20 глава

20:1 вышел и пошел Павел направился в Рим через Грецию (см. пояснение к 19:21). Македонию См. пояснение к 16:9.

20:2 Пройдя же те места Македония и Ахаия (см. пояснение к 19:21).

20:3 три месяца Все или почти все это время Павел находился в Коринфе. возмущения, сделанного против него Иудеями См. 9:20, 23; 13:45; 14:2, 19; 17:5‑9, 13; 18:6, 12, 13; 19:9; 21:27‑36; 23:12‑15. К великому сожалению, большей частью сопротивление служению Павла исходило от иудеев (ср. 2Кор. 11:26). В Коринфе они возненавидели Павла за унизительный для них итог спора с ним перед Галлионом (18:12‑17) и за имевшее большой общественный резонанс обращение двух их самых видных начальников Криспа (18:8) и Сосфена (18:17; 1Кор. 1:1). Лука не приводит подробностей заговора Иудеев, но, несомненно, речь идет о намерении убить его по дороге в Палестину. Было бы совсем несложно сделать это на небольшом корабле, битком набитом путешествующими иудеями. Из‑за этой опасности Павел передумал плыть из Греции в Сирию. Вместо того он решил пойти на север в Македонию, переплыть через Эгейское море в Малую Азию и там пересесть на другой корабль. Из‑за этого изменения планов Павел лишился возможности добраться до Палестины на праздник Пасхи, но он рассчитывал успеть к Пятидесятнице (ст. 16).

20:4 Сосипатр… Вериянин… Асийцы… Трофим Сопровождавшие Павла были из различных мест, где он нес служение. Эти люди были своего рода представителями своих церквей, которым поручено было доставить вместе с Павлом собранные средства в Иерусалим. (см. пояснение к 19:21; ср. 1Кор. 16:3, 4).

20:5 нас Местоимение первого лица показывает, что Лука вновь присоединился к Павлу в Филиппах (ст. 6). У него, как у язычника, была возможность остаться там для служения, когда Павел и Сила были вынуждены уйти (16:20, 39, 40). Это второй из трех стихов, где «нам» говорит о том, что Лука сопровождает Павла в его путешествиях (см. во Введении: Автор и время написания). в Троаде См. пояснения к 16:7, 8.

20:6 дней опресночных Т. е. Пасхи (Исх. 12:17). из Филипп Павел вместе с Лукой и, возможно, Титом переплыли Эгейское море от Филипп до Троады. Из‑за неблагоприятных ветров эта дорога заняла 5 дней – раньше Павел переплывал из Троады в Неаполь (Филиппийский порт) всего за 2 дня (16:11). В Троаде к ним присоединились остальные.

20:7 В первый же день недели Воскресенье, день, в который в церкви проходило служение, потому что это был день Воскресения Христова. Ср. Мф. 28:1; Мк. 16:2, 9; Лк. 24:1; Ин. 20:1, 19; 1Кор. 16:2. В рукописях отцов ранней Церкви говорится, что церкви продолжали собираться по воскресеньям и после новозаветного периода. Писание не требует, чтобы христиане соблюдали день субботнего покоя: 1) суббота была знаком Моисеева завета (Исх. 31:16, 17; Неем. 9:14; Иез. 20:12), а христиане пребывают в Новом Завете (2Кор. 3; Евр. 8); 2) В Новом Завете нет указания о соблюдении субботы; 3) первая заповедь о соблюдении субботы была дана только при Моисее (Исх. 20:8); 4) Иерусалимский совет не дал указания верующим из язычников соблюдать субботу (гл. 15); 5) Павел никогда не предостерегал христиан относительно субботы и 6) Новый Завет ясно говорит о том, что нет необходимости в соблюдении суббот (см. пояснения к Рим. 14:5; Гал. 4:10, 11; Кол. 2:16, 17). для преломления хлеба Общая трапеза с церковным служением (1Кор. 11:20‑22).

20:8 В горнице См. пояснение к 1:13. Собрания ранней Церкви проходили в домах (Рим. 16:5; 1Кор. 16; 19; Кол. 4:15; Флм. 2). Появление первых церковных зданий датируется третьим столетием. светильников Испарения горевшего масла могли быть причиной того, что Евтих уснул (ст. 9).

20:9 юноша В греческом переведенное так слово предполагает возраст от 7 до 14 лет. То ли по причине множества горевших светильников, то ли слишком позднего для его возраста часа (ст. 7) мальчик задремал, упал через окно и разбился насмерть.

20:10 душа его в нем Это не значит, что он не умер, но жизнь вернулась к нему. Врач Лука знал, как умирает человек, и он констатировал (ст. 9) смерть Евтиха.

20:13 Асс Находился в 20 милях (32 км) от Троады на другой стороне полуострова. пешком Поскольку кораблю нужно было обогнуть весь полуостров, Павел мог прийти в Асс пешком почти за такое же время. Павел намеренно решил идти пешком, чтобы по дороге излагать свое учение сопровождавшим его верующим из Троады.

20:14 в Митилину Это главный город острова Лесбос, на юг от Асса.

20:15 Хиоса Остров у побережья Малой Азии на юг от Лесбоса. В Хиосе родился греческий поэт Гомер. Самосу Остров, находившийся недалеко от Ефеса. На Самосе родился знаменитый математик Пифагор.Трогиллии Выступ суши в Эгейском море между Самосом и Милетом. Если корабль действительно останавливался там, то непонятно почему в греческих рукописях нет упоминания о Трогиллии. Милит Город в Малой Азии в 20 милях (32 км) на юг от Ефеса.

20:16 рассудилось миновать Ефес Стараясь добраться до Иерусалима до Пятидесятницы (50 дней после Пасхи), Павел решил встретиться со служителями (т. е. пасторами, дьяконами) Ефесской церкви в Милете.

20:19 со… многими слезами Павел скорбел 1) из‑за тех, кто еще не познал Христа (ср. Рим. 9:2, 3); 2) из‑за слабых и незрелых верующих (2Кор. 2:4) и 3) из‑за угрозы, исходившей от лжеучителей (ст. 29, 30). По злоумышлениям Иудеев См. 2Кор. 11:24, 26. По иронии судьбы именно заговор иудеев в Коринфе позволил ефесским служителям провести некоторое время с Павлом (см. пояснение к ст. 3).

20:20 всенародно и по домам Павел учил в синагоге (19:8; см. пояснение к 6:9) и школе Тиранна (19:10). Он подкреплял всенародное учение практическими назиданиями в домах и при беседах с отдельными людьми.

20:21 покаяние Важная составная часть благовестия (см. пояснение к 2:38; ср. 26:20; Мф. 4:17; Лк. 3:8; 5:32; 24:47).

20:22 по влечению Духа Павел имел глубокое чувство долга раба перед Господином, Который искупил его, призвал его на служение и повлек его вперед, несмотря на угрозу опасностей и бедствий (ст. 23).

20:23 Дух Святый… свидетельствует Павел знал, что в Иерусалиме его ждут гонения (ср. Рим. 15:31), о подробностях которых он еще узнает из пророчества Агава (21:10, 11).

20:24 поприще мое и служение… принял от Господа Иисуса Ср. 2Тим. 4:7. Евангелие благодати Божией Уместное высказывание, поскольку спасение дается исключительно Божьей благодатью (Еф. 2:8, 9; Тит. 2:11).

20:25 не увидите лица моего все вы Предчувствуя тяжелые испытания, которые ждут его в Иерусалиме, Павел не предполагал вернуться когда‑либо в Малую Азию. Хотя такая возможность могла бы ему представиться после первого тюремного заключения в Риме, в этот момент он не мог этого предвидеть. Царствие Божие См. пояснение к 1:3.

20:26 чист я от крови Ср. Иез. 33:7‑9; Иак. 3:1.

20:27 всю волю Божию Общий план и цель Бога для спасения людей во всей их полноте: истины о творении, избрании, искуплении, оправдании, усыновлении, обращении, святой жизни и прославлении. Павел сурово клеймит тех, кто искажает истину Писания (2Кор. 2:17; 2Тим. 4:3, 4; ср. Отк. 22:18, 19).

20:28‑30 Своевременное предупреждение, истинность которого была доказана последующими событиями в Ефесе. (1Тим. 1:3‑7; 19:20; 6:20, 21; Отк. 2:2). Лжеучителя уже внесли свою заразу в церкви Галатии (Гал. 1:6) и Коринфа (2Кор. 11:4).

20:28 внимайте себе Павел неоднократно призывал Тимофея исследовать себя, когда его сын в вере нес пасторское служение в Ефесе (1Тим. 4:16; 2Тим. 2:20, 21). блюстителям Имеются в виду пасторы и пресвитеры (см. пояснение к 1Тим. 3:1). Это слово подчеркивает ответственность руководителя за состояние его общины, в том числе и в отношении лжеучителей. Руководство церкви, которое подрывает библейский авторитет старейшин в угоду культурным и демократическим процессам, действует вопреки Новому 3авету (ср. 1Фес. 5:12, 13; Евр.13:17). Себе Кровию Своею См. пояснение к 1Пет.1:18. Павел настолько сильно верил в единство Бога Отца и Господа Иисуса Христа, что мог говорить о смерти Христа как о пролитии Крови Божией, хотя Бог не имеет тела (Ин. 4:24; ср. Лк. 24:39) и, следовательно, крови.

20:29 лютые волки Эта метафора, заимствованная у Иисуса (Мф. 7:15; 10:16), подчёркивает крайнюю опасность лжеучителей для Церкви.

20:30 из вас самих Ещё более страшное зло, нежели угрозы извне, представляют собой отступники внутри Церкви (1Тим 1:20; 2Тим 1:15; 2:17; ср. Иуд. 3, 4, 10‑13). превратно Греческое слово означает «искаженное» или «изогнутое». Лжеучителя злонамеренно искажают Слово Божье (13:10; 2Пет. 3:16).

20:31 три года Время служения Павла в Ефесе, включая два года, которые он трудился в школе Тиранна (19:10).

20:32 слову благодати Его Речь идет о Писании, в Котором изложены милости Божии для человечества. назидать Библия есть источник духовного роста для всех христиан (1Фес. 2:13; 2Тим. 3:16, 17; 1Пет. 2:2). И поскольку церковь есть «столп и утверждение истины» (1Тим. 3:15), её руководители должны быть знакомы с этой истиной. наследие См. пояснение к 1Пет. 1:4.

20:33 пожелал Любовь к деньгам – отличительная черта лжеучителей, но ни в коей мере не характерная для Павла (ср. Ис. 56:11; Иер. 6:13; 8:10; Мих. 3:11; Тит. 1:11; 2Пет. 2:3). См. пояснения к 1Тим. 6:3, 5.

20:34 мне послужили руки мои сии Павел имел право на пропитание за благовествование (1Кор. 9:3, 14) и иногда принимал помощь (2Кор 11:8, 9; Флп. 4:10‑19). И все же он часто занимался простым трудом, чтобы «благовествовать о Христе безвозмездно» (1Кор. 9:18).

20:35 поддерживать слабых Ср. 1Кор. 4:12; 1Фес. 2:9; 2Фес. 3:8, 9. слова Господа Иисуса Это единственная прямая цитата из сказанного Иисусом Христом во время Его земного служения и не записанного в Евангелиях. Библия не содержит всех слов Иисуса Христа или описания всех Его дел (Ин. 21:25).

20:37 падая на выю Павла Согласно Библии это было величайшим проявлением расположения и добрых чувств (ср. Быт. 33:4; 45:14; 46:29).