалимский совет, потому что он дал ответ на самый важный доктринальный вопрос: «Что должен сделать человек, чтобы получить спасение?» Апостолы и старейшины отвергли попытки навязать законничество и обрядность как необходимые предпосылки для спасения. Они постановили раз и навсегда, что спасение дается всецело благодатью и только через веру в Иисуса Христа.

15:1 некоторые Иудействующие – лжеучителя, которые самозванно насаждали законничество, проповедуя учение о спасении делами. из Иудеи См. пояснение к 1:8. если не обрежетесь… не можете спастись Ср. ст. 24. Ересь, которую распространяли иудействующие. См. пояснения к Быт. 17:10‑12.

15:2 в Иерусалим См. пояснение к 18:22. пресвитерам Начальствующие в Иерусалимской церкви (см. пояснение к 11:30).

15:4 Павел с Варнавой и другие очень подробно рассказали о делах Божьих, которые проявлялись в их служении. Они, несомненно, привели достаточно убедительные свидетельства о фактах спасения язычников (ср. 10:44‑48; 11:17, 18).

15:7 Петр, встав Это было первое из трех выступлений Петра на совете, которое является сильнейшим во всем Писании словом в защиту спасения благодатью через веру. Петр начал свою речь свидетельством о том, как Бог спасал язычников в ранние дни Церкви, не требуя обрезания, соблюдения закона или обряда на примере спасения Корнилия и его дома (10:44‑48; 11:17, 18). Если Бог не ставит никаких дополнительных требований для спасения, то для чего это делают законники? из уст моих См. 10:1‑48.

15:8 даровав им Духа Святого По‑видимому, иудействующие подвергали сомнению спасение Корнилия и его дома, потому что те не исполняли требования закона. Чтобы опровергнуть этот довод, Петр повторяет: Бог дал им Духа Святого, подтвердив тем самым реальность их спасения (см. пояснение к 2:4).

15:10 иго Сравнение с законничеством книжников и фарисеев (Мф. 23:4; ср. Лк 11:46). Законники полагали, что язычники смогут нести ношу, которую они сами нести не хотели.

15:11 благодатию Господа Иисуса Христа Повторение истины о спасении благодатью исключительно через веру (см. пояснения к Рим. 3:24, 25).

15:12 Варнаву и Павла Они говорили о делах, совершенных через них Богом среди язычников во время только что завершившегося миссионерского путешествия. знамения и чудеса См. пояснение к 2:19.

15:13 начал речь Иаков Это было третье слово в защиту спасения через веру, акцентировавшееся на том, что Бог намерен совершить в будущем для спасения язычников

15:14 народ во имя Свое См. пояснения к гл. 10, 11. Ср. Мал. 2:2, 5; 3Ин. 7.

15:15‑17 Иаков цитирует пророчество Амоса (9:11, 12) о Тысячелетнем Царстве в доказательство того, что спасение язычников не противоречит Божиему плану для Израиля. В этом Царстве посланники Божии возвестят спасение для язычников (Зах. 8:20‑23).

15:17 все народы… возвестится Иаков хочет сказать, что Амос не упоминает о том, что язычники станут прозелитами в иудействе. Если язычники могут спастись, не становясь иудеями, в Царстве, то нет нужды язычникам становиться прозелитами в веке нынешнем.

15:19 не затруднять Эквивалент слова «затруднять» в греческом означает «не бросать что‑нибудь на пути человека и не раздражать его». Иерусалимский совет, рассмотрев все свидетельства, решил, что соблюдение закона и выполнение обрядов не являются необходимыми для спасения. Иудействующим следовало прекратить «затруднять» обращающихся к Богу из язычников.

15:20 Иаков и другие старейшины не хотели, чтобы язычники ликовали в свободе во Христе и смущали верующих из иудеев. Поэтому Иаков потребовал, чтобы язычники воздерживались от четырех вещей, связанных с идолопоклонством и нарушавших закон Моисеев, чтобы не оскорблять иудеев. от оскверненного идолами Продукты, которые приносились в жертву языческим богам, а потом продавались в храмовых магазинах. Поскольку идолослужение было настолько отвратительно иудеям как запрещенное Богом (ср. Исх. 20:3; 34:17; Втор. 5:7), они избегали всего связанного с идолами, включая жертвенное мясо (ср. 1Кор. 8:1‑13). от блуда Всякие грехи в сфере половых отношений и особенно оргии, связанные с поклонением языческим богам. Язычникам следовало быть осторожными, чтобы не задевать чувства иудеев в сфере семейных и половых отношений. удавленины и крови Запреты касательно пищи (Быт. 9:4; Лев. 3:17; 7:26; 17:12‑14; 19:26; Втор. 12:16, 23; 15:23; 1Цар. 14:34; Иез. 33:25).

15:22 Иуду О нем известно лишь то, что он был пророком (ст. 32). Силу См. пояснение к ст. 40. Известен также как Силуан, сопровождал Павла во время его второго миссионерского путешествия (ст. 40; 16:19, 25, 29; 17: 4, 10, 14, 15; 18:5) и позднее помогал Петру в качестве писаря при написании его Первого послания (1Пет. 5:12).

15:23 в Антиохии, Сирии и Киликии Антиохия была столицей Сирии и Киликии, как единой области под управлением Рима. Церкви в Киликии были основаны, вероятно, Павлом после его бегства из Иерусалима (9:30).

15:24 смутили… поколебали Слово «смутить» имеет смысл «глубоко огорчить», «сильно обеспокоить», «поставить в затруднительное положение» или «вызвать страх». Слово «поколебать» во внебиблейских текстах говорило о чьем‑либо банкротстве. Эти два слова вместе точно описывают то великое замешательство, которое вызвали иудействующие. обрезываться Ср. ст. 1; см. пояснения к Быт. 17:10‑12.

15:26 предавшими души свои Во время первого миссионерского путешествия их жестоко преследовали (13:50), а Павел едва не был убит (14:19, 20).

15:29 См. пояснение к ст. 20.

15:34 Во многих рукописях этот стих отсутствует.

15:36 как они живут Кроме благовествования, Павел считал также необходимым укреплять новообращенных в их вере (Мф. 28:19, 20; Еф. 4:12, 13; Флп. 1:8; Кол. 1:28; 1Фес. 2:17), поэтому планировал во время второго миссионерского путешествия пройти по тем же местам.

15:37, 38 Иоанна, называемого Марком См. пояснения к 12:12; 13:13.

15:39 огорчение… разлучились Это не было дружеское расставание – они резко разошлись во мнениях относительно Иоанна Марка. Правота была, скорее всего, за Павлом, хотя бы потому, что он был Апостолом Иисуса Христа. Одно это должно было заставить Варнаву подчиниться его авторитету. Но впоследствии они примирились (1Кор. 9:6). Кипр См. пояснение к 13:4.

15:40 Силу Он был идеальным попутчиком для Павла, поскольку он был пророком и мог учить Слову. Будучи евреем, он имел доступ в синагоги (см. пояснение к 6:9). Поскольку он был римским гражданином (16:37), он пользовался теми же правами, что и Павел. Его авторитет в Иерусалимской общине позволял укреплять учение Павла о спасении для язычников благодатью через веру (см. пояснение к ст. 22).

15:41 Сирию и Киликию Павел посещал приходы, которые он, вероятнее всего, и основал до его труда в Антиохии (Гал. 1:21). Там также поднимался вопрос об обрезании.