Введение

Название

«Деяния» представляют собой вторую книгу, адресованную Феофилу (см. Лк. 1:3), и вначале, вероятно, не имевшую названия. Греческие рукописи озаглавлены словом «Деяния» и во многих добавлено «Апостолов». Греческое слово, переводимое как «Деяния» (praxeis), часто употреблялось в описаниях достижений великих людей. «Деяния» действительно передают дела выдающихся деятелей, созидавших раннюю Церковь, особенно Петра (гл. 1–12) и Павла (гл. 13–28). Более правильным названием этой книги было бы «Деяния Духа Святого через Апостолов», поскольку Его труд был несравненно выше и значительнее, чем дела любого человека. Именно Дух направлял, руководил и давал энергию для служения, которое укрепляло Церковь, обеспечивало рост Ее рядов, духовную силу и влияние.

Автор и время написания

Поскольку Евангелие от Луки было первой книгой, адресованной Феофилу (Лк. 1:3), напрашивается логический вывод о том, что автором Деяний является также Лука, хотя его имя не указанно ни в одной из этих книг. Авторство Луки подтверждается в трудах таких отцов ранней церкви, как Ириней, Климент Александрийский, Тертуллиан, Ориген, Евсевий и Иероним, а также в Мураториевом Каноне (ок. 170 г. по Р.Х.). Поскольку Лука не был особенно известной личностью (только три раза упоминался во всем Новом Завете – Кол. 4:14; 2Тим. 4:11; Флм. 24), то кажется мало вероятным, чтобы кто‑то попытался представить свой труд под именем Луки. Для этого можно было бы выбрать и более известное имя.

Лука был близким другом Павла, товарищем в путешествиях и личным врачом (Кол. 4:14). Он был исследователем (Лк. 1:1‑4), скрупулезным историком, большим знатоком римских законов и обычаев, а также географии Палестины, Малой Азии и Италии. При написании Деяний Лука, несомненно, пользовался рукописными источниками (15:23‑29; 23:26‑30) и имел также личное общение с такими ключевыми фигурами, как Петр, Иоанн и другими верующими из Иерусалимской церкви. Двухлетнее тюремное заключение Павла в Кесарии (24:27) дало Луке возможность подолгу беседовать с Филиппом и его дочерьми (это был важнейший источник информации о ранней Церкви). Наконец, частое употребление местоимений «мы» и «нас» (16:10‑17; 20:5–21:18; 27:1–28:16) показывает, что Лука был свидетелем многих событий, записанных в Деяниях.

Некоторые полагают, что Лука писал «Деяния» после падения Иерусалима (70 г. по Р.Х.; умер же он в середине 80‑х гг.). Однако более вероятно, что он писал намного раньше, до конца первого тюремного заключения Павла в Риме (ок. 60–62 г. по Р.Х.). Такая дата самым естественным образом объясняет резкое завершение Деяний в тот момент, когда Павел ждет суда кесаря. Лука, посвятивший более половины своей книги служению Павла, наверняка бы дал отчет об этом суде и описал бы дальнейшее служение, второе заключение в узы (ср. 2Тим. 4:11) и смерть Павла, если бы эти события произошли до написания Деяний. Молчание Луки о таких событиях, как мученическая смерть Иакова, главы Иерусалимской церкви (62 г. по Р.Х. согласно еврейскому историку Иосифу Флавию), преследования во время правления Нерона (64 г. по Р.Х.) и падение Иерусалима (70 г. по Р.Х.) также указывает на написание Деяний до упомянутых событий.

Исторический фон и предпосылки написания

Как явствует из начала Евангелия от Луки, он писал его Феофилу и другим читателям этой книги в виде «повествования» (Лк. 1:1) о том, что совершил Иисус во время Своего земного служения. Все эти великие события описаны «по порядку» (Лк. 1:3). В Деяниях продолжается описание всего совершенного Иисусом через рождение Церкви в День Пятидесятницы до проповеди Павла в Риме. Деяния дают хронику распространения благовестия и роста Церкви (ср.1:15; 2:41, 47; 4:4; 5:14; 6:7; 9:31; 12:24; 13:49; 16:5; 19:20). Отмечено также и возрастание сопротивления проповеди Евангелия (ср. 2:13; 4:1‑22; 5:17‑42; 6:9–8:4; 12:1‑5; 13:6‑12, 45‑50; 14:2‑6, 19, 20; 16:19‑24; 17:5‑9; 19:23‑41; 21:27‑36; 23:12‑21; 28:24).

Феофил, чье имя означает «любящий Бога», вошел в историю лишь вследствие упоминания о нем Лукой в Евангелии и в Деяниях. Был ли он верующим, которого наставлял Лука, или язычникам, которого Лука пытался обратить,– неизвестно. Обращение Луки «достопочтенный Феофил» (Лк. 1:3) наводит на мысль, что он был довольно важным официальным лицом в римской иерархии (ср. 24:3; 26:25).

Исторические и теологические темы

Будучи началом всех известных трудов по истории церкви, Деяния описывают первые отзывы людей на заключительные слова Иисуса Христа (Мф. 28:19, 20). Книга содержит сведения о первых трех десятилетиях существования церкви. Ничего подобного нет больше во всем Новом Завете. Хотя по сути своей Деяния не являются доктринальным трудом, в них подчеркивается, что Иисус из Назарета был долгожданным Мессией для Израиля, показано, что благая весть предлагается всем людям (а не только иудеям), особое внимание уделяется Духу Святому (более 50 упоминаний). В Деяниях часто цитируется Ветхий Завет: например, 2:17‑21 (Иоил. 2:28‑32); 2:25‑28 (Пс. 15:8‑11); 2:35 (Пс. 109:1); 4:11 (Пс. 117:22); 4:25, 26 (Пс. 2:1, 2); 7:49, 50 (Ис. 66:1, 2); 8:32, 33 (Ис. 53:7, 8); 28:26, 27 (Ис. 6:9, 10).

В Деяниях содержится множество аналогий и параллелей: служение Иисуса и служение Апостолов, переход от Ветхого Завета к Новому Завету, от богоизбранного народа израильского к Церкви (состоящей как из иудеев, так и из язычников), свидетельствующей о Боге. Дальнейшая теологическая разработка перехода от Ветхого Завета к Новому Завету представлена в Послании к Евреям, а Деяния дают картину практического утверждения церковной жизни.

Проблемы толкования

Поскольку Деяния являются прежде всего историческим описанием, а не теологическим трактатом наподобие Посланий к Римлянам или к Евреям, в них содержится относительно небольшое число трудных для истолкования мест. Они касаются главным образом переходных аналогий (см. Исторические и теологические темы) и проблемы знамений и чудес. Эти вопросы особо отмечены в пояснениях (например, к 2:1‑47; 15:1‑29).

План

Вступление (1:1‑8)

I. Свидетели в Иерусалиме (1:9–8:3)

А. Предвосхищение церкви (1:9‑26) Б. Основание церкви (2:1‑47) В. Рост церкви (3:1–8:3)

1. Апостолы: проповедь, исцеления и гонения (3:1–5:42) 2. Дьяконы: проповедь, учение и гонения (6:1–8:3)

II. Свидетели в Иудее и Самарии (8:4–12:25)

А. Благовествование самарянам (8:4‑25) Б. Обращение язычника (8:26‑40) В. Обращение Савла (9:1‑31) Г. Благовествование иудеям (9:32‑43) Д. Благовествование язычникам (10:1–11:30) Е. Преследования Иродом (12:1‑25)

III. Свидетели до края земли (13:1–28:31)

А. Первое миссионерское путешествие Павла (13:1–14:28) Б. Совет в Иерусалиме (15:1‑35) В. Второе миссионерское путешествие Павла (15:36–18:22) Г. Третье миссионерское путешествие Павла (18:23–21:16) Д. Суды над Павлом в Иерусалиме и Кесарии (21:17–26:32) Е. Путешествие Павла в Рим (27:1–28:31)